Шейх зайд - биография, информация, личная жизнь. Саид был в числе тех, кто получил радостную весть о рае

Абдулла ибн Салям, да будем доволен им Аллах, до принятия Ислама был иудейским раввином.

После принятия Ислама он стал одним из самых близких и образованных последователей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он рассказывает историю о другом иудейском раввине, жившем в Медине, по имени Зайд ибн Сурийя. Зайд ибн Сурийя, да будет доволен им Аллах, принял Ислам позднее. Но как он принял ислам? Вот его история:

Абдулла ибн Салям говорит, что Зайд ибн Сурия изучал священные Писания. Он также подробно изучил описание личности, да благословит его Аллах и приветствует, и его характера. Он сказал, обращаясь к самому себе: «Я нахожу каждую описанную черту, которая приводится в рассказе об обещанном в наших писаниях Пророке, и понимаю что все эти описания явно и очевидно подходят Мухаммаду, сыну Абдуллы, за исключением двух. Две характеристики, которые упомянуты в наших писаниях, с помощью которых мы сможем определить обещанного последнего Посланника, я еще не увидел в нем . И две эти характеристики, качества - это во-первых то, что его снисходительность и терпение превосходит невежество, проявленное по отношению к нему. И второе - чем больше невежество проявляется по отношению к нему, тем более терпеливым и снисходительным он становится. - И он добавил - Я хотел увидеть, проявляются ли в нем и эти два качества. С этой целью я приблизился к нему и начал внимательно изучать его. Я постоянно искал возможности чтобы наблюдать за ним».

Затем он сказал: «Однажды, находясь поблизости, я подошел к нему. Он вышел из дома с Али ибн Абу талибом, своим зятем, это был Али, да будет доволен им Аллах - То есть в этот момент были лишь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и Али, да будет доволен им Аллах, - и я был поблизости, наблюдая за ним и слушая. В этот момент пришел посетитель и сказал : «О Посланник Аллаха! Я пришел из такой-то и такой-то области. - Незадолго до этого их племя приняло Ислам, но у них были определенные проблемы, у них начался голод и засуха, люди начали голодать - И потому, о Посланник Аллаха, я боюсь, что они могут разочароваться и будучи в таком отчаянии, они могут отвернуться от религии. Так вот, есть ли что-нибудь у тебя, можешь ли ты помочь чем-нибудь, чтобы я мог отнести это для них?»

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к Али, да будет доволен им Аллах, и сказал обращаясь к нему: «О Али! Продукция, урожай из фруктового сада такого-то и такого-то человека, осталось ли что-нибудь от этого?», на что Али, да будет доволен им Аллах, ответил: «Нет, о Посланник Аллах! Ничего не осталось». То есть Он намеревался взять часть продуктов и отдать этому бедуину, с тем чтобы он мог вернуться к своему племени с провизией.

Зайд ибн Сурийя продолжает свой рассказ: «Я понял, что это очень хороший момент, чтобы я вмешался, и я решил этим воспользоваться. Тогда я вышел вперед и сказал: «О Мухаммад! Если я сейчас дам тебе имущество и денег при условии, что ты дашь мне урожай из такого-то и такого фруктового сада тогда, когда наступит время собирать плоды, то я тебе дам оплату сейчас, а ты дашь мне урожай, продукцию позже».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я дам тебе урожай не из этого конкретного сада, но дам тебе урожай». На этом они договорились.

Зайд ибн Сурийя говорит: «Я открыл свой кошелек и достал все золотые динары, которые были у меня». В одной версии говорится, что у него было 80 динаров и он все отдал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, 80 золотых монет. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял золото и отдал его бедуину, говоря: «Используй это». Он также сказал Али, да будет доволен им Аллах, чтобы тот помог ему купить продукты для этого племени.

Зайд ибн Сурия затем продолжает: «Потом я стал ждать наступления времени урожая. И не в день нашего договора, но за несколько дней до заключения нашего договора я пошел, чтобы потребовать возвращения своего долга от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, - То есть он специально пошел заранее назначенного срока, раньше времени. Он говорит - Я подошел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот возвращался с похорон, его сподвижники были с ним. Он уже собирался присесть возле стены прямо перед тем как я подойду к нему, среди всех его сподвижников, целой группы. Я подошел к нему - и как говорится в одной из версий - я схватил его за воротник . - Он ухватил за верхнюю часть накидки Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и с силой стянул ее, так что накидка упала с его благородных плеч. Затем он продолжил - Потом я схватил его за воротник и скрутил его . - И он сказал - «О Мухаммад! Где мои деньги? Где мои продукты? Я знаю, что вы сыновья Абдульмутталиба - имея в виду весь род Абдульмутталиба, он сказал -и я знаю вас очень хорошо, потому что я жил среди вас, наблюдал за вами и узнавал о вас. И я знаю, что все сыновья Абдульмутталиба широко известны тем, что никогда не выплачивают свои долги. Так, где мой долг? Где мои продукты, которые ты обещал?»

В предании говорится, что Умар, да будет доволен им Аллах, стоял в этот момент рядом и он дрожал от ярости. Текст хадиса рассказывает о том, что он как будто скрутился. Имеется в виду его плечи дрожали и скрутились, так, словно он был каким-то круглым предметом. Я поясню этот момент. Если вы представите круглый предмет и если вы закрутите его, что произойдет? Вы закрутите его и когда он будет готов упасть на пол, и он начинает двигаться не по своей оси. Так происходит если вы к примеру возьмете монету и закрутите ее, поначалу она будет крутиться по своей оси, но затем когда она будет терять скорость и будет готова упасть, вы заметите что она будет двигаться не по своей оси до того как упадет полностью.

Передатчик хадиса, Абдулла ибн Салям сказал, что плечи и руки сподвижника Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, крутились вот таким же образом. Подобно круглому предмету, который собирается упасть. Таким он был из-за жгучего гнева. Затем он, Умар ибн аль-Хаттаб, громко крикнул и сказал: «Эй Ты! Если бы не Посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я бы разрубил твой череп пополам».

И как сам Зайд ибн Сурийя рассказывает, все то время, пока Умар, да будет доволен им Аллах, кричал на него и угрожал ему таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спокойно смотрел на сподвижника Умара, да будет доволен им Аллах, и улыбался.

И он сказал ему: «О Умар! - Представьте себе, тот человек только что таким образом оскорбил его в присутствии всех его сподвижников, набросился на него, стащил с него накидку, грубо скрутил его воротник, а затем оскорбил его перед всем его родом. А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смотрел на Умара, да будет доволен им Аллах, и улыбался. Вы только послушайте слова, которые он сказал. Он ничего не ответил Зайду ибн Сурийя, но сказал, обращаясь к Умару, да будет доволен им Аллах, - О Умар! Не стоит так поступать и мы оба требуем от тебя не таких слов. И мы оба требуем чтобы ты сказал нечто другое. О Умар, то, что мы оба хотим - это чтобы ты сказал мне выплатить свой долг, а ему чтобы ты сказал потребовать свой долг красиво».

Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал сподвижнику Умару, да будет доволен им Аллах: «О Умар! Пойди с ним и выплати ему его долг».

На этом Зайд ибн Сурийя ушел, поскольку им пришлось забрать продукты из другого места. Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подозвал к себе Умара, да будет доволен им Аллах, и сказал ему: «О Умар! Дай ему 20 сахов сверх его долга - 20 сахов как я часто об этом упоминал и рассказывал ранее в книгах, так вот сах - это не измерение веса, это было меркой. Это был ковш, черпак, посуда для меры. В сахе было 5 мудов, а муд - это одна чаша. Так вот сах - это не вес, это мера. Арабы торговали финиками и использовали при этом не вес, а меру. В одном сахе примерно содержится 3 с половиной килограммов, то есть 3 килограмма 500 граммов. И Пророк сказал дать ему лишних 20 сахов, примерно 70 лишних килограммов фиников. А почему? Он сказал - О Умар, дай ему 20 лишних сахов за то, что ты напугал его».

Сподвижник Умар, да будет доволен им Аллах, ушел. Когда они встретились в условленном месте для выплаты долга, Умар, да будет доволен им Аллах, дал ему финики, а затем добавил лишние 20 сахов. Тот начал спрашивать его: «Что это?». На что сподвижник Умар, да будет доволен им Аллах, ответил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел мне дать тебе дополнительно 20 сахов за то, что я напугал тебя».

Тогда Зайд ибн Сурийя спросил его: «Ты знаешь, кто я?».

Сподвижник Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Нет. Кто ты?» .

Тот ответил: «Я-Зайд».

Сподвижник Умар, да будет доволен им Аллах, спросил: «Какой Зайд?».

Тот ответил: «Зайд ибн Сурийя».

Сподвижник Умар, да будет доволен им Аллах, слышал о нем до этого, поскольку он был раввином, известным иудейским раввином. И он спросил: «Зайд ибн Сурийя аль-Хибр? Зайд ибн Сурийя, раввин?» .

Тот ответил: «Да».

И он спросил: «Да как ты мог говорить с Посланником Аллаха таким образом? Ты - образованный человек, иудейский мудрец, раввин. Как мог такой человек как ты говорить таким образом с Посланником Аллаха?»

Конечно Умар, да будет доволен им Аллах, возможно и был бедуином, но даже он был шокирован, что такой образованный человек, известный раввин, как Зайд ибн Сурийя мог так вести себя. Хотя поначалу Умар, да будет доволен им Аллах, не узнал его в лицо, но он, несомненно, слышал о нем.

На это Зайд ибн Сурийя, да будет доволен им Аллах, ответил: «На это у меня была причина. - Он продолжил - Я изучил наши Писания и я изучил личность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Я понял, что все качества, упомянутые в словах пророчества о последнем Посланнике можно найти в нем, за исключением двух, и две эти характеристики, качества: это во-первых то, что его снисходительность и терпение превосходит невежество, проявленное по отношению к нему. И второе - чем больше невежество проявляется по отношению к нему, тем более терпеливым и снисходительным он становится. - И он добавил - Я лично хотел увидеть, удостовериться, что у него есть два этих качества и все что я предпринял, было проделано с целью увидеть и засвидетельствовать, подтвердить что в нем, в Посланнике Аллаха есть эти качества.»

Далее он сказал: «О Умар! Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, и что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Его Посланник» . Потом он упомянул эти слова: «Я доволен Аллахом как моим Господом, Исламом - как религией и Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, как Посланником Аллаха».

Затем он отправился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и объявил о своем принятии Ислама. Именно о нем, о зайде ибн Сурия говорили, что после принятия Ислама он изменился в лучшую сторону, он хорошо послужил Исламу. Он недолго жил после этого, погибнув шахидом в одной из битв. Вот такая история о бывшем иудейском раввине. И та история прекрасно иллюстрирует то, о чем упоминается в Коране и хадисах. Так же об этом речь идет и в хадисе от Абдуллы ибн Амра ибн Аль-Аса (смысл): «Не был он ни грубым, ни с жестоким сердцем, и он таков даже по отношению к злым людям, наоборот он не обращает внимания на их недостатки, оправдывает их и прощает».

Именно об этом говорится в Торе и как передает аль-Бухари, Зайд ибн Сурийя прочитал об этом в Священном Писании, после чего он испытал, проверил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Вот таким был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, милостью для всех. Он был таким не только по отношению к мусульманам, и не только по отношению к отдельным людям, но по отношению ко всем. Всевышний Аллах в суре «аль-Анфаль» упоминает, что присутствие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сдерживало наказание от Всевышнего Аллаха. Аллах говорит: «И Аллах не накажет их пока ты - среди них».

