Казанская богородицкая площанская пустынь. Казанская богородицкая площанская мужская пустынь поселок пчела Площанская богородицкая казанская пустынь
Основанная киевo-печерскими иноками в глубокой древности, Площанская пустынь расположена в живописном месте, на вершине горы над Площанским озером, давшим название и самой обители. Пустынь - основоположница старчества. В ней подвизались схимонах Афанасий (Захаров), ученик прп. Паисия Величковского, подвижник благочестия иеромонах Василий (Кишкин), будущие оптинские старцы Макарий (Иванов) и Леонид (Наголкин), короткое время жил свт. Игнатий (Брянчанинов), написавший здесь "Сад во время зимы". Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь, относились ранее к Орловской епархии (Севскому уезду). Севск и его окрестности были просвещены светом Христовой веры только в XII веке прп. Кукшей, затем они подверглись полному разорению Батыем, часто опустошались московскими воеводами. С XIII века эти земли входили в состав Черниговского княжества. Находясь на границе с Литвой, Севск видел Лжедмитрия I, разбитого именно здесь, под Севском, войсками Бориса Годунова, а также и Лжедмитрия II, который подарил этот город своему мнимому тестю воеводе Юрию Мнишеку.
Вот как описана пустынь в небольшой книжке, вышедшей в 1855 году:"Она не заключает в себе ни огромных зданий, ни великих богатств, не поражает посетителя дикостью или особенным величием природы: в ней все просто, скромно и привлекательно этою скромною простотой своей... Удаленная от всякого жилого места, окруженная со всех сторон лесами, пустынь вполне соответствует характеру уединенной иноческой жизни".
После разорения поляками монастырь начал возобновляться в 1613 году. По словам игумена Серапиона, старейший насельник обители монах Ефрем утверждал, "что де при сей пустыни были великие леса и в сей же пустыне в горе, при источнике, который называется площанский колодезь, почему она и именуется Площанской пустынею, жили де во оной горе, в землянке три монаха, из коих один иеромонах Прокопий". Прокопий пришел сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же был грек. "Можно полагать, что Прокопий и поселившиеся с ним два инока, ища места, удобного для иноческих трудов и богомыслия, знали о существовании здесь прежде пустыни, разоренной поляками". Прокопий ходил в Москву к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу испросить благословения на устроение обители, кое и получил. А также за свое усердие был награжден двумя иконами - Спасителя и Божией Матери Казанской, чудотворный список с которой и сегодня пребывает в обители.
В 1709 году обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Матери Божией была перестроена. Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь свт. Николая Чудотворца - ранее, в 1746 году. Были построены храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св. Духа (1815). Вместо деревянного корпуса трапезной был возведен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека постоянно пополнялась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами. В пустыни жили духоносные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), свт.Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них - Герман - прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, подвизался в обители уже в ХХ веке.
После 1917 года здесь была организована коммуна "Пчела". Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1932 году 30 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. Разрушен величественный Казанский собор, уничтожена надвратная церковь Всех Святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет светлое время ее возрождения.
Вернуться монахам в Площанскую пустынь было дано лишь в 1994 году. Обитель была возвращена монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Из четырех храмов уцелел только один, сохранились также развалины Казанского собора, остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Поселились они в маленьком здании бывшей просфорной с протекающей крышей. Вскоре в обитель были переданы сохраненные местными жителями первая и вторая копии с чудотворной Казанской иконы, верующие стали возвращать монастырские книги и иконы. Ожила Площанская красавица-колокольня, пострадавшая в лихолетье большевистских гонений, звон которой в былые годы был слышен при благовесте даже в городе Севске, расположенном за 70 км от обители. Со временем монастырь обзавелся своим подсобным хозяйством: восемью коровами, лошадью, курами, огородом. В отданном монастырю огромном фруктовом саде установили пасеку с 40 ульями, поставили дом с хозяйственными постройками.
В 1996 году монахам была отдана часть школы, занимавшей бывший братский келейный корпус. Так продолжалось до 1998 года, когда после ремонта весь корпус вновь заняли монашествующие. В 1997 году была возведена изящная деревянная часовня во имя святителя Николая Чудотворца на древнем целебном источнике у Площанского озера. В том же году отремонтировали половину игуменского дома и заселили ее. Очистили подвалы этого дома и устроили там мастерские: столярную и пчеловодческую. В обители проживает около 40 человек братии, из которых 14 иеромонахов, один игумен и архимандрит. В 1998 году был произведен капитальный ремонт в бывшем домике старца Германа, и спустя 75 лет он вновь принял монашествующих. В том же году стали возводить церковь во имя Покрова Божией Матери. Строительство ее было закончено в августе 1998 года. Одновременно были произведены работы по восстановлению корпуса бывшей трапезной и поварни. В1999 году был отстроен дом казначея, началось строительство на хозяйственном дворе: дровника, гаражей, фермы, экономических келий и других необходимых построек. Вдоль обновленной южной стены в 2000 году начали возводить гостиничный комплекс, а в следующем году - южные ворота обители. Бывший дом наместника в 2000 году был разобран и вместо него воздвигнута гостиница для приезжающих священнослужителей.
В 2001 году над строящимися святыми вратами была возведена церковь Всех святых, обретшая свой окончательный облик лишь в 2002 году. В 2001 году была застеклена теплица, собранная на старом фундаменте. В 1999 году были произведены археологические раскопки фундамента Казанского собора и расчищены три его алтаря. В 2001 году в Площанский монастырь были перенесены мощи игумена Никодима (Спиридонова) - последнего настоятеля монастыря в 20-х годах XX века, до этого они находились на Афанасьевском кладбище города Орла. В 2002 году была завершена восточная стена, выстроены две угловые башенки с восточными вратами. В апреле 2002 года произошло поднятие из-под спуда мощей старца XIX века иеромонаха Василия (Кишкина).
Святыни обители: Чудотворный список Казанской иконы Матери Божией. Часовня Николая Угодника над древним святым источником, а также святые источники: иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (Германовский) c купальней, свв. Царственных мучеников, свв. Космы и Дамиана (в бывшем скиту). Мощи старца иеромонаха Василия (Кишкина).
Использованы материалы сайта www.ploschan.debryansk.ru
Площанская Богородицкая пустынь, заштатная, в Севском уезде, на берегу озера Площанского, в 12 верстах от села Брасова. Существовала в XVI веке; разорена была литовцами; возобновлена около 1620 году иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием. Здесь находятся: чудотворная Казанская икона Божией Матери, пожалованная Прокопию патриархом Филаретом в благословение обители; чудотворная резная икона святителя Николая, обретенная Прокопием в развалинах монастыря, и древняя икона Всемилостивого Спаса, пожалованная царем Михаилом Федоровичем. Чудотворная Казанская икона носится из монастыря для поклонения в селе Брасово, в окрестные деревни, а также по другим селам и городам Орловской епархии.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Возрождение и дальнейшее благосостояние Площанской обители связано с историей царствования династии Романовых — благотворителей пустыни и ее ближайших соседей. С 1882 года к монастырским землям вплотную примыкали владения Великого князя Георгия Александровича Романова, приобретшего две усадьбы в селе Брасове и на хуторе Локоть в Главном департаменте уделов. После смерти Великого князя Георгия Александровича в 1899 году имения перешли во владение Великого князя Михаила Александровича Романова (1878—1918). Богатые и развитые угодья Великого князя Михаила Александровича приносили ему в последние годы перед октябрьским переворотом более полутора миллионов рублей чистого дохода.
