Во сколько женился пророк мухаммад. Сколько же лет было Айше - жене Пророка Мухаммада? Хадиджа родила ему всех детей, кроме Ибрахима

Начало пророческой деятельности. Шли годы. Мухаммад вырос, стал красивым юношей, но он был беден и потому не мог рассчитывать на то, что кто-нибудь отдаст за него свою дочь. Даже его дядя, добрый и честный Абу Талиб, отказал ему, когда он просил руки одной из его дочерей. На что ему было рассчитывать? Мухаммад в поте лица зарабатывал на жизнь, и не мог даже предположить, что счастье его находится совсем рядом.

Хозяйкой его была Хадиджа, женщина богатая и наделенная решительным характером. Она сама не заметила, как полюбила своего служащего, наделенного не только красотой, но и немалым умом, и редкостной честностью. Мухаммад никогда не решился бы посвататься к ней, поэтому она отправила к нему своего раба Майсура, который завел такой разговор: “Почему бы тебе не жениться, Мухаммад?” — “Я беден, у меня нет средств”. — “А если бы тебе сделала предложение женщина богатая, красивая и знатная?” — “Кто бы это мог быть? Я такой не знаю”. — “Хадиджа”. — “Не может того быть!”

Мухаммад не сразу поверил своей удаче, а когда наконец поверил, сообщил о предстоящем браке своим родственникам, и все одобрили его выбор. С Хадиджой Мухаммад жил долго и счастливо. Много лет спустя, уже после смерти Хадиджи, одна из его новых жен, прекрасная Айше, спросила Пророка: “Ну а теперь кто лучше — я или Хадиджа? Она была вдова, старая, утратившая все свои прелести; ты любишь меня больше, чем любил ее?” На это Мухаммад немедленно ответил: “Нет, клянусь Аллахом! Она уверовала в меня, когда никто другой не хотел верить. Она была единственным другом, который у меня был в этом мире!”

Пророческие откровения. Через несколько лет после женитьбы на Хадидже с Мухаммадом стали происходить странные вещи. Вдруг - без всякой видимой причины - тело его начинала сотрясать дрожь, лицо покрывалось каплями пота. Сознания он не терял, но часто чувствовал невыносимую тоску. Он ложился, с головой закутавшись в плащ и просил оставить его в покое на некоторое время. Так начались пророческие откровения Мухаммада. В дальнейшем Мухаммад полюбил холм Хира в окрестностях Мекки. Сюда он часто уходил в одиночестве на несколько дней для своих размышлений.

“Читай”. Однажды, когда Мухаммед, по обыкновению удалившись в свое любимое место, отдыхал в пещере на склоне холма, к нему во сне явился некто в человеческом облике, со сверкающим свитком, покрытым какими-то письменами. “Читай!” — услышал Мухаммад его повеление. “Я не умею читать”, — отвечал он. Тогда явившийся возложил свиток ему на грудь, и Мухаммад почувствовал такую тяжесть, будто гора навалилась на него, не позволяя вздохнуть. Вновь прозвучал приказ: “Читай!”, и снова Мухаммад ответил: “Я не умею читать”. Тогда пришедший придавил его так, что Мухаммаду показалось — наступает смерть, и в третий раз раздалось: “Читай!” “Что мне читать?” — вопросил Пророк, и явившийся сказал ему: “Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил — сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил человека тому, чего он не знал”.

Мухаммад повторил странные слова за незнакомцем и был оставлен в покое. Очнувшись, он почувствовал, что услышанное им как будто записано у него на сердце. Он вышел на склон горы и вдруг услышал голос, доносившийся с неба: “О Мухаммад! Ты — посланник Аллаха, а я — Джабраил”. В небесах стоял его ночной гость, касаясь ногами линии горизонта. Куда бы ни оборачивался Мухаммад — ангел всюду оказывался перед ним. Вскоре он исчез.

“Возрадуйся и успокойся”. Мухаммад в страхе покинул свою пещеру и поспешил домой, к верной Хадидже. А та уже начинала беспокоиться: муж должен был вернуться домой еще вчера, но его все не было. Войдя в дом, Мухаммад воскликнул: “Горе мне! Я поэт или одержимый!” — и рассказал жене обо всем.