Таки образом, он был милостью и милосердием, а его присутствие служило защитой от наказания. Оно спасало и защищало язычников от наказания, несмотря на их действия против него. Он - сама милость, причем не только по отношению к язычникам, но и по отношению к мунафикам - лицемерам.

Его полное его имя – Саид ибн Зайд ибн Амр ибн Нуфайл ибн Абдульиззи ибн Риях ибн Абдуллах ибн Разах ибн Ади ибн Кааб ибн Луайю, Галиб, Фихр, Малик, Назар, Кинанат, Хузаймат, Мудрикат, Ильяс, Музар, Низар, Муаадди, Аднан.

Он был одним из первых принявших Ислам, его при жизни обрадовали вестью о Рае. Саид ибн Зайд участвовал в сражении в Дамаске. Когда население покорилось, Абу-Убайда уполномочил его наместником в Дамаске. Он был из первых наместников мусульман в Дамаске.

Отец Саида был двоюродным братом повелителя правоверных Умара ибн аль-Хаттаба. Зайд исповедовал религию Ибрахима, но не дожил до ниспослания пророчества нашему Посланнику (мир ему и благословение).

Мать Саида звали Фатима, дочь Наджата ибн Малиха.

Отец Зайда не был язычником, так как отказался поклоняться идолам. Он обращался к курайшитам, говоря: «Никто из вас не следует религии Ибрахима, кроме меня». Зайд исповедовал единобожие до того, как над миром озарился свет Ислама. Он говорил своему другу Амиру: «Я жду Пророка из потомков Исмаила». Арабу, который хотел закопать живьём свою дочь, он сказал: «Я буду оплачивать твои расходы за неё, пока она не повзрослеет».

Однажды Саид спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), мой отец был подобен тому, кто дошёл до тебя и видел тебя. Если он дошёл бы до тебя, то уверовал бы в тебя и последовал бы за тобой, будешь ли ты просить Аллаха прощения его грехов?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Да, я буду просить прощения его грехов, поистине, он встанет вместе с моей общиной».

Саид ибн Зайд принял Ислам до того, как Пророк (мир ему и благословение) избрал местом тайных встреч первых мусульман дом 16-летнего мекканского юноши аль-Аркама ибн Абу Аль-Аркама. Саид и его жена Фатима одними из первых стремились помочь этой истинной религии. Жена Саида была сестрой Умара ибн аль-Хаттаба. К ним в дом приходил Хаббаб. Он читал им книгу Всевышнего и обучал предписаниям религии.

Однажды Умар взял свой меч и вышел из дома, направляясь к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), желая убить его. Его встретил Нуайм ибн Абдаллах и спросил: «Куда направляешься, о Умар?» Узнав о его цели, он сказал: «Почему бы тебе не исправить положение дел в твоём доме?» Умар спросил: «Кого из моей семьи ты имеешь ввиду?» Нуайм сказал: «Твою сестру и её мужа, они стали последователями религии Мухаммада».

Умар вернулся к своей сестре и зятю. А у них был Хаббаб ибн аль-Аратту, который имел при себе свиток с сурой «Та-ха» и читал её им. Когда Умар постучался, Хаббаб спрятался. Фатима бинт аль-Хаттаб схватила свиток и спрятала его. Умар, подходя к дому, услышал, как Хаббаб читает ей Коран. Когда он вошёл, то потребовал свиток. Зайд и Фатима стали отрицать, что он у них. Умар схватил своего зятя Саида ибн Зайда и бросил на землю. На его защиту встала Фатима бинт аль-Хаттаб, чтобы защитить мужа. Умар ударил её и ранил до крови. Когда он это сделал, его сестра и зять сказали ему: «Да, мы приняли Ислам, уверовали в Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). Делай, что хочешь!» Когда Умар увидел кровь у сестры, то пожалел о содеянном и раскаялся. Он попросил сестру принести свиток. Умар умел писать и читать. Когда он это сказал, она понадеялась, что он примет Ислам, и сказала ему: «О брат мой! Ты нечистый в своём язычестве! Его можно коснуться только будучи чистым!» Умар совершил омовение, как его научила сестра. Она дала ему свиток, который он прочитал, и закончил чтение на аяте:

إِنَّنِي أَنَا اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدْنِي وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай на-маз, чтобы помнить обо Мне» (сура «Та-ха», аят 14).

Умар произнёс: «Как прекрасны эти слова, и как они благостны!» Так эти трое стали причиной того, чтобы Умар принял Ислам.

Желание стать шахидом

Абу Нуайм в книге «Аль-Хулия» так описывает Саида ибн Зайда:

كان بالحق قوالاً ولماله بذالاً ولهواه قامعاً وقتالاً

«Он говорил истину, расходовал имущество и боролся со своими страстями». Саид ибн Зайд удостоился счастья любить Пророка (мир ему и благословение). Он участвовал в битвах Пророка, защищая его от неверных.

Его считают из тех, кто сражался при Бадре, несмотря на то, что он не участвовал в сражении, потому что был послан Пророком (мир ему и благословение) в Медину, чтобы узнать о новостях курайшитов. Пророк (мир ему и благословение) выделил ему долю из военной добычи битвы при Бадре и сказал:

لقد كان سعيد في حاجة الله و رسوله و لولا ذالك ما فاتته المعركة

«Саид исполнял “нужду” Аллаха и его Посланника, если бы не это, он не упустил бы сражение».

Его можно сравнить с рядовым солдатом, который не стремился к славе. Саид ибн Зайд не стремился к почестям и главенству. Когда его назначили наместником в Дамаске, он написал письмо Абу Убайде ибн аль-Джарраху с просьбой освободить его от поста и позволить присоединиться к джихаду. Когда Абу Убайда прочитал письмо, он исполнил его просьбу. Саид ибн Зайд стремился попасть в гущу сражения, надеясь стать шахидом – павшим на пути Аллаха, подставляя себя под копья и мечи врагов, но Аллах делает то, что пожелает.

