Послания апостола павла и их место в каноне нового завета. Ранние послания апостола павла Читать послания апостола павла с пояснениями

Епископ Александр (Милеант)

Послания апостола Павла

Введение

Жизнь и труды св. апостола

Обзор учения апостола Павла

Избранные тексты из его посланий

Введение

И з всех новозаветных священных писателей более всего потрудился в изложении христианского учения ап. Павел, написавший целых 14 посланий. По важности своего содержания они справедливо называются "вторым Евангелием" и всегда привлекали к себе внимание как мыслителей-философов, так и простых верующих. Сами апостолы не оставляли без внимания этих назидательных творений своего "возлюбленного собрата," младшего по времени обращения ко Христу, но равного им по духу учения и благодатным дарам (2 Петр. 3:15-16).

Составляя необходимое и важное дополнение к евангельскому учению, послания ап. Павла должны быть предметом самого внимательного и усердного изучения каждого человека, стремящегося глубже познать христианскую веру. Эти послания отличаются особой высотой религиозной мысли, отражающей обширную ученость и знание ветхозаветного Писания ап. Павлом, а равно и его глубокое понимание новозаветного Христова учения. Не находя иногда в современном греческом языке необходимых слов, ап. Павел вынужден был иногда для выражения своих мыслей создавать собственные словесные сочетания, которые потом вошли в широкое употребление среди христианских писателей. К таким словосочетаниям относятся: "совоскреснуть," "спогребстись Христу," "облечься во Христа," "совлечься ветхого человека," "спастись банею пакибытия," "закон духа жизни," "иной закон в членах моих, противовоюющий закону ума" и т.п.

Связь учения апостола Павла с его жизнью

П ослания Ап. Павла - это плоды его апостольского усердия в раскрытии учения Христова. Они замечательны тем, что апостол раскрывает в них христианское учение не отвлеченно, но в тесной связи с развитием основанных им церквей, своими апостольскими трудами и личными переживаниями. Так как учение, изложенное в посланиях ап. Павла, тесно переплетается с его личностью, то знакомство с его жизнью и личностью содействует их пониманию. Поэтому здесь мы познакомим читателя с теми фактами жизни ап. Павла, которые, по указанию самого апостола, служили для него источником решения вопросов христианского учения о вере и нравственности. "Я - наименьший из апостолов и недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатью Божьею я есть то, что есть, и благодать Его во мне не была напрасна" (1 Кор. 15:9-10) - так характеризует себя великий "Апостол языков" (язычников - имя, под которым ап. Павел вошел в историю христианской Церкви).

Наделенный от природы богатыми умственными способностями, он был воспитан и обучен в строгих фарисейских правилах и, по его собственным словам, преуспевал в иудействе более многих своих сверстников, будучи в молодости неумеренным приверженцем отеческих своих преданий (Гал. 1:14). Когда же Господь, избравший его от чрева матери, призвал его к апостольскому служению, он всю энергию, все силы своего великого духа посвятил проповеди имени Христова среди язычников. Делая это, он претерпел много скорбей от своих ослепленных неверием и ожесточенных против Христа единоплеменников.

Изучая жизнь и труды св. Павла по книге Деяний св. апостолов, поистине нельзя не прийти в изумление от необычной несокрушимой энергии этого великого "апостола языков." Трудно представить себе, как этот человек, не обладавший крепким здоровьем и физической силой (Гал. 4; 13-14), мог перенести столько невероятных трудностей и опасностей, сколько пришлось перенести их ап. Павлу, ради славы имени Христова. И что особенно замечательно: по мере умножения этих трудностей и опасностей, пламенная ревность его и энергия не только не ослабевали, а еще больше возгорались и крепли.

Вынужденный вспомнить для назидания Коринфян о своих подвигах, он так о них пишет:

"Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано было мне по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе" (2 Кор. 11:23-27).

Сравнивая себя с прочими апостолами и по смирению называя себя "меньшим" из них, св. Павел тем не менее со всей справедливостью мог заявить: "но я более всех их потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15:10).

И действительно, без благодати Божией обыкновенный человек не смог бы поднять таких трудов и совершить столько подвигов. Насколько мужественным, прямым и непоколебимым в своих убеждениях являл себя Павел перед царями и владыками, настолько же решителен и искренен был он и в отношениях со своими собратьями-апостолами. Так однажды он не остановился даже перед обличением самого апостола Петра, когда этот апостол дал повод к нареканию в малоазийской столице язычества Антиохии (Гал. 2:11-14). Этот факт важен, между прочим, тем, что ясно говорит против ложного утверждения римо-католиков, будто ап. Петр был поставлен Господом "князем над прочими апостолами" и как бы заместителем Самого Господа (от чего римские Папы присваивают себе титул "наместников Сына Божия"). Разве посмел бы св. Павел, бывший гонитель Церкви Христовой и позже других пришедший к апостольскому служению, обличать "заместителя" Господа Иисуса Христа? Это совершенно невероятно. Апостол Павел обличил св. Ап. Петра, как равный равного, как брат брата.

Жизнь и труды апостола Павла

С в. Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском г. Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города и как происходивший от иудеев, освободившихся от рабства римлян, Павел имел права римского гражданина . В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями (Деян. 17:28; 1 Кор. 15:33; Тит. 1:12). Свое окончательное образование он получил в Иерусалиме в славившейся тогда раввинской академии, у знаменитого учителя Гамалиила (Деян. 22:3), который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим (Деян. 5:34) и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом (Деян. 18:3; 2 Кор. 11:8; 2 Сол. 3:8).

Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина, потому сразу же по окончании своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Может быть, по назначению синедриона он был свидетелем смерти первомученика Стефана , (Деян. 7:58; 8:1), а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске (Деян. 9:1-2).

Господь, усмотревший в нем "сосуд избранный Себе," на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: "Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?" На вопрос Савла: "Кто Ты?" - Господь ответил: "Я Иисус, Которого ты гонишь." Господь повелел Савлу идти в Дамаск, с тем, что ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но свет не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.

Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим (Деян. 9:23 в 38 г. по Р. Хр). где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения эллинистов на жизнь Савла, он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 г. он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привез помощь нуждающимся (Деян. 11:30).

Вскоре после возвращения из Иерусалима - по повелению Духа Святого - Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие , продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, когда обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом . За время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийских городах Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии (малоазийские города). В 51 г. св. Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для христиан из язычников соблюдения обрядов Моисеева закона.

Вернувшись в Антиохию, св. Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил раннее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре св. Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним ап. Лукой. Из Македонии св. Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. В 55 г. св. Павел отправился во Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию (Деян. 17 и 18 гл.).

После недолгого пребывания в Антиохии св. Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 г.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в продолжение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое против Павла серебряных дел мастером Димитрием, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию (Деян. 1:9 гл.). На пути он получил от Тита известие о состоянии Коринфской церкви и о благоприятном действии его послания. Поэтому он послал с Титом из Македонии второе послание к Коринфянам. Вскоре он и сам прибыл в Коринф, откуда написал послание к Римлянам, намереваясь после Иерусалима отправиться в Рим и дальше на запад.

Попрощавшись в Мелите с Ефесскими пресвитерами, он прибыл в Иерусалим, где из-за возникшего против него народного мятежа был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 г., а в 61 г. Павел, как римский гражданин, по своему желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 г. достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Этим и оканчивается повествование о его жизни, имеющееся в книге Деяний апостольских (главы 27 и 28). Из Рима св. Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 г. и отправлены с Тихиком. Из Рима же в 64 г. написано и послание к палестинским Евреям.

Дальнейшая судьба ап. Павла в точности неизвестна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 г. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения Павлу дана была свобода, и он предпринял четвертое апостольское путешествие, на которое указывают его так называемые "пастырские послания" - к Тимофею и Титу. После защиты своего дела перед сенатом и императором св. Павел был освобожден от уз и снова путешествовал на Восток. Пробыв долгое время на острове Крите, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам (Тит. 1:5),что свидетельствует о рукоположении им Тита во епископа Критской церкви. Позже в своем послании к Титу ап. Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму 64 г. в Никополе (Тит. 3:12), близ родного Тарса.

Весной 65 г. он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первые узы (2 Тим. 4:20).Проходил ли св. Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица (Деян. 20:25), но он, по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол проходил через Троаду, где у некоего Карпа оставил свою фелонь (богослужебная верхняя одежда) и книги (вероятно тоже богослужебные, 2 Тим. 4:13), и потом отправился в Македонию. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе (2 Тим. 4:20) и встретившись на пути с ап. Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию (2 Тим. 4:10) и Италию, дошел до Рима, где оставил ап. Петра, а сам уже в 66 г. отправился далее на запад, дойдя, вероятно, до Испании .

После возвращения в Рим он был снова заключен в узы (второй раз), в которых и находился до смерти. Есть предание, что по возвращении в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке (1 Тим. 4:16-17), однако был заключен в узы. Из этих вторых уз он написал в Ефес второе послание к Тимофею, приглашая его в Рим на последнее свидание, в предчувствии своей близкой смерти. Предание не говорит, успел ли Тимофей застать в живых своего учителя, но оно рассказывает, что сам апостол уже недолго ждал своего мученического венца. После девятимесячного заключения он был усечен мечом , как римский гражданин, недалеко от Рима. Это было в 67 г. по Р. Хр., в 12-ый год царствования Нерона.

При общем взгляде на жизнь ап. Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу св. Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. После обращения своего он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым в своем призвании, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Вся жизнь апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением, грехом и вела его не к оправданию, а к осуждению, и только благодать Божия извлекла его из этого губительного заблуждения. С этого времени св. Павел старается лишь быть достойным этой благодати Божией и не уклоняться от своего призвания. Поэтому нет и не может быть речи о каких бы то ни было заслугах - все дело Божие .

Будучи полным отражением жизни апостола, все учение св. Павла, раскрытое в его посланиях, проводит именно эту основную мысль: человек оправдывается верою , независимо от дел закона (Рим. 3:28). Но отсюда нельзя вывести заключение, будто ап. Павел отрицает всякое значение добрых дел (см. напр. Гал. 6:4; Ефес. 2:10 или 1 Тим. 2:10 и другие). Под "делами закона " в его посланиях разумеются не "добрые дела" вообще, а обрядовые дела закона Моисеева . Надо помнить, что ап. Павлу во время его проповеднической деятельности пришлось вынести упорную борьбу с противодействием иудеев и иудействующих христиан.