Хадиджа постаралась успокоить его: он такой честный, добрый и справедливый, что совершенно немыслимо, чтобы им завладели злые духи, ведь они обычно набрасываются на порочных. Но сомнения не исчезали. Особенно тревожило то, что видения продолжались, и каждую ночь тот же гость являлся Мухаммаду, когда Хадиджа спала, и, не произнося ни слова, смотрел на него от дверей. Мухаммад обо всем рассказал жене, и та решила проверить, кто же приходит - ангелы или дьяволы.

Когда видение посетило его очередной раз, Мухаммад разбудил жену. Конечно же, она ничего не увидела в том месте, на которое указывал Мухаммад. Таинственная фигура бесшумно исчезла. “Возрадуйся и успокойся! — воскликнула мудрая Хадиджа, — Слава Богу, он ангел, а не демон. Только ангел, дитя света, устыдился бы моей наготы, дьявол и не подумал бы удалиться”. Так Мухаммад был убежден в его божественном призвании — нести людям слово Аллаха, и с этого времени начинается его обращение к ним в поисках людей, готовых принять веру в Аллаха и Его заповеди.

Отмечает, что пророк Мухаммед имел 15 жён. Другой известный историк Йагуби пишет, что пророк Мухаммед имел 21 или же 23 жены. Йагуби отмечает, что пророк вступил в физические отношения только с 13 жёнами. А остальные скончались либо после заключения брака, либо до брачной ночи, либо пророк развёлся с ними до брачной ночи. К списку 13-ти жён относятся 11 жён, которые упомянуты в книге «Сирейи-Ибн Хишам» , а также Мария-коптянка и Умму-Шарик Газийа . (Кардави указывает только на число девять, но без Хадиджи, то есть десять; это число жён, переживших пророка (по свидетельству Ибн Хишама). Уотт указывает, что многие племена претендовали на родственные связи с Мухаммадом, поэтому список жён может быть сильно преувеличен. Он называет имена только одиннадцати жён (с Хадиджей), что ближе к традиционным представлениям (также он приводит имена двух наложниц) Пророк Мухаммад женился на всех до Коранического запрета, где запрещалось иметь больше четырёх жён . Все жены, кроме Аишы, были до него замужем, то есть не были девственницами. Все жёны имели статус «матерь верующих (или правоверных)».

Жёны пророка Мухаммеда

Хадиджа бинт Хувайлид

Хадиджа бинт Хувайлид - первая жена пророка Мухаммеда, которая была при жизни его единственной женой. Она была первым человеком, принявшим ислам, всегда поддерживала свего мужа. Год её смерти назван «годом грусти».

Сауда бинт Зама

Хафса бинт Умар

Хафса бинт Умар - дочь его сподвижника Умара . Она была вдовой одного из мусульман, погибшего в битве при Бадре и, по свидетельствам, не отличалась большой красотой. Ей было 18 лет. Она и Аиша, будучи близки по возрасту, стали подругами. Хафса, порой, изрядно портила настроение пророку скандалами, так что тот ходил целый день сердитый.

Зейнаб бинт Хумайза

Сауда бинт Зама

Аиша бинт Абу Бакр

Хафса бинт Умар

Зайнаб бинт Хумайза

Зайнаб бинт Джахш

Джувайрия бинт аль-Харис

Рамля бинт Абу Суфьян

Райхана бинт Зейд

Маймуна бинт Харис

Мария аль-Кибтия

Зейнаб бинт Джахш - бывшая жена приемного сына пророка Мухаммеда Зайда ибн Хариса. Зайд дал жене развод, а Мухаммад, женившись на ней, закатил грандиозный брачный пир. Арабы посчитали этот брак инцестом, но своевременное появление в Коране специального откровения по данному случаю оправдало действия Мухаммада (Сура 33:36-40). Аиша и Хафса тайно сговорились, пытаясь отвратить внимание пророка от Зейнаб. Повествует Аиша: «Посланник Аллаха привык пить мед в доме Зейнаб, дочери Джахша, и оставался с ней там. Мы с Хафсой договорились втайне, что если он придет к одной из нас, то мы должны сказать ему: „Похоже, ты съел магафир (тип дурно пахнущей смолы), когда я понюхала, от тебя пахло магафиром“. Мы так и сделали, и он ответил: „Нет, но я пил мед в доме Зейнаб, дочери Джахша, и больше никогда не сделаю этого. Я поклянусь в этом, а ты никому не расскажешь об этом“» . По поводу козней молодых жён Мухаммеда имеется неодобрительное высказывание в Коране (сура 66:1-5).