Саид ибн Зайд не стремился к мирским благам и при правлении Умара ибн аль-Хаттаба. Долю из военной добычи он расходовал на бедных, хотя сам находился в нужде, ведь предпочтение своего брата самому себе было одним из качеств Пророка (мир ему и благословение).

Однажды Арва бинту Увайс стала утверждать, что Саид присвоил часть её земли. Её жалоба была направлена в Медину к Марвану ибн Хакаму. Саид ибн Зайд сказал судье: «Как я могу присвоить её землю, когда слышал слова Пророка (мир ему и благословение)?: “Тот, кто вероломно присвоил хотя бы пядь земли, в Судный день будет окружён семью стенами Ада”. О Аллах, если она лжёт, лиши её зрения и похорони в её же земле». Не прошло много времени, как она ослепла, упала в яму и умерла.

В этом нет ничего удивительного, так как мольба притеснённого принимается и Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Вы бойтесь мольбы притеснённого, поскольку между ним и Аллахом нет преграды».

Саид, да будет доволен им Аллах, умер в Акике, когда ему был пятьдесят один год. Он похоронен в Медине.

Однажды Суада, дочь Са’лабата решила навестить своё племя «бану маан», с ней был её восьмилетний сын Зайд ибн Харис (да будет доволен им Аллах). Когда она дошла до места, на них напала конница из племени «аль-Кайн» . Было отобрано имущество, верблюды, а сами они взяты в плен. В числе пленных оказался и Зайд ибн Харис. Его привели на рынок «’Указ», чтобы продать. Зайда купил богатый человек, один из лидеров курайшитов, звали его Хаким ибн Хузам ибн Хувайлид. Вместе с ним он купил еще несколько ребят и вернулся в Мекку. Когда его тётя Хадиджа бинту Хувайлид (да будет доволен ею Аллах) узнала о его прибытии, то направилась поприветствовать его. Он решил подарить ей одного из ребят и предложил выбрать. Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) выбрала Зайда ибн Хариса из-за его проницательного взгляда.

Прошло немного времени, и Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) вышла замуж за Мухаммада (мир ему и благословение). Она захотела сделать мужу хороший подарок и подарила ему Зайда ибн Хариса.

Счастливый юноша попал под попечение Мухаммада (мир ему и благословение), находился в его благородном обществе, приобретая постепенно от него нравственные качества.

Мать Зайда очень страдала, не могла успокоиться. Она не знала, жив ли сын, и неопределённость увеличивала её мучения.

А его отец бродил повсюду, спрашивая о сыне каждого встречного. Тоскуя, он складывал о потерянном мальчике печальные строки.

В один из сезонов паломничества группа людей из племени Зайда прибыла на священную Землю. Обходя старое святилище, они лицом к лицу столкнулись с Зайдом. Узнав друг друга, задавали друг другу вопросы. После завершения паломничества люди вернулись домой, и рассказали Харису обо всём увиденном и услышанном.

Харис, не медля, отправился в дорогу и взял выкуп за сына. С ним пошёл и его брат Кааб. Прибыв в Мекку, они направились к Мухаммаду (мире ему и благословение) и сказали ему:

«О, сын Абдул Муталиба, вы - соседи Аллаха, помогаете каждому, кто просит помощи, кормите голодных, помогаете тем, кто оказался в беде. Мы пришли за нашим сыном, который у тебя и привезли с собой достаточно средств, дабы выкупить его. Снизойди же к нашей просьбе и проси взамен, что пожелаешь».

Мухаммад (мир ему и благословение) спросил: «А кто ваш сын, о котором вы говорите?». «Это мальчик по имени Зайд ибн Харис». «А если ли у вас что-нибудь лучше выкупа?», - спросил Мухаммад (мир ему и благословение). «Что же это?» , - спросили братья.

«Пусть он сам выберет между нами. Если выберет вас, можете забрать его без выкупа. Но если он выберет меня, то, клянусь Аллахом, я соглашусь с этим!». Они сказали: «Ты поступаешь более чем справедливо».

Мухаммад (мир ему и благословение) позвал Зайда и спросил его, указывая на пришедших, кто это?

Зайд ответил: «Это мой отец Харис ибн Шурахбил, а это мой дядя Кааб».

Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Если хочешь, можешь пойти с ними, если хочешь, оставайся со мной» . Не раздумывая, Зайд ответил, что останется.

Отец Зайда воскликнул: «Горе тебе, о, Зайд! Ты предпочёл рабство твоим отцу и матери?». «Я вижу в нём нечто благое и никогда не расстанусь с ним», - ответил Зайд.

Когда Мухаммад (мир ему и благословение) увидел, как ответил Зайд, то взял его за руку и привёл к священному месту «байт аль-харам», встал рядом с ним возле камня, где было много курайшитов и сказал: «О, курайшиты, я свидетельствую, что он мой сын, и мой наследник».

После такого заявления отец и дядя Зайда успокоились и со спокойной душой вернулись в свои земли. С того дня Зайда ибн Хариса стали называть Зайд ибн Мухаммад (мир ему и благословение). Так звали его, пока к Мухаммаду (мир ему и благословение) не пришло откровение, и Ислам не отменил усыновление. Был ниспослан аят:

ادعوهم لأَبَآئِهِمْ

(Смысл): «Называйте их по отцам их» (сура «аль-Ахзаб», аят 5).

После этого его стали звать как и прежде - Зайд ибн Харис.

Когда Зайд ибн Харис предпочёл Мухаммада (мир ему и благословение) отцу и матери, он ещё не догадывался, какое приобретение для себя сделал, а также не знал, что господин, которого он выбрал, есть Господин предыдущих и последующих, посланный к людям. Ни о чём подобном Зайд и не думал, поистине это милость Аллаха, которую Он даёт кому пожелает. После выбора Зайда прошло совсем немного времени, как на Мухаммада (мир ему и благословение) было возложено Всевышним Пророчество истинной религии. Зайд стал доверенным в его тайны и предводителем в боевых походах, а также одним из наместником в Медине в отсутствие Пророка (мир ему и благословение).

Переселение в Таиф (город на западе Саудовской Аравии).

Когда Пророк (мир ему и благословение) отправился в Таиф вместе с Али ибн Абу-талибом, с ними отправился и Зайд ибн Харис. В Таифе её жители стали притеснять Пророка (мир ему и благословение), закидывать его камнями. Зайд защищал Пророка (мир ему и благословение) своим телом и поранил голову.

Женитьба Зайда.

Пророк (мир ему и благословение) женил Зайда на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахши. Но Зайд развёлся с ней, затем Пророк (мир ему и благословение) сам женился на ней. А Зайда женил на Уму кульсум бинт ‘Укбат. В Медине люди стали спрашивать, как мог Мухаммад (мир ему и благословение) жениться на женщине, которая была женой его сына? Но Всевышним было ниспослано откровение об отмене усыновления и повеление о женитьбе на Зайнаб после истечения срока идды.

Зайд и Пророк (мир ему и благословение).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и Зайд ибн Харис очень любили друг друга. В отсутствии Зайда Пророк (мир ему и благословение) сильно скучал по нему, а по возвращении радовался, встречая его.

Все мусульмане стали называть Зайда, «любимец Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». Затем, когда у Зайда родился сын Усама, его тоже стали называть ««любимец Посланника Аллаха (мир ему и благословление) и сын любимца».

Достоинство Зайда.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Я вошёл в рай и встретил молодую гурию, я спросил, для кого ты? Она ответила: для Зайда ибн Хариса» . Ещё Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вы не вините меня за то, что я люблю Зайда». А также Пророк (мир ему и благословление) говорил: Клянусь Аллахом, Зайд Ибн Харис был достоин порученного ему дела и был моим любимцем среди людей».

Участие Зайда в боевых походах с Пророком (мир ему и благословение).

Зайд ибн Харис участвовал в сражениях при Бадре, Ухуде, Хандаке, Худайбияте, Хайбаре. Он был хорошим стрелком и Пророк (мир ему и благословение) отправлял его в боевые походы. Первый поход был к «Фардат», в этом бою он в первый раз был предводителем. Затем отправил его к «Джамум», затем к «Аийс», затем были «Тараф», «Хашими» , «Фазафиз» и другие.

Смерть Зайда ибн Хариса.

В восьмом году по хиджре Аллах пожелал проверить Пророка (мир ему и благословение), отлучив его от Зайда.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) послал аль-Хариса ибн Умайра аль-Азди со своим посланием к правителю Бусры, призывая его к Исламу. Когда аль-Харис прибыл к местности Муътат, что на востоке Иордании, один из амиров гассанидских эмиров Шурахбил ибн Амру напал на него, на аль-Хариса надели кандалы, а потом казнили. Это очень огорчило Пророка (мир ему и благословение) и разгневало.

После этого было собрано войско из трех тысяч воинов на бой в местности Муътат. Предводителем войска Пророк (мир ему и благословление) назначил Зайда и сказал, если Зайд погибнет, то предводителем будет Джаафар ибн Абу-талиб, после него Абдулла ибн Раваха, если и он погибнет, пусть мусульмане сами себе выберут предводителя.

Когда войско прибыло в местность Маан, король римлян Ираклий поднял войска с количеством 100 тысяч воинов на защиту гассанидов и прибавил еще 100 тысяч язычников из арабов. Это войско расположилось недалеко от мусульман.

Мусульмане провели две ночи в Маане, советуясь о дальнейших действиях. Один из них сказал: мы отправим послание к Пророку (мир ему и благословение) о сложившейся ситуации, о количестве противников, и будем ждать его повеления. Другой сказал: клянусь Аллахом, о, люди, мы сражаемся вовсе не количеством и не силой, а нашей верой. Направляйтесь туда, куда вы и шли, ведь Аллах обещает каждому из вас одно - или победу или смерть шахида.

Два войска сошлись в местности Муътат . Мусульмане вели такой ожесточённый бой, что противники были очень удивлены. Их сердца переполнились уважением к трехтысячному войску, которое вышло против двухсоттысячной армии.

С отвагой сражался Зайд под флагом Посланника (мир ему и благословение), пока не пронзили его тело сотней копий, и он пал шахидом, обливаясь кровью. Ему было пятьдесят пять лет.

Затем знамя перешло к Джаафару ибн Абу-талибу, он также, отстаивая знамя мусульман, пал шахидом. Затем Абдулла ибн Равах возглавил войско, и также, сражаясь, пал шахидом. После него люди выбрали предводителем Халида ибн Валида, который незадолго до этого принял Ислам, и он спас войско от казавшегося неизбежным поражения.

До Пророка (мир ему и благословение) дошла весть о сражении в Муътате и о гибели трёх назначенных им предводителей. Сильно опечалившись, Пророк (мир ему и благословение) отправился к их родным и выразил соболезнование. Когда он дошёл до дома Зайда ибн Хариса, навстречу вышла его маленькая дочь. И Пророк (мир ему и благословление) громко заплакал. Сааду ибн Убадат спросил: «Что с тобой, о, Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?». Пророк (мир ему и благословление) ответил: «Это любящий оплакивает любимца».

Шейх Зайд ибн Султан Аль Нахайян (араб. زايد بن سلطان آل نهيان‎). Родился 1 декабря 1918 (1916) года в Аль-Айн - умер 2 ноября 2004 года в Абу-Даби. 14-й правитель из рода Аль Нахайян, эмир Абу-Даби и президент Объединённых Арабских Эмиратов.