Многие из иудеев и по принятии христианства держались взгляда, что и для христиан необходимо тщательное исполнение всех обрядовых предписаний Моисеева закона. Они обольщали себя горделивой мыслью, что Христос пришел на землю для спасения только иудеев , а потому язычники, желающие спастись, должны принять обрезание и исполнять все иудейские обряды. Это заблуждение так сильно мешало распространению христианства среди язычников, что апостолы должны были созвать в 51 г. в Иерусалиме Собор , который отменил обязательность обрядовых постановлений закона Моисеева для христиан. Но и после этого Собора многие иудействующие христиане продолжали упорно держаться своего прежнего взгляда и впоследствии совсем отделились от Церкви, составив свое еретическое общество. Эти еретики, противодействуя лично ап. Павлу, вносили смуту в церковную жизнь, пользуясь отсутствием Павла в той или другой церкви. Поэтому св. Павел в своих посланиях был и вынужден постоянно подчеркивать, что Христос - Спаситель всего человечества, - как иудеев, так и язычников, и что спасается человек не выполнением обрядовых дел закона, а только верою во Христа . К сожалению, эта мысль ап. Павла была извращена Лютером и его последователями- протестантами в том смысле, будто ап. Павел отрицает значение вообще всяких добрых дел для спасения. Если это было бы так, тогда не говорил бы св. Павел в 1-ом послании к Коринфянам, в 13-ой главе, что "если я имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я - ничто," ибо любовь как раз и проявляет себя в добрых делах.

Перечень посланий апостола Павла

Н а основании достоверных свидетельств, общий голос Церкви присваивает ап. Павлу авторство четырнадцати посланий, которые помещаются в Библии в следующем порядке:

1) Послание к Римлянам,

2) Первое послание к Коринфянам,

3) Второе послание к Коринфянам,

4) Послание к Галатам,

5) Послание к Ефесянам,

6) Послание к Филиппийцам,

7) Послание к Колоссянам,

8) Первое послание к Солунянам,

9) Второе послание к Солунянам,

10) Первое послание к Тимофею,

11) Второе послание к Тимофею,

12) Послание к Титу,

13) Послание к Филимону,

14) Послание к Евреям.

Порядок этот не хронологический, а расположенный по важности и обширности посланий и по сравнительному значению церквей и лиц, к которым послания адресованы. За посланиями к семи церквам следует послание к трем лицам, а послание к Евреям поставлено позади всех, потому что подлинность его признана позже всего. Послания ап. Павла делятся обыкновенно на две неравные группы: 1) Послания общехристианские и 2) Послания пастырские . К этим последним относятся два послания к Тимофею и послание к Титу, потому что в них указываются основы и правила доброго пастырствования.

Некоторые места в посланиях св. Павла, как например: 1 Кор. 5:9, также Кол. 4:16 - давали повод думать, что существовали еще другие Павловы послания, до нас не дошедшие. Приписываемая ап. Павлу переписка с неизвестным философом Сенекой, братом упоминаемого в Деяниях проконсула Галлиона (18:12), не заслужила признания своей подлинности.

Обзор учения апостола Павла

П ослания св. ап. Павла имеют в составе Нового Завета великое значение, ибо в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Кроме отдельных, особо любимых ап. Павлом истин Христовой веры, как например: о значении ветхозаветного закона по отношению к Новому Завету, о растлении и порче человеческой природы и о единственном средстве оправдания пред Богом через веру во Иисуса Христа - нет, можно сказать, ни одного частного пункта во всей христианской догматике, который бы не находил своего обоснования и подкрепления в Павловых посланиях. Большая часть посланий построена по одному и тому же плану. Начинаются они приветствием к читателям и благодарностью Богу за Его промыслительные действия о том месте, куда адресовано послание. Далее послание обыкновенно делится на две части - вероучительную (догматическую) и нравственную. В заключение св. апостол касается частных дел, делает поручения, говорит о своем личном положении, выражает свои добрые пожелания и посылает приветствия мира и любви. Язык его живой и яркий, напоминает язык ветхозаветных пророков и свидетельствует о глубоком знании ветхозаветного Писания.

Избранные тексты из посланий апостола Павла

Н е имея возможности более обстоятельно осветить разные стороны христианского учения ап. Павла, мы ограничимся здесь цитатами из его посланий, имеющими преимущественно нравственный характер . В них, как увидим, св. апостол разъясняет, в чем заключается подлинная духовная жизнь и к чему должен стремиться христианин. Для удобства мы приводим эти цитаты в алфавитном порядке по темам , чтобы читатель мог легко найти нужное ему наставление ап. Павла.

Благодать Божия и дары духовные: "Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии, потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии" (Рим. 8:14-16). "Дары различны, но Дух один и тот же... Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12:4-11). "Явилась благодать Божия, спасительная для всех людей, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тит. 2:11-13).

Смотри также: Рим. 5:2; 1 Кор. 12:1-11; 2 Кор. 3:5; 2 Кор. 4:7; 2 Кор. 6:1-2; 2 Кор. 8:9; Гал. 3:5; Еф. 4:7-12; Фил. 2:13; Ев. 4:16; Ев. 12:15.

Об отношении к богатству : "Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам (Бог) сказал: не оставлю тебя и не покину тебя" (Ев. 13:5). Смотри также:1 Тим. 6:9-11.

Жизнь - война духовная : "Облекитесь во всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолевши устоять. Итак станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекитесь в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие" (Еф. 6:11-17). Смотри также:1 Фес. 5:4-8; 2 Кор. 10:3-5; Кол. 2:14-15.

