Аргументы на тему мудрость и знания. Чего может достичь человек? Слова одной те-ма-ти-че-ской груп-пы

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Археологи находят в славянских землях много кладов. (2)Ценность клада состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). (3)______ самым ценным для археологов является представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Так как ювелирные изделия позволяют воссоздать картины жизни и быта древних славян, они представляют для археологии большую ценность.

2. Археологи находят много кладов, ценность которых определяется прежде всего качеством ювелирных изделий.

3. Самым ценным для археологов является не количество найденных ювелирных изделий, а их качество.

4. Для археологов найденные в славянских землях ювелирные изделия важны прежде всего потому, что они дают представление о жизни и быте древних славян.

5. Среди найденных в славянских землях ювелирных изделий попадаются настоящие шедевры, и археологи уделяют большое внимание их изучению.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. Поскольку

3. Наоборот,

4. Другими словами,

5. Вопреки этому

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, я, ср.

1. Письменное заявление о чём-н. (офиц.). П. прокурора(акт прокурорского надзора).

2. Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. новой пьесы. Самодеятельное п.

3. Воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий (спец.). П. - образ предмета или явления.

4. Знание, понимание чего-н. Не иметь никакого представления о чём-н. Составить себе п. о чём-н. Книга даёт хорошее п. о предмете. * Представления не имею (разг.) - совершенно не знаю, не осведомлён. Куда он ушёл? - представления не имею.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

загнУтый

облегчИть

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Чтобы приготовить маринад для рыбы, запечённой в углях, нужно СТРЯХНУТЬ семена из четырёх-пяти стручков кардамона, добавить щепотку шафрана и растереть их в ступке с солью.

2. Девочка резким движением откинула чёлку со лба и неожиданно спокойно и ДОВЕРЧИВО посмотрела Алексею в глаза.

3. ВЫДАЧА коньков производится при наличии у посетителя катка паспорта или любого другого документа, который может быть оставлен в залог.

4. Аналитики утверждают, что в наступившем году на рынке ценных бумаг можно ОЖИДАТЬ значительных изменений.

5. Конспектирование ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой письменную фиксацию основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

любимые ПРОФЕССОРА

более ВОСЕМЬСОТ миллионов

ЯРЧЕ солнца

ПОЕЗЖАЙТЕ поездом

пара ТУФЕЛЬ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Те, кто никогда не был на вершине колокольни Ивана Великого, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы, не имеет представления о Москве. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на уровне прошлого года. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) У учёных, обнаружив в кометах органические вещества, возникло предположение о существовании жизни вне Земли. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Орден Святого Андрея Первозванного был учреждён Петром I в 1698 году, выдаваемый только в редких, исключительных случаях. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ок. .ймлять

приг..рать

благораспол..жение

соприк..снувшись

оч..ровать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по..солнух, о..бросил

пр..обрёл, пр..дача

во..хождение, ра..вод

пр..дедушка, п..днос

пр..следовал, пр..зыв

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

услужл..вый

придирч..вый

выдёрг..вать

замш..вый

подчёрк..вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

ка..вшийся

бор..шься

встреч..нный

настраива..мый

движ..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)ДОЖДАВШИЕСЯ ужина путешественники легли спать.

2. Работать пришлось в (НЕ)ИССЛЕДОВАННОЙ ещё местности.

3. Пришлось подписать далеко (НЕ)ВЫГОДНЫЙ контракт.

4. Семён Ростиславович казался (НЕ)ДОВОЛЬНЫМ.

5. Без труда (НЕ)ВЫЛОВИШЬ и рыбку из пруда.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ многие из них легли в основу романсов.

2. (В)ОТЛИЧИЕ от других представителей либерального лагеря, Павел Петрович всегда твёрд в отстаивании своих принципов, и (ПО)ТОМУ он смело противостоит Базарову.

3. В разные концы планеты попадают керамические изделия из Гжели, ЧТО(БЫ) украшать быт людей, а ТАК(ЖЕ) воспитывать чувство прекрасного.

4. Я рассказал Ивану Петровичу всё, что случилось, и пожелал узнать его мнение (НА)СЧЁТ предопределения, ТАК(КАК) это было очень важно.

5. Басни Крылова в (ТО)ВРЕМЯ явились совершенно новым явлением в русской литературе (ПО)СРАВНЕНИЮ с баснями Сумарокова, которые были написаны в традициях классицизма.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.

3. Художественная роспись тканей существует примерно с 30-х годов XX века и за время своего существования она получила широкое признание.

4. Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.

5. Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.

16

Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Старый сад (1) казалось (2) один освежал эту (3) когда-то (4) оживлённую деревню и был живописен в своём запустении.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Поэзия А.С. Пушкина (1) по произведениям (2) которого (3) П.И. Чайковский создал лучшие свои оперы (4) более всего вдохновляла композитора.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Обычно в мае месяце проходит похолодание, которое совпадает с цветением черёмухи (так называемые «черёмуховые холода»).