Большинство историков сходятся во мнении, что он родился 1 декабря 1918 года, но некоторые называют и 1916 год (в то время бедуины не фиксировали даты рождения детей).

Зайд был самым младшим из сыновей шейха Султана, который правил в княжестве Абу-Даби в 1922-1926 годах.

Когда шейх Султан погиб, Зайду было всего восемь лет, и ему пришлось много скитаться по Аравийскому полуострову.

Когда Зайд появился на свет, Абу Даби был одной из семи областей вдоль нижнего побережья Персидского залива, находившихся под властью шейхов. Территории находились в договорных отношениях с Великобританией, подписав с ней ряд соглашений еще в конце 19-го века.

Пока он рос, на побережье не было ни одной школы в современном понимании смысла этого слова, и Зайд получил начальное образование, основанное на исламских принципах, жил в пустыне с бедуинскими племенами, познакомившись с жизнью этих людей, их традициями и удивительной способностью выживать в суровых условиях.

В 1930-е годы правивший в княжестве шейх Шахбат II, брат Зайда, поручил ему сопровождать западных геологов, искавших углеводороды в пустыне.

В 1946 году Зайд был назначен правителем родного города Аль-Айн. Под его руководством в оазисе началось активное строительство, оживилась торговля, стало развиваться земледелие.

Еще в 1958 году была найдена нефть, а в 1962-м началась ее добыча, и некоторые члены правящей семьи испытывали разочарование по поводу отсутствия прогресса под управлением шейха Шахбата.

В августе 1966 года шейх Зайд стал эмиром княжества Абу-Даби, отстранив от власти шейха Шахбата.

В декабре 1971 года эмиры 6 княжеств (в феврале 1972 года к ним присоединился эмир Рас-Аль-Хаймы) объявили о создании федерации ОАЭ, избрав её Президентом правителя Абу-Даби. Это подчеркнуло как роль и место в федерации Абу-Даби (самого большого, самого населенного и богатого эмирата), так и вклад шейха Зайда в становление и развитие уникального государства.

Шейх Зайд занимал пост Президента ОАЭ в течение почти 38 лет.

Шейх Зайд считался относительно либеральным правителем. Так, с его позволения в стране появились частная пресса, которая, однако, все равно вынуждена была прибегать к самостоятельной цензуре, избегая критики Зайда и членов правящей семьи. В стране даже была объявлена свобода вероисповедания, что несколько контрастировало в глазах всего остального арабского мира с ролью шейха Зайда как мусульманского главы государства. Другие арабские страны, гораздо более консервативные, нередко высказывали в адрес ОАЭ резкую критику из-за религиозной терпимости к христианам и свободы, которой пользовались в ОАЭ служащие западных компаний.

2 декабря 2001 года он был переизбран Президентом ОАЭ на седьмой пятилетний срок. Журнал «Forbes» оценивал его личное состояние, которое теперь унаследовал его старший сын шейх Халифа, в 20 млрд долларов.

В 1992 году Зайд основал «Фонд Зайда» с уставным капиталом в 3 млрд 671 млн дирхемов, который стал известным благодаря финансированию множества таких проектов, как строительство мечетей, культурных и научно-исследовательских центров, оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий районам.

О нем вспоминают как о человеке, который "заставил пустыню зазеленеть". Зайд считал, что нефтяные богатства являются божьим даром и должны быть общими с другими странами и нуждающимися людьми.

По инициативе шейха Зайда строились больницы, школы и университеты, бесплатные для граждан ОАЭ, а также благотворительные больницы в Европе, Азии и Африке. Бесплатно распространялись земельные участки, что принесло огромную пользу многим безземельным семьям, строились немусульманские храмы, что с энтузиазмом восприняли иностранные рабочие, которые составляют примерно три четверти населения ОАЭ, получили определенные права и женщины, правда, в рамках традиций – на труд и образование.

В последние годы его здоровье ухудшилось, и в 2000 году Зайд перенес пересадку почки в одной из американских клиник. Пока он проходил обследование, его подданные написали шейху благодарственное письмо, сопроводив его полутора миллионами подписей.

По официальной версии, умер 2 ноября 2004 года в любимом прибрежном дворце «аль-Бахер» на восточной окраине города Абу Даби, успев в день своей смерти осуществить самую грандиозную перетасовку Правительства страны за предшествующие 27 лет. В частности, впервые в странах Персидского залива на пост министра была назначена женщина.

Официальной причины смерти объявлено не было.

Похоронен по правую сторону Мечети шейха Зайда, со дня похорон непрерывно 24 часа в сутки над его могилой читают Коран.

Его преемником стал его старший сын Халифа ибн Зайд аль-Нахайян (Khalifa bin Zayed Al Nahyan).

"Человек - самая дорогая ценность. Богатства ничего не стоят, если они не служат людям, и государство среди всех своих дел должно отдавать предпочтение заботе о человеке и воспитанию гражданина" , - говорил Шейх Зайд.

В Абу-Даби в честь шейха назван спортивный комплекс Зайд Спорт Сити, а также расположенные на его территории футбольный и крикетный стадионы.

В честь шейха был учреждён высший орден государства.

Шоссе Шейха Зайда - название шоссе Е11 в Дубае.

В городе Гудермес Чеченской Республики построена школа хафизов имени шейха.

Белая Мечеть Шейха Зайда в Абу Даби

Личная жизнь Шейха Зайда:

Супруги: Хасса бинт Мохаммед бин Халифа Аль Нахаян (Mouza bint Suhail Al Khaili) и Фатима бинт Мубарак аль-Кетби.

За свою долгую жизнь шейх Зайд воспитал 19 сыновей, которые сейчас занимают высокие государственные посты или ведут бизнес. Также известно, что у него было 14 дочерей.

