Кто такой на самом деле смеющийся толстый Будда? Бог богатства Хотей: почему он популярен в восточных учениях? Что будет если потереть будде живот.


Хотэй (Хотей), Будай – Бог счастья, богатства, веселья и благополучия. Смеющийся Будда, исполняющий желания. Бог радости и общения. Один из семи богов счастья.

Самый веселый и позитивный из всех существующих богов всех времен и пантеонов! Статуэтку Хотэя можно найти в домах у миллионов людей, вне зависимости от их вероисповедания. И не мудрено – более добродушного божества и не встретишь, да и богатства и счастья хочется!

Существует несколько легенд о Хотэе:

Давным – давно (в конце Х-го века) в одной стране (назовем её Китаем) жил монах, он был маленьким и толстым, а звали его Це-Цы. Монах постоянно странствовал и его верными спутниками были лишь большой холщовый мешок да деревянные четки. Кстати, от мешка и произошло знакомое всем имя – Хотэй (Хо Тэй – холщевый мешок по японски). А в Китае монаха прозвали Будаем.

На Востоке живот считается пристанищем для души, поэтому Хотэя можно назвать очень душевным, а еще он (живот) является олицетворение щедрости и широты души.

В легенде о Хотэе сказано, что там куда он приходил, у людей сразу появлялись здоровье, удача и благосостояние. Некоторые люди спрашивали, что несет монах Хотэй в мешке, он говорил, что несет за плечами "Весь Мир".

Позднее содержимое его мешка стало считаться Великой Пустотой (Та-Кхун), которая олицетворяет "ничто", из которого родилось великое "всё". После смерти монаха, Хотэя стали считать восьмым по счёту воплощением Будды, Буддой Майтрейей. По канонам буддизма, Будда Майтрейя является бодхисаттвой девятого уровня, которому предстоит родиться Буддой Мануши через 5000 лет после смерти великого Шакьямуни Гаутамы, приход которого станет достижением мировой гармонии. Сейчас он живёт в небесной стране Тушита (Сад Радости) и, по Японской легенде, в виде Хотэя спускается к людям порадовать их. Канонизирован как бог беззаботности и счастья (одним из семи богов счастья) в Японии в 17-м веке.

Другая легенда рассказывает нам о смеющемся китайце:

Звали его Будай и жил он во времена Танской династии. Он не хотел называть себя дзенским учителем или собирать возле себя учеников. Вместо этого он бродил по улицам с большой сумкой, в которую складывал сласти, фрукты или пирожки. Все это он раздавал детям, которые играли на улице и собирались вокруг него. Он создал детский сад на улице. Если он встречал на улице человека, посвятившего себя Дзен, он протягивал ему руку и говорил: "Подай монету." И если кто-нибудь просил его вернуться в храм и учить других, он снова повторял: "Подай монетку."

Однажды, когда он занимался своей игрой-работой, рядом оказался другой дзенский учитель и спросил его: "Что есть сущность Дзен?" Хотей немедленно сбросил свою сумку на землю в молчаливом ответе. "Тогда, - спросил его другой, - что есть реализация Дзен?" Счастливый Китаец сразу же повесил сумку на плечо и продолжил свой путь.

И еще одна легенда:

Когда Хотэй достиг просветления, он начал смеяться. Он прожил после этого еще почти тридцать лет; и смеялся все эти годы. Даже во сне - его ученики иногда слышали - он похохатывал. Всё его послание миру было - смех. Он переходил с места на место, с одной базарной площади на другую, становился в центре базара и начинал смеяться – вот и вся проповедь. Смеялся он захватывающе, заразительно; это был подлинный смех, его живот сотрясался от смеха, Хотэй падал на землю и катался по ней. Собравшиеся вокруг люди тоже начинали смеяться, смех распространялся дальше, словно волны прилива, и вот уже всю деревню одолевал смех. Люди с нетерпением ждали, когда Хотэй придет в их деревню, ведь он приносил им столько радости, столько блаженства. Хотэй не произносил ни одного слова, никогда. Его спрашивали о Будде, а он смеялся; его спрашивали о просветлении, а он смеялся, его спрашивали об истине, а он смеялся. Смех был единственным его посланием.
отсюда

Хотэй-талисман

Говорят, чтобы заручиться помощью Хотэя, необходимо каждый день ему поглаживать живот. А если вы потрете фигурку Хотэя по животу ровно триста раз, думая о своем самом заветном желании, будьте уверены: ваше желание осуществится. Поэтому поглаживание живота Смеющегося Будды вощло в привычку у многих китайских бизнесменов.

Другие полагают, что Смеющийся Будда - это Будда Счастья, потому что ничто не доставляет ему столько радости, чем собирание в свою сумку всех мирских несчастий. Это и есть причина его веселья: он берет то, что любит больше всего на свете - проблемы других людей.

Согласно фен-шуй, вы должны поставить фигурку Хотэя в гостиной, желательно, чтобы его взгляд был направлен на входную дверь; и фигурка должна быть настолько большой, насколько это возможно. Присутствие Смеющегося Будды благоприятно скажется на любом помещении, так как считается, что изображение этого божества излучает положительную Ци. Более того, Хотэй способен поглощать всю негативную и смертоносную Ци внутри дома, он является хорошим противоядием от ежегодного нашествия летящих звезд, несущих с собой болезни и потери.

Если вы решили приобрести Хотэя, выберите фигурку, сделанную из материала, который не нарушит гармонию в том месте, куда вы собираетесь поставить ее, или из материала, считающегося наиболее благоприятным для вас. А что касается фигурок Хотэя, то они могут быть золотистого или белого цвета с различными атрибутами.

Если в руке вашего Хотэя на посохе из женьшеня тыква, горлянка и связка из шести древнекитайских монет счастья - это сулит вам финансовое благополучие, успех, счастливую долгую жизнь, чистоту семейных отношений и благополучие вашим потомкам. Персик - это символ бессмертия, зажатый в левой руке, - обещает долгие годы здоровой жизни. Если Хотэй держит веер - значит, с вашего пути сметаются все препятствия, усложняющие вам путь к заветной цели. Когда Хотэй сидит в пирамиде, среди монет и золотого песка, то такое пресспапье успокоит "рабочую лошадку", поможет сосредоточиться, настроиться на рабочий лад, - и, конечно, больше зарабатывать. Иногда можно встретить Хотэя с волшебной жемчужиной в руках. Это символ и материального, и духовного богатства. Если Хотэй держит коромысло, а на нем - монетку счастья и корзину золотых слитков, это оправданное ожидание большого богатства, а ожерелье на шее (на нем изображен иероглиф "Фук") - обещание счастья и удачи. Когда Хотэй изображается с Драконом, это гарантия привлечения основательного капитала, успешного развития дела или возможность открытия своего бизнеса с привлечением серьезных финансовых вложений.

Поза фигурки Хотэя не имеет большого значения, но не торопитесь и выберите наиболее понравившуюся вам статуэтку. Каждый раз, когда вы будете чувствовать себя подавленными, погладьте животик Смеющегося Будды и посмотрите ему в глаза. Вы увидите, что его радость заразительна, и его улыбка поднимет вам настроение.

Смеющийся Будда (Хотей) стирает культурные различия между китайцами, японцами, индийцами, а теперь и западным миром, поскольку миллионы поклонников фэншуя на западе уже успели полюбить этот веселый символ удачи.

В любой индийской тканной лавке его знают как «счастливого человечка» - на протяжении долгих лет носил он это имя, а в настоящее время даже полуграмотный уличный торговец скажет вам, что упитанный весельчак - это не кто иной, как Смеющийся Будда (на китайском 笑佛 xiào fú ). Китайцы, зовущие его «Хотей» или «Будай», верят, что весельчак на самом деле жил в Китае более тысячи лет назад и являлся реальным буддийским монахом.

Весёлый, вечно смеющийся монах Хотей стал своеобразным символом хорошего настроения: любой унылый серый день становится светлей от одного только взгляда на блестящее шарообразное пузо, лысину и веселое пухлое лицо, всеми своими морщинками излучающее искреннее веселье.

Считается, что происхождением Смеющийся Будда, или Хотей, обязан буддийским и синтоистским религиозным верованиям, истоки его появления можно проследить еще со времен китайской династии Поздняя Лян. Давным-давно жил буддийский монах, известный под именем Цицы (契此 qiècǐ ), он и послужил прототипом для всем известного Хотея, Смеющегося Будды, «счастливого человечка» или Майтрейи.

Цицы рассматривался в качестве Будды Грядущего (Майтрейя), но из-за своего большого выступающего живота, он был карикатурно изображен как «Смеющийся Будда».

С 15 века Хотей также является одним из семи японских синтоистских богов удачи.

В древности буддийские монахи проповедовали свою религию в Японии, пытаясь найти верный путь к сердцам местного синтоистского населения. Декларируя буддистские принципы на примере синтоистских ками, монахи преуспели в представлении буддизма, как такой же безусловной истины. Ками рассматривались синтоистами как боги и объекты поклонения. Буддийские монахи использовали это верование для демонстрации общей буддийской практики, таким образом возымев большое влияние на местное население. Впоследствии, буддизм стал широко распространён в Японии. Однако ей одной дело не ограничилось – буддизм стал частью еще и китайской культуры. У входа в любой китайский буддийский храм обычно находится статуя Смеющегося Будды, которому поклоняются, как богу удачи и процветания.

О Хотее так же известно, что он постоянно ходит с мешком, доверху наполненным сокровищами, конфетами для детей, едой и подарками для бедных. Иногда его изображают сидящим на повозке, запряженной юношами, а иногда - размахивающим веером, исполняющим желания. Огромный толстый живот Хотея - это символ счастья, удачи и щедрости.

Другой предмет, который часто можно видеть вместе со Смеющемся Буддой - это миска для подаяния, символ, отсылающий к буддийской философии.

Интересно, что на китайском и на японском языках название весельчака пишется одинаково и переводится схоже: 布袋 - «холщовый мешок», а в японском еще и «обжора», однако на японском эти иероглифы звучат как «Хотей», китайцы же произносят их как «Будай» bùdài .

Считается, что если потереть живот Хотея, то удача и богатство неизбежны. Хотей украшает множество домов, храмов и ресторанов. В качестве одного из семи счастливых богов он стал символом довольства и процветания.

Одним из главных заблуждений западного человека относительно Хотея является отождествление Смеющегося Будды с Буддой Гаутамой, основателем буддизма. Будда Гаутама (настоящее имя Сиддхартха) родился в Лумбини (Непал) около 2500 лет назад. Смеющийся Будда является одним из буддийских монахов, последователем религии, основанной за 1500 лет до его рождения.

«Будда», что значит «просвещённый», не единственный в своём роде - считается, что существовало 7 будд. Шесть предшественников Гаутамы были затворниками, уединённо медитировали и ушли из мира так и оставшись неизвестными. Гаутама Будда был седьмым, он же привлек внимание общественности, основал буддизм и широко проповедовал своё учение.

Даже далекие от восточных верований, люди слышали о фигурках, которые японцы называют "нэцкэ". Чаще всего это изображения божков, которые приносят удачу, благополучие и процветание владельцу. Самым любимым в восточной философии является богатства Хотей. Его изображают в виде веселого пузатого толстячка, держащего мешок, поэтому его второе имя - "Смеющийся Будда".

Бог Хотей одинаково любим и почитаем как в японской, так и в китайской культуре. В японской религии он занимает почетное место среди 7 богов счастья. А в традиционном китайском учении Фэн-шуй считается, что Хотей принесет с собой процветание, благополучие дому и радость. Имя бога богатства имеет японские корни, дословно оно переводится как "холщовый мешок". Но все-таки легенда о Хотее появилась в китайской культуре.

Считается, что он управляет также судьбами людей и осуществляет их желания, поэтому и возникла известная всем примета, что ему нужно погладить живот 300 раз. Но не забывать при этом думать о своем желании, тогда смеющийся бог его исполнит. Поэтому люди во всем мире любят Хотея, и если они еще и обустраивают свое жилище по Фэн-шуй, то помещают его в место, которое отвечает за финансовое благополучие.

Отличает Хотея от некоторых божеств его человеческий вид. И это объясняет легенда о боге богатства. Когда-то очень давно в Китае жил монах по имени Цицы. Ему нравилось прогуливаться по базарам и делать предсказания погоды. Из вещей у него с собой всегда были только холщовый мешок и четки.

Прозвище "Хотей" закрепилось за ним не только из-за его большой сумки, но и благодаря такому внушительному животу, что ни одно облачение не могло его скрыть. Согласно китайскому учению, именно там находится жизненная энергия ци. Монаха любили все за его легкий и веселый нрав. Неудивительно, что он стал героем множества сказаний.

И вот люди подметили одну интересную особенность: где бы ни появлялся этот монах, всем начинала сопутствовать удача. Одни обретали здоровье, другие неожиданно становились богаче, у кого-то исполнялись самые заветные желания. И людей стало интересовать содержимое холщового мешочка монаха. "Весь мир" - таков был его ответ.

Поэтому для людей осталась тайной, что же находилось в мешке веселого Хотея. Одни мудрецы считают, что там находятся несметные сокровища, и поэтому для некоторых он, в первую очередь, является богом богатства. Другие же думают, что его предназначение состоит в том, чтобы делать людей счастливее, поэтому монах собирает в свою холщовую сумку все людские несчастья и проблемы, чтобы избавить от них человека.

Обе версии нравятся людям, потому что Хотей приносит радость и процветание, поэтому его фигурку можно увидеть практически в любом доме. По одной из версий, будучи уже старым, Цицы был недалеко от китайского храма и говорил, что ему жаль, что люди не узнали в нем Будду-Майтрейю. С воплощением Майтрейи буддисты ожидают наступления эры процветания.

Но в культуре стран, где главенствующей религией является буддизм, Майтрейя является красивым юношей. О Хотее такое трудно сказать, поэтому некоторым буддистам не понравилось, что бога богатства считали Майтрейей. Но китайцы нашли этому простое объяснение: Будда специально принял облик беззаботного пузатого толстячка, дабы не соблазнять своей красотой женщин. Поэтому он и остался в облике всем известного Хотея как не молодого и веселого полного человека.

Как уже было написано выше, Хотей является символом изобилия, исполнения желаний. Поэтому статуэтку с его изображением следует поместить в зону богатства, которая находится в юго-восточной части. Лучше всего выбрать для него место в гостиной и так, чтобы его взгляд был обращен в сторону двери.

Некоторые полагают, что чем больше будет фигурка бога богатства, тем больше изобилия будет в доме. В появлении этой теории нет ничего удивительного - ведь, по , сама фигурка является источником энергии ци, которая необходима для улучшения финансового благополучия и успеха. А еще Хотей является источником положительных энергий, которые поглощают все отрицательное, что позволяет оберегать обитателей дома от всех проблем и защищает их.

Также статуэтку Хотея можно поставить прямо у входной двери - тогда владельца дома будет ждать почет и уважение. Если разместить его в южной части, то домочадцев ждет успех в делах и признание, но находиться он должен на самом видном месте. Нужно еще и обратить внимание на то, что находится у монаха в руках. Если монетки, то, конечно, нужно разместить его в секторе богатства; если же это бамбук - в сектор здоровья; жемчуг - сектор мудрости. Еще иногда Хотея изображают в окружении детей - это талисман материнства. Хотей является не только богом богатства, он символизирует удачу и приносит счастье во все сферы жизни человека.

Японские и китайские учения во многом очень похожи, некоторые божества символизируют одно и то же. Бог богатства Хотей - очень удачный пример того, как восточные культуры плавно перетекают друг в друга. Конечно, не стоит ожидать, что все ваши мечты сбудутся, если вы не будете прилагать никаких усилий. Умение сосредотачиваться на поставленной задаче является настоящим залогом успеха, а вид улыбающегося Хотея является хорошим дополнением к достижению цели.

Хотей – это бог богатства, веселья и счастья. В фен-шуй Хотея используют для того, чтобы гармонизировать пространство и наполнить жизнь человека радостными моментами. Сейчас Будду изобилия знают в качестве денежного бога, но он с радостью помогает и в других сферах: в карьере, учебе и даже в семейных делах.

Такие сувениры уже давно пользуются спросом на Востоке, но и у нас эти талисманы набирают популярность. Чтобы правильно применить атрибут незнакомой культуры, нужно знать, как выбрать амулет и где его поставить. Давайте же разберемся во всех этих вопросах.

Многие слышали о том, что фигурка Хотея помогает привлечь богатство. Такая интерпретация этого божества характерна для современности. В синтоизме, традиционной японской религии, Хотей входит в семерку богов, приносящих удачу. Поэтому его способности более широкие, чем приумножение денежных средств.

Хотей, или смеющийся Будда изобилия – это бог богатства, веселья и счастья.

Внешность у бога не самая привлекательная – он лыс и толстоват, но зато всегда искренне и добродушно улыбается. Из-за визуальной схожести Хотея и просветленного Сиддхартхи Гаутамы, известного под именем Будда, этих двоих персонажей часто путают. Поэтому бога богатства, веселья и достатка также стали называть «Смеющимся Буддой». Но «Будда» Хотей имеет при себе холщовый мешок, а статуэтки настоящего Будды делают без него.

Есть две версии, объясняющие, зачем богу мешок за спиной. Согласно одному из предположений, он прячет туда все людские горести и беды, оставляя только позитив. Другая версия утверждает, что именно из этого мешка людям раздаются дары – богатство и счастье.

До наших дней дошли несколько легенд, открывающих происхождение талисмана:

  • Первая легенда о Хотее говорит о том, что прообразом бога был реально существующий человек – монах. Жил он на территории Китая множество лет назад и звали его Ци-Цы. На месте монаху не сиделось – он любил путешествовать по разным странам. Со временем люди стали замечать, что там, где появлялся Ци-Цы, всегда царило веселье, заводилось счастье и деньги. Это привело к тому, что мастера начали изготавливать фигурки монаха из камня и дерева, чтобы они приносили удачу.
  • Согласно другой легенде Смеющимся Буддой был Майтрея. И был этот мужчина настолько красивым, что пленял своей красотой всех женщин, которых встречал на своем пути. Устав отвергать влюбленных дев и разбивать им сердца, бог перевоплотился в непривлекательного мужчину. Ну а, чтобы утешить горевавших девиц, он дарил им счастье и богатство. С тех пор этого человека стали считать божеством, приносящим благополучие.

Виды и значение фигурок Хотея

Хотей с детьми поможет обзавестись здоровым потомством.

Среди ассортимента талисманов в магических лавках всегда найдется статуэтка бога Хотея. Наверняка вы обратили внимание, что миниатюрные фигурки этого божка встречаются в разном виде. Мужчина в пирамиде с монетами, в компании жабы и даже Хотей с детьми. Но какую же из них выбрать?

Легко определиться, если знать, какой смысл вкладывают в эти фигурки:

  • Хотей на жабе – это один из самых сильных денежных талисманов. с красными глазами и монеткой во рту отлично справляется с задачей привлекать деньги. Но вместе со Смеющимся Буддой Чань Чу сделает вас еще богаче!
  • Обладатель статуэтки бога с драконочерепахой научится заключать выгодные сделки. Он станет мудрым и вдумчивым, как черепаха, а от дракона получит силу и удачу.
  • Вариант с божком в пирамиде, где пересыпается песок цвета золота и монетки, способствует успеху в карьере. Такой Хотей помогает сосредоточиться на одной большой цели, а также подвести ее к успешному завершению.
  • Божок, держащий в руках жемчужину, положительно влияет на духовное развитие человека.
  • Тем, кто решил обзавестись детьми, понадобится фигурка с детишками. Подобный амулет помогает не только с рождением малыша, но и обеспечивает его содержание.
  • Хотей с веером, покровитель счастья способен принести резкие перемены в вашу жизнь – разумеется, положительные. Своего обладателя он одарит удачей и деньгами.
  • Бог с монетками или золотыми слитками – еще один денежный талисман. В некоторых вариациях встречается фигурка с коромыслом, к которому прицеплена корзина с золотом. От статуэтки с жабой такая фигурка отличается тем, что она, помимо привлечения денег, еще учит правильно с ними обращаться.
  • Божество счастья с четками в руках помогает тем, кто ищет знаний и самосовершенствования.
  • Фигурка с посохом из бамбука или женьшеня благоприятствует достижению богатства и долголетию.

Классический вариант изображения бога Хотея – с мешком за спиной. Такая вещичка подарит своему хозяину процветание во всех жизненных сферах.

Как видите, вариаций Будды, раздающего счастье, действительно много. Приобретите ту, что соответствует вашим желаниям или нуждам. Но лучше не покупать статуэтку спонтанно, а заранее все продумать. Вы должны определиться, куда собираетесь ее поставить. Исходя того, в зоне какой стихии будет находиться талисман, выберите его материал.

Куда ставить статуэтку Хотэя в доме

После покупки талисмана нужно подобрать ему место в доме. Ставить фигурку где попало нельзя, ведь тогда ее влияние на вашу жизнь будет хаотичным, слишком непредсказуемым. Чтобы знать, куда поставить божка, нужно использовать сетку Багуа.

В фен-шуй восьмиугольник Багуа – это специальная схема, с помощью которой можно определить расположение различных зон в выбранной части дома.

Нарисуйте многоугольник Багуа на листке или загрузите его изображение на портативное устройство. Кроме того, вам понадобится узнать, в какой стороне находится север. Определив северное направление, расположите Багуа таким образом, чтобы его северная часть, отвечающая за карьеру, совпадала с географическим севером.

Теперь можно выбирать место для фигурки. Несмотря на то, что у Будды Изобилия чаще всего просят денег, юго-восточная зона богатства – это не единственное пространство, где может разместится бог Хотей.

  • Божок с жемчужиной отлично подойдет для размещения в зоне мудрости. Она находится на северо-востоке.
  • Бога богатства и веселья на пирамиде из монет следует поставить четко на севере, ведь это зона карьеры.
  • Фигурку в окружении детей лучше всего пристроить на западе или же на востоке – там находится сектор детей и семьи.

Вспомните значение разных видов нэцкэ, и вы без труда сами поймете, куда поместить амулет.

Учтите, что материал талисмана и зона, в которой он будет поставлен, должны совпадать или хотя бы гармонировать между собой. То есть, нельзя ставить фигурку, изготовленную из металла, в зону огня, ведь взаимодействие этих элементов приводит к уничтожению металла.

Как обращаться с фигуркой Хотея

Статуэтку Хотея разрешается ставить практически в любой зоне Багуа. Но при этом нужно проследить, чтобы божок занимал заметное, так сказать, почетное, место. Этот талисман не принято прятать от посторонних глаз – наоборот, его должен видеть каждый входящий.

Поставив миниатюрную фигурку Хотея на книжную полку или на рабочий стол, не заставляйте его другими безделушками. Поставьте амулет впереди других статуэток и фотографий.

Чтобы договориться с Хотеем - потрите его живот по часовой стрелке ровно триста раз.

Разместите бога веселья на чистой, незахламленной поверхности. Ни в коем случае не на полу. Если бог Хотей небольшого роста, то он должен находиться на уровне глаз или немного ниже этой линии. На полу разрешается ставить только большие статуи.

С использованием нэцкэ Хотея связана одна интересная традиция. Считается, что если погладить живот божку, то он выполнит заветное желание. Чтобы мечта исполнились наверняка, нужно знать, как правильно погладить живот Хотею.

Ничего сложного в этом нет, хотя времени эта процедура займет порядочно. Чтобы просьбы была услышана, потрите пузатой фигурке живот. Делают это строго по часовой стрелке и определенное количество раз – ровно триста.

Вы можете гладить пузико божества перед выходом из дома. По поверью это помогает получить небольшую дозу удачи на текущий день.

Почаще смотрите на фигурку, думая о своих сокровенных желаниях, не забывайте тереть ее перед выходом и своевременно убирать с божка пыль и талисман принесет вам счастье.

СМЕЮЩИЙСЯ БУДДА

Смех - это самая суть религии. Серьезность никогда не бывает религиозна, не может быть религиозной. Серьезность существует из-за эго,- это, собственно, часть болезни. Смех есть отсутствие эго.

Да, есть разница между тем, когда вы смеетесь и когда смеются религиозные люди. Разница в том, что вы всегда смеетесь над другими - религиозный человек смеется сам по себе или из-за смехотворности человеческого бытия в целом.

Вы можете быть сектантом, но не религиозным человеком. Вы можете быть христианином, индуистом, буддистом, джайном, мусульманином, но вы не можете быть религиозным. Вы верите во что-то, но вы ничего не знаете. Вы верите в теории. Человек, не слишком обремененный, не имеющий груза теорий над своим существом, начинает смеяться.

Вся игра существования так прекрасна, что смех может быть единственным ответом на это. Смех может быть единственной молитвой, благодарением.

В Японии одного великого мистика, Хотея, прозвали смеющимся Буддой. Это один из самых любимых мистиков в Японии, и он никогда не произнес ни единого слова. Когда он стал просветленным, он начал смеяться, и когда бы кто-нибудь неспрашивал его: "Почему ты смеешься?"- он смеялся еще больше. И так он передвигался от деревни к деревне, смеясь.

Соберется толпа, и он засмеется. И постепенно - его смех был очень заразителен - кто-то в толпе начинал смеяться, потом кто-нибудь еще, и потом вся толпа начинала смеяться; смеяться потому... Почему они смеются? Все знают: "Это смешно; этот человек странный, но почему мы смеемся?"

Но все смеялись, и каждый был немножко обеспокоен: "Что люди подумают? Нет причины для смеха". Но люди ждали Хотея, потому что за всю жизнь они никогда не смеялись так тотально, с такой интенсивностью, что после этого смеха они обнаруживали, что их чувства стали более ясными. Их глаза могли видеть лучше; все их существо становилось светлым, как если бы исчезла великая тяжесть.

Люди просили Хотея: "Возвращайся снова", и он шел, смеясь, к другой деревне. Всю свою жизнь, что-то около сорока пяти лет после его просветления, он делал только одно: это был смех. Это было его посланием, его евангелием, его писанием.

И надо заметить, что в Японии никого не вспоминают с таким уважением, как Хотея. В каждом доме вы найдете статуэтки Хотея. И он не делал ничего, кроме смеха, и этот смех приходил из таких глубин, что он оставался со всяким, кто слышал его, и "запускал" его существо.

Хотея уникален. Во всем мире нет другого такого человека, который заставил бы смеяться так много людей вовсе без всякой причины. И каждый был насыщен смехом, и каждый был очищен смехом, и почувствовал себя так хорошо, как не чувствовал никогда.

Что-то из неизвестных глубин начинало звенеть колокольчиками в человеческих сердцах.

Этот Хотея имеет громадное значение. Это редкость, чтобы такой человек, как Хотея, ходил по земле. Надо, чтобы больше было таких людей, как Хотея; надо, чтобы больше храмов были полны смехом, танцем, пением. Потеряв серьезность, вы ничего не потеряете на самом деле, фактически станете более здоровым и целостностным. Но смех утрачен, все потеряно. Внезапно вы теряете торжество вашего бытия; вы становитесь бесцветными, однообразными, как бы мертвыми. Тогда ваша энергия больше не струится.

Люди совершенно забыли, что религия должна быть живой. Это - нечто, это должно быть усвоено. Это нечто, что должно циркулировать в вашей крови, стать вашими костями, самой вашей сутью. Невозможно думать об этом. Мысли - это самая поверхностная часть вашего существа. Вы должны проникнуться этим.

Но где бы ни родилась истина, луч света, ученые тут же собираются вместе - интеллектуалы, профессора, философы, теоретики - они прыгают на эту истину, они сокрушают ее; они превращают ее в мертвые теории и писания. То, что было живым, становится просто бумажкой. Реальная роза исчезает. Когда встречается истина - она не вербальна, она безмолвна. Она так глубока, что не может быть выражена словами. Но рано или поздно придут люди, которые облекут сев слова, систематизируют ее. И она будет убита этим самым систематизированием.

Хотея жил совершенно другой жизнью, в отличие от религиозного человека. Вся его жизнь была не чем иным, как постоянным смехом. О Хотея говорят, что иногда даже во сне он мог начать смеяться. У него был большой живот, и этот живот трясся. Люди спрашивали его: "Почему ты смеешься? и даже во сне!" Смех был настолько естественным для него, что вся и все помогало ему смеяться. Тогда вся жизнь - в бодрствовании или во сне - комедия.

Вы же обратили жизнь в трагедию. Вы сделали трагическую путаницу из вашей жизни. Даже когда вы смеетесь, вы не смеетесь. Даже когда вы делаете вид, что смеетесь, этот смех - просто насильственный, деланный, показной. Он приходит не из сердца, и вовсе не из живота. Это не есть нечто, приходящее из вашего центра; это просто внешнее, изображение. Вы смеетесь по причинам, которые ничего общего со смехом не имеют. Я слышал...

В маленьком офисе хозяин рассказывал старый избитый анекдот, рассказывал много раз. И все смеялись - надо смеяться! Они все скучали из-за этого, но хозяин есть хозяин. И когда хозяин рассказывает шутку, вы должны смеяться, это часть ваших обязанностей. Только одна женщина-машинистка не смеялась, она сидела прямо, серьезно. Хозяин сказал: "Что с вами случилось? Почему вы не смеетесь?" Она сказала: "Я ухожу с работы в этом месяце".

У людей на все есть свои причины. Даже смех становится бизнесом; даже смех экономичен, политичен. Даже смех - это не просто смех; потеряна чистота. Вы не можете даже смеяться, просто, как ребенок. А если вы не можете так смеяться, вы утрачиваете девственность, чистоту, вашу невинность.

Понаблюдайте маленького ребенка, понаблюдайте его смех - такой глубокий, он идет из самого центра. Когда ребенок рождается, то первое общественное действие, которому он учится - или, может быть, неправильно говорить "учится", потому что он приносит это с собой - это улыбка, это первое общественное проявление; через улыбку он становится частью общества. Это кажется очень естественным, спонтанным. Другие вещи придут позднее - когда он улыбается, это первый проблеск его бытия в этом мире. Когда мать видит, что ее ребенок улыбается, она становится невероятно счастлива - потому что эта улыбка указывает на здоровье, эта улыбка показывает разумность, эта улыбка показывает, что ребенок не тупой,. не отсталый.

Эта улыбка показывает, что ребенок собирается жить, быть счастливым. Мать просто трепещет. Улыбка - это первое социальное действие, и должна бы оставаться основным общественным действием. Следовало бы продолжать смеяться всю жизнь. Если вы можете смеяться во всевозможных ситуациях, вы станете способным сталкиваться с ними, и эти столкновения принесут вам зрелость. Я не говорю - не плачьте. В действительности, если вы не можете смеяться, вы не можете и плакать. Это происходит вместе; это является частью одного феномена бытия истинного и подлинного.

Есть миллионы людей, чьи слезы высохли; их глаза утратили сияние, глубину; их глаза потеряли влагу. Из-за того, что они не могут плакать, они не могут рыдать; слезы не могут течь естественно. Если смех искалечен, слезы тоже искалечены. Только человек, который смеется истинно, может истинно плакать. А если вы можете плакать и смеяться истинно, вы живы.

Эти настроения вашего внутреннего бытия, эти состояния - обогащают вас. Но вскоре все забывают это. То, что было естественным вначале, становится неестественным. Вам нужен кто-нибудь, чтобы толкать вас в смех, щекотать до смеха - только тогда вы засмеетесь. Вот почему в мире существует так много шуток.

Вы, возможно, заметили, что у евреев лучшие в мире шутки. А причина в том, что они жили в более глубоком несчастье, чем любая другая раса. Они должны были создавать шутки,- иначе они давным-давно бы умерли. Они прошли через столькие беды, их так много мучили в течение столетий, их сокрушали, убивали - они вынуждены были создавать смешное. Это было спасительным средством. Поэтому у них самые прекрасные шутки, самые смешные, самые глубокие.

Я должен рассказывать шутки, потому что я боюсь, что вы все - религиозные люди. Вы имеете тенденцию быть серьезными. Я должен щекотать вас, поэтому вы иногда забываете вашу религиозность, вы забываете все ваши философии, теории, системы, и вы опускаетесь на землю. Я должен приводить вас обратно к земле снова и снова; иначе вы будете стремиться стать серьезными, серьезными. А серьезность - это все более и более раковая опухоль.

Вы можете многому научиться у Хотея. Смех приносит силу. Теперь даже медицинские науки говорят, что смех - это одно из наиболее сильно действующих лекарств, которым природа обеспечила человека. Если вы можете смеяться когда вы больны, то вы скорее вернете ваше здоровье. Если вы не можете смеяться даже когда вы здоровы, то раньше или позже вы потеряете ваше здоровье и станете больным.

Смех приносит некоторую энергию из вашего внутреннего источника к поверхности. Энергия начинает струиться, сопровождая смех как тень. Наблюдали ли вы это? Когда вы действительно смеетесь, вы несколько моментов находитесь в состоянии глубокой медитации. Думанье останавливается. Невозможно смеяться и вместе с тем думать. Это диаметральные противоположности: либо вы смеетесь, либо вы думаете. Если вы действительно смеетесь, думание останавливается. Если же вы все-таки думаете, то смех будет просто так себе, он будет просто кое-как, где-то позади. Это будет искалеченный смех.

Когда вы действительно смеетесь, внезапно ум исчезает. Вся методология дзен состоит в том, как войти в не-ум. Смех - это одна из самых красивых дверей, чтобы попасть туда.

Насколько я знаю, танец и смех - это лучшие, наиболее естественные, наиболее легко доступные двери. Если вы действительно танцуете, думание останавливается. Вы продолжаете и продолжаете, вы кружитесь и кружитесь, и вы становитесь водоворотом - все ограничения, все разделения потеряны. Вы даже не знаете, где кончается ваше тело и начинается существование. Вы растворяетесь в существовании, и существование растворяется в вас; происходит перекрывание границ. И если вы действительно танцуете - не управляя, но позволяя танцу вести вас, позволяя ему овладеть вами, если вы одержимы танцем - думание останавливается. То же самое происходит со смехом. Если вы одержимы смехом, думание останавливается. И если вы познаете несколько мгновений состояния не-ума, эти проблески обещают вам гораздо больше того, что происходит. Просто вы должны больше и больше стараться овладеть этим качеством, качеством не-ума. Все больше и больше думания должно быть отброшено. Смех может быть прекрасным введением в состояние недумания.

Говорят, что Хотея не хотел называть себя дзен-мастером или собирать вокруг себя учеников. Вместо этого он ходил по улицам с котомкой за спиной, полной сладостей, фруктов и пирожков - он давал их детям, которые собирались и играли вокруг него.

Иногда эти дети были действительно детьми, а иногда эти дети были молодыми людьми, а иногда эти дети были стариками - не будьте введены в заблуждение словом "дети". Старые люди, гораздо старше, чем сам Хотея, они тоже были детьми с ним. На самом деле, чтобы войти в контакт с Хотея, вы должны были быть невинным ребенком. И он раздавал всякие штучки: игрушки, сладости, конфетки. Он говорил нечто символическое: что религиозный человек приносит вам это послание: не относитесь серьезно к жизни - это не что иное, как игрушка. Не относитесь серьезно к жизни - она не что иное, как сладость. Испробуйте это, но пусть она не овладевает вами. В этом нет питания. В этом нет истины. Вы не можете жить на этом.

Вы слышали слова Иисуса: Не хлебом единым жив человек. Может ли человек жить одними сладостями? Хлеб, по крайней мере, насыщает, сладости - нет. Вкус хороший, но последствия могут быть вредными.

Детям и старикам - он всегда рассматривал всех как детей - он давал игрушки; это очень показательно. Нельзя найти лучший способ сказать, что мир - это просто игрушка. И эта жизнь, про которую вы думаете, что она есть жизнь - совсем не истина - это просто подделка, сон, нечто преходящее. Не привязывайтесь к ней.

Если вы медитативный человек, вы отдаете, вы делитесь - вы не накапливаете, вы не скупец. Вы не владеете ничем. Чем можете обладать вы в этом мире? Вас не было здесь, а этот мир был, однажды вас не будет, а мир останется здесь. Как можете вы владеть? Как можете вы привязываться к тому, что "Я - владелец"? Как можете вы владеть чем-либо? И если вы медитативны, вся ваша жизнь будет отдаванием; вы будете отдавать все, что бы вы ни имели - вашу любовь, ваше понимание, ваше сострадание - все, что вы сможете отдать - вашу энергию, тело, разум, душу - все. И вы будете наслаждаться этим.

Нет большего наслаждения, чем делиться чем-нибудь. Давали ли вы что-нибудь кому-нибудь? Вот почему люди так радуются, когда они делают подарки. Это совершенное удовольствие. Когда вы что-то кому-то отдаете - может быть, ничего не стоящее, может быть, очень ценное - то этот просто способ, просто жест, невероятно удовлетворяет вас. Только подумайте о человеке, вся жизнь которого - подарок! Каждый момент которой - отдача; он живет на небесах.

Это и было учением Хотея: Делитесь! Отдавайте! Что еще может быть сказано, чему еще можно научить?

Дзен полагает, что истина не может быть выражена словами, но она может быть выражена жестами, действиями. Что-то может быть сделано. Вы не можете сказать это, но вы можете показать.

Будьте непривязанными, но будьте здесь - потому что нет другого места, где бы быть. Это единственный мир - нет другого мира. Поэтому ваши монахи, которые сидят в храмах и монастырях, в гималайских пещерах - они просто беглецы. Отрекитесь!- но нет нужды убегать. Отрекитесь - и все же будьте здесь. Будьте в мире, но не будьте вне мира. Оставайтесь в толпе и оставайтесь одинокими. Делайте тысячу и одну вещь, делайте все, что бы ни было нужно, но никогда не будьте делателем. Не накапливайте - вот и все.

Нет ничего плохого в земном бытии. Будьте земным, и все же оставайтесь неземным - в этом собственно и заключается искусство, искусство жить между двумя противоположностями, балансировать между двумя противоположностями. Это очень узкий путь, как лезвие бритвы - но это единственный путь. Если вы потеряете это равновесие, вы потеряете истину.

Оставайтесь здесь-и-сейчас в этом мире, и продолжайте жить по-своему, продолжайте жить с глубоким смехом в вашем существе. Танцуйте по-своему для Бога! Пойте по-своему для Бога!

Из книги Эзотерический буддизм автора Синнетт Альфред Пери

ГЛАВА IX БУДДА Исторический Будда, которого знает эзотерическая доктрина, не есть то лицо, рождение которого было окружено, по народному верованию, любопытными легендами; и его путь к посвящению не был отмечен чудесными сражениями, упоминаемыми в символиче­ской легенде. С

Из книги Двенадцать учителей человечества автора Холл Мэнли Палмер

Из книги Дух воина автора Холин Юрий Евгеньевич

Глава 1. Будда В ночь полной луны, в год 623-й до нашей эры в одном из районов нынешнего Непала в семье кшатриев родился принц по имени Сиддхартха Гаутама, которому суждено было стать величайшим учителем мира. Взрощенный, как и подобает его положению, в роскоши, получивший

Из книги Амулеты на здоровье. Амулеты на оздоровление и исцеление автора Гардин Дмитрий

«Будда Амитаюс» «Будда Амитаюс» (по-тибетски Тсепакме) является талисманом. Изображение Будды Амитаюса относится к символике тибетского буддизма школы Гелуг па. Символ широко распространен в Тибете и близлежащих государств, а также в Японии. Символ представляет собой

Из книги Жизнь без границ. Нравственный Закон автора

Будда Вот изречение из знаменитой Сутры Сердца:Когда бодхисатва Авалокитешвара погружался в глубокую Праджняпарамиту, он понял, что все пять скандх пустые, преодолев, таким образом, пределы всех страданий. О, Шарипутра, форма это нечто иное, как пустота, а пустота – не что

Из книги Великий переход автора Тихоплав Виталий Юрьевич

Из книги Исцеление души. 100 медитативных техник, целительных упражнений и релаксаций автора Раджниш Бхагван Шри

Будда внутри …Каждый раз, когда вы сможете найти время, – по крайней мере, раз в день вы должны найти время; подойдет любое время, но хорошо это делать на пустой желудок. Когда желудок пустой, доступно больше энергии. Нужно быть не голодным – просто желудок не должен быть

Из книги Жизнь без границ. Нравственный закон автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Жизнь. Любовь. Смех. автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги ОТКРЫТАЯ ТАЙНА автора

XI. Кем был Будда? Вы часто говорите о Будде, но кем был Будда?Какая разница?Может, и никакой, но для некоторых людей это важно, как и для меня.Откуда мне знать, кем был Будда?Неужели никто не знает?Многие воображают, что знают, но обычно это просто традиция, которой их

Из книги Антикризиская программа автора Раджниш Бхагван Шри

ЗОРБА-БУДДА - Ошо, Так много современников и просветленных Мастеров, таких как Рамана Махариши, Мехер Баба, Георгий Гурджиев и Кришнамурти - работали с людьми, но люди больше обижаются на Вас, чем кого-либо еще. Ошо, в чем заключается ваша методика, и чем она отличается от

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Будда Два с половиной тысячелетия назад Господь Вишну послал на землю могущественного дживу, известного миру как Будда (Просветленный). Он родился в городе Капилавасту (нынешний Непал) в облике сына царя Шуддходана Сиддхартхи Гаутамы. В 29 лет он удалился от мира и начал

Из книги Магия и тайна Тибета автора Давид-Неэль Александра

Живой Будда Кроме различных должностных лиц, в гомпа есть особый класс людей, которые, как правило, не принимают прямого участия в бизнесе монастыря и живут более или менее отстраненно в своих роскошных особняках; это ламы, которых называют тулку.Тулку занимают в ламаизме

автора Карус Пол

Будда Вездесущий Благословенный обратился к братьям: /1/ «Только те, кто не верит, называют меня Готамой, но вы называйте меня Буддой, Благословенным, Учителем. Это будет правильным, так как в этой жизни я вступил в Нирвану, тогда как жизнь Готамы погасла. /2/ «Я» исчезло, а

Из книги Провозвестие Будды автора Карус Пол

Будда отвечает Дэве Однажды, когда Будда жил в Джетаване, саду Анатхапиндики, небесный дэва пришел к нему в образе брахмана, лицо его сияло, а одежды были подобны снегу. Дэва задавал вопросы, а Благословенный отвечал. /1/ Дэва спросил: «Какой меч самый острый? Какой яд самый

Из книги Йога и сексуальные практики автора Дуглас Ник