Информация взята из статьи "Царственные соседи обители" в брошюре "Благодатная пустынь. Казанская Богородицкая Площанская пустынь" (Издательство "Отчий дом", Москва, 2005)
Один из знаменитых древних монастырей Брянщины, основанный в ХVI веке как мужская пустынь, расположен в южной части посёлка на возвышенном берегу Площанского озера. Богородицкая Площанская мужская пустынь является крупным монастырским комплексом, архитектура которого была выдержана в стиле классицизма. В течение пяти столетий обитель занимала одно из важных мест среди русских православных обителей. В Смутное время монастырь был разорён. По преданиям, сохранившимся в самой Площанской пустыни и окрестных селениях, на месте Казанского Богородицкого Площанского мужского монастыря, в долине реки Неруссы, рядом с Площанским озером, в начале ХV века возникла Николаевская обитель в древней Комаричской волости.
Настоятель пустыни игумен Серапион в своём отзыве на имя Севской Духовной консистории в 1778 году о времени возникновения святой обители писал так: "Площанская пустынь, по справке о ней в церковном книгохранилище, с которого года и по какому случаю начало свое возымела, о том письменных сведений не отыскалось, а что она стала возобновляться между 1613 и 1620 годами, то есть после нашествия и разорения польским королем и ляхами, как на царствующий град Москву, так и прочие великороссийские места. На сем месте до оного времени существовал древний монастырь, именуемый Николаевский, но при пришествии в Москву Дмитрия-самозванца был разорен татарами и ляхами". Возобновлён иеромонахом Киево-Печёрского монастыря Прокопием и пришедшими с ним двумя монахами из Киева. Отец Прокопий, увидев удивительной красоты уединённую местность, поселяется на горе, выкопав в ней себе пещерную келью. Пришедшие вместе с ним монахи последовали его примеру и устроили себе келии в земле, близ древнего Площанского святого колодца. Они установили над источником деревянную часовню для свершения молитв. В эту часовню иноки перенесли деревянный резной образ Святителя и чудотворца Николая и большое резное Распятие, найденные отцом Прокопием на пепелище Николаевской обители.
Притеснения со стороны недовольных крестьян комаричской волости и разбойников, прятавшихся в Брянских лесах, вынудили Прокопия искать милости и защиты у молодого Государя Михаила Фёдоровича в Москве, куда иеромонах вместе с двумя иноками прибыл в 1620 году. Они были радушно приняты и получили у царя дозволение на возобновление обители и построение святого храма, на что была дана Его Святейшества храмозданная грамота с приложением к ней личной печати патриарха Московского Филарета. На благословение новосоздаваемой обители Государь даровал две иконы из своих царских палат - Всемилостивого Спаса и список чудотворной Казанской иконы Божией Матери - заступницы земли Русской в Смутное время. По возвращении из Москвы Прокопий с помощью иноков строит небольшую деревянную церковь вблизи озера, на том месте, где иеромонаху было видение Богородицы, которая и указала место для будущей обители. После того как храм был построен, в него перенесли все дары от московского царя, а вскоре храм дополнили Никольским приделом. Государь Михаил Романов передал в вечное владение на пропитание новоустроенной обители землю, расположенную вокруг монастыря, в количестве 2645 десятин 154 сажен (2856,6 га и 315 кв. м). Так было положено начало возобновления Площанской пустыни.
До второй трети ХVIII века строения были деревянными, в середине века развернулось каменное строительство, построены Казанский собор, трапезный корпус и церковь Покрова. До конца ХVII века сооружаются ограда и надвратная церковь Всех Святых, хозяйственный корпус с квасоварней, бондарней. К началу ХIХ века относится строительство тёплой церкви Святого Духа и корпуса братских келий. С 1882 года к монастырским землям вплотную примыкали владения великого князя Георгия Романова, а после его смерти эти земли перешли к его брату, великому князю Михаилу.
К началу ХХ века Площанская пустынь по-прежнему считалась одной из самых известных и благоустроенных в России. Прекрасная липовая аллея вела к главному храму обители - огромному Казанскому собору с трёхъярусной колокольней и старинными часами, отбивающими даже минуты. Величественные павлины разгуливали среди цветов и деревьев у настоятельского корпуса. На конном дворе, рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома, размещались кучерская и шорницкая мастерские, кузница, каретный сарай, конюшня. Пустынь гостеприимно принимала всех паломников. Здесь подвизались ученики одного из "столпов" монашества ХVIII века Паисия Величковского - схимонах Афанасий Порщанский (в миру гусарский ротмистр Захаров), иеромонах Василий Кишкин, иеромонах Макарий Иванов. С Площанским Богородицким монастырём связано имя иеромонаха Льва (в миру Льва Наголкина), ещё при жизни почитаемого за прозорливость и многочисленные случаи чудотворения. Впоследствии иеромонах Лев стал одним из столпов старчества в Оптиной пустыни.
Благополучная духовная жизнь монастыря была прервана Октябрьской революцией. В 1919 году на хозяйственной базе монастыря организована коммуна "Пчела", которая в течение ХХ века превратилась в посёлок. В 1924 году обитель была разграбена и закрыта. В 1930 году тридцать площанских монахов, скрывавшихся от властей по окрестным деревням, были вскоре обнаружены сотрудниками ГПУ и подверглись аресту, позже сгинувшие в застенках сталинских лагерей. Из четырёх храмов уцелел только один - Святодуховской. Сохранились развалины Казанского собора, остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Знаменитой святыней пустыни была чудотворная икона Казанской Божией Матери, подаренная царём Михаилом Фёдоровичем и патриархом Филаретом. В 1996 году две прихожанки из посёлка Локоть вернули в храм главную святыню обители - почитаемый чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. В годы репрессии эти женщины скрывали в своём доме площанского монаха, передавшего им икону, с которой уже была снята серебряная риза. Он завещал вернуть святыню в обитель, когда придут другие времена. И они пришли.
В 1994 году в разорённом состоянии здания монастыря были возвращены Русской Православной Церкви. В настоящее время в обители активно ведутся реставрационные работы. Уже восстановлена церковь Сошествия Святого Духа, построенная в 1815 году. В 2001 году возведена церковь Всех Святых. В 2012-м начато восстановление разрушенного Казанского собора. Это один из лучших в Брянской области образцов монастырского культового зодчества начала ХIХ столетия. Площанская Богородицкая пустынь тесно сотрудничает с Центром реабилитации лиц, пострадавших от алкоголизма, наркомании и сект.
Из книги: "Православные святыни Брянщины". - Брянск, 2014
К началу XX века Площанская пус-тынь считалась одной из самых благо-устроенных обителей России. Из три-надцати монастырей Орловской епархии, к которой пустынь принадлежала до 1917 года, она прочно занимала веду-щее место. На протяжении нескольких столетий Площанская пустынь, давшая миру сонм благолепных старцев, была одним из центров духовного и культур-ного просвещения России, неся христи-анскую истину во всей ее чистоте и це-лостности. В монастырских архивах сохранились подробные описания архитектурного ансамбля обители, окончательно сло-жившегося к началу XIX века и орга-нично вписавшегося в окружающий природный ландшафт, его хозяйствен-ных построек, а также внутреннего уб-ранства храмов. Вот каким во всей своей красе и вели-чии представал перед паломниками славный Площанский монастырь в на-чале XX века.
Площанская пустынь гостеприимно принимала всех приезжающих палом-ников. Уже при выходе на станцию Брасово богомольцы могли отдохнуть и пе-реночевать в странноприимном доме, принадлежавшем монастырю и распо-лагавшемся прямо на станции. До Пло-щанской пустыни паломники ехали на пролетке по булыжной мостовой, выло-женной до самой обители, или, углубясь в молитву, за три часа доходили до цели своего паломничества — благо, что дорога пролегала через усадьбу Михаила Александровича Романова и была жи-вописной и широкой.