По западным источникам, шейх Зайд был женат 9 либо 7 раз, но в соответствии с предписаниями ислама одновременно у него было не больше 3-4 жён.

Дети: Ахмед бен Зайд аль-Нахайян; Халифа ибн Зайд аль-Нахайян; Мухаммад бен Зайд аль-Нахайян.

Любил соколиную охоту, верховую езду, совершал путешествия по пустыне.


Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хаммад ибн Зайд

1. Краткая биография

Его имя:

Он – Абу Исма’ил , Хаммад ибн Зайд ибн Дирм – освобожденный раб семьи Джарира ибн Хазма аль-Джахдами. Его прозвище - аль-Азракъ. (См. «аль-Ансаб», 1/121)

Был родом из Басры, его дедушка являлся пленником Сиджистана, а его отец Зайд был пленником Хазма Абу Джарира

А когда он умер он стал рабом его сыновей Язида и Джарира. (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287, «ас-Сикат», 6/218)

Его рождение:

Хаммад ибн Зайд родился в 98 году. Передается от его матери, что он родился во времена халифата Умара ибн ‘Абдуль-Азиза, а от его тети передается, что он родился во времена правления Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика. (См. «ат-Тарих аль-Кабир», 3/25)

Правление Сулеймана длилось два года и восемь месяцев, с 96 году по Сафар 99 года. А правление ‘Умара ибн ‘Абдуль-Азиза продолжалось два года и пять месяцев, оно началось через восемь дней после смерти Сулеймана и продолжалось по 101 год по хиджре. (См. «аль-Хидая уаль-Иршад фи Марифат Ахлю ас-Сика уа Садад», 1/200)

Его учителя:

Хаммад ибн Зайд был современником величайши табиинов Басры и других стран, среди них следующие:

— Айюб ас-Сихтаяни

Сказал Хаммад ибн Зайд : «Хаммад ибн Аби Сулейман приехал в Басру, но Айуб не посетил его, поэтому и мы не посетили его. Поэтому когда Айуб не посещает кого-либо, то и мы не посещаем его». (См. «Табакаталь-Кубра», 9/287)

Сказал Яхъя ибн Ма’ин : «Хаммад ибн Зайд хорошо знал Айюба». (См. «ат-Та’дыль уа ат-Таджрих», 1/524)

Айюб ас-Сихтаяни умер когда Хаммаду было 34 года. (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287)

— Зайд ибн Дирхам (его отец)

— Сабит аль-Бунани

— Асим ибн Аби ан-Наджуд

— ‘Абдуллах ибн Тавус

— ‘Ата ибн ас-Са’иб

— Амр ибн Динар аль-Макки

— Абу Амр ан-Нахуи

— и многие другие ученые и имамы (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 3/137, «Тахзиб аль-Камал», 7/240-
242, «Тарих аль-Кабир», 3/25)

Его ученики:

— аль-Аш’ас ибн Исхак ас-Сиджистани (отец Абу Давуда - автора «Сунана»)

— Суфьян ас-Саури

— ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак

— Суфьян ибн ‘Уейна

— ‘Абдур-Рахман ибн Махди

— ‘Али ибн аль-Мадини

— Кутайба ибн Са’ид

— Уаки’ ибн Джаррах

— и многие другие ученики (См. «Тахзиб аль-Камал», 7/242-245, аль-Миззи)

Слова ученых о нем:

Ибн Са’д сказал о нем: «Хаммад ибн Зайд… был заслуживающим доверия (сикъа)… Передатчик большого количества хадисов». (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287)

Имам Ахмад сказал: «Хаммад ибн Зайд из Имамов мусульман». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/177, Ибн Абу Хатим)

Абу Я’ла аль-Халили сказал: «Хаммад бин Зайд… был заслуживающим доверия. Существует единогласие (на его заслуги и достоверность). Он передавал хадисы которые в двух книгах достоверных хадисов. И имамы одобрили его… И были соответствия между Маликом ибн Анасом и ним, и он восхищался мнением Малика. Его внуки были кадиями и последователями Маликитского мазхаба». (См. «аль-Иршад фи Марифат ‘уляма аль-Хадис», 2/498, аль-Халили)

‘Абдур-Рахман ибн Махди сказал: «Имамы людей своего века были следующие четыре – Хаммад ибн Зайд в Басре, Суфьян в Куфе, Малик в Хиджазе, и аль-Ауза’и в Шаме». (См. «Ахадис фи зам аль-Калям», 5/169- 170)

Также сказал ‘Абдур-Рахман ибн Махди : «Я еще не видел никого более знающего в ‘акыде и в хадисах связанных с ‘акыдой, чем Хаммад ибн Зайд». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/177, «Хулият аль-Аулия», 6/257)

Также сказал он: «Я не видел факиха в Басре более знающего чем Хаммад ибн Зайд».

Был спрошен Язид ибн Зура’и о Хаммаде ибн Зайде и Хаммад ибн Саламе: «Какой из них является более достоверным в хадисе?» , он сказал: «Хаммад ибн Зайд и последний были праведными людьми». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/181)

Сказал Сулейман ибн Харб : «Я слышал Хаммад ибн Зайда рассказывающим хадис, и он сказал: “Я слышал его 50 лет назад, и я не рассказывал его до сегодняшнего дня”». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/178)

Сказал ‘Убейду-Ллах ибн аль-Хасан : «…Если ты ищешь знание, бери ее от двух Хаммадов». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/179) ‘Убейду-Ллах имеет в виду, имамов Хаммад ибн Саламу и Хаммад ибн Зайда.

Оба они рассказывали от многих имамов и их хадисы передавали ученые. (См. «ас-Сияр», 7/464)

Ибн аль-Мубарак сказал: «О тот, кто ищет знания! Иди и учись у Хаммад ибн Зайда, ты приобретешь знания и терпение… затем запиши его (знание)». (См. «ас-Сияр», 7/459, «ат-Тарих аль-Кабир», 3/25, «Хулият аль-Аулия», 6/258) Затем Ибн аль-Мубарак говорит: «И остерегайся нововведений [исходящие] от сообщений Амр ибн ‘Убайда». (См. «аль-Камиль фи ду’ фа ар-Риджаль», 5/100, Ибн ‘Ади) Амр ибн ‘Убайд является лидером му’тазилитов того времени, который призывал к нововведениям.

Мухаммад ибн ат-Таба’ сказал: «Я редко видел человека мудрее Хаммада ибн Зайд». (См. «аь-Джарх уа Та’дыль», 1/182)

Сказал Ибн Хиббан : «Он был одним из отличных запоминателей и [был] религиозным, праведным человеком. Все хадисы которые он рассказывал, он читал их по памяти. И он был слепым». (См. «Машахир ‘Уляма аль-Амсар», стр. 248)

Сказал Ибн Хаджар аль-‘Аскалани : «Хаммад ибн Зайд… был факихом… заслуживающим доверие. Было сказано, что он был слепым. Возможно слепота пришла к нему в поздние годы его жизни, так как достоверно передано что он писал». (См. «Такриб ат-Тахзиб», стр. 268)

‘Абдур-Рахман ибн Махди сказал: «Если ты увидишь кого-нибудь из Басры, кто любит Хаммада, то он последователь Сунны». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/183)

Имам аз-Захаби сказал: «Я не знаю разногласия между учеными о том, что Хаммад ибн Зайд был одим из имамов Саляфов, и из самых опытных, честных, и безошибочных запоминателей, несмотря на то что он передавал огромное количество хадисов. Да смилуется над ним Аллах». (См. «ас-Сияр», 7/461, аз-Захаби)

Также его хвалит Кади ‘Ияд , называя его факихом, мухаддисом, имамом, приверженцем Сунны и т.д.

Его смерть:

Хаммад ибн Зайд, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, умер в пятницу 10-ого Рамадана 179 г., в возрасте 81 лет. Заупокойной молитвой по нему, руководил Сулейман ибн ‘Али аль-Хашими - правитель Басры, во времена правления Харуна ар-Рашида. (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287)

Хаммад ушел из жизни спустя 6 месяцев после смерти Имама Малика бин Анаса, рахимаху-Ллах. (См. «ас-Сияр», 7/462)

Его семья:

Известный маликитский ученый Кади ‘Ияд в биографии внука Хаммада ибн Зайда – Исма’ил ибн Исхак ибн Исма’ил ибн Хаммада, пишет:

«Перед упоминаем его биографии, мы кратко упомянем о нескольких вестях о семье Хаммада ибнЗайда, и об их великом статусе… Члены этой семьи несмотря на их количество и известность, были из самых знающих семей в Ираке, и самыми выдающимися и религиозными. Они распространили маликитский мазхаб фикха там (в Ираке), и люди учились ему от них. И среди них был великий имам фикха, ученый Хадиса и Сунны. Все они были приверженцами Сунны». (См. «Тартиб аль-Мадариб уа такриб аль-Масалик», 4/276-278)

2. Его вероубеждение (‘акыда) в Атрибутах Аллаха

Имам Хаммад ибн Зайд сказал: Джахмиты подобны подобны человеку которого спросили: «У тебя есть финиковая пальма в доме?», он сказал: «Да». Его спросили: «У нее есть листья?», он говорит: «Нет». Его спросили: «Есть ли на ней ветки?», он сказал: «Нет». Его спросили: «У нее есть пень?», он сказал: «Нет».Спросили его: «У нее есть ствол», он говорит: «Нет». Его спросили: «У нее есть корни?», он говорит «Нет». Сказано ему: «В твоем доме нет финиковой пальмы!».

Такой человек подобен Джахмитам, которым было сказано: «Есть ли у вас Бог?», они говорили: «Да». Спросили их: «Говорит ли Он?», они говорят: «Нет». Спросили их: «У Него есть Рука?», они сказали: «Нет».Их спросили: «У Него есть Стопа?», они говорят: «Нет». Спросили их: «У Него есть
Палец?», они говорят: «Нет». Их спросили: «Становится ли Он довольным и гневается ли Он?», они сказали: «Нет». Было сказано им: «У вас нет Бога»”.

(Передал Ибн Шахин в «Шарх Мазахиб Ахлю ас-Сунна», стр. 34-35; Также ее упоминает Ибн Абу Я’ла в «Ибталь ат-Та’уилят», 1/55, и Абу аль-Касим аль-Асбахани ат-Тейми в «аль-Худжа фи баян аль-Махаджах»; иснад достоверный)

Передает Имам аз-Захаби, что Хаммад ибн Зайд и его учитель Айюб ас-Сихтаяни сказали о секте джахмитов и му’тазилитов: «Воистину, основа их в том, чтобы сказать: нет никого над небесами».

(См. «Мухтасар аль-‘Улув», 132, иснад его достоверен, а от Хаммада Ибн Зайда передали ‘Абдуллах ибн Ахмад в «Сунна», 1/118, Ибн Батта в «Ибана», 3/194, Имам Ахмад в «Муснаде», 6/457, №27627, и другие имамы)

Сказал Имам аз-Захаби , комментируя эти слова: «Я скажу: Слова саляфов, имамов Сунны, сподвижников, Аллаха, Его Пророка и верующих, состоит в том, что Аллах, Могущественный [и] Величественный, — над небом, и что Аллах над Троном, и что Аллах над Своими семью небесами, и что Он нисходит на ближнее небо». (См. «Мухтасар аль-‘Улув», стр. 146)

Да смилуется Аллах над этим имамом Ахли-Сунна!

Перевод: Имам-Али Саляфи