Вера и ее значение: "Верой (в Иисуса) мы получили доступ к той благодати, в которой стоим" (Рим. 5:2). "Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим. 10:10). "Мы ходим верой, а не ведением" (2 Кор. 5:7). "Во Христе Иисусе не имеют силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью" (Гал. 5:6). "Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, дар Божий" (Еф. 2:8). "Без веры угодить Богу невозможно" (Ев. 11:6). Смотри также: Рим:3:28-30, Рим. 14:23, 2 Кор. 13:5, Гал. 2:16, Гал. 3:26, Еф. 6:16, Ев. 11:1.

О Воскресении мертвых :1 Кор. 15:12-57; 2 Кор. 5:1-10; 1 Фес. 4:13-18; Фил. 3:10-11; Фил. 3:20-21; Ев. 2:14-15; Ев. 4:1-11.

О Втором пришествии Христа :1 Фес. 5:1-3; 2 Фес. 1:6-10.

О Девстве и браке :1 Кор. 7:1-17

О Добрых делах : "Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Гал. 6:9-10)."Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию" (1 Кор. 10:31). "Мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф. 2:10)"Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы угодны Богу" (Ев. 13:16). Смотри также: Еф. 6:8; Фил. 2:4; Кол. 3:23; Кол. 4:17; 1 Фес. 5:15; Тит. 3:14; Ев. 13:1-3.

О Благодарении Богу : "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу" (1 Тим. 6:6-10). "Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни" (1 Тим. 6:17-19).

Духовное обновление и христианская жизнь : "Кто во Христе, - тот новое творение. Древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5:17)."Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облекитесь. (В Церкви) нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово, и по обетованию наследники... Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал. 3:27-29, 5:16)."Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с ним во славе. Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его, и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства, - и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца" (Кол. 3:1-17).

"Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, - и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами" (Фил. 4:4-9).

"Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не унижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла" (1 Фес. 5:14-22).

Крещение - смерть для греха : "Нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим. 8:1-2). "Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир. Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" (Рим. 8:5-10).Смотри также: Рим. 8:1; 1 Кор. 5:7-8; 2 Кор. 5:17; Гал. 3:27-29; Гал. 5:16-26; Гал. 6:8; Гал. 6:15; Еф. 2:1-6; Еф. 2:14-15; Еф. 3:16-17; Еф. 4:22 - 5:11; Еф. 5:14; Кол. 3:1-17; Кол. 3:23-24; Фил. 2:14-15; Фил. 3:8-15; Фил 3:17; 3:20-21; Фил. 4:4-9; Фил. 4:11-13; 1 Фес. 5:14-22. О смерти для греха и крещении смотри также: Рим. 6:1-7; Рим. 8:1-17 и 8:32-34; Гал. 2:19-20 и Гал. 3:27; Кол. 2:11-14; 2 Тим. 2:11-13.

Единство верующих : "Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделения, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор. 1:1-10). "Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленными; ничего не делайте по упрямству или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие во Христе Иисусе" (Фил. 2:1-5). "Если друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом" (Гал. 5:15). "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12:18). Смотри также: Еф. 4:1-5; Еф. 4:13; Фил. 1:27.

Дела закона не оправдывают человека : Рим. 3:19 - 5:2 и послание к Галатам.

Жизнь и смерть : Фил. 1:21-24.

Искупление Христом и о Кресте :1 Кор. 1:18-24; 1 Кор. 2:2; Гал. 6:14; Фил. 3:18-19.

Рим. 5:10; Кол. 1:20-23; Ев. 5:1-9; 2 Кор. 5:19-21; Гал. 3:13-14; Еф. 1:7; Еф. 2:16; Тит. 2:14; Ев. 9:11-28; Ев. 10:5.Ев. 10:14-22.

Качества и обязанности служителей Божиих : епископа (1 Тим. 3:1-7), пресвитера (Тит. 1:5-9) и дьякона (1 Тим. 3:8-13).

Кротость и прощение : "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию... Если враг твой голоден, накорми его, если жаждет, напои его... Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12:19-21). "Кротость ваша да будет известна всем людям" Фил. 4:5). (Смотри также: Гал. 6:1, Кол. 3:12, 2 Тим. 2:25.

Любовь к Богу : "Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание (Псал. 43:23). Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, или Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:35-39).

Любовь к ближним: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся" (1 Кор. 13:1-8). Весь закон в одном слове заключается: "Люби ближнего своего, как самого себя"(Гал. 5:14). Смотри также:1 Фес. 4:9; 1 Тим. 1:5-6.

Молитва : "Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением" (Кол. 4:2). Смотри также: Рим. 8:26-27; Еф. 5:19-20; Еф. 6:18; 1 Тим. 2:1-3; 2:8; Ев. 13:15.

Мудрость Божия в спасении человека :1 Кор. 2:4-16; 1 Кор. 3:18-21; Еф. 1:17-19; Еф. 3:18-19; Еф. 5:15-17; Кол. 1:9; Кол. 2:3; Кол. 3:16.

Мужество : "Не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас спасения. И сие от Бога" (Фил. 1:28). Смотри также:1 Кор. 16:13.

О негодности тех, которые живут лениво : Ев. 6:4-8; Ев. 10:26-31.

Награда за добродетель: Рим. 2:6-17.

Оправдание верой и благодатью: Гал. 2:16-21; Гал. 3:18-26; Тит. 3:4-7.

Ответственность : Рим. 2:6-17.

Христос и Его две природы : Кол. 1:15-20; Кол. 2:9; Фил. 2:5-11; Ев. 1:1-4; Ев. 2:7-11.

