Праздник с 13 на 14 января православный. Церковный Православный праздник января

*** Обрезание Господне. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379).
Мученика Василия Анкирского (ок. 362). Святителя Григория Назианзина, отца свт. Григория Богослова (374). Святой Емилии, матери святителя Василия Великого (IV). Мученика Феодота. Преподобного Феодосия, игумена Триглийского (VIII). Мученика Петра Пелопонесского (1776). Преподобномученика Иеремии (1918); священномучеников Платона, епископа Ревельского, и с ним Михаила (Блейве) и Николая (Бежаницкого) пресвитеров, Юрьевских (1919); священномучеников Александра, архиепископа Самарского, и с ним Иоанна (Смирнова), Иоанна (Сульдина), Александра (Иванова), Александра (Органова), Трофима (Мячина), Василия (Витевского), Вячеслава (Инфантова) и Иакова (Алферова) пресвитеров, Самарских (1938).

Новый год . Праздник Нового года перешел в христианскую Церковь из ветхозаветной. Он вместе с другими праздниками был учрежден Моисеем по повелению Самого Бога. В ветхозаветной Церкви было два празднования Нового года. Одним из них начинался Новый год гражданский, другим - церковный. Гражданский праздновался осенью, в месяце тисри (сентябре) - в месяце собирания плодов, а церковный - весной, в месяце авиве или нисане (марте), - в месяце освобождения евреев от рабства египетского. В праздник Новолетия у иудеев были священные собрания, приносились жертвы в большом количестве, в храме и синагогах слушали чтение Свящ. Писания и вспоминали благодеяния Божий к Своему народу. Также и в нашей православной христианской Церкви есть Новый год гражданский, 1 января (прежде был 1 марта), и церковный - 1 сентября. Сам Господь Иисус Христос освятил новолетие сентября, когда однажды в этот праздник вошел в синагогу и прочитал слова прор. Исайи о новом благоприятном лете с Его пришествием на землю (Лк. 4:17-19). Месяц же март знаменателен для христиан событием воплощения Христа Спасителя от Пресвятой Девы в 25 день этого месяца. В нашем Отечестве январь принят был началом гражданского года с 1 января 1700 г., при императоре Петре Великом. Церковная служба Новолетию отправляется у нас 1 сентября, а в январе совершается только молебен по случаю Нового года.

Обрезание Господне

Церковное Предание нам свидетельствует, что на восьмой день после Своего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения: «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чем прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё».

День святителя Василия Великого

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять, в том числе и мать святителя праведная Емилия, причислены Церковью к лику святых.
Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки - риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием.
Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.
После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337-361), арианское лжеучение, осужденное на 1-м Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364-378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий - в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарииский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.
Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370 г.). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. За свою короткую жизнь († 379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.
В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Интересный факт. Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины. Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.
Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Старый Новый год
Традиция отмечать такой необычный праздник появилась благодаря тому, что на планете существуют Григорианский и Юлианский календари, разница между которыми и составляет как раз тринадцать дней. Поэтому многие люди пользуются возможностью «допраздновать» Новый год.

Для истинно верующих – это возможность накрыть шикарный стол, поскольку в день «первого» торжества у них продолжался строгий Рождественский пост.

Есть возможность пересмотреть старые любимые ленты, увидеть новогодние концерты, пропускаемые из-за новогодней суеты и спешки, посидеть за накрытым столом с самыми родными и близкими.

Российские праздники 14 января 2019 года

День создания трубопроводных войск
Такой праздник в календаре российской армии появился благодаря тому, что в этот день в 1952 году Иосифом Сталиным был подписан приказ о создании нового рода войск.

Советского Союза давно нет, но в России остались верны традиции, поздравления принимают регулярные войска, занимающиеся сложным делом – сборкой магистральных трубопроводов для нужд армии.

Праздники в мире

День защитников Родины (Узбекистан)
Праздник имеет такое красивое название, он посвящен узбекским Вооруженным Силам, появился в местном календаре в 1993 году.