Джувайрия бинт аль-Харис

Джувайрия бинт аль-Харис - дочь вождя Бану Мусталак, захваченная в плен. Ей было около 20 лет. После этой свадьбы мусульмане освободили всех пленников из племени Бану Мусталак, к которому она принадлежала, так как они породнились с пророком.

Внешние видеофайлы
Хадиджа бинту Хувейлид
Сауда бинту Зам"а
Аиша бинту Сыддик
Хавса бинту Умара
Зейнаб бинту Хузейм

Райхана бинт Зейд

Умм Хабиба Рамля бинт Абу Суфьян - дочь Абу-Суфиана, чья семья бежала в Эфиопию от преследований курайшитов. Там её муж перешёл из ислама в христианство. После смерти мужа также стала женой Мухаммада.

Мария аль-Кибтия

Маймуна бинт аль-Харис (араб. ميمونه بنت الحارث ‎‎ - Майму́нах бинту ль-Ха́рис ) (594 - 674) - бывшая свояченицей дяди Мухаммеда Аббаса . Мухаммед женился на ней во время Умрату Кисас (Восполняя Хадж который ему не дали выполнить)

Титул, которого удостоились все жёны пророка Мухаммеда.

Коран о жёнах пророка Мухаммеда

Пророк ближе к верующим, чем они сами [друг к другу], а его жены - их матери. Согласно Писанию Аллаха, кровные родственники ближе друг к другу, чем верующие [мединцы] и мухаджиры [по праву наследования], если только вы не завещаете [часть имущества] своим друзьям. Все это начертано в Писании.
О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы набожны, то не ведите [с посторонними мужчинами] любезных[речей] - не то возжелает вас тот, чье сердце порочно, - а говорите обычные слова. Не покидайте своих домов, не носите украшения времен джахилии, совершайте обрядовую молитву, раздавайте закат и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает только охранить вас от скверны, о члены дома [Пророка], очистить вас всецело. Запоминайте [, о жены Пророка,] то, что читают вам в ваших домах из аятов и мудрости Аллаха. Воистину, Аллах великодушен и всеведущ.
О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? Аллах – Прощающий, Милосердный. Аллах установил для вас путь освобождения от ваших клятв. Аллах – ваш Покровитель. Он – Знающий, Мудрый. Вот Пророк поверил тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала ее, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: «Кто сообщил тебе об этом?» Он сказал: «Мне сообщил Знающий, Ведающий». Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибриль (Гавриил) и праведные верующие являются его друзьями. А кроме того, ангелы помогают ему. Если он разведется с вами, то его Господь может заменить вас женами, которые будут лучше вас, и будут мусульманками, верующими, покорными, кающимися, поклоняющимися, постящимися, как побывавшими замужем, так и девственницами.

Относительно возраста Пророка (ДБАР) и Хадиджы при их замужестве существуют различные мнения. Некоторые говорят, что Хадидже было 40 лет, а Пророку (ДБАР) 25. Другие говорят, что Пророку (ДБАР) было 21 или 30, а Хадидже - 25, 28 или 30.

При рассмотрении вопроса обращает на себя внимание то, что в источниках ничего не говорится о детях Хадиджы до ее брака с Пророком (ДБАР). Если ей было 40 лет, и она прежде уже была замужем, то почему у нее не было детей? С другой стороны, если мы объясним отсутствие детей тем, что она вообще не была замужем (как и есть на самом деле), то каким образом такая красивая женщина могла остаться без замужества до 40 лет?

На самом деле к моменту брака с Пророком (ДБАР) Хадиджа никогда не была замужем, и ее возраст составлял не 40, а около 25 лет.