Последние времена и антихрист:2 Фес. 2:1-12; 1 Тим. 4:1-2; 2 Тим. 3:1-5.

Подвиг, пост и умерщвлении греховной плоти: "Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, угодную Богу для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12:1-2)."Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор. 9:24-27). "Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал. 5:24).

Священное Писание боговдохновенно :2 Тим. 3:15-16; Ев. 4; 12.

Познание Бога : Рим. 1:19-32.

Помощь нуждающимся : "При сем скажу: кто сеет скупо (скупо жертвует), тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением: ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век (Псал. 111:9). Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей так, чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через вас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу" (2 Кор. 9:6-12).Смотри также:1 Кор. 16:1-4; 2 Кор. 8:11-15.

Примеры веры прежних праведников: Ев. 11:1 - 12:3.

Причащение Тела и Крови Христовых: 1 Кор. 10:16-17; 1 Кор. 11:23-32.

О радости : "Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17). "Плод Духа: любовь, радость, мир" (Гал. 5:22). "Радуйтесь всегда о Господе, и еще говорю: радуйтесь" (Фил. 3:1, 4:4, 1 Фес. 5:16).

Христианская свобода : "Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти" (Гал. 5:1, Гал. 5:13)."Берегитесь, чтобы свобода ваша не послужила соблазном для немощных" (1 Кор. 8:9-13). Смотри также: Рим. 14:13.

Святость: "Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (Левит. 26:12). И потому выйдете из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому и Я приму вас (Исаия 52:11); и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (Иерем. 3:19, Осия 1:10). Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием" (2 Кор. 6:16-7:1)."Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда, чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести" (1 Фес. 4:3-4).Смотри также:1 Кор. 6:15-20; 2 Кор. 6:16-7:1; Еф. 1:4; Кол. 1:22-23; 1 Фес. 4:3-4; Ев. 10:10; Ев. 10:14; Ев. 12:14-15.

Семья и об обязанностях ее членов : Еф. 5:22-33; Еф. 6:1-4; Кол. 3:18-21; 1 Тим. 2:9-15.

Скорби и искушения : "Через (Христа) верою мы получили доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда" (Рим. 5:2-4). "Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Притч. 3:11-12). Если же вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем общее, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, - то не гораздо ли более должны покоряться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней, а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется нам не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена и ходите прямо ногами вашими, чтобы хромающее не совратилось, а лучше исправилось" (Евр. 12:3-13). Смотри также: Рим. 5:2-4; 2 Кор. 4:8-18; 2 Кор. 1:3-6; 2 Кор. 7:10; 2 Кор. 12:10; 1 Фес. 3:3-4; 2 Фес. 1:6-7; 2 Тим. 3:12; Ев. 2:18; Ев. 4:15; Ев. 12:3-13; Ев. 13:12-14.

Смирение : "Ничего не делайте по любви к спорам или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя" (Фил. 2:3). Смотри также: Рим. 12:16; 1 Кор. 1:26-31, Кол. 3:12.

Снисхождение и помощь друг другу : "Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6:1-2).

Совесть : "Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере" (1 Тим. 1:18-19). Смотри также: Ев. 9:14; Ев. 10:22.

Нельзя судиться и ссориться:1 Кор. 6:1-7.

Христиане - сыны Божии: Гал. 4:7; Еф. 2:18.

Терпение : "Вы же, братия, не унывайте, делая добро" (2 Фес. 3:13). "Ты же, человек Божий, преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости" (1 Тим. 6:11). "Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное" (Ев. 10:36; Ев. 12:1; Рим. 5:3).

Трудолюбие : "Кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2 Фес. 3:8-12). Смотри также:1 Фес. 4:10-12; 1 Тим. 5:8.

Значение посланий апостола Павла

И так, послания ап. Павла являются богатейшим источником духовной мудрости и вдохновения. Нет, кажется, такой религиозной истины, которая бы не была освещена и разъяснена в его творениях. Причем, эти истины изложены апостолом не как отвлеченные богословские понятия, но как факты веры, воодушевляющие человека к праведной жизни. Откликаясь на конкретные проблемы, с которыми сталкивались христиане первого века, послания ап. Павла служат ценным дополнением к Евангелиям. Они разъясняют, как на деле преодолевать неизбежные в жизни испытания, как осуществлять высокие христианские идеалы, в чем состоит суть христианского подвига. Они живым языком описывают быт и подвиги первых христиан, становление христианских общин, дают цельный облик Церкви Христовой апостольского времени.

Послания ап. Павла не менее ценны и своими автобиографическими заметками. Из них видно, как применял апостол в своей личной жизни высокие христианские принципы, которые проповедовал - что содействовало его духовному росту, что помогало его миссионерской деятельности, где он черпал духовные силы. Первым фактором успеха миссионерской деятельности апостола было его уменье все свои великие таланты, душевные и физические силы сконцентрировать на одной цели - на служении Христу . Вторым фактором было полное предание себя водительству благодати Христовой , которая давала ему воодушевление и силы для преодоления всех внешних препятствий и собственных немощей. Благодать Божия помогла ему обратить к Христу значительную часть Римской империи.

По молитвам апостола Павла да вразумит и помилует нас Господь!

