Схиархимандрит зосима сокур. Старец Зосима (Сокур)

Почитаемый верующими провидец отец Зосима (Сокур), основатель Свято-Успенской Николо-Васильевской обители в Волновахском районе Донецкой области, преставился в 2002 году. А его пророчества удивительно точно передают суть сегодняшней ситуации на Украине.

Схиархимандрит Зосима пользовался в Донбассе непререкаемым авторитетом. Собственно, не только в Донбассе. Верующие знали и почитали подвижника далеко за пределами региона, от Москвы и до Афона, от Иерусалима до Киева. Старец пользовался особым расположением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Прихожане почитали отца Зосиму и при жизни, и после его ухода в мир иной (кстати, он точно предсказал день своей смерти, похоронен на территории основанного им монастыря) как святого. Хотя он и не канонизирован.

К отцу Зосиме приходили за советом, духовной поддержкой, благословением. Его проповеди пользовались грандиозной популярностью. Особое место, разумеется, занимали прозорливые слова схиархимандрита. Ведь такой дар редко кому дается.

Вот, например, как батюшка Зосима предсказывал предстоящую войну, которая уже пятый год сотрясает Донбасс:

«Гнев Божий - войны - приближается стремительно, и никуда мы не денемся, - говорил он, - Как бы мы ни кричали о мире… Мы сами уже гнев Божий приближаем. На наши главы упадет эта огненная чаша гнева Божия, беда будет».*

А это разве не достоверное описание, но только в формате проповеди, того, что ежедневно приносят нам с украинских территорий новостные агентства?

«И скоро придет время, преступников будет больше, чем нас, нормальных еще более или менее людей».

«Времена тяжкие, не надейтесь на лучшее. Будущее поколение еще хуже: стеклянные глаза все, оружие везде. Он может в любую минуту в тебя выстрелить ради забавы. Такое время сейчас лукавое идет, мир в тяжком зле лежит. Уже борьба приближается антихристова и жуткое растление и падение нравов у общества нашего, что мы и видим».

Старца Зосиму многие вспомнили сегодня в связи с событиями в Стамбуле. Последствия действий отлученного от церкви мирянина Денисенко (известного еще и как Филарет) и, паче чаяния, пригревшего его Константинопольского патриарха Варфоломея провидец из Донбасса узрел так:

«Какое попущение будет! Будет та же самая Гефсимания, повторится и у нас в скором времени, она уже готовится. Предательство Церкви, предательство Родины, предательство всего святаго».

«Выгонят автокефалисты, где-нибудь Господь даст приют. Тюрьма всех нас ждет. Там полочку уже дадут как-нибудь, да и все, „от тюрьмы и сумы никогда не отрекайся“ - так народ говорит, вот так».

«Хохлы-западенцы как закрутят-завертят против веры святой православной. Ну что ж, надо в тюрьме посидеть. Не будешь священником, если в тюрьме не побудешь. И к этому готовиться нужно, и к пути исповедничества. Ну, как Бог даст. Краще избежать ее. Но от тюрьмы и сумы ніколи не отрекайся. Кругом Бог - и в тюрьмах, и где только ни находимся, - кругом Бог. И с Богом ничего в жизни не страшно никогда».

Однако схиархимандрит знал наверняка, что есть сила, способная противостоять мраку, захлестнувшему Украину.

«Будет стоять монашество войском против антихриста до скончания века. Сколько еще преподобномучеников будет монахов, сколько еще подвижников иноков будут, которые мужественно встанут, когда все поклонятся антихристу».

«Мы стоим в храме Божием, и нам Господь кое-кому уготовал уже венец мученичества. И нам кое-кому придется и страдать, и кровь пролить, и невинные тяжкие страдания - Голгофу пройти, чтобы, через это очистившись от грехов, дойти до Небесного Царствия, до вечности дойти».

«Самое страшное будет для антихриста - это монашество и монашеская одежда. Бояться будет этого апостольника и мантии монашеской антихрист. Хоть и будет мучить монахов крепко, но победить их не сможет».

Конечно, жуткие пророчества сделал отец Зосима, но и веру нам дал, твердо указал, на чьей стороне правда и кому будет принадлежать в конце концов победа.

«Так что дух Руси могучий, непобедимый всегда!.. Медведь-то русский спит-спит, терпит-терпит, но уж как проснется, как в лапу мохнатую эту дубину возьмет, как раскрутится, то и вся масонская Европа полетит тогда от этой дубины настоящей, русской, святой».

«И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается - матери городов русских, с колыбели. И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, ничего, кругом будет беснование. Но Россия устоит, и там будет очень благодать большая, даже силы ада, антихриста не одолеют Русской Православной Церкви».

«Святые старцы говорили: „Православие в чистоте сохранится лишь только в Русской Православной Церкви. Остальные все отойдут, все впадут в прелесть бесовскую, а Русская Православная Церковь сохранит чистоту веры до пришествия антихриста“… Вот последний денек антихриста.

На Руси будут гореть светильники истинной веры. И не погасит их ни прелесть бесовская, ни гонения, ни какие-то другие ухищрения сатанинские. Светильники будут гореть на земле святой русской».

Будущий схиархимандрит родился в тюремной больнице: его беременную мать посадили за «религиозную пропаганду». Сам прошел тюрьму, уже став священником, по той же статье. От жестоких побоев в заключении отец Зосима навсегда остался сгорбленным. «Без Иисусовой молитвы я бы сошел с ума», – говорил старец своим близким. Он не обозлился, любил людей, которые шли к нему вереницей, и служил им даром, который приобрел, – молитвой.

«ЕСЛИ БЫ НЕ ИИСУСОВА МОЛИТВА, Я БЫ СОШЕЛ С УМА…»

Схиархимандрит Зосима (Сокур)

Схиархимандрит Зосима, в миру Иван, родился в тюремной больнице: его мать, будущая схимонахиня, была арестована по статье «религиозная пропаганда». Отец погиб на фронте. Мальчик рос глубоко верующим, имел монашеское устроение, с раннего детства прислуживал в алтаре. Окончил школу с золотой медалью, затем Ленинградскую духовную семинарию и академию – со степенью кандидата богословия.

Отец Зосима служил в Донецкой епархии. Был крайне нестяжателен, ходил в старом полинявшем подряснике и старом полушубке, говорил: «Я монах, мне ничего не надо». Строил храмы и заботился об их благолепии в то время, когда всё церковное разрушалось. Духовные чада старца вспоминали: «Службы у него всегда были длинные, монастырские, но молился он пламенно… Денег за требы он не брал».

Советские органы госбезопасности обратили внимание на «слишком активного» сельского священника. Отца Зосиму арестовали, он пережил тюремное заключение, избиения. На всю последующую жизнь у него остались следы этих истязаний за веру: началось рожистое воспаление ног, открылись глубокие раны, болели отбитые легкие, от побоев вырос горб. Старец делился с духовными чадами: «Если бы не Иисусова молитва, я бы сошел с ума». Истязания только усилили его пламенную молитву и дерзновенную веру.

Старец основал две обители: Успенский Свято-Васильевский мужской и Успенский Свято-Николаевский женский монастыри. Был также духовником Донецкой епархии.