В «Манакиб» приведено: Ахмад Белазери и Абу Касим Куфи в своих книгах, в также сейид Муртаза в «Шафи» и Абу Джафар Туси в «Тальхисе» передали риваят, что когда Пророк (ДБАР) женился на Хадидже, она была девственницей («Манакиб али аби талиб», том 1, С. 159, а также: Бихар, том 16, С. 10 и 12).

В книге «Истигаса» приведено: «Не было такого знатного человека или главы курайшитов, который не сватался бы к Хадидже. Но она отказала им всем. И когда Посланник Аллаха (ДБАР) взял ее в жены, курайшиты были сильно разгневаны на нее и говорили ей: „Отказала нашим большим и знатным людям и вышла замуж за Мухаммада, сироту Абу Талиба, у которого нет никакого имущества!“» (Истигаса, том 1, С. 70).

Встает вопрос: если Хадидже было уже 40 лет, то почему курайшиты были разгневаны на нее? Как известно, в 40 лет женщина уже мало ценится с точки зрения брака. На самом же деле Хадиджа была молодой, и именно это - что такая молодая и красивая женщина отказала им, но зато вышла замуж за Мухаммада (ДБАР) - и было причиной недовольства курайшитов.

Все дети Пророка (ДБАР), кроме Ибрахима, были от Хадиджи - Зейнаб, Рукайа, Умм Кульсум, Фатима (А), Касим, Тейиб и Тахир. Три сына - Касим, Тейиб и Тахир - умерли еще до ниспослания Откровения. Дочери умерли в раннем возрасте, до смерти самого Пророка (ДБАР), кроме Фатимы (А), от брака которой с Али (А) происходит все его потомство.

Относительно рождения пречистой Фатимы (А) существуют две точки зрения: два года после ниспослания Откровения или пять лет после ниспослания. Если предположить, что Хадидже было 40 лет к моменту замужества, то получается, что она родила Фатиму (А) в 57 или 60 лет!

Другой вопрос: как вообще женщина в возрасте от 40 до 60 лет могла родить так много детей, тогда как до 40 лет у нее вообще не было детей?

Всё это выглядит неестественно.

Если же мы скажем, что Хадидже на момент брака с Пророком (ДБАР) было 25 лет, то тогда получится, что она родила Фатиму (А) в 42 или 45 лет, что более соответствует действительности и всем тем обстоятельствам, на которые выше было указано.

Другие статьи

Достоинства Хадиджи (да будет доволен ею Аллах)

Хадиджа –, мать верующих. Её точная родословная такова: Хадиджа бинт Хувайлид ибн Асад ибн Абдуль-Узза ибн Кусай. Пятый предок (Кусай ибн Килаб) был общим для неё и для Пророка ﷺ, так что у Хадиджи были более близкие родственные связи с Пророком ﷺ, чем у остальных жен, и только Умм Хабиба, как и Хадиджа, происходила из потомков Кусая.

Хадиджа принадлежала к знатному роду в курайшитском племени и обладала большим имуществом. Пророк ﷺ женился на ней в 25-летнем возрасте. До него она уже была замужем, её прежнего мужа звали Абу Хала ибн Наббаш ат-Тамими. Вступив в брак с Мухаммадом ﷺ, Хадиджа прожила с ним до конца своей жизни, застала время его пророчества, поверила в него и оказала огромную поддержку его призыву. Хадиджа была совершенной женой: мудрой, величественной, религиозной, непорочной и благородной женщиной из числа обитателей Рая… Пророк ﷺ часто отзывался о ней с похвалой и отдавал ей предпочтение над остальными своими женами.

Пророк ﷺ не был женат до брака с Хадиджей, и все его дети родились именно в этом союзе, за исключением Ибрахима, матерью которого была наложница Мария. Также Пророк ﷺ не женился и не брал наложниц до самой смерти Хадиджи. Хадиджа скончалась за 3 года до переселения из Мекки, да будет доволен ею Аллах .