В Новый Завет входят и 13 посланий апостола Павла, написанных им к христианам, живущим в городах Риме, Коринфе, Ефесе, Филиппах, Колоссах, Фессалониках и в области Галатии, а также к частным лицам к Тимофею, Титу и Филимону. (Считается, что Павлом было написано и " ".) Послания Павла составляют четвертую часть Нового Завета. Передать все богатство Слова Божьего, заключенного в этих посланиях, просто невозможно. По-этому мы ограничимся лишь несколькими отрывками из них:

Любовь

"Бог есть любовь" - учит Слово Божие. В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел пишет о любви так: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы…" Любовь - это сущность учения Иисуса Христа. Иисус сказал: """Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим"". Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: ""возлюби ближнего твоего, как самого себя""; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (). А в другом месте Библии Иисус так говорит о любви Божией: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". (

Апостольское послание обращено к христианским общинам Рима. Христиане Рима – это сплошь новообращенные язычники. Не имея возможности общаться с римлянами напрямую, Павел в своем послании передает в сокращенном виде все тезисы своего учения. Послание Римлянам Апостола Павла по праву считается одним из лучших образцов древней литературы в целом.

Послание Павла к римлянам – читать, слушать.

На нашем сайте Вы можете прочесть или послушать Послание к римлянам. Послание состоит из 16 глав.

Авторство и время написания.

Послание к Римлянам имеет первое место среди всех посланий Апостола, хотя по времени оно не самое раннее. Написание Послания Святого Апостола Павла к римлянам ученые-библеисты датируют 58 годом. Вероятное место написания – Коринф. Послание к Римлянам было, вероятно, написано в конце третьего миссионерского путешествия Павла.

Подлинность послания не вызывает сомнений. Послание к римлянам всегда пользовалось большим авторитетом у отцов Церкви. В начале Послания Павел называет себя по имени. В последней главе Послания сказано, что записал его ученик Апостола – Тертий – со слов самого Павла. Другие свидетельства по тексту также говорят в пользу авторства Павла.

Основные темы послания Павла к римлянам.

В своем Послании автор поднимал множество тем, важнейших для христианского богословия на пути его становления. Особое внимание Павел обращал на один из источников главных разногласий в Церкви того времени – Моисеев закона для вошедших в Церковь язычников.

Второй по важности темой, которую поднимает апостол Павел в своем Послании к римлянам, является реакция Израиля на распространение Благой Вести.

Заключительные главы Послания несут наставления христианам римской общины.

Толкование на Послание Павла Римлянам.

В своем послании Павел обращается к христианам Рима, которые в большинстве своем были прежде язычниками, лишь малая часть римских христиан была евреями. Павел сам именует себя «апостолом язычников». В последней главе Послания автор шлет личные приветствия деятелям Римской Церкви (всего он называет 28 имен), из чего можно сделать вывод, что Апостол Павел имел большое влияние на Христианскую общину. Многие из ведущих деятелей данной общины обратились к вере благодаря деятельности Павла.

Одной из целей написания Послания к Римлянам было сообщить общине о своем намерении посетить Рим и подготовить христиан к своему приезду. Павел всегда имел огромное желание посетить римскую общину и хотел, чтобы верующие Рима молились об исполнении этих планов. Павел хотел лично благовествовать римлянам о всеобщем спасении. В Послании Павел знакомит римлян с планом триединого Бога по спасению человечества. Также Павла волновали противоречия, которые возникали в римской христианской общине между евреями и язычниками. Павел говорил о преимуществе «быть иудеем», однако подчеркивал «доступность» веры и Бога для остальных народов.

Апостол Павел в Послании Римлянам много рассуждает о «правде Божией», которая принимается верой. Эта правда присуща Богу и проявляется во всех Его действиях. Эту правду Бог дает человеку через веру.

Краткое содержание Послания Апостола Павла к Римлянам.

Глава 1. Вступление, приветствие, изложение темы Послания. Рассуждения о том, что в гневе Божьем раскрывается Его праведность.

Глава 2. О людских судах и Суде Божьем. Иисус Христос. Осуждение неверия и лицемерия евреев.

Глава 3. О греховности и неверии. Каждый осознает греховность свою. О праведности Божьей.

Глава 4. Примеры праведности Божьей. Праведность оценивается по вере.

Глава 5. Греховность и праведность в противопоставлении.

Глава 6. Об освящении. О службе праведности.

Глава 7. Триада Вера-Грех-Закон.

Глава 8. Сила и уверенность освященных

Глава 9. О праве Бога совершать избрание. Объяснение принципа избрания. Израиль – как избранный народ. Результаты избрания.

Глава 10. Отношение Бога и Народа Богоизбранного.

Глава 11. Неизменность Божьего избрания. О взаимоотношениях язычников с Богом.

Глава 12. Божия праведность проявляется жизни язычников. О христианском служении и взаимоотношениях.

Глава 13. Об отношении к властям, о жизни и приближающемся спасении.

Глава 14. О взаимоотношениях между верующими.

Глава 15. О подражании Христу. О личных планах апостола Павла посетить римлян.

Глава 16. Приветствия членам римской общины.

Из послания к римлянам

В Послании к римлянам святой апостол Павел выражает желание свое прийти к ним, увидеть их, чтобы преподать всем находящимся в Риме «возлюбленным Божиим, призванным святым» «некое дарование духовное к утверждению их, то есть утешиться с ними верою общею» - их верою и его верою. Намеревался апостол благовествовать римлянам, знакомым уже с истинами христианства, имея целью доказать, что благовествование есть «сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и еллину».

