Типичный памятник ярославского зодчества церковь ильи пророка. Типичный памятник ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка — представляет собой (1) хорошо освещенный (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями

В славном Ярославле, в самом его центре, стоит великолепный архитектурный памятник зодчества 17 века - церковь Ильи Пророка. Воздвигнута она была в тот же период, что и сам Ярославль, правителем Руси Ярославом Мудрым, там, где раньше располагались два старых ветхих храма из дерева. Среди православных храм Ильи Пророка пользуется спросом. Здесь проводятся службы как обычные, так и праздничные. А красота внутреннего убранства и величественный внешний вид привлекает любопытных туристов.

Храм Ильи пророка - памятник прошлой эпохи

По преданию церковь унаследовала свое название в честь дня Ильи Пророка, когда великий князь победил могучего медведя. По сути, это стала самая первая религиозная постройка в новообразованном граде. Она благополучно пережила большой пожар в 1658 году, получив лишь небольшие внешние повреждения, которые уничтожили уникальную роспись цветами внешних стен. В 1920 году церковный удел стал частью Ярославского музея-заповедника, работники которого спасли его от упразднения и разворовывания большевиками. Но вопреки их стараниям, в 30-х годах ХХ века Союз воинствующих безбожников смог добраться до церквушки и организовал в ее пределах антирелигиозный музей.

Церковь Ильи Пророка много раз реставрировалась, только в прошлом веке в ней проведено три реставрации. Здесь находятся старинные иконы, богатейшая церковная утварь, стены украшает завораживающая роспись.

Службы проводятся с 1989 года, когда престол был вновь освящен и благословлен.

Красота церкви и ее интересная история привлекают ежегодно множество туристов, ученых-историков, служителей искусства и паломников.

Появление первого варианта монастыря относят к 1186 году. Духовный центр Ярославля превратился в каменное строение при поддержке Ростовского князя Константина. На его территории вырос величественный каменный Спасо-Преображенский Собор. Старинный храм XVI века вошел в списки всемирного наследия. В библиотеке собора хранились старинные рукописи. Среди них было найдено «Слово о полку Игореве».

Сейчас полная информация о книге, способе её создания предоставляется интересной экспозицией музея при Соборе. Но пожар уничтожил и эту постройку. Сейчас существует, возведённый на остатках фундамента, новый Собор. В архитектурный комплекс города входят Священные ворота, Трапезная палата, Келейный корпус, Архиерейский дом, колокол «Благовестник». В Соборе хранятся священные реликвии, иконы Богоматери Владимирской, Смоленской, Преображения Господне. Основная часть выполнена в стиле барокко.

Находится на Богоявленской площади, рядом с Московским мостом над рекой Которосль. Ориентировочная цена входного билета составляет 180 руб. для взрослых, 70 руб. школьникам, пенсионерам,100 руб. студентам.

Действующий собор (в нём проходили богослужения в тяжёлые советские времена) является важнейшей святыней православия, великолепным памятником русской архитектуры. После возвращения храма во владение церкви Кафедральный собор называют и церковью Федоровской иконы Божией Матери. Её появления связано с интересными легендами об исцелении от болезни посадского Плешкова. В 1683 году началось возведение первого здания собора.

Всё внутреннее убранство храма (фрески, иконы, иконостас) сохранились в первоначальном виде. Историческую ценность представляют большая дидактическая икона с изображением Святой Троицы, царские врата, древний серебряный ковш для освящения водой. Высокорасположенные луковицы церкви, яркие купола придают ей особую грандиозность, величие. Это один из любимых храмов местного населения, многочисленных российских паломников. Находится собор по адресу Большая Федоровская улица, 72.

Красивый памятник зодчества на Руси считается одним из самых древних каменных соборов Ярославля. Он был заложен в 1215 году, освящён в 1219 году. В первоначальном виде собор простоял до пожара 1501, уничтожившего храм. При разборе руин храма после пожара были обнаружены мощи ярославских князей, живших в XIII столетии (Василия и Константина Всеволодовичей).

Сейчас это главная реликвия восстановленного собора. Ежедневно в соборе проходят богослужения. Божественная литургия проходит в праздничные, воскресные дни дважды. В 7.0 и 9.30 часов утра. Находится церковь на Которосльной набережной,2.

Церкви и храмы Ярославля на карте

«Если на Москве храмов много, то в Ярославле их сравнительно ещё больше, и
они поражают глаз, как блестящее осенение города», – так описывал свои
впечатления в 1884 году писатель Константин Случевский. К сожалению,
далеко не все из тех церквей, которыми любовались люди в XIX веке, дошли до
наших дней.

По некоторым данным, до революции в Ярославле насчитывалось около
100 храмов. Но во время белогвардейского восстания в 1918 году многие из них
были повреждены или разрушены, другие были взорваны в период воинствующего
атеизма 30-х годов. Сейчас в Ярославле насчитывается около 30-ти действующих
православных храмов.

Среди них Успенский собор — самая древняя каменная постройка города. Он
расположился на возвышении рядом со Стрелкой. Храм был заложен еще в 1215 году
по воле ростовского князя Константина (был похоронен в этом соборе) – старшего
сына Всеволода Большое Гнездо. Посвящен он был Успению Пресвятой
Богородицы, и много веков являлся главным храмом Ярославля.

Прекрасно виден со Стрелки и храмовый ансамбль в Коровниках – лучший образец
архитектурных ансамблей. Это композиционно законченный памятник, который
строился на протяжении многих десятков лет. Над ним трудились талантливейшие
зодчие Ярославля. В состав храмовой композиции входят две крупные церкви —
церковь Владимирской иконы Божьей Матери и церковь Иоанна Златоуста,
колокольня и Святые ворота. Все эти элементы строились и украшались
постепенно.

Летняя церковь Иоанна Златоуста была построена первой. Строилась она в
течение пяти лет (1649 — 1654 годы) кропотливой работы каменщиков, керамистов,
строителей. Деньги на строительство были выделены ярославскими богачами Иваном и
Фёдором Неждановскими (позже оба жертвователя обрели вечный покой в южном
приделе храма). В дальнейшем новое поколение внесло свои изменения в облик
храма: в четверике появились широкие окна, украшенные красивыми наличниками.

Второй по значимости Храм Владимирской иконы Божией матери формой и размером
постройки напоминают первый. Он был построен в 1669 году и предназначался для
проведения зимних служб.

Композиционный центр комплекса — колокольня с собственным именем –
Ярославская свеча, прозванная так за свою высоту (37 метров) и стройность.
Расположенная на равном расстоянии от обоих храмов, она связала их воедино.
Законченный характер всему комплексу придают Святые ворота рубежа 17-18 веков,
оформленные в стиле нарышкинского барокко. Сегодня красивейший храмовый
комплекс в Коровниках принадлежит старообрядцам.