Известно несколько хадисов о достоинстве Хадиджи. Среди них:

Первое достоинство

Хаким приводит хадис с иснадом со слов Афиф ибн Амра, рассказавшего следующее:

«До Ислама я занимался торговлей и был другом Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба. Однажды я прибыл в Мекку по торговым делам и остановился в Мине у Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба. Там я увидел мужчину, он смотрел на солнце, и когда оно перевалило за полдень, он совершил молитву. Затем пришла женщина и тоже стала молиться, потом пришел юноша и тоже совершил молитву. Я спросил у Аббаса: «Кто эти люди?» Аббас ответил: «Это Мухаммад ибн Абдуллах, мой племянник, он объявил себя пророком, но никто за ним не следует, кроме этой женщины и того юноши. Эта женщина – его супруга, Хадиджа бинт Хувайлид, а этот юноша – сын дяди Мухаммада, Али ибн Абу Талиб». Позже, приняв Ислам и став достойным мусульманином, Афиф говорил: «Если бы я принял Ислам тогда, то был бы четвертым человеком, принявшим Ислам» .

Этот хадис подтверждает, что Хадиджа была одной из первых, кто принял Ислам, первой женщиной-мусульманкой. В этом её великое достоинство.

Ибн Хаджар пишет: «В числе особенностей Хадиджи – то, что она опередила остальных женщин в принятии Ислама. Она проложила дорогу для остальных, и поэтому получит награду за всех женщин, которые приняли Ислам после неё, согласно хадису: «Кто положит начало какому-то благому делу, тот получит и награду тех, кто последует по этому пути, при том что их награда не станет меньше» . Абу Бакр ас-Сыддик также участвует в этом достоинстве, но уже в отношении мужчин. Никто, кроме Аллаха, не сосчитает количество награды для каждого из них за проложенную дорогу» .

Второе достоинство: Пророк ﷺ не вступал в новые браки до самой смерти Хадиджи

Муслим приводит хадис с иснадом со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах:

«Пророк не брал в жены других женщин, будучи женатым на Хадидже, до самой ее смерти» .

Ибн Хаджар пишет: «В этом вопросе нет разногласия среди ученых. Таким образом, подтверждается, что Хадиджа занимала важное место в жизни Пророка ﷺ и что у нее было превосходство над другими женщинами, ведь Пророку ﷺ было достаточно её одной. Пророк ﷺ прожил после женитьбы на Хадидже 38 лет, из них 25 лет – в браке с Хадиджей. Таким образом, с ней он провел две трети своей семейной жизни, следовательно, Хадиджа двукратно превысила всё, что могли дать Пророку ﷺ остальные жены. Несмотря на столь долгий срок совместной жизни, Пророк ﷺ не брал в жёны других женщин, берёг сердце Хадиджи от проявления ревностных чувств и возможной зависти к другим супругам, что в итоге могло бы испортить их совместную жизнь. В этом и состоит достоинство Хадиджи, никто из остальных жен не имел ничего подобного» .

Третье достоинство Хадиджи: после её смерти Пророк ﷺ часто вспоминал о ней добрыми словами, хвалил её и старался поддерживать её родственников

В сборнике аль-Бухари приводится следующий хадис со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах:

«Ни к кому из жён Пророка я не ревновала его столь сильно, как к Хадидже, да будет доволен ею Аллах, хотя я никогда в жизни её не видела! Однако он часто вспоминал о ней, и нередко бывало так, что он резал овцу, разрубал её на части, а потом посылал мясо в подарок подругам Хадиджи. Тогда я говорила: “Можно подумать, что не было в мире женщин, кроме Хадиджи!” - а он отвечал мне: “Поистине, была она такой-то и такой-то, и у меня от неё дети”» .

В сборнике Муслима в сообщении Аиши сказано:

«Ни к кому из жён Пророка я не ревновала его столь сильно, как к Хадидже, а причина была в том, что он часто вспоминал о ней» .

Имам Ахмад приводит сообщение Аиши со следующим текстом:

«Когда Пророк вспоминал Хадиджу, то постоянно хвалил её, так что однажды я сказала: “Что-то часто ты вспоминаешь эту бабушку с покрасневшими деснами! Аллах уже заменил её на тех, кто лучше”. Тогда Пророк ответил: “Нет, не заменил ни на кого лучше. Она уверовала в меня, когда люди в меня не верили, и поверила мне, когда люди объявили меня лжецом, и поделилась со мной тем, что имела, когда люди отказывали мне, и Аллах наделил меня от нее детьми, а от других мне детей не дал”» .

