Все 10 заповедей. Десять заповедей закона божия

Зачем человек должен исполнять 10 заповедей Божьих? Почему 7 грехов называют смертными, если жизнь продолжается? О сути 10 заповедей и 7 смертных грехах читайте подробнее в данной статье!

Так ли нужны людям правила, к которым призывает православная церковь? Может лучше жить, как хочется и не морочить себе голову богословскими «россказнями»? И, вообще, какое мне дело до Бога, а Ему до меня ?

Зачем человеку дан пытливый ум

Задает вопросы, ищет ответы только человек, обладающий разумом. Мудрый найдет смысл в жизни, познает зачем появился на свет, кто такой Бог, почему должен в Него верить, исполнять заповеди, бороться с грехами. Убедиться, что мир создан Логосом не трудно – это бесспорный факт (можно удостовериться на личном опыте), так как, противоположные теории не выдерживают критики верующих ученых мужей. Вот обезьяна не станет размышлять, ей это почему-то не нужно.

Нам же дан пытливый ум. Кем? Конечно Тем, по Образу которого создан первый человек. Мы потомки и наследники не только внешнего сходства (прямоходящие, имеем руки, ноги, говорим), но и душевного, и даже приобретенных им повреждений души. Являемся «компьютером», память которого содержит не только прогрессивные, но и «вирусные» программы .

Что нам досталось от Адама и Евы?

То что человечество утратило Рай – это полбеды. Хуже всего, что вместо вечной жизни, где не было ни страданий, ни болезней, ни скорбей, ни голода, ни холода, приобрели в наследство:

  • смертность – рано или поздно жизнь отберут: у кто-то во младенчестве или даже у не родившегося;
  • страстность – гнев, раздражительность, необходимость питаться, одеваться, завоевывать пространство, вкалывать на работе, жить, предаваясь страданиям и грехам;
  • тленность – силы и молодость тают быстро, старость и болезни, немощь – итог нашего бытия.

Вот что мы унаследовали от праотцов. Можно ли назвать удел человеческой жизни победой или триумфом разума, когда за нарушение единственной заповеди: «Не есть плоды от дерева познания добра и зла», пришли к такому жалкому состоянию? Чтобы возвратить потерянный Рай, избрав христианский путь жизни, неизбежно придете к борьбе с грехом .

Декалог или 10 заповедей Божьих

И сразу возникает вопрос: Почему Адаму и Еве Бог дал одну заповедь, а нам 10? Ответ кроется в падении Каина убившего Авеля из зависти. По сути будучи гордецом, он положил начало роду Каинитов. В Евангелии от Марка перечисляется род Христа до колена первого человека. Род Девы Марии тоже не из Каинитов. Хам стал продолжателем дел его. Какого поля ягоды мы, кто теперь разберет?

С течением времени, люди вовсе «потеряли края». Что такое – хорошо, и что такое – плохо, перестали различать. Вспомните дикие племена. Съесть своего врага считалось доблестью. Лгать ради наживы – мудрой хитростью. Изнасиловать – норма. Поклоняться истуканам, идолам – жизненная потребность. Не говоря уже о Содоме и прочих извращениях. Человек, предназначенный унаследовать качества Бога, без знания Истины запутался в собственных заблуждениях .

Десять заповедей закона Божиего:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Потоп очистил человечество от греховного разврата, несущего вечные муки, не надолго. Как же спасти нас, чтобы вновь обрели утраченное Адамом состояние? Сначала Бог дал 10 заповедей для различения добра от зла, правды от лжи, благости от погибели. Потом и Сына Своего послал, чтобы покаянием и соединением с Ним (освящением) выбрались из западни, в которую себя загнали. Поэтому без Христа – нам ничего хорошего не светит, только вечный мрак и мучения.

Примечание: Посредством заповедей человек распознает грех, видит, что заражен им. Если захочет исполнить ее, поймет, не обладает такой силой воли. Побеждает грех только Христос. Он необходим, как воздух. Благодатное соединение с Ним происходит через Таинства церкви .

7 смертельных грехов — что это такое?

В православии не семь, а восемь, так называемых, главных страстей, унаследованных нами от Адама. И смертельными они становятся, потому что прерывают связь с Господом. Теряется Благодать – билет в Райские обители. Нет такого греха, который бы Господь не простил искренне кающемуся, кроме:

  • Хулы на Святого Духа – сознательное отречение от Бога, ересь, связь с нечистыми духами, введение в погибель других людей.
  • Самоубийство – путь Иуды. Это акт отречения от Бога, безверие или высшая степень такой страсти, как уныние.

Тут пора вспомнить о Таинствах церковных и учении святых отцов о борьбе со страстями или, другими словами, – смертными грехами. Хотя выражение это весьма условное. В древности за некоторые из них побивали камнями, отсюда и пошло такое название. Сейчас, говоря так, имеют в виду духовную смертность или состояние безбожия .


Большинство святых отцов говорят о восьми страстях:

  1. Чревообъядение;
  2. Любодеяние;
  3. Сребролюбие;
  4. Гнев;
  5. Печаль;
  6. Уныние;
  7. Тщеславие;
  8. Гордость .

Особо тяжкие грехи

Это те, которые губят как душу, так и тело. Либо те, о коих сказано, что они вопиют к Богу об отмщении. Принимайте их не как догматическое утверждение, а как опытное достояние. От таких нарушений Закона Божия трудно отмыться, не понеся наказания, в виде страданий.

Если же негодяй процветает (претерпение болезней и скорбей – очищает душу), значит Господь еще ждет и терпит, так как, посмертная участь таковых весьма страшна. Набирают полную меру, заслуживая адское воздаяние. К самым тяжким грехам относят:

  • Убийство или унижение (издевательства) родителей.
  • Блуд, прелюбодеяние, развращение, соблазнение других.
  • Удержание законной платы трудящегося.

Но раскаянием, несением епитимьи, делами, искупающими вину, можно все исправить, пока человек жив. Как это сделал Закхей, пообещавший, что воздаст обманутым вчетверо больше, чем отнял .

Что такое страсти, как их побеждать

По сути, часто встречающееся понятие «7 (8) смертных грехов», это главные страсти, которые поработили человека. Они являются производными для всех остальных грехов. Например:

  • Сребролюбие: быть бережливым, экономным – нормально. Если, как Кащей чахнуть над златом, мечтать о богатстве, завидовать, использовать неправедные методы к чрезмерному накоплению, избытку – значит стать рабом страсти. Сюда входят: неверие Богу, страх перед старостью, жестокосердие к бедным, жадность, отсутствие милости, воровство, обман и пр.
  • Чревоугодие – мать таких грехов: пьянство, наркозависимость, сластолюбие, обжорство, эгоизм, нетерпимость, нарушение постов и пр.
  • Уныние , депрессия – чума современного мира. В США – около 20 млн страдающих этим заболеванием. Стоит на 1 месте, опережая сердечно-сосудистые и онкологические недуги. Сюда относят такие грехи: небрежение к обязанностям, окамененное нечувствие к делам спасения, отчаяние, доведение себя до самоубийства.

Главные пороки могут быть обузданы, если человек ими управляет. Когда же не в состоянии себя контролировать, сказать: «нет», – он раб греха. Можно иметь страсти, но не поступать по ним. Такое состояние называют бесстрастием, к нему стремятся подвижники и угодники Божии. Святые достигают этого, но никто из них не скажет о себе, что безгрешен.

Как побеждать страсти?

Неверно считать, что бесстрастие – это удел монахов и отшельников. Заповеди даны всем людям. Находятся они в миру или отреклись от оного. Чтобы победить, надо бороться не только с грехами, а с их производной, то есть, с «родителем». Победив его, «дети» сами отпадут. Какое оружие использовать:

  • Покаяние.
  • Причастие.
  • Пост и молитву.
  • Противоположные добродетели.

Например, нестяжание, щедрость, милостыня противоположны сребролюбию. Между страстями нет четкого разграничения. Взрастив одну, со временем притянете и другую. Чревоугодие родит блуд, блуд приведет к сребролюбию и т. д. Чтобы получить скорейший результат, начинать надо с самой выдающейся, присущей вашей натуре.

Примечание: Когда богаты всеми 8 страстями – главное зло – это гордыня, тщеславие . Им противостоит – любовь и смирение . Сможете приобрести эти добродетели, считайте победили грехи, стали святыми.

свт.
  • прот. Александр Мень
  • священник Павел Гумеров
  • мит. Кирилл
  • свт.
  • Конспект по нравственному богословию
  • свт.
  • свт.
  • Виталий Коваленко
  • прот. Александр Глебов
  • протоиерей Виктор Потапов
  • свящ. К. Галериу
  • прот.
  • А. Д. Троицкий
  • свт.
  • свящ. Михаил Шполянский
  • свящ. Василий Куценко
  • прот. Павел Великанов
  • С. Комаров
  • Обучающий тест:
  • За́поведи Бо́жии – внешний закон, данный в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – .

    «Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» ().

    Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).

    Десять Заповедей Ветхого Завета
    (; )

    1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
    2. Не сотвори себе и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
    3. Не поминай твоего всуе.
    4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
    5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
    6. Не .
    7. Не .
    8. Не лжесвидетельствуй.
    9. Не .

    Девять Заповедей Блаженств Нового Завета
    (Евангелие от )

    В восполнение 10-ти ветхозаветных заповедей Христос в Нагорной проповеди преподал 9-ть заповедей блаженств. В них Господь начертал образец жизни, свойственный Его последователям, христианам. Не отменяя того, что предписывалось Ветхим Заветом, Спаситель расширяет и возвышает смысл древних заповедей, внушая людям стремление к идеальному совершенству и начертывая путь к этому совершенству.

    Заповеди Блаженств – декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в : плачущие – утешатся, алчущие правды – насытятся, кроткие – унаследуют землю, чистые сердцем увидят Бога. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.

    И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
    1. Блаженны , ибо их есть Царство Небесное.
    2. Блаженны , ибо они утешатся.
    3. Блаженны , ибо они наследуют землю.
    4. Блаженны алчущие и жаждущие , ибо они насытятся.
    5. Блаженны , ибо они помилованы будут.
    6. Блаженны чистые , ибо они Бога узрят.
    7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
    8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
    9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
    Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (…).

    Десять заповедей даны были ветхозаветным племенам, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.

    Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях , данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – возлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.» (, ). И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» () .

    «Бог в Заповедях Своих повелевает делать что-либо и не делать другого не потому, что Ему «просто так хочется». Всё, что Бог заповедал делать – полезно нам, а что запретил – вредно.
    Даже обычный человек, любящий своего ребёнка, учит его: «пей морковный сок – он полезный, не ешь много конфет – это вредно». А ребёнку не нравится морковный сок, и он не понимает, почему вредно есть много конфет: ведь конфеты сладкие, а морковный сок – нет. Поэтому он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком и закатывает истерику, требуя ещё сладкого.
    Также и мы, взрослые «дети», больше стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, и отвергаем то, что не соответствует нашим прихотям. И, отвергая Слово Отца Небесного, совершаем грех».
    протоиерей Александр Торик, .

    Почему на вопрос о том, какие существуют заповеди, 80% крещеных людей отвечают не сговариваясь: «Не убий, не укради»? Почему называют именно шестую и восьмую заповеди Ветхого Завета? Не первую, не третью, не десятую?.. Я долго размышлял над этим и пришел к любопытному выводу: из всех заповедей человек выбирает те, для исполнения которых ему ничего не надо делать . «Я не убил, не украл – я отличный парень, и оставьте меня в покое!» А седьмую заповедь «Не прелюбодействуй» знаете, почему пропускают? Да очень «неудобная» в наше распутное время заповедь. Вот и обманывает себя человек, выбирая из закона Божиего только то, что ему удобно, и попирая сознательно или неосознанно то, что мешает ему жить по-своему. Юристы говорят, что незнание закона не освобождает от ответственности. Это верно и в отношении духовной жизни, и именно потому, что знание (или незнание) закона всецело зависит от нас, от нашего доброго или худого произволения. …
    Нарушая заповеди, человек ведь не Бога оскорбляет даже. Бог свят и поругаем не бывает. Но человек калечит собственную жизнь и жизнь своих близких, потому что заповеди – это не какие-то кандалы: вот, мол, и так жизнь трудная, а тут еще какие-то заповеди нужно соблюдать! Нет, все не так. Заповеди Божии – это именно условия нормальной, полноценной, здоровой и радостной жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе и своим близким.

    священник Димитрий Шишкин

    Из Нагорной проповеди, и прежде всего из Заповедей Блаженства, следует, что человек должен очиститься от страстей, очистить свое сердце от всех помыслов, обитающих в нем, обрести смирение духа, чтобы стать достойным увидеть Бога. Слово Христа ясно:

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
    Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
    Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
    Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
    Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
    Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…
    ().

    Заповеди Блаженства показывают духовную стезю человека, путь обожения, путь, который ведет к исцелению. Сознание своей духовной нищеты , то есть осознание страстей, вселившихся в сердце, приводит человека к покаянию и блаженной скорби . В меру глубины этой скорби в его душу приходит Божественное утешение. Именно на этом пути человек обретает смирение и внутреннее спокойствие. Живя в духовном смирении, он еще сильнее жаждет Божия оправдания и стремится к соблюдению заповедей Божиих в своей повседневной жизни. Храня заповеди Божии, он сподобляется познания милости Божией и еще больше очищает свое сердце. В очищении души и заключается назначение заповедей. Одни из них относятся к очищению разумного, другие – к очищению раздражительного начала души. И когда душа очищается от страстей, человек достигает созерцания Бога.

    Заповеди Блаженства раскрывают суть духовной жизни и способ исцеления человека. Человек, соблюдающий заповеди, запечатлевается печатью Святого Духа и становится членом Тела Христова, храмом Всесвятого Духа.

    Пусть не подумает кто из нас: мы ходим в Божию, молимся, творя многие поклоны, за это и получим Царствие Небесное. Нет; получит его тот, кто заповеди Божии соблюдает.
    преподобный

    Часто говорят: для того, чтобы быть христианином, надо выполнять заповеди Христовы. Конечно; однако заповеди Христовы – не приказы, которые Он нам дает: мол, надо прожить так, надо прожить этак, а если не проживешь таким образом, то будешь за это наказан… Нет, заповеди Христовы – это Его попытка нам образно показать, какими мы могли бы быть, если стать и быть настоящим, достойным человеком. Поэтому заповедь Христова – это не приказ, а откровение перед нашими глазами о том, какими мы призваны быть и можем быть; какими мы, следственно, и должны быть.
    митрополит , « »

    Если и трудно быть христианином, то не потому, что заповеди Господа тяжки, но лишь потому, что велика сила греха, наследственная порча души и тела.
    профессор

    Во времена Иисуса согласно традиции насчитывалось 613 запретов и предписаний, однако к этому же времени сложилась и традиция их сокращения до значительно меньшего числа.
    Так, царь-псалмопевец Давид свел все заповеди всего лишь к одиннадцати ():
    Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
    Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
    и говорит истину в сердце своем;
    кто не клевещет языком своим,
    не делает искреннему своему зла
    и не принимает поношения на ближнего своего;
    тот, в глазах которого презрен отверженный,
    но который боящихся Господа славит;
    кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
    кто серебра своего не отдает в рост
    и не принимает даров против невинного.
    Поступающий так не поколеблется вовек.

    Пророк Исайя еще сократил число заповедей и довел его до шести (): Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах…

    Пророк Михей () ограничился лишь тремя заповедями: О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

    Пророк Исайя в другом месте () упоминает о двух заповедях: Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду…

    Наконец, пророк Амос () все заповеди обобщил до одной: Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы

    Пророк Моисей на Синайской горе

    Десять Заповедей

    Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

    1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

    2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

    3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

    4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему.

    5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

    6. Не убивай.

    7. Не прелюбодействуй.

    8. Не кради.

    9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

    10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

    Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

    Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

    Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

    ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

    Это значит:

    Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это - благодаря Богу. Способность семени расти, травы - дышать, человека - жить - суть способности Божии. Все эти способности - собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

    «Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

    ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

    Это значит:

    Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

    ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

    Это значит:

    Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, - имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

    ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему.

    Это значит:

    Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой - вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

    ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

    Это значит:

    Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

    ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Не убивай.

    Это значит:

    Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того - на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, - лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

    СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Не прелюбодействуй.

    Это значит:

    Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

    ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Не укради.

    Это значит:

    Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

    ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

    Это значит:

    Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

    ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

    Это значит:

    Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

    Желание - это семя греха. Греховный поступок - это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

    В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.

    Десять Заповедей Христианства

    Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

    1. Не убивай.
    2. Не прелюбодействуй.
    3. Не кради.

    Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

    Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

    Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

    ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

    Это значит:

    Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это - благодаря Богу. Способность семени расти, травы - дышать, человека - жить - суть способности Божии. Все эти способности - собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

    «Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

    ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

    Это означает:

    Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

    ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

    Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, - имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

    ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему.

    Это значит:

    Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой - вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

    ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

    Это значит:

    Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

    ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Не убивай.

    Это значит:

    Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того - на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, - лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

    СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Не прелюбодействуй.

    А это значит:

    Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

    ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Не укради.

    А это значит:

    Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

    ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

    А это значит:

    Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

    ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

    Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

    А это значит:

    Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

    Желание - это семя греха. Греховный поступок - это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

    Сколько всего заповедей Божьих: объяснение и список всех заповедей Божьих на русском языке.

    • Значение первой заповеди в том, что Бог – един, и все живое существует по воле Его и по Его воле к Нему возвращается. Сила и мощь, пребывающие в Господе, не существуют ни в одном из земных и небесных творений. Сила Божья проявляется в солнечном свете, в морской и речной воде, в воздухе, в застывшем камне.
    • Ползет ли дождевой червь по земле, летит ли птица, рассекает морские ли глубины рыба – все это происходит по воле Господа. Прорастание семени, шелест травы, дыхание человека – проявление неземных способностей, полученных всем, что живет, растет, существует благодаря Богу.
    • Первая заповедь, которой Бог указывает на Самого Себя, – одна из главных для верующего, призывающая любить единственного и истинного Бога всем сердцем своим, всей душой и всеми своими мыслями. Человек должен бояться и любить Господа одновременно, и вместе с тем не прекращать доверять Ему, независимо от жизненных обстоятельств.
    Первая заповедь Божья — верить в единого Господа Бога: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
    • Только Господу известно, что нам нужно и какая судьба нам предназначена. Способность что-либо делать обретается только по воле Господа, ведь он есть источник животворящей и могучей силы, не существующей в иной форме. Мудрость и знания идут от Господа, и каждая тварь наделена частицей Премудрости Божьей: и муравей, и слизень, и синица и орел, дерево и камень, вода и воздух также имеют свою мудрость.
    • Божья мудрость побуждает пчелу строить соты, птицу лепить гнездо и выхаживать птенцов, дерево растет, направляя свои ветви к солнцу, а камень молчит и сохраняет свою форму. Никто не порождает собственную мудрость, поскольку ее поставляет один-единственный источник всевозможной мудрости – Бог. Живоносную и великую Премудрость дает всему Господь.

    Как же молиться Господу? Вот текст молитвы:

    «Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».



    Как молиться Господу

    Пояснение первой заповеди для детей:

    • Заповеди Божьи – это законы, данные Господом всем людям. Заповеди нужны людям для того, чтобы поступать правильно, не путать добро и зло.
    • Вера всей душой в единого Господа – это так же естественно, как верить своим родителям, доверять им, советоваться с ними и раскрывать перед ними свое сердце. Бог не просто сотворил мир, он проявляет заботу о каждом, кто живет на земле. Любовь к Господу и почитание проявляется в обращении к Нему в молитве:

    «Пусть только Господь царит в твоем сердце,
    И только Ему открой сердца дверцу!
    Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей!
    Пусть Он управляет и властвует в ней!».

    Видео: 10 Десять заповедей Божиих

    • Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
    • Нет ни одного творения, которое может стать для верующего той же силой, которой является Господь. Взойдя на высокую гору для встречи с Господом, не нужно смотреть на отражение в протекающей рядом реке. Представ перед правителем, не нужно озираться на его слуг, в надежде услышать от них совет или получить помощь.
    • Разве мы обращаемся к посредникам в делах, где могут помочь только самые близкие? Разве Отец останется безразличным к переживаниям и трудностям детей? Со слугами легче тому, кто имеет грех за душой. А безгрешный не отвращает взор от Отца своего, а смело смотрит на того, кто милосерднее слуг.
    • Господь испепеляет грехи в каждом из нас, как солнечные лучи губительно действуют на вредоносных микробов, появляющихся в воде. От этого вода очищается, становится пригодной для питья.
    • Потому вторая заповедь – это запрет идолопоклонства и создания кумиров, идолов для почитания. Второй заповедью Господь запрещает почитание подобия или изображения того, что мы наблюдаем на небе (Солнца, Луны, звезд), и того, что живет на земной поверхности (растений, животных, людей) или находиться в морских глубинах (рыб).
    • Однако это не означает, что Господь запрещает поклоняться святым иконам и мощам, ведь это лишь изображение, образ Господа, ангелов или святых.
      Святые образа даны нам, как память о делах Божьих и святых Его, для для вознесения мыслей наших к Богу и Его святым.


    Вторая заповедь Божья — не сотвори себе кумира: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

    Пояснение второй заповеди детям:

    • Ребенку очень трудно понять, что такое кумир или зачем люди создают идолов. Нужно находить сравнение, наиболее близкое и понятное для ребенка.
    • Кумир – это то, что человек ошибочно принимает за самое главное и важное в жизни. Поклоняясь кумирам или идолам, человек может даже забыть о Господе. Но разве ребенок поменяет маму на куклу или папу на новый велосипед? Вспомним сказку о Кае и Герде. Мальчик поверил в то, что Снежная Королева – его кумир, забыв о простых вещах – доброте, любви. Но это не принесло ему счастья и ледяной замок с идеальными правильными холодными грушками стал для него клеткой, в которойц погибала его душа.
    • И только любовь Герды помогла помогла его сердцу растаять и мальчик вспомнил о Боге. Так и любой христианин должен в первую очередь любить и помнить о Господе, и только потом — о близких людях.

    «Господь твой пусть будет единственным Богом,
    Хоть в жизни всегда разных идолов много,
    Служи лишь Ему всей душою своей!
    На Бога надейся, а не на людей!».

    Видео: Детям о заповедях

    • Третья заповедь запрещает произносить имя Господа в пустых бессмысленных разговорах, в шутках, играх, когда человек проклинает, произносит клятву, обманывает. Нельзя также произносить имя Бога в каждой молитве к Нему, прославлять Его или благодарить суеверно.

    Пояснение третьей заповеди детям:

    • Имя Бога произносится с должным вниманием и благоговением. Даже короткое обращение к Господу – это молитва. Мы словно набираем номер телефона и ждем ответа на «том конце».
    • Имя Господа каждый христианин бережно хранит в сердце и выпускает оттуда только в особых случаях. Упоминая имя Господа в разговорной речи, скажи «помилуй» или «Слава Тебе». Тогда обращение к Богу примет форму молитвы.

    «Имя Божье напрасно ты не говори!
    Уважение твое пусть в словах тех горит.
    Пусть с любовью к Нему твое сердце стучит,
    Благодарность и вера в нем вечно звучит!».



    Третья заповедь Божья — не произноси имя Господа Бога напрасно: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

    • Четвертая заповедь велит христианам посвящать все дни недели работе и творить дела, к которым есть призвание. И только седьмой день посвящать служению Бога и отводить его на святые дела, угодные Господу: молитвы, беспокойство о спасении своей души, посещения Храма Божьего, изучение Закона Божьего, чтение святого Письма.
    • Среди других угодных Богу дел – те, которые считаются полезными для души: просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение полезных для души книг, помощь тем, кто нуждается: бедным, заключенным, больным, сиротам.

    Пояснение четвертой заповеди детям:

    • Седьмой день следует проводить в молитвах, чтении Библии.
    • Небесный Отец выслушивает наши обращения каждый день и только на седьмой день ожидает от нас посещения Храма, участия в богослужении и Причащения Христу.

    «С Богом жизнь для себя христианин выбирает,
    И поэтому церковь всегда посещает.
    Знать о Господе больше он очень стремится,
    И из Библии мудрости Божьей учиться».
    Посвящай время Господу – будешь успешен,
    И Его вечной милостью нежно утешен».



    Четвертая заповедь Божья – всегда помни про день субботний выходной: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

    • Пятой заповедью Господь обещает долгую жизнь в благополучии тем, кто почитает родителей своих. Уважение родителей проявляется в любви к ним, уважительном отношении, послушании, помощи.
    • Господь призывает также произносить лишь те слова, которые буду радовать родителей, а также не совершать того, что обидит их или расстроит. Во время болезни родителей нужно молиться за них. После их смерти не забывать просить Господа о спасении их души.

    Пояснение пятой заповеди детям:

    • Папа и мама заботятся о своих детях и помогают им, пока они маленькие несмотря на поведение, оценки в школе, способности или их отсутствие.
    • Потому дети должны помогать своим престарелым и немощным родителям на склоне их лет. Почитать мать и отца – это значит, что нужно не только вежливо говорить с ними, но и оказывать реальную поддержку. Ведь на склоне лет родители нуждаются в душевном внимании и участии.

    «Относись с уважением к папе и маме!
    Мудрость, опыт родителей стоят внимания!
    Дорожи ими, слушайся и подчиняйся!
    Как у Бога характер свой сделать пытайся!
    И тогда будет жизнь твоя – благополучной.
    Долгой будет она, и, при этом, нескучной».



    Пятая заповедь Божья — почитать и уважать родителей: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

    • Шестая заповедь – запрет на убийство любым способом. Запрет распространяется как на других людей, так и на самого себя (самоубийство). Самым страшным и тяжким грехом считается лишение жизни – наибольшего дара Божьего.
    • Самоубийство же – один из тяжких грехов, в котором усматривается не только грех убийства, но отчаяние и дерзкий бунт против Провидения Господнего. Самоубийце нельзя будет покаяться после смерти и просить спасения для своей души.


    Шестая заповедь Божья — не убивать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

    Пояснение шестой заповеди детям:

    • Лишение жизни одного человека другим – самый страшный грех.
    • Такой же грех – мучить животных, птиц, насекомых. Все они – творения Господа, о которых человек должен заботиться.

    «Людей убивает
    Не только оружье!
    И жизнь сокращают
    Порою не ружья,
    А грубое слово,
    Поступок бездумный
    Жизнь рушит другого,
    Стар он или юный.
    Людей берегите,
    Заботьтесь, любите,
    Всех благословляйте
    И радость дарите!».


    • Прелюбодействие – нарушение супружеской верности. Незаконная нечистая любовь считается греховной. Нарушение супружеской верности и любви запрещено Господом.
    • Если же человек не связан клятвой верности с супругом или супругой, то ему следует придерживаться чистых мыслей и желаний, оставаться девственным в делах, словах.Что это означает? Нужно избегать того, что порождает нечистые чувства: ругань, бесстыдные песни, танцы, рассматривание соблазнительных изображений, зрелищ, пьянство.

    Пояснение седьмой заповеди детям:

    • Связанный узами брака или клятвой верности человек не должен переступать через любовь, предавать любимого.
    • Сохранить семью можно только в том случае, если и мужчина и женщина будут хранить верность друг другу.

    «Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а).
    Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу.
    Над отношеньями трудись. Жди Божьего ответа.
    Не изменяй своей любви. Не нарушай завета».



    Седьмая заповедь Божья — не прелюбодействовать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

    • Воровство, а также присвоение любым способом того, что принадлежит другому человеку, запрещено Господом.
    • Плохим поступком считается воровство. Если человек нашел дорогую вещь на улице и присвоил ее себе – это также считается кражей. Правильнее попытаться найти того, кто потерял эту вещь. Такой поступок – проявление верности святому Богу.

    «Тот, кто у людей забрал,
    Вещи их, путем нечестным,
    Человек тот вором стал,
    Это станет всем известно».



    Восьмая заповедь Божья — не воровать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

    • Всякая ложь, неправда, наветы запрещены Господом десятой заповедью. Свидетельствовать неправду во время судебного разбирательства на другого человека, доносительство, клевета, сплетни недопустимы для христианина.
    • Нельзя врать даже при отсутствии намерения вредить ближнему своему. Поскольку такое поведение не согласуется с любовью и уважением к ближним.

    Пояснение девятой заповеди детям:

    • Бывают ситуации, когда единственным способом избежать наказания может быть ложь. Но такой способ – всего лишь иллюзия.
    • Следуя путем лжи можно преодолеть отдельные трудности, но в конце концов обстоятельства сложатся так, что обман раскроется. Также нельзя говорить о людях неправду.

    «Неправду о людях – не произноси!
    Для этого помощи Божьей проси,
    Чтоб видеть хорошее в ближних своих.
    Не злое, а доброе думать о них!
    Ложь может несчастье с собой принести,
    А правда к победе твоей привести».



    Девятая заповедь Божья — не лгать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

    Десятая заповедь Божья — не завидовать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

    • Господь не позволяет делать что-то плохое другим, а также запрещает плохие желания и помыслы относительно окружающих или близких. В десятой за поведи говорится о таком грехе, как зависть.
    • Тот, кто мысленно желает чужого, тот может легко переступить черту, разделяющую плохие мысли и плохие дела. Само чувство зависти уже оскверняет душу.
    • Она становится нечистой перед Господом, ведь через дьявольскую зависть появился на свете грех. Истинный христианин должен очищать свою душу от внутренних нечистот, беречься от плохих желаний и оставаться благодарным Богу за то, что у него есть. Если же у знакомого или соседа всего много, то нужно радоваться за него.

    Пояснение десятой заповеди детям:

    • Десятой заповедью Бог запрещает людям завидовать. Ведь это чувство мешает им жить радостно: среди близких и соседей, среди знакомых всегда найдется тот, чья жизнь может казаться лучше собственной.
    • Но в сказках есть много примеров того, что нельзя быть жадным и все время хотеть большего, чем у тебя есть. Например, жадная старуха из сказки Пушкина «Золотая рыбка».
      Если у твоих друзей случается что-то очень хорошее, то лучше искренне порадоваться за них и поблагодарить Господа за это.

    «Не желай ничего, чем владеет ближний.
    Не мечтай, что предмет у кого-то лишний.
    Эти мысли тебе принесут страданья,
    Ведь за грех принесёшь ты себе наказание».

    Видео: 10 ЗАПОВЕДЕЙ БОЖЬИХ.