Успенский Свято-Васильевский монастырь

Отец Зосима обладал очень редким, особым Божиим даром молитвы. Любил людей, и люди шли к нему за духовной поддержкой. За чистоту жизни Господь дал Своему избраннику дары духовного рассуждения, исцеления душ и телес человеческих – перед его молитвой отступали смертельные и неизлечимые болезни.

Отец Зосима стяжал также дары прозорливости, знания сердец человеческих. «Он и мысли наши все знал», – эти слова в разных вариантах повторяли многие духовные чада старца. Он духом знал скорби и испытания своих чад, говорил им: «Когда тебе будет плохо, ты меня позови – и я услышу». Еще говорил как бы в шутку: «Только Зосима на бочок, а тут – “Батюшка, помоги!”».

По благословению отца Зосимы, при его участии и помощи на Донбассе было построено около десятка храмов. Особое место в его сердце занимала Богадельня, или Дом Милосердия, где нашли приют немощные люди преклонного возраста. Старец учил: «Чтобы на нас Господь не разгневался – всегда помогайте нуждающимся ».

Особенно благоговейно старец относился к богослужению, очень почитал Божию Матерь. В честь Ее пречестного Успения он назвал основанные им обители – Успение было его любимейшим праздником. Господь открыл своему избраннику заблаговременно дату кончины. Отец Зосима говорил братии: «Когда я умру, вы будете знать: часы на моем молитвенном столике в алтаре остановятся».

29 августа, на второй день Успения Пресвятой Богородицы, без пятнадцати двенадцать ночи остановилось сердце схиархимандрита Зосимы – в это же время остановились и часы на молитвенном столике в алтаре. Так закончилось время земной молитвы старца, и начался отсчет его молитвенного предстательства в блаженной вечности.

ГЛАВНАЯ ЕПИТИМИЯ ВЕКА НАШЕГО

«Главная епитимия века нашего – это терпение . Что Бог ни дает, на всё Божия воля, и всё нужно спокойно переносить – без паники, без уныния, без нытья, без отчаянья, без мыслей на ближнего. За свои грехи мы и страждем».

«В жизни нет тупиков, это всё наша зацикленность на себе и своих проблемах».

СТРЕМИТЕСЬ СВЕТЛЫМ ЛУЧИКОМ БЫТЬ

«Стремитесь светлым лучиком быть! Господь не оставит ».

«Буква убивает, а дух животворит… Не будьте вы замоленными, замороженными. Лик должен быть светлым, радостным».

«Бойтесь испортить друг другу настроение ».

«Дай, Господи, нам чистоту мыслей такую, чтобы видеть в каждом человеке образ и подобие Божие, красоту божественную видеть и радоваться этой красоте».

«Помогайте друг другу! Помолитесь за человека, если видите, что он в унынии. А молитва всё может».

«День ангела у кого – поздравь, хоть яблочко подари, не важно что; главное ‒ внимание».

СЕРДЦЕ МИРНОЕ

«Даже и сердишься когда, языком своим посердись, умом своим посердись – а сердце мирное; отрезанное от всего, сердце спокойно молится. Благодать Божию не оскверняй в сердце, Духа Святого никогда… Как самовар тот бухтит, что-то сказал там, без этого мы никак не обойдемся, начиная с меня и всеми вами кончая. А сердце мирное: повернулся, улыбнулся – и все с тобой улыбнулись, и мирно и хорошо».

«Молитва смягчает сердце, злоба утихает, сердце умиротворяется, и радость и смысл жизни появляются… Бог им Судия да будет, помолимся, и всё пройдет. И будет мир и тишина в сердце: и самим радостно, и врагам радостно, и людям, окружающим нас».

«За недоброжелателей и трудно – подвиг молиться: молитесь за них, за врагов, за обидчиков ваших. Как мыльный пузырь, лопается злоба, когда мы молимся за своих обидчиков , знайте».

ЕСЛИ ТЫ ТЯЖЕСТЬЮ СТАНОВИШЬСЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

«И самое страшное, когда ты по своему бесчестию в тяжесть бываешь людям окружающим, когда от тебя, от твоих помыслов, от твоих греховных немощей, от твоего нытья начинают страдать и люди окружающие. Это очень тяжело… Если ты чувствуешь, что ты в тяжесть другим людям становишься, – значит, ты не прав. Зациклишься в чем-то – “я спасаюсь, а остальные погибают”. Всё, это уже первая погибшая душа такая, зациклится, ходит в ложной святости своей…»

«Если ты тяжестью становишься для людей – плохо, ты уже тяжело духовно больной человек».

«Только старайтесь смотреть на себя со стороны. Не смотреть на ближнего, кто как грешит, кто что делает, – каждый свое получит. Ты на себя смотри, на свои грехи ».

О СТРАСТЯХ

«Если нападет бес гнева, убеги в другую комнату, в туалет – успокойся, рассуди всё и вернись, по-мирному реши все проблемы. А если вышла ссора, первая попроси прощения – победи беса».

«Где гордыня – радости нет, одно надмение».

«От лицемерия до лукавства один шаг. А от лукавства до предательства Господа – также один шаг, лесенка идет».

ХРАНИТЕ КРЕСТ СВЯТОЙ

«Храните крест святой, никогда не снимайте , всегда будьте со святым крестом: и ночью, и днем, и в дороге, на отдыхе, и на водах, и на суше. Выходя из дома, осени себя крестом. Приходя в дом – осени себя крестом. Садись кушать – почитай молитву “Отче наш”, осени себя крестом и пищу перекрести, дабы пища была приятная, пользительная и в радость нашему телу».

ОСТАВЛЯЙТЕ СУЕТУ – ИДИТЕ К ГОСПОДУ

«С любовью относитесь к службам. Оставляйте суету, идите к Господу. Господь всех ждет, оставляйте все дела, идите к Господу, тогда будет радость. А так не будет радости».

«Каждый праздник – это как звездочка на небосводе церковном. Дорожите ими , готовьтесь к встрече, переживайте каждый, как событие жизни! Потому что вот так долго мы готовились, ждали, а он раз! ‒ и уже прошел. И всё! Он уже в Вечности! И не вернуть ни одного мгновения назад…»

СИНОДИК ЖИЗНИ ВАШЕЙ

«Житие какое-то читаете, или о старце каком-то услышали, или о старице какой-то что-то рассказали, – дай буду молиться за них, и они ж за меня будут молиться. И вот постоянный этот ваш синодик – книга жизни вашей, не прошедшей даром жизни, а именно духовной жизни – постоянно будет пополняться».

«Стоишь в храме – вспомни всех своих воспитателей, учителей, которые тебя учили, врачей, медсестер, которые в тяжкую минуту были рядом, друзей, знакомых. Так и служба пролетит – не заметишь… Идешь мимо больницы – помолись о страждущих, чтобы Господь укрепил их, утешил, о врачах, чтобы вразумил их Господь принять верное решение. Едешь мимо школы, садика – помолись о детях, о будущем нашем, об учителях, чтобы дал мудрость им Господь… Так и будет у тебя непрестанная молитва!»

ГОСПОДЬ ВЕДЕТ НАС ПО ЖИЗНИ

«Господь ведет нас по жизни – по нашим делам, по нашим заслугам. А живем мы для того, чтобы однажды вернуться к Богу, в Царство Небесное».

«Для чего нас Господь создал? Чтоб спасти или погубить? Конечно же – спасти! Никогда не рисуйте себе Господа жестоким, карающим! Он ДОЛГОтерпелив и МНОГОмилостив!»

«Я никого не боюсь! – Только Бога, и то я его не боюсь, а люблю».

«От тюрьмы и сумы николи не отрекайся. Кругом Бог – и в тюрьмах, и где только ни находимся, – кругом Бог. И с Богом ничего в жизни не страшно никогда».

«От Бога, не от людей посылаются страдания. На всё воля Божия, слава Богу за всё! Спаситель всё терпел, святые угодники Оптинские, Печерские. Святитель Иоанн Златоуст говорил: “За всё слава Богу”. И с этими словами ушел в вечность, подражая Иову Многострадальному. Он жив и нам указует путь в Вечность. Трудность появилась – поцелуй крест святой, открой книгу праведного Иова, читай ».

ЦЕРКОВЬ НАША ПРАВОСЛАВНАЯ – ЭТО ЧУДО!

«Какие бы силы ни восставали на Церковь, веруйте, что Церковь ничто не одолеет. Горсточка нас останется, но эта горсточка победит все силы вражия!»

«Именно святая непорочная православная вера – то величайшее чудо, за которое мы должны постоянно благодарить Господа и дорожить им как величайшим сокровищем. Верующему же ничего не страшно».

«Сама жизнь наша – это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, – это чудо . Кругом чудо – духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакие испытания нам никогда не будут страшны. Аминь».

Текст: Ольга Рожнёва
Иллюстрации: Антон Поспелов
Православие.Ru

Пророчества старца Зосимы – миф и реальность.
[статья из серии по истории пророчеств].

Вопрос:
«Не давно прочитал в интернете на форуме «Одесса – монархическая», что согласно пророчеству схиархимандрита Зосима, судя по всему, в 2017 году в Луганске объявится Царь, которого ждут все православные. Поэтому будет война... Притом реальная, а не сегодняшняя... Будут новые освобожденные территории Новороссии, которые православный Царь в дальнейшем использует как плацдарм для объединения всех российских земель…
Что Вы об этом думаете?»

Ответ:
Вынуждена Вас разочаровать, я такого пророчества не знаю и сомневаюсь, чтобы старец Зосима мог сказать что-то подобное.

[Историческая справка.
Схиархимандрит Зосима (в мантии: Савватий, в миру: Иван Алексеевич Сокур), почитается православными верующими на востоке Украины как старец и прозорливец.
Родился 3 сентября 1944 года в селе Косолманка Верхотурского района Свердловской области. Мать, Мария Ивановна (будущая схимонахиня Мариамна), была простой крестьянкой Винницкой губернии, общалась с местными монахинями, за что попала в заключение по статье «религиозная пропаганда» и в тюремной больнице родила Ивана Сокура. Отец в год рождения сына погиб на фронте. После освобождения Мария Ивановна вместе с сыном переехала в г. Авдеевку на Украину.
В 1961-ом Иван окончил школу № 1 г. Авдеевки.
С 1968-го по 1975-ый – студент и лектор Ленинградской духовной семинарии. Академию окончил со степенью кандидата богословия.
Сразу после окончания академии митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим постриг Ивана Сокура в монашество в честь Савватия Соловецкого. После пострига Савватий (Сокур) в конце 1975-го был направлен в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь.
В 1976-ом, по его просьбе, Савватия из монастыря причислили к Донецкой епархии в храм благоверного князя Александра Невского в посёлке Александровка Марьинского района, Донецкой области. Затем Савватий (Сокур) был настоятелем в нескольких храмах.
В 1990-ом игумен Савватий был возведён в сан архимандрита, а в 1992-ом пострижен в схиму с именем Зосима.
В 1998-ом старец Зосима основал Свято-Успенскую Николо-Васильевскую обитель в селе Никольское Волновахского района, Донецкой области и стал её первым настоятелем.
29 августа 2002-го схиархимандрит Зосима скончался. Похоронен на территории монастыря в часовне около Свято-Успенского собора.
В 2005-ом издательство Московского Сретенского монастыря выпустило книгу о старце Зосиме: «Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси». В дальнейшем книга дважды переиздавалась.
В 2013-ом вышло 2-е издание книги Московского Сретенского монастыря о схиархимандрите Зосиме (Сокур): «О чём скорбит душа»].

В статьях, которые сегодня наиболее часто встречаются на православных форумах, где царит «народная» мифология, приводится такая информация:
«Старец Зосима (годы жизни: 1944-2002, в миру – Иван Алексеевич Сокур). Монах, настоятель нескольких храмов, с 1998-го духовник Донецкой епархии, основатель Свято-Успенской Николо-Васильевской обители. Родился в 1944 году в селе Косолманка Верхотурского района Свердловской области, где его мать находилась в ссылке за участие в ночных богослужениях. Дважды пытался поступить в Московскую духовную семинарию, но не вышло, – КГБ тогда всячески препятствовало молодым образованным людям поступать в духовные школы. В 1975-ом всё-таки закончил Ленинградскую Духовную Академию. Для служения направлен на Украину. Местное Донецкое КГБ обращает внимание на «слишком активного» сельского священника. 1982-1985 годы – это пики гонений на о. Савватия со стороны властей. Ему угрожают и даже избивают, но он ещё более укрепляется духом. После этого его здоровье резко ухудшилось. Под давлением КГБ его переводили с одного прихода на другой, чтобы сломать несговорчивого священника.
Простые, добрые, сердечные слова поучений о. Зосимы раскрывают перед нами мир подлинного христианского духовного делания – покаяния, молитвы, сердечного плача, милосердия и любви к ближним. Одновременно мы слышим грозное обличение пороков и страстей нашего времени. Как гром гремит его слово с амвона, обращая свой праведный гнев на раздирающих хитон Христов раскольников – автокефалистов.
Надеемся, что публикуемые проповеди схиархимандрита Зосимы принесут всем читателям пользу, а знавшим его при жизни ещё и духовную радость, которую всегда вселял батюшка своей любовью в каждого, кто общался с ним.
Проповеди схиархимандрита Зосима (Сокур): http://predanie.ru/audio/propovedi-i-be … ima-sokur/.
Схиархимандрит Зосима (Сокур): «Проповеди. Слово о Святой Руси» 2005 год: http://www.pravoslavie.ru/sm/6122.htm,
Схиархимандрит Зосима (Сокур): «Проповеди. О чём душа скорбит» 2013 год: http://zosima-nikolskoe.ru/?chapter=articles».
* * *
Наиболее известные пророчества старца Зосимы (Сокур) из книг Московского Сретенского монастыря:
«И чувствовать духовным оком нужно: Конец действительно приближается…
Конец. Времена антихристовы уже вот-вот, приближаются. Печать антихристова уже скоро, будут бедствия тяжкие, будут скоро уже» .

«Гнев Божий – войны – приближается стремительно, и никуда мы не денемся. Как бы мы ни кричали о мире, как бы и то и другое...
Мы сами уже гнев Божий приближаем. На наши главы упадёт эта огненная чаша гнева Божия, беда будет» .

«Если бы вы видели конец своих детей, которых вы собираетесь зачинать, то никто не подумал бы об этом даже, чтобы этого заведомого мученика родить, на белый свет пустить. Да на что ж оно нужно?! Вот такие времена наступают. Блаженны те, которые не рождали, и те сосцы, которые не питали…
Будет тяжкая только жизнь и тяжкое горе со слезами и кровью будет…
Тяжкие времена идут. Сами видите: бомбы падают. Сегодня – на Сербию. Завтра, придёт время, эти натовцы – сатанисты будут на Киев бросать эти бомбы, и на Москву пойдут» .

«И скоро придёт время, преступников будет больше, чем нас, нормальных ещё более или менее людей» .

«Времена тяжкие, не надейтесь на лучшее. Будущее поколение ещё хуже: стеклянные глаза все, оружие везде. Он может в любую минуту в тебя выстрелить ради забавы. Такое время сейчас лукавое идёт, мир в тяжком зле лежит. Уже борьба приближается антихристова и жуткое растление и падение нравов у общества нашего, что мы и видим» .

«Какое попущение будет! Будет та же самая Гефсимания, повторится и у нас в скором времени, она уже готовится. Предательство Церкви, предательство Родины, предательство всего святаго» .

«Выгонят автокефалисты, где-нибудь Господь даст приют. Тюрьма всех нас ждёт. Там полочку уже дадут как-нибудь, да и все, «от тюрьмы и сумы никогда не отрекайся», – так народ говорит, вот так» .

«Хохлы западенцы как закрутят-завертят против веры святой православной. Ну что ж, надо в тюрьме посидеть. Не будешь священником, если в тюрьме не побудешь. И к этому готовиться нужно, и к пути исповедничества. Ну, как Бог даст. Краше избежать ее. Но от тюрьмы и сумы николи не отрекайся. Кругом Бог – и в тюрьмах, и где только ни находимся, – кругом Бог. И с Богом ничего в жизни не страшно никогда» .

«Время антихриста близко уже. Сами мы чувствуем, как беззаконие усиливается в мире, как Евангелие – Слово Божие – скоротечно проповедуется во всем мире, и как люди отходят от Церкви, во зле, в гордыне пребывают, в своем «я» сектантском пребывают, заблуждаясь сами и людей заблуждая, на путь лжи наставляя» .

«Будет стоять монашество войском против антихриста до скончания века. Сколько ещё преподобномучеников будет монахов, сколько ещё подвижников иноков будут, которые мужественно встанут, когда все поклонятся антихристу» .

«Мы стоим в храме Божием, и нам Господь кое-кому уготовал уже венец мученичества. И нам кое-кому придётся и страдать, и кровь пролить, и невинные тяжкие страдания – Голгофу пройти, чтобы, через это очистившись от грехов, дойти до Небесного Царствия, до вечности дойти» .

«Так что дух Руси могучий, непобедимый всегда!… Медведь-то русский спит-спит, терпит-терпит, но уж как проснётся, как в лапу мохнатую эту дубину возьмет, как раскрутится, то и вся масонская Европа полетит тогда от этой дубины настоящей, русской, святой» .

«Самое страшное будет для антихриста – это монашество и монашеская одежда. Бояться будет этого апостольника и мантии монашеской антихрист. Хоть и будет мучить монахов крепко, но победить их не сможет» .

«Придет время Поместного Собора 2000 года от Рождества Христова. И тогда Церковь уже, принесшая полное покаяние о цареубийстве, тогда уже прославится царская семья в лике святых угодников Божиих в нашей Церкви Русской Православной, в наши дни во славу Божию» .

«И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается – матери городов русских, с колыбели. И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, ничего, кругом будет беснование. Но Россия устоит, и там будет очень благодать большая, даже силы ада, антихриста, не одолеют Русской Православной Церкви» .

«Святые старцы говорили: «Православие в чистоте сохранится лишь только в Русской Православной Церкви. Остальные все отойдут, все впадут в прелесть бесовскую, а Русская Православная Церковь сохранит чистоту веры до пришествия антихриста»...
Вот последний денек антихриста. На Руси будут гореть светильники истинной веры. И не погасит их ни прелесть бесовская, ни гонения, ни какие-то другие ухищрения сатанинские. Светильники будут гореть на земле святой русской» .

Первоисточники цитат:
1. Схиархимандрит Зосима (Сокур) «Проповеди. Слово о Святой Руси», М., Изд-во Сретенского монастыря, 2008, стр. 58.
2. Там же, стр. 58.
3. Там же, стр. 170.
4. Там же, стр. 59.
5. Там же, стр. 72.
6. Там же, стр. 326.
7. Там же, стр. 77.
8. Схиархимандрит Зосима (Сокур). «Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г.»
9. Схиархимандрит Зосима (Сокур) «Проповеди. Слово о Святой Руси», стр. 90.
10. Там же, стр. 229.
11. Там же, стр. 245.
12. Там же, стр. 317-318.
13. Схиархимандрит Зосима (Сокур) «Проповеди Великого поста: Неделя о Закхее. 24 января 1999 г.»
14. Схиархимандрит Зосима (Сокур) «Проповеди Великого поста: Память святого праведного Иова Многострадального. 19 мая 1997 г.»
15. Схиархимандрит Зосима (Сокур) «Проповеди. Слово о Святой Руси», стр. 105.
16. Схиархимандрит Зосима (Сокур) «Проповеди Великого поста: Неделя Торжества Православия. 28 марта 1999 г.»
* * *
Как видим, ничего подобного, что на Украине в 2014 году начнётся «гражданская война», а «в 2017-ом в Луганске объявится Царь, которого ждут все православные», – старец Зосима (Сокур) не говорил. По крайней мере, в опубликованных проповедях до 2013-го года, как в Российской Федерации, так и на Украине, об этом нет никакой информации. Впрочем, и до II-ой половины 2016-го не было никаких сообщений на данную тему, поэтому эту информацию можно отнести к «народной» мифологии последних недель.

Кто-то сейчас скажет:
«А как же слова старца Зосимы:
«И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается – матери городов русских, с колыбели. И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, ничего, кругом будет беснование. Но Россия устоит, и там будет очень благодать большая, даже силы ада, антихриста, не одолеют Русской Православной Церкви…», – разве они не описывают современную ситуацию на Украине и в Российской Федерации»?

Чтобы разобраться с данным вопросом, давайте ознакомимся с полным текстом проповеди старца Зосимы (Сокура) за 1998 год, читаем со страницы 105 («Проповеди. Слово о Святой Руси», М., Изд-во Сретенского монастыря, 2008) и далее, какая конкретно «колотня с Киева вся начинается»:
«В среду у нас что там?
Святителя Григория Богослова и иконы Божией Матери «Утоли моя печали». И день кончины мученической священномученика Владимира, митрополита Киевского, день его убиения в восемнадцатом году. От националистов хохляцких убитый, осуждённый он и большевиками казнённый. Очень сложный период тогда был в Киеве, и жертва была принесена Богу самая чистейшая – жизнь митрополита священномученика Владимира. Первый мученик на Руси был, казнённый от безбожников, и потом «красное колесо» покатилось от Киева даже до Кольского полуострова, даже до Владивостока, даже покатилось до Грузии, до Армении, по всей России покатилось это красное, жуткое колесо, начиная с смерти мученической священномученика.
Посему он считается и первомучеником в Церкви нашей святой Русской, в ХХ веке убиенный. И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается – матери городов русских, с колыбели. И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, ничего, кругом будет беснование. Но Россия устоит, и там будет очень благодать большая, не даже силы ада, антихриста, не одолеют Русской Православной Церкви.
В четверг у нас, что за праздник?
Ксенофонта и Марии. Отец Ксенофонт – именинник, будем служить? Пироги будем печь? Поздравлять батюшку, старца будем? Всё, значит, бабы – пироги своему любимому отцу Ксенофонту, он вам все грехи прощает. Так что давайте побольше ему жратвы несите, он нам всё в трапезную отдаст, тогда будем все кушать. Ксенофонт будет, и Мария, послужим, поздравим старца нашего с Днём Ангела его, причастим его и Марию его.
В пятницу, что у нас там?
О, память святителя Иоанна Златоустаго, перенесение его святых мощей. Будем совершать святую службу Божию святителю Иоанну Златоустому. Гонимый был, – а это уже торжество, нетленными мощами возвращается на свою кафедру патриаршую из далёкой ссылки в Команы в Царьград. Совершаем службу Божию святителю Иоанну Златоустому.
В субботу отдохнём утром, по милости Божией; утром правило будем читать, а в субботу вечером уже всенощное бдение под Неделю блудного сына, по милости Божией, будем совершать в нашей обители святой.
Сегодня вечером преподобному Геннадию совершим вечерню, Костромскому и Любимоградскому, и всем святым, в земле Костромской просиявшим.
И акафист ему почитаем на повечерии, по милости Божией, в пять часов вечера. Сейчас, родные мои, вчера вечером я говорил, идёт колотня у нас в Церкви внутренняя, междоусобица. С этими пресловутыми кодами, с этими ИНН какой-то там, что-то там, в России. У нас коды, а там ИНН какие-то придумали, ну, в общем, одно и то же – налоговый номер присваивают всем. Михайловых Иван Петровичей десятки, разобрать их как? Ну, каждому номер присвоили – уже понятно, где какой под каким номером находится. Мера государственного учёта такая.
Как прицепили сюда церковные дела?
Это уже я не понимаю. Как уцепились эти монахи, как злые собаки, в эти номера: «Это уже диавольская печать, это антихристова печать!».
В этом Святогорском монастыре этот Серафим …, бороду отрастил, он же только к вере пришёл несколько лет назад, он же был безбожник! И уже давай, всех учит. Приехал я к нему в Святые горы: «Ты коды принял?». «Да!» – отвечает. Я ему говорю: «На что мне твои коды сдались, я себе Богу молюсь, да и всё, и не знаю горя никакого. Кто принял – принял, никто от этого от Бога не отошёл, что ж, государству нужно подчиняться». А он мне: «Всё, это уже погибший, уже всё». Колотят всех, крутят всех, такие вот кипы заявлений писать, да кипы бумаг этих писать. А бумаг сколько переводят – лучше бы акафист какой напечатали, да людям раздали. Я эти все бумажки, про ИНН все эти, рву и в туалет бросаю, как хорошо там пользоваться ими, они такие… хорошие. Очень подходят для этого дела. Не читаю ничего, потому что знаю, что это басни века сего.
Всё давай на старцев – старцы сказали так: о. Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Не брать»; о. Кирилл (Павлов) сказал: «Не брать»; о. Николай, на острове там служит: «Не брать».
Всё, это смерть уже, умри, да не бери.
Бедные эти старцы знать – ничего не знают. Как моим именем тоже часто спекулируют: «Зосима сказал…», а я, Зосима, и знать не знаю и ничего этого и не слыхивал даже. И не знал то, что там про меня уже басни какие-то сочиняют. Точно так и про этих старцев. И колотня получается.
Старцы эти все девяностолетние уже старики глубокие, уже что им нужно?
Покой. Уже их просто прячут от людей, а вы ж такие назойливые все, вы ж покоя не даёте. Закроют старца бедного, хоть он отдохнёт, полежит. Уже слухи: «Запретили в служении, уже не допускают, уже всё – под запретом, уже всё – старец страдалец и прочее, и прочее».
И чтобы пресечь это всё, о. Иоанн (Крестьянкин), девяностолетний старец, очень мною почитаемый, я очень его люблю, этого старца, мой самый любимый старец нашего времени. От юности я руководствовался им, ещё когда учился в семинарии. В академии юношей я часто приезжал туда, в Печоры, бывал, встречался, разрешал вопросы недоуменные. И всегда у нас с о. Иоанном были самые ближайшие, никогда у нас разногласий духовных никаких не было, всегда было духовное согласие и единогласие. Я удивляюсь, когда стали говорить: «Отец Иоанн против этих кодов». Не может старец пойти против Святейшего Патриарха, когда он за Святейшего Патриарха как заступался! И за гонимого патриарха Сергия как заступался, и за патриарха Пимена как заступался, гонимого от этих самых разных фарисеев нынешнего века! Неужели мог пойти старец перед смертью против Патриарха, когда к нему сам президент Путин приезжал и его супруга, чтоб получить благословение на президентство, и старец с радостью благословил их, уходящий уже из этой жизни. И вот старец и обратился ко всей России, ко всем чадам своим с особым письмом, по Интернету переданному. Мне сняли его, и сейчас я вам его зачитаю. Чтоб вы не колотили и не позорили, эти фарисеи нынешние, как вот это в Святых горах. Почему я никогда не езжу в Святые горы, абсолютно, и не тянет даже заехать туда после этих кодов их них, как они там ещё беснуются, да ну, подальше от них.
В женском монастыре понаколотил тот Серафим, были монашки нормальные, молились все, подурели. Кругом подурели, там монашки подурели, там монахи подурели, в Оптиной колотятся с этими кодами, не молятся Богу, о спасении души не думают, о мытаревом покаянии, а Бог знает, о чём думают, о глупостях.
И, главное, народ колотят: «Не берите», – кричат!!! А что дальше делать, никто не говорит, а что кушать, а как детей учить, а как образование получить, а как жить, а как за квартиру платить?
«А это мы не знаем!!!».
Так что ж вы за вожди такие глухие, бестолковые?
Указываете «не берите», а что дальше?
«Мы не знаем!!!».
Так кормите народ, содержите народ – вот тогда будете вы пастырями настоящими […]» (стр. 105-107).
* * *
Как видим из данного текста, под «колотней с Киева» старец Зосима (Сокур) в 1998-ом году имел в виду: не «Оранжевую революцию» – широкую кампанию протестов, митингов, пикетов, которая происходила в ряде городов Украины с 22 ноября 2004-го по январь 2005-го [началась после того, как 21 ноября 2004-го Центральная избирательная комиссия Украины объявила предварительные результаты президентских выборов, согласно которым с преимуществом в 3 % победил Виктор Янукович, бывший в то время премьер-министром. Сторонники основного соперника Януковича на выборах – Виктора Ющенко считали, что этот перевес Януковича в голосовании был достигнут за счёт нарушений на выборах. 3 декабря 2004-го Верховный Суд Украины признал, что определить победителя не представляется возможным, и назначил переголосование на 26 декабря 2004-го. Повторное голосование зафиксировало победу Виктора Ющенко с отрывом в 8 %], и не «Евромайдан» – массовую многомесячную акцию протеста в центре Киева, начавшуюся 21 ноября 2013-го в ответ на приостановку правительством Азарова подготовки к подписанию соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом и поддержанную выступлениями населения в других городах Украины , и не гражданскую войну, которая началась после всех этих событий на Украине, а всего лишь введение кодов налоговых номеров для населения.
* * *
В заключении хочется привести «Духовное Завещание» старца Зосимы (Сокура):
«Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей: Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.
Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.
В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.
Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.
Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви – в ней спасение.
Всем даю из гроба прощение, Бог за вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения.
Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие».

Как видим, и здесь он ничего не сказал о событиях, которые скоро развернулись на территории Украины.
* * *

От Редакции: Приводимая ниже цитата была опубликована в качестве постскриптума к ужасающим по своей духовной вредности словам схиархим. Зосимы, сказанные им незадолго до смерти в отношении ИНН на одной из его проповедей, а много позже напечатанные на сайте «Соборяне» (http://soborjane.ru/2016/02/28/starec-li-zosima-sokur/) . Эти гневные редакционные слова во многом справедливы, особенно, если потом ознакомиться с приводимыми позже мыслями человека, которого многие почитали за «старца». Итак: «Выделения в тексте сделаны мной - ред. ioanna (имеется в виду редактор сайта «Соборяне» — ред.) , дабы обратить внимание читателя, как шельмуются (позорятся, охаиваются, обругиваются, бесчестятся ) «старцем» Зосимой все те священники, монахи, миряне и даже глубоко чтимые верующим народом православные старцы, которые благочестиво обеспокоенны насильственным внедрением электронно-цифровых документов, способных, благодаря цифровым технологиям, каждого человека - верующего и неверующего лишить личной гражданской и духовной свободы, ограничить все его права, поставив в такие условия, что он должен будет исполнять любую волю установившейся в стране власти (например, оккупационной или антихристовой ), всех же не согласных с новыми порядками будут дистанционно и без объяснения причин блокировать и им ничего другого не останется, как только погибнуть, ибо ни купить, ни продать, ни получить работу, ни собрать милостыню, ни даже войти в какое-либо помещение, станет невозможно».

ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

«Сейчас, родные мои, вчера вечером я говорил, идёт колотня у нас в Церкви внутренняя, междоусобица. С этими пресловутыми кодами, с этими ИНН какой-то там, что-то там, в России. У нас коды, а там ИНН какие-то придумали, ну, в общем, одно и то же – налоговый номер присваивают всем. Михайловых Иван Петровичей десятки, разобрать их как? Ну, каждому номер присвоили – уже понятно, где какой под каким номером находится. Мера государственного учёта такая. Как прицепили сюда церковные дела? Это уже я не понимаю. Как уцепились эти монахи, как злые собаки , в эти номера: «Это уже диавольская печать, это антихристова печать!» В этом Святогорском монастыре этот Серафим …, бороду отрастил , он же только к вере пришёл несколько лет назад, он же был безбожник ! И уже, давай, всех учит.

Приехал я в Святые горы: «Ты коды принял?». Да на что мне твои коды сдались, я себе Богу молюсь, да и всё, и не знаю горя никакого. Кто принял – принял, никто от этого от Бога не отошёл, что ж, государству нужно подчиняться. «Всё, это уже погибший, уже всё». Колотят всех, крутят всех такие вот кипы заявлений писать да кипы бумаг этих писать. А бумаг сколько переводят – лучше бы акафист какой напечатали да людям раздали. Я эти все бумажки, про ИНН все эти, рву и в туалет бросаю , как хорошо там пользоваться ими , они такие… хорошие. Очень подходят для этого дела. Не читаю ничего, потому что знаю, что это басни века сего.

Все давай на старцев – старцы сказали так: о. Иоанн (Крестьянкин) сказал не брать; о. Кирилл (Павлов) – сказал не брать ; о. Николай, на острове там служит, – не брать – всё, это смерть уже, умри, да не бери. Бедные эти старцы знать ничего не знают . Как моим именем тоже часто спекулируют – Зосима сказал… а я, Зосима, и знать не знаю и ничего этого и не слыхивал даже. И не знал то, что там про меня уже басни какие-то сочиняют. Точно так и про этих старцев. И колотня получается. Старцы эти все, девяностолетние уже старики глубокие, уже что им нужно? Покой . Уже их просто прячут от людей, а вы ж такие назойливые все, вы ж покоя не даёте . Закроют старца бедного, хоть он отдохнёт, полежит. Уже слухи: «Запретили в служении, уже не допускают, уже всё – под запретом, уже всё – старец страдалец и прочее, и прочее»

И чтобы пресечь это всё, о. Иоанн (Крестьянкин), девяностолетний старец, очень мною почитаемый, я очень его люблю, этого старца, мой самый любимый старец нашего времени. От юности я руководствовался им, ещё когда учился в семинарии. В академии юношей я часто приезжал туда, в Печоры, бывал, встречался, разрешал вопросы недоуменные. И всегда у нас с о. Иоанном были самые ближайшие, никогда у нас разногласий духовных никаких не было, всегда было духовное согласие и единогласие. Я удивляюсь, когда стали говорить: «О. Иоанн против этих кодов». Не может старец пойти против Святейшего Патриарха, когда он за Святейшего Патриарха как заступался! И за гонимого Патриарха Сергия как заступался, и за Патриарха Пимена как заступался, гонимого от этих самых разных фарисеев нынешнего века! Неужели мог пойти старец перед смертью против Патриарха, когда к нему сам президент Путин приезжал и его супруга, чтоб получить благословение на президентство, и старец с радостью благословил их, уходящий уже из этой жизни («благословение» этого «уходящего» старца мы до сих пор расхлебываем всей страной — ред) . И вот старец и обратился ко всей России, ко всем чадам своим с особым письмом, по интернету переданному. Мне сняли его, и сейчас я вам его зачитаю. Что б вы не колотили и не позорили, эти фарисеи нынешние , как вот это в Святых горах . Почему я никогда не езжу в Святые горы, абсолютно, и не тянет даже заехать туда после этих кодов ихних, как они там ещё беснуются, да ну, подальше от них . В женском монастыре понаколотил тот Серафим, были монашки нормальные, молились все, – подурели. Кругом подурели, там монашки подурели, там монахи подурели , в Оптиной колотятся с этими кодами, не молятся Богу, о спасении души не думают, о мытаревом покаянии, а Бог знает, о чём думают, о глупостях. И, главное, народ колотят – не берите. А что дальше делать, никто не говорит, а что кушать, а как детей учить, а как образование получить, а как жить, а как за квартиру платить? «А это мы не знаем». Так что ж вы за вожди такие глухие, бестолковые ? Указываете: не берите, – а что дальше? «Мы не знаем». Так кормите народ, содержите народ, – вот тогда будете вы пастырями настоящими.

И зачитаю чудные слова, будьте только внимательны, я потом вывешу текст вот там, в витрине, чтоб вы все, кто не был в церкви, почитали. Вот, хочу переслать его к Святогорским нашим этим туда, чтоб они почитали, а, они всё равно не поймут, замороженные . В женский монастырь надо переслать, владыке перешлю, вот, чтобы немножко тушить этот пожар. Глупость эту. Это ж борьба с Церковью идёт – еретиков этих, сектантов, раскольников и всё, через глупые какие-то номера . От номеров нам будет спасение или погибель? Никогда не будет от этого погибели, глупость всё это . Вот».