О христианской жизни пишет в своем послании апостол Павел: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (см. Втор. 32, 35). Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». (Рим. 1, 7, 10–12, 16; 12, 10–21)

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро. Если же делаешь зло, бойся. Повиноваться же надобно не только из страха наказания, но и по совести. Итак отдавайте всякому должное. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона». (Рим. 13, 1, 3–5, 7–8, 10)

Из посланий к коринфянам

«Умоляю вас, - взывает письменно апостол Павел к коринфянам, о которых он узнал, что между ними происходят споры, несогласия и разные уклонения от учения Христова, которое он преподал им, - подражайте мне, как я Христу». «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись». (1 Кор. 4, 16; 10, 24, 33)

О свойстве и значении любви христианской поучает святой апостол Павел: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает». (1 Кор. 13, 3–8).

Разрешая сомнения, возникшие между коринфянами под влиянием лжеучителей, появившихся между ними, апостол Павел пишет им: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию», и что Он являлся многим по Своем воскресении, «а после всех явился и мне, как некоему извергу».

«Ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали». (1 Кор. 15, 1–4, 8–11)

«Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе (см. Ис. 49, 8). Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем». (2 Кор. 6, 1–10)

Возвышая таким образом собственное апостольское достоинство в глазах коринфян, смущаемых разными лжеучениями, святому апостолу Павлу было доступнее устранить их недоразумения и облегчить себе возможность расположить их подчиниться благому влиянию. Вместе с тем выражает он и доверие к их послушанию и вниманию к его предостережениям и радость свою, что во всем может положиться на них (см. 2 Кор. 7, 16). При этом напоминает им об их расположении помогать бедным от избытков своих и советует делом доказать это расположение: «Совершите же теперь самое дело, - пишет он им. - Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тягость, но чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка (см. Исх. 16, 18). При сем скажу: кто сеет скупо, для того и жатва скупа; а кто сеет щедро, для того щедра и жатва. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.

Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век (см. Пс. 111, 9).

Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего производит во многих обильные благодарения Богу, так как, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию». (2 Кор. 8, 11–13, 15; 9, 6–14)

«Впрочем, братия, - оканчивает святой апостол Павел свое Второе послание к коринфянам, - радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами». (2 Кор. 13, 11)

Из послания к галатам

В своем Послании к галатам, воспринявшим учение посетившего их святого апостола Павла, но отпавших от учения его под влиянием лжеучителей, возбудивших в них недоверие к благовестителю учения Христа, святой апостол пишет им: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (см. Лев. 19, 18)».

«О, если бы удалены были возмущающие вас! (то есть те, которые внушали, что спасение - в исполнении внешних обрядов Моисеева закона, теряя из вида смысл и дух его, вложенный в него Христом, без веры в учение Которого, проповеданное им Павлом, не спасет и исполнение временного, ветхого закона)».

И вот святой апостол напоминает им, что спасение не в одном только исполнении внешних обрядов, которое не препятствует им «угрызать и съедать друг друга», но и в постижении и усвоении себе Духа Христова. «Плод же духа, - вразумляет святой апостол Павел, - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте его в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». (Гал. 1, 6–7, 11–12; 5, 7, 4–6, 14, 12, 15, 22–23, 25–26; 6, 1–2, 9–10)

Из послания к ефесянам

В Послании к ефесянам апостол Павел также руководствует в борьбе с иудействующими лжеучителями, которые смущали неокрепших в вере христиан и язычников. И также увещевает он новообращенных не придерживаться только буквы закона, но действовать сообразно духу его, вникая во внутренний смысл его, раскрытый учением Христовым. Напоминая им, что ему, «узнику в Господе», «дана благодать благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово», он продолжает письменно: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». Убеждает апостол «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».

«И посему, - пишет он, - отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу».

«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, чтобы оно доставляло благодать слушающим. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле (см. Исх. 20, 12).

Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством…» (Еф. 3, 8; 4, 1–3, 5–6, 24–32; 6, 1–3, 18)

Из послания к филиппийцам

К филиппийцам, как воспринявшим с верой и соблюдающим учение, преподанное им апостолом Павлом, он пишет: «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас. Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение. Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился».

Предостерегал также апостол Павел филиппийцев и от иудействующих лжеучителей: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все.

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами». (Флп. 1, 3; 2, 2–4, 12, 14–16; 3, 17–21; 4, 4–9)

Из послания к колоссянам

Укрепляя и колоссян в том знании и душевном настроении, которое возбудил в них благовестием своим святой апостол Павел, он вместе с тем и предостерегает их, как пылких и способных к увлечениям людей: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». «О горнем помышляйте, а не о земном». «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». (Кол. 2, 8; 3, 2, 16–17, 14)

Из посланий к фессалоникийцам

В своем Первом послании к фессалоникийцам апостол Павел успокаивает их среди смущавших их недоумений о загробной жизни: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами».

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Удерживайтесь от всякого рода зла». (1 Фес. 4, 13–18; 5, 16–18, 22)

«Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Вы же, братия, не унывайте, делая добро. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата». (2 Фес. 3, 10–15)

Из посланий к Тимофею и Титу

Послания святого апостола Павла к Тимофею и к Титу называются пастырскими, потому что в них содержатся наставления для проходящих пастырское служение или готовящихся к нему. В них предупреждает апостол и о предстоящих гонениях и утверждает в борьбе с лжеучителями:

«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». (2 Тим. 3, 12–17)

Из послания к Филимону

В своем Послании к Филимону, обращенном к преданному вере Христовой знатному гражданину колосскому, святой апостол Павел просит его простить и принять бежавшего некогда от него раба Онисима, обращенного теперь апостолом в веру Христову.

