Если кто-то вас беспричинно обидел или унизил, оставьте его на суд аллаха. Обиды– это всего лишь испытание, и преодолевать мы их должны Хадисы обиды добавил к сказанному

Хадис № 35

Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F

аудиозаписи по этой книги, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:

Тридцать пятый хадис

35 ― Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не завидуйте друг другу, не обманывайте друг друга, не ненавидьте друг друга, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха. Ведь, мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни оставлять его без помощи, ни обвинять его во лжи, ни относиться к нему с презрением, а богобоязненность скрыта здесь!” , — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды указал (рукой) себе на грудь, после чего сказал: “Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в исламе, и для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!” [Муслим, 2564].

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

Этот хадис является основой, повествующей о правах мусульманина на другого мусульманина, и о том, как мусульмане должны относиться друг к другу. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перечислил в данном хадисе множество запретных поступков.

«Не завидуйте друг другу…» - это указывает на то, что зависть запрещена. На это также указывает множество других хадисов. В хадисе сказано: «Остерегайтесь зависти, ибо, поистине, зависть пожирает добрые дела подобно тому, как огонь пожирает дрова». — [Абу Дауд, 4903; аль-Бейхаки в «Шу‘аб аль-Иман», 5/266; ибн ‘Абд уль-Барр в «ат-Тамхид», 6/124].

Точно также запрещен и обман, и ненависть, и поворачивание друг к другу спиной, и все остальное, на запрет чего указано в этом хадисе. Запрещено всё, что уничтожает любовь между мусульманами.

Учёные по-разному разъясняли смысл зависти. — [См. «Зад уль-Масир», 1/131; «Шарх ‘аля Сахих Муслим», (16/116) имама ан-Науауи; «Фатх уль-Бари», 10/482; «‘Умдату-ль-Къарий», 2/57; «Тухфату-ль-Ахуази», 6/56].

Зависть (хасад) заключается в том, что человек желает, чтобы милость, имеющаяся у другого человека, исчезла. Также зависть (хасад) заключается в том, что человек считает, что тот, кому Аллах оказал определенную милость, не заслуживает и недостоин этой милости. Именно поэтому суть зависти – это возражение предопределению Аллаха Всевышнего. Поэтому в хадисе сказано: «Остерегайтесь зависти, ибо, поистине, зависть пожирает добрые дела подобно тому, как огонь пожирает дрова».

Завидующий человек не только получает за это грех, но и теряет свои благие деяния, ибо его зависть содержит в себе скверное убеждение и плохие мысли об Аллахе. Завистник считает, что человек, которому Аллах оказал милость, на самом деле не заслуживает этой милости. Это и есть возражение предопределению Аллаха Всевышнего, а, ведь, Аллах Всевышний дарует удел тому, кому пожелает.

Мусульманин должен радоваться, когда Аллах Всевышний оказывает милость другому мусульманину. Мы уже разбирали хадис, в котором сказано: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе». — [аль-Бухари, 13; Муслим, 45].

А, ведь, зависть противоречит тому, о чём говорится в данном хадисе. Поистине, завистник не желает своему брату того же, чего желает самому себе. Завистник либо желает, чтобы милость, имеющаяся у мусульманина, исчезла, либо считает, что тот, кому Аллах оказал определенную милость, не заслуживает и недостоин этой милости.

و لا تناجشوا

«Не занимайтесь ″ан-наджшом″».

Учёные по-разному разъясняли слово ″ан-наджш″ , но самое хорошее разъяснение этого слова можно извлечь из арабского языка.

″ан-Наджш″ ― это стремление человека испортить какую-либо вещь путём хитрости, обмана и уловок. Этот ″ан-наджш″ запрещен во всех взаимоотношениях, которые имеют место среди мусульман.

«Не занимайтесь ″ан-наджшом″» ― то есть: не стремитесь обмануть друг друга, не стремитесь хитрить друг с другом.

Это – смысл слова ″ан-наджш″ в общем. Однако, когда речь идёт о торговле, то существует более узкое понимание слова ″ан-наджш″ .

″ан-Наджш″ в торговле заключается в том, что человек взвинчивает цену товара, не собираясь его покупать. Это явление называется словом ″ан-наджш″ , так как оно содержит в себе хитрость, обман и уловки, и поэтому является запрещенным. Мусульманин обязан относиться к своим братьям с благим намерением, обязан желать им того же, чего желает самому себе. Мусульманин не должен обманывать своих братьев, не должен вводить их в заблуждение. Он должен относиться к своим братьям так, как он желал бы, чтоб они относились к нему.

″ан-Наджш″ ― это запрещенное деяние, а человек, занимающийся этим, получает грех.

______________________________________________________________________________________

«…не ненавидьте друг друга…» - запрещены все слова и поступки, которые могут стать причиной взаимной ненависти. Тебе запрещено всякое слово, которое может привести к взаимной ненависти. Тебе запрещено всякое деяние, которое может привести к взаимной ненависти.

Верующий человек должен говорить и делать только то, что взрастит любовь между верующими братьями. Что же касается всех слов, писем, деяний и жестов, которые приводят к взаимной ненависти, то они запрещены. Человеку запрещено ненавидеть мусульманина ― нужно любить его за его Ислам и единобожие (таухид) .

Запрещена ненависть, возникающая из-за мирских причин. Если же ты возненавидел мусульманина из-за религиозных причин, например, из-за того, что он совершает нововведения, то в этом нет греха. Но даже в этом случае, нельзя ненавидеть мусульманина абсолютной ненавистью. Необходимо любить его за то, что он несёт в себе веру (иман) , единобожие (таухид) , покорность Аллаху. А ненависть проявляется к нему из-за того, что он совершает грехи и ослушивается Аллаха. Следовательно, с одной стороны ты любишь его, а с другой – ненавидишь.

«…не ненавидьте друг друга…» - следовательно, этот запрет касается ненависти, возникающей из-за мирских обстоятельств. Что же касается ненависти в шари‘атских вопросах, то иногда она требуема.

«…не ненавидьте друг друга…» - также человек в отношениях с членами своей семьи должен стремиться к тому, что взрастит между ними любовь и не допустит взаимной ненависти. Если человеку что-то ненавистно в своей супруге, то пусть посмотрит на другие её качества, которые являются прекрасными. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий не должен ненавидеть верующую, ибо если не понравится ему какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой». — [Муслим, 1469].

Общее правило гласит, что нельзя ненавидеть верующего человека. Если тебе что-либо не нравится в верующем, то взгляни на то благо, на ту веру, на ту покорность, которая в нём имеется.

«…не поворачивайтесь спиной друг к другу…» - то есть: не произносите таких слов и не совершайте таких поступков, которые приведут к разрыву отношений между вами и бойкоту. Запрещено разрывать отношения с мусульманином и бойкотировать его из-за мирских причин.

Бойкот (хаджр) бывает двух видов: — [См. «ат-Тамхид», (6/127) ибн ‘Абд уль-Барра; «Шарх Сахих Муслим» (16/117) ан-Науауи; «Джами‘ аль-‘Улюм уа-ль-Хикам», стр. 331; «Фатх уль-Бари», 8/124; «Субулю-с-Салям», 4/167; «‘Аун аль-Ма‘буд», 13/174].

1 ― Бойкот из-за религиозных причин ― у этого бойкота есть особые постановления. Но в общем можно сказать, что разрешено бойкотировать мусульманина из-за религиозных причин, если в этом есть польза. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, бойкотировал тех троих, которые не вышли в военный поход на Табук.

2 ― Бойкот из-за мирских причин ― когда мусульманин бойкотирует своего брата из-за каких-то обид или неприятных чувств между ними. Такое позволяется только на протяжении трёх дней, а затем уже становится запрещенным. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не разрешается человеку прекращать общаться со своим братом (по вере) на срок, превышающий три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым приветствует другого». — [аль-Бухари, 6077; Муслим, 2560].

Учёные сказали, что этот хадис ясно запрещает мусульманам прерывать отношения друг с другом на срок, превышающий три дня. Из хадиса можно сделать вывод, что разрешено прерывать отношения на срок, не превышающий три дня, так как люди по своей природе таковы, что их одолевает гнев и скверные нравы, поэтому им прощено прерывание отношение в течение трёх дней. А лучшим из них двоих будет тот, кто первым поздоровается со своим братом.

Что же касается бойкота по религиозным причинам, то тут необходимо смотреть на пользу. Иногда следует бойкотировать человека неделю, иногда месяц, а иногда хватает и дня.

«…не перебивайте торговли друг другу…» - например, мусульманин продаёт кому-то определенный товар за десять (реалов) и тут к покупателю приходит другой человек и говорит: «Я продам тебе этот товар за девять (реалов)». Или, например, продавец продает кому-то товар за десять (реалов), а ты подходишь к продавцу и говоришь: «Я куплю у тебя этот товар за одиннадцать (реалов)». Иначе говоря, человек подстрекает покупателя не покупать у определенного продавца, или подстрекает продавца не продавать определенному покупателю, когда продавец и покупатель уже договорились о сделке. Эти две ситуации называются перебиванием друг другу торговли, а это запрещено пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

Например, человек приходит к продавцу и говорит: «Я хочу купить у тебя этот товар за такую-то цену». И вот они договариваются друг с другом, сходятся на определенной цене, которой доволен каждый из них. После этого к покупателю подходит третий человек и говорит: «Я продам тебе этот товар за цену меньшую, чем та, о которой вы договорились». Или же после этого к продавцу подходит третий человек и говорит: «Я куплю у тебя этот товар за цену большую, чем та, о которой вы договорились».

Если продавец и покупатель уже договорились о сделке, и каждый из них был доволен ценой, то третьему лицу уже запрещено вмешиваться в их сделку. Из этого мы понимаем, что можно вмешиваться в сделку тогда, когда покупатель и продавец еще не договорились.

То же самое касается и хадиса, где пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил свататься к той, которая уже засватана его братом, пока посватавшийся раньше не откажется от сватовства или не позволит ему свататься. — [аль-Бухари, 5142; Муслим, 1412].

Если человек посватался к девушке и её семья ответила ему согласием, то никому другому, кто знает об этом, не разрешается приходить к родителям этой девушки и говорить: «Я хочу жениться на вашей дочери». Но если родители этой девушки еще не ответили согласием первому жениху, то другой имеет право также посвататься к ней. Здесь всё так же, как в вопросах перебивания торговли.

«…и будьте братьями, о рабы Аллаха…» - ведь, Аллах Всевышний сказал:

. — [Сура ат-Тауба, аят 71].

А также:

﴿ إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ ﴾

«Воистину, верующие — братья». [Сура аль-Худжурат, аят 10].

«Ведь, мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого…» - запрещено притеснять мусульманина в вопросах его имущества, в вопросах его чести, в вопросах его семьи. Запрещены все виды несправедливости (зульма) . Наоборот, мусульманин должен быть справедливым в отношениях с другим мусульманином. Мусульманин должен заботиться об имуществе другого мусульманина, о его семье и чести.

Шари‘ат повелел людям просить друг у друга прощения за причиненную несправедливость. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть допустивший (такую) несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь ещё, освободится от этого сегодня , прежде чем исчезнут динары и дирхемы, ибо тогда , если будут у него в запасе благие дела, их заберут у него в соответствии (с тяжестью нанесённой) им обиды, а если добрых дел у него не окажется, будет взято (что-нибудь) из дурных дел обиженного и возложено на него». — [аль-Бухари, 2449].

«Пусть допустивший (такую) несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь ещё…» ― например, человек злословил о мусульманине, задевал его честь, проявил враждебность по отношение к нему. Если такое имело место, то человек должен искупить то, что совершил.

Человеку желательно подойти к тому, с кем он поступил несправедливо, и сказать ему: «Я ошибся, прости же меня!» Тому же, у кого просят прощения, желательно простить своего обидчика и не расспрашивать его подробно о том, что именно он говорил и делал. Ему желательно сказать: «Да простит Аллах тебя за то, что ты сделал!» Аллах Всевышний обязательно дарует награду тому, кто простил своего обидчика.

Что касается злословия (гъибы) , то ученые разъяснили этот вопрос немного подробнее. Если человек знает, что его рассказ о злословии тому, о ком он злословил, приведёт к спорам и затруднениям, то он может не сообщать человеку о том, что злословил о нём. В данном случае ему следует просить у Аллаха прощения за того, о ком он злословил, и почаще обращаться к Аллаху с мольбами за этого человека. Таковы качества верующих людей. Если же кто-то единобожников уже умер, то желательно сказать: «О, Аллах, прости его!»

Верующие люди должны любить друг друга, даже если один из них ошибается, грешит и допускает несправедливость. Если тебе причинили несправедливость, то ты можешь ответить обидчику тем же, но это не является самым лучшим решением. Аллах Всевышний сказал:

﴿ لاَّ يُحِبُّ اللّهُ الْجَهْرَ بِالسُّوَءِ مِنَ الْقَوْلِ إِلاَّ مَن ظُلِمَ ﴾

«Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо ». — [Сура ан-Ниса, аят 148].

Но это не является наилучшим решением. Лучше всего простить того, кто причинил тебе несправедливость. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах не добавит Своему рабу, прощающему других, ничего, кроме величия». — [Муслим, 2588]. Пусть тот, кто прощает, не думает, что этим он умаляет своё достоинство. Напротив, он прибавляет себе величия.

«…ни оставлять его без помощи…» - мусульманин является покровителем и помощником другого мусульманина. Мусульманин должен желать помочь другому мусульманину, а оставление без помощи противоречит тому, о чём сказал Аллах Всевышний:

﴿ وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ ﴾

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» . — [Сура ат-Тауба, аят 71].

Мусульманину запрещено оставлять без помощи другого мусульманина, если он имел возможность помочь ему, хотя бы с помощью мольб.

«…ни обвинять его во лжи…» - не говори мусульманину: «Ты – лжец!», ибо основа в мусульманине то, что он не лжёт.

Сообщается, что как-то раз Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О, посланник Аллаха, возможно ли такое, что верующий ворует?» «Иногда такое бывает». «О, посланник Аллаха, возможно ли такое, что верующий совершает прелюбодеяние?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, такое бывает, даже если это и не нравится Абу ад-Дарде». Тогда Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, спросил: «О, посланник Аллаха, возможно ли такое, что верующий лжёт?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Ложь измышляет только тот, кто не верует». — [Передал Ибн Джарир в «Тахзиб аль-Асар», 3/135].

Ведь, если человек начинает лгать, то ложь укрепляется в нём и постоянно находится вместе с ним, и получается, что в нём присутствует одна из черт лицемерия. Что же касается желания украсть или совершить прелюбодеяние, то это желание приходит и уходит. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда раб Аллаха прелюбодействует, вера покидает его, и возносится над его головой, подобно тени, а когда он освобождается от этого занятия, вера возвращается к нему . — [Абу Дауд, 4690, ат-Тирмизи, 2625, аль-Бейхаки в «Шу’аб аль-Иман», 4/352; Хаким, 1/72, который сказал: «Достоверный хадис, соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима» и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’», 586].

Что же касается лживости, то она становится постоянным атрибутом человека. Лживость приводит человек к греховности, а греховность приводит его к Огню.

«…ни относиться к нему с презрением…» - мусульманин не должен относиться с презрением к другому мусульманину. Мусульманин не должен считать, что другой мусульманин хуже него. Мусульманин не должен считать другого мусульманина низким из-за его родословной, из-за его профессии, из-за города, в котором он родился, и из-за всех иных причин. Ислам – это то, что возвышает мусульманина, делает его почитаемым и особенным среди всех остальных творений. Поистине, мусульманин является почётным и великим пред Аллахом Всевышним.

Человек не должен презирать мусульманина, ибо мусульманин несет в себе единобожие (таухид) и веру (иман) . Мусульманин несет в себе убеждения единобожия, прекрасные мысли об Аллахе, знания об Аллахе. По причине всего этого мусульманина нельзя презирать. Наоборот, его нужно уважать из-за его веры и праведности.

Чем больше веры, праведности, единобожия, покорности Аллаху и следования сунне в мусульманине, тем больше нужно его почитать.

Что же касается многобожника, то отношение к нему совсем иное. Сколько бы у многобожника не было богатства, авторитета и власти, всё равно его скверная душа несет в себе многобожие (ширк) , издевательство над Аллахом и Его порочение.

”…а богобоязненность скрыта здесь!” , — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды указал (рукой) себе на грудь. Ведь, место богобоязненности в сердце.

«Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в исламе, и для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина…» - запрещено проливать кровь мусульманина безо всякого права. Также запрещено отбирать имущество у мусульманина безо всякого права. Также запрещено задевать честь мусульманина безо всякого права. Запрещено злословить о мусульманине и сплетничать о нём.

Шари‘ат пришёл для того, чтобы воплотить эти принципы среди мусульман, дабы их кровь была запретной, их имущество было запретным и их честь была запретной. Сообщается со слов Абу Бакры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, произнеся проповедь в день ‘Арафы: «Поистине, взаимоотношения меж вами должны быть такими, чтобы ваша кровь, ваше имущество и ваша честь являлись для вас столь же священными, сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе ». — [аль-Бухари, 67; Муслим, 1679].

ПРИМЕЧАНИЯ:

Например, продавец выставил на рынке какой-нибудь товар, и вокруг собираются люди и начинают постепенно увеличивать сумму, предлагаемую за этот товар. Тут приходит некий человек и начинает предлагать за товар еще большую сумму при том, что он не собирается его покупать. Например, кто-то предлагает сто реалов, а он начинает предлагать сто десять, хотя не собирается ничего покупать. Он хочет либо навредить покупателю, повысив цену, либо помочь продавцу продать товар дороже. Это запрещено!

См. «Шарх Рияд ас-Салихин» (2/579) шейха ибн Усеймина, да помилует его Аллах.

Об этом сообщается в очень длинном хадисе. Этот хадис передал аль-Бухари (4418) и Муслим (2769). Также можно посмотреть книгу «Сады праведных», хадис № 21.

Иначе говоря, при жизни, когда можно так или иначе загладить свою вину перед другим человеком.

То есть: в День Воскресения.

Всевышний сообщил о том, что Ему не нравится, когда люди злословят во всеуслышание. Ему ненавистно такое поведение, и Он наказывает людей за это. Под злословием подразумеваются все скверные слова, которые могут огорчить и опечалить человека. Это могут быть брань, клевета, оскорбления и тому подобные запрещенные высказывания, которые ненавистны Аллаху.

Из смысла этого откровения следует, что Аллаху нравятся прекрасные слова, такие как слова поминания Аллаха или мягкие и добрые обращения. Но если с человеком поступили несправедливо, то ему разрешается проклинать своего обидчика, жаловаться на него и говорить об этом во всеуслышание при условии, что он не будет наговаривать на него, наносить ему оскорбления, превосходящие совершенную против него несправедливость, которые были нанесены ему, и обижать людей, которые не причиняли ему зла.

Поступать таким образом разрешается, однако будет гораздо лучше , если человек простит своего обидчика и не станет мстить за совершенную против него несправедливость.

Всевышний по этому поводу сказал: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников». (Сура аш-Шура, аят 40).

Передают со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, правдивость приводит к благочестию, и, поистине, благочестие приводит к Раю, и будет человек говорить правду, пока не станет правдивейшим. Что же касается лживости, то, поистине, она приводит к греховности, и, поистине, греховность приводит к Огню, и станет человек лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец». аль-Бухари, 6094; Муслим, 2607.

Если в сердце есть богобоязненность, то все остальные органы также будут богобоязненны. Если же в сердце нет богобоязненности, то все остальные органы также не будут бояться Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это - сердце». аль-Бухари, 52; Муслим, 1599.

Если в сердце человека есть богобоязненность и страх перед Аллахом Всевышним, тогда все его внешние деяния будут в порядке, ибо они следуют за сердцем.

Знай также, что некоторые люди используют этот хадис для поддержания своих ложных воззрений. Когда ты призываешь их к одобряемому и удерживаешь их от порицаемого, они отвечают: ″Богобоязненность скрыта в сердце!″ Ты говоришь человеку: ″Не брей бороду, ибо это запрещено! Бритье бороды – это обычай многобожников и огнепоклонников, а оставление бороды – это путь пророков, посланников и праведных рабов Аллаха″ , а он отвечает: ″Богобоязненность скрыта в сердце! Богобоязненность скрыта в сердце!″ Мы ответим такому человеку: «Ты лжешь, ибо в твоём сердце нет богобоязненности. Если бы в твоём сердце была богобоязненность, то ты боялся бы Аллаха». Ведь, если сердце боится Аллаха, то и все остальные органы боятся Его. А если сердце ослушивается Аллаха, то и все остальные органы ослушиваются Его.

См. «Шарх Рияд ас-Салихин» (2/572-573) шейха ибн Усеймина, да помилует его Аллах.

Речь идёт о Мекке и прилегающей к ней территории, которая является харамом, то есть священной территорией, где запрещается убивать и наносить вред не только людям, но и вообще всему живому, а также и растениям. Естественно, что в особой мере это касается периода хаджа. Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подчёркивает, что неприкосновенность личности является одним из основных принципов Ислама в области взаимоотношений между людьми.

Хвала Аллаху, который сделал нас братьями по вере! Салават и салям Пророку Мухаммаду, завещавшему нам укрепление этого братства! Благословение его семье и всем сподвижникам!

Дорогие братья, Всевышний Аллах сделал нас братьями по вере, сделал нас из числа мусульманской уммы. В говорится (смысл): «Поистине, верующие – это братья » (сура «аль-Худжурат», аят 10).

В достоверном хадисе, приведённом имамом Муслимом, говорится: «Мусульманин мусульманину брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении ».

То, что мы братья по вере, что мы из мусульманской уммы, – это самое великое благо для нас, и мы обязаны быть благодарными Аллаху за это благо. Братство по вере намного сильнее и крепче, чем кровное братство. Ведь кровное братство ограничено этим светом, а братство по вере существует как на этом свете, так и на том. Кровное братство мы приобретаем через родителей, а братство по вере – через и Его Посланника (мир ему и благословение). Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Я для вас – что отец для детей » (Абу Давуд, Насаи, Ибн Маджа).

Родители всегда желают, чтобы между их детьми складывались хорошие отношения. А Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ещё больше желает, чтобы между людьми из его уммы складывались благие отношения. Ведь милосердие Пророка (мир ему и благословение) по отношению к людям из его уммы превосходит милосердие родителей к детям. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) более милостив к мусульманину, даже чем он сам к себе. Поэтому он чётко изложил обязанности мусульман по отношению друг к другу.

Мы видим, как ревностно многие люди защищают свои права на преходящие блага короткой жизни на этом свете. Как же следует стараться нам, мусульманам, в соблюдении взаимных прав и обязанностей, ведь от этого зависит счастье как на этом, так и на том свете!

Перечислим некоторые обязанности мусульман по отношению друг к другу, на которые указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Имам Бухари и Муслим приводят хадис, рассказанный Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) который передаёт слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «У мусульманина перед мусульманином пять обязанностей: отвечать на его приветствие, посещать его при болезни, участвовать в его похоронах, отвечать на его зов и читать за него мольбы (дуа): «Да смилуется над тобой Аллах!», если тот чихнёт». А в хадисе, приведённом Муслимом, говорится: «Когда встретишь его (брата по вере), то приветствуй, если он попросит совета, то наставляй ». В хадисе, приведённом имамом Ахмадом, говорится: «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим того, чего не желаешь себе ». В хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Если кто-то из них (мусульман) попросит что-либо, то отдай ему и помоги тому, кого притесняют ».

В высокочтимом Коране говорится о благочестивых верующих (смысл): «Это те, которые милосердны друг к другу » (сура «Аль-Фатх», аят 29). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), комментируя этот аят, сказал: «Это из признаков уммы Мухаммада (мир ему и благословение): когда тот, кто похуже, увидит того, кто лучше него, то он молится за него: “О Аллах, благослови то благое, чем Ты его одарил, и укрепи его в этом, и не лиши нас пользы от него”. Когда же увидит тот, кто лучше, того, кто хуже него, то и он молится за него: “О Аллах, веди его к покаянию и прости ему грехи его”». Но ныне некоторые мусульмане далеки от приведённого в этом аяте признака, ибо благие хулят тех, кто похуже, и наоборот.

В достоверном хадисе, приведённом аль-Бухари и Муслимом, говорится, что (мир ему и благословение) сказал: «В любви и милосердии друг к другу верующие подобны телу: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и оно лишается сна ».

Этот высокочтимый хадис призывает мусульман сплотиться, не оставаться равнодушными к боли, страданиям, проблемам друг друга. И если мусульмане не ведут себя подобным образом, значит, вера их несовершенна.

В другом хадисе говорится: «Кого не волнуют проблемы мусульман, тот не из них ».

Нельзя наносить какой-либо вред мусульманам, даже думать об этом нельзя. В достоверном хадисе, приведённом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Мусульманин – это тот, язык и руки которого безопасны для мусульман ».

Из этого высокочтимого хадиса следует, что не может быть настоящим мусульманином тот, от языка или рук которого исходит хоть малое зло для других. Нанесение вреда мусульманам влечёт нестерпимые муки в вечной жизни.

Один из табиинов Ибн Аббас аль-Муджид сказал: «Всевышний Аллах навлечёт на обитателей Ада чесотку, такую, что они станут чесаться, пока не раздерётся мясо до костей. Тогда раздастся голос, вопрошающий: «Не мучаетесь ли вы из-за этого?» Они ответят: «Да, мучаемся». Им будет сказано: «Это вам за вред, который вы нанесли мусульманам в земной жизни». То есть нельзя мусульманину делать ничего плохого, даже смотреть на человека запрещено, если это ему не нравится. Нужно стараться всегда и во всём делать людям добро. Даже если просто убрать с дороги то, что мешает людям, за это предусмотрено большое вознаграждение. В достоверном хадисе говорится, что один человек получил Рай за то, что он срубил дерево, которое росло на дороге и мешало людям.

Теперь сверим со сказанным деяния некоторых молодых людей, которые разговаривают друг с другом, остановив свои автомашины прямо посреди дороги, или тех, кто паркует свои машины где попало, мешая другим, строит заборы, дома, будки, закрывая дорогу, мешая свободному передвижению».

Обязанностью мусульманина по отношению к другим людям является и проявление благонравия. Благонравие возвышает мусульманина на уровень тех, кто проявляет старательность в поклонении, проводя дни в посте, а ночи в бдении, поклоняясь Всевышнему. Так говорится в высокочтимом хадисе.

Мусульманину следует проявлять уважение к старшим и милосердие к младшим. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот не из нас, кто не уважает старших и не милосерден к младшим » (Табарани, Абу Давуд, Ахмад).

Мусульманину следует проявлять вежливость, благожелательность, довольство при общении с людьми. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах любит того, кто кроток и доброжелателен » (Байхаки).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своему сподвижнику Муазу (да будет доволен им Аллах): «Завещаю тебе: будь богобоязненным, говори только правду, соблюдай договоры, оправдывай доверие, не будь вероломным, защищай соседей, будь милосердным к сиротам, в речах будь вежливым, приветствуй людей и не проявляй высокомерия» (Хараити, Байхаки). Соблюдение договора и выполнение обещаний тоже входят в наши обязанности. Договор подобен долгу, его следует исполнять. Несоблюдение договора – один из признаков мунафиков, то есть лицемеров в религии. Нельзя также проявлять высокомерие из-за богатства или занимаемого высокого общественного положения, высокой должности. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым скромным из людей, он помогал беднякам и вдовам решать их проблемы (Насаи, Хаким).

Также следует воздержаться от хулы по отношению к братьям по вере, нельзя даже слушать хулу в их адрес. В хадисе говорится: «Клеветник в Рай не войдёт » (Аль-Бухари, Муслим).

Нельзя также держать обиду на мусульманина более трёх дней, какой бы большой обида ни была. В хадисе сказано: «Не подобает мусульманам прекращать общение с братом по вере (то есть держать на него обиду) более чем на 3 дня, отворачиваться друг от друга при встрече. И лучший из них тот, кто приветствует первым » (Аль-Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульманина также является совершение добра всем людям, как хорошим, так и плохим. В хадисе сказано: «Совершение добра и по отношению к хорошему и по отношению к плохому является следующим после уверования (имана) признаком (основой) ума» (Табарани). Но если известно, что плохой человек, которому сделали добро, воспользуется этим для совершения дурного, то по отношению к нему нельзя совершать добро.

Мусульманину запрещено переступать порог дома другого мусульманина без его разрешения. В хадисе сказано: «Разрешения попроси трижды. Если получишь разрешение – входи, а если нет – возвращайся обратно » (Аль-Бухари, Муслим). Если разрешение не дано, то нельзя обижаться на это.

Обязанностью мусульманина также является соблюдение справедливости по отношению к другим людям. Следует поступать по отношению к другим так же, как тебе хотелось бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе. В хадисе говорится: «Кто желает отдаления от Ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог один и Мухаммад – Его Посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие » (Хараити).

Из обязанностей мусульманина является также проявление почтения к уважаемому человеку. В хадисе сказано: «Если прибудет к вам авторитетный среди своего народа человек, то и вы окажите ему почтение » (Хаким).

Ещё есть хадис, в котором говорится, что каждого следует посадить на своё место, то есть каждому следует воздать должное, соответствующее его статусу, авторитету.

Мусульманину следует примирять враждующих друг с другом, обиженных друг на друга мусульман. В хадисе сказано: «Рассказать вам о деянии, лучшем, чем совершение намаза, соблюдение поста или раздача милостыни? Это примирение враждующих. Обиды, вражда между мусульманами подобны лезвию, сбривающему религию » (Абу Давуд, Тирмизи).

Из этого хадиса видно, как велико вознаграждение за примирение мусульман и как велик вред от вражды, дурных отношений между мусульманами, которые лишают нас веры. Нам лучше находиться в земле, чем жить на этом свете, не имея истинной религии. Шариат разрешает даже обман ради примирения мусульман.

Долгом мусульманина перед другими мусульманами является сокрытие их недостатков. В достоверном хадисе говорится: «Кто скроет недостатки мусульман, и Аллах скроет его недостатки как на этом, так и на том свете » (Муслим).

Следует также остерегаться того, что может вызвать сомнения у мусульман. Кто совершит такое, что вызовет сомнения и дурные мысли, предположения у мусульман и тем самым подтолкнёт их к греху, и тому запишется грех за это. Когда Пророк (мир ему и благословение) разговаривал со своей женой Сафият, мимо них прошёл человек. Пророк (мир ему и благословение) подозвал его к себе и сказал: «Это моя жена Сафият». Тот сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), разве стану я думать о тебе плохо?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Сатана ходит в теле человека там же, где и кровь» (Аль-Бухари, Муслим, Ахмад).

Также по возможности следует оказывать помощь мусульманам. В достоверном хадисе говорится: «Аллах помогает рабу Своему, пока тот помогает брату по вере » (Муслим).

Из обязанностей мусульманина является оказание помощи и поддержки мусульманину, оказавшемуся в беде. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни оказал помощь мусульманину, на которого обрушилось несчастье в этом мире, Аллах отводит от него (оказавшего помощь) несчастье на том свете » (Муслим).

Из обязанностей мусульманина перед другими людьми является исполнение их нужд. В достоверном хадисе говорится: «Хождение для исполнения нужд брата по вере лучше для каждого из вас, чем совершение итикафа в моей мечети, то есть пребывание в ней в поклонении, в течение двух лет» (Хаким). А за итикаф, то есть за пребывание в поклонении в мечети Пророка (мир ему и благословение), предусмотрено неописуемо большое вознаграждение.

В обязанности мусульманина также входит ходатайство и посильная помощь всем мусульманам через какого-либо начальника или чиновника, с которым у него хорошие отношения. В Коране сказано (смысл): «Кто бы ни содействовал в осуществлении доброго дела, он получит долю от этого » (сура «ан-Ниса», аят 85).

В достоверном хадисе говорится: «Окажите содействие, за это вам запишут вознаграждение » (Аль-Бухари).

Говорят также, что лучшая милостыня – это милостыня языка.

Из обязанностей мусульманина является также приветствие всех встретившихся мусульман, начало общения с ними с приветствия. Частое приветствие – из самых высокоценных деяний. В достоверном хадисе говорится: «Клянусь Аллахом, не вступите вы в Рай, если не будете иметь истинную веру (иман), истинную веру вы не будете иметь, пока не полюбите друг друга. Рассказать вам о деянии, совершив которое вы полюбите друг друга? Распространяйте приветствие средь вас».

Необходимой сунной является для мусульман и рукопожатие при встрече. В хадисе говорится: «Когда мусульманин здоровается за руку с братом своим по вере, то грехи их обоих осыпаются с них, словно листья с дерева » (Баззар).

Обязанностью мусульман является не поднимать мусульманина с места, на котором он сидит, а также освобождать место для подошедшего, уплотняя ряды сидящих. В достоверном хадисе говорится: «Пусть не поднимают одного, чтобы освободить сидячее место другому, но пусть сдвигаются плотно друг к другу для высвобождения места для него » (Аль-Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульман также является защита по мере возможности тела, имущества и чести мусульманина от притеснения его другими. В хадисе говорится: «Кто бы ни пострадал из-за защиты брата по вере, это станет для него преградой от огня адского » (Тирмизи).

В другом же хадисе говорится: «Кто не помогает брату по вере, имея такую возможность, тому и Аллах не поможет ни на этом, ни на том свете. А тому, кто помогает, – и Аллах поможет в обоих мирах» (Ибн Аби ад-Дунья). Если сосед или сослуживец имеет дурной нрав, мусульманину следует стараться избегать конфликтов, налаживать ровные отношения. В Коране говорится (смысл): «Отводи зло добром » (сура «аль-Муминун», аят 92).

Мусульманину также следует любить бедняков, не гневить их. В хадисе говорится: «О Айшат, полюби бедняков и приблизь их к себе, и тебя приблизит Аллах в Судный день».

Пророк (мир ему и благословение) сказал Абу Бакру (да будет доволен им Аллах): «О Абу Бакр, если ты разозлишь бедняков, то и Господь твой разгневается на тебя» (Муслим).

Мусульманину не следует подхалимничать перед богачом из-за его богатства, каким бы большим оно ни было. В хадисе говорится: «Если кто-то станет подхалимничать перед добрым богачом из-за его богатства, то религиозность (вера) его уменьшается на одну треть».

Мусульманин должен заботиться о сиротах, помогать им, привести в дом и вырастить их. В достоверном хадисе говорится: «Я и тот, кто содержит сироту, будем вместе в Раю, как эти два пальца » (Муслим).

Мусульманин должен радовать мусульманина, давать ему советы от чистого сердца. В достоверном хадисе говорится: «Религия – это доброе наставление » (Муслим).

В другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах любит людей, которые радуют верующих » (Табарани).

Мусульманину следует отдалиться от всего, что может разжигать вражду между мусульманами. В Коране говорится (смысл): «Скажи рабам Моим, чтобы они изрекали только благое; поистине сатана желает раздора между ними » (сура «аль-Исра», аят 53).

Данный аят призывает нас, чтобы мы не давали сатане никакой возможности посеять раздор между мусульманами.

Мусульманам не подобает ссориться друг с другом. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни прекратил спор, зная, что он неправ, Аллах возведёт ему дворец на краю Рая, и кто бы ни прекратил спор, будучи правым, Аллах возводит ему в Раю дворец на самом высоком месте» (Тирмизи).

Истину следует высказывать вежливо, благожелательно, но если тот, кому она адресована, не воспринимает её, то следует отдалиться от него, не ведя с ним спор, ибо спор порождает неприязнь и приводит сердца в смятение.

Мусульманин обязан хранить тайну другого мусульманина, не скрывать своих симпатий, высказывать отношение и любовь к тем, кто ему нравится, обращаться к Всевышнему с доброй молитвой за братьев и сестёр по вере. В хадисе говорится: «Если мусульманин обратится к Аллаху с мольбой: “О Аллах, прости грехи всем мусульманам и мусульманкам”, то Аллах прощает ему грехи по числу всех мусульман».

Мусульманину не следует завидовать другим, ибо, как говорится в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), зависть сжигает добрые деяния, подобно тому, как огонь сжигает дрова. Поэтому, когда увидишь нечто хорошее у мусульманина, то следует просить у Аллаха увеличения ему этого блага. В таком случае тебя покидает зависть, и Аллах даёт тебе ещё большее благо, чем то, о котором ты просил для другого.

Ещё одним долгом мусульманина является посещение больного. Следует, положив руку на его голову, спросить о его состоянии, молить у Аллаха блага для него, то есть читать за него дуа. Мусульманину также следует посещать могилу мусульманина, выразить соболезнование тому, к кому пришло несчастье, учить того, кто в этом нуждается, удерживать от совершения греха того, кто это делает. Не следует враждовать с мусульманами и желать для себя того, чем владеют они. Для младших следует быть отцом, для старших – сыном, для ровесников – братом.

Кроме перечисленных, есть и другие обязанности мусульманина перед другими мусульманами. Особенно следует стараться исполнять эти обязанности по отношению к соседям, друзьям, родственникам.

Следует отметить, что мусульманин должен относиться к людям хорошо, проявить благонравие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к последователям других религий, если они не вредят Исламу. Так учит нас наша религия.

Дорогие братья и сёстры по вере! Если мы, мусульмане, будем вести себя так, как этого требует от нас наша религия, будем соблюдать по отношению друг к другу перечисленные выше обязанности, то жизнь на земле станет счастливой, блаженной, нами будет доволен Аллах и возрадуется Пророк (мир ему и благословение), и мы получим высокие райские блага в вечной жизни. А если мы последуем за сатаной и станем пренебрегать этими обязанностями, то нас будут преследовать несчастья в земной жизни, на нас разгневается Аллах, опечалится Пророк (мир ему и благословение), и мы подвергнемся адским мучениям на том свете.

Да поможет Всевышний Аллах всем мусульманам вести себя так, как это повелевает нам наша религия, и сплотиться, словно единое тело, как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение)! Аминь!

Шутка занимает одно из важнейших мест в общественных отношениях. Иногда, чтобы довести в утончённой форме свою мысль, а иногда, чтобы просто улучшить настроение людей, мы прибегаем к юмору. В словарном значении юмор означает добродушный смех, незлобивую насмешку. Некоторые люди под маской шутки оскорбляют и обманывают других, обижают людей. И естественно, что подобные «шутки» нельзя назвать незлобивой и добродушной насмешкой, такие шутки противоречат духу Ислама. А интересно, как относился пророк Мухаммед (с) к шутке, и вообще, как шутил этот добродетельный человек, который является примером для всех мусульман во всех своих поступках.

Из жизнеописания пророка Мухаммеда и из хадисов становится ясно, что посланник Аллаха (а) не только любил добродушный смех, но и сам иногда шутил. Периодические шутки нашего пророка, которые способствовали тому, что юмор вошёл и укрепился в исламской литературе, были утончёнными, приятными и поднимающими настроение. Так, например, однажды Абу Хурейра, увидев, что пророк шутит, спросил: «О, посланник Аллаха! Ты разве с нами шутишь?». Пророк ответил: «Да, я шучу, но говорю одну лишь правду ».

Этот нюанс имеет большое значение. Даже во время шутки нужно избегать лжи. Посланник Аллаха нам сообщил, что даже во время шутки нужно соблюдать определённые правила. В хадисах эти правила перечисляются следующим образом:

- нельзя шутить, говоря лживые и выдуманные слова;

- нельзя своими шутками наносить духовный и материальный вред окружающим;

- нельзя присваивать даже в шутку чужое имущество (в одном хадисе пророк Мухаммеда (с) изрёк: «Пусть
никто из вас ни в шутку, ни всерьёз не берёт посох своего брата. Если кто взял, пусть вернёт
».

- запрещено в шутку пугать кого-либо, беспокоить кого-либо (подобная шутка запрещено следующим хадисом: «Однажды сподвижники были в пути вместе с пророком. В дороге один из сподвижников заснул. Другие в шутку бросили на него верёвку, в результате чего заснувший сподвижник испуганно проснулся. Увидев это, пророк Мухаммед (с) изрёк: «Запрещается одному мусульманину пугать другого мусульманина ».

Али (а) подойдя к юмору с точки зрения человеческой психологии, своими следующими словами поощрял людей к шутке: «Сердца человеческие устают и пресыщаются, подобно человеческому телу. Поэтому давайте покой своим сердцам, и ищите пути мудрости, ведущие к этому ».

Пророк Мухаммед (с) шутил с детьми, молодыми, зрелыми и пожилыми людьми, т.е. с людьми любого возраста, ибо он обладал тонким чувством юмора. Он шутил со своими внуками Хасаном и Хусейном, с Энесом, который с детских лет, длительное время жил рядом с пророком. Как передаёт Джабир, почтеннейший пророк садил на свою спину Хасана и Хусейна, возил их на спине, и приговаривал: «Как прекрасен ваш верблюд, и как прекрасны наездники ». Он, шутя, звал Энеса «Зуль-узнейном» (с двумя ушами). Посланник Аллаха (а) шутил не только с детьми, но как глава семьи он любил шутить со своей семьёй, когда оставался с ними наедине.

В шутках пророка никогда не было и доли лжи. Даже во время шутки он говорил одну лишь правду. Однажды он так ответил одному сподвижнику, который захотел у него верблюда для сражения: «Я посажу тебя на верблюжонка ». Когда пророк увидел удивление на лице сподвижника, он улыбнулся и этими словами показал что шутит: «Разве все верблюды не являются детёнышами других верблюдов? ».

Однажды одна женщина из ансара, придя к пророку, попросила его, чтобы он помолился за то, чтобы она вошла в
рай. Почтеннейший пророк так ответил ей: «Разве ты не знаешь, что пожилые не войдут в рай? ». От этих слов женщина настолько расстроилась, что начала плакать. Пророк Мухаммед (с) улыбнувшись, сказал ей: «Разве ты ни разу не читала этот стих Корана: «Мы сделали всех их целомудренными, любящими своих мужей и одного возраста »? Таким образом, этой тонкой шуткой пророк сообщил женщине, что она войдёт в рай молодой.

Во время возвращения из прощального хаджа, сподвижник по имени Андаша, управлял верблюдами, на которых сидели жёны пророка. Когда он быстро погонял верблюдов и пел жалобным голосом песню, пророк ему сказал: «О, Андаша! Помедленней управляй верблюдами, а то сломаешь хрусталь ».

Как пророк Мухаммед (с) шутил со сподвижниками, так же сподвижники сами иногда шутили с ним. А пророк отвечал на их шуткой улыбкой или же самой шуткой. Во время военного похода Табук, сподвижник по имени Авф ибн Малик пришёл к пророку, который в это время был в маленьком шатре из шкуры, и поздоровался с ним. Пророк Мухаммед (с) ответил на его приветствие и сказал: «Войди». А сподвижник в шутку ответил: «О, посланник Аллаха! Мне войти всем телом, или с половиной тела», на что пророк сказал: «Да, войди всем своим телом».

Сподвижники, которые брали пример с пророка во всех своих поступках, также любили иногда шутить между собой.

Некоторые люди, понимая буквально некоторые хадисы, утверждают, будто в Исламе нет место юмору. Тогда, как в Исламе осуждаются те шутки, которые унижают человеческое достоинство. Например, в одном хадисе говорится: «Не спорь со своим другом и не шути с ним! ». Одновременно существуют предания, запрещающие слишком громко смеяться: «Много не смейся, ибо смех убивает душу ». Следующее изречение Али (а) также подтверждает вышесказанное: «Частая шутка нарушает серьёзность. Если у кого-либо в характере победит шутливая сторона, то у того ум помрачнеет, кто будет много шутить, у того исчезнет серьёзность». При рассмотрении этих преданий становится ясно, что запрещаются те шутки, которые приводят к вражде и ненависти, которые уничтожают серьёзность в человеке, а в остальных случаях человеку разрешается шутить и прибегать к юмору. Ибо немыслимо, чтобы наш пророк, который был самым жизнерадостным человеком своего времени, запретил юмор. Наоборот, в своих изречениях как психолог он отмечал, что юмор является потребностью человека, и лично он сам, своим примером, шутя с людьми, показал им, что шутка является насущной потребностью человека.

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если человек оскорбил тебя, зная что-то о тебе [имея некие сведения, которые можно использовать, дабы опорочить твою честь], то не оскорбляй его [в ответ], зная что-то о нем. [Если удержишься от оскорбления] тогда тебе Божье вознаграждение [за терпение и сдержанность], а ему - его грех [пусть он с ним и живет]» .

Сподвижник Усама ибн Шарик передал: «Мы сидели рядом с Пророком будто с птицами на головах (без единого движения и шороха очень внимательно слушали его). Пришла толпа бедуинов со своими вопросами. Некоторые из них касались затруднений в религиозных обязанностях. Посланник Всевышнего сказал: «О люди! Господь снял с вас затруднения [и многое может вам простить]. Исключением же является случай, когда один задел честь и достоинство другого. Это - [очень тяжелый, проблемный] грех и погибель. [Продолжая быть невоспитанным, не следя за своей речью человек приведет себя к очевидной погибели в обоих мирах]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Верующий не может быть (1) порочащим (поносящим, дискредитирующим), (2) проклинающим, (3) грубым (непристойным, неприличным), (4) ругающимся и похабным» .

Пророк Мухаммад сказал: «Когда человек что-то проклинает, проклятие поднимается в небеса, но их врата закрываются, не пропуская его. Тогда проклятие спускается на землю, но и земные врата закрываются, не пуская его. Оно начинает метаться то вправо, то влево. Так и не найдя для себя выхода, оно направляется к тому, кто был проклят, если он того заслуживает. Если же нет (не заслуживает), проклятие возвращается к тому, кто его сказал (озвучил)» .

Пророк Мухаммад сказал: «Правдивый [пред Богом в вопросах веры и набожности человек] не может быть проклинающим» .

Имам ан-Навави прокомментировал: «Проклятие в мольбе - это удаление от Божьей милости, и такое поведение не совместимо с нравственностью верующего человека» .

Сподвижники Пророка говорили: «Когда мы видели, что кто-то проговаривает проклятия в адрес другого, то считали, что он совершает один из больших грехов» .

«Однажды [не очень вежливые] представители людей Писания [несколько иудеев ] попросили пророка Мухаммада о встрече. Придя, они поприветствовали его словами: «Ас-саму ‘алейкум!» ‘Аиша, которая в этот момент оказалась рядом, не удержав эмоций, воскликнула: «И вам «ас-сам» и Господне проклятие!» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) спокойно возразил: «О ‘Аиша! Поистине, Всевышнему Творцу присущи доброта и мягкость (рифк). И Он во всех делах любит доброту и мягкость [то есть особенно любит в верующих именно эти качества]». ‘Аиша воскликнула: «А разве ты не слышал сказанное ими?!» Пророк ответил: «Я произнес в ответ: «И вам (ва ‘алейкум)» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) никогда, подчеркиваю, никогда не грубил, даже в ответ на самые неприятные оскорбления в свой адрес. Об этом есть несколько достоверных хадисов.

Передается, как один огнепоклонник поприветствовал Ибн ‘Аббаса, считающегося одним из самых ученых сподвижников Пророка, словами: «Ас-саляму ‘алейкум! (Мир вам!)», и тот ответил: «Ва ‘алейкумус-салям ва рахматул-ла (И тебе мир и милость Всевышнего)». Некоторые из находившихся рядом недоуменно спросили: «Ты желаешь ему (огнепоклоннику!) милости Господа?» Ибн ‘Аббас ответил: «А разве не живет он в окружении милости Творца?!»

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Страшитесь молитвы (мольбы) притесненного [старайтесь никого не притеснять; не ущемляйте права других, не посягайте на их честь или имущество]! Даже если он безбожник . [Нет разницы, какого вероисповедования, каких взглядов или какой национальности тот, кого вы притеснили, на чье имущество или честь посягнули!] Между ним [притесненным, на чью честь, достоинство или имущество посягнули] и Богом [Господом миров] нет преграды [то есть его молитва будет услышана и принята, а потому притеснившему, сделавшему это преднамеренно, Божьего возмездия не избежать]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если один нанес ущерб другому в чем-либо, например задев его честь (достоинство), то пусть сразу, в этот же день попросит у него прощения. [Пусть] не оттягивает до того момента, когда не будет уже денежных средств [уйдут в небытие мирские материальные ценности]. [В Судный День] если будут у него (обидевшего) благие дела [совершенные в мирской жизни], то компенсирует он ими все те обиды, что нанес другим. Если единиц благого у него не будет [если все его добрые дела обнулились еще в мирской жизни, или сошли на нет при расплате с другими в День Суда, или таковых и вовсе не оказалось], тогда взвалят на него грехи обиженного [в четкой пропорции с нанесенной ему ранее обидой или ущербом]» .

Хадис от Ибн ‘Умара. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 47, хадис № 670, «хасан».

«Всевышний не сделал для вас затруднений (стесненности, критического положения) в религии» (см.: Св. Коран, 22:78). Отмечу, что Творец не снял с нас религиозные обязанности (молитва-намаз, пост, обязательная милостыня и т. п.), но Он снял с наших плеч затруднения и стесненность. В религии нет порабощения человеческой натуры, а присутствует раскрепощение ее. И чем грамотнее и мудрее человек, тем больше он это чувствует, понимает и видит.

Однако же настоящей проблемой является упомянутое далее в хадисе.

Хадис от Усамы ибн Шарика; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. В 6 т., 1985. Т. 4. С. 278; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 236, 237, хадис № 486, «сахих»; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 1. С. 184, хадис № 482; аль-Хатыб аль-Багдади А. Тарих багдад [История Багдада]. В 19 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 9. С. 197.

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Хаббана и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 464, хадис № 7584, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 580, хадис № 1982, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 397, хадис № 1736, «хасан».

Хадис от Абу Дарда’; св. х. Абу Дауда и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 532, хадис № 4905, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 240, хадис № 1682.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1044, хадис № 84–(2597); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 239, хадис № 1677; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 8. Ч. 16. С. 148, хадис № 84–(2597).

Отмечу, что это не вступает в противоречие с единичными случаями озвучивания Пророком проклятий, ведь проницательность и осведомленность пророков и Божьих посланников, ведомых Божественным Откровением, никак не сравнимы с анализом, мнениями и эмоциями обычных людей, готовых всех своих недругов проклинать и «отправлять» в Ад, не замечая в своем глазу бревен-грехов. Постарайтесь понять это посредством других хадисов, включая тот, где говорится о передвижении озвученного в чей-либо адрес проклятия.

См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 16. С. 148.

См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 240, хадис № 1681.

Но замечу, что не нужно с недоверием, а тем более с неприязнью, смотреть на всех иудеев из-за тех нескольких. Если в вас пробудятся именно такие чувства, значит, вы не поняли данного хадиса.

Слово «ас-сам» переводится с арабского языка как «смерть». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 15 т. Бейрут: Садир, 1994. Т. 12. С. 313. То есть они «поприветствовали» Пророка, желая ему смерти.

См.: Аль-муснад аль-джами‘. Т. 20. С. 204, хадис № 17043; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 283, хадис № 6927.

См.: аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акаллият аль-муслима. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 149.

Опираясь на обрывки знаний, полученных из телевизионных передач или Интернета, некоторые наши современники полагают, что мусульмане должны относиться хорошо, благородно, справедливо и снисходительно только к мусульманам. Это - распространенный стереотип нашего времени, сформулированный радикальными группировками для «легализации» преступлений и растиражированный немусульманскими СМИ. Подробнее об этом я уже писал ранее и рекомендую по этому поводу внимательно изучить мою книгу «Как увидеть Рай?». Здесь же я хочу привести лишь один аят из Священного Корана и дать краткий комментарий к нему.

«Аллах (Бог, Господь) не запрещает вам [верующие] относиться благородно и справедливо ко всем [невзирая на национальность, убеждения, вероисповедания], кроме тех, кто воюет с вами из-за ваших религиозных убеждений и выгоняет вас из домов ваших. [Будьте же справедливы!] Воистину, Аллах (Бог, Господь) любит справедливых» (Св. Коран, 60:8).

То есть только эти две категории людей не заслуживают благородства в свой адрес за те преступления и разбой, что вершат. А что касается всех остальных, кем бы они ни были по убеждениям и взглядам, хорошие они или плохие, неважно - мы, если считаем себя покорными Творцу (а не своим прихотям), обязаны относиться к ним по-доброму и уважительно (как минимум - стараться быть таковыми). Тем самым мы покажем самим же себе суть наших душ и сердец: полны ли они сатанинской невоспитанности и грубости, прикрытой красивыми мусульманскими высказываниями, которые лишь на языке, или все-таки маленький светоч веры освещает нас изнутри, помогая отличать в лабиринтах души зло от добра, грешное от праведного.

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада и Абу Я‘ли. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 16, хадис № 150, «сахих».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 734, хадис № 2449; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 3201, хадис № 5126.

В соответствии со своей верой, полагаясь во всём на Всевышнего Аллаха
Думаю, что чувство обиды испытал каждый из нас хоть раз в жизни. Смешно говорить о разовой обиде! Да, наверное, мы каждый день на кого-то или что-то да обижаемся. Можем обидеться на самих себя, можем обидеться на свою судьбу, а чаще всего мы обижаемся на окружающих. Связано это у каждого совершенно с разными обстоятельствами в жизни. Не купили ребёнку очередную игрушку, которых у него и так целое море, – он обиделся. Не поставила учительница в школе заслуженную пятёрку – ученик затаил обиду.

И чем старше становится человек, тем больше и больше встречается обид. Справиться с ними нелегко. Нужна сила воли, чтобы переступать через такие неприятности и чтобы чувство обиды перерастало не в ненависть, а в прощение. А кому сложно простить, хотя бы равнодушно отнестись к своему обидчику, не обращать на него внимания.
Переступать через обиды и превращать это чувство в чувство прощения – это настоящее искусство, на которое способен человек с сильным и стойким характером. Прощать способен тот, у кого на первом месте стоит вера во Всевышнего Аллаха, кто, несмотря на душевную горечь, способен каждый раз с улыбкой выходить в общество, встречаться и разговаривать со своим обидчиком.

Ислам и чувство обиды

В Исламе есть строгое правило, которым мы, увы, пользуемся редко. Братьям не разрешается не говорить друг с другом более чем три дня. Это достаточно большой срок, чтобы осознать свои ошибки, понять другого человека и простить его. С чувством обиды невозможно жить, оно разъедает нас изнутри. Как можно жить и совершать полноценное богослужение, если внутри сидит обида, которая вытесняет все наши здравые мысли, не даёт возможности погрузиться в размышления об Аллахе? Не получится. Пока мусульманин не простит другого, ему сложно что-либо делать. Когда же мы прощаем, на душе становится так легко!

Всевышний Аллах говорит в священном Коране (смысл): «Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами» (сура «аль-Худжра», аят 11).

Есть отличное высказывание: «Глупый ищет ошибки у других, умный – у себя, а мудрый всех прощает». Мусульмане должны быть мудрыми и, прежде чем обижаться на кого-то, поразмыслить над тем, а почему он поступил именно таким образом. Мы должны оправдывать поступки других людей. Алимы говорят, что, прежде чем обвинить, нужно найти семьдесят оправданий в адрес обидчика.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) всегда прощал и нас учил тому же. Он говорил: «Аллах любит тех, кто много прощает, кто милосерден и снисходителен». В другом его изречении говорится: «Каждому, кто простит погрешность мусульманина, Всевышний простит грехи».

Совет учителя ученику

Есть прекрасный поучительный пример-история, который часто приводится алимами в своих наставлениях касательно обиды и обидчика.

Ученик спросил учителя:

– Вы такой мудрый! Вы всегда в хорошем настроении, никогда не злитесь. Помогите и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
– Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой – имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
– И это всё? – недоумённо спросил ученик.

– Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавляй в него картофель.
Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:
– Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложите что-нибудь другое.
Но учитель ответил:

– То же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становится всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Это поразительно, но обида, которая затаивается в душе, проникает вглубь её и укореняется там. С каждым разом она усиливается и превращается в один большой снежный ком, справиться с которым очень сложно.

Религия говорит нам о том, как велико вознаграждение бывает тому, кто первым уступит и предпримет шаги для примирения. Была и такая история, когда друзья обидели друг друга. По прошествии трёх дней оба друга бегут по дороге навстречу, и один из них первым просит прощения, после чего они расплакались. Один спрашивает у другого: «Почему ты плачешь?» Тот отвечает: «Я был неправ и осознал свою ошибку, поэтому, сожалея, прошу у тебя прощение. А ты почему плачешь?» – «Потому что первым не успел попросить прощения».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «У кого есть обида на брата по вере за тронутую честь или отобранное несправедливым образом имущество, пусть он уладит этот конфликт до того, как придёт день, в который не будет ни динаров, ни дирхамов. Поистине, у обидчика за это будут взяты хорошие дела, а если хороших дел не будет, то будут взяты плохие дела обиженного и прибавлены к плохим делам обидчика».
На самом деле, прежде чем мы переступим порог этой жизни, лучше простить всех, кто когда-либо причинил нам боль. При этом не стоит забывать, что точно так же и на нас кто-то мог затаить обиду, поэтому и мы должны просить прощения у своих родных, близких, друзей. Просить прощения нужно и у самого Всевышнего Аллаха и надеяться, что Он простит нас, ведь Он самый Прощающий.

Иллюзии о машине времени

Наука психология изучает много разных явлений, человеческих чувств и эмоций, и чувство обиды не исключение.

Психологи дают такой совет: «Есть ли смысл вступать в борьбу с прошлым, не имея машины времени, а лишь наполняя себя негативными переживаниями? Изменить прошлое невозможно, а значит, обида как орудие в борьбе с прошлым будет направлена исключительно на вас самих и ваше здоровье» (http://shkolazhizni.ru).

Эмоции очень сложно обуздать, но учиться этому следует, иначе они будут губительно влиять на нас и в первую очередь на нервную систему с вытекающими отсюда заболеваниями. Кому это нужно? Думаю, никому. Поэтому проще научиться прощать других и самому научиться просить прощения.

Отпускать обиду и оставлять ситуацию на решение Всевышнего Аллаха – это в какой-то степени талант. Но присущ этот талант только тому, кто работает над своей верой. По мере укрепления веры укрепляется и иммунитет на обиды и обидчиков.

Обида этого не достойна!

Жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать драгоценные минуты на обиды и сведение счётов с обидчиком. В конце концов, закончится это всё тем, что мы запишем себе лишние грехи, которых у нас и так хватает. Обижаясь на других, мы отвлекаемся от самого главного – служения Всевышнему Аллаху. Занимаясь местью, мы забываем о том, что пребываем на этой земле совершенно с другой целью. Все наши силы, старания должны быть направлены на то, чтобы снискать довольство своего Творца. Обиды не стоят того, чтобы им уделять то время, в течение которого мы могли бы поговорить с Господом или совершить другое благое деяние.

Обиды – это всего лишь испытание, и преодолевать мы их должны в соответствии со своей верой, полагаясь во всём на Всевышнего Аллаха.
Материал: Муслимат Раджабова