Тогда молодое независимое государство Узбекистан делало первые самостоятельные шаги, одним из самых важных мероприятий было создание собственной армии. Защитником Родины, в определенном смысле, является каждый узбекский мужчина, поэтому поздравления с праздником звучат в разных городах и кишлаках.

Особых слов удостаиваются те, кто сегодня несет службу, стоит на защите рубежей Узбекистана. В столице по традиции организуется праздничный парад, церемония возложения венков к Монументу независимости, звучат поздравления от главы государства, министров, военачальников.

День совершеннолетия (Япония)
Второй понедельник января в Японии посвящается молодым людям, достигшим 20-летия. По местным меркам наступает совершеннолетие человека, теперь он может сам отвечать за свои слова и поступки.

С этого возраста можно приступать к курению и употреблению алкоголя, но, главное, японские молодые люди получают право участвовать в различных выборах, причем и с той стороны, и с другой.

Специально организуется праздничная церемония, юноши одевают черные костюмы или мужские кимоно, девушки – в национальные одежды (женские разноцветные кимоно). У отметивших совершеннолетие этот понедельник – законный выходной, многие спешат навестить родителей, чтобы в кругу семьи отметить торжество вступления во взрослую жизнь.

Обрезание Господне (христиане мира)
О том, что на восьмой день был проведен такой специальный обряд, говорится в Евангелии от Луки, православной церковью почитается как один из важных праздников. У древних евреев обряд – свидетельство того, что человек относится к богоизбранному народу.

Понгал (Индия)
Такое название имеет праздник урожая, отмечаемый ежегодно в этот день в Индии. Связан с астрономическим явлением, важным для индийцев – солнце отправляется в созвездие Козерога, путешествие светила на север будет продолжаться шесть месяцев.

Поскольку в Индии в это время как раз цветут растения на полях, то праздник ассоциируется с расцветом и благополучием. Традиционно крестьяне шлют благодарность Богу в надежде на получение хорошего урожая. Само слово «понгал» означает «блюдо со сладким рисом», оно в обязательном порядке появляется на столах индийцев в этот день.

Международный фестиваль бумажных змеев (Индия)
Еще один важный праздник проходит в Индии в это время – со всех уголков планеты собираются люди, обожающие воздушных змеев. Центр сбора – Ахмедабад, главный город в штате Гуджарат.

В это время устанавливается хорошая погода – солнечная, безоблачная, дуют прохладные ветра, то есть как раз те условия, которые необходимы для запуска.

Можно увидеть тысячи красивых воздушных змеев, взмывающих в небо, все они созданы умелыми профессионалами и начинающими мастерами, но людьми, одинаково влюбленными в небо.

Праздники по народному календарю 14 января 2019 года

Васильев снег
Христиане поминают память Василия Кесарийского, архиепископа, жившего в IV веке. Он был известен своими благочестивыми делами, написал множество проповедей, был известным богословом. Также ему приписывают создание первого иконостаса.

На Руси народный праздник имел не слишком благозвучное название «Василий Свинятник», все потому, что святой считался покровителем домашних животных, в первую очередь, свиней.

У православных – Василий, Вячеслав, Александр, Трофим, Федот, Николай, Михаил.

У католиков – Феликс, Макрина.

События в истории этого числа

1506 год – найдена скульптура, изображавшая Лаокоона и его сыновей.

1814 год – открыта Императорская публичная библиотека.

1914 год – на автомобильном заводе Генри Форда заработал конвейер, первый в мире.

1972 год – коронация Маргрете II, датской королевы.

Знаменитости, появившиеся на свет в этот день

1824 год – знаменитый русский музыкальный критик Владимир Стасов.

1875 год – нобелевский лауреат, врач Альберт Швейцер.

1948 год – легенда советского хоккея Валерий Харламов.

1962 год – российская актриса, рано ушедшая из жизни, Анна Самохина.

14 января (1 января по "старому стилю" - церковному юлианскому календарю). В Русской Православной Церкви сегодня совершается праздник Обрезания Господня и память 15 угодников Божиих, известных нам по именам.