На левом берегу Волги стоит знаменитый Толгский монастырь. Он славится
чудотворной Толгской иконой Богоматери, исцеляющей людей. В числе прочих иконе
приписывают такие чудеса, как выздоровление от болезни ног Ивана Грозного (в
благодарность по указу царя в Толгском монастыре возвели каменный собор) и даже
воскрешение мёртвого ребёнка, привезённого в монастырь для погребения.

До 1647 года на данной территории Земляного посада, недалеко от Волжских берегов, находилось два приходских храма, построенных из дерева – холодный Ильинский и теплый Покровский. Здания были уже достаточно ветхими, и два брата купеческих кровей – Скрипины — решили соорудить вместо них единый храм, который должен был увековечить память о самом первом городском храме – Ильинском, срубленном на территории сформированного при Ярославе Мудром Ярославского кремля.

Естественно, материализуется идея данной постройки братьями на свои средства, которых им было не занимать. Купеческая семья, занимающаяся торговлей, в том числе песцами, соболями и жемчугами, разбогатела, еще проживая в Великом Новгороде. Переехав в Ярославль, Скрипины становятся крупными поставщиками мехов и драгоценностей для царского и других богатейших дворов Москвы. Только скупка пушнины приносила им сумасшедшую прибыль. Однако богатство не мешало членам купеческого семейства быть религиозными и добропорядочными гражданами. Именно это и сподвигло их на сооружение самого высокого и прекрасного посадского храма.

Имена строителей и мастеровых, воздвигших эту великолепную церковь, историей не сохранились. Но они увековечены, как и другие безымянные рядовые созидатели Ярославля, среди наиболее важных скульптурных персонажей – в бронзовом образе Гражданина – на постаменте Памятника «1000 лет Ярославлю» в Парке «Стрелка».

Образ Гражданина — строителя Ярославля

Новая каменная холодная (т.е. неотапливаемая) Церковь Ильи Пророка строилась на земле самих Скрипиных в непосредственной близости к их купеческим палатам и хозяйственным строениям подворья. На проходившие рядом торговые улицы Пробойную (ныне Советскую) и Соколовскую вновь построенный храм выходил западным фасадом и северным. Многие члены купеческой династии Скрипиных были затем захоронены на территории северного храмового придела – в семейной усыпальнице.

Торговые ряды

Для строящейся церкви из московского Успенского собора поступил очень ценный подарок – частица Христовой ризы. Для размещения этого дара был сооружен дополнительный придел, названный Ризоположенским.

В самый страшный ярославский пожар 1658 года храм сильно обгорел снаружи, но его внутренних помещений огонь не затронул. Внутри собор был расписан значительно позже его сооружения, при вдове одного из создателей в начале 80-х годов 17 века. Для росписи храма была организована бригада из 15 ярославских художников. А руководить работой этой организованной артели были приглашены знаменитые мастера из Костромы – Г.Никитин и С.Савин.

Внутреннее убранство и роспись Храма Ильи Пророка

Роспись внутренних храмовых стен была осуществлена в рекордные сроки – за 3 месяца. Стены фасадов тоже были расписаны растительным орнаментом, ныне утраченным. Зеленые черепичные покрытия храмовых глав ослепительно сверкали под солнцем. В 18 веке та черепица была заменена традиционным для ярославских храмов чешуйчатым покрытием.

Церковь Ильи Пророка в 19 веке

Случилось так, что братья Скрипины не оставили наследников, но они оставили завещание, по которому их торговая фирма, земли и дома, и, конечно же, Ильинский храм – перешли городу. Таким образом, Церковь Ильи Пророка к концу 17 века стала приходской.

Храм главной городской площади

В конце 70-х годов 18 века во времена активной градостроительной политики Екатерины Второй был принят план регулярной застройки Ярославля. И именно Ильинская церковь стала отправной точкой создания сети новых улиц по радиально-кольцевому принципу.

Оказавшись на главной городской площади, Ильинский храм окружается административными учреждениями – Наместническим дворцом и симметричными корпусами Присутственных мест. По имени храма и новая площадь получает название Ильинской.

Вид Советской (бывшей Ильинской) площади с улицами сверху

В конце 19 века вокруг церковных помещений появляется кованая ограда, рисунок которой был изготовлен по эскизу академика А.Павлинова. Тогда же был проведен и текущий ремонт храма с заменой крыши и т.д. Все эти инициативы исходили от И.Вахрамеева – Ярославского мэра того периода. Говорят, что частично и на его деньги.

Церковь после ремонта конца 19 века

После революции и полноценного установления советской власти здание Ильинской церкви поступает в распоряжение Ярославского музея-заповедника, что его и спасло от уничтожения. Какое-то время храм был Антирелигиозным музеем, и в нем прямо под церковным куполом висел Маятник Фуко. В то же время в храм были помещены мощи Ярославских чудотворцев, перенесенные сюда в конце 30-х годов на всеобщее обозрение.

В храме неоднократно проводились поддерживающие здание реставрационные работы — в 50-е, 60-е и в 80-е годы. В конце 80-х Ильинская церковь была возвращена верующим и вновь освящена, но богослужения в ней совершаются только в праздничные дни.

Празднование 9 мая

Сегодня старейший Ильинский храм является основной достопримечательностью Советской площади, свидетелем всех основных праздничных мероприятий Ярославля и филиалом Ярославского музея-заповедника.

Архитектурная уникальность храма

Внешнее оформление

Ильинская церковь строилась как соборный храм византийского типа. Основным материалом для строительства служил большемерный красный кирпич, а на декор шел белый камень. До начала 18 века храм существовал в таком виде, затем он был побелен известкой с добавлением охры.

Архитектурная планировка Ильинского храма весьма своеобразна, а его внешняя структура привлекает внимание уже своей ярко выраженной ассиметричностью, что очень присуще многим ярославским храмам 17 столетия. Сложная ассиметричная планировка Ильинской церкви делает ее уникальным городским храмом, вид на которой с различных ракурсов совершенно неповторим.

Вид на Ильинский храм с северной стороны

Помещение центрального храма находится на высоком подклете и снабжено пятью крупными луковичными главами на барабанах, снабженных световыми оконными проемами. Сами барабаны имеют украшения в виде узорчатых поясков и изящных кокошников.

Вокруг основного храма группируются приделы, галереи и колокольня и все это вместе создает неповторимый архитектурный ансамбль, из гармоничного объединения которого вырываются вверх Колокольня и Ризоположенский придел. С южной стороны находится Покровский придел с Трапезной. На восточной стороне очень небольшой башенный придел Гурия, Самона и Авива с трехъярусным украшением из кокошников. Подклет этого придела и является семейной усыпальницей Скрипиных. Западная галерея соединяет Колокольню с Ризоположенским приделом.

