Число зверя в библии. Святоотеческое толкование библейского понятия "печать антихриста"доклад игумена андроника (трубачева) Кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его

Все народы мира придавали большое значение числам. Некоторые из чисел — тройка, семерка, девятка — считались священными и, соответственно, счастливыми; другие (например, печально известная «чертова дюжина») — несчастливыми, связанными с нечистой силой. Но, пожалуй, больше всего не повезло числу 666 — «числу зверя».

Первое упоминание о «числе зверя» встречается в «Откровении» Иоанна Богослова — пожалуй, единственном официально признанном христианской церковью пророчестве. Иоанн подробно описывает появление зверя, более могущественного, чем все демоны ада:

«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные» (Апокалипсис, гл. 13).


Зверь этот будет иметь тело леопарда, медвежьи когти и львиные клыки. Он будет править Землей три с половиной года, а перед тем присоединится к нему Антихрист, который многих заставит поклоняться зверю.

Затем настанет время великого сражения под Армагеддоном, дьявольская сила будет разбита, а Сатана вместе с Антихристом будут заточены на тысячу лет, и на Земле утвердится царство Христа…

О таинственном «числе зверя» в «Откровении» говорится как бы мимоходом: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Эта короткая фраза породила огромное множество толкований.

Самое простое, породившее больше всего паники, можно назвать «календарным». Всякий раз, как в календаре появлялись зловещие три шестерки, особо впечатлительные люди начинали ожидать появления предсказанного зверя. Но ни в 666 году, ни в 1666 ничего подобного не произошло.

Последняя волна прокатилась по миру шестого июня 2006 года. Будущие матери панически боялись рожать в этот день (особенно после просмотра фильма «Омен»), многие верующие закрылись в домах и молились, а мистики украдкой поглядывали на небо.

Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиереи Всеволод Чаплин был даже вынужден сделать официальное заявление для прессы, в котором предостерегал христиан от суеверий:

«В отличие от язычника, который всего боится, в том числе затмений, чисел и примет, христианин не должен бояться ничего и никого, кроме Бога… Когда наступят последние времена — зависит не от совпадения цифр, а от того, насколько люди будут уклоняться от зла и исполнять заповеди Бога».

«Календарная» расшифровка «числа зверя» едва ли может считаться верной, ведь текст «Апокалипсиса» глубоко символичен. Кроме того, в нем есть прямые «подсказки», как, например, слова одного из ангелов:

«Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель… И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть».

Так что Иоанн Богослов говорит о мудрости не случайно — скорее всего, это намек, ключ к разгадке, доступной только тем, кто «имеет ум».

На протяжении веков было сделано множество попыток расшифровать «число зверя» — то есть узнать его имя. Одним из самых распространенных методов был каббалистический. Он опирался на то, что во времена Иоанна Богослова цифры часто заменялись буквами алфавита.

Таким образом, сумма букв имени зверя должна была составить 666. Но ведь подобных сочетаний может быть несколько, как же выбрать из них то, которое имел в виду пророк?

Для расшифровки «числа зверя» важно сопоставить слова «Откровения» с реальными историческими событиями. Дело в том, что в раннехристианской традиции «зверями» называли римских императоров.

Еще Фридрих Энгельс в работе «К истории первоначального христианства» сделал попытку определить время написания «Апокалипсиса» и провел подсчет: первым «зверем» был Август, вторым — Тиберий, третьим — Калигула, четвертым — Клавдий, пятым — Нерон, шестым — Гальба, а седьмым — Отон. Отон правил всего три месяца.

Энгельс сделал вполне закономерный вывод: Иоанн Богослов написал «Апокалипсис» во времена царствования Гальбы, то есть с 9 июня 68 года по 15 января 69 года нашей эры.

Немецкий востоковед Фердинанд Бенари предложил в свое время такую гипотезу: под числом 666 скрывается имя римского императора Нерона — того самого зверя, который «был, и нет его». Дело в том, что на римских монетах, которые чеканились для восточной части Римской империи, надписи делали на древнееврейском языке.

При этом гласные буквы опускались, и вместо «Нерон кесарь» надпись гласила «Нрон кср». Если сложить числовые значения этих букв, получим как раз 666. Но почему именно Нерон был объявлен «зверем»?

Если обратиться к историческим документам, станет ясно, что ненависть христиан к Нерону имела под собой немало оснований. Древнеримский писатель-историк Гай Светоний Транквилл оставил жизнеописание Нерона. Это был крайне неуравновешенный, жестокий и аморальный человек.

По свидетельству Светония, Нерон казнил Антонию, дочь Клавдия, которая после смерти Поппеи отказалась выйти за него замуж, убил свою мать и пасынка. Он заставил покончить с собой своего воспитателя Сенеку, хотя не раз клялся не причинять ему зла.

Когда в небе появилась хвостатая комета, он узнал от астролога Бальбилла, что она предвещает смерть верховным властителям.

Нерон не на шутку встревожился, но астролог сказал ему, что от этого бедствия можно откупиться блистательной казнью. И римский император обрек на смерть всех знатнейших мужей государства — предлогом стало раскрытие сразу двух заговоров.

Если ко всем своим подданным Нерон относился с невероятной жестокостью, то в отношении христиан он придумывал поистине дьявольские издевательства. Больше всего императору нравилось наблюдать за тем, как христиан бросали в клетку к хищным зверям, и те разрывали их на части.

Вскоре во время заговора Нерон приказал одному из своих приближенных убить себя, христиане вздохнули спокойно. Но ненадолго.

Пришедший на смену Нерону Сервий Сульпиций Гальба оказался слабым правителем. Он не сумел навести в империи порядок. В отдаленных провинциях вспыхивали междоусобицы. Неудивительно, что в этих условиях нашелся человек, объявивший себя Нероном, который якобы был только ранен во время переворота и сумел бежать на восток.

Христиане от этих слухов пришли в ужас. Еще бы: один из самых страшных врагов воскрес из мертвых. Они приписывали воскрешение Нерона самому Сатане и в ужасе ждали конца света. Христианская вера в то время еще не окрепла. В римских городах существовали замкнутые общины, ведущие полулегальное существование.

Если бы в момент появления лже-Нерона их члены отказались от своей веры, это означало бы крах христианства. Поэтому пастыри приняли меры, чтобы укрепить волю своих подопечных.

Именно в это трудное время появились различные «откровения». Все они были посвящены одной теме: скоро настанет конец света и судный день, после которого все враги христиан будут уничтожены, а сами христиане обретут вечную жизнь.

И все они, включая Иоанна Богослова, говорили о конце света как о чем-то неизбежном и очень близком во времени. Однако конца света не последовало, и имя Нерона со временем забылось.

Казалось бы, Церковь должна была предать «Апокалипсис» забвению — как не сбывшееся пророчество. Но пастыри христиан были мудрыми людьми. Поэтому они оставили учение о конце света и грядущем Страшном суде.

Оно оказалось очень действенным аргументом, создающим мощную мотивацию: наше дело — правое, когда-нибудь все враги будут уничтожены, а на Земле наступит Царство Христа.