В этих хадисах мы видим примеры женской ревности, и что даже у благородных женщин случаются её проявления, так что же говорить о простых людях. Аиша чувствовала ревность к остальным женам, но сильнее всего ревновала к Хадидже. По её собственным словам, причина ревности была в том, что Пророк ﷺ часто вспоминал Хадиджу… Источник женской ревности – это воображение, представление того, что муж сильнее любит другую жену, и частое поминание наводит на мысли о сильном чувстве» .

Куртуби пишет: «Любовь Пророка ﷺ к Хадидже основывалась именно на упомянутых причинах. Их много, и каждая по отдельности может привести к большому чувству» .

Ибн аль-Араби пишет: «Хадиджа принесла много пользы Пророку ﷺ, он советовался с ней, расходовал её имущество, пользовался её поддержкой. Поэтому он заботился о ней и при жизни, и после её смерти. Даже когда она умерла, он продолжал совершать такие поступки, которые обрадовали бы её, будь она жива. Как сказано в одном из хадисов, почтение к человеку – это заботиться о тех, кого любил покойный при жизни» .

Четвертое достоинство: по словам Пророка ﷺ, любовь к Хадидже была дарована ему Аллахом

В сборнике Муслима приводится хадис со слов Аиши:

«Ни к кому из жён Пророка я не ревновала его столь сильно, как к Хадидже, да будет доволен ею Аллах, хотя я никогда в жизни её не видела! Нередко бывало так, что Пророк резал овцу, а потом говорил: “Передайте это мясо в подарок подругам Хадиджи”. Однажды я разгневала его и в сердцах сказала: “Хадиджа!” – а Пророк ответил: “Воистину, любовь к ней была уделом, дарованным мне Аллахом”» .

Этот хадис явно свидетельствует о достоинстве Хадиджи, да будет доволен ею Аллах.

Ан-Навави пишет: «Слова “любовь к ней была уделом ” указывают, что любовь к Хадидже была достоинством, которого она удостоилась» .

Пятое достоинство Хадиджи: Всевышний Аллах направил ей приветствие через Джибриля и велел Пророку ﷺ обрадовать её о доме в Раю

В сборниках Бухари и Муслима приводится хадис со слов Абу Хурайры:

«Однажды Джибрил явился к Пророку и сказал: “О посланник Аллаха, Хадиджа несёт для тебя еду. Когда она подойдёт к тебе, приветствуй её от имени Господа и от меня и порадуй её благой вестью о том, что в Раю её ждёт дом из полой жемчужины, где не будет шума и где не будет она знать усталости» .

Из этого хадиса мы узнаем о двух великих достоинствах Хадиджи:

Во-первых , Всевышний Аллах направил Хадидже своё приветствие через Джибриля и рассказал об этом Пророку ﷺ. Никто другой не удостаивался такого почета.

Во-вторых , хадис содержит благую весть для Хадиджи о том, что в Раю её ждёт дом из полой жемчужины, где не будет шума и где не будет она знать усталости.

Ас-Сухейли пишет: «Упоминание о доме содержит очень тонкий смысл. Хадиджа занималась домашним хозяйством как до Ислама, так и в Исламе, и когда Мухаммад ﷺ стал пророком, на земле не было другого дома Ислама, кроме её дома. В этом достоинстве никто не участвует, кроме нее. Награда за дело обычно бывает из того же рода, что и само дело, только намного лучше. Поэтому для Хадиджи в Раю будет дом, и не сказано, что будет, например, дворец» .

Слова «полая жемчужина » означают, что дом Хадиджи будет широким и просторным изнутри, подобно дворцу с высокими потолками.

Слова «где не будет шума и где не будет она знать усталости », по разъяснению Сухейли, указывают, что Хадиджа получит такую награду за то, что приняла Ислам по собственной воле, не противилась мужу и не спорила с ним. Наоборот, она сама ограждала Пророка ﷺ от всяческих невзгод и облегчала его трудности. Потому и награда будет из того же рода, что и её поступки .