Вид с западной стороны

Построенный позже остальных, Ризоположенский придел выделяется не только шатровым завершением, но и сочетанием удивительной легкости и величественности. На чуть вытянутом в высоту четверике, снабженном окошками, находится невысокий, но довольно крупный восьмерик. Место перехода одного в другое отмечено изящными угловыми кокошниками. Восьмерик плавно переходящий в ажурный восьмигранный шатер. Два нижних яруса шатра выделяются небольшими волнами кокошников, а идущие от них вверх грани декорированы параллельными выступами-насечками. Все эти детали создают ощущение легкости и изящности. Кроме этого придела в храме имеется еще два, один из которых – у южного фасада Покровский — вместе с Трапезной является теплым.

Колокольня находится на северо-западе храма. Выполнена она в строгом и простом ключе, без излишеств. Ее восьмигранное основание – восьмерик, имеет декоративные лопатки, скрывающие опоры и подчеркивающие граненое строение нижней части сооружения. Ярус звонницы имеет восемь арочных оконных проемов. Еще выше находятся «слухи» с наличниками — специальные отверстия для улучшения звукового резонанса. А белое шатровое завершение заканчивается зеленой луковкой и крестом.

Снаружи храмовые стены не расписаны, как было в конце 17 века, они просто отштукатурены, но при этом каждый из фасадов индивидуален. Фасады ансамбля с западной и северной сторон более декоративны и парадны. Они украшены такими архитектурными деталями как прорисованные арки, наличники разных форм, квадратные углубления ширинок, с резными вставками изображений фантастических животных.

Архитектурный декор стен

Живописное оформление сохранилось сегодня только на фронтоне западного крыльца. Это панно «Распятие», расположенное над входом в храм, реставрируется во время каждого ремонта.

Панно «Распятие» над западным входом

По всей длине карнизов можно видеть нарядный позолоченный железный подзор. Как и центральный купольный крест этот подзор выполнен неизвестными ярославскими кованых дел мастерами в 17 столетии.

Внутреннее убранство: росписи, иконостас и т.д.

Четырехстолпное внутреннее пространство храма имеет множество объемов, шатровый и купольный приделы, пять престолов и шатровую колокольню. Все помещения связаны между собой крытыми галереями, стены которых, как и стены самого храма покрыты фресковыми росписями на библейские и бытовые сюжеты. Эта роспись чудом сохранилась со второй половины 17 века. Ее только неоднократно очищали от пылевого и грязевого налетов.

Фресковые росписи внутренних помещений Ильинского храма

Прогулка по всем трем храмовым галереям – это знакомство с уникальнейшей стеновой живописью, являющейся настоящим шедевром данного вида искусства. Самым интересным галерейным коридором является путь от Розоположенского придела к Колокольне. Галереи расписывались еще годы спустя после оформления основного храмового интерьера.

Фресковая роспись центрального зала выполнена в шесть ярусов. По нижнему – первому ярусу – идет сказочно красивый орнамент. Второй ярус посвящен жизнеописанию Пророка Елисея, являющегося учеником Ильи Пророка. Здесь присутствуют сцены жатвы и воскресения умершего младенца.

Стеновая роспись

В сценах третьего яруса запечатлены известные фрагменты жития Ильи, его чудеса врачевания и контакты с народом. Четвертый ярус посвящен житию Апостолов, а пятый и шестой – сюжетам Евангелия.

Резной, покрытый золотом иконостас главного храма выполнен в конце 17 века в стиле московского барокко. Он поражает своим изяществом и богатейшей коллекцией древних икон, часть из которых принадлежит кисти Ф.Зубова, одного из известнейших иконописцев того периода.

Иконостас

Отдельно нужно обратить внимание на тонкую работу резчиков по дереву, оформлявших сам иконостас, царские врата и надпрестольную сень. На шести иконостасных ярусах находятся самые старинные иконы. По центру расположены иконы, принадлежавшие купеческой семье Скрипиных. Все они были когда-то в богатых окладах с жемчугом и драгоценными камнями.

Филигранная резьба в оформлении Иконостаса

Иконостасы приделов несколько отличаются от главного, но они так же содержат старинные и ценнейшие иконы. Общую картину потрясающего древнерусского искусства довершают предметы ценнейшей церковной утвари.

История церкви Илии Пророка в Ярославле

Церковь Илии Пророка уникальнейший и очень старый православный храм Ярославля.

Согласно «Сказанию о построении града Ярославля», самую первую в городе церковь во имя Илии Пророка заложил Ярослав Мудрый. Легендарный поединок князя с медведицей - покровительницей живших на этих землях племен - произошел как раз в Ильин день. Одолев зверя:

«христолюбивый князь повелел рубить деревья и расчищать место, на котором решил град поставить. И вскоре мастера начали строить церковь святого пророка Ильи и град созидать. Город сей благоверный князь Ярослав назвал в свое имя Ярославлем».

Средства на строительство храма Илии Пророка выделили состоятельные купцы - братья Иоанникий и Вонифатий Скрипины. Имея достаточно денег, они решили возвести церковь, что называется, «для себя», на своем собственном подворье.

Строительство началось в 1647 году, а закончилось через три года, о чем гласит надпись справа от входа в храм:

«Благоволением Бога Отца Вседержителя и споспешением Единородного Сына Его Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и содействием Святого и Животворящего Духа начаты созидатися сии церкви во имя Пресвятыя Богородицы, честного Ея Покрова и Святого Пророка Ильи с прочими тремя приделы в лето 7155 (1647), месяца мая в 9 день; совершена же сия церковь и освящена в 7158 (1650) году, июня в шестнадцатый день, при державе Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, при святейшем Иосифе Патриархе Московском и всея Руси, при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском».

Ильинская церковь Ярославля получилась величественной и нарядной. Мы привыкли видеть ее белоснежной, но изначально ее не белили - она оставалось красной, расписанной яркими «травами», ее кокошники и наличники покрасили синей, охристой и зеленой красками, а купола покрыли зеленой черепицей.

Великолепная Ильинская церковь пришла в упадок из-за малочисленности прихода: к началу двадцатого столетия он насчитывал всего 16 дворов. А все завещанные братьями Скрипиными на содержание Ильинского храма торговые места к тому времени давно отошли к городу.

Антирелигиозный музей в церкви Илии Пророка в Ярослвле

После революции храм Илии Пророка передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1922 году церковь поставили на учет в губернском Историческом музее, присвоив ей высшую категорию ценности, и открыли для посещения как памятник архитектуры и живописи. Церковь стала частью отдела древнерусского искусства. Это спасло храм от уничтожения, а ведь снести его порывались.