Обрезание Господне. На восьмой день после Рождества Христова, Богомладенец, как и другие младенцы мужского пола, согласно ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомством (Быт. 17, 10 - 14; Лев. 12, 3). Именно при совершении обрезания Спаситель получил Имя Иисус, возвещенное Пресвятой Богородицы Архангелом Гавриилом в день Благовещения (Лк. 1, 31 - 33; Лк. 2, 21).

Как трактуют это христианские богословы, Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был не только истинным Богом, но и истинным Человеком. Впоследствии, у христиан, обрезание было заменено Таинством Крещения, в рамках которого также происходит и наречение имени.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Вселенский учитель Православной Церкви, один из величайших святых IV столетия, глубоко почитаемой во всем христианском мире. Святитель Василий Великий родился около 330 года от Рождества Христова в Кесарии Каппадокийской в семье, прославившейся многими святыми. В юности он получил прекрасное образование в Константинополе и Афинах. Каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист и естествовед, имевший глубокие познания в медицине. Но настоящим призванием святого Василия стало богословие.

Святитель Василий стал одним из отцов Церкви. Тех проповедников и богословов, кто заложил фундаментальные основания нашей церковной жизни. Именно он составил богослужебный чин Литургии, написал множество богословских трудов, в том числе – о творении мира, а также книги против еретиков-ариан. Все личные средства святитель употреблял в пользу бедных: создал богадельни, странноприимные дома и лечебницы, устроил два монастыря – мужской и женский. Труды и болезни, заботы и скорби, а также подвиги воздержания быстро истощили силы святого, и уже в январе 379 года от Рождества Христова он преставился ко Господу, будучи 49 лет от роду.

Почитание святителя Василия распространилась среди всех христиан. Он стал настоящим учеником и наставником для многих поколений богословов. А потому не случайно подмосковная Гимназия святителя Василия Великого, в стенах которой сегодня возрождаются лучшие традиции русского классического образования, а также Фонд святителя Василия Великого, делающий многое для христианского просвещения Земли Русской, носят имя именно этого великого святого.

Священномученик Василий Анкирский. Священнослужитель, борец против арианской ереси, пострадавший от еретичествующего Константинопольского патриарха-арианина Евдоксия. Погиб в период правления императора-язычника Юлиана Отступника, царствовавшего в Римской империи в 361-363 годах от Рождества Христова и тщетно попытавшегося возродить язычество.

Святая Емилия Каппадокийская. Подвижница IV столетия, мать святителя Василия Великого. Дочь христианского мученика, святая Емилия родила и воспитала, помимо Великого учителя Церкви Христовой, еще четверых святых: преподобную Макрину, святителя Григория, епископа Нисского, святителя Петра, епископа Севастийского и праведную Феозву.

Преподобномученик Иеремия (Леонов), инок (1918), священномученики Платон (Кульбуш), епископ Ревельский, и с ним Михаил Блейве и Николай Бежаницкий, пресвитеры (1919), Александр (Трапицын), архиепископ Самарскийц, и с ним Иоанн Смирнов, Александр Иванов, Иоанн Сульдин, Александр Органов, Вячеслав Инфантов, Василий Витевский и Иаков Алферов, пресвитеры (1938). Православные архиереи, священники и инок, пострадавшие за верность Христу и Его Церкви в этот день в разные годы периода советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних угодников Божиих!

Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, "принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим", - так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 344; память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклитиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

Григорий НисскийВ семье было десять человек детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) - образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва - диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии - Григории Чудотворце (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины - центр классического просвещения.

Три святителяПосле четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: "Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому". Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, - "это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы". В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: "Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном - в учении... Нам известны были две дороги: одна - к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая - к наставникам наук внешних".

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.

Макрина - сестра Василия ВеликогоПосле смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, "желая снискать руководителя к познанию истины", святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник - Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.

Исаия пророкВ царствование Констанция (337 - 361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием, епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан пресвитера. "Но видя, - как повествует Григорий Богослов, - что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему". Монахи встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей. С приходом к власти императора Валента (364 - 378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена - "предстояла великая борьба". Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был "добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних". С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды - утром и вечером. В это время святой Василий составил чин Литургии; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.