Шестое достоинство: Пророк ﷺ радовался, услышав голос, похожий на голос Хадиджи, из-за своей любви к ней

В сборниках Бухари и Муслима приводится хадис со слов Аиши, матери верующих, да будет доволен ею Аллах:

«Однажды в дом Пророка постучалась Халя бинт Хувайлид, родная сестра Хадиджи. Пророк встрепенулся, услышав голос, похожий на голос Хадиджи, а потом сказал: “О Аллах! Это Халя”». Аиша говорит: «Тогда я приревновала и сказала ему: ” Что-то часто ты вспоминаешь эту бабушку с покрасневшими деснами! Аллах уже заменил её на тех, кто лучше”» .

В этом хадисе подтверждается, что Пророк ﷺ даже после смерти Хадиджи продолжал помнить о своей жене, хранил к ней теплые чувства, заботился о её благополучии как при жизни, так и после её смерти, а также проявлял щедрость и гостеприимство к её близким .

Седьмое достоинство: по словам Пророка ﷺ, Хадиджа – лучшая женщина нашей уммы

В сборнике Бухари приводится хадис со слов Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах:

«Я слышал, как посланник Аллаха сказал: “Лучшей женщиной в этом мире в своё время была Марйам, дочь ‘Имрана, а лучшей женщиной этой общины является Хадиджа”» .

В сборнике Сахих Муслим этот же хадис передается в следующей форме:

Имам Навави при комментировании этого хадиса сказал: «Ваки’ разъяснил значение слова “их” в каждом из случаев. То есть, они превосходили всех женщин между небом и землей. По его словам, каждая упомянутая женщина была наилучшей на земле в свое время, но о превосходстве между ними двумя в хадисе умолчено» .

Куртуби пишет: «В хадисе не упомянуто, к чему относится слово “их”, но оно разъясняется в контексте, и имеется в виду дунья, наш мир» .

Ибн Хаджар привел разные мнения ученых о том, что означает фраза «Их лучшая женщина – Марйам и их лучшая женщина – Хадиджа », после чего сказал: «Мне кажется более правильным вариант «Марйам – их лучшая женщина и Хадиджа – их лучшая женщина», то есть имеется в виду время, эпоха. Марйам была лучшей в свое время, Хадиджа – в свое. Многие комментаторы придерживаются именно этого мнения и подкрепляют его другим хадисом, который упоминался в главе о пророках со слов Абу Мусы, что Пророк ﷺ сказал: “Многие мужчины достигли совершенства, а из женщин совершенства достигли Марйам и Асия”

Дочь Хувайлида отправила к Мухаммаду свою подругу Нафису с предложением о возможной женитьбе. Он согласился и переговорил со своими дядьями по линии отца о сватовстве. Дядья также согласились с решением Мухаммада и сосватали Хадиджу у ее дяди по отцу - ‘Амра ибн Асада. На момент женитьбы Мухаммаду было двадцать пять, а Хадидже - сорок. Они прожили двадцать пять лет нелегкой, особенно после начала пророческой миссии, но очень счастливой супружеской жизни. В возрасте шестидесяти пяти лет Хадиджа скончалась. Пророк остался один с детьми .

Хадисы о Хадидже

«Наилучшей женщиной [времени миссии Иисуса] являлась Марьям (Мария), дочь ‘Имрана [то есть мать Иисуса]. А наилучшей женщиной [времени моей миссии] является Хадиджа, дочь Хувайлида» .

Cупруга Пророка ‘Аиша передавала: «Я ревновала Пророка только к Хадидже, которую я не застала. Когда Пророк, например, резал барана на мясо, он [порой] говорил: «Отправьте это друзьям Хадиджи!» Однажды я не выдержала и воскликнула: «Опять Хадиджа?!» Пророку это очень не понравилось, и он сказал: «Всевышний наделил меня сильной любовью к ней» .

‘Аишей передается: «Практически всегда посланник Божий, выходя из дома, проговаривал слова восхищения Хадиджей и восхвалял ее. Однажды меня охватило чувство ревности, и я воскликнула: «Она ведь была просто старушкой, взамен которой Господь дал тебе лучшее!» На лице у Пророка появились признаки гнева и недовольства сказанным. Он ответил: «Нет! Клянусь Богом, Он не дал мне лучше, чем она. Она уверовала в правдивость и истинность моей миссии, когда другие отрицали; она верила в искренность моих слов, когда другие обвиняли во лжи; она поддерживала меня, когда другие отвернулись, и Господь дал мне детей только от нее» .