Не прошло и десяти лет, как храму нашли очень странное, на первый взгляд, применение. Союз воинствующих безбожников, активно действовавший в СССР в довоенные годы, решил использовать помещение церкви Илии Пророка под… антирелигиозный музей. На поверку же это оказалось не такой уж плохой идеей, ибо во вновь организованный музей стали свозить предметы церковного обихода из других храмов, в нем собрали большую коллекцию колоколов.

В храме Илии Пророка установили уникальный экспонат - маятник Фуко. Увидев это приспособление в Исаакиевском соборе, директор Ярославского антирелигиозного музея захотел повторить этот опыт в Ярославле.

История

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом - в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в 1647-1650 годах на месте двух деревянных храмов - старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля. Изредка от неё отделяли частицы и посылали в дар в знак особого расположения, пока это не было запрещено. В честь получения святыни был сооружён шатровый Ризоположенский придел.

Во время городского пожара 1658 года церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадала. Расписана она знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1680 году (артель из 15 мастеров работала неполных три месяца) при наследнице Скрипиных - вдове Вонифатия, Иулите Макаровне. Первоначально храм стоял на подворье Скрипиных, рядом с их жилыми и хозяйственными постройками (девять представителей этого семейства были похоронены у церкви) и примыкал к торговым улицам Пробойной и Соколовской только западным и северным фасадами.

Гладкие, скупые фасады церкви были расписаны крупными цветами, т. н. травами. Сейчас эта роспись утрачена, и восстановлена лишь старинная побелка. Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII веке черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.

Когда Ярославль в 1778 году получил регулярный план застройки, церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг неё была создана Ильинская площадь (ныне Советская), на которой разместился ряд административных учреждений.

Ограда вокруг церкви была выполнена в 1896 году по рисунку академика А. М. Павлинова. Церковь ремонтировалась в 1898-1904 годах на средства городского головы И. А. Вахрамеева.

В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938-1941 годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко.

Реставрация проводилась в 1955-1956, 1960, 1983 годах. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы. Музей открыт для посещения с мая по октябрь.

Современное состояние

Церковь Ильи Пророка - четырёхстолпный многообъёмный храм с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединёнными галереей. Роспись содержит много бытовых сцен. Внутреннее убранство храма дополняют золочёный резной иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь. На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция «Распятие», которую обновляли при каждом ремонте.

Храм стоит на высоком подклете. Первоначально он был перекрыт по закомарам. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест - выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века. Храм весь обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас - единственный вход в здание. Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А. А. Егорова.

Всего приделов в храме три: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии - частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).

Имеющая мировое значение роспись церкви построена на архитектоническом и ритмическом согласовании с формами её интерьера. Ансамбль росписи создавался постепенно, за три периода с 1680 по 1717 тремя артелями мастеров. На протяжении 300 лет комплекс росписей сравнительно мало обновлялся. В 1830 году живопись Покровского придела была переписана В. В. и М. В. Сарафанниковыми. В 1950-е годы главный храм и частично Покровский придел были промыты и укреплены, в 1960-е паперти укреплялись, в 1970-е Покровский придел был раскрыт из-под записи бригадой.

Роспись покрывает интерьер Ильинской церкви сплошным ковром, состоящим из 970 сюжетных клейм, не считая орнаментов, украшающих нижние части стен, основания столпов, подоконники, порталы и каменные скамьи. Четыреста семнадцать композиций основного храма созданы непосредственно под руководством знаменщика Гурия Никитина.

Находится в ведении Ярославского музея-заповедника и доступен для посещения как памятник архитектуры с мая по октябрь. Службы проводятся Кирилло-Афанасиевским мужским монастырем г. Ярославля.

Церковь Ильи Пророка (Ярославль), история ее создателей

Раньше люди верили в Бога искренне, всей душой. Те, кому позволяли средства, почитали за высшее благо часть своих сбережений отдать на строительство храмов Господних. Так, в 17-м веке братья Скрипины Вонифатий и Аникей (Иоаникей), перебравшиеся в Ярославль из Новгорода после того, как его захватил Иван Грозный, возвели церковь Ильи Пророка, как они говорили, для спасения своих душ и душ родителей.

Скрипины были весьма состоятельными купцами. Они занимались перепродажей пушнины и драгоценных каменьев, скупая товар у сибирских старателей и охотников за копейки. Этот бизнес приносил огромные прибыли. Кроме того, они торговали церковной утварью. Скрипины, как и все очень богатые люди, пользовались большим уважением. Иоаникей несколько лет был земским старостой, даже имел престижный и важный чин гостя государева. Жили братья в одном дворе, все дела вели сообща. По странному стечению обстоятельств умерли они тоже примерно в одно время – Иоаникей в 1660 году, а Вонифатий в 1661-м. Наследников после себя братья Скрипины не оставили, но благодаря созданной их стараниями великолепной церкви память о них пережила века.

История строительства

Целых три года строилась церковь Ильи Пророка в Ярославле. 17 век характерен тем, что для возведения храмов уже брали не дерево, а более прочный и долговечный кирпич. Этот материал использовали и Скрипины, благодаря чему церковь Ильи Пророка уцелела после великого пожара 1658 года, опустошившего пол-Ярославля. Кирпич клали красный и сначала его не белили, но сейчас обязательно покрывают белой краской.

Сперва церковь состояла из пятиглавого храма Ильи Пророка, окруженного двухъярусной галереей, и двух приделов – теплого Покровского, где шли службы, и покровителей семейного очага Самона, Авива и Гурия. В подклете этого придела была семейная усыпальница Скрипиных, здесь похоронены братья Иоаникей и Вонифатий, его жена Иулита, пережившая мужа на 21 год, третий брат Иван Скрипин и его сын Илларион.

Всей душой желая облагодетельствовать свой любимый Ярославль, церковь Ильи Пророка Скрипины возводили, не жалея ни средств, ни сил. Братья сами руководили строительными работами, поставляли всю необходимую утварь, включая парчовые ткани, иконы, колокола, которые они вылили на собственные деньги. Иулита нашла для церкви художников. Она пригласила известных в те времена живописцев Силу Савина, Дмитрия Семенова, Гурия Никитина, Федора Игнатьева.