С правой стороны от старой дороги, за версту от обители, среди сосен, палом-ников встречала каменная часовня, воз-веденная на месте чуда от Казанской иконы на средства брасовского купца М. Е. Булгакова к 300-летию Дома Рома-новых в 1913 году. Пройдя вдоль длин-ной каменной стены, огораживающей сад, паломник оказывался перед вели-чественными каменными Святыми вра-тами обители, над которыми возвыша-лась небольшая церковь во имя Всех святых. Прекрасная старая липовая аллея вела к главному храму обители — огромному Казанскому собору с трехъярусной ко-локольней и старинными часами, отби-вающими даже минуты. Справа от со-бора взору открывалась средних разме-ров Духо-Сошественская церковь, а слева за ней и за собором — малая По-кровская.
Величественные павлины разгулива-ли среди цветов и деревьев у одно-этажного настоятельского корпуса. Чуть далее располагались каменное здание просфорни, двухэтажный, дли-ною более семидесяти метров брат-ский келейный корпус на тридцать пять келлий. Там жила братия и там же были аптека и свечная мастерская. Не-подалеку, ближе к восточной ограде, были выстроены ледник, квасоварня и бондарня с помещениями для келаря и его помощника и прочие хозяйствен-ные постройки.
Позади Духо-Сошественской церкви в полутораэтажном корпусе располагалась братская трапезная, внутри вся расписанная живописью. При ней — кухня, а внизу — хлебопекарня с русской печью, за один раз дававшей до пятисот буханок хлеба, а в смену более тысячи. За восьмигранной водонапорной баш-ней, высотой четыре сажени (8,2 м) — деревянный дом наместника, где жили на покое бывшие настоятели монасты-ря, а рядом с домом был флигель каз-начея.
В монастырской лавке торговали ико-нами, крестиками, книгами и четками. К западной стене примыкала деревянная келлия для схимников, неподалеку от которой помещался большой каменный двухэтажный братский корпус на трид-цать две келлий, а напротив собора — меньший братский корпус на двадцать келлий.
На конном дворе рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома поме-щались кучерская и шорницкая мастер-ские, кузница, каретный сарай, две ко-нюшни, навесы, сарай для землемерно-го инвентаря. На дворе для рогатого скота — коров-ники с домами для прислуги, телятник, паровая мукомольная мельница с амба-рами.
В большом фруктовом саду находи-лись три деревянных флигеля с мезони-нами, в которых были пчельня, порт-няжная и сапожная мастерские и мона-стырская больница для братии на де-сять коек.
За восточными воротами, под горой у озера, стояла деревянная часовня , со-единенная с монастырем длинной дере-вянной галереей. Часовня была укра-шена внутри живописными картинами и резным Распятием. Вдоль берега озе-ра были расположены деревянная мас-лобойня, прачечная и баня. Тут же на озере была устроена сажалка для сохра-нения пойманной рыбы. К озеру примыкала водяная мельница с крупорушкой, двумя амбарами, домом мельника и домом для пастухов с коса-рями. К плотине была пристроена мона-шеская купальня.
Против Святых врат стоял гостиный двор для приема бедных странников и посетителей. Двор состоял из двух двухэтажных теплых корпусов на пять-десят номеров и одного одноэтажного на двадцать номеров. За гостиным дво-ром был фруктовый сад с огородами и пасекой. Вся территория монастыря была окружена каменной оградой с че-тырьмя башнями по углам и тремя подъездными воротами. В монастыр-ском лесу находились дегтярный и кир-пичный заводы. Лес охранялся полесов-щиками, для которых была выстроена постоялая изба с необходимыми хозяй-ственными постройками.
Казанский собор
Соборный теплый храм в честь Казан-ской иконы Божией Матери, освящен-ный в 1748 году строителем Иоасафом, имел два придела: по правую сторону — во имя Святителя Николая Чудотворца (освящен в 1746 году), а по левую — в честь Киккской иконы Божией Мате-ри (освящен в 1828 году). В 1803 году была перестроена каменная колоколь-ня с боевыми часами, которая, благода-ря своей высоте, господствовала над обширной панорамой обители и всей округи. Звон десяти ее колоколов — большого, полиелейного, повседневно-го, «иоасафовского» и шести разновес-ных — был слышен за многие километ-ры от обители.
При входе в арку центрального при-дела с левой стороны стояла Плащани-ца, на которой были вышиты изобра-жения Спасителя во гробе, Божией Матери, Иоанна Богослова, праведно-го Иосифа Аримафейского, Святителя Николая, жен-мироносиц и двух Анге-лов. Эта Плащаница, шитая по малино-вому бархату золотом и серебром, бы-ла изготовлена в Арзамасской Алексе-евской женской общине в 1825 году. Рядом располагался образ Спасителя в ризе, шитой по белому глазету золотом и серебром, в раме серебряной чекан-ной работы.
Иконостасы всех приделов располага-лись в одну линию. Главный имел пять ярусов, украшенных позолоченной резьбой. В первом ряду с правой сторо-ны от Царских врат стояли: образ Спасителя с благословляющей десни-цей в сребропозлащенной ризе, рядом с ним — икона Благовещения Пресвятой Богородицы, далее — икона Покрова Богородицы.
В первом ряду с левой стороны от Цар-ских врат стояла чудотворная Казан-ская икона Божией Матери в богатой серебряной, позолоченной через огонь ризе. На челе Богородицы было утверж-дено украшение с бриллиантами в три ряда, в середину которого был вправлен большой изумруд, на венце — корона, а на плече — звездочка из горного хрус-таля с бирюзой. Около лика Божией Матери края ризы были обнизаны крупным жемчугом, а на голове — убрус, вышитый мелким жемчугом; вокруг иконы на серебряной полосе располо-жены изображения чудес от нее. Достойно памяти, что при пожаре в со-борной ризнице 16 ноября 1879 года все сгорело, даже потрескались потолки, а список чудотворной иконы Казанской Божией Матери был найден неповреж-денным.
В приделе Киккской (Кипрской) ико-ны Божией Матери находились местночтимая Киккская икона Божией Мате-ри, по преданию принесенная старцем Василием (Кишкиным), а также чтимая икона Спасителя, сидящего на Престоле, с предстоящими Божией Матерью, Иоанном Предтечей и апостолами в сребропозлащенной ризе.
Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов
Зимняя соборная церковь Сошествия Святого Духа на апостолов была пост-роена в 1813-1815 годах на средства карачевских помещиков Веревкиных, с двумя приделами: в честь Феодоров-ской иконы Божией Матери и в честь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь была освящена в 1815 году при строите-ле иеромонахе Павле. Местночтимые иконы были украшены серебряными позолоченными ризами с драгоценны-ми камнями.
Особо выделялся помещенный против правого клироса образ Всемилостивого Спаса, подаренный царем Михаилом Феодоровичем из царских палат в благословение отцу Прокопию. На иконе была сребропозлащенная риза чекан-ной работы, имевшая в венце четыре драгоценных камня в сиянии одиннад-цати мелких камней. На ризе была вы-бита следующая надпись: "Сооружена риза сия на образ Всемилостивого Спа-са, жалованный блаженной памяти Великим Государем, Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем всея России с образом Казанския Богородицы на благословение сей Площанской пусты-ни строителю иеромонаху Прокопию. А сия риза устроена подаянием Христолю-бивых подателей при строителе сей пус-тыни игумене Серапионе в 1798 году 14 февраля; весу в ней 10 фунтов".
Не менее славился список с Казанской иконы Пресвятой Богородицы, тоже в сребропозлащенной ризе весом 9 фун-тов 44 злотника. Эту ризу при строителе Иоиле устроили монах Иона и господин М.А. Тараканов. Короны же на Спасите-ле и Божией Матери были серебряными и инкрустированы горным хрусталем. В Феодоровском приделе находилась местная икона Богоматери. Икона эта была врезана в доску другой иконы, на ризе которой сверху было написано: Коронование Божия Матери, а внизу: Чудесное принесение образа Феодоров-ския Богоматери святым великомуче-ником Феодором Стратилатом. В этом же храме находился список Казанской иконы Божией Матери, пожертвованный на устроение храма госпожой Неклюдовой из Каменец-Подольска в 1814 году.
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы
Эта церковь была расположена между двумя вышеупомянутыми церквями, построена она была в 1752-1754 годах при строителе Пафнутии, который и был здесь захоронен. В 1780-1790 го-дах в этой церкви существовал придел в честь Рождества Пророка и Крестителя Иоанна, построенный при строителе Серапионе. К началу XIX века Покров-ская церковь уже обветшала, и было ре-шено построить новую Свято-Духовскую церковь, а затем туда перенесли Иоанновский придел.
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского
Деревянный храм с отдельной коло-кольней был построен вне стен монас-тыря, на кладбище, в 60-е годы XIX века. В храме находились художественной работы иконы Спасителя, Божией Ма-тери, Рождества Христова и молящего-ся преподобного Сергия Радонежского.
Надвратная церковь во имя Всех святых
Церковь была построена в 1783 году при строителе Серапионе и освящена Преосвященным Дамаскиным. Достой-ны внимания висящие во всю западную стену картины Страшного Суда и Всех святых, писанные масляными краска-ми. По каменной лестнице богомольцы могли подняться в храм над Святыми вратами и осмотреть панораму всего монастыря.
Монастырская библиотека с архивом находилась в специальном помещении под колокольней в соборе, на втором ярусе, и содержала 570 томов книг слу-жебного и назидательного характера старинной и новой печати. Печатные издания XVII века немногочисленны, количество их не превышало сотни книг. В библиотеке хранилось еще око-ло сотни книг очень древних, но без ти-тульных листов, что не давало возмож-ности определить их год издания. Было в книгохранилище более трехсот книг XVIII столетия, а оставшиеся относи-лись к XIX веку. Среди служебной литературы находился Большой требник митрополита Петра (Могилы), по кото-рому отправлялись службы. Очень мно-го было книг духовноназидательного содержания. Были в библиотеке и руко-писи, среди которых и собственноруч-но писанные книги старца Афанасия (Захарова) и старца Паисия (Величковского), переданные позже в Орловское историко-археологическое общество, а также «Келейные записки Преосвященнейшего Иеремии, уроженца Севского уезда, умершего и погребенного в Нижнем Новгороде». Текущие бумаги и дела по монастырю, тщательно подоб-ранные по годам, в отдельных связках хранились на полках в архиве.
http://ploshchanka.ru/historical-information.html
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь возникла на юго-западе Святой Руси еще в незапамятные времена и в течение почти пяти столетий занимала одно из важных мест среди русских православных обителей. Она славилась строгостью устава и высокой духовной жизнью насельников, непрерывно несших в ее древних стенах свой монашеский подвиг.
По преданиям, сохраненным в Площанской пустыни и окрестных селениях, на месте Казанского Богородицкого Площанского мужского монастыря или вблизи него, в долине реки Неруссы, рядом с Площанским озером, еще в начале XV века располагалась Свято-Николаевская обитель, относившаяся к Комарицкой волости. Нестроения и распри между русскими князьями, оказавшимися не в силах противостоять военной экспансии со стороны своего западного соседа - Великого княжества Литовского, привели к тому, что эти исконно русские земли с середины XIV и до начала XVI века находились во владении князей литовских.
В состав Литвы входил тогда и расположенный в этих краях город Мценск, жители которого стали свидетелями явления чудотворного образа Святителя Николая Мирликийского, приплывшего по реке Зуше против ее течения. Святой Николай держал в руке хартию, на которой изумленные горожане прочли надпись: Пошлите меня на Плоское место. И такое место вскоре определилось. В те стародавние времена Николаевская обитель называлась в народе и Площанской пустынью, и Плосским монастырем. Потому здесь и нашел чудотворный образ место своего пребывания.
Названия пустыни на протяжении ее всей многовековой истории звучали по-разному: Николаевская пустынь, Площанская пустынь, Плосская пустынь, Площанский монастырь, Пречистенская Площанская пустынь, Николаевская Площанская пустынь, монастырь Площанская пустынь, Богородицкая Площанская пустынь, Севская Богородицкая Площанская пустынь и, наконец, Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь.
Строитель Площанской пустыни игумен Серапион в своем отзыве на имя Севской Духовной консистории в 1778 году о времени возникновении пустыни писал так:
Площанская пустынь, по справке о ней в церковной книгохранительнице, с которого года и по какому случаю начало свое возымела, о том письменных сведений не отыскалось, а что она стала возобновляться между 1613 и 1620 годами, то есть после нашествия и разорения польским королем и ляхами, как на царствующий град Москву, так и прочие великороссийские места. На сем месте до оного времени существовал древний монастырь, именуемый Николаевский, но при пришествии в Москву Дмитрия-самозванца был разорен татарами и ляхами.
Год основания династии Романовых по неисповедимым судьбам Божиим совпал со временем прихода на Площанский колодезь, полностью разрушенный войсками Лжедмитрия, постриженника Киево-Печерской лавры иеромонаха Прокопия. Это событие отражено в «Ведомости о состоянии Богородицкой Площанской общежительной пустыни Орловской епархии за 1878 год», составленной архимандритом Моисеем: Основателем вновь оной пустыни был иеромонах Прокопий, пришедший из Киева с двумя монахами не известных имен и фамилий, а о нем только известно, что из рода греков, постриженец Киево-Печерской Лавры. Отец Прокопий, возблагодарив Создателя и Приснодеву Марию за удивительной красоты уединенную местность, Божиим Промыслом предназначенную для его спасения, поселяется на горе, выкопав в ней себе пещерную келлию. Пришедшие вместе с отцом Прокопием в пустынь монахи последовали его примеру и устроили себе келлии в земле, близ древнего Площанского святого колодца. Они установили над источником деревянную часовню для совершения молитв. В эту часовню иноки перенесли деревянный резной образ Святителя и Чудотворца Николая и большое резное Распятие, найденные отцом Прокопием на пепелище Николаевской обители.
Труды насельников по восстановлению святой обители на прежнем месте встретили жесткое сопротивление некоторых пришлых жителей, самовольно осевших на бывших монастырских землях. В те годы окраинные русские земли привлекали к себе искавших счастья беглых - гулящих людей.
Комарицкая волость, куда входили земли монастырские, в XVII веке становилась все более населенной пришлым народом и прославилась буйным поведением своих жителей. Притеснения со стороны крестьян вынудили отца Прокопия искать милости и защиты у молодого Государя Михаила Феодоровича в Москве, куда иеромонах вместе с двумя иноками прибыл в 1620 году. Отец Прокопий был радушно принят и получил у царя дозволение на возобновление древней обители и построение святого храма, на которое создание, как пишет игумен Серапион, была дана Его Святейшества храмозданная грамота, с приложением к ней личной печати Патриарха Московского Филарета Никитича Романова, отца Государя.
На благословение новосозидаемой обители Государь промыслительно даровал две иконы из своих царских палат - Всемилостивого Спаса и список чудотворной Казанской иконы Пресвятой Божией Матери - Заступницы Земли Русской в недавнее, горькой памяти Смутное время.
По монастырским преданиям отец Прокопий, возвращаясь из Москвы с бесценными дарами от царствующего рода Романовых, стал свидетелем события чудесного. Как пишет монастырская летопись, от усталости старцы сидоша подле большой сосны и воздремаша на мгновение, и отверзоша очи, и видеша икону на сосне, сияющую яко солнце. И со слезами сотвориша молитву, и получиша паки икону. Урочище, получившее с тех пор название «Святая сосна», находится в одной версте от монастыря, недалеко от обочины дороги, ведущей в Брасово.
Ревнуя о спасении своей души и славе Божией, отец Прокопий с помощью иноков сразу же по возвращении из Москвы строит небольшую деревянную церковь вблизи озера, на указанном Богородицей месте. Иноки перенесли в новую церковь, освященную в честь Казанской иконы Божией Матери, дарованные царем иконы и резной образ святого Николая. К церкви был пристроен придел во имя святителя Николая.
Направляемые Заступницей усердной в Площанскую Богородицкую пустынь ищущие спасения богомольцы нередко оставались здесь навсегда для несения иноческих подвигов.
По внушению лукавого крестьяне, самовольно захватившие земли вокруг Площанского монастыря, снова стали досаждать его насельникам. Крестьянин Рыбальский, по прозвищу Чертов, отличался от прочих особой жестокостью: он не гнушался прибегать к побоям священнослужителей, угрожая им расправой, глумясь над верой православной и монастырскими святынями. Дабы положить конец беззаконию, отец Прокопий вновь держит путь в Москву и обращается за помощью к Государю.
Государь Михаил Феодорович передал в вечное владение на пропитание обители землю, расположенную вокруг монастыря, в количестве 2645 десятин 154 сажен. (Десятина равна 1,08 га, сажень - 213 см. В общем 2856,6 га и 315 кв. м.) По возвращении из Москвы отец Прокопий незамедлительно приступил к благоустроению Площанской пустыни. В монастыре были возведены необходимые хозяйственные постройки, приобретены ризы, книги, священные сосуды и другие церковные принадлежности, построены братские келлии. Иноки монастыря начали осваивать обширные земельные угодия, царской властью отныне навечно закрепленные за Площанской святой обителью.
Возобновитель Площанского монастыря, его первоначальник и строитель Прокопий отошел ко Господу в 1644 году, на 70-м году жизни, и был погребен в алтаре воздвигнутой при нем церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.
К началу XX века Площанская пустынь считалась одной из самых благоустроенных обителей России. Из тринадцати монастырей Орловской епархии, к которой пустынь принадлежала до 1917 года, она прочно занимала ведущее место. На протяжении нескольких столетий Площанская пустынь, давшая миру сонм благолепных старцев, была одним из центров духовного и культурного просвещения России, неся христианскую истину во всей ее чистоте и целостности.
В монастырских архивах сохранились подробные описания архитектурного ансамбля обители, окончательно сложившегося к началу XIX века и органично вписавшегося в окружающий природный ландшафт, его хозяйственных построек, а также внутреннего убранства храмов.
Площанская пустынь гостеприимно принимала всех приезжающих паломников. Уже при выходе на станцию Брасово богомольцы могли отдохнуть и переночевать в странноприимном доме, принадлежавшем монастырю и располагавшемся прямо на станции. До Площанской пустыни паломники ехали на пролетке по булыжной мостовой, выложенной до самой обители, или, углубясь в молитву, за три часа доходили до цели своего паломничества - благо, что дорога пролегала через усадьбу Михаила Александровича Романова и была живописной и широкой.Позади Духо-Сошественской церкви в полутораэтажном корпусе располагалась братская трапезная, внутри вся расписанная живописью. При ней - кухня, а внизу - хлебопекарня с русской печью, за один раз дававшей до пятисот буханок хлеба, а в смену более тысячи.
За восьмигранной водонапорной башней, высотой четыре сажени (8,2 м) - деревянный дом наместника, где жили на покое бывшие настоятели монастыря, а рядом с домом был флигель казначея.
В монастырской лавке торговали иконами, крестиками, книгами и четками. К западной стене примыкала деревянная келлия для схимников, неподалеку от которой помещался большой каменный двухэтажный братский корпус на тридцать две келлий, а напротив собора - меньший братский корпус на двадцать келлий.
На конном дворе рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома помещались кучерская и шорницкая мастерские, кузница, каретный сарай, две конюшни, навесы, сарай для землемерного инвентаря.
На дворе для рогатого скота - коровники с домами для прислуги, телятник, паровая мукомольная мельница с амбарами.
В большом фруктовом саду находились три деревянных флигеля с мезонинами, в которых были пчельня, портняжная и сапожная мастерские и монастырская больница для братии на десять коек.
За восточными воротами, под горой у озера, стояла деревянная часовня, соединенная с монастырем длинной деревянной галереей. Часовня была украшена внутри живописными картинами и резным Распятием. Вдоль берега озера были расположены деревянная маслобойня, прачечная и баня. Тут же на озере была устроена сажалка для сохранения пойманной рыбы.
К озеру примыкала водяная мельница с крупорушкой, двумя амбарами, домом мельника и домом для пастухов с косарями. К плотине была пристроена монашеская купальня.
Против Святых врат стоял гостиный двор для приема бедных странников и посетителей. Двор состоял из двух двухэтажных теплых корпусов на пятьдесят номеров и одного одноэтажного на двадцать номеров. За гостиным двором был фруктовый сад с огородами и пасекой. Вся территория монастыря была окружена каменной оградой с четырьмя башнями по углам и тремя подъездными воротами. В монастырском лесу находились дегтярный и кирпичный заводы. Лес охранялся полесовщиками, для которых была выстроена постоялая изба с необходимыми хозяйственными постройками.
После октябрьского переворота Площанскую обитель постигла участь всей Русской Православной Церкви - монастырь был в ноябре 1924 года закрыт и разграблен до основания. Из храмов остались не взорванными два - Казанский собор и храм Сошествия Святого Духа. На территории монастыря организовалась коммуна «Пчела». В 1930 году тридцать площанских монахов, скрывавшихся от преследований властей по окрестным деревням, подверглись аресту и впоследствии разделили участь многочисленных узников совести.
При закрытии Площанской пустыни остро встал вопрос о честных останках старца Василия (Кишкина) и строителя Пафнутия (Козелкина). Еще в августе 1924 года Севский исполком настаивал на вскрытии мощей. Останки шестидесяти православных подвижников и святых нашей Церкви подверглись этому кощунственному осквернению в те годы. Комиссия приступила к вскрытию 16 ноября 1924 года. По «делу о мощах» был привлечен к уголовной ответственности игумен бывшего Площанского монастыря отец Никодим.
В первые послевоенные годы в храме Сошествия Святого Духа вновь начались богослужения и открылся приход. Но ненадолго. Храм Площанской пустыни был закрыт в 1962 году по «желанию трудящихся». Директор совхоза приказал закопать древний Николаевский источник.
В Казанском соборе был открыт инкубатор по выращиванию цыплят. В том же году вандалы предприняли попытку взорвать Казанский собор, но смогли разрушить только два яруса - монахи ведь строили на века. Битой щебенкой посыпали при мелиорации дорогу к реке Неруссе. В 1966 году все уцелевшие здания и хозяйственные постройки монастыря перешли во владение Крупецкого сельсовета. Из немногих чудом сохранившихся зданий бывший игуменский корпус оставался бесхозным и брошенным.
Монастырь был возвращён монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Настоятелем был назначен архимандрит Сергий (Булатников).
В 1997 году была возведена часовня во имя Святителя Николая Чудотворца на древнем источнике у Площанского озера. Как и раньше, она построена из бревен.
В 2001 году над святыми вратами, была возведена церковь Всех святых. В 2012 начато восстановление разрушенного собора.
Устроены и освящены святые источники: иконы Божией Матери «Живоносный Источник», или «Германовский», святых Царственных страстотерпцев и святых мучеников Космы и Дамиана (в бывшем лесном скиту).
В2001 году с Афанасьевского кладбища города Орла был перенесен в Площанский монастырь прах последнего настоятеля обители игумена Никодима (Спиридонова), а в апреле 2002 года были подняты из-под спуда останки великого подвижника XIX века Площанского старца Василия (Кишкина) и перенесены в Покровскую церковь.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 8мая 2008 года причислены клику святых тринадцать подвижников Глинской пустыни, в числе которых и преподобный Василий (Кишкин), старец Площанский.
29 мая 2013 года решением Священного Синода настоятель пустыни архимандрит Сергий был избран епископом Клинцовским и Трубчевским. Новым настоятелем единогласно был избран послушник и постриженник владыки Сергия иеромонах Леонид.
Основанная киевo-печерскими иноками в глубокой древности, Площанская пустынь расположена в живописном месте, на вершине холма над Площанским озером, давшим название и самой обители. Пустынь - основоположница старчества. В ней подвизались схимонах Афанасий (Захаров), ученик прп.Паисия Величковского, подвижник благочестия иеромонах Василий (Кишкин),будущие оптинские старцы Макарий (Иванов) и Леонид (Наголкин), короткое время жил свт. Игнатий (Брянчанинов),написавший здесь "Сад во время зимы".
Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь,относились ранее к Орловской епархии (Севскому уезду) и были свидетелями событий, связанных с формированием и развитием Русского государства. Севск и его окрестности были просвещены светом Христовой веры только в XII веке прп. Кукшей, затем они подверглись полному разорению Батыем, часто опустошались московскими воеводами. С XIII века эти земли входили в состав Черниговского княжества. Находясь на границе с Литвой, Севск видел Лжедмитрия I, разбитого именно здесь, под Севском, войсками Бориса Годунова, а также и Лжедмитрия II, который подарил этот город своему мнимому тестю воеводе Юрию Мнишеку.
И пока бились за землю русскую князья и бояре то с татарами, то с литвою, в дебрях лесов, невидимые миру, совершали свой безмолвный подвиг пустынники, молясь за всех и за вся. По преданию, пустынь на сем месте существовала с незапамятных времен, что весьма вероятно, так как место это было труднодоступно и могло служить надежным прибежищем монахам во времена лихолетья.
Вот как описана пустынь в небольшой книжке о ней, вышедшей в 1855 году:"Она не заключает в себе ни огромных зданий, ни великих богатств, не поражает посетителя дикостью или особенным величием природы: в ней все просто, скромно и привлекательно этою скромною простотой своей... Удаленная от всякого жилого места, окруженная со всех сторон лесами, пустынь вполне соответствует характеру уединенной иноческой жизни".
После разорения поляками монастырь начал возобновляться в 1613 году. По словам игумена Серапиона, старейший насельник обители монах Ефрем утверждал, "что де при сей пустыни были великие леса и в сей же пустыне в горе, при источнике, который называется площанский колодезь, почему она и именуется Площанской пустынею, жили де во оной горе, в землянке три монаха, из коих один иеромонах Прокопий". Прокопий пришел сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же был грек. "Можно полагать, что Прокопий и поселившиеся с ним два инока, ища места, удобного для иноческих трудов и богомыслия, знали о существовании здесь прежде пустыни, разоренной поляками". Прокопий ходил в Москву к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу испросить благословения на устроение обители, кое и получил. А также за свое усердие был награжден двумя иконами - Спасителя и Божией Матери Казанской, чудотворный список с которой и сегодня пребывает в обители.
Монастырь начал потихоньку отстраиваться, знал он периоды внешнего расцвета и упадка. В 1709 году обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Матери Божией была перестроена.Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь свт.Николая Чудотворца - ранее, в 1746 году. Были построены также храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св.Духа (1815). Вместо деревянного корпуса трапезной был возведен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека постоянно пополнялась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами.В пустыни жили многие духоносные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), свт.Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них - Герман - прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, подвизался в обители уже в ХХ веке.
После 1917 года здесь была организована коммуна "Пчела". Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1932 году 30 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. Разрушен величественный Казанский собор, уничтожена надвратная церковь Всех Святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери.Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет светлое время ее возрождения.
Вернуться монахам в Площанскую пустынь было дано лишь в 1994 году. Обитель была возвращена монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Из четырех храмов уцелел только один, сохранились также развалины Казанского собора,остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Прежде цветущая обитель встретила их печальными руинами. Поселились они в маленьком здании бывшей просфорной с протекающей крышей. Вскоре в обитель были переданы сохраненные местными жителями первая и вторая копии с чудотворной Казанской иконы, верующие стали возвращать монастырские книги и иконы. Ожила наконец-то Площанская красавица-колокольня, пострадавшая в лихолетье большевистских гонений, звон которой в былые годы был слышен при благовесте даже в городе Севске, расположенном за 70 километров от обители.
Со временем монастырь обзавелся своим подсобным хозяйством: восемью коровами, лошадью, курами,огородом. В отданном монастырю огромном фруктовом саде установили пасеку с 40 ульями, поставили дом с хозяйственными постройками. Теперь у монахов появился свой мед, которым они охотно делились с приезжающими паломниками.
В 1996 году монахам была отдана часть школы, занимавшей бывший братский келейный корпус, тогда как в другой части здания проходил учебный процесс. Так продолжалось до 1998 года, когда после ремонта весь корпус вновь заняли монашествующие.В 1997 году была возведена изящная деревянная часовня во имя святителя Николая Чудотворца на древнем целебном источнике у Площанского озера.
В том же году отремонтировали половину игуменского дома и заселили ее. Очистили подвалы этого дома и устроили там мастерские: столярную и пчеловодческую. Не все выдерживали строгий внутренний распорядок и послушания, и потому некоторые уходили. Оставались самые твердые верой. Службы в монастыре гораздо продолжительнее мирских богослужений и проходят обычно три раза в сутки: утром, вечером и ночью (полунощница). До обеда и после него послушания (работы по хозяйству), а вечером изучение Священного Писания и духовных книг. Без благословения настоятеля никто не в праве оставить место послушания или покинуть территорию монастыря. В наши последние времена мало кто способен следовать такому режиму жизни, но несмотря на это в обители проживает около 40 человек братии, из которых 14 иеромонахов, один игумен и архимандрит. В 1998 году был произведен капитальный ремонт в бывшем домике старца Германа, и спустя 75 лет он вновь принял монашествующих. В том же году стали возводить церковь во имя Покрова Божией Матери. Строительство ее было закончено в августе 1998 года. Одновременно были произведены работы по восстановлению корпуса бывшей трапезной и поварни. В1999 году был отстроен дом казначея, и началось строительство на хозяйственном дворе: дровника, гаражей, фермы, экономических келий и других необходимых построек. Вдоль обновленной южной стены в 2000 году начали возводить гостиничный комплекс, а в следующем году - южные ворота обители. Бывший дом наместника в 2000 году был разобран, и вместо него воздвигнута гостиница для приезжающих священнослужителей.
В 2001 году над строящимися святыми вратами, была возведена церковь Всех святых, обретшая свой окончательный облик лишь в 2002 году. В 2001 году была застеклена вместительная теплица, собранная на старом фундаменте. В 1999 году были произведены археологические раскопки фундамента Казанского собора и расчищены три его алтаря. В 2001 году в Площанский монастырь были перенесены мощи игумена Никодима (Спиридонова) - последнего настоятеля монастыря в 20-х годах XX века. До этого они находились на Афанасьевском кладбище города Орла. В 2002 году была завершена восточная стена, и выстроены две угловые башенки с восточными вратами.
В апреле 2002 года произошло радостное событие - поднятие из под спуда мощей старца XIX века, иеромонаха Василия (Кишкина). По благословению священноначалия начата подготовка к его прославлению в лике преподобных нашей Церкви.
Святыни обители: Чудотворный список Казанской иконы Матери Божией. Часовня Николая Угодника над древним святым источником, а также святые источники: иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (Германовский) c купальней, свв. Царственных мучеников, свв. Космы и Дамиана (в бывшем скиту). Мощи старца, иеромонаха Василия (Кишкина).
Праздники обители: 8/21 июля, 22/4 ноября - Казанской иконы Божией Матери,6/19 декабря, 9/22 мая - святителя и чудотворца Николая, День Св.Духа
Основанная киевo-печерскими иноками в глубокой древности, Площанская пустынь расположена в живописном месте, на вершине горы над Площанским озером, давшим название и самой обители. Пустынь - основоположница старчества. В ней подвизались схимонах Афанасий (Захаров), ученик прп.Паисия Величковского, подвижник благочестия иеромонах Василий (Кишкин),будущие оптинские старцы Макарий (Иванов) и Леонид (Наголкин), короткое время жил свт. Игнатий (Брянчанинов),написавший здесь "Сад во время зимы".
Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь,относились ранее к Орловской епархии (Севскому уезду) и были свидетелями событий, связанных с формированием и развитием Русского государства. Севск и его окрестности были просвещены светом Христовой веры только в XII веке прп. Кукшей, затем они подверглись полному разорению Батыем, часто опустошались московскими воеводами. С XIII века эти земли входили в состав Черниговского княжества. Находясь на границе с Литвой, Севск видел Лжедмитрия I, разбитого именно здесь, под Севском, войсками Бориса Годунова, а также и Лжедмитрия II, который подарил этот город своему мнимому тестю воеводе Юрию Мнишеку.
И пока бились за землю русскую князья и бояре то с татарами, то с литвою, в дебрях лесов, невидимые миру, совершали свой безмолвный подвиг пустынники, молясь за всех и за вся. По преданию, пустынь на сем месте существовала с незапамятных времен, что весьма вероятно, так как место это было труднодоступно и могло служить надежным прибежищем монахам во времена лихолетья.
Вот как описана пустынь в небольшой книжке о ней, вышедшей в 1855 году:"Она не заключает в себе ни огромных зданий, ни великих богатств, не поражает посетителя дикостью или особенным величием природы: в ней все просто, скромно и привлекательно этою скромною простотой своей... Удаленная от всякого жилого места, окруженная со всех сторон лесами, пустынь вполне соответствует характеру уединенной иноческой жизни".
После разорения поляками монастырь начал возобновляться в 1613 году. По словам игумена Серапиона, старейший насельник обители монах Ефрем утверждал, "что де при сей пустыни были великие леса и в сей же пустыне в горе, при источнике, который называется площанский колодезь, почему она и именуется Площанской пустынею, жили де во оной горе, в землянке три монаха, из коих один иеромонах Прокопий". Прокопий пришел сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же был грек. "Можно полагать, что Прокопий и поселившиеся с ним два инока, ища места, удобного для иноческих трудов и богомыслия, знали о существовании здесь прежде пустыни, разоренной поляками". Прокопий ходил в Москву к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу испросить благословения на устроение обители, кое и получил. А также за свое усердие был награжден двумя иконами - Спасителя и Божией Матери Казанской, чудотворный список с которой и сегодня пребывает в обители.
Монастырь начал потихоньку отстраиваться, знал он периоды внешнего расцвета и упадка. В 1709 году обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Матери Божией была перестроена.Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь свт.Николая Чудотворца - ранее, в 1746 году. Были построены также храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св.Духа (1815). Вместо деревянного корпуса трапезной был возведен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека постоянно пополнялась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами.В пустыни жили многие духоносные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), свт.Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них - Герман - прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, подвизался в обители уже в ХХ веке.
После 1917 года здесь была организована коммуна "Пчела". Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1932 году 30 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. Разрушен величественный Казанский собор, уничтожена надвратная церковь Всех Святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери.Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет светлое время ее возрождения.
Вернуться монахам в Площанскую пустынь было дано лишь в 1994 году. Обитель была возвращена монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Из четырех храмов уцелел только один, сохранились также развалины Казанского собора,остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Прежде цветущая обитель встретила их печальными руинами. Поселились они в маленьком здании бывшей просфорной с протекающей крышей. Вскоре в обитель были переданы сохраненные местными жителями первая и вторая копии с чудотворной Казанской иконы, верующие стали возвращать монастырские книги и иконы. Ожила наконец-то Площанская красавица-колокольня, пострадавшая в лихолетье большевистских гонений, звон которой в былые годы был слышен при благовесте даже в городе Севске, расположенном за 70 километров от обители.
Со временем монастырь обзавелся своим подсобным хозяйством: восемью коровами, лошадью, курами,огородом. В отданном монастырю огромном фруктовом саде установили пасеку с 40 ульями, поставили дом с хозяйственными постройками. Теперь у монахов появился свой мед, которым они охотно делились с приезжающими паломниками.
В 1996 году монахам была отдана часть школы, занимавшей бывший братский келейный корпус, тогда как в другой части здания проходил учебный процесс. Так продолжалось до 1998 года, когда после ремонта весь корпус вновь заняли монашествующие.В 1997 году была возведена изящная деревянная часовня во имя святителя Николая Чудотворца на древнем целебном источнике у Площанского озера.
В том же году отремонтировали половину игуменского дома и заселили ее. Очистили подвалы этого дома и устроили там мастерские: столярную и пчеловодческую. Не все выдерживали строгий внутренний распорядок и послушания, и потому некоторые уходили. Оставались самые твердые верой. Службы в монастыре гораздо продолжительнее мирских богослужений и проходят обычно три раза в сутки: утром, вечером и ночью (полунощница). До обеда и после него послушания (работы по хозяйству), а вечером изучение Священного Писания и духовных книг. Без благословения настоятеля никто не в праве оставить место послушания или покинуть территорию монастыря. В наши последние времена мало кто способен следовать такому режиму жизни, но несмотря на это в обители проживает около 40 человек братии, из которых 14 иеромонахов, один игумен и архимандрит. В 1998 году был произведен капитальный ремонт в бывшем домике старца Германа, и спустя 75 лет он вновь принял монашествующих. В том же году стали возводить церковь во имя Покрова Божией Матери. Строительство ее было закончено в августе 1998 года. Одновременно были произведены работы по восстановлению корпуса бывшей трапезной и поварни. В1999 году был отстроен дом казначея, и началось строительство на хозяйственном дворе: дровника, гаражей, фермы, экономических келий и других необходимых построек. Вдоль обновленной южной стены в 2000 году начали возводить гостиничный комплекс, а в следующем году - южные ворота обители. Бывший дом наместника в 2000 году был разобран, и вместо него воздвигнута гостиница для приезжающих священнослужителей.
В 2001 году над строящимися святыми вратами, была возведена церковь Всех святых, обретшая свой окончательный облик лишь в 2002 году. В 2001 году была застеклена вместительная теплица, собранная на старом фундаменте. В 1999 году были произведены археологические раскопки фундамента Казанского собора и расчищены три его алтаря. В 2001 году в Площанский монастырь были перенесены мощи игумена Никодима (Спиридонова) - последнего настоятеля монастыря в 20-х годах XX века. До этого они находились на Афанасьевском кладбище города Орла. В 2002 году была завершена восточная стена, и выстроены две угловые башенки с восточными вратами.
В апреле 2002 года произошло радостное событие - поднятие из под спуда мощей старца XIX века, иеромонаха Василия (Кишкина). По благословению священноначалия начата подготовка к его прославлению в лике преподобных нашей Церкви.
Святыни обители: Чудотворный список Казанской иконы Матери Божией. Часовня Николая Угодника над древним святым источником, а также святые источники: иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (Германовский) c купальней, свв. Царственных мучеников, свв. Космы и Дамиана (в бывшем скиту). Мощи старца, иеромонаха Василия (Кишкина).
Праздники обители: 8/21 июля, 22/4 ноября - Казанской иконы Божией Матери,6/19 декабря, 9/22 мая - святителя и чудотворца Николая, День Св.Духа
Настоятель - архимандрит Сергий (Булатников).