Все последующие браки Пророка были заключены после достижения им пятидесятитрехлетнего возраста, когда, особенно в условиях пустыни, человек уже стар, немощен. Каждый их тех браков имеет свою историю, общественную и государственную важность, порой предполагалась помощь в воспитании детей, оставшихся без матери, либо это была женитьба на пожилой вдове с многочисленными детьми, муж и отец которых погиб на поле брани, или брак, необходимый для формулирования и оставления ответов на различного рода как семейные, так и социальные вопросы . Ведь ситуация, не коснувшаяся одной супружеской пары, может коснуться другой.

Злые языки были во все времена. Их язвительность всегда была особенно колкой в адрес известных, влиятельных и благородных людей. Что уж говорить о пророках, которые несли слово Бога и своей миссией противостояли целым полчищам сатанинского зла и неверия.

Верующий поймет, а упрямый атеист или безбожный философ может позволить себе оскорбить или оклеветать не только пророка, как это было со многими тысячами посланников Божьих, но и Самого Творца. Слава Богу, что будет Судный День, где все примет свой натуральный облик, клевета и оскорбления повиснут грехами на шеях тех, кто проговаривал их. Пророки и посланники Творца будут стоять пред Ним со всей чистотой и величием их дел, миссий. Многие захотят быть поближе к ним… Но не все смогут.

Обращение, как и в других подобных случаях, к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует).

К таковым относятся Сафия и Джувейрия. В последующем обе стали мусульманками. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 384, 388; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 104.

В те времена (четырнадцать веков назад) во всем мире существовало разделение на свободных и рабов, которые имели меньшие права или не имели их вовсе. Коран изначально призывал к освобождению невольных, часто становившихся таковыми в результате военных действий, призывал делать это безвозмездно, во имя Аллаха (Бога). Если это была женщина, то благим считалось освободить ее, а в последующем жениться на ней как на свободной.

Ислам еще более четырнадцати веков назад начал процесс освобождения подневольных людей и оказания им помощи в обретении свободы и независимости. Отдельные «цивилизованные» деятели современности бессовестно приписывают Исламу поощрение рабства, не желая понять суть трактовок, поддерживая информационные кампании, дискредитирующие исламские и общечеловеческие ценности.

Важно отметить, что по последнему пункту к Пророку (да благословит его Творец и приветствует) поступало несколько предложений, но все они были им отклонены. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 389, 390, 394.

Через многие столетия после смерти Пророка создавались целые институты, в которых тысячи квазиученых пытались хоть что-то выискать, выскрести для дискредитации пророка Мухаммада. Однако ни один не решился на какие-то язвительные трактовки или ложь относительно целомудренности Мухаммада до женитьбы на Хадидже и относительно того, что она оставалась единственной его женою на протяжении последующих двадцати пяти лет.

Одного ее супруга звали ‘Атик ибн ‘Аиз, а другого - Хинд ибн Зурара. См.: Аль-Буты Р. Фикх ас-сира ан-набавия [Понимание жизнеописания Пророка]. Каир: ас-Салям, 1999. С. 52; ас-Салихий М. Китаб азвадж ан-набий [Книга о женах Пророка]. Дамаск: Ибн Кясир, 2001. С. 53, 54.

См.: Ас-Салихий М. Китаб азвадж ан-набий. С. 84; аль-Истанбули М. и аш-Шаляби М. Ниса’ хавля расуль [Женщины, которые были рядом с Пророком]. Дамаск: Ибн Кясир, 2001. С. 49–52.

То есть примерно шестьсот лет. Пророк Мухаммад говорил: «…Поистине, не было пророков между его [Иисуса] ниспосланием и моим».

С начала пророческой миссии Мухаммада и до Конца Света.

Хадис от ‘Али; св. х. аль-Бухари и Муслима.

Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и ат-Табарани.

Подробнее об этом см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 403, 404.

Как уже ранее упоминалось, все жены пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) до того, как выйти за него, были ранее замужем. Исключением является лишь одна - ‘Аиша, по настоянию ее отца, Абу Бакра, принятая Пророком на воспитание уже с детского возраста. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 403.