Со временем забылось общепринятое толкование числа 666, и его стали «примерять» на очередных тиранов, которых можно было найти в каждой эпохе. Скажем, во времена Петра I староверцы антихристом считали именно его. Во-первых, это был «осьмой царь» — как и предсказано в «Откровении».

Во-вторых, его реформы затронули интересы Православной церкви. Еще бы: он отобрал у монахов земли, отменил пост в армии, да и обычаи завел при дворе совершенно чужие — ассамблеи, курение табака, непривычную одежду…

Следующим «антихристом», по подсчетам тех же монахов, был Наполеон. Путем множества перестановок и комбинаций удалось подогнать его имя под знаменитое «666».

Позже «зверем» называли Гитлера, Сталина, Билла Гейтса… А по одной из версий, «зверем» был не человек, а целое государство — ныне распавшийся СССР. Аргумент был очень прост: отсекаем последнюю букву «Р» — она означает просто страну, — и читаем название как «страна ССС».

А теперь берем старославянское издание «Откровения» и видим, что число зверя часто выглядит как SSS. Дело в том, что именно так писалась восьмая буква алфавита — «зело», означавшая цифру шесть.

Пожалуй, это самая странная из версий о «числе зверя» — ведь «Откровение» писалось не только и не столько для России, да и совпадение это на других языках не подтверждается.

Но вернемся к самому числу 666. С точки зрения числовой символики пифагорейцев, это так называемое треугольное число. Оно выражает сумму последовательных цифр от 1 до 36.

Составляющие его шестерки — не менее необычны. Число шесть — первое из так называемых совершенных чисел, сумма делителей которых (включая единицу и исключая само число) равна самому числу: 6 = 1 + 2 + 3.

А вот и еще один интересный факт из мира чисел: 666 — это сумма квадратов первых семи простых чисел. Если же рассмотреть число зверя в рамках теории устойчивости бинарных систем, как это сделал кандидат технических наук Андрей Осипов, то получится довольно интересная картина.

Дело в том, что бинарные системы устойчивы в диапазоне от одной трети до двух третьих (в десятичном виде — от 33,3% до 66,6%). Так что если число людей, прельщенных зверем, достигнет 66,6%, человечество как система начнет разрушаться…

По библейской символике, шестерка — число человеческое. Прежде всего, человек был сотворен именно в шестой день. Но это не главное: если семерка тесно связана с Богом и высшим миром, то шестерка символизирует человеческое совершенство (которое на порядок ниже божественного), богатство и могущество.

На Востоке стоят целые очереди за документами с шестеркой — она считается настоящим талисманом, приносящим владельцу счастье. Но чего только не обнаружили в числе 666 (или в связи с его употреблением) исследователи из разных уголков мира!

Зверем пытались объявить мировую паутину — Интернет (на том основании, что www при переводе на иврит и соответствующем подсчете равно 666) и долларовые банкноты (они имеют ширину 66,6 мм)!

А в 1997 году греческий компьютерщик Фома Псарас сообщил, что в штрихкодах используются три потайных двойных штриха, которые для компьютера просто являются разделителями, но волею случая обозначают число 6.

Фома, как видно, был поклонником «Апокалипсиса», и сделал вывод: штрихкод на товарах и документах является не чем иным, как печатью сатаны. В доказательство он привел слова из того же пророчества: те, кто не имеет печати сатаны, не смогут ни покупать, ни продавать. Разумеется, журналисты тут же подхватили очередную сенсацию.

Число 666 оказывает на людей странное влияние. Христиане всеми силами стараются избегать его, что порождает немало курьезов. В некоторых городах мира в небоскребах отсутствует 66-й этаж, то есть после 65-го следует сразу 67-й. А на карте США вы не отыщите дороги 666 — видимо, американцы решили не рисковать.

Московские православные в орнаменте на новом российском паспорте увидели три шестерки. Новые документы они пришли получать только после консультации у священника. Перед выборами в парламент России в 2003 году в Тамбовской области решили не делать участок N 666 в связи с многочисленными обращениями верующих избирателей.

В 2002 году стал сенсацией судебный процесс, состоявшийся в городе Приозерске Ленинградской области и названный впоследствии «судом против дьявола». Городской суд официально признал, что штрихкод каждого идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) содержит три шестерки.

Несмотря на то что число толкований 666 перевалило за сотню, постоянно выдвигаются новые гипотезы. Все чаще они касаются уже не конкретных исторических лиц, а абстракций. Например, настоятель церкви Иоанна Богослова в Торонто Олег Моленко считает:

«Само по себе число 666 ничего не обозначает, кроме собственно числа. Но, я думаю, имя зверя не случайно выражается тремя шестерками. Бог в течение шести дней создал Вселенную, а на седьмой день почил от дел Своих.

Отсюда у людей установлена семидневная неделя. Если убрать день отдыха, остается работа, работа, работа. Вот в этом смысле число шесть означает лишение покоя. А в утроенном виде — лишение вечного покоя».

История «числа зверя» и связанных с ним суеверий — классический пример влияния мифов на человеческое сознание. Число 666 — действительно число человеческое. Его мрачная символика была придумана людьми. Но, как часто бывает, символ вышел из-под контроля своих создателей.

И теперь тысячи людей осознанно или бессознательно сторонятся числа, которое считают дьявольским. А сотни — пытаются разгадать имя зверя и вычислить дату конца света.

На протяжении 2000 лет символом ужасного Антихриста, который придет править миром перед Страшным судом, считалось число 666. Для многих это число несчастливое: даже в Европарламенте место под номером 666 всегда остается пустым.

Число 666 пришло к нам из Откровения - самой последней и самой странной из всех книг Библии. «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

Но это неправильное число.

Этот «огрызок» является единственным основанием для утверждения, что число зверя не шестьсот шестьдесят шесть , а 616 (XIC)

Существует мнение, что, возможно, в первые века при переписывании Откровения Святого Иоанна была допущена ошибка, поскольку в ряде ранних источников (в том числе найденном при раскопках древнейшем папирусном списке Апокалипсиса примерно 225-275 годов ) число зверя указано как 616 (ΧΙϚ - хи, йота, числовая дигамма), а не 666 (ΧΞϚ - хи, кси, числовая дигамма). Но точно установить, какая версия правильная, затруднительно. Ириней Лионский также упоминал о варианте 616, но отрицал его верность.

В 2005 году был сделан перевод самого раннего из известных человечеству текстов Книги Откровения, который ясно дает понять, что речь идет о числе 616. 1700-летний папирус был найден на свалке египетского города Оксиринхус и расшифрован группой ученых-палеографов из Бирмингемского университета под руководством профессора Дэвида Паркера.

Если новое число действительно правильное, находка вряд ли обрадует тех, кто потратил целое состояние, стараясь избежать старого варианта. Так, в 2003 году знаменитое американское шоссе 666 - известное как «Шоссе дьявола» - было переименовано в шоссе 491. Еще меньше обрадуется Департамент транспорта города Москвы. В 1999 году его чиновники присвоили новый номер «зловещему» автобусному маршруту 666. Автобус стал именоваться 616.