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость.

(2)Мудрости полагалось бы стать школьным предметом, ей надо учить. (3)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта.

(4)Это больше, чем знания. (5)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (6)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты размышлений, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось очевидным.

(7)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (8)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (9)Даже не интересоваться ими. (10)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(11)Знания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (12)Знание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (13)Знание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(14)Знание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (15)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему- либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (16)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (17)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (18)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно.

Вариант № 5589459

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Чтобы верно выбрать профессию, наполнить своё существование истинным смыслом, человеку необходимо быть востребованным в обществе.

2) При выборе профессии важно помнить, что работа должна иметь значение не только для самого человека, но и для общества, ведь именно это позволяет человеку чувствовать себя востребованным.

3) Каждый человек как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, должен думать о том, чтобы его способности были востребованы другими людьми.

4) Решение о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом, зависит от способностей самого человека.

5) Человек чувствует себя востребованным в обществе только тогда, когда его работа имеет значение не только для него самого, но и для других, поэтому важно правильно выбрать профессию.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно стоять на месте пропуска в 3-м предложении? Выпишите это слово.

Например,

Несмотря на это,

Только тогда

Таким образом,


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СМЫСЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СМЫСЛ , -а, муж.

2. Цель, разумное основание чего-н. В этом поступке нет смысла. Жизнь получила новый с.

3. В нек-рых сочетаниях: разум, разумность. Здравый с. Действовать со смыслом. Нет смысла (не вижу смысла) в таком решении.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

косИтся (на него)

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту, особенно его молодым ВСХОДАМ, исчезновением.

Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для АБОНЕМЕНТОВ сотовой связи специальную экоакцию.

Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме.

Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому ДРАМАТИЧЕСКОМУ театру.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДОСТИГНУЛИ

менее ВОСЬМИСОТ страниц

ОБЕИХ учениц

КРАСИВЫЙ тюль

по ДЛИННОЙ авеню

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.

2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.

3) Познакомившись со статьёй учёного, задумываешься о вещах, на которые раньше не обращал внимания.

4) Все, кто изучали процесс развития языка, знают о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.

5) Отец часто говорил, что очень любит шахматные соревнования и ловить рыбу.

6) А.П. Чехов писал о том, что в человеке всё должно быть прекрасно.

7) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».

8) Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием.

9) В стихотворении А. Ахматовой «Мужество», написанном в феврале 1942 года, выражена гражданская позиция.

A Б В Г Д

Ответ:

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

эк..логия

г..мна-зист

нач..на-ю-щий

с.мпа-тия

эт..кетка

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..рассудный, вo..становить;

сверх...нтересная, под...грать;

пр...слушиваясь, пр..подавать;

с..трудник, в...спроизвести;

о..морозить, на..кусить.

Ответ:

до-праш..вать

буш..вала

из-менч..вый

на-ходч..вый

расстёг..вать-ся

Ответ:

Вы-пи-ши-те слово, в ко-то-ром на месте про-пус-ка пи-шет-ся буква Е.

бор..шься

верт..шься

гон..шься

завис..шь

завис..мый

Ответ:

Опре-де-ли-те пред-ло-же-ние, в ко-то-ром НЕ со сло-вом пи-шет-ся СЛИТ-НО. Рас-крой-те скоб-ки и вы-пи-ши-те это слово.

Люди, (не)бы-вав-шие на эк-ва-то-ре, не могут пред-ста-вить себе зим-ний тро-пи-че-ский дождь.

Птиц гонит на юг (не)на-сту-па-ю-щий холод, а от-сут-ствие корма.

В дет-стве Чехов был (не)ис-то-щим на вы-дум-ки.

Ан-дрей вошёл в ещё (не)освещённый холл го-сти-ни-цы.

Мне (не)хо-те-лось домой.

Ответ:

Опре-де-ли-те пред-ло-же-ние, в ко-то-ром оба вы-де-лен-ных слова пи-шут-ся СЛИТ-НО. Рас-крой-те скоб-ки и вы-пи-ши-те эти два слова.

Я че-ло-век не-бо-га-тый; дела мои рас-стро-е-ны, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне на-ску-чи-ло ко-че-вать с места на место (В)ТЕ-ЧЕ-НИЕ це-ло-го года.

По не-ко-то-рым ме-ло-чам, ПО(ТОМУ), на-при-мер, как оба они (В)МЕСТЕ ва-ри-ли кофе, я мог за-клю-чить, что живут они мирно, бла-го-по-луч-но и что они рады гостю.

(В)НА-ЧА-ЛЕ сен-тяб-ря ночи ста-но-вят-ся хо-лод-ны-ми, мо-роз-ны-ми, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, без-вет-рен-ные.

(В)СКОРЕ Сте-пан при-везёт почту, а ТАК(ЖЕ) про-дук-ты.

Лес (ВО)КРУГ (КАК)БУДТО при-тих в ожи-да-нии чего-то.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Крупной же картошