Молебен о здравии или молебен о болящих. Молебен о здравии и иные требы: как и кому заказать в церкви или монастыре Что такое молебен с водосвятием

В древности на Руси верующие люди каждый шаг жизни освящали молитвой. По праздникам и воскресеньям вся семья была на церковной службе. Свадьбы, рождение детей, похороны - все сопровождалось молитвой в храме. Перед началом сельскохозяйственных работ, путешествием и даже рытьем колодца заказывали в церкви молебны. С Божиим благословением спорилась любая работа.

Сейчас добрые традиции забыты. Многие люди не знают, для чего нужен молебен, что это такое и как правильно молиться перед важными событиями жизни. Не следует ждать непреодолимых трудностей или тяжелой болезни, чтобы обратиться к Богу. Как заказать молебен и в каких случаях он должен совершаться, лучше узнать заранее.

Отличие молебна от домашней молитвы

Молебен - это короткое богослужение, включающее в себя молитвы и прошения конкретного человека или группы людей на определённое начинание. В церкви молебен иначе называют «треба», от слова «потребность», «необходимость». Молебны могут совершаться только за живых, крещенных в Православной вере людей. Молитва о усопших называется Панихида.

Молебен в церкви.

Важно! Заказать молебен можно только в те дни, когда Церковь допускает их совершение. Просительные требы не служатся в дни Великого Поста , исключая субботу и воскресенье.

Зачем совершать требы в храме, когда Бог в любом месте слышит искреннюю молитву?

Как писать записки

Для поминания на молебне необходимо подать в свечной ящик (киоск) записку с именами о здравии . На специальном бланке или аккуратном листе бумаги пишется заголовок «Молебен просительный (или благодарственный) о здравии», затем указывается, кому заказывается треба: Господу, Пресвятой Богородице, святому (имярек). Ниже в столбик, разборчивым почерком, перечисляются имена живых, крещенных христиан. Записка с пожертвованием передается в киоск или непосредственно на стол, где отправляется треба.

Записки для молебна

Дополнительные прошения на молебнах

Традиционно в церквях служат один водосвятный молебен для всех, с включением индивидуальных прошений, указанных в записках. Для разных случаев можно заказать следующие прошения:

  1. о здравии болящих
  2. об отправляющихся в путешествие (поездку, командировку)
  3. благодарение Богу
  4. о начале всякого доброго дела

Молебны, совершаемые вне храма

Священника можно пригласить домой для совершения следующих треб:

  1. освящение дома (служится во вновь построенном доме или в квартире при необходимости), служебного помещения, предприятия.
  2. освящение поля или огорода
  3. освящение автотранспорта
  4. закладка фундамента, колодца (водоносной скважины).

Особые молебны существуют на начало строительства церкви, установку креста, поднятие колоколов.

Заказной молебен

Ежегодные молебны

  • Новолетие - особое последование, совершающееся в церкви на гражданский Новый Год, на Новый Год по старому стилю.
  • Благодарственный молебен на Рождество Христово - служится в память победы в Отечественной войне 1812г
  • Великое освящение воды - праздник Крещения Господня . Главный из водосвятных молебнов.
  • Благодарственный в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) - в честь восстановления почитания икон в 9 веке. Этому событию христиане обязаны множеством чудотворных икон и возможностью молиться перед образами дома.
  • Освящение меда (Медовый Спас) - молебен, совершающийся 14 августа, в память «изнесения Древ Креста Господня». Во время свирепствующих летом эпидемий в 7-8 веках в Византии принято было обходить города со святыней - частицами Креста Господня, испрашивая у Господа избавления от болезни. Это событие не имеет отношения к меду, но поскольку к середине августа на Руси начинался сбор меда, то начатки урожая приносили для благословения и пожертвования в церковь. На водосвятном молебне, отправляющемся в этот день, читается молитва на освящение меда.
  • Освящение плодов (

О ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний.

Благодарственные молебны адресуются только Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого он будет совершаться.

Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (болезнь, засуха, война).
Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный – «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне. Болеем ли мы? – Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? – На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? – Выслушаем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? – Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? – Будем служить благодарственный молебен…

Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле и т.д. Может соединяться с .

По структуре молебен представляет собой сокращённый вариант . Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а после его 6-й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением одних лишь ирмосов или припевов канона.

О недопустимости молебнов после Литургии

Заказ молебнов или панихид сразу после литургии теми, кто в ней участвовал является непониманием сущности Евхаристии. Ниже мы приводим несколько авторитетных мнений по этому вопросу.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

На епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2009 года Патриарх указал на недопустимость совершения общего молебна после Божественной литургии и напомнил, что молебен – это краткая утреня. Служение молебна как части Литургии противоречит церковному уставу, сказал Патриарх и отметил, что практика совершения общих молебнов возникла в советское время, когда было «мало храмов, а просьбы отслужить молебен поступали, и чтобы на все просьбы ответить, объединяли все прошения в общий молебен».
Патриарх призвал отходить от этой практики и служить молебны, когда их заказывают: «Заказывают – послужи, заказали с акафистом – надо отслужить с акафистом», – сказал Патриарх. – Отходить от практики. Заказывают – послужить. А делать частью литургии – против церковного устава.

Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия.

Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения!

После заупокойной Литургии, на которой совершилось поминовение усопших, и на проскомидии и на ектении, после отслуженного накануне парастаса просьба о совершенно частной, моей собственной, моей личной панихиды, т. е. исковерканной заупокойной утрени, сведенной на 10-минутную требу, звучит опять-таки таким непониманием сущности евхаристического Жертвоприношения за упокоение душ усопших.

Еще, может быть, большим литургическим противоречием является вообще служение молебна после Литургии, молебна сегодняшнему святому. Это есть отрицание всего прекрасного архитектонического плана нашего богослужения. Суточный круг последований данного праздника или святого, начавшийся накануне с вечерни, перешедшей потом в утреню (с их стихирами, тропарями, канонами и кондаками, в которых постепенно, все больше и больше нарастая, раскрывалось значение празднуемого события) закончился, завенчался Божественной Литургией, Тайной Вечерей в честь данного события или святого.

Это та вершина богослужебного откровения, выше которой не может и не смеет быть ничего. Если что-то есть, что может быть выше евхаристического прославления данного праздника, то, значит Литургия – не вершина, значит, есть что-то важнее в круге и иерархичности священных воспоминаний и чинопоследований, что выше Тайной Вечери. И таковым является молебен тому или иному святому или празднику, в котором представлена сокращенная до всякой потери индивидуальности данного праздника и воспоминания утреня с запевами канона вместо самого канона, с величанием вместо глубоких по содержанию стихир, пропетых накануне, и, конечно, с подачей записочек о здравии и с многолетиями тому или иному лицу.

Несказанно грустно, скорбно, больно за литургическую безграмотность, за попрание основных принципов устава церковного благолепия, за нарушение церковной красоты. Мы это говорим с полной сознательностью и убеждением не потому только, что это является нашим литургическим убеждением, нашим личным переживанием богослужебного строя, a потому, что за собой мы слышим дорогой нам голос тех наших Учителей, именно Учителей с большой буквы, литургический слух которых был безошибочен и понимание смысла и строя нашего богослужения было непогрешимым.

«А сегодня на литургии изобразительные пели полностью, на блаженнах – что полагается из канона святого и отцев. Тропарей и кондаков у нас только шесть, читалось три Апостола и три Евангелия. Конечно, молебна не было, ибо не полагается после литургии, а только пред «Буди имя Господне» – тропарь святому и молитва. Но многолетие и вчера после молебна, и сегодня после литургии было. Многолетствовал и преосвященнейшему Корнилию, епископу Вязниковскому и Яропольскому, с богохранимой паствой владимирской. И со стороны продолжительности соблюли устав, который требует, чтобы литургия шла один час. У нас часы и литургия с многолетием заняли 1 час 5 минут».

Преподаватель регентского факультета Свято-Тихоновского университета Евгений Тугаринов, регент архиерейского хора Русского православного собора в Лондоне (из интервью)

– В России относятся к молебнам и литиям после литургии по-разному. Например, архимандрит говорил что это ни к чему – в Чаше заключена вся полнота.

– Вот и владыка () и отец Михаил (Фортунато) говорили мне примерно то же самое: зачем молебен, зачем панихида, мы уже всех поминали на проскомидии.

Священник , настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва, духовник Свято-Владимирского учебного центра, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия»

Если человек участвует в Литургии, если мы говорим, что он одновременно ее сослужитель, то он пришел в храм не просто просить что-то лично для себя, но в этот момент стал Церковью, исполнил себя как член Тела Христова. И поэтому когда совершается Литургия, она обнимает собой каждого человека лично со всеми его нуждами, печалями и тугами. Веровать во святую апостольскую – значит верить, что она и все твое прошение, всю глубину твоей скорби, твоей радости, твоего горя, твоего благодарения принесла к престолу Божию.

Но люди, которые не видят в Церкви ее всеобъемлющего значения, потом приходят и просят – специально для меня послужите вот по этому конкретному поводу, хотя в самой Литургии уже заключено исполнение всех этих прошений. И в практику нашей Церкви давным-давно вошло служение после Литургии молебнов и панихид. Зачем? Подал ты записку или не подал, раз ты в Церкви стоишь, разве тебя Господь не видит? Разве Он не знает прежде твоего прошения все, что ты хочешь у Него попросить?

И поэтому служить после Литургии молебен просто бессмысленно. Происходит это только оттого, что часть людей, пришедших на службу в храм, участвует в Литургии, а часть – находится во время Литургии. Часть людей – отдается полностью соединению Церкви, а часть переживает немножечко иначе: они пришли, отстояли службу, а уже потом для них начинается самое главное, – сейчас будут просить о его личной конкретной просьбе, о его здоровье, о его путешествии, хотя все это в Литургию входит духовно, потому что приносится жертва, и Он, Спаситель мира, приносит жертву за всех и за вся.

Это так привычно стало, – заканчивается Литургия, священник выходит служить водосвятный молебен. Но вы себе представить не можете, как священнику внутренне тяжело и нелепо служить молебен после Литургии, когда все, что можно, у Бога испросили.

Тогда возникает вопрос: зачем существуют молебны, зачем существуют панихиды? А они существуют как внелитургическое действие. И сейчас нигде, ни в Греции, ни в Болгарии, мы не встретим совершение молебна после Литургии, и в России раньше такой практики не было. Священник приглашался в дом или в какое-то определенное место, и служился молебен по конкретному поводу с конкретными людьми. Например, молебен на ниспослание дождя.

Но если есть нужда молиться о ком-то особенно, например, о болящем, об этом должна молиться вся , все вместе, а не отдельно священник за отдельно взятого человека. Поэтому существует специальное прошение, которое при необходимости вставляется в сугубую ектению, – и о путешествующих, и о страждущих, и о болящих. И тогда о ком-нибудь одном или, может быть, о двух-трех людях, которые близки сердцу каждого в храме, будет молиться вся Церковь.

В православном богослужении молебен относят к кратким церковным службам, при которых верующие обращаются с молитвенным словом к Самому Господу Богу, к Пресвятой Богородице, к ангелам и к святым.

Молебны чаще всего совершаются по окончании Литургии, но при необходимости могут проводиться и в любое другое время.

Молебны подразделяют на:

— просительные и благодарственные;

— частные и общенародные.

При просительных молебнах верующий призывает Божью помощь, а при благодарственных – славит и благодарит Творца нашего за Его любовь к нам и за Его милость. Поводов для совершения молебна может быть великое множество.

Частные молебны – это службы по просьбе верующих. К общенародным относят те службы, которые осуществляются богослужителями по общественно-церковным нуждам (пред Святыми праздниками и при чрезвычайных ситуациях).

В чем истинный смысл молебна?

Истинный смысл любого молебна – это обучение каждого верующего правильному обращению к Господу Богу. Православная Церковь стремится одухотворять жизнь человеческую при помощи многообразия молебнов, она учит нас совершать свои земные деяния согласно Божьей Воле и с Его благословением и помощью. Каждый верующий должен знать, как обращаться к Спасителю нашему, как просить Его направлять все дела наши так, чтобы стали они угодными Ему и полезными всем членам Его Общества.

Через обращения к Богу, через осознание того, что все сущее на Земле – есть Его творение и зависит лишь от Него, мы учимся искренне любить Творца Своего и во всем полагаться на Волю Его.

Чем молебен отличается от домашней молитвы?

Различие между домашней молитвой и молебном заключается в том, что домашняя молитва совершается верующим частно, в единении с Богом без постороннего присутствия кого-либо, а молебен осуществляется соборно, не одним человеком, а группой в виде священнослужителя и верующих. Согласно Священному Писанию, именно групповая молитва имеет наибольшее значение и наибольшую ценность в Божьих очах.

Также зачастую молебен сопровождается малым освещением воды, при котором на воду посылается Самим Господом Богом Благодать Духа Святого.

При подаче записки на молебен верующий обязан указать то, каким должен быть предстоящий молебен: водосвятным или же простым. При водосвятном молебне по окончании данной церковной службы святую воду отдают прихожанам для того, чтобы они использовали все ее целебные свойства для исцеления и укрепления здоровья своего и своих близких, а также для окропления жилища и защиты его от нечистой силы и нечистого духа.

Большинство молебнов проходит в Храме. Их могут совершать по прошению верующих, в честь различных церковных праздников или же в бедственных случаях.

К молебнам также причисляют и чины освящения различных святынь, человеческого жилища, транспортных средств и пр. В связи с этим некоторые молебны могут совершаться в различных общественных местах согласно их основной цели и предназначения.

Чтобы заказать определенный молебен, нужно за свечным ящиком подать правильно составленную записку. Особенности ее написания заключаются в последовательном заполнении всех необходимых пунктов, таких как:

— вид молебна (об исцелении недугов, благодарственный, о помощи в путешествии и т.д.);

— указание того, кому возносится моление (Спасителю, Божией Матери и ее образам, различным почитаемым Святым);

— перечень тех имен, о ком будет осуществляться молебное пение.

Подав заказную записку на молебен, не нужно торопиться покинуть церковь. Стоит остаться в ней и дождаться молебна, чтобы вместе со священником придаться молитве. Конечно же, Спаситель приемлет абсолютно любую жертву, ибо Он милосерден к каждому, в чьем сердце живет вера в Него. Однако, в первую очередь Его милость и помощь получает именно тот, кто более всех остальных поистине в них нуждается.

Кому из Образов Матери Божией и Святых Угодников и при каких случаях совершается молебен?

Молебное пение возносится:

— Владимирской иконе при различных жизненных ситуациях и при душевных муках и терзаниях;

— Казанской иконе при сложных жизненных обстоятельствах, а также при проблемах со зрением;

— иконе «Целительница» при наличии тяжелых и неизлечимых болезней;

— иконе «Нечаянная радость» при проблемах со слухом;

— иконе «Неупиваемая Чаша» при одержимости разными недугами (наркоманией, алкоголизмом и пр.);

— иконе «Споручница грешных» в тех случаях, когда имеются неврологические заболевания (энцефалопатия, эпилепсия, Болезнь Альцгеймера и т.д.);

— иконе «Всех Скорбящих радость» при душевных и телесных страданиях и недугах;

— иконе Федоровской о помощи в родах, о здоровье молодых матерей и их новорожденных ;

— иконе «Всецарица» если есть онкология ;

— иконе «Одигитрия» при душевном «сумраке», при унынии и тоске ;

благоверным князьям Глебу и Борису при болезнях опорно-двигательной системы ;

— великомученице Варваре чтобы смерть не пришла внезапно без покаяния ;

— священномученику Власию о помощи в хозяйстве, о здравии домашней скотины ;

— Святому пророку Захарию и праведной Елизавете при бесплодии ;

— Праведному Иоанну Кронштадтскому в тех случаях, когда в семье постоянные неурядицы;

— священномученикам Кипpианy и Иустине от колдовской силы и бесовских нападок;

— блаженной Матроне Московской при проблемах житейских и нуждах;

святителю Николаю Мирликийскому обращаются за помощью в дороге и в деле торговом;

— великомученице Параскеве Пятнице о женском счастье, о семье, о детях и о муже;

— преподобному Серафиму Саровскому при психических заболеваниях;

— священномученику Спиридону Тримифунтскому при наличии проблем с жильем .

Данный список является лишь краткой частью полного перечня всех Образов Богородицы и Святых Угодников, но самое главное что Господь, Пресвятая Богородица и Святые угодники помогают в любых случаях если человек просит с верой. Полный список можно узнать в любом храме.

Молебен - благодарственное или просительное богослужение, совершаемое в храме или вне его по просьбе верующих или в бедственных случаях. Молебен служится Господу Иисусу Христу, Божией Матери или какому-либо святому. Для освящения воды служится водосвятный молебен (см. Водосвятие). После литургии в воскресные и праздничные дни совершается праздничный молебен – на него подаются записки о здравии. Благодарственный молебен – благодарение Богу, Божией Матери или святому за явленную от них помощь. Существуют также молебны «На начало всякого дела», «О путешествующих» и другие.

В храме молебны совершаются обычно после окончания литургии. Однако молебны не связаны с ней и могут совершаться в любое время, когда в этом есть необходимость. Молебны бывают просительными, когда молятся о том, чтобы Бог исполнил какую-либо просьбу, помог в нужде, и благодарственные, когда благодарят Его за милости и дары, которые Он нам посылает. Эти два вида молебнов связаны: один как бы начинает дело, а второй его заканчивает. Если, получив просимое, мы не благодарим Бога (а это бывает, увы, очень часто), то с какой совестью мы будем опять просить Его, а ведь это, конечно, случится? И можем ли тогда надеяться на исполнение новой просьбы? Поэтому, совершая просительный молебен, надо помнить и о совершение благодарственного.

Молебны совершаются по нужде какого-либо одного человека, но есть такие, которые служатся для всех, например, по случаю храмового праздника или во время стихийных бедствий. Такие общественные молебны бывают и с крестным ходом.

На крестном ходе впереди идут певчие, за ними несут фонарь, затем попарно запрестольный крест и икону, праздничные и другие храмовые иконы, затем идет духовенство с Евангелием и крестом, а далее народ.

Болеем ли мы? - Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? - На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? - Выслушем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? - Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? - Будем служить благодарственный молебен.

Кроме частных молебнов, существуют и общенародные молебные пения. Церковь содержит множество таковых - водосвятный и новогодний; во время безведрия (при ненастье) и бездождия (при засухе); молебны о страждующих от нечистых духов и от недуга пьянства; торжественные чины в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) и в Рождество Христово...

Молебен о здравии


Заказать молебен в Иерусалиме

Порой к молебнам добавляют акафисты, каноны. Часто священники, завершая богослужение, помазуют молящихся освященным елеем, окропляют святой водой.

По вере нашей Господь подает Свою помощь весьма скоро после молебна. Поэтому не надо злоупотреблять этим священнодейством, заказывая по одному поводу молебен несколько раз (исключение - молитва о болящих и служение молебнов по обету).

Как и каждое богослужение, молебен начинается возгласом священника: Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно и во веки веков . Этим призываются все молящиеся к благодарению Бога нашего Создателя и Покровителя, от Которого зависит наша жизнь и благополучие и в эти дни, и во веки веков. После этого молящиеся обращаются к Святому Духу, прося Его придти и вселиться в их души. Поется Трисвятое - последовательность молитв: вначале три раза повторяется: Святый Боже, Святый, Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас . Затем - Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно во веки веков . Пресвятая Троица помилуй нас ; Три раза Господи, помилуй ; Снова Слава…и ныне ; Заканчивается Трисвятое молитвой Господней: Отче наш .

12 раз повторяется Господи, помилуй и звучит призыв Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу, Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу Цареви нашему Богу .

Читается псалом 142: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей ... Слава и ныне Аллилуия три раза.

Снова звучит призыв обратиться к Богу и следовать за Ним: Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне… Поется дважды

тропарь (краткая молитва кому служится молебен) и если служится молебен о ниспослании здоровья читается дополнительно тропарь и кондак о недужных.

Молебен о здравии

И так, в первую очередь - это краткая молитва о каких либо наших нуждах (просительная), или благодарственная молитва. Бывает молебен о здравии, молебен на начало учебного года, благодарственный молебен, молебен о даровании детей и по иным случаям и нуждам.


Заказать молебен в Иерусалиме

Читается псалом 50: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое ....

Затем мы обращаемся три раза к тому святому лицу, которому служится молебен. Если Иисусу Христу, то: Иисусе Сладчайший, спаси нас . Если Богородице, то: . Если святому то, например: преподобный отче Сергие, моли Бога о нас . После пения этих припевов поется (или читается) молитва кому служится молебен. За этим следует ектения: Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся . Возглас священника Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков .

Читается акафист (не всегда). Акафист (от греческого акафистос - неседальный, т.е. во время чтения нельзя сидеть). Это хвалебная песнь в честь Христа, Богородицы и святых. Образцом является акафист Пресвятой Богородице, написанный в 7 веке по случаю избавления Константинополя от нашествия персов и аваров. Акафист состоит из 25 песней, из них 13 кондаков и 12 икосов, каждый из которых кончается словами: Радуйся...

Кондак кратко излагает содержание праздника или жизни святого. Первый кондак заканчивается словами, которые повторяются во всех последующих икосах.

Икос – богословская песнь, восхваляющая и прославляющая чествуемого святого или празднуемого церковного события. Имеет одинаковое по смыслу содержание с предшествующим кондаком, но развивает и расширяет его тему.

По завершению акафиста диакон или священник возглашает Прокимен - (от греческого впереди идущий) - название стихов повторяемых пением на клиросе перед чтением Апостола, Евангелия и паремии. Текст прокимна обычно заимствован из Священного Писания, кратко излагая смысл последующего чтения или службы. Так, например, прокимен в молебне Спасителю повторяет первые слова 142 псалма, читаемого в начале молебна, а в молебне Богородице поется: Помяну имя Твое во всяком роде и роде .. Свои прокимны имеют молебны апостолам, святым, мученикам...

Диакон призывает: Господу помолимся и священник воссылает славу Отцу и Сыну и Святому духу. А затем возглашается: Всякое дыхание да хвалит Господа и произносится прошение сподобиться слышанию Святого Евангелия. Священник обращается ко всем присутствующим: Мир всем .

Читается Евангелие. Для каждого вида молебна установлены для чтения определенные евангельские тексты.

После чтения Евангелия читается Трисвятое и поются тропари. Вслед за этим читается просительная ектения:

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй . После каждого возгласа трижды в усиление просьбы повторяются слова Господи, помилуй . Мы просим о всех братиях наших во Христе, начиная с со Святейшего Патриарха; о нашей стране, властях и воинстве; о братии святого храма или обители, где совершается молебен, и особенно о благополучии тех живых христиан, ради которых заказывался молебен. Особо молимся о больных, о всяком городе и стране, прося избавить их от голода, стихийных бедствий, нашествия иноплеменников и междоусобной войны. Священник восклицает: Услыши нас, Боже, Спаситель наш, Упование всех концов земли... и милостив будь, Владыка, о грехах наших и помилуй нас . Мы твердо верим в милосердие и человеколюбие Бога и воссылаем славу Отцу, Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Молебен о здравии

И так, в первую очередь - это краткая молитва о каких либо наших нуждах (просительная), или благодарственная молитва. Бывает молебен о здравии, молебен на начало учебного года, благодарственный молебен, молебен о даровании детей и по иным случаям и нуждам.


Заказать молебен в Иерусалиме

В конце молебна читается молитва, кому служится молебен. Если Иисусу Христу, то она предваряется возгласом: Ко Господу нашему Иисусу Христу помолимся и хор поет Иисусе сладчайший, спаси нас . Если Пресвятой Богородице то: Ко Пресвятой Владычице Деве Богородице помолимся и хор: Пресвятая Богородица, спаси нас . Если молебен святому, то хор поет Святителю отче (имя святого), моли Бога о н ас. Читаемая вслед молитва является заключительной молитвой в акафисте святому лицу, которому служится молебен. Затем, может быть, прочитана молитва о больных.

Заканчивая молебен, священник возглашает: Премудрость, Пресвятая Богородица, спаси нас . Хор поет молитву Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.. Священник восклицает: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе .

Концом молебна является Отпуст, т.е. сообщение всем, что молебен закончен. В нем утверждается, что Христос истинный Бог наш, молитвами Богородицы, (если молебен святому, то называется и его имя), и всех святых помилует и спасет нас потому, что Он благ и Человеколюбец.


Во многих житейских ситуациях: в болезнях и недугах; при устройстве на работу и в начале всякого дела; в недоумении, как поступить и в решении важных вопросов; о сохранении семьи и при поиске своей половинки мы просим Господа, Богородицу и святых спасти, благословить, сохранить, защитить и помочь нам.

В Русской Православной Церкви существуют краткая служба, которая называется МОЛЕБЕН. Молебны проводятся во всех православных храмах.

Православную церковь можно сравнить с живым многосложным организмом. Каждый день в ней проводятся богослужения и обряды, читаются молитвы и псалмы. Между тем церковные правила и каноны вырабатывались на протяжении многих веков, а их язык бывает трудно понять людям, которые только начинают свое приобщение к таинствам Веры.

Вот, например, церковный молебен - что это такое? Тем, кто не силен в этом вопросе, предлагаю обязательно прочитать данную статью до конца для того, чтобы восполнить пробел в своих знаниях.

Краткая справка
Молебен - богослужение, содержание которого составляет сугубое моление ко Господу Богу, Пресвятой Богородице или святым. По своему составу молебен представляет собой сокращенную утреню. Основными частями молебна являются: тропари, канон, Евангелие, ектения, молитва.

Молебны бывают благодарственные и просительные. Последние совершаются по поводу событий и нужд общественно-церковной или частной жизни (путешествие, начало дела, болезнь, освящение воды, стихийные бедствия, нашествие иноплеменников, эпидемия, неурожай и проч.). Они могут совершаться в храме, дома, в общественных местах и на природе.

Чинопоследования содержатся в особой богослужебной книге, называемой «Книга молебных пений», а также в «Требнике».

Подавая записку, надо указать: вид молебна (благодарственный, о путешествующих и т.п.) и кому совершить моление (ко Господу Богу, Пресвятой Богородице). Если молебен заказывается святому (оному или нескольким), то надо указать его имя. Далее необходимо перечислить имена тех, за кого предстоит совершить молебен.

Когда и зачем читаются молебны в церкви
Каждое утро в православном храме начинается с совершения Божественной литургии, вслед за которой наступает время прошения Господа Иисуса Христа, пречистой девы Марии и Святых угодников о повседневных нуждах прихожан.
Такие просительные молитвенные песнопения могут совершаться по самым разным поводам.

Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный Амвросий Оптинский - «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне.

  • Болеем ли мы? - Будем служить молебен о недужных.
  • Начинаем ли важное дело? - На молебне попросим помощи Божией.
  • Отправляемся ли в путь? - Выслушаем чин благословения в путешествие.
  • Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен.
  • Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? - Совершим чин благословения на начало учения отроков.
  • Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? - Будем служить благодарственный молебен…

Кроме таких "частных" прошений, в православных храмах принято возносить к Господу еще и общие, от лица всех прихожан, молебны-песнопения. Они бывают:

  • водосвятные и новогодние;
  • читающиеся во время какого-нибудь природного бедствия (сильная засуха, наводнение и т.д.) для избавления от оного;
  • о страдающих от пьянства и от нечистых духов;
  • торжественные чины в Рождество Христово и в первое воскресение Великого Поста и т.д.

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, молитва единая, молитва Церкви. Церковная молитва - молебен - эта та молитва, о которой Господь сказал:
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»
(Мф. 18, 19-20).

Молитвенные просьбы о здравии
Молебен о здравии читается в храмах ежедневно. Любой христианин может подать перед началом богослужения записочку, в которую будут вписаны имена людей, за здоровье которых он просит помолиться священников храма и всех присутствующих прихожан.

Церковные служащие подают записки священнику и сколько бы ни было в них имен, все они будут упомянуты в просительном молебне о здравии.

…еще молимся тебе, Господу Богу нашему, еже услышатися гласу моления нашего, и молитве и помиловати рабов Твоих (кто написан в записочках) благодатию и щедротами Твоими, и исполнити вся прошения их, и прости им вся согрешения вольная и невольная…и покрый их от враг видимых и невидимых, от всякия напасти, беды и скорби избавити, и подати здравие с долголетием…
из последования Молебна

Считается, что такая общая церковная молитва имеет огромную исцеляющую силу и человек через нее может получить реальную помощь со стороны небесных сил.
Причем молебен о здравии необязательно заказывается о больном человеке, обычно в записках упоминаются все близкие родственники и друзья, которым хочется пожелать здоровья и благополучия.

Молебны об упокоении
Часто спрашивают: "Заупокойный молебен - что это такое?" Существуют еще молебны о упокоении усопших. В отдельных записках, которые тоже передаются священнику, проводящему церковную службу, указываются имена умерших людей.
В этом случае церковь и все прихожане усердно молятся за упокоение душ и дарования им Царствия небесного.

Во время совершения молебнов о здравии и упокоении служащий священник при произнесении каждого имени вынимает из святой просфоры небольшую частичку и кладет ее на дискос.
По завершении молебнов все вынутые частички погружаются в специальный сосуд со "святыми дарами", из которого верующие будут причащаться "кровью и телом Христовым".

Сорокоуст
Особый молебен о здравии или упокоении, читающийся на протяжении 40 дней, называется Сорокоуст. Это усиленная молитва о здоровье тяжело больного человека или упокоении умершего чада церкви Христовой.
Считается, что если Сорокоуст читается в трех церквях одновременно, то действие молебна еще больше усиливается.

Иногда этот молебен называют "церковной магией". Православные верят, что такой вид молитвы лучше всего помогает справиться с разными напастями.
В том числе помогает Сорокоуст от сглаза и порчи. Если имеется какой-либо человек, желающий вам зла, то если заказать 40-дневный молебен о его здравии, то зло обязательно вернется обратно к нему, ничуть не навредив вам.
Только священники предупреждают, что обязательно нужно простить этого человека.

Молебен, обращенный к Божией Матери
Во всех скорбях и горестях можно обращаться к великой заступнице всех православных христиан - пречистой Богородице Деве Марии.
Молебен Богородице может совершаться перед разными иконами. В некоторых церквях совершаются специальные молебны перед иконой "Неупиваемая чаша", на которой изображена дева Мария с младенцем Иисусом.
Считается, что молитва перед этой иконой за человека, страдающего пороком пьянства, способна излечить его от этой беды.

Женщины, ожидающие появления на свет ребенка, могут молиться перед "Федоровской" иконой Божией Матери. Такая молитва, произнесенная с верой и надеждой, помогает выносить беременность и легко родить на свет здорового младенца.

Лучше всего заказывать водосвятные молебны, после совершения которых можно взять домой святую воду.

Водосвятный молебен
Каждый верующий человек всегда может прийти в любой православный храм и взять там для своих нужд какое-то количество святой воды.
Говорят, ее сила так велика, что если добавить только одну ее капельку в сосуд с простой водой, то та мгновенно приобретет целебные свойства.
Для того чтобы в церквях всегда было достаточно святой воды, священники регулярно проводят специальные малые водосвятные молебны.
Большой водосвятный молебен читается раз в год, в праздник Крещения.

В храмах обычно бывают вывешены расписания богослужений, так что можно заранее узнать, когда будет проводится очередной обряд малого водоосвящения и заранее подать записочку с именами. Батюшка во время молебна помолится за тех, кто указан в ней.

Возможно заказывать так называемые именные молебны (в честь вашего святого в день именин или ангела хранителя в день рождения) с водосвятием.

Молебен, обращенный к святому угоднику
Церковь учит, что в определенных жизненных обстоятельствах лучше всего молиться разным святым. Например, молебен святому пророку Захарии и Елизавете нужно заказывать в случае если в семье долго не появляется ребенок.
С такой же просьбой о даровании ребенка можно обращаться к святым праведным Иоакиму и Анне.

Святая блаженная Ксения Петербургская помогает во многих житейских бедах: от неприятностей на работе до устройства личной жизни и избавления от болезней и бедности.
Эта почитаемая на Руси святая помогает девушкам найти жениха, устроить жизнь своих детей и близких и т.д.

Молебен святому преподобному Александру Свирскому помогает зачать супругам наследника - ребенка мужского пола.
А вот к святому великомученику Никите - покровителю младенцев, рекомендуется заказывать молебен, если занемог маленький ребенок.
Святой Пантелеймон помогает исцелиться от самых тяжелый и затяжных болезней.

Особо почитаемый святой - это Николай Угодник. К его помощи прибегают те, кто отправляется в далекое путешествие, особенно по воде или люди, отчаявшиеся и потерявшие всякую надежду на любую другую помощь.

Святым принято заказывать водосвятные молебны, после которых домой приносится святая намоленная водица, ею можно окропить дом, добавить в пищу и давать пить понемногу всем своим домашним.

Молебны благодарственные
Благодарственный молебен всегда обращен к Господу Иисусу Христу. Церковь дает всем возможность поблагодарить Бога за оказанную им помощь от своего лица, а также от лица других людей, к примеру, своих детей и других родственников и близких.

В Евангелии рассказывается о том, как однажды Иисус Христов исцелил 10 прокаженных и из тех десяти лишь один вернулся для того, чтобы поблагодарить его. И только он и был оправдан перед Богом, а все остальные осуждены.
Вот для того, чтобы не уподобляться тем евангельским неблагодарным и дается людям возможность вознести слова благодарения к Господу.

Кроме личных благодарственных молебнов, в церкви ежегодно совершаются еще и большие общие благодарственные песнопения. Так, каждый год 9 мая совершается молебен за ниспослание России победы в Великой Отечественной войне.

Как заказать молебен
При каждом православном храме существует свечная лавка. Обычно заказы на молебны принимает свечница - женщина, служащая в этой лавке.
Если вы уже точно знаете, какой именно молебен хотите заказать, то можно написать записку заранее дома или же попросить готовый бланк в лавке.

Там же в свечной лавке можно получить подробную консультацию, как и что нужно делать, но не стоит задавать служащей такой обширный вопрос: "Молебен - что это такое?", это отвлечет ее от работы и создаст очередь.
Лучше попросите в той же лавке продать вам книгу или брошюру на эту тему.

Правила оформления заказного молебна обычно вывешиваются у свечного прилавка, туда же подаются записки, чтобы заказать молебен.

Нельзя вписывать в записки имена людей некрещеных, а также совершивших тяжелый грех самоубийства.
Также нельзя вписывать неправославные имена. К примеру, такое распространенное сейчас имя, как Алиса, не является православным, а при крещении ребенка с таким именем ему дается другое - православное, вот его и нужно указывать в подаваемой записке.

Записка начинается с указания святого, которому молебен возносится. Затем перечисляются имена людей, от лица которых он будет совершаться, а также своего имени, если это молебен благодарственный.
Имена пишутся в полной форме и ставятся в родительном падеже.

Заказать молебен может абсолютно любой человек, независимо от пола и возраста. Главное, чтобы он, при этом, сам был верующим. Однако совершать благодарственный ритуал можно отнюдь не всегда. Например, его нельзя совершать в подготовительные дни перед Великим постом, а также сразу после литургии, так как остается мало времени священнику на ознакомление с именами. Именно потому, лучше всего, записки подавать накануне или перед началом общей утренней службы.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвования на нужды храма, поэтому в данном контексте молебен- это ещё и выраженная поддержка церкви, либо помощь священнику (если это освящение дома, автомобиля). Суть не в том, что сумма за требы иной раз фиксирована, а в том, что другой системы субсидирования Церкви попросту не существует. Надо чётко осознавать, если не на пожертвование, то на какие средства существовать приходу...


Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

Как вести себя в церкви во время совершения молебна
Если человек заказал молебен, это вовсе не означает, что он может безучастно стоять во время церковной службы и ждать, когда священник выполнит возложенную на него миссию.
Необходимы его горячие молитвенные слова, произнесенные от всей души и с верой. Такая молитва всегда угодна Богу.

Не нужно опаздывать на службу, громко разговаривать, толкаться, мешать другим прихожанам. Вообще нужно вести себя в храме как можно более вежливо и смиренно.

Нужно креститься и кланяться вслед за священником, стараться вникнуть в молебен. Текст может быть непонятен и непривычен для слуха, но постепенно понимание придет.

Помните, что молебен это не волшебство. Каждый человек непременно должен и трудиться и молиться сам для спасения своей души и помощи ближним

По вере нашей Господь подает Свою помощь весьма скоро после молебна. Поэтому не надо злоупотреблять этим священнодейством, заказывая по одному поводу молебен несколько раз (исключение - молитва о болящих и служение молебнов по обету).!

«По вере Вашей да будет Вам»!