Братия монастыря с глубокой признательностью примет посильную помощь от всех, кому дорога вера наших предков, наша история и культура.
ИНН 3206002945, р/с 40703810208130101026 в Брянском ОСБ № 8605 г. Брянск к/с 30101810400000000601 БИК 041501601
Текст и фото(Павел)
Казанская Богородицкая Площанская пустынь. Мужской монастырь
Россия, Брянская обл., Брасовский р-н, пос. Пчела.
Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь, были свидетелями событий, связанных с формированием и развитием Русского государства. И сегодня все здесь как будто дышит древней Русью.
Севск и его окрестности были просвещены светом Христовой веры в XII веке преподобным Кукшей, затем они подверглись полному разорению Батыем, часто опустошались московскими воеводами. Находясь на границе с Литвой, Севск видел Лжедмитрия I, разбитого именно здесь, под Севском, войсками Бориса Годунова, а также и Лжедмитрия II, который подарил этот город своему мнимому тестю воеводе Юрию Мнишеку.
По преданию, пустынь «на плоском месте» существовала с незапамятных времен, что весьма вероятно, так как место это было труднодоступно и могло служить надежным прибежищем монахам во времена лихолетья.
После литовского разорения возобновлена около 1620 года с разрешения царя Михаила Федоровича и с благословения патриарха Филарета по просьбе монаха Киево-Печерской лавры Прокопия. Он с двумя монахами построил небольшую деревянную церковь и в ней поставил привезенные из Москвы иконы Спасителя и Казанской Божией Матери – вклад царя, сюда же перенесли из часовни резное на дереве изображение святителя Николая, явленное в этих местах. Церковка была сооружена во имя Казанской иконы Божией Матери, впоследствии построен придел во имя святителя Николая Чудотворца. Постепенно образовалась небольшая обитель под названием Богородицкая Площанская пустынь. В 1709 году обветшавшая деревянная церковь была перестроена.
Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь святителя Николая Чудотворца – в 1746 году. Были построены храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754 год), во имя Всех святых над Святыми вратами (1780 год) и во имя Сошествия Святого Духа (1815 год). Вместо деревянного корпуса трапезной был построен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека пополнилась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами.
Многие духоносные старцы жили в пустыни: Лев и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), святитель Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них – Герман – прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, жил уже в XX в.
После 1917 года здесь была организована коммуна «Пчела». Монастырь был ликвидирован в 1924 году, но церковные службы продолжались до середины 30-х годов. В 1932 году 70 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы агентами ГПУ и впоследствии по гибли в лагерях. Погиб величественный Казанский собор, нет надвратной церкви Всех святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет время возрождения.
Первые насельники вновь открытой Площанской пустыни приехали сюда в конце 1994 года. Былая цветущая обитель встретила монахов руинами. Поселились в маленьком здании бывшей просфорной с протекающей крышей. В 1996 году обители была передана часть келейного корпуса, еще через два года местная школа освободила здание полностью. В 1997 году началось восстановление на старом фундаменте храма Покрова Богородицы, восстановлен теперешний главный храм обители – Сошествия Святого Духа.
Летом 1998 года произошло радостное событие: список Казанской иконы Божией Матери был возвращен вновь возрожденному монастырю.
Из полной разрухи постепенно возрождается бывший дом игумена. Теперь это гостиница и трапезная для богомольцев, которых с каждым годом сюда приезжает все больше. Вдоль обновленной южной стены в 2000 году начали возводить гостиничный комплекс, а в следующем году – южные ворота обители. Бывший дом наместника в 2000 году был разобран, и вместо него воздвигнута гостиница для приезжающих священнослужителей.
В 2001 году над строящимися святыми вратами, была возведена церковь Всех святых, обретшая свой окончательный облик лишь в 2002 году. В 2001 году была застеклена вместительная теплица, собранная на старом фундаменте.
В 1999 году были произведены археологические раскопки фундамента Казанского собора и расчищены три его алтаря. В 2001 году в Площанский монастырь были перенесены мощи игумена Никодима (Спиридонова) – последнего настоятеля монастыря в 20-х годах XX века. До этого они находились на Афанасьевском кладбище города Орла. В 2002 году была завершена восточная стена, и выстроены две угловые башенки с восточными вратами.
В апреле 2002 года произошло радостное событие – поднятие из-под спуда мощей старца XIX века, иеромонаха Василия (Кишкина). По благословению священноначалия начата подготовка к его прославлению в лике преподобных нашей Церкви.
Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина АнатольевнаРаифская Богородицкая пустынь. Мужской монастырь Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа.Казанская Раифская (в честь преподобных Отцев, в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Федоровиче.
Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина ВикторияСвято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь) Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 98.История основания Кизического монастыря такова. В 1654–1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе и его
Из книги автораСедмиозерная Богородичная пустынь. Мужской монастырь Татарстан, Высокогорский р-н, пос. Седмиозерка.В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни
Из книги автораКалужская Свято-Успенская Тихонова пустынь. Мужской монастырь Россия, Калужская обл., пос. Льва Толстого.Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX в. получила
Из книги автораСпаса Нерукотворного пустынь. Мужской монастырь Россия, Калужская обл., Козельский р-н, с. Клыково.История основания монастыря берет свое начало в 1924 году, когда после разорения Свято-Введенской Оптиной пустыни часть братии во главе с казначеем игуменом Пантелеимоном
Из книги автораВознесенская Давидова пустынь. Мужской монастырь Россия, Московская обл., Чеховский р-н, пос. Новый Быт.Монастырь находится в 85 км от Москвы, недалеко от города Чехова. Пустынь расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре,
Из книги автораЗаиконоспасский мужской монастырь Россия, г. Москва, Никольская ул., д. 7–9.Возник на территории одного из древнейших московских монастырей – Николы Старого, известного уже в XIV в. На исходе XVI в. западный участок древнего монастыря с расположенной на нем церковью
Из книги автораБлаговещенский мужской монастырь Россия, г. Нижний Новгород, пер. Мельничный, д. 8.Расположен на высоком берету реки Оки в месте ее впадения в Волгу. Основан в 1221 году, при закладке Нижнего Новгорода благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем, при святителе Симоне,
Из книги автораСвято-Успенская Саровская пустынь. Мужской монастырь Россия, Нижегородская обл., г. Саров.Летописи свидетельствуют, что первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в 1664 году.
Из книги автораЮрьев мужской монастырь Россия, г. Великий Новгород, ш. Юрьевское, д. 10.Монастырь святого великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев, принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской епархии, но всей
Из книги автораНикандрова Благовещенская пустынь. Мужской монастырь Россия, Псковская обл., Пороховский р-н, на р. Демьянке, в 76 км от г. Пскова.Пустынь была основана преподобным Никандром (в миру Никоном). Он родился 24 июля 1507 года в семье крестьян в селе Виделебье на Псковщине. В 17 лет
Из книги автораСавватиева пустынь. Мужской монастырь Россия, г. Тверь.Монастырь берет свое начало с небольшой пещерки, в которой поселился около 1390 года палестинский монах Савватий. По преданию, он пришел в Тверь из святого града Иерусалима и принес с собой небольшой деревянный крест, в
Из книги автораКазанская Свято-Амвросиевская пустынь. Ставропигиальный женский монастырь Россия, Калужская обл., Козельский р-он, пос. Шамордино.Монастырь был основан оптинским старцем иеросхимонахом Амвросием на земле, пожертвован ной монахиней Амвросией (в миру – помещица А.Н.
Из книги автораНиколо-Теребенская пустынь. Женский монастырь Россия, Тверская обл., Максатихинский р-н, с. Труженик(прежнее назв. Теребени).В 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени церковь во имя святителя Николая. Выбрал подходящее место и