На это посетитель сайта «Соборяне» по имени Виктория написала следующий комментарий: «Сейчас посмотрела на фотографии Зосимы Сокура. Что сказать? Одет по-монашески, но не монах, во всяком случае, не православный: на его шапочке под Голгофой нет ни черепа Адама, и костей Адама - эта шапка не православная, может, масонская, бывает и иначе: череп изображен, а кости нет - это точно масонский символ - череп. Поэтому ему Зосиме Сокуру желательно молчать и Бога не гневить совершенно явным отступлением от православия. Надел на себя не ведая что, а может ведая, специально, чтобы нас ввести в заблуждение.

О грядущем: почивший схиархимандрит Зосима (Сокур).

«И чувствовать духовным оком нужно: конец действительно приближается… Конец. Времена антихристовы уже вот-вот, приближаются. Печать антихристова уже скоро, будут бедствия тяжкие, будут скоро уже. Приближаются…»

«Гнев Божий - войны - приближается стремительно, и никуда мы не денемся. Как бы мы ни кричали о мире, как бы и то и другое… Мы сами уже гнев Божий приближаем. На наши главы упадет эта огненная чаша гнева Божия, беда будет».

«Если бы вы видели конец своих детей, которых вы собираетесь зачинать, то никто не подумал бы об этом даже, чтобы этого заведомого мученика родить, на белый свет пустить. Да на что ж оно нужно?! Вот такие времена наступают. Блаженны те, которые не рождали, и те сосцы, которые не питали…

Будет тяжкая только жизнь и тяжкое горе со слезами и кровью будет… Тяжкие времена идут. Сами видите: бомбы падают. Сегодня - на Сербию. Завтра, придет время, эти натовцы-сатанисты будут на Киев бросать эти бомбы и на Москву пойдут».

«И скоро придет время, преступников будет больше, чем нас, нормальных еще более или менее людей».

«Времена тяжкие, не надейтесь на лучшее. Будущее поколение еще хуже: стеклянные глаза все, оружие везде. Он может в любую минуту в тебя выстрелить ради забавы. Такое время сейчас лукавое идет, мир в тяжком зле лежит. Уже борьба приближается антихристова и жуткое растление и падение нравов у общества нашего, что мы и видим» 5.

«Какое попущение будет! Будет та же самая Гефсимания, повторится и у нас в скором времени, она уже готовится. Предательство Церкви, предательство Родины, предательство всего святаго» 6.

«Выгонят автокефалисты, где-нибудь Господь даст приют. Тюрьма всех нас ждет. Там полочку уже дадут как-нибудь, да и все, «от тюрьмы и сумы никогда не отрекайся» - так народ говорит, вот так» 7.

«Хохлы западенцы как закрутят-завертят против веры святой православной. Ну что ж, надо в тюрьме посидеть. Не будешь священником, если в тюрьме не побудешь. И к этому готовиться нужно, и к пути исповедничества. Ну, как Бог даст. Краще избежать ее. Но от тюрьмы и сумы ніколи не отрекайся. Кругом Бог – и в тюрьмах, и где только ни находимся, – кругом Бог. И с Богом ничего в жизни не страшно никогда» 8.

«Время антихриста близко уже. Сами мы чувствуем, как беззаконие усиливается в мире, как Евангелие - Слово Божие - скоротечно проповедуется во всем мире и как люди отходят от Церкви, во зле, в гордыне пребывают, в своем «я» сектантском пребывают, заблуждаясь сами и людей заблуждая, на путь лжи наставляя» 9.

«Будет стоять монашество войском против антихриста до скончания века. Сколько еще преподобномучеников будет монахов, сколько еще подвижников иноков будут, которые мужественно встанут, когда все поклонятся антихристу» 10.

«Мы стоим в храме Божием, и нам Господь кое-кому уготовал уже венец мученичества. И нам кое-кому придется и страдать, и кровь пролить, и невинные тяжкие страдания - Голгофу пройти, чтобы, через это очистившись от грехов, дойти до Небесного Царствия, до вечности дойти» 11.

Схиархимандрит Зосима, который называл себя «простым сельским священником», был духовником Донецкой епархии, старцем, пламенным молитвенником и проповедником, борцом против раскола на Украине, призывавшим держаться Русской Православной Церкви. Множество мирян и священников приезжали в его обитель за духовным советом и наставлением.

О синодике

Каждый должен иметь свой личный синодик, хоть целую книжку такую носи с собой, молись, поминай за каждой службой. Воспитателей, в детском садике которые тебя воспитывали; учителей, которые тебя учили; врачей, которые тебя лечили, – всех помяни, начиная от босоногого детства своего.

И недоброжелателей.

Вот это синодик жизни твоей.

Житие какое-то читаете, или о старце каком-то услышали, или о старице какой-то что-то рассказали – дай буду молиться за них, и они ж за меня будут молиться.

И вот постоянный этот ваш синодик – книга жизни вашей, не прошедшей даром жизни, а именно духовной жизни – постоянно будет пополняться, и постоянно вам не будет хватать времени её прочитать.

Она будет всё больше и больше становиться, и больше молитва будет разгораться, и легче на сердце будет, и вы будете действительно совершать молитву за всю свою прожитую жизнь и за весь мир.

А то, помяни, Господи, весь мир, да и всё.

Многие ли имеют такой синодик? Раз-два и обчёлся, и так жизнь прошла попусту. А синодик у меня ещё от юности, и всё время подписываю, дописываю, дописываю. И завещаю, Господи: помру, ребятки, положите мне в гроб и мой синодик. Пойду и к Богу, скажу: «Господи, недаром прожил жизнь, за всех старался молиться и поминать».

О церковных свечах

Всегда, когда я бывал в монастырях или в храмах, никогда не лез: купил свечечки, тихонько передал их наперёд. Куда их поставят, к какой их иконе поставят, я Богу эту свечку передал в жертву. Когда она сгорит там? Может, через месяц аж. Купил ты свечечку – она уже пошла к Престолу Божью прямо, как милостынька. Это должны все знать. И вот этой ложью не заниматься: самой только поставить трясущимися руками, самой стоять смотреть эту свечку, людей отвлекать от молитвы. Другую сваливают свечку, свою лепят. Это грех, не нужно этим грешить.

Тихонечко положил свечки Богу, как та вдовица две копеечки принесла от чистого сердца, положила – и всё. Она не думала, кому деньги её пойдут, последние две копеечки. Она принесла их Богу.

Как мы относимся к Богу

Как-то недавно с кем-то беседовал я и говорил: «Придёт Христос на землю – мы Его примем? Отвергнем Его. Вновь произойдёт трагедия суда, вновь произойдёт трагедия Голгофы, распятия… Не нужен Ты нам, Господи, Ты нам мешаешь жить».

Бес нам говорит: «Хватай от жизни всё, бери скорей, жизнь коротка».

Да, жизнь – одно мгновение, коротка. Но греховное Бог не велит от жизни брать. Бог нам говорит: «Не греши, не гордись». А бес нам говорит: «Гордись: я что-то значу всегда в жизни, я достиг, я фирму или ферму свою создал какую-то, я на иномарке, корыте этом, разъезжаю. Я, я…»

Надменность, самолюбие. Где же будет в таком «я» Бог смиренный и кроткий?

Конечно, Бог мешает, Бог говорит: «Не блудите». Блуд – смертный, тяжкий грех. А мы что? С детства… Ещё старшее поколение, смотрю, менее даже развратное.