Святитель Василий ВеликийСвятитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на "пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное". По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе.

Три святителяОбщее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков "оружием уст и стрелами письмен", святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Василий Кесарийский и КаппадокийскийИмператор Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. "Всё это, - ответил Василий, - для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? - Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь". Правитель был изумлен таким ответом. "Может быть, - продолжал святитель, - ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат".

Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий БогословДоложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал: "Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви". Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия. "В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении".

Три святителяСвятой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей. Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии - гостиницу и странноприимный дом.

Григорий БогословБолезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

Собор Вселенских святителейПо преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством".

Тропарь святителя Василия
глас 1

Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие, отче преподобне, / моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак святителя Василия
глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве, / подая всем некрадомое господьство человеком, / запечатлея твоими веленьми, // небоявленне Василие преподобне.

Этот праздник и православные, и католики отмечают 1 января - одни по григорианскому, другие по юлианскому календарю. А в России Обрезание Господне в советские времена превратилось в "Старый Новый год", так как до 1918-го оно совпадало с гражданским новолетием.

Свидетельства о праздновании Обрезания в Восточной церкви восходят к IV веку: на восьмой день после своего Рождества Божественный Младенец, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками (Быт. 17:11-14), и при совершении этого обряда Ему было дано имя Иисус (Спаситель), возвещенное архангелом Гавриилом в день Благовещения Деве Марии (Лк. 2:21).

По толкованию отцов церкви, так Господь явил пример, как следует исполнять божественные установления ("Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить". Мф. 5:17): Он принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не усомнился, что Он был истинным Человеком, а не носителем "призрачной плоти", как учили некоторые еретики.

В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся, а праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Кол.2:11).

Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник Обрезания с "обрезанием сердца", когда отсекаются страсти и похотные расположения: "Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое".

В православной церкви этот праздник соединяется с памятью святителя Василия Великого.

Праздновать его память церковь начала сразу после его кончины. Святой Амфилохий Иконийский в проповеди в день кончины святителя говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством".

Будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий родился около 330 года в знатной и богатой семье. Его дед и бабка во время гонения Диоклитиана семь лет скрывались в лесах. Его мать была дочерью мученика, а отец был известным адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять человек детей, из них пятеро были потом причислены к лику святых.

Рос Василий в родительском поместье, воспитывался матерью и бабкой, первоначальное образование получил под руководством отца, затем учился у лучших учителей Кесарии, потом в Константинополе и, наконец, в Афинах. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, — "это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы".

В Афинах он сдружился с Григорием Богословом. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий восторженно говорил об этом времени: "Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном — в учении… Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — к наставникам наук внешних".

Вернувшись в Кесарию, Василий первое время преподавал риторику, потом принял крещение, был поставлен чтецом, потом, "желая снискать руководителя к познанию истины", отправился в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Он решил им подражать: раздал имущество бедным, поселился в родовом поместье на берегу реки, собрав вокруг себя иноков, вызвал письмами своего друга Григория Богослова, и они подвизались в строгом воздержании: в жилище без кровли, без очага, питаясь самой скудной пищей. Сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести и усиленно занимались изучением Священного Писания.

В царствование Констанция Василия призвали к служению: он вернулся в Кесарию, был рукоположен в диакона, затем в пресвитера. Но епископ Евсевий позавидовал его популярности, и Василий вернулся в пустыню и занялся устройством монастырей. А в Кесарию он вновь приехал лишь при воцарении императора Валента, приверженца ереси Ария, когда для православия наступили тяжелые времена и "предстояла великая борьба". С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди он говорил ежедневно, часто дважды — утром и вечером.

В это время Василий составил чин литургии, написал толкования на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, составил собрание монашеских правил, а когда в 370 году епископ Кесарийский Евсевий скончался, занял его место.

Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению, низлагая еретиков "оружием уст и стрелами письмен".

Болезни, труды, воздержание, заботы и скорби пастырского служения рано истощили его силы — преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет и в скором времени был причислен к лику святых.