Женские индийские боги. Боги древней индии Иерархия богов в индуизме

В ведической культуре среди бесчисленного количества богов принято выделять трех – самых главных Богов, это Вишну, Брахма и Шива. Эти божества символизируют три силы, которые являются основополагающими во Вселенной: силу сохранения, силу созидания и силу разрушение.

Данную статью мы по мере возможности будем пополнять Богами и их описанием 🙂

Бог Вишну

Вишну — Бог сохранения Вселенной, но существует культ, в котором его почитают главным и единственным божеством. Поклонение этому богу происходит или непосредственно, или через его аватары-воплощения: Раму и Кришну.

Как написано в древних текстах Пурунах, Вишну имеет 10 аватаров или воплощений. Из них 9 уже приходили на землю, а последнее воплощение придет на землю перед полным разрушением мира в эпоху .

В утверждается, что цель прибытия Кришны в этот мир — поддерживать нравственные устои (дхарму), побеждать зло и проводить божественные ритуалы для спасения душ людей.

Вайшванская традиция – это направление в ведической культуре, которое почитает Вишну верховным Богом. В своем учении эта религия опирается и на ряд древних текстов. К этим текстам относятся такие, как Тайттирия-самхита, Яджур-веды и Вишну-сахасранама. В этих древнейших писаниях бога Вишну называют «Сверх Душа», а также Верховный бог, который знает прошлое и будущее. Вишну также называют создателем Вселенной, который правит ею и поддерживает в ней жизнь.

Изображение и атрибуты Бога Вишну:

Бога Вишну изображается с четырьмя руками с темно-голубой кожей (небесный цвет, небосклон). Каждая рука бога Вишну держит предмет, имеющий определенное символическое значение. В первой руке Вишну сжимает цветок лотоса, который символизирует красоту. Вторая рука держит булаву, которая является оружием против демонов — асуров. В третьей руке находится священная раковина шанкха – символ славы, долголетия и процветания. В древности такие раковины использовали для того, чтобы трубить в них на ритуальных церемониях, или во время боя для созыва войск. В четвертой руке заключен огненный диск (сударшана-чакра), который также является оружием для обезглавливания демонов.

Вишну еще известен под другими именами, такими как Пуруша, Парахатма, Махапуруша, Бхагаван (тот, кто обладает всеми достоинствами). В индуизме принято считать, что Вишну имеет все положительные качества, которые только возможны. Основные из них: знание и мужество, могущество и сила, красота и сострадание, богатство и щедрость.

Богиня Лакшми

Лакшми — Богиня благополучия, изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Она - воплощение грации, красоты и обаяния. Считается, что поклонение Лакшми защитит их от мирских несчастий и бедности. Лакшми является супругой Вишну и олицетворяет его энергию. Лакшми обещала своему супругу, что где бы он ни был в трех мирах, она всегда будет рядом с ним. В земных воплощениях она замужем за аватаром Рамой (как Сита) и Кришной (как Радха, а позже Рукмини).

На групповых изображениях Вишну со спутниками Лакшми всегда присутствует рядом с ним или массируя его стопы. Тем самым демонстрируется, что энергия Лакшми находится под божественным контролем и Вишну использует ее для благосостояния живых существ.

Вместе с Вишну богиня представлена в аспектах трех гун. В саттва-гуне Лакшми сопровождает Вишну верхом на Гаруде. В раждас-гуне Лакшми представлена одна, восседающая на слоне или находящаяся в лотосе. Четыре руки Лакшми символизируют четыре цели человеческой жизни: дхарма (праведность), артха (благосостояние), кама (любовь, наслаждение) и мокша (освобождение). Если Лакшми изображается с двумя руками, то они держат либо лотосы, либо шрипхалу (кокос) и лотос. Её могут сопровождать две женщины-носильщицы (чаури) с опахалами и с двумя или четырьмя слонами, несущими гхаты.

В индивидуальной иконографии Лакшми сидит или стоит на троне из лотоса. Как отмечалось, в одной или двух руках она также держит цветы лотоса. Это символизирует духовное знание, чистоту, освобождение. В тамас-гуне Лакшми верхом на другой ездовой птице, сове по имени Улука (Uluka). Сова символизирует мудрость и интеллект благодаря ее способности видеть в темноте и предвидеть события в будущем. Когда Лакшми восседает на сове, считается, что человек ослеплен богатством и забыл о целях земной жизни.

Бог Брахма


Брахма
— один из трех главных Богов. Брахму называют творцом, который создал Вселенную. Согласно Шримад Бхагаватам (3.8.14 — 16) Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной.

Изображение и атрибуты Бога Брахмы.

Традиционно Брахму изображают четырехруким и четырехликим Богом. Одет Брахма в красное одеяние. Принято считать, что четыре лица этого бога, это олицетворения четырех книг «Веды».

Нередко Брахма изображается с бородой, которая в Индии олицетворяет долгожительство (мудрость и процесс вечного творения.). Такое изображение особенно характерно для северных районов Индии.

Брахма изображается в виде четырёхликого бога (четыре лика представляют 4 Веды (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхараведа), либо 4 Юги, либо 4 стороны света, которые он обозревает, дабы всё подмечать в сотворённом мире). В руках у Брахмы можно увидеть следующие атрибуты: скипетр, иногда ковш или ложку, символично отражающие Брахму как повелителя яджн; камандалу (сосуд), наполненную водой священной реки Ганги, символизирующей изначальную субстанцию, из которой возникла Вселенная; акшамала (чётки, которые нужны для отсчитывания вселенского времени), а также Веды, как символ знания, или цветок лотоса, как символ проявленного космоса. Вахана (ездовое животное) Брахмы - лебедь, олицетворяющий божественную мудрость.

Богиня Сарасвати


Сарасвати
— Богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия. Брахмачарини, помощница Брахмы при творении Вселенной. Сарасвати осуществляет брак неба и земли, именно она созидает небесный Брачный Чертог - Чертог спасения и вечного блаженства. Первоначально речная богиня.

Некоторые из имен Сарасвати звучат как «дающая существование», «властительница речи и жизни», «высшее знание». Она считается воплощением всех знаний: искусств, наук, ремесел и мастерства.

Сарасвати изображают в виде красивой женщины сидящей на белом лебеде - символе Сил Света, одетой в белое. Обычно она сидит на лотосовом пьедестале (падма-сана) в прекрасной позе (лалитасана): одна нога свисает вниз, в то время как другая находится под ней. Связана с белым цветом, символизирующим чистоту знания. Она не носит драгоценности и золото, одета строго - в знак того, что предпочитает духовные ценности материальным. Обычно её изображают с четырьмя руками. В её руках:

  • священная книга Вед - символ науки
  • чётки из белого жемчуга - символ духовности
  • чаша со священной водой - символ созидающей и очищающей силы
  • вина - музыкальный инструмент, символ искусства

На некоторых рельефах она не держит музыкальный инструмент и её руки сложены в абхая-мудру (жест защиты) или в варада-мудру (жест благословения). Средством её передвижения (ваханой) является лебедь, а её эмблема - шестиконечная звезда или гексаграмма (шаткопа или садъянтра). Иногда её изображают стоящей.

Бог Шива


Шива
— это величайший из Богов (Махадев). Шива — это благость мира и мира душа. Шива — это разрушитель Вселенной. Шива — это истина. Шива — это разрушитель иллюзий, которые приковывают человека к материальному миру… Махайог - «великий йогин», а также Натарадж - «король танца», но также и Мритьюнджай - «побеждающий смерть», восседающий на троне горы Кайлас в тибетских Гималаях. В его образе объединено множество аспектов, что и неудивительно, ведь он считается Абсолютом, а в Абсолюте есть всё. Можно описывать бесконечно ….

В ведической культуре один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду - тримурти. Шива не только добрый защитник, но и грозный Бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Шива - творец и вместе с тем Бог времени, а следовательно, и разрушения, Бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе.

Супруга богиня Парвати так же именуемая Шакти или Кали, она так же почитается как богиня, побеждающая демонов. Сыновья Шивы: Ганеша, известный как бог мудрости, и Сканда — бог который победил злого демона Тараки.

Шива, чаще всего, изображается танцующим. Это связанно с тем, что согласно приданию, его танец пробуждает Вселенную в начале нового цикла ее бытия, а в конце цикла Шива разрушает ее танцем смерти. При этом другие боги следят за его танцем, подпевают и играют ему на музыкальных инструментах.

Таким образом, Шива соединяет в себе как созидающее, так и разрушающее начало. Также принято считать, что Шива имеет сто восемь форм или воплощений.

Изображение и атрибуты Бога Шивы.

Обнаженное тело, покрытое пеплом. Спутанные волосы, которые сдерживают мощную Гангу. Растущая луна — одно из украшений. Три глаза. Бога Шиву называют также Трйямбака Дева и изображается он как трехглазый. Его первый глаз - это солнце, второй - луна, а третий - огонь. Змея вокруг шеи. Трижды обвивается вокруг шеи Шивы и смотрит в направлении правой стороны. Каждое из колец змеи символизизирует время - прошлое, будущее и настоящее. Ожерелье из рудракши. Ожерелье из рудракши символизирует то, что Шива непреклонно, без компромисов, поддерживает закон и порядок во вселенной. Варда мудра. Правая рука Шивы изображается одновременно как дающая благословения, уничтожающая зло, разрушающая невежество и пробуждающая мудрость в последователях. Трезубец (Тришула). Трезубец, изображенный рядом с Шивой, символизирует три его основные энергии (шакти): желание (иччха), действие (крийя) и знание (джняна). Дамару (барабан). Символизирует две чрезвычайно непохожие формы существования - очевидная и неочевидная. Бык Нанди. Средство передвижения Шивы. Тигриная шкура. Скрытая энергия.

Богиня Парвати


Парвати
— Богиня света, красоты и любви. Она добрая и благородная. Является благой формой Дэви, шакти (сила, женская творческая энергия) Шивы.

Ещё имена благих форм: Гаури («Светлая, Благая»), Трипурасундари («великолепие трёх миров»), Лалита - «Играющая», Бхавани (англ.) («оживляющая»). В гневной форме Дэви носит имена Кали («Чёрная»), Шьяма, Чанди (Чанда, «Гневная»), Дурга («Неприступная»), Бхайрави (англ.) («Зловещая»).

Союз Шивы и Парвати – идеальный брак, они созданы небом друг для друга и во всех проявлениях они вновь обретают друг друга. Парвати – образцовая жена и мать, женщина, посвятившая всю свою жизнь супругу, растворившаяся в своей любви и принесшая себя в жертву возлюбленному. Именно поэтому женщины приходят в храмы Шакти (верховное женское божество) и молятся Парвати, желая иметь счастье в супружестве.

Богиню изображают в виде прекрасной женщины, от лица которой исходит божественное сияние. Она в своем женском обличье не совершала никаких чудес, она только служила мужу и делила с ним все горести и страдания, и испытания. Но когда в ней проявляются черты Кали (Разрушительницы) или Дурги, она способна совершать чудеса.

Сам великий Бог Шива считает, что без своей божественной половины, он живет как холодный труп и не способен ни созидать, ни разрушать без ее присутствия.

Просмотры: 1 870

Известно, что в индуистском пантеоне множество богов. Их обычно рассматривают в качестве личностных проявлений безличного верховного Брахмана или же как аватаров верховных божеств, таких как Ишвара и Бхагаван. Еще один вариант – дэвы (всесильные существа).

Индуистских божеств чаще всего изображают в виде человекоподобных или получеловечных личностей. У каждого из них есть свои личные атрибуты. Жители Индии почитают большинство таких существ, как образы единого бога Брахмана. Все они нужны в качестве своеобразных посредников в общении с Высшим Божеством.

Так, например, «Ригведа» описывает более тридцати богов , каждый из которых олицетворяет определенную стихию природы. Позднее количество богов увеличилось до 330 000 000. В содержании текста часто упоминается термин «Коти» – это обозначение класса, вида. Дословно можно перевести как «десять миллионов». Однако есть мнение, что ни о каких миллионах речи быть не может. Всего божеств было 33 и не более того.

Другая теория гласит, что миллионное количество божеств – это всего лишь обозначение не подсчета, а символа бесконечности высших сил без каких либо ограничений.

Существует общее разделение на группы:

  • на самом верху находится основа Пантеона с тремя главными богами – Тримурти ;
  • затем идут божества, которым нужна опора и защита Высшего Бога, распределены по сторонам света – Локолапы ;
  • в их подчинении находятся общеизвестные индуистские божества;
  • на отдельной ступени находятся ведические боги ;
  • еще подразделяют группу, в которой пребывают .

Возможно, именно они легли в основу сюжета знаменитого фильма Джеймса Кемерона.

Списки и описание

Тримурти

Высшими богами Тримурти являются:

  • творец вселенной с начала времен – ;
  • защитник вселенной в течение всего периода ее существования – Вишну ;
  • уничтожитель вселенной, когда придет срок – (Верховный бог Шиваизма) .

Локолапы

К Локолапам относятся:

  • повелитель дождей, грома, бог-воитель и хранитель восточного направления – ;
  • бог солнца и хранитель юго-восточного направления – Сурья ;
  • сама смерть и справедливость, хранитель южного направления – Яма ;
  • повелитель огненной стихии и защитник юго-западного направления – Агни ;
  • бог воды и защитник западного направления – Варуна ;
  • создатель воздушных потоков и ветра, стражник северо-западного направления – Ваю ;
  • бог всех мировых богатств и хранитель северного направления – ;
  • бог Луны-Месяца, страж северо-восточного направления – Сома .

Общеиндуистские боги

Общеиндуистскими богами признают следующих существ.

  1. Сын, рожденный от Шивы и Вишну – Айяплу . По пуранической легенде, Вишну предстал в обличии существа женского рода Мохини, которую и полюбил бог Шива. Его воспитали люди и почитали как хорошего охотника и укротителя разных диких животных. В числе его заслуг были и победы над злыми демонами.
  2. Сын, рожденный от Паравати и Шивы – Ганеша . Его считают наимудрейшим божеством, отвечающим за благополучие. Он занимает особую нишу почитания в индуистском пантеоне.
  3. Супруга Шивы – . Известна, как символ покоя, равновесия, гармонии и благополучия.
  4. Яростная форма Шакти – . Она – уничтожитель демонов.
  5. Сын, рожденный от Лакшми и Вишну (Брахмы)– Кама . Это божество олицетворение любви в индуистской религии.
  6. Супруга Вишну – Лакшми . Источник благости, достатка, процветания и богатств. Она приносит удачу и счастье, воплощение грации и обаяния.
  7. Супруга Шивы – . Это благая форма Дэви. Она олицетворяет творческую женскую энергию Шивы.
  8. Супруга Брахмы – . С ее помощью и поддержкой был сотворен мир.
  9. Покровитель воинствующих богов и войны в целом – Сканда . Его часто представляют в виде молодого человека, у которого шесть голов и двенадцать рук, ног.
  10. Обезьяноподобный бог, сын Ваю (бога ветряных и воздушных потоков) – . Его матерью является апсару Пунджисталу. Хануман – один из основных героев в «Рамаяне», он руководил войском ванаров, а также дружил с Рамой и Ситой. Шиванисты почитают его за аватар Шивы.

Ведические божества

Ведических божеств довольно много, главные из них перечислены ниже:

  • существа с божественной силой – Абхасвары ;
  • повелитель огня – Агни , является хранителем очага в доме и костра для жертвоприношений;
  • женское начало по ведам – Адити , воплощает собой все, что связано с материнством и световой энергией Вселенной;
  • в индуистской религии Адитьи считаются сыновьями Адити и Кашьяпы;
  • одно и божественных существ Адитьев – Анша ;
  • еще одна группа богов – Анилы ;
  • в ведах с водной и огненной стихией взаимосвязан Апам Напат ;
  • космическая вода находится под покровительством Апаса ;
  • сыны Сараньи, боги-близнецы – Ашвины символизируют время рассвета и заката , прибывают на золотой колеснице и дарят богатства всему человечеству, избавляя их от неудач и болезней;
  • за жертвенные обряды и молитвы в индуизме отвечает Брихаспати , он один из наваграх, так называемый «господин речи»;
  • Бхагой зовут одного из Адитьев, он воплощает собой счастье, достаток и клады, распределяет эти дары между разными людьми, приносит удачу;
  • Веруну почитают за верховного хранителя справедливости и судейских дел, в его подчинении находятся мировые воды, он – один из «вседержателей»;
  • Вестошпати ;
  • Вач является богиней речи в мифах Индии;
  • за воздушное пространство и ветер отвечает Ваю (отец Марутов) ;
  • мастером, обладающим божественным даром, признан Вишвакарман (творец Вселенной);
  • ведические божества – Вишведевы ;
  • так же как Брахму и Шиву в мифологии индусов почитают Вишну, он один из богов Тримурти, состоящего в триаде богов; Вишну охраняет мироздание;
  • Дадхикра ;
  • в группе Адитьев, согласно мифам ведов и индусов, есть еще бог Дакша ;
  • за дневное небо по ведам отвечает Дьяус , который является мужем Притхиви, отцом Ушаса, Ашвиновы, Агни, адитьев, марутов, ангирасов;
  • властелином Сварги является Индра (это райское место, в котором нет смерти, а есть радость от ментальной и физической жизни); Сварги отвечает за свет, молнии, дождь, потоки рек и войну;
  • Манью ;
  • ведическая и индуистская мифология упоминает богов Марутов , которые повелевают бурей, ветром, громом и молниями;
  • еще одна группа богов – Махараджики ;
  • за дружественность, договор, согласие и солнечный свет отвечает Митра (индоиранское божество);
  • бог грозовых туч и ливней – Параджанья ;
  • настоящее олицетворение Земли в Древней Индии – Притхиви ;
  • по легенде Вселенную создали из тела Пуруши , согласно индуистским мифам;
  • с энергией солнца, плодородием и дорогой связан бог Пушан ;
  • на Рибхе по ведам лежат заботы о плодородии и богатстве;
  • ведический бог Рудра управляет грозами, охотой, ветрами, бурями и связан со смертью; он олицетворяет собой гневливость и ярость, а также исцеление;
  • к Рудрам относится группа существ, наделенных божественной энергией;
  • одиннадцать гимнов посвятили веды солнечному Савитару ;
  • за мудрость, знание, искусство, красоту и красноречие в индуизме отвечает Сарасвати ; эта богиня помогала Брахме создавать Вселенную; она же стала творцом Брачного чертога, служащего для спасения и блаженства; ее изначально почитали за речную богиню;
  • бог Сома назван в честь ритуального напитка, который употребляли индоиранцы, веды и древние персы;
  • божественное существо Сурья , взаимосвязанное с солнцем в индуистских мифах;
  • конь из небесной конницы Ригведы – Таркшья ;
  • еще одна группа божественных созданий – Тушитов ;
  • олицетворение зари – Ушас, по ведической мифологии;
  • индуистский бог Яма , который отказался от собственного бессмертия и совершил самопожертвование, ставшее основой появления мира и людей; его называют «Владыкой преисподни», «Миродержцем юга», «Царем смерти и справедливости»;
  • Арьямана почитают как хранителя Ариев, следящего за прочностью их союзов; под его покровительством находятся браки, гостеприимство, путешествия, ритуалы арийцев, подарки и подношения; в поздних текстах Арьяман упоминается во взаимосвязи с покинувшими этот мир предками.

Аватары Вишну

Известны десять главных Маха-аватаров Вишну. Всего аватаров Вишну существует порядка тридцати.

  1. Матсья.
  2. Курма – Вишну представлен в виде черепахи.
  3. Вараха – вепрь, спасший нашу планету и все человечество.
  4. Нарасимха изображается в виде ужасающего, свирепого человека-льва.
  5. Вамана является воплощением Вишну на земле в виде карлика-брахмана, согласно индуизму.
  6. Бородатый двурукий мужчина с луком и топором – Парашурама .
  7. Рама – один из главных аватаров, ставших позднее независимым объектом в индуистских мифах. С его именем связана собственная мифология.
  8. Кришна и Баларама . обычно рассматривают в качестве полной манифестации Вишну.
  9. Образ Будды представлен в мифологии в виде соблазнителя всех тех, кто слаб в своей вере и готов отказаться от религиозных обрядов. Без почитания вед, людей может под действием аватара Будды постигнуть погибель.
  10. Калки – на санскр. «белый конь».

Боги

Авалокитешвара - в буддийской мифологии бог сострадания, олицетворение сострадания, ботхисатва нынешнего века. Обычно его изображали в облике красивого мужчины с несколькими головами и руками.

Агни - бог огня очага и жертвенного костра. Агни считался главным из земных богов, воплощением священного огня, который возносил жертву на небо языками пламени.

Брахма - творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой. Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает.

Варуна - всеведущий и карающий бог-судья, бог неба, наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. Варуна - воплощение мирового порядка и истины. Он искал виновных, карал их и отпускал грехи.

Вишну - в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов; вместе с Шивой и Брахмой он составлял божественную триаду, тримурти: Вишну - хранитель мироздания; величественный и ужасный, но менее грозный, чем Шива.

Ганеша - в индуистской мифологии "владыка ганы" - божеств, входящих в свиту Шивы, сын Шивы и Парвати. У него человеческое туловище красного или желтого цвета, огромный живот, четыре руки и слоновья голова с одним бивнем.

Индра - бог грома, молнии и войны, глава богов, позднее - локапала. В правой руке бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем.

Сурья - в древнеиндийской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Основное действие Сурьи - озарение мира светом, уничтожение тьмы, врагов и болезней.

Хануман - обезьянообразный бог, сын бога ветра Ваю. Древние полагали, что Хануман способен летать по воздуху, менять свой облик и размеры, а также обладает божественной силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы.

Шива - в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду - тримурти. Шива - бог-творец и вместе с тем бог времени и разрушения, бог плодородия и в то же время бог-аскет.

Яма - владыка царства мертвых, свирепое божество, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп; его сестра и спутница, а также шакти, воплощение его творческой энергии - Ями.

Богини

Деви - в индуистской мифологии жена бога Шивы. Отражает творческую энергию супруга(шакти). В соответствии с двумя ипостасями Шивы, бога-создателя и бога-разрушителя, она выступает то в кротком облике, как Парвати, то в грозном, как Кали

Дурга - в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей Деви или Парвати, супруги Шивы, которая выступала богиней-воительницей, защитницей богов и мирового порядка от демонов. Один из главных ее подвигов - уничтожение в кровавом поединке демона-буйвола [Махиши, изгнавшего богов с небес на землю.

Кали - в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей великой богини-матери Деви, или Дурги, жены Шивы, олицетворение смерти и разрушения. Она появилась на свет из черного от гнева лба Дурги: с кроваво-красными глазами, четырехрукая; из раскрытого рта свисал язык, обагренный кровью жертв; нагота ее была прикрыта лить кушаком из отрубленных вражеских голов или рук, ожерельем из черепов и тигровой шкурой. Подобно Шиве, Кали имела третий глаз во лбу.

Лакшми - в индийской мифологии ассоциируется со многими богинями и наиболее широко известна как прекрасная супруга великого бога Вишну, воплощение его творческой энергии. Богиню богатства и счастливой судьбы изображали в виде красавицы, сидящей на цветке лотоса, символе материнства, бессмертия и чистоты.

Парвати - в индуистской мифологии одно из имен супруги бога Шивы. Она дочь царя гор Химавата и мать слоноподобного бога Ганеши, которого создала из своего пота.

Ума - благая ипоставь Деви, жены Шивы. Ума была дочерью ансары Менаки, полубожественного женского существа, обитавшего преимущественно на небесах.

Аватары божеств

Вайрочана - в индуистской мифологии асур, сын Прахлады, царя асуров. Вайрочана и Индра стремились познать Атман, что означает "я", или высшую духовную сущность. В буддийских учениях Вайрочана, главный из пяти дхьяни-будд или "будд созерцания", или "великих будд мудрости", является олицетворением "абсолюта".

Кришна - в индуистской мифологии аватара Вишну, хранителя вселенной, традиционно считается его единственной истинной аватарой. По преданию Вишну явился в мир человеком в облике Кришны, сыном Деваки, сестры царя Кансу.

Рама - в индуистской мифологии седьмая аватара (воплощение) Вишну, в которой он избавляет богов и людей от тираний царя ракшасов Раваны. Земными родителями Рамы считались царь Дашаратха и его жена Каусалья.

Мифические существа

Гаруда - в индуистской мифологии царь птиц, сын мудреца Кашьяпы и богини ночи Дакши, ездовое животное Вишну. Когда Гаруда родился, боги, ослепленные сиянием его тела, приняли его за Агни, бога огня, и восславили как олицетворение солнца. Гаруда враждовал со змеями-нагами, "пожирателем" которых являлся.

Наги - в индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или нескольскими человеческими головами, дети Кадру, жены мудреца Кашьяпы. Наги являлись владыками подземного мира - паталы, где находилась их столица Бхогавати и где они стерегли несметные сокровища земли.

Шеша - в индуистской мифологии тысячеголовый змей, который поддерживал землю и служил ложем для Вишну, когда тот спал в интервалах между творениями мира.

Якши - в индуистской мифологии полубожественные существа, которые родились из стопы Брахмы одновременно с ракшасами, одним из основных классов демонов. Якши были благожелательны к людям, они охраняли его чудесные сады бога богатства Куберы, а также сокровища, зарытые в земле и пещерах.

Мифы древней Индии

Сунд и Упасунд

Послушай вместе с братьями

Старинное сказание

Во всех сто подробностях,

О Партга, о Юдгиштгира!

В дни оны был у Дайтиев

Могучий царь Никумбгаса,

Родившийся от племени

Асур-Гипап-Якасипу.

И были у Никумбгасы

Два сына - Сунд и Упасунд,

Богатыри могучие,

Во всем друг с другом схожие.

Одни и те же помыслы

В них были и желания,

Одни и те же радости,

Одни и те же горести.

В единый час за трапезу

Садились браться дружные,

Один другому сладкие

И говоря, и делая.

Когда же в возраст мужеский

Вступили Сунд и Упасунд,

И укрепились мышцы их

Несокрушимой силою

Явилось в них отважное

И дерзкое желание

Завоевать вселенную,

Великое трехмирие.

Замыслив подвиг дерзостный,

Восходят оба Дайтия

На холм высокий Виндгияс,

Свершить обет Питамаге.

И там, облекшись в валкалу,

Томятся лютым голодом,

И жаждой превеликою

Терзаются и мучатся.

Препобедивши похоти,

Питаясь только ветрами,

На пальцах, неподвижные,

Стоят они и молятся.

Как древо, стан их вытянут,

Их руки кверху подняты,

И не моргая, очи их

Глядят, не закрываются.

И загорелся Виндгияс

Неутушимым пламенем

Такого благочестия,

И дым всклубил он по небу.

Смутились в небе Девасы

И стали против Дайтиев

Коварствовать, препятствуя

Святой обет им выполнить.

Прельщали их каменьями,

И серебром, и золотом,

И красотою женскою,

Непобедимо сильною.

Но крепки были Дайтии

Душой обетоверною:

Молились, не покорствуя

Соблазнам и прельщениям.

Вдруг чудо непонятное,

Перед очами Дайтиев,

Душой великодоблестных,

Свершилось на Виндгиясе:

Их жены, сестры, матери,

Преследуемы Ракшасом,

Бежали мимо, требуя,

Защиты их и помощи.

С распущенными косами,

Одежд своих лишенные,

Роняя украшения,

Молили: о, спасите нас!

И сам тогда Питамага,

Миров блюститель,

Праотец, Обетоверным Дайтиям

Явился, Брахма видимый.

И повелел молящимся

Асурасам, да выскажут

Ему желанья тайные

И помыслы сердечные.

Тогда, перед Питамагой

Представ, сказали Дайтии:

Отец, когда доволен ты,

Обетным нашим подвигом,

Услыши нас и даруй нам

Волшебств искусство тайное,

И даруй нам оружие,

В бою непобедимое!

И облеки нас образом

Свободно переменчивым

По нашему желанию,

И сделай нас бессмертными!

Все будет вам даровано

По вашему желанию,

О чем теперь вы молите;

Единого бессмертия

Не будет вам. Потребуйте

Иного - и исполнится!

Просите смерть, о Дайтии,

Подобную бессмертию!

Святой обет вы подняли,

Сказав: да будем властвовать!

И потому не дастся вам

Наследие бессмертия!

Даруй же нам в наследие,

Отец всесовершеннейший,

Все, что живет и движется

Во всех странах тремирия!

И все, что без движения

Деревья, камни, золото,

И землю всю пространную

Даруй ты нам в наследие!

И да не знаем страха мы:

Страх целого трехмирия

В двоих нас да сокроется!

И им в ответ Питамага:

Все будет вам даровано

О чем теперь вы молите,

И доля смерти дастся вам

По вашему желанию! -

Сказавши так и Дайтиев

Дарами изобильными

Благословив, Питамага

Ушел в мир Брахмы на небо.

Тогда вожди Асурасов,

Всещедро наделенные

Дарами благодатными,

Сошли с холма Виндийского.

Народ, вождей увидевши,

Премудрых и прославленных

И одаренных Брахмою,

Бежал толпами встречу им.

Они же, сбросив валкалу;

И сделавшись кудрявыми,

Украсились богатыми

Беспыльными одеждами;

И много драгоценностей

Надели, и устроили

Веселия и пиршества,

И праздники великие.

Ешь, пей, ликуй и радуйся,

Пой песни, веселитесь! - вот

Какие речи слышались

И день, и ночь у Дайтиев.

Народ шумел и тешился;

И так у них играющих

Промчались целые

Как быстрые мгновения.

Едва пиры окончились,

Вожди, горя желанием

Завоевать трехмирие.

Созвали рать великую.

Потом, когда созвездия

Явились благосклонные,

Пошли они, могучие,

Напутствуемы ближними.

И шли великой ратию,

Вооружась: кто палицей,

Кто копнем, кто молотом,

Кто тяжкою Секирою.

Чараны вдохновенные

Сопровождали Дайтиев

Торжественными песнями

И гимнами победными.

Сперва они по воздуху,

Везде ходить могущие,

Пошли к селеньям Девасов,

Пылая битвы пламенем.

И побежали Девасы,

Провидя, что Питамага

Благословил Асурасов

Дарами благодатными.

Тогда, заняв трехмирие

И победивши Якшасов,

Пошли войною Дайтии

На существа воздушные;

Потом на змеев огненных

Внутри земли гнездящихся;

Потом пошли на Млечгасов,

Средь моря обитающих;

Потом пошли на брахманов

И на святых отшельников,

И в воду их светильники

Бросали, не потребствуя.

Тогда святые брахманы

И доблестью богатые

Отшельники разгневались -

И проклинали Дайтиев;

Но страшные проклятия,

Как скалам стрелы острые,

Безвредны были Дайтиям,

Благословенным Брахмою.

И, забывая подвиги,

Отшельники и брахманы

Бежали от Асурасов,

Как змеи от Гарутманта.

И были их обители

Разнесены, разграблены;

Сосуды драгоценные

Разбиты и раскиданы.

Стояла вся вселенная

Пустая и безмолвная,

Как будто бы убитая

Жестоким богом Времени.

Затихли всюду праздники,

Пиры и ликования,

И жертвы благодатные

Не воскурялись Девасам.

На запустелых пастбищах

Не видно было пастырей;

Земля была наполнена

Костями и черепьями.

А грозные Асурасы,

Слонами ставши ярыми,

С ланитами распухшими

По все вселенной рыскали.

То злобными гиенами,

То львами, то пантерами,

Попеременно делались

И убивали Двиджасов.

И наконец, соперника

Нигде себе не ведая,

В долине Куру пышную

Себе столицу создали;

И в честь завоевания

Великого трехмирия

Установили праздники,

Веселия и пиршества.

Тогда высокомудрые,

Разгневанные Сиддгасы,

Увидев истребление,

Пошли к отцу Питамаге.

И видят Брахму-Праотца,

На лучезарном облаке

В сиянии сидящего,

Среди богов и Девасов.

Вайкганы, Балякгильясы,

Аджасы, Маричипасы,

Вимудги, Теджагарбгасы,

И мужи Брахмомудрые,

И Магадева с Агнисом,

И солнце вместе с месяцем,

И Сокрас рядом с Ваюсом,

Сидели вкруг Питамаги.

Тогда, пред светлым Брахмою

Склонившись, стали Сиддгасы

Рассказывать деяния

Жестокосердных Дайтиев;

Что было, все поведали,

Моля отца - Питамагу

Явить им правосудие

И защитить от Дайтиев.

Рассказ молящих выслушав,

Питамага задумался, -

И смерть неотвратимую

Определил Асурасам.

Потом Всесовершеннейший,

Призвавши Висвакарману,

Сказал: создай мне женщину

Красы всеувлекательной!

И мудрый Висвакармана,

Благословенный Брахмою,

Пошел и создал женщину

Блестящую и чудную.

И все, что в мире движется,

И все, что без движения,

Отовсюду Висвакармана

Изъял одно прекрасное,

И слил очаровательно,

Благословенный Брахмою,

В едином светлом образе

Новосозданной женщины.

Потом рукою щедрою

На плечи ей прекрасные

В роскошном изобилии

Просыпал драгоценности.

Во всем составе созданной

Единой части не было,

На что не загляделся бы,

Взор самых небожителей.

И так как все прекрасное

Зерно к зерну подобрано

В ней было, то

Питамага Нарек ее - Тилеттама.

И так он новосозданной

Сказал: “Ступай к Асурасам

И красотой всесильною

Посей вражду меж братьями!

Так сделай!” - И Тилеттама,

Сказав: “Я это сделаю!”

Склонилась перед Брахмою

И моим небожителей

Пошла. К Востоку Бгагаван

Сидел тогда, а к Западу

Магесварас, а к Северу

Сидели Девы светлые.

Когда пошла Телеттама,

То Бгагаван, не двигаясь,

Глазами жадно-страстными

За ней повсюду следовал.

На все четыре стороны

У Бгагавана светлого

Четыре лика выросло,

Со взорами из лотоса.

Когда пошла Тилеттама

Востоком - вдруг восточное

У Бгагавана выросло

Лицо; когда же к Западу

Пошла - мгновенно к Западу

Лицо явилось; Севером

Пошла - явилось к Северу

Еще лицо; как на Полдень

Пошла она - и Бгагаван

За ней лицом полуденным

Следил уже. И с Индрою

Случилось вечно дивное:

И позади, и спереди,

У Индры всемогущего

Тогда сверкнули тысячи

Очей огнепылающих.

Так Магадева некогда

Приял четыре образа;

Так и убийца Баляса

Тысячеглазым сделался.

И мудрецы, и Девасы

Туда, где шал Тилеттама,

За ней следили взорами,

То в ту, то в эту сторону.

Единый лишь Питамага

Спокойно на Тилеттаму

Глядел очами тихими

И божески-бесстрастными.

Когда ушла Тилеттама,

Все мудрецы и Девасы,

И мужи Брахмомудрые,

Подумали: все кончено!

Тогда Всесовершеннейший

Владыка успокоился

И распустил собрание

Пресветлых небожителей.

Меж тем вожди Асурасов,

Завоевав трехмирие

И победивши Девасов,

И Якшасов, и Ракшасов,

И все у них сокровища

Отнявши, и не ведая

Нигде себе соперника,

Устроили веселия,

И праздники, и пиршества,

И всякими забавами,

Как боги всемогущие,

В своей столице тешились.

То насыщались яствами,

То сладостными питьями,

То прелестями женскими,

То жгли благоухания.

И по полям, и по лесу,

И по горам утесистым,

И в небесах по воздуху

Ходили, как бессмертные.

Однажды на отлогости

Виндгияса высокого

В тени цветущих салясов,

Сидели Сунд и Упасунд.

Кругом толпились женщины;

Одни, при звоне вадитра,

Увеселяли Дайтиев

Пленительными песнями.

Другие, антилопами

Вокруг носясь и бегая,

То играми, то плясками

Прельщали победителей.

Вдруг видят - тихо по лугу,

Блистая сонмом прелестей,

В пурпурном одеянии,

С плеча лукаво спущенном,

Ища цветов карникара,

По берегам растущего,

Идет, как бы бессмертная,

Прекрасная Тилеттама.

Едва ее идущую

Асурасы увидели,

Вдруг бросили седалища

И к ней навстречу кинулись.

И за руки Тилеттаму,

Любовью оба полные,

Схватили: Сунд за правую,

А Упасунд за левую.

И в миг вошло в них бешенство

И отлетела кроткая

Любовь от них. “Моя она!” -

Она моя! - воскликнули.

И друг на друга бросились,

Как звери разъяренные,

Схватив мечи тяжелые,

И пали в битве яростной.

И долго на Виндгиясе,

С растерзанными членами,

Как солнца, с неба сбитые,

Лежали два Асураса.

Увидев это зрелище,

Их воины и женщины,

Исполненные ужаса,

Бежали в преисподнюю.

Тогда Вессовершеннейший

Творец миров Питамага

На землю, в сонме Девасов,

Низшел почтить Тилеттаму.

И рек, чтобы Тилеттама,

Как Лякшми гибкотелая,

Себе, что хочет, выбрала

Во всех странах трехмирия.

И выбрала Тилеттама

Себе миры блестящие;

И ей тогда Питамага

Сказал Всесовершеннейший:

Ты будешь вместе с солнцами

Витать в мирах блистающих,

Лучами осиянная

И оку недоступная!

И одарив Тилеттаму

Такою благодатию,

Творец миров Питамага,

Ушел в мир Брахмы на небо.

Литература

Мифы древней Индии, -М.: Летний Сад, 2002

Энциклопедия мифологии древнего мира, -М.:Белфакс, 2002

Мифы и легенды древнего Востока, -М.:Норинт, 2002

Вишну. Хранитель мироздания. Поддерживает равновесие в мире, не позволяя воинствующему Шиве разрушить все вокруг.

Лакшми. Богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Ее почитатели, по поверьям, будут защищены от всех несчастий и нищеты.Старшая супруга Вишну

Бог Индра и богиня Шачи

Индра. Бог грома и молний. Главный помощник Вишну в борьбе с хаосом. В правой руке обычно держит ваджру (молнию),которой разит врагов и возрождает к бою погибших.

Шачи. Жена Индры . Богиня ревности и гнева. Эталон красоты для всех индийских женщин.

Боги Варуна и Ваю

Варуна. Хранитель истины и справедливости, главный судья среди богов. А также владыка мировых вод. Брат Индры.

Ваю. Бог ветра, сопровождает Индру в бою. Может развеять врагов и предоставить убежище союзникам.

Боги Брахма и Агни

Шива. Разрушитель,олицетворение мужского начала.По преданиям,у него пять лиц,а также четыре, восемь, а то и десять рук, чтобы он смог справиться со всеми делами вселенной.

Парвати. Перерождение первой жены Шивы — Сати.Воплощение женской творческой энергии Шивы . Богиня имеет множество имен.

Боги Ганеша и Сканда

Бхагавати. Сельское воплощение Парвати . Отличается своенравным характером, способна насылать несчастья, болезни.

В данной теме мы поговорим об индийских божествах.

Индия — страна, в которой существует и мирно уживается множество религий и тысячи Богов. Практически каждая деревня имеет своего покровителя. Имена некоторых Богов известны только историкам и этнографам.

Другие распространены настолько широко, что в лавке нередко увидишь в продаже их фигурки, которые люди приобретают и используют в качестве талисманов. Кстати, они могут быть не только живописными статуэтками, но влияющими на нашу жизнь фигурами при правильном использовании. Поэтому в данной теме мы рассмотрим разнообразие Богов Индии.

Боги Индии: разнообразие древних божеств индуизма

Несмотря на огромную божественную совокупность около 80% населения исповедует индуизм, название которого переводится как «вечный путь» (по некоторым источникам – закон или религия). И это вполне оправдано, поскольку направление исходит с ведической цивилизации, а его постулаты записаны в священной книге «Веды». Кроме того, Боги Индии нашли себе почитателей примерно у 1 млрд. населения планеты, что поставило индийскую религию на 3 место рейтинга.

Есть общее деление по локациям:

  • возглавляет вершину пирамиды тройка «главарей» индийского пантеона, что становятся в общем основой для всего – это Тримурти;
  • но далее идет разделение на сторонах света, которые нуждаются в опорах и стержнях защиты божества – Локолапы;
  • от них исходят общеиндийские боги;
  • также весомую ступень занимают ведические божества;
  • и еще существует группа аватаров Вишну. Возможно, их за основу фильма брал Джеймс Кэмерон.

Рассмотреть всех, конечно, мы не сможем. Но самых важных непременно изучим. Начнем, конечно, из лидирующей тройки.

Многоликий Бог Творения — Брахма

  • Он олицетворяет триаду главных божеств и выступает создателем всего земного. Есть несколько версий его зарождения.
    • Согласно первой легенде, Брахма имеет космическое происхождение и зарожден в первобытном океане из плавающего золотого яйца. А его остатки после появления на свет растянулись по всей Вселенной, и создав ее таким способом.
    • Другая легенда приписывает ему появление из цветка Лотоса, что также имеет связь с водой. Из-за этой связи водного происхождения его еще именуют «Канджа», что и переводится, как «рожденный в воде».
    • Но есть еще одна связь – это связь с Вишну (ниже мы к нему вернемся). По первой версии он вложил имя в эти первобытные воды, а по второй теории – божество выросло из его пупа. Правда, на начальных этапах формирования Вселенной.
  • Внешность Брахмы дико своеобразна – у него всех важных частей тела по 4 – а точнее, рук и лиц, но только две ноги. Часто такому количеству привязывают тесную связь между основными сторонами света, чтобы за всем наблюдать. По второй версии – это отражение основополагающих частей Веды. Но также это говорит об основе человека – ум, разум, эго и самоуверенность.
  • Наряды у него яркие, красочные и красного цвета, как часто характерно для индийского народа, с множеством золотых дополнений. Вообще, золото подчеркивает важность или участие в творении Вселенной.
    • Дополнительными атрибутами мы можем увидеть четки (материальные субстанции), книгу (естественно, знание) и бороду, что выступает символом мудрости. Кстати, на всех головах изображается корона, как талисман верховенства. Также он часто сидит на лотосе или лебеде.


Всеобъемлющее верховное божество или хранитель Вишну

  • Это могущественный и грозный хранитель мироздания. Очень важная персона среди почетной тройки, поскольку также играет фундаментальную роль. Причем даже корень его имени звучит как «наполнять».
  • Зародился он в воде, которая и является его обителью. Есть тесная связь с Брахмой, ведь он вырос из пупка, что представляет собой лотос данного божества. Но еще Вишну – это гармония мира в борьбе со злом. Это жизненный цикл от палящего солнца до проливного дождя. Хотя есть некие предположения, что раньше он занимал второстепенную ступень.
  • Он изображен в синих, голубых или черных цветах, с четырьмя руками, что означает четыре стороны света, то есть – безраздельную власть. При этом в руках держит благословляющую раковину, защитную чакру верховной власти, символический лотос и оружие в форме булавы.
  • Именно его форма наполняет мир множеством различных сил в виде аватаров для защиты всего живого. Поэтому имеет 1000 имен. Кстати, аватаром его именуют при восхождении на землю в виде земного или животного облика. Вообще Вишну имеет 10 преобразований:
    • Матсья — в облике рыбы;
    • Вараха – это дикий кабан;
    • Вамана - это карлик;
    • Курма – в виде черепахи;
    • Парашурама спускается в облике человека с топором, в качестве которого выступает герой эпоса Рамаяна – Рама;
    • есть также человек-лев – Нарасимха;
    • легендарный дашаватар Кришна, которому поклоняются и как самостоятельному божеству;
    • Будда также входит в этот список, являясь основателем буддизма;
    • и завершающим в списке стоит аватар будущего — Калки.


Третье высшее божество всего цикла — Шива

  • Изначальное именование было Рудра. Это также верховный Бог, следящий за порядком во Вселенной. Он грозный и милостивый одновременно, разрушающий человеческие иллюзии и дающий надежду на покровительство. Это двуликий облик создания и разрушения. Кстати, именно Шива выступает творцом двух других богов триады.
  • Шива часто изображается сидящим в позе лотоса с бледной кожей, но с голубым оттенком. Волосы скручены в пирамидальный пучок. Нередко в его руках изображается курительная трубка, кувшин с нектаром бессмертия и другие обрядовые предметы. Также можно встретить и танцующее божество.
  • У него четыре руки и три глаза, один из которых расположен в центре лба. Имеет огненный взгляд, заставляющий трепетать всех, на кого он обращен. Но тысячелетия назад его изображали в виде трехголового существа. Кстати, он часто иллюстрируется гермафродитом и нередко имеет разделенное пополам тело по половой принадлежности.
  • В качестве ожерелья и браслетов у него выступают змеи, а на плечах наброшена тигровая или слоновая шкура. Для подчеркивания своей власти в руках нередко можно увидеть Тришула или трезубец.


Противоречивое воплощение

Но не менее известными и интересными выступают второстепенные божества.

Дающая существование и знание – Сарасвати

  • Является женой Брахмы, которая оказывала ему поддержку и помощь в сотворении мира. Ранее упоминалась в гимнах как Богиня реки, являлась защитным деятелем и целительницей. Ныне в ее власти знания, музыка и искусство. Обычно иллюстрируется дивной красавицей в белом с позолотой сари, которая сидит на светлом лебеде или в лотосе. В руках часто держит ситар, что дает ей силу познания каждого звука.


Не только духовная, но и внешняя красота

Воплощение грации, женственности и красоты — Лакшми

  • Это жена второго важного божества Вишну. Считается, что она сопровождала его во всех воплощениях, дополняя его творения в борьбе со злом. Ведь выступает божеством счастья, света и удачи, а также богатства и процветания. Достаточно известная персона, которую часто используют в символическом изображении. Известный индийский праздник света Дивали, во время которого зажигают тысячи фонарей, проводится в честь Лакшми.
  • Одета она в традиционное красное сари и украшена большим количеством золота. Кроме того в 4 руках у нее кроме лотоса можно увидеть горшочки с золотом и монетами. Таким образом, она делится процветанием. Но еще эта весьма красивая и видная женщина повышает рождаемость и плодородие.


Многоликая жена Шивы

  • Дэви — великая Богиня, благословляющая и жестокая, олицетворяющая собой высокую женскую силу, «содержащая весь мир в своем лоне». Он имеет много форм, поскольку и муж соединял в себе противоречивые грани, а также имеет много имен — Тара (Богиня мудрости), Радха (возлюбленная Кришны), Питхиви (Богиня земли) и другие.
    • Самая популярная женщина индуизма – Дурга. Это одна из форм жены Шивы. Несмотря на завораживающей ее танец из 8-10 (а порой и больше рук) она имеет достаточно грозный характер. Хотя такой нрав необходим для установления порядка и покоя. Также олицетворяет собой культ Богини-матери, объединяющей и разрушающей созидательные силы природы. Она восседающая на льве или тигре с оружием возмездия в руках.
    • Возрожденная супруга Парвати . Это одна из жен Шивы. Согласно легенде, в ее образе возродилась первая жена Шивы – Сатти, которая совершила самосожжение. Изображается в виде красивой женщины с привычным количеством конечностей. Считается благой формой Дэви.


Слоновья голова на человеческом облике, подарившая колоссальную популярность — Ганеша

  • Он считается Богом мудрости, покровителем наук и искусств. Его знают не только в Индии, но на родной территории очень чтут. А перед тем, как начать что-то читать или писать, всегда обращаются за помощью или даже советом. Это сын Шивы и благой формы жены Парвати. Причем возле их дитя есть весьма интересные теории о самом происхождении и появлении такого облика.
    • Одна из самых популярных версий – головы лишил его же отец, когда малыш не пускал его в покои к супруге. Но чтобы успокоить жену, он создал ему слоновью голову.
  • Он изображается в красном и желтом цвете, при этом один бивень отсутствует. Может иметь множество рук, что зависят от изображения. Ведь его порой рисуют в виде крысы или собаки. Но мы с вами привыкли украшать слоновыми фигурками с человеческим телом свой рабочий стол, обеспечивая вдохновение, успех и хороший заработок.


Своеобразный юноша как плод любви, и для любви — Кама

  • Сын защитного божества и его супруги, что выступает словно Купидом, даря любовь окружающим. Кроме того, в его честь проводятся ритуалы для поднятия здоровья и повышения привлекательности. Имеет выраженный зеленый цвет кожи (но не всегда), а наездником он выступает у попугая яркой расцветки. В руках тростниковый лук и стрелы из цветов. Вокруг могут виться пчелы, что олицетворяют страсть.


Восточная сторона божественной Индии — Индра

  • Это повелитель небесного царства и всех богов, но позже уступил место лидирующей тройке. Также он подобно Зевсу выступает покровителем грома, дождя и молнии, поэтому на изображении в руке у него соответствующий символ. Хранит восточную сторону света.


Защитник юго-запада – Агни

  • Его название наводит на еще одну характерную черту, как огонь. Так и есть – это его покровитель. При этом он, словно Прометей, выступает посредником между Богами и людьми. Изображается в символическом красном одеянии, имея при этом 6 глаз на две головы и 7 рук на одно тело. Часто иллюстрируется с огнем и дымом.


Хранитель севера – Кубера

  • Немаловажная персона, поскольку олицетворяет богатство. Он постиг самодисциплину и самоочищение, поэтому часто изображается с суровым ликом. Несмотря на холодное пребывание, его изображают с желто-золотистым цветом кожи на белом благородном льве. На голове блистает диадема с разноцветными камнями, а в ушах сияют серьги.


Есть в Индии и Бог ада с подходящим названием — Яма

  • Параллельно это еще Бог смерти и справедливости. Поэтому он контролирует грешников в Чистилище до следующей реинкарнации. Считается первооткрывателем дороги в загробный мир. Несмотря на свирепый характер, охраняет теплую сторону мира. Изображается в различных синих оттенках на черном буйволе. Часто имеет 4 руки, одной обязательно держит булаву, а второй – аркан для ловли грешников.


Хануман — обезьяний Бог

  • Он покровительствует этим животным, из-за чего они считаются священными в Индии. Изображается обычно в полный рост, либо в обезьяньей позе, с золотой короной на голове. Его очень почитают в деревенских культурах и олицетворяют как наставника в науках.


Хранитель запада – Варуна

  • Это Бог-судья всеведущего и карающего характера. Входит в число великого пантеона. Это божественный защитник от грехов и несправедливости. Более того, он по легенде находит виновных, наказывает их, а потом отпускает. Имеет в качестве ездового животного варуна, что соответствует названию, а руке держит змеиный аркан.


Индуисты всех направлений стремятся к единению с Богом, почитанию всего живого на земле, через осознание единства бытия и стремления к умиротворению. «Что ни храм, то вера» — говорят в Индии и совершенно нормально относятся к тому, что любой человек может верить в своего Бога, может создать свою секту или даже свою религию. Или начать проповедовать веру, о которой никто не слышал прежде.

Видео: Индийские божества и мифология