Бог говорит: «Не жадничай». А нам мало всё: давай, давай богатство, дома, дома – всего давай, удобств каких-то давай. Раньше лежали на полу и здоровые были. Сейчас давай кровати отдельные. Пришёл вот: «Трудиться буду…» Давай ему уже отдельное питание, борщ его не устраивает. Боже мой, да разве Бог в таком сердце может быть? Это же сатане подвержено такое сердце. Конечно, Бог мешать будет.

Вот почему вновь: «Распни! Уйди от нас, Боже!» Как эти гадаринские жители ради свиней этих, ради этих свинских, скотских удовольствий: «Уйди от нас, Господи!» Вот наша жизнь перекликается две тысячи лет назад с нынешним нашим временем. Подумай каждый о себе. Кому ты подобен?

О единстве Святой Руси

Как хорошо: братия мирно, тихо стоят все вокруг престола, круг вечности образовали, молятся. Божественную литургию – литургию мира, литургию любви, литургию единства совершаем. Не разделяемся, хоть среди нас есть и русские, и греки есть, и болгары есть, и цыгане есть. И дай, Господи, чтобы эта семья единая духовная нашей обители святой служила добрым примером и для государства нашего, чтоб мы не разделялись, а объединялись в единую семью Руси Святой и спасались все вместе, как спасались наши деды-прадеды.

Молитвенно сегодня чтим память святителя Софрония Иркутского. Уроженец был Украины нынешней, тогда малоросс был он, воспитанник Киевской духовной семинарии, основал знаменитый нынешний Золотоношский монастырь в Черкасской губернии. Из Киева его послали в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру, а затем аж в Сибирь, епископом отправили в Иркутск. Вот такой она и должна быть и в последующих поколениях. Неразделимая, чтоб не было этой Украины, России, земля Русская в лице святителя Софрония (почему и молюсь я ему всегда усердно) чтобы объединила нас всех, чтобы мы были единой духовной семьёй и, как я говорил, братиями и сестрами во Христе, Господе нашем.

О благодарении Богу

Мы без конца вопием к Богу: «Боже, дай нам то-то, дай то-то». Бесконечно: и в церкви на литургии, на вечерне и на утрене. «Подай, Господи! Подай, Господи! Подай, Господи!» – певчие вопиют бесконечно гласом велиим.

«Тебе, Господи!» – один раз всего в конце звучит. Вот этого «Тебе, Господи!» как нам не хватает в жизни.

Если Господь и даёт какую-то благодатную помощь, мы подобны бываем самарянину?

Почти нет, никогда. Забываем сказать простое: «Слава Тебе, Господи! Тебе, Господи!»

Человек благополучно путешествие совершил, приехал домой. Он скажет «слава Тебе, Господи»? Многие из вас сказали? Забыли. Больной человек на операцию ложится. Как просит, Господи, даже неверующий вздыхает: «Боже, да тяжкий нож предлежит мне. Как, поднимусь я, не поднимусь?» Выздоровел: «Тебе, Господи!» – есть или нет?

Кушать садимся – мало кто из нас «Отче наш» прочитает, к сожалению. Всегда нужно помолиться перед пищей, дар Божий вкушаем. И мы за этот дар Божий даже не почитаем простую молитву: «Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что насытил нас земными Твоими благами, не лиши нас и Небесного Твоего Царствия…» Какие чудные слова простые звучат этой святой молитвы! А мы, как свиньи, скорей за стол.

Прости нас, грешных, Господи, научи нас, Господи, благодарить.

Самая высшая благодарность – благодарность Богу за то, что призвал Он нас всех к вере: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас». Именно к этому духовному покою мы и пришли – к Богу. За эту милость Божью всегда благодарите. Особенно когда ко храму приходите: «Слава Тебе, Господи, ещё один раз в жизни Господь сподобил меня переступить храма сего порог». Может быть, из нас кто-то уже последний раз сегодня в храме стоит, уже больше не сможет он прийти, уже отпоют его и в могилу закопают. И как нужно благодарить Господа за эту радость: ещё раз побыли, ещё помолились. Какая чудная служба, какое чудное пение, чтение и какая чудная общая молитва, тихая, мирная. Спокойно.

За эту милость Божью веры истинной православной, ведущую в жизнь вечную и в Царствие Небесное, всегда с любовью благодарим Господа: «Господи, невзирая ни на что, мы верующими остаёмся, мы верны Тебе, Господи, и мы стремимся к Тебе, Господи, мы идём к Тебе, Господи, и за эту милость слава Тебе, Господи!»

Вот эту благодарность всегда воспринимайте в сердце.

Но благодарить, праведный Иов Многострадальный говорит, не только нужно за хорошее, но и за испытания.

Украли что-то – конечно, жалко, по естественным человеческим понятиям: «Ой, Боже мой, обокрали». Пальто унесли, или гроши украли, или машину угробили, или что там. Ну что ж, а потом: «Слава Тебе, Господи».

А может, на этой машине, которую украли, мы бы разбились в смерть и семью погубили бы. Увели – увели, пусть уводят на здоровье. Бог пошлёт ещё колёса. Может, ещё и другое, и другое, и другое.

Болезнью Бог смиряет гордыню, по себе знаю и опытно всем рассказываю. Когда болеешь, всё плотское отступает от тебя, уже только охаешь и думаешь: «Какой грешник я. А как за грехи свои нужно отвечать перед Богом». Тут сразу и про смерть, и про гроб вспомнишь. А как только болячки отходят – уже в окошко и на баб посмотришь, и кругом посмотришь, а за гроб уже и не вспоминаешь. Спроси меня сейчас, где твой гроб находится, – скажу: не знаю, где тот гроб находится.

И за болезни должны быть благодарны Господу всегда. Господь нас очищает через болезни.

Как собирать сокровища на Небе

Милостыню творите. «Милостыня – царица всех добродетелей», – говорит святитель Иоанн Милостивый. Милосердие должно постоянно быть для всех. Дай бедному, несчастному, окажи помощь кому, по силе и возможности потрудись для милосердия, вот и будешь себе созидать кирпичик за кирпичиком дворец в вечности, обители райские, свои уже палаты, свои комнаты. Разные эти комнаты и палаты. Одни прекрасные дворцы имеют – от всего сердца всегда дающие, пусть и мало, то, что имеют, но от всего сердца. Они светлые, радостные палаты будут иметь. Другие – мрачные. А третьи какие-то землянки будут там иметь за свою скупость. А вообще, жестокосердные – только мне, мне, мало, мало! – такие ничего не будут иметь на том свете, там будет для них только ад кромешный, и тьма кромешная, и скрежет зубов.

Подал с душой страждущему напиться – не так черпнул воды: «На, пей», а с любовью: «На доброе здоровье водицы напиться» – уже кирпичик ты положил в своём доме. Накормил ты бедного пса или кошку бездомную, птичек покормил – уже ж ты кирпичик положил. Только от всего сердца, не так: «На, жри, отцепись от меня». Накормил ты кого-то бедного, страждущего с любовью: «На доброе здоровье, Ангела за трапезой, покушай пищи нашей», – вот и положил кирпичик.

Не имеешь ты чего-то, так хоть улыбнись доброй улыбкой, разведи беспомощно руками: «Рад бы, да пустые карманы». И уже человеку радостно, и уже ты не как зверь обратился: «Отстань от меня, отойди от меня», а с радостью и с любовью. Вот уже и кирпичик.

И так всю жизнь, кирпичик за кирпичиком, и идёт наше домостроительство в вечность, домостроительство небесное.