Церковь Ильи Пророка (Ярославль): описание

Эта церковь возведена по византийскому образцу храмового строительства. В плане она имеет вид креста, внутри установлены 4 столба-опоры, соединенные подпружными арками. Столбы делят храм на несколько нефов, пересечение которых определяет, где располагать купола. Они всегда открыты внутрь залов и находятся на специальных круглых основаниях, именуемых световыми (то есть с окошками) барабанами, украшенными кокошниками. В храме Ильи Пророка, возведенном в крестово-купольном стиле, купола были заменены на луковки, символизирующие пламя свечи. Всего их пять – один высокий в центре и четыре чуть пониже по бокам. Это символизирует Иисуса Христа с четырьмя евангелистами. Цвет луковиц зеленый. Это тоже имеет значение и говорит о том, что храм посвящается Святой Троице. Луковки, как и все покрытие церкви, выполнены из железа.

Галереи окружают храм с трех сторон. С каждой имеется по очень красивому крыльцу на арках. Крыльцо с западной стороны является центральным входом в храм.

Здание церкви Ильи Пророка стоит на так называемом подклете, представляющим собой подвал, где хранят церковную утварь.

Внутренний интерьер

Безмерно восхищают своим великолепием фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле. В центральном зале они выполнены в 6 ярусов. Самый нижний – орнаментальный, но и он сказочно красив. Во втором ярусе можно видеть сцены из жизни ученика пророка Ильи, святого Елисея. Особенно выделяются фрески, где изображена жатва, рождение младенца, который практически сразу умер, а святой Елисей его воскресил. Третий ярус посвящен житию и славным делам (врачеванию, помощи, общению с народом) самого пророка Ильи. В четвертом ярусе можно созерцать сцены из жития апостолов, также занимающихся богоугодными делами. Два последних яруса художники посвятили сценам из Евангелия.

Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле создавались на протяжении нескольких десятилетий. Так, росписи галерей были завершены к 1716 году. Здесь также много бытовых сцен с участием святых, помогающих простым людям. Все художественные работы сохранены в первозданном виде. На протяжении столетий они лишь слегка реставрировались. Особенно часто это приходилось делать в теплом Покровском приделе из-за разницы температур внутри и снаружи здания.

Кроме фресок, интерьер внутри церкви необычайно украшает и дополняет резьба по дереву, окаймляющая царские врата, использующаяся для создания иконостасов и надпрестольной сени. Рассказывая о церкви Ильи Пророка, нельзя не упомянуть и мастера-живописца Федора Зубова, который писал здесь многие образы святых после пожара 1658 года.

Иконостасы

Пять великолепно выполненных иконостасов имеет церковь Ильи Пророка (Ярославль). Фото демонстрирует, как выглядит центральный. Он включает более 100 икон, созданных в разное время и расположенных в несколько ярусов. Сначала этот иконостас имел вид 4 брусьев, покрытых серебристой краской и украшенных цветочным орнаментом. На брусьях располагались иконы. Примерно в 1696 году мастер Илья Якимов по предписанию духовенства сделал новый иконостас, которым мы любуемся до сих пор. Его стиль – московское борокко. Здесь имеется шесть ярусов с выступающими резными карнизами. Колонки между иконами также резные. Они выполнены из дерева, но так искусно, что кажется, будто настоящие виноградные лозы вьются и тянутся вверх. В центральный иконостас помещены иконы, которые передали церкви братья Скрипины. Они имели богатые оклады, инкрустированные жемчугами и драгоценными каменьями.

Иконостас, расположенный в приделе Варлаама Хутынского, намного проще, без красивой резьбы на царских вратах и колоннах, ограждающих иконы.

Иконостас в Покровском приделе сначала сооружался по такому же принципу, как и центральный, то есть был на брусьях (тябловый). В дальнейшем его переделали на барочный. То же касается и иконостаса в приделе Самона, Авивы и Гурия.

Второе рождение

В момент основания были не только чудесные внутренние, но и наружные росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле, украшавшие ее фасады. Сейчас эта роспись утрачена, остались лишь некоторые элементы. Скрипины завещали свои земли и торговые места на содержание возведенной ими церкви, но все их имущество отошло городским властям. Денег на храм выделялось очень мало, поэтому он постепенно разрушался. В 1896 году меценат и большой ценитель искусства И. А. Вахромеев, получив разрешение Синода, на личные деньги взялся восстанавливать церковь Ильи Пророка. Вокруг нее соорудили решетку, сделанную по проекту академика Павлинова, поменяли металл на крыше и главах, вставили новые окна, оштукатурили и покрасили наружные стены и выполнили еще ряд работ. Завершили реставрацию в 1904 году.

После революции в храме хотели сделать музей, потом склад, потом собрались и вовсе ее снести. Спасли церковь, рискуя своими жизнями, сотрудники сектора архитектуры и работники музея в Ярославле Н. В. Кузнецов, Н. Н. Померанцев и П. Д. Барановский. Перед войной в здании церкви открыли атеистический музей. С 1945-го по 1955 годы здесь хранились музейные фонды. Восстанавливать церковь Ильи Пророка после всех пережитых ею бед начали с 1956 года. Сейчас она работает все дни недели (кроме среды) с 9 утра до 7 вечера.

Упражнение 1. Расставьте знаки препинания, обособленные члены предложения, выделите жирным шрифтом.

1) Знаменитая русская летопись «Повесть временных лет» составленная из созданных в несхожие эпохи разножанровых отрывков определила надолго исторические представления наших учёных.
2) Типичный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка - представляет собой хорошо освещённый изнутри храм окружённый крытыми галереями.
3) Почти не отступая от сюжета гоголевской повести и по возможности сохраняя характерный гоголевский язык Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».
4) Современники Карла Брюллова воссозданные им на портретах - русские люди проникнутые благородными устремлениями жаждой жизни.
5) Нет ни одного русского живописца который побывав у моря не пытался бы изобразить морскую стихию пронизанную лучами восходящего солнца.
6) Узнавая в пути ранее неведомых нам людей приобретая друзей и недругов расширяя круг знакомых мы глубже постигаем самих себя.
7) Искусствоведы убеждены что работая над образом поэта Николая Алексеевича Некрасова художник Крамской использовал созданные им ранее этюды и даже автопортреты поэта.
8) Архитектура Москвы наследуя черты зодчества наиболее развитых древнерусских феодальных княжеств обрела отличающийся яркой самобытностью стиль.
9) Можно лишь преклоняться перед гением Цветаевой создавшей совершенно неповторимый поэтический мир и свято верившей в свою музу.
10) Пройдя не один десяток вёрст и почувствовав сильную усталость я прилёг в тени густой ветлы сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.
11) Художник Айвазовский умел изобразить пену внезапно разбегающуюся по изгибам волн и морской песок просвечивающий сквозь пенистую воду.
12) В опере «Война и мир» написанной Сергеем Прокофьевым по роману Льва Толстого есть сцены оставляющие поистине незабываемое впечатление: первый бал Наташи Ростовой ночь в Отрадном.
13) Первая выставка передвижников открывшаяся в1871 году убедительно продемонстрировала существование в живописи складывавшегося на протяжении 60-х годов направления нового по мировоззрению и средствами изобразительности.
14) С высокого берега открываются залитые утренним блеском луга ещё не проснувшиеся от ночной дремоты спокойная синева реки блеск утренних небес и море травы.

