Как родился бог солнца гелиос. Гелиос, бог солнца

Античная Греция создала много прекрасных мифов, среди них и предания о Гелиосе, боге солнца. В античной мифологии за небесные светила отвечали дети титанов Гипериона и Тейи: Гелиос, Селена и Эос. Подробнее о Гелиосе - ниже.

Гелиос — это Солнце

В течение суток дети Гипериона сменяли друг друга на небосводе. Первой появлялась Эос — утренняя заря, затем целый по небосводу путешествовал Гелиос — это солнце, а Селена — это луна, которая вступала в свои права, когда Гелиос скрывался за горизонтом. Каждый из этих троих отличается своенравной и страстной натурой.

Юный и златокудрый бог

Гелиос во многом соотносится с Аполлоном — оба этих солярных божества являются всевидящими и всезнающими покровителями светлой стороны человеческой натуры. Гелиос также отвечает за ход времени, хранит множество секретов — ничто не укроется от его глаз, когда он проезжает по небосводу.

Обитает Гелиос в роскошном дворце на востоке за Океаном. Каждое утро он выезжает из своего дворца на колеснице, запряженной четырьмя огненными лошадьми, и тогда Эос передает ему бразды правления. За день он доезжает на другой край мира, где, спустившись с небес, садится в золотую чашу и возвращается домой на восток по океану.

Возлюбленные и потомство

Солнечный бог отличается пылким нравом — многочисленны как его возлюбленные, так и его потомство. Со многими связаны довольно грустные предания, ведь, кроме страстности и ослепительности, сущность Гелиоса — это непомерное эго. Для того чтобы добиться благосклонности предмета обожания, он мог принять чужой облик (из-за чего потом страдала жертва его страсти). Другая легенда рассказывает, что он превратил свою возлюбленную в собаку из-за того, что та во время охоты на оленя воскликнула, что сможет догнать зверя, даже если тот бежит быстрее, чем солнце.

Гелиос — отец печально известного Фаэтона. По легенде юноша то ли выпросил у могущественного отца покататься на колеснице, то ли без спроса взял ее. Увлекшись поездкой, Фаэтон не заметил, как кони отклонились от курса и приблизились к земле. Пламя охватило все вокруг, и Гея, богиня земли, воззвала к Зевсу с просьбой усмирить негодника. Зевс, особо не церемонясь, метнул молнией в Фаэтона, оборвав его жизнь.

Колосс Родосский: предыстория

Одно из семи чудес света, знаменитая статуя Колосса на острове Родос — это бог Гелиос, чего многие на самом деле не знают. По легенде, этот остров солнечный бог собственноручно вынес прямо из морской пучины, так как нигде на Земле еще не было места, где бы его почитали. И действительно, нигде в пределах античной Греции не был так распространен культ Гелиоса, как на Родосе.

Установлению статуи предшествовали следующие события. В 305-304 году остров целый год пробыл в осаде: правитель Македонии Деметрий Полиоркет с множеством осадных орудий и войском в 40 тысяч человек пытался захватить Родос, но все равно потерпел неудачу. Деметрий Македонский настолько разуверился в победе, что даже бросил все осадные орудия и отплыл с острова. Жители Родоса, обрадованные тем, что судьба оказалась к ним благосклонна, решили сделать богам невиданное подношение. Продав орудия, оставленные Деметрием, на вырученные деньги родосцы заказали скульптору Харесу огромную статую Гелиоса — это была своего рода благодарность самому почитаемому богу за победу.

Седьмое чудо света

Изначально статую планировалось создать в 10 раз выше человеческого роста, но затем жители Родоса захотели, чтобы скульптура была еще в два раза больше, и заплатили скульптору в два раза выше ожидаемого. Это оказалось роковой ошибкой для самого скульптора — ведь увеличение роста повлекло за собой и увеличение объема, однако не в два раза, а в восемь. Харес заканчивал статую уже за свой счет, влез в огромное количество долгов и обанкротился, когда закончил проект, а затем покончил жизнь самоубийством.

Работа над статуей велась 12 лет. Основным материалом была глина с металлическим каркасом в основе, а сверху скульптуру покрывали листы бронзы. Сам внешний вид соответствовал типичному изображению бога Гелиоса — это был статный юноша в венце, напоминающем солнечные лучи. Относительно места расположения статуи до сих пор ведутся дискуссии среди историков. На большинстве изображений Колосса Родосского помещают прямо на входе кораблей в гавань. Но современные исследования показывают, что у берега просто не было места для такой огромной статуи. Скорее всего, статуя располагалась где-то в глубине города.

Колосса постигла печальная судьба: он простоял всего 50 лет и был разрушен землетрясением. Жители острова собирались восстановить достояние города, но дельфийский оракул предсказал, что этим они разгневают своего любимого бога Гелиоса. Это напугало родосцев, от восстановления было решено отказаться. Статуя пролежала на земле еще почти целое тысячелетие, удивляя своими размерами поколение за поколением. Но в итоге остров захватили арабы и распродали то, что осталось от некогда величественного творения рук человеческих.

В мифологии древней Греции все очень неоднозначно. Здесь часто на одного и того же персонажа у разных авторов есть своя точка зрения, нередко противоречащая с мнением другого автора. Одной из таких спорных фигур в греческой мифологии выступает Гелиос в амплуа бога Солнца. Основание считать его солнечным божеством действительно веское, поскольку его имя древнего греческого языка и означает Солнце. Согласно преданиям солнечное божество приходится сыном титана Гиперион и Тейи, по другим источникам Гипериона и Ирифессы. Гелиос – брат богинь Эос и Селены.

До Еврипида с богом Солнца устойчиво ассоциировался именно Гелиос. Однако со временем, и в первую очередь благодаря деятельности этого драматурга, статус древнегреческого бога Солнца постепенно закрепляется за Аполлоном, персонажем, который в себе сочетает также и прорицателя, и врача. Есть у Гелиоса и Аполлона еще одно общее имя – Феб, универсальное для каждого из них.

Исключительное видение одного и того же мифического героя характерно почти для каждого древнегреческого автора. Так, например, Ферекид Сирский не стесняясь, отождествлял Гелиоса с Зевсом, а Феаген – одновременно с Аполлоном, Гефестом, а также со стихией «огня». Согласно сказам Дионисия Скитобрахиона, Гелиос еще мальчиком был утоплен в водах Эридана.

Если собрать все древнегреческие источники, то окажется, что было, как минимум, пять Гелиосов: возможно одного и того же персонажа, но явно от разных родителей. Один из Гелиосов – сын Зевса, а соответственно и внук Эфира. Согласно второй версии, Гелиос был сыном Гипериона. Согласно третьей — сыном Гефеста и внука Нила, живших в Гелиополе. Матерью четвертого Гелиоса была нимфа Аканфо, родившая его на острове Родос. Согласно этой версии Гелиос происходит от героических родосских предков. Пятый Гелиос родился в Колхиде и является отцом Кирки и Ээта.

В истории мифических героев Гелиос отличился тем, что пожаловался Гефесту, что Афродита изменила ему с Аресом, после чего Афродита стала изгоем для всего потомства Гелиоса. Также раскрыл Деметре тайну относительно того, что это именно Аид выкрал у неё дочь Персефону. Как видно, от Гелиоса утаить что-то было практически невозможным.

В трактовке Гомера Гелиос имел семь стад овец и столько же стад коров. Что касается именно коров, то они паслись на живописнейшем лугу в Сицилии, принадлежавшем Фаэтиса. Пастухами этих коров были нимфы Ламптия и Фаэтиса. Как и положено самому Солнцу Гелиос каждое утро подымался над землей, чтобы полюбоваться своим пасущимся стадом никогда нестареющих животных; а к вечеру уходил за Океан. Высадившись на берега острова Сицилии, то ли по неосторожности, толи по незнанию, Одиссей и его команда убили несколько быков, принадлежавших Гелиосу. Имея привычку жаловаться, солнечный бог попросил Зевса, чтобы тот хоть как-то отреагировал на дерзновение мореплавателя. Зевс разбил корабль Одиссея одной только лишь своей молнией. Как мы уже знаем, выжить удалось только лишь одному Одиссею.

Культ бога Солнца в древнегреческой мифологии в лице Гелиоса был особенно распространен в Аргосе, Коринфе, Элиде, а также на Родосе, где, как уже стало известно, Гелиос до сих пор любуется своим пасущимся скотом. Кстати, при входе в гавань этого острова стояла когда-то легендарная статуя Гелиоса, больше известная современникам, как Колосс Родосский. Для жителей Родоса Гелиос был не только самым почитаемым божеством, но и создателем этого острова. И Гелиос, и перенявший у него эстафету Аполлон изображаются почти всегда одинаково, так как их обоих объединяет солнечная функция. Символичными животными Гелиоса считались петух и белый конь.

Голова Гелиоса. Эллинистический период, остров Родос. Школа Лисиппа

На одной из античных статуй Гелиос изображен в виде одетого юноши; в одной руке он держит шар, в другой – рог изобилия; подле него видны головы его коней. Знаменитый Колосс Родосский , между ног которого свободно проходили парусные суда, был также изображением Гелиоса.

Когда после свержения титанов олимпийские боги поделили вселенную, Гелиос, не присутствовавший при дележе, был всеми позабыт. Он стал жаловаться Зевсу, и тот поднял для него со дна моря остров Родос, посвященный с тех пор Гелиосу.

Легенда о боге солнца Гелиосе

Зодиакальный, или солнечный путь, есть то пространство неба, которое пробегает солнце на своей колеснице в течение года. Путь этот разделен на двенадцать частей, по числу месяцев в году и числу находящихся на этом пути созвездий, которые принято изображать в искусстве следующими знаками: Овен (апрель) в сопровождении голубя Венеры ; Телец (май), подле него стоит треножник Аполлона ; Близнецы (июнь), сопровождаемые черепахой Гермеса ; Рак (июль) – за ним орел Зевса ; Лев (август) – около него корзина Деметры, ее обвивает змея; Дева (сентябрь), она держит два факела, а за нею шапка Гефеста; Весы (октябрь), их держит ребенок, и подле него волчица Ареса ; Скорпион (ноябрь) с собакой Артемиды ; Стрелец (декабрь) и лампа Гестии с ослиной головой; Козерог (январь) и павлин Геры ; Водолей (февраль) и дельфины Посейдона ; Рыбы (март) и сова Афины . При этом полагали, что каждый из богов избирал охотнее всего своим местопребыванием именно то созвездие, которому приданы специальные атрибуты этого божества.

По древним мифам, Гелиос, выходя из обтекающей весь мир реки Океан на востоке, достигал в полдень небесной вершины и затем направлялся к западу, к тому месту, за которым начиналось царство вечного мрака и которое носило название «Солнечные ворота». Там Гелиоса ожидал золотой челн, выкованный для него Гефестом. Он ночью описывал по реке Океану полукруг и к утру вновь прибывал к тому пункту, откуда начинался его дневной путь. Лишь только Гелиос показывался на востоке, как тотчас же горы, в образе дев, открывали ему двери неба и впрягали в его колесницу крылатых коней, изрыгающих пламя.

Дни, месяцы, годы, века вместе с горами составляли свиту Гелиоса, жилище которого – роскошный золотой дворец – находилось на самом дальнем востоке. Прекрасные тихие звезды меркли и скрывались в лоно ночи при первом появлении этого лучезарного бога, а вершины гор, верхушки деревьев и скалы, до которых дотрагивалась, пролетая, златоперстая Аврора (заря), румянились и золотились по мере приближения блестящей колесницы. В своей знаменитой картине Гвидо изобразил Гелиоса на колеснице, сопровождаемого горами и днями, а впереди колесницы летит Аврора, рассыпая на своем пути цветы.

Великан Атлант (Атлас), присужденный Зевсом за ослушание вечно поддерживать своими могучими плечами небесный купол, стоял именно на том пункте вселенной, где ночь и день, чередуясь, следуют друг за другом, никогда не встречаясь. Здесь была расположена принадлежавшая Атланту страна Гесперид , и он владел огромными стадами, которые там паслись. Его собственностью был знаменитый Гесперидский сад, где на деревьях росли золотые яблоки.

Впрочем, в мифах нет точного и определенного указания, где находился конец вселенной и жилище Атланта; некоторые указывают на Кавказ, другие на Ливию или же на Мавританию. В Неаполитанском музее находится знаменитая статуя этого великана, известная под названием Атланта Фарнезского: он изображен поддерживающим небесный купол. В таком же виде он чаще всего представлялся и на резных камнях.

Своими горячими и благотворными лучами Гелиос способствовал росту растений, полезных людям и стадам, но зловредные травы и ядовитые плоды также растут и зреют под влиянием солнечного света и тепла. Вот почему греки считали дочерью Гелиоса волшебницу Цирцею , внучкой – «всезнающую» и «всеизмышляющую» Медею . Обе они умели отыскивать ядовитые плоды и травы и варили из них

Гелиос или иногда Гелий, в греческой мифологии бог Солнца. Сын титанов Гипериона и Фейи по Гесиоду и Апполодору, брат Селены и Эос. Относится к древнейшим доолимпийским богам. Поскольку Гелиос находится над всеми, высоко в небе, то видит все деяния людей и богов. За преступления может наказывать слепотой, его призывают в свидетели и мстители. Он сообщает Деметре, что Персефону похитил Аид. Когда спутники Одиссея покусились на его белоснежных коров (в традиционном переводе – быков), пасущихся на мифическом острове Тринакрия, по просьбе Гелиоса Зевс разбил корабль молнией.

Гелиос и Фаэтон с Сатурном и сезонами, 1635,
Государственный музей, Берлин, Никола Пуссен

Гелиос обитает по Овидию в великолепном дворце в окружении четырех времен года, сидит на престоле из драгоценных камней. Гелиос поднимался с криком петуха, считавшегося его священной птицей, и сопровождаемый своей дочерью Эос, богиней утренней зари, садился в огненную колесницу. Ежедневно он проделывал путь от своего блистательного дворца на востоке до не менее великолепного дворца на западе. В его колесницу были впряжены четыре белоснежных огнедышащих коня – Свет, Блеск, Гром, Молния. В конце дня Гелиос распрягал их и отпускал пастись на Островах Блаженных. Затем ночью по Стесихору он переплывал по потоку Океана в золотой чаше, сделанной Гефестом, к восточному жилищу.

Однако не всегда Гелиосу удавалось соблюдать этот строгий распорядок. Однажды по приказу Зевса он три дня не покидал своего дворца и трое суток над землей не поднималось солнце. Столько длилась брачная ночь Зевса и Алкмены, в которую был зачат Геракл. В другой раз на полпути Гелиоса по небу Зевс приказал ему повернуть вспять свою колесницу, чтобы помочь Атрею взойти на трон в Микенах. Обычно Гелиоса изображали едущим в колеснице с лучами солнца над головой. В гомеровских гимнах Гелиос предстает в ослепительном сиянии, с горящими страшными глазами в золотом шлеме. Находясь высоко в небе он каждый день видел все происходящее на земле, знал все дела людей и богов. Его часто призывали в свидетели не только смертные, но и боги. Так Деметра и Геката призвали его засвидетельствовать, что Персефону похитил Аид.

Иногда Гелиос сам рассказывал богам о неблаговидных поступках других. Он донес Гефесту об измене его жены Афродиты с Аресом, что обернулось для любовников неприятным конфузом; поставил в известность Артемиду, что царь Ойней не включил ее в число богов – та в сердцах наслала на его царство огромного калидонского вепря. На мифическом о. Тринакрия паслись тучные стада белоснежных быков, принадлежащих Гелиосу. В каждом стаде было 350 голов, правда, по Гомеру (zip, 127) у него было 7 стад коровьих и 7 стад овечьих по 50 голов в каждом. Причем быки Гелиоса не плодились, но и никогда не умирали. Пасли эти стада дочери бога солнца – Фаэтуса и Лампетия. У Гомера (zip, 340) на этих быков осмелились покуситься голодные спутники Одиссея. Лампетия немедленно донесла об этом отцу и тот потребовал у Зевса кары для нечестивцев, угрожая в противном случае скрыться в Аиде. Громовержец удовлетворил просьбу бога солнца и разбил молнией корабль Одиссея. Однажды Геракл, пытая добраться до острова, на котором паслись великолепные коровы Гериона, попал в пустыню, где очень страдал от палящих лучей солнца. Не выдержав, он направил свой лук на Гелиоса, но вовремя опомнился, опустил оружие и принес богу свои извинения. Гелиос оценил вежливость героя и даже одолжил ему свой золотой челн, на котором Геракл смог добраться до острова Эрифии.

Было у Гелиоса многочисленное потомство. От Гирмины – Актор и Авгий; от Климены – Феба, Гелия, Этерия, Лампетия и Фаэтон; от Нееры – Лампетия и Фаэтуса; от Персеиды – Ээт, Перс, Кирка и Пасифая; от Роды – семь сыновей, который прославились как великие астрологи. Павсаний сообщает, что Гелиос был отцом харит от своей связи с Эглой. Поклонялись ему во многих местах, в Коринфе, в Аргосе, в Элиде, на Родосе. В римской мифологии ему соответствует Соль (лат. Sol). Со времени Еврипида Гелиоса, как всевидящего бога Солнца, стали отождествлять с Аполлоном, всезнающим богом-прорицателем; отсюда другое имя Гелиоса – Феб. Культ Гелиоса был особенно распространен в Коринфе, в Аргосе, в Элиде и на острове Родосе, где при входе в гавань стояло его колоссальное изображение. Из животных ему были посвящены петух и белые кони. Изображается Гелиос почти так же, как и Аполлон.


Издавна у разных народов Солнце было предметом поклонения. Используя очевидную роль Солнца как источника жизни на Земле, представители церкви способствовали развитию поклонения Солнцу, культу Солнца. Солнце обожествлялось различными народами, которые давали ему свои имена:

Чтобы задобрить могущественного бога Солнца, люди приносили ему в жертву богатые дары, а нередко и человеческие жизни, например, Молоху.

Бог солнца Гелиос на четверке коней, появляющийся на рассвете из моря
Мраморный барельеф из Трои

Из истории древнего мира мы знаем <...> "о статуе бога Солнца Гелиоса на острове Родос, известной под названием Колосса Родосского и считавшейся шестым чудом света.

Статую создал в 293–281 гг. до н.э. скульптор Харес. 36-метровая статуя была выполнена из листов полированной бронзы, укрепленных на железном каркасе. Лицо и венец были покрыты золотом. Статуя располагалась рядом с портом и была повернута лицом к юго-востоку, то есть так, чтобы золотое лицо постоянно освещалось солнцем и ярко блестело. Это позволяет предполагать, что в дневное время она могла служить маяком.

Статуя Зевса Олимпийского <...> имела масштаб в десять человеческих ростов, а статуя Гелиоса с острова Родос - в двадцать. Построенная по новой для своего времени технологии (полая внутри, с использованием каркаса и облицовки), она сразу привлекла к себе внимание греческого мира, превратив остров Родос в еще один объект культурного паломничества.

Однако колосс - так называли греки все крупные статуи - простоял недолго, всего 56 лет, и был разрушен большим землетрясением в 225 г. до н.э. Немалую роль в разрушении сыграли технические ошибки в расчетах при строительстве.

В разрушенном состоянии он пролежал еще свыше 900 лет, продолжая считаться достопримечательностью мирового значения. В 997 г., когда остров Родос завоевали арабы, обломки полированной бронзы, которые не поддались ржавчине, были вывезены с острова. Завоеватели, презиравшие чужую культуру, равнодушные к чужой истории, переплавили металл и сделали из него монеты и украшения". <...>


Аполлон и Диана. Джованни Тьеполо, 1757

Аполлон — бог Солнца и Музыки у древних римлян, которые приняли веру в него от греков.
Аполлон - сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, один из главнейших богов олимпийского пантеона. Златокудрый, сребролукий бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами ), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну) .

Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон - покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (др.греч. Φοιβος , чистота, блеск, («лучезарный» - в греческой мифологии).

Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты (эпиклессы) Аполлона - лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога . Культ Аполлон в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.

Римский божественный пантеон чрезвычайно интересен. Культура Древнего Рима основывалась на мифологии и традициях вероисповедания народов древней империи. Основу своего пантеона римляне заимствовали у древних греков, которые имели всеобщую культурную гегемонию времен зарождения Рима.

Развив свою мифологию, принимая новых богов от завоеванных народов, римляне создали свою особую культуру, которая сочетала в себе черты всех подчиненных народов. Римское право, ставшее основой для современной юриспруденции, также создавалось под влиянием римской мифологии.


Митра, убивающий быка

В древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряженной четверкой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.

У него было 10 000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою. Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений. Согласно одному из древних преданий, Митра, являясь [к людям] солнцем , создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью, повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли Солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы.

Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооруженный ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвященные убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные.

Считалось, что регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие природы. Культ Митры был весьма популярен и за пределами Персии, особенно его почитали римские легионеры.

Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте.


реконсруированное
изображение Ра

Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года.
Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу.
Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже "замыслили против него злые дела", Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. <...>

Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это - Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений:
1) пронзительный весенний свет и тепло;
2) юная, стремительная и неуправляемая сила;
3) страсть и плодородие.

Тонатиу (науатль - букв. «Солнышко») в мифологии ацтеков бог неба и Солнца, бог воинов.
Управляет 5-й, нынешней, мировой эпохой.
Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами (см. душа-кровь) принесённых в жертву и воинов, павших в боях.