«Он был некогда негоден для тебя, - пишет Павел Филимону, - а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе».

«Так, брат, - просит святой миротворец, - дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе». При этом, благодаря Филимона за его благотворительность вообще, радуясь любви и вере его к Господу Иисусу и ко всем святым, апостол Павел прибавляет: «Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю». (Флм. 1, 11–16, 20–21)

И действительно, Филимон отозвался не только прощением, но и отпустил на свободу раба своего Онисима, так что он мог возвратиться в Рим к Павлу и служить ему, усердно исполняя поручения его, и впоследствии принял мученическую смерть, быв побит камнями (в 109 году) за ревностное содействие к распространению веры Христовой. За то же и такой же участи подвергся и святой апостол Филимон, бывший господин раба своего, святого апостола Онисима.

Из послания к евреям

Послание к евреям было написано апостолом Павлом, когда, по смерти апостола Иакова, положение палестинских христиан из иудеев, ожесточенно гонимых своими же неуверовавшими иудеями, стало угрожать ослаблением в них веры в воскресшего Христа, так что некоторые из них стали оставлять свои христианские собрания и готовы были возвратиться в иудейство. На это и не замедлил написать им Павел из своего заключения. Объясняя им все превосходство новозаветного учения перед ветхозаветным, называя прежний закон только «тенью будущих благ», утверждая, что «отменение прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу», апостол повторяет: Бог дал нам «способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит». (Евр. 10, 1; 7, 18–19. 2 Кор. 3, 6)

«Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус», «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари». (1 Тим. 2, 5. Кол. 1, 15)

И при этом напоминает, в чем должно состоять поведение последователей Христа:

«Братолюбие между вами да пребывает. Страннолюбия не забывайте. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя (см. Нав. 1, 5), так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? (см. Пс. 117, 6).

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

Прошу вас, братия, примите это слово увещания. Благодать со всеми вами. Аминь». (Евр. 13, 1–3, 5–9, 16–17, 22, 25)

Древний город Коринф расположен на перешейке, соединяющем Грецию с полуостровом Пелопоннесом.

Во времена апостольской проповеди Коринф являлся важным торговым городом древней Греции. Славился науками и разного рода искусством.

Большую часть своего времени жители этого города проводили за играми и состязаниями, философскими беседами и чувственными наслаждениями.

Святой апостол Павел, проходя многие земли с проповедью учения Христова, впервые посетил этот город во время своего второго миссионерского путешествия.

Апостол проповедовал в Коринфе среди иудеев и язычников, и, покидая эти края, он основал здесь небольшую христианскую общину.

Согласно Книге Деяний апостольских, завершив свою проповедь в Коринфе, Павел отправился в Иерусалим, желая успеть на праздник Пасхи.

Побывав в Кесарии, апостол пришёл в Иерусалим, приветствовал церковь и отошёл в Антиохию, откуда отправился в своё третье миссионерское путешествие.

Проходя с евангельской проповедью новые земли и города, святой Павел не забывал и о тех странах и областях, где ранее уже основал Церковь Христову.

Молодым христианским общинам святой Павел отправлял свои многочисленные послания, в которых наставлял и укреплял их в вере. Одно из них - Первое послание к Коринфянам, написанное апостолом Павлом в Ефесе.

Главным поводом к его написанию стали дошедшие до апостола слухи о религиозных спорах и разногласиях в этой общине. Складывалось впечатление, что в Коринфе возникли отдельные религиозные партии или секты.

Прибывшие из Коринфа христиане несколько успокоили дух апостола Павла, однако слух о бытующих в Коринфе разногласиях был ими подтверждён.

У христиан молодой Коринфской церкви возникли споры по многим вопросам: о супружестве и девстве, об идоложертвенной пище и многом другом. Все эти недоумения и разногласия апостол разрешает в своём богодухновенном послании.

Свои наставления Павел начинает обычным приветствием и благословением и далее призывает всех к единству. "Умоляю вас, братия, - пишет он, - именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях" (1 Кор. 1:10).

"Ибо…сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?"

"Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог…Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение".

Этими словами апостол Павел подчеркнул, что личные качества и личный авторитет проповедника не имеют первостепенного значения. Главное - это вера во Христа и правильное изложение учения о Царствии Божием.

Далее в своём послании Павел поясняет сущность христианства, которая заключается не в какой-либо мудрой философской системе, что было бы вполне естественно для древних греков, и даже не в чудесах, которых ждали иудеи, но в том, что истинный Бог и истинный человек Иисус Христос был распят на кресте, умер за грехи всего мира и воскрес из мёртвых.

Но для греков одна только мысль о том, что Бог умер на кресте, казалась безумием. А для иудеев свидетельство о том, что Мессия был распят, являлось большим соблазном. "Ибо слово о кресте, - говорит апостол Христов, - для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия".

Проповедь о Кресте Христовом не может сравниться ни с каким другим учением, ибо является не плодом человеческого ума и мудрости, но откровением Святого Духа.

Именно поэтому принять эту Божественную истину во всей её глубине может лишь человек, утвердившийся в духовной и нравственной жизни. Тот, кто старается всем сердцем жить по учению Евангелия.