Упражнение 2. Укажите номера предложений, в которых есть обособленные члены (знаки препинания не расставлены).

1) Ехавший верхом офицер натянул поводья.
2) Мальчик сломя голову бежал по тропе.
3) Кругом было поле безжизненное унылое .
4) Неостывшая от зноя ночь блистала.
5) Освещенный солнцем еловый лес все-таки казался темным и мрачным.
6) Так и жила она без любви только надеясь на нее.
7) Они выбрались на поляну поросшую камышом и местами залитую водой.
8) Одетая в легкое белое платье она сама казалась белее и легче.
9) Три мужика сидели на куче мешков сваленных на палубе и задрав головы ждали распоряжений.
10) Все опубликованные в книге фактические данные были автором проверены.

Ответ:____________________________________________________________________________

Упражнение 3. Выполните тестовое задание. Ответы впишите в таблицу.

1. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?
а) Утром я увидел, что не освещенные солнцем места были покрыты блестящим инеем.
б) По одну сторону улицы тянулся длинный забор серый и пыльный .
в) Небольшие домики появлялись на окраине среди начинающих кудрявиться деревьев.
г) Покрытые инеем скалы уходили в неясную даль.

2. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?
а) Поднявшийся ночью ветер раздувал пламя костра.
б) Под вешним солнцем дышит еще недавно мертвая земля.
в) Они вошли в соседний коридор узкий и темный .
г) Он мог бы легко на вырученные им за проданную дичь деньги купить себе патронташ и сумку.

3. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
а) Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.
б) Сопровождавшие нас крестьяне показали нужный нам дом.
в) Молодой паренек белобрысый и скуластый подошел к нему несмело.
г) Ее узкое лицо обращенное к унылым равнинам казалось печальным.

4. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
а) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстрорастущую тучу.
б) Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом в тот же день написал ответ.
в) Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье.
г) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег.

5. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
а) Лицо ее полное и румяное выражало важность и спокойствие.
б) Профессор увлеченный любимой темой говорил долго.
в) Утомленный долгой речью я закрыл глаза и зевнул.
г) Испещренное морщинами лицо старика замерло в выражении томительной тоски.

6. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) К концу января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады.
б) Недоумевающий, озадаченный выходкой моего спутника, я смотрел на него и молчал.
в) Попытки писать приводили меня к результатам печальным и смешным.
г) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать этого франта на разговор.

7. В каком предложении есть обособленное определение (знаки препинания не расставлены)?
а) В тесноте колыхавшейся кареты Наташа в первый раз представляла себе то, что ожидает ее на бале.
б) А вопрос не решенный дипломатами еще меньше решается порохом и кровью.
в) Мы знаем Бунина как тончайшего лирика.
г) Павел пришел взволнованный.

8. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
а) Он споткнулся и едва удержавшись на ногах ухватился за поручень.
б) Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал.
в) Осмотрев больного и выписав ему лекарства, доктор ушел.
г) По мокрому пирсу высунув язык бегала собака.

9. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
а) С лицейского порога ты на корабль перешагнул шутя .
б) Князь говорил мне, что он тоже будет работать и что заработав денег мы поплывем до Батума.
в) Отвернувшись он стал смотреть на другой берег.
г) Солнечные блики от воды бежали по берегам потухая в кронах деревьев .

10. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?
а) По мнению врачей, читать лежа вредно.
б) Ростов нахмурившись еще раз низко поклонился и вышел.
в) Нечего сидеть сложа руки и дожидаться помощи!
г) Ситуация трудная, поэтому действуйте смотря по обстоятельствам .

Задание 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответ

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом - в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в 1647-1650 годах на месте двух деревянных храмов - старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля. Изредка от неё отделяли частицы и посылали в дар в знак особого расположения, пока это не было запрещено. В честь получения святыни был сооружён шатровый Ризоположенский придел.

Во время городского пожара 1658 года церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадала. Расписана она знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1680 году (артель из 15 мастеров работала неполных три месяца) при наследнице Скрипиных - вдове Вонифатия, Иулите Макаровне. Первоначально храм стоял на подворье Скрипиных, рядом с их жилыми и хозяйственными постройками (девять представителей этого семейства были похоронены у церкви) и примыкал к торговым улицам Пробойной и Соколовской только западным и северным фасадами.

Гладкие, скупые фасады церкви были расписаны крупными цветами, т. н. травами. Сейчас эта роспись утрачена, и восстановлена лишь старинная побелка. Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII веке черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.

Когда Ярославль в 1778 году получил регулярный план застройки, церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг неё была создана Ильинская площадь (ныне Советская), на которой разместился ряд административных учреждений.

Ограда вокруг церкви была выполнена в 1896 году по рисунку академика А. М. Павлинова. Церковь ремонтировалась в 1898-1904 годах на средства городского головы И. А. Вахрамеева.

В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938-1941 годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко.

Реставрация проводилась в 1955-1956, 1960, 1983 годах. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы. Музей открыт для посещения с мая по октябрь.

Современное состояние

Церковь Ильи Пророка - четырёхстолпный многообъёмный храм с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединёнными галереей. Роспись содержит много бытовых сцен. Внутреннее убранство храма дополняют золочёный резной иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь. На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция «Распятие», которую обновляли при каждом ремонте.

Храм стоит на высоком подклете. Первоначально он был перекрыт по закомарам. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест - выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века. Храм весь обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас - единственный вход в здание.

Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А. А. Егорова.

Всего приделов в храме три: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии - частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).

Находится в ведении Ярославского музея-заповедника и доступен для посещения как памятник архитектуры с мая по октябрь. Службы проводятся Кирилло-Афанасиевским мужским монастырем г. Ярославля.

История создания храма

Церковь Пророка Ильи по легенде была самой первой церковью в городе Ярославль. Есть даже интересное литературное произведение тех лет под названием «Сказание о построении града Ярославского», в котором довольно подробно ведется летопись того временного периода. Вообще семнадцатый век был богат на разнообразные исторические события. Вспомнить хотя бы период правления Иоанна Грозного с его системой опричнины и начало Смутного времени. Тогда намечался и существенный церковный раскол. Церковь Ильи Пророка была создана на месте двух деревянных старинных храмов, возведенных по приказу князя Ярослава Мудрого в честь его легендарной победе над медведем. К слову сказать, благодаря этой победе и оказался медведь на гербе Ярославля.

Строительство церкви было начато в 1647 году на месте церкви Покрова Богоматери и церкви Ильи Пророка. Здание постепенно возводилось на денежные средства купцов Скрипиных, которые в то время считались одними из самых богатых и влиятельных купцов на Руси. Строительство велось относительно недолго благодаря посильной помощи купцов Скрипкиных и по завершению строительного процесса братья Скрипины были одарены частицой ризы Иисуса Христа, которую им вручил патриарх Иосиф в честь этого знаменательного события. Церковь Ильи Пророка перенесла даже и серьезный пожар в далеком 1658 году. Она обгорела снаружи, но не пострадала при этом внутри. Особенную роль играет роспись стен церкви, выполненная в лучших традициях ярославской школы иконописи. Роспись осуществляли известные на то время художники из Костромы Сила Савин и Гурий Никитин. Работали художники со своими мастерами и подмастерьями. Пятнадцать человек расписывали стены церкви Ильи Пророка чуть более трех месяцев. И то что вышло из под пера великих мастеров по-настоящему поражало воображение простого обывателя.

Архитектура церкви

Отдельно стоит сказать и об архитектурных особенностях этого замечательного здания. В семнадцатом веке фасады церквей были скуповатые, гладкие и белые. Но художники из Костромы расписали фасады яркими цветами и образами святых. К сожалению, сейчас эта уникальная роспись утрачена. Реставраторам удалось лишь сохранить старинную побелку самого здания. Но внешне церковь практически не изменилась, даже издалека можно заметить сверкающую и переливающуюся зеленую черепицу на главах храма.

Примерно в 1778 году Ярославль получил регулярный план застройки города. Церковь Пророка Ильи стала одним из центров радиально-кольцевой планировки Ярославля. Вокруг церкви расположилась Ильинская площадь, которая сейчас называется привычно Советской. А вот рядом с церковью Ильи Пророка имеются еще и административные здания города Ярославля. Ограда вокруг храма была создана в 1896 году. Многие жители и туристы отмечают, что она отлично гармонирует с остальным церковным ансамблем. Ограда была спроектирована по наброску академика Павлинова. Еще до революции церковь ремонтировалась на денежные средства И.А. Вахрамеева, который в то время являлся главой города Ярославля. Несмотря на революционные волнения и приход советской власти церковь Ильи Пророка выстояла. В 1920 году она была передана Ярославскому музею-заповеднику, и именно благодаря этому ее удалось фактически чудом уберечь от сноса. Позднее в здании проводились разнообразные реставрационные работы.

Внутреннее убранство церкви Пророка Ильи в Ярославле

Церковь Ильи Пророка является многообъемным храмом, стоящим прямо на четырех столпах. Есть шатровая колокольня и шатровые приделы, соединенные галереей. Особенно радует роспись на стенах здания, она содержит в себе много бытовых сцен, каждая деталь прорисована с особым умением и любовью. На росписные стены храма можно любоваться буквально бесконечно. В храме есть уникальный резной и позолоченный иконостас. На нем расположены древнейшие произведения иконописи. Если обратить свой взор на фронтон западного крыльца храма, то можно увидеть замечательную композицию «Распятие». Эта композиция тщательно обновлялась при каждой реставрации храма.

Церковь Ильи Пророка стоит на подклете. Зеленые главы храма увенчаны золотыми крестами, которые видно даже издалека. Нельзя не сказать и о главном кресте храма, который был выкован из высококачественного железа.

Это изделие является выдающимся произведением ковалей города Ярославля. Работа настолько уникальная, шедевральная, что не верится тому, что в начале семнадцатого века возможным было применение подобных технологий художественной ковки.

Вся церковь состоит из приделов и галерей. Искусствоведы отмечают, что особой самобытностью и красотой отличается галерея, которая соединяет колокольню прямиком до придела Положения риз. Большая светлая колокольня покрыта прочной черепицей, созданной по старинным эскизам русских мастеров. Посещение церкви Ильи Пророка входит в обязательную программу тура по Золотому Кольцу России, ведь это еще и исторический памятник России, настоящее наследие семнадцатого века. Храм является одной из визитных карточек Ярославля, и сложно представить этот великий русский город без церкви Ильи Пророка. В церкви проходят службы, этот храм действующий на сегодняшний момент.

Адрес: Советская площадь 7

Материалы, похожие на работу «О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове»

История русской Архитектуры- Реферат

АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию …
ХрамПокрова на Нерли близ Владимира (1165 г.)-наиболее совершенное творение владимирских зодчих в его композиции пластика стен выразительно подчеркивает конструктивную систему не …
Постройкасобора началась в 1472 г. С весны стали заготовлять камень, а в апреле копать рвы для фундамента….

Похожие работы

Русская архитектура XVII века- Реферат

Средняя школа № 12 РЕФЕРАТ Русская архитектура XVII века г. Оренбург 2004 Введение. XVII век явился веком потрясений и огромных изменений в России …
Типичный памятник ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка в Ярославле — представляет обширный, хорошо освещенный внутри четырехстопный храм, окруженный крытыми галереями.
Они вошли в сокровищницу нашего древнего искусства и занимают место в ряду с прославленными памятникамизодчества Москвы, Ярославля, Углича, Ростова, Костромы, Рязани и других … …

Похожие работы

Соборы и церкви московского Кремля- Реферат

Соборы и церкви Кремля (Соборная площадь. Кремль) Красота города создана человеком и одухотворена им. Открывая для себя эту красоту, человек приходит …
Архитектурным чудом, подлинным памятником века, произведением, сконцентрировавшим в себе не только высшие достижения архитектурной мысли эпохи, но и как бы определившим дальнейший …
Добавленные в конце XVI века десятый придел над могилой юродивого Василия Блаженного, а в XVII столетии колокольня и великолепные шатровые крыльца усилили силуэт этого сложного по … …

Похожие работы

Храмы Живоначальной Троицы в Москве- Реферат

Храмы Живоначальной Троицы в Москве Валентина Шарова Почитание Святой Троицы в Русской земле началось со святой равноапостольной княгини Ольги …
Одновременно с этим храмом сооружался на Красной площади храм-памятникПокрова на Рву.
В конце XVI в. Борис Годунов в своей вотчине в селе Хорошеве построил храм Троицы Живоначальной по образцу Малого собора Донского монастыря….

Похожие работы

Царские усадьбы XVII в. и их место в истории русской архитектуры- Реферат

Царские усадьбы XVII в. и их место в истории русской архитектуры Бусева-Давыдова И. Л. Вряд ли можно найти фундаментальную работу по истории …
Большинство городских московских храмов XVII в. возводилось на средства посадского населения, и хотя царь финансировал постройку отдельных церквей на посаде, они не могли …
Аналогичные по решению внутреннего пространства памятники получили определенное распространение в русском зодчестве конца XVII в.; среди них можно назвать городской Успенский собор … …

Похожие работы

Культура эпохи средневековья- Реферат

Саратовский Государственный Технический Университет Кафедра истории отечества и культуры Реферат на тему: Культура эпохи средневековья Выполнил …
Рост Русского государства и национального самосознания после свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятникахXVI в.
Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и … …

Похожие работы

Русское зодчество- Реферат

Содержание Введение 2 1. Музей-заповедник «Кижи» 3 2. Обонежье 13 Литература 21 Введение Что же такое зодчество? Энциклопедия «Кирилла и Мефодия …

И именно прионежские мастера и плотники, работавшие в Петербурге, первыми привнесли в народное деревянное зодчество Олонецкого края новые моти-вы декоративной обработки церквей и … …

Похожие работы

Московский Кремль- Реферат

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Кремль. 2. Стены и башни Кремля. 2.1. Водовзводная башня. 2.2. Боровицкая башня. 2.3. Комендантская башня. 2.4. Оружейная башня. 2.5 …
В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над г лереями собора и две ложные — таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение.
В начале XVI века его из-за тесноты pазобpали и освободили место для постpойки более обшиpного хpама….

Похожие работы

Каменное зодчество Литвы XIII — XVIII веков- Реферат

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ Санкт-Петербургская Государственная Академия Культуры Факультет: «История мировой культуры» ТЕМА: КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО …
В конце XIV — первой половине XV века на литовские храмы стали оказывать влияние замковая архитектура и готические храмы Францисканского ордена и
С первых десятилетий XVI века ренессансный стиль в литовской архитектуре развивается под влиянием итальянского, а позже нидерландского и немецкого зодчества, сохраняя вместе с тем … …

Похожие работы

Деревянное зодчество. Кижи, Обонежъе- Реферат

Реферат на тему: Деревянное зодчество, Кижи, Обонежье Обонежье Широко и далеко разнеслась по земле слава Кижского погоста. Величаво его многоглавие …
В лучших памятниках шатрового зодчества во всю силу звучит героическая тема русской народной архитектуры.
Петербурге, первыми привнесли в народное деревянное зодчество Олонецкого края новые мотивы декоративной обработки церквей и крестьянских изб — барочные иконостасы и фигурные … …

Похожие работы

Православные храмы Сибири и творчество итальянских архитекторов- Реферат

Православные храмы Сибири и творчество итальянских архитекторов. Майничева А. Ю. Архитектура России прошла долгий путь развития. Сменялись эпохи …
Влияние же работ итальянских архитекторов на сибирское православное церковное зодчество не столь очевидно, но анализ некоторых построек позволяет выделить некоторые основные мотивы …
Баландин С.Н. Каменный Софийский (Успенский) собор — памятникархитектуры Тобольска // Памятники истории и архитектуры Сибири….

Похожие работы

Монастыри по кремлёвскому типу- Реферат

Из истории Московского Кремля В конце XV века, во времена правления Ивана Грозного, Москва из главного города одного из многочисленных государств …
Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и …
Какой бы архаичный и скромной ни показалась архитектура Малого собора в сравнении с Успенским собором Аристотеля Фиораванти, Архангельским Алевиза Нового и с шедеврами каменного … …

Похожие работы

Историография русского церковного искусства- Реферат

Историография русского церковного искусства Квливидзе Н. В. История изучения русского церковного искусства имеет ряд особенностей, отличающих ее от …
С 1846 г. начинается издание выпусков «Русской старины в памятниках церковного и гражданского зодчества» (1846-1855), в которых публиковались памятники древнерусской архитектуры.
Такой подход к анализу памятниковзодчества, их пространственных форм и характера декора, позволил объяснить наблюдающиеся стилистические тенденции не столько эволюцией … …

Похожие работы

Казанский собор- Реферат

Казанский собор — неотъемлемая часть Санкт-Петербурга Есть много зданий и архитектурных ансамблей, без которых невозможно представить себе облик …
К концу XVIII века в церковно-правительственных кругах возникло решение о необходимости постройки нового храма, который своим внешним видом соответствовал бы значению «чудотворной …
Казанский собор — один из первых памятниковархитектуры классицизма, в оформлении фасадов которого большое место занимают произведения скульптуры….

Похожие работы

Барокко в русской архитектуре- Реферат

Барокко в русской архитектуре Реферат по дисциплине «Культурология» выполнил студент 2-го курса гр.

3212 Кирсанов Эдуард Александрович Московский …
Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких …
Дальнейшее развитие подобного типа посадского храма, восходящего к московской церкви в Никитниках, особенно ярко проявилось в постройках конца ХVII — начала XVIII в., обычно … …

Похожие работы

Андреевский Собор- Реферат

Похожие работы

Проект областного бюджета Ярославской области- Реферат

смотреть на рефераты похожие на «Проект областного бюджета Ярославской области» Справочник Ярославская область: официальная и деловая Содержание …
Собор объединяет собой пятиглавый храм, колокольню, шатровый придел и бесстолпный придел.
Из сохранившихся построек наибольший интерес представляют Никитский собор (XVI в.), церковь…

Похожие работы

… на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга- Реферат

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена Кафедра эстетического воспитания факультета начального обучения. Выпускная …
Наибольшей схематичностью и разрозненностью отличались знания и представления детей о Православии, архитектуре, о времени начала строительства церквей и храмов в нашем городе, о …
Преображенский, Никольский соборы и Спас-на-Крови), и было дано задание отличить храмы и соборы от других архитектурных построек….

Похожие работы

Духовная культура древней Руси в поисках святости- Курсовая работа

Духовная культура древней Руси в поисках святости Скворцова А. Н. Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу.. А. С. Пушкин Древняя …
Архитектурные детали построек, декор как воплощение единой храмовой идеи.
Храм — памятникархитектуры или нечто большее?…

Похожие работы

История Москвы X-XX века- Реферат

История Москвы X-XX века Кому незнакомо имя Кремля — древней твердыни Москвы? Здесь то ядро, в котором зародилась Россия, вокруг которого она …
Зубчатые стены со стрельницами, окруженные глубокими рвами, придавали Кремлю грозный, величественный и красивый вид, который еще с большей яркостью обрисовывался на темном грунте …
Несмотря на то, что этот дворец каменный, по своему устройству и расположению он вполне представляет собой тип деревянных жилых хором и является чрезвычайно интересным памятником … …