Споры по поводу числа Зверя не прекращаются со II века. Вариант Библии, ссылающийся на цифру 616, был раскритикован лионским епископом Иринеем (130–200) как «ошибочный и ложный». Фридрих Энгельс проанализировал Библию в своей книге «О религии» (1883). Он также рассчитал число Зверя как 616, а не 666.

Откровение является первой книгой Нового Завета и полно числовых загадок. У каждой из двадцати двух букв древнееврейского алфавита есть соответствующее число, так что любое из чисел можно прочесть как слово.

И Паркер, и Энгельс доказывают, что Книга Откровения - это политический, антиримский трактат, численно закодированный с целью завуалировать главное послание. Число Зверя (каким бы оно ни было) относится либо к Калигуле, либо к Нерону - ненавистным преследователям первых христиан, - а не к какому-то воображаемому злому духу в человеческом образе.

Книга Откровения часто вызывала и вызывает споры, породила множество комментариев, порой даже абсурдных. В последнее же время утихнувшие было рассуждения о возможной идентификации числа 666 вспыхнули с новой силой.

У народов Средиземноморья в античности не существовало цифр. Их заменяли буквы алфавита. И многие авторы в духе эпохи использовали буквы как цифры: то ли для того, чтобы их произведения удовлетворяли тогдашним литературным правилам; то ли из желания скрыть от цензуры истинный смысл. Хороший пример первого из случаев находим в известном памятнике античной литературы - книгах Сивилл, которые в греко-римском мире считались пророческими.

Автор первой книги Сивилл прямо говорит о грядущем Христе и намекает на события, описанные в Евангелии от Матфея, «золото в дар принесут ему, ладан и смирну» (ст. 334). Однако автор не называет имя Христа, он лишь сообщает цифровое значение этого имени - 888, а также, что «он гласных четыре будет иметь и двойной согласный» (ст. 325-326). Использование букв греческого алфавита позволяет заключить, что речь идет об имени «Иисус» (в греческом языке это имя состоит из 6 букв, среди которых 4 - гласные) .

Автор книги Откровения, который «был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Отк. 1:9), зашифровал имя зверя по той простой причине, что гонения на христиан не располагали к тому, чтобы прямо писать об известных всем событиях. Представьте себе следующую ситуацию. В 68 г. или 69 г. н. э. ссыльный пресвитер пишет большое письмо сразу семи церквам Асии, прихожане которых обеспокоены слухами о возможной войне с парфянами и возвращении Нерона, и прямо указывает на императора Нерона, как на зверя из бездны! Конечно же, Иоанн не мог себе этого позволить, иначе его послание было бы уничтожено римлянами подобно другим писаниям христиан. Однако автор дал достаточно ясное указание на то, что за цифрами скрывается конкретный и хорошо всем известный человек: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Отк. 13:18). Автор не зря написал дословно «число человеческое», тем самым он указал, что число 666 означает конкретного человека, имя которого надо прочитать по буквам, из которых складывается это число.

А теперь непосредственно дешифровка числа 666. Среди читателей Иоанна было немало евреев, да и сам автор мыслил по-еврейски (плохой греческий язык книги Откровения выдает автора) . Поэтому число 666 необходимо «собирать» из букв еврейского алфавита. Если сложить согласные буквы, составляющие словосочетание «кесарь Нерон» (гласных в еврейском алфавите тогда еще не существовало) , то получится указанное число. Буквы: Коф-Самех-Рейш (КеСаР) Нун-Рейш-Вав (О) -Нун (НеРОН)

Цифры: 100, 60, 200, 50, 200, 6, 50. Сумма: 666.

Помогают расшифровать это число и некоторые рукописи, в которых переписчики изменили его на число 616. Переписчики прекрасно понимали, чье имя было скрыто под цифрами, поэтому изменили его соответственно римскому стилю. В латыни (в отличие от греческого) кесарь Нерон пишется как Caesar Nero. Переписчики соответственно отбросили последнюю букву Нун, отчего число уменьшилось ровно на 50. Поэтому и 666, и 616 - лишь разные формы с одним содержанием.

Во всей же истории с числом зверя поражает представление современного обывателя о нем, где много надуманной мистичности, чуть ли не сакральности. На самом деле рукописи книги Откровения содержат разные варианты этого числа: 666, 665, 646 и 616. Так которое же из этих чисел нам грозит опасностью? И вообще стоит ли опасаться мертвых цифр? В книгах Сивилл (V, 28) Нерону «знак пятьдесят назначен судьбою», но это новое «число зверя» ничего не прибавляет и ничего не убавляет в омерзительном портрете Нерона.

Напомню вам еще несколько тем, касающихся религии: посмотрите например , а вот интересная и . Удивимся красоте и вспомним Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Все народы мира придавали большое значение числам.

Их считали воплощением космического порядка, отражением Божественной мудрости.

Некоторые из чисел — тройка, семерка, девятка — считались священными и, соответственно, счастливыми; другие (например, печально известная «чертова дюжина») — несчастливыми, связанными с нечистой силой.

Но, пожалуй, больше всего не повезло числу 666 — «числу зверя».

Первое упоминание о «числе зверя» встречается в «Откровении» Иоанна Богослова — пожалуй, единственном официально признанном христианской церковью пророчестве. Иоанн подробно описывает появление зверя, более могущественного, чем все демоны ада:

«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные» (Апокалипсис, гл. 13).

Зверь этот будет иметь тело леопарда, медвежьи когти и львиные клыки. Он будет править Землей три с половиной года, а перед тем присоединится к нему Антихрист, который многих заставит поклоняться зверю. Затем настанет время великого сражения под Армагеддоном, дьявольская сила будет разбита, а Сатана вместе с Антихристом будут заточены на тысячу лет, и на Земле утвердится царство Христа...

О таинственном «числе зверя» в «Откровении» говорится как бы мимоходом: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Эта короткая фраза породила огромное множество толкований.

Самое простое, породившее больше всего паники, можно назвать «календарным». Всякий раз, как в календаре появлялись зловещие три шестерки, особо впечатлительные люди начинали ожидать появления предсказанного зверя. Но ни в 666 году, ни в 1666 ничего подобного не произошло.

Последняя волна прокатилась по миру шестого июня 2006 года. Будущие матери панически боялись рожать в этот день (особенно после просмотра фильма «Омен»), многие верующие закрылись в домах и молились, а мистики украдкой поглядывали на небо.

Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиереи Всеволод Чаплин был даже вынужден сделать официальное заявление для прессы, в котором предостерегал христиан от суеверий:

«В отличие от язычника, который всего боится, в том числе затмений, чисел и примет, христианин не должен бояться ничего и никого, кроме Бога... Когда наступят последние времена — зависит не от совпадения цифр, а от того, насколько люди будут уклоняться от зла и исполнять заповеди Бога».

«Календарная» расшифровка «числа зверя» едва ли может считаться верной, ведь текст «Апокалипсиса» глубоко символичен. Кроме того, в нем есть прямые «подсказки», как, например, слова одного из ангелов:

«Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель... И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть».

Так что Иоанн Богослов говорит о мудрости не случайно — скорее всего, это намек, ключ к разгадке, доступной только тем, кто «имеет ум».

На протяжении веков было сделано множество попыток расшифровать «число зверя» — то есть узнать его имя. Одним из самых распространенных методов был каббалистический. Он опирался на то, что во времена Иоанна Богослова цифры часто заменялись буквами алфавита. Таким образом, сумма букв имени зверя должна была составить 666. Но ведь подобных сочетаний может быть несколько, как же выбрать из них то, которое имел в виду пророк?

Для расшифровки «числа зверя» важно сопоставить слова «Откровения» с реальными историческими событиями. Дело в том, что в раннехристианской традиции «зверями» называли римских императоров. Еще Фридрих Энгельс в работе «К истории первоначального христианства» сделал попытку определить время написания «Апокалипсиса» и провел подсчет: первым «зверем» был Август, вторым — Тиберий, третьим — Калигула, четвертым — Клавдий, пятым — Нерон, шестым — Гальба, а седьмым — Отон. Отон правил всего три месяца. Энгельс сделал вполне закономерный вывод: Иоанн Богослов написал «Апокалипсис» во времена царствования Гальбы, то есть с 9 июня 68 года по 15 января 69 года нашей эры.

Немецкий востоковед Фердинанд Бенари предложил в свое время такую гипотезу: под числом 666 скрывается имя римского императора Нерона — того самого зверя, который «был, и нет его». Дело в том, что на римских монетах, которые чеканились для восточной части Римской империи, надписи делали на древнееврейском языке. При этом гласные буквы опускались, и вместо «Нерон кесарь» надпись гласила «Нрон кср». Если сложить числовые значения этих букв, получим как раз 666. Но почему именно Нерон был объявлен «зверем»?

Если обратиться к историческим документам, станет ясно, что ненависть христиан к Нерону имела под собой немало оснований. Древнеримский писатель-историк Гай Светоний Транквилл оставил жизнеописание Нерона. Это был крайне неуравновешенный, жестокий и аморальный человек.

По свидетельству Светония, Нерон казнил Антонию, дочь Клавдия, которая после смерти Поппеи отказалась выйти за него замуж, убил свою мать и пасынка. Он заставил покончить с собой своего воспитателя Сенеку, хотя не раз клялся не причинять ему зла. Когда в небе появилась хвостатая комета, он узнал от астролога Бальбилла, что она предвещает смерть верховным властителям.

Нерон не на шутку встревожился, но астролог сказал ему, что от этого бедствия можно откупиться блистательной казнью. И римский император обрек на смерть всех знатнейших мужей государства — предлогом стало раскрытие сразу двух заговоров.

Если ко всем своим подданным Нерон относился с невероятной жестокостью, то в отношении христиан он придумывал поистине дьявольские издевательства. Больше всего императору нравилось наблюдать за тем, как христиан бросали в клетку к хищным зверям, и те разрывали их на части. Вскоре во время заговора Нерон приказал одному из своих приближенных убить себя, христиане вздохнули спокойно. Но ненадолго.

Пришедший на смену Нерону Сервий Сульпиций Гальба оказался слабым правителем. Он не сумел навести в империи порядок. В отдаленных провинциях вспыхивали междоусобицы. Неудивительно, что в этих условиях нашелся человек, объявивший себя Нероном, который якобы был только ранен во время переворота и сумел бежать на восток.

Христиане от этих слухов пришли в ужас. Еще бы: один из самых страшных врагов воскрес из мертвых. Они приписывали воскрешение Нерона самому Сатане и в ужасе ждали конца света. Христианская вера в то время еще не окрепла. В римских городах существовали замкнутые общины, ведущие полулегальное существование. Если бы в момент появления лже-Нерона их члены отказались от своей веры, это означало бы крах христианства. Поэтому пастыри приняли меры, чтобы укрепить волю своих подопечных.

Именно в это трудное время появились различные «откровения». Все они были посвящены одной теме: скоро настанет конец света и судный день, после которого все враги христиан будут уничтожены, а сами христиане обретут вечную жизнь.

Все авторы «откровений» (впоследствии Церковь канонизировала только одно — дошедший до нас «Апокалипсис») пользовались схожей символикой: семь царей, сорок два месяца власти зверя, число антихриста. И все они, включая Иоанна Богослова, говорили о конце света как о чем-то неизбежном и очень близком во времени. Однако конца света не последовало, и имя Нерона со временем забылось.

Казалось бы, Церковь должна была предать «Апокалипсис» забвению — как не сбывшееся пророчество. Но пастыри христиан были мудрыми людьми. Поэтому они оставили учение о конце света и грядущем Страшном суде. Оно оказалось очень действенным аргументом, создающим мощную мотивацию: наше дело — правое, когда-нибудь все враги будут уничтожены, а на Земле наступит Царство Христа.

Со временем забылось общепринятое толкование числа 666, и его стали «примерять» на очередных тиранов, которых можно было найти в каждой эпохе. Скажем, во времена Петра I староверцы антихристом считали именно его. Во-первых, это был «осьмой царь» — как и предсказано в «Откровении».

Во-вторых, его реформы затронули интересы Православной церкви. Еще бы: он отобрал у монахов земли, отменил пост в армии, да и обычаи завел при дворе совершенно чужие — ассамблеи, курение табака, непривычную одежду... Следующим «антихристом», по подсчетам тех же монахов, был Наполеон. Путем множества перестановок и комбинаций удалось подогнать его имя под знаменитое «666».

Позже «зверем» называли Гитлера, Сталина, Билла Гейтса... А по одной из версий, «зверем» был не человек, а целое государство — ныне распавшийся СССР. Аргумент был очень прост: отсекаем последнюю букву «Р» — она означает просто страну, — и читаем название как «страна ССС». А теперь берем старославянское издание «Откровения» и видим, что число зверя часто выглядит как SSS. Дело в том, что именно так писалась восьмая буква алфавита — «зело», означавшая цифру шесть. Пожалуй, это самая странная из версий о «числе зверя» — ведь «Откровение» писалось не только и не столько для России, да и совпадение это на других языках не подтверждается.

Но вернемся к самому числу 666. С точки зрения числовой символики пифагорейцев, это так называемое треугольное число. Оно выражает сумму последовательных цифр от 1 до 36. Составляющие его шестерки — не менее необычны. Число шесть — первое из так называемых совершенных чисел, сумма делителей которых (включая единицу и исключая само число) равна самому числу: 6 = 1 + 2 + 3.

А вот и еще один интересный факт из мира чисел: 666 — это сумма квадратов первых семи простых чисел. Если же рассмотреть число зверя в рамках теории устойчивости бинарных систем, как это сделал кандидат технических наук Андрей Осипов, то получится довольно интересная картина. Дело в том, что бинарные системы устойчивы в диапазоне от одной трети до двух третьих (в десятичном виде — от 33,3% до 66,6%). Так что если число людей, прельщенных зверем, достигнет 66,6%, человечество как система начнет разрушаться...

По библейской символике, шестерка — число человеческое. Прежде всего, человек был сотворен именно в шестой день. Но это не главное: если семерка тесно связана с Богом и высшим миром, то шестерка символизирует человеческое совершенство (которое на порядок ниже божественного), богатство и могущество.

На Востоке стоят целые очереди за документами с шестеркой — она считается настоящим талисманом, приносящим владельцу счастье. Но чего только не обнаружили в числе 666 (или в связи с его употреблением) исследователи из разных уголков мира!

Зверем пытались объявить мировую паутину — Интернет (на том основании, что www при переводе на иврит и соответствующем подсчете равно 666) и долларовые банкноты (они имеют ширину 66,6 мм)! А в 1997 году греческий компьютерщик Фома Псарас сообщил, что в штрихкодах используются три потайных двойных штриха, которые для компьютера просто являются разделителями, но волею случая обозначают число 6.

Фома, как видно, был поклонником «Апокалипсиса», и сделал вывод: штрихкод на товарах и документах является не чем иным, как печатью сатаны. В доказательство он привел слова из того же пророчества: те, кто не имеет печати сатаны, не смогут ни покупать, ни продавать. Разумеется, журналисты тут же подхватили очередную сенсацию.

Число 666 оказывает на людей странное влияние. Христиане всеми силами стараются избегать его, что порождает немало курьезов. В некоторых городах мира в небоскребах отсутствует 66-й этаж, то есть после 65-го следует сразу 67-й. А на карте США вы не отыщите дороги 666 — видимо, американцы решили не рисковать.

Московские православные в орнаменте на новом российском паспорте увидели три шестерки. Новые документы они пришли получать только после консультации у священника. Перед выборами в парламент России в 2003 году в Тамбовской области решили не делать участок N 666 в связи с многочисленными обращениями верующих избирателей.

В 2002 году стал сенсацией судебный процесс, состоявшийся в городе Приозерске Ленинградской области и названный впоследствии «судом против дьявола». Городской суд официально признал, что штрихкод каждого идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) содержит три шестерки.

Несмотря на то что число толкований 666 перевалило за сотню, постоянно выдвигаются новые гипотезы. Все чаще они касаются уже не конкретных исторических лиц, а абстракций. Например, настоятель церкви Иоанна Богослова в Торонто Олег Моленко считает:

«Само по себе число 666 ничего не обозначает, кроме собственно числа. Но, я думаю, имя зверя не случайно выражается тремя шестерками. Бог в течение шести дней создал Вселенную, а на седьмой день почил от дел Своих. Отсюда у людей установлена семидневная неделя. Если убрать день отдыха, остается работа, работа, работа. Вот в этом смысле число шесть означает лишение покоя. А в утроенном виде — лишение вечного покоя».

История «числа зверя» и связанных с ним суеверий — классический пример влияния мифов на человеческое сознание. Число 666 — действительно число человеческое. Его мрачная символика была придумана людьми. Но, как часто бывает, символ вышел из-под контроля своих создателей. И теперь тысячи людей осознанно или бессознательно сторонятся числа, которое считают дьявольским. А сотни — пытаются разгадать имя зверя и вычислить дату конца света.

Согласно «Откровению» святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, пророческой книге Священного Писания, одним из решительных знамений последних времен, наступления царства антихриста является «печать зверя».
«И он (лжепророк) сделает то, что всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам положено будет начертание на правую руку их, или на чело их; и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое, число это 666» (Ап. 13, 16-18).
Современное церковное сознание, церковный народ Божий, который по определению является хранителем веры и благочестия в эпоху тайного отступления высшей церковной иерархии, безошибочно распознает печать антихриста, начертание зверя в личном коде или идентификационном номере, который вводится для налоговых и прочих финансовых операций во всех странах мира.
Личный код всякого человека, судя по многочисленным сообщениям в прессе, либо непосредственно, либо при исполнении финансовых операций включает в себя число 666, то есть код главного компьютера, находящегося в Брюсселе, который от своих создателей получил имя «Зверь».
Как явствует из самого существа дела, принятие личного цифрового кода будет означать отречение от собственного имени человека.
По учению Св. Церкви, в имени человека таинственно пребывает энергия его души, так же как в имени Бога пребывает энергия Божества. Благое имя человека соединяет его с Богом, энергию человеческой души с энергией Божества. Благое имя человека обязательно включает в себя одно из имен Бога. Например, Иван, или, по –церковному, Иоанн - благодать Божия.
Благое, или святое имя, даваемое при Крещении, содержит в себе благодатную силу, действующую на душу его обладателя посредством имен Божиих или тезоименитых святых, небесных покровителей христианина. Так же точно неблагое имя, или злое содержит лексическую константу, фонему, или начертание, соединяющую душу с энергией покровительствующего ей демона. Ганнибал - милость Ваала.
Человек, не носящий святого имени, не вписан в «книгу жизни» (Ап. 13, 8), его душа после смерти вместе с именем идет в погибель. Это догмат Церкви, нарекающий во Св. Крещении своим чадам христианские имена. Как говорит Премудрость: «имя грешников неблагое потребится. Пецыся о имени, то бо ти пребывает паче тысяч великих сокровищ злата» (Сир. 31, 13).
Согласно Откровению св. апостола Иоанна Богослова оказать действенное сопротивление антихристу, отказать ему в поклонении смогут только те, кто будет иметь христианские, т. е. святые имена, запись которых имеется в «книге жизни», т. е. в православных святцах, и которые поминаются в Таинствах Церковных. «И дано было ему вести войну со святыми и победить их, и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Ап. 13, 7-8). Быть записанным в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира, не означает ли участие в таинствах Св. Церкви, совершаемых над именами святых!?
Каких же святых победит антихрист? Святых только по имени, презревших Таинства Церковные, которые приимут его начертание и окажутся изглажденными из книги.
При принятии идентификационного номера совершается замена имени, данного при Крещении, на цифровой код, При любых операциях с этим кодовым номером к нему добавляется математически число 666 как цифровой код главного оператора, его печать.
Без добавления к личному коду числа 666 никакая операция не будет считаться действительной. А цифровое соединение личного номера с числом 666 будет означать сообщение вместоименного кода человека с числом или именем зверя, т. е. энергии человеческой души с душой антихриста, как это происходит при лексическом сочетании имени демона с посвященным ему человеческим именем.
Как в таинстве Крещения имя крещаемого сочетается Христу и как в таинстве Венчания посредством имен жених и невеста сочетаются в браке, так точно при принятии личного кода душа человека посредством вместоименного кода соединится с именем антихриста.
Будучи употребляем при совершении юридических актов, облагаемых госпошлиной, в том числе актов гражданского состояния личный код неизбежно приобретает статус официального имени человека, святое имя сохраняет при этом значение литературного псевдонима или воровской клички.
Отрекшийся от святого имени через принятие цифрового кода, запечатленного числом зверя, человек, хотя и сохраняет возможность пользоваться своим именем в быту, среди родных и знакомых, однако такое ставшее незаконным употребление святого имени теперь не освящает, а сквернит человека.
Как называть святыми именами домашних животных, собаку или кошку считается кощунством, точно также профанное, т. е. отреченное имя вместо благословения наводит на его обладателя гнев Божий.
В древне-еврейском, греческом и славянском языках, трех главных языках Св. Писания, для написания имен используется буквенно-цифровой алфавит, в котором каждой букве соответствует определенная цифра или круглое число. Любое составленное из букв буквенно-цифрового алфавита число может быть прочитано как слово или имя. И наоборот, любое слово или имя может быть представлено соответствующим ему числом или рядом цифр. Таким образом, любое число, используемое в качестве индивидуального номера, будет представлять собой сложную буквенную аббревиатуру, которая в фонетической транскрипции дает то или иное словосочетание и в соответствии с познанными или непознанными законами психолингвистики становится фактором, способным взаимодействовать со второй сигнальной системой человека, и шире, является носителем некоторых из тех магико-мистических энергоинформационных свойств, которые присущи обычному слову или имени человека.
Число имени зверя, начертанное при помощи буквенно-цифрового алфавита в фонетической транскрипции звучит по-гречески как «хиксиэс», по церковно-славянски, «херксизело». Эта лексема будет входить обязательной составной частью в сложное словосочетание, образованное фонетической транскрипцией буквенной аббревиатуры цифрового кода, представляющего собой компьютерный аналог или замену имени человека.
На священном языке Библии числу 666 находится соответствие в имени Хирама, князя Тирского, ежегодно доставлявшего царю Соломону 666 талантов золота (3 Ц. 10, 19). Пророк Иезекииль именем князя Тирского называет дьявола. Св. Писание упоминает и другого Хирама, «матерь его от дщерей Дановых, отец же его муж тирянин» (2 Пар. 2, 14), строителя храма Соломона, главного героя масонских легенд и генетический прообраз антихриста.
Согласно учению Св. Церкви, имя Божие, призываемое в молитве, не только оказывает благодатное воздействие на душу человека, но и имеет силу заклинательную и отгнательную на демонов.
«Имя Иисуса имеет такую силу над демонами, что производит указанное действие даже тогда, когда оно призывается людьми порочными. Этому научает нас и Иисус, когда говорит: «Многие скажут Мне в тот день: не Твоим ли именем бесов изгоняли? не Твоим ли именем чудеса творили? (Мф. 7, 22) » (Ориген, Против Цельса, с. 31).
Заклинательную и прогонительную силу на дьявола, содержащуюся в Божественных именах, имеют и имена святых мучеников и прочих святых угодников и рабов Божиих во Христе Иисусе.
Соединенная, согласно богоустановленным законам сообщения словесной и телесной природы, с именами святых заклинательная сила имени Божия является надежной защитой души человека от коварства и злобы демонов, не позволяет во вред человеку использовать его святое имя, манипулируя его сознанием.
Компьютерное имя, номерной код или буквенно-цифровая аббревиатура, лишенная заклинательной силы, присущей Божественному имени и соединенная с числом или именем зверя лишает душу человека благодатной помощи и открывает ее для губительного воздействия демонической силы.
Ключевым, или тайносовершительным действом древнего идолопоклонства, исполнению которого первые христиане предпочитали мучительную смерть от руки гонителей, наряду с внешнеобрядовыми формами поклонения, воздеянием рук, воскурением фимиама и т. д. являлось призывание имени почитаемого идола и принятие поклонником культового имени, посвященного идолу.
Как в древности, так и теперь при отречении от Христа и переходе в любую другую религию или секту главным условием является отречение от святого имени и принятие нового.
Из житийных рассказов известно, что многие святые входили в капища для посмеяния идолов, воздавая им все видимые знаки притворного поклонения кроме принятия культового имени. И, наоборот, в тех же отеческих сказаниях говорится, что даже притворное или условное отречение от христианского имени и от Христа лишает человека Божественной благодати.
Ученик некоего старца, находясь в дороге, повстречал еврея, который втянул его в спор о Христе и якобы для логической последовательности рассуждения предложил неопытному монаху на мгновение стать на ту точку зрения, что Христос -не Сын Божий, а сам он - не христианин. «Ну, хорошо, допустим», -после долгих уговоров согласился монах, и выслушав еврея, опять исповедал Христа Богом. Старцу же его было открыто, что в тот миг, как ученик его сказал «допустим», благодать Божия отошла от него.
Никакое внешнее насильственное пленение или начертание где бы то ни было каких-либо знаков или имен, даже если бы самому дьяволу во всем его мерзком обличье позволено было предстать пред человеком, не может повредить душе его, кроме добровольного отречения от Христа, в том числе через отречение от данного при Крещении святого имени.
На малодушных же и боязливых отречников имени христианского св. Тайнозритель износит грозное проречение: «Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое и на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Божиими и пред Агнцем, и дым мучения их будет восходить во веки веков и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его, и принимающие начертание имени его» (Ап. 14, 9-11).
Святоотеческое учение о мысленной брани пользуется понятием пленение, которым обозначает внезапное и стремительное нападение губительных помыслов властительски охватывающих душу по наведению от демонов, использующих в качестве оперативной базы для нападения какой-либо страстный залог, т. е., страстный помысл или пожелание, укоренившееся в душе грешника.
Поистине, таким конечным нераскаянным залогом, наводящим на душу всевозможные бедствия и явится принятие печати антихриста через присвоение его кодового имени человеку.
Но в употреблении зверем начертания имени своего в качестве залога для пленения боязливых и робких душ открывается предуказанная возможность победы над ним со стороны тех, кто не примет его скверной печати. «Кто имеет ухо, да слышит. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен, кто мечом убивает тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Ап.13, 9-11), -предупреждает св. апостол Иоанн Богослов.
Объявление антихристом своего имени и способа употребления его для утверждения всеобщего поклонения себе, яко Богу неизбежно вызовет равное духовное противодействие со стороны не приявших волею греховного залога, или скверного начертания имени его. Эти-то противоборники «имени сопротивного» претерпением до конца всех воздвигаемых на них гонений за отказ от принятия скверной печати победят его.
«И видел я, - говорит св. Тайнозритель, - как бы стеклянное море, смешанное с огнем, и победившие зверя и образ его, и начертание его, и число имени его стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои Господи Боже Вседержитель, праведны и истинны пути Твои, Царь святых. Кто не убоится Тебя, Господи и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят» (Ап. 15, 2-4).
Ясно и то, что тот державный правитель России, который сам не примет начертания зверя и поведет верноподданных своих во исхождение от всегубительного антихристова плена - тот и будет последним русским Царем.
Николай Козлов

Это отрывок из книги "ТАЙНА ЗВЕРЯ Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса" священника Андрея Горбунова.
И он (зверь) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое, число его – шестьсот шестьдесят шесть
Откр. 13: 16-18
Печать или начертание?
«Имя зверя» всегда представляло наибольшую загадку при толковании Апокалипсиса. Разгадать заранее эту тайну было невозможно, поэтому древние толкования апокалиптического «имени зверя» не стали учением Церкви. Святой Ириней Лионский, например, предупреждал об опасности заниматься разгадыванием имени антихриста и говорил, что «вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать или предрекать какие-либо имена» . Святитель Андрей Кесарийский в своем Толковании на Апокалипсис, указав на попытки многих толкователей назвать имя антихриста, приходит к следующему заключению: «Тщательное познание (то есть ясное, достоверное узнавание. – Авт.) числа (печати), а также и всего остального, о нем написанного, откроет здравомыслящим и бодрствующим время искушения (по другому переводу «опыт и время». – Авт.)» .
На славянском языке эта фраза имеет такой вид: «Известное ведение числа, якоже и прочая о нем писанная, время открыет и искус целомудрствующим и бодрствующим» . В книге «Старец Паисий» находим следующий перевод этих слов свт. Андрея: «О мерзком имени антихриста и точность числа, как и остальное, о чем написано, откроет время и опыт бдительным» .
Вот почему правильное понимание пророчества Откровения об «имени зверя» стало возможным только теперь, когда сама действительность («опыт»), сам ход событий («время») открывают нам, что апостол Иоанн Богослов описывает именно то, что происходит уже сегодня, на наших глазах.
Святой Ипполит Римский писал, что «из принявших печать будут многие читающие Священное Писание», а «избегнут печати те, кто будет внимать Писаниям, вдумываться в них» . Именно вдумчивое прочтение 13-й главы Апокалипсиса и сопоставление ее с современной действительностью приводят к убеждению, что апостол Иоанн сказал о печати антихриста все необходимое и достаточное для того, чтобы в то время, когда она станет реальностью, «бодрствующие», имеющие духовную ясность и мудрость (ср. Откр. 13: 18), смогли без особого труда распознать ее.
Ведь цель пророчества не в том, чтобы что-то таинственно зашифровать и этим самым дать возможность поупражняться в разгадывании головоломок. Духовное предназначение и смысл практически любого пророчества есть богопромыслительное возвещение нам о каком-либо важном и чаще всего опасном событии или явлении из близкого или далекого, по земному времени, будущего. Цель пророчества – в том, чтобы ко времени его исполнения мы имели бы возможность приготовиться должным образом к этим событиям и явлениям и не были бы застигнуты их внезапностью и губительностью.
По слову старца Паисия Святогорца, «евангелист Иоанн Богослов предельно ясно пишет в Апокалипсисе о начертании» . И действительно, внимательное прочтение всего лишь трех стихов 13-й главы Апокалипсиса (16-й, 17-й и 18-й стихи) позволяет сделать вывод о том, что в них уместилось ВСЁ нужное для узнавания печати. Точное понимание смысла этих стихов Откровения позволит нам дать верную оценку происходящим ныне поистине апокалиптическим событиям.
«Составилось большое количество разнообразнейших толкований (слов Апокалипсиса об «имени зверя». – Авт.), – писал выдающийся русский ученый-богослов Н. Н. Глубоковский (1863-1937), – из коих каждое в одинаковой степени и вероятно (для изобретателей), и сомнительно (для читателей). Между тем автор (ап. Иоанн Богослов. – Авт.) внушает с решительностью, что его слова всем доставляют потребное по их восприятию разъяснение. Следовательно, обязательное экзегетическое правило вынуждает всецело сосредоточиться на самом таинственном тексте и не выходить за его пределы в темную область туманных мечтаний. Необходимо взять и взвесить все текстуальные частности» .
Есть две неверные установки при толковании этого места Апокалипсиса. Первая заключается в стремлении толкователей во что бы то ни стало расшифровать «число антихриста» и получить его имя.
В Апокалипсисе сказано: «начертание (не печать, а начертание), или имя зверя, или число имени его» (13: 17). Еще с древних времен было употреблено немало усилий, чтобы разгадать смысл этих слов. Сколько было попыток угадать, назвать «имя зверя» (в ответ на призыв «сочти число зверя»)! Все эти попытки были основаны на разного рода вычислениях, когда буквы предполагаемого имени антихриста подводились под число 666 (так называемая гематрия). Было предложено множество вариантов: «Титан», «Латинянин», «Венедикт», «Неправедный агнец»… Находили звериное число в именах императоров Нерона, Юлиана Отступника (гонителей христиан), в титуле Римского папы – «Викариус Филии Деи» («Наместник Сына Божия»), в именах Мартина Лютера, Наполеона и т. д. .
В романе Л. Н. Толстого "Война и мир" Пьер Безухов, сидя в оставленной русской армией Москве, ожидая французов, исчисляет число 666 и выясняет, что это как раз имя Наполеона Бонапарта.
На интернет-сайте радио «Свобода» сообщается, что «например, в США какой-то весельчак, демонстрируя, впрочем, большую филологическую эрудицию, предпринял любопытный эксперимент: он взял полные имя и фамилию бывшего американского президента Билла Клинтона и переложил их на еврейские и греческие буквы, потом подсчитал цифровое значение этих букв, и, в обоих случаях, получил как раз число 666» (тема передачи – «Полемика вокруг ИНН и числа зверя»).
Но Апокалипсис говорит не о личном имени антихриста, не о том, как будет он именоваться! Апостол Иоанн, не изучавший математику и геометрию, не стал бы заниматься сложными вычислениями, стараясь зашифровать имя «сына погибели». Здесь иной смысл. «Имя зверя» (не антихриста, а зверя) – это имя от зверя, даваемое человеку зверем (а не антихристом), то есть самой антихристианской системой всемирного, тотального электронного контроля и управления обществом в условиях «нового мирового порядка». Системой зверя, обезличивающей человека.
Уместно здесь упомянуть и о том, что суперкомпьютеры (в Брюсселе, в Калифорнии /США/ и др.), предназначенные для аккумулирования всей информации, также носят название «Зверь» (англ. – beast). Характерно, что многие программисты и компьютерщики называют компьютер (всякий) не только «машиной», но и «зверем».
Иеромонах Серафим (Роуз) еще в 1982 году, перечисляя в своем докладе «Православное мировоззрение» знамения последних времен, говорил и о таком знамении: «4. Возрастающая централизация информации и власти над отдельными людьми, в частности, представляемая установленным в Люксембурге гигантским новым компьютером, который способен хранить досье на каждого из живущих на земле; его кодовый номер «666», а те, кто с ним работают, прозвали его «зверь». Чтобы облегчить работу таких компьютеров, американское правительство предполагает начать в 1984 году выдачу лицам чеков социального обеспечения с номером (ясно, включающим кодовое число 666), оттискиваемым на правой руке или на лбу – именно это требование будет главным, согласно Апокалипсису (гл. 13), во время царствования антихриста» .
Поэтому и «начертываться» будет не собственное имя антихриста, а индивидуальное, персональное имя человека. И будет это имя электронным. Но апостол Иоанн ничего не знал о грядущей электронике и компьютерной технике и не мог, конечно, сказать, что имя будет электронным, как не мог сказать и того, что всем людям будут присваиваться «идентификационные номера». Но он знал, что есть числа и есть имена, и потому он сказал просто: «или число имени его». А компьютеры тем и отличаются, что записывают и обрабатывают информацию в числовом виде, поэтому сегодня говорят даже о «числовой революции».
У апостола Иоанна речь идет не о том, что будет «начертываться» или имя, или число. Здесь не разделение, не выбор варианта, одного из двух. Выражение «или число имени его» следует понимать как уточнение, а именно: это имя будет числовым (электронным, компьютерным). Союз «или» в данном случае употреблен в пояснительном значении, в значении «иными словами», «иначе», то есть он не разделяет сами по себе существующие предметы, а соединяет, сводит воедино различные качества, обозначения одного и того же предмета.
Итак, понятия «имя» (ονομα) и «число имени» (αριφμος του ονοματος) являются синонимами, по своему содержанию они равнозначны. ИМЯ ЗВЕРЯ И ЧИСЛО ИМЕНИ ЕГО – ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ! «Число имени» – это имя в виде числа, числовое имя.
Иначе говоря, именем индивидуальным, именем, идентифицирующим человека (для системы), будет номер, личный код. А считываться он будет как «начертание» (от слова «черта») – штрихи, ШТРИХ-КОД. То есть, начертание – это уже графическое изображение числового имени. Будущее электронное имя апостол Иоанн назвал начертанием для того, чтобы показать, что оно будет иметь не только цифровую, но и штриховую форму выражения.
Апокалипсис в оригинале писался на греческом языке, где слово «начертать» (χαράσσω) буквально значит – провести глубокие прямые линии, вырезать их, нацарапать. Привычный же для нас термин «печать» неточно передает значение слова χάραγμα («начертание»), которое является однокоренным с такими словами, как царапина, кол, столб, то есть palisad – забор, частокол.
Международное написание слова «штрих-код» – bar-code, а слово bar в переводе с английского – брус(ок), засов, стержень, полоса, черта, столб(ик), палка, стойка (отсюда русское слово «бар»), решетка, преграда, изгородь, забор и т. п.
Учитывая то, что штрих-код действительно выглядит как набор царапин (полос) или кольев (брусков), его тождественность апокалиптическому начертанию несомненна. Это и есть та самая «решетка», за которую хотят загнать все человечество.
Примечательно также, что в Библии на английском языке начертание обозначается словом mark (клеймо, (от)метка, черта и т. п.), что невольно вызывает ассоциации с маркировкой товаров и клеймением животных.
Здесь очень важно отметить, что слово «печать», дополненное словом «антихрист», со временем заменило собой выражение Священного Писания «начертание зверя». Образовалось новое словосочетание – «печать антихриста», которое привнесло в сознание христиан несколько иное представление об этом апокалиптическом знамении. Понятие «печать антихриста» встречается и в святоотеческих творениях, наряду с понятием «начертание зверя», как синоним последнего. Однако в прежние времена не ощущалось смысловой разницы между этими понятиями: хотя слово «печать» и употреблялось, оно давало лишь общие представления о грядущей антихристовой системе, без включения в которую нельзя будет ни покупать, ни продавать. Сегодня же такая подмена понятий является уже причиной неверного понимания сути происходящих ныне процессов построения царства зверя и может привести к большим заблуждениям. Поэтому лучше и безопаснее при толковании этого места Откровения исходить из формулировки самого слова Божия – «начертание, или имя зверя, или число имени его» .
В тексте Апокалипсиса, когда речь идет об антихристовой системе, употребляется только слово «начертание» (оно встречается в Откровении 8 раз!), а слово «печать» в отношении того, что «сделает» зверь не используется вовсе. Встречаем же мы слово «печать» только там, где говорится о печати, которую дает не зверь, а Господь, – дает Своим истинным рабам. «И видел я, – говорит тайнозритель, – иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7: 2-3). И в другом месте: «И сказано было ей (саранче), чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр. 9: 4).
И печать эта, по общепринятому толкованию, «не есть некий внешний символ, но есть благодать Святого Духа, освящающая человека в Таинстве Крещения» (из обращения Священного Синода Элладской Православной Церкви 1997 г.), «печать дара Духа Святаго» (слова из чинопоследования Крещения и Миропомазания). Это видно и из слов апостола Павла: «Не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 30). «Поистине, – говорит преподобный Симеон Новый Богослов, – просвещение от Духа Святого есть единая печать».
Иначе говоря, «печать Бога живого» есть Божественное просвещение, которое дается истинным рабам Божиим, стремящимся к живому общению с живым Богом. Имеет эту печать тот, кто знает Бога живого, кто имеет личное общение с Личным Богом. «Печать Бога живого», которая полагается на челах рабов Божиих, – это печать духа, печать священного богоподобия. Святитель Андрей Кесарийский, объясняя слова Апокалипсиса о запечатлении рабов Божиих «печатью Бога живого» (Откр. 7: 2-3), пишет: «Добродетельные нуждаются в ангельской помощи пред наступлением напастей, по силе нам данной печати духа, которая, однако, обнаруживает свою силу настолько, насколько мы сами показываем свою деятельность».
Характерно, что в Армянской церкви таинства Крещения и Миропомазания обозначаются (видимо, еще с древних времен) одним словом – «кнунк», происходящим от глагола «кнкел» – «ставить печать», то есть оба таинства называются словом «запечатление» .
В то же время слово «начертание» ни разу не используется в отношении того, что дает Господь Своим рабам. Очевидно, что этот факт объясняется следующим. Печать, как известно, подразумевает написание имени собственного, личного (имени какого-либо лица или наименования определенной организации). Начертание же (само это слово) предполагает написание не имени собственного, а написание («начертывание») неких безличных черточек, линий, царапин, не несущих в себе имени собственного, а представляющих собой форму выражения (записи) цифр, «числового имени». Вот почему начертание, в отличие от «печати дара Духа Святаго», есть именно внешний символ (знак, метка), полагаемый на тело человека. Еще раз мы убеждаемся в том, насколько точно описывает это явление апокалиптических времен Священное Писание, ибо оно есть слово всесовершенного Бога.
Итак, получается, что рабы Божии, сыны Царствия Небесного имеют печать – от Господа, данную Им; а рабы антихриста, сыны царства зверя имеют начертание – от зверя, данное им. Вот где проходит разделительная линия между Царством Божиим и противоположным ему царством зверя.
Из сказанного следует, что принятие звериного начертания лишает человека благодати Святого Духа. Вот почему о тех, кто примет начертание зверя, в Откровении сказано: «И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью, поклоняющиеся зверю и образу его, и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 11). Принятие начертания зверя также означает отречение от Христа и потерю веры, как это видно из последующего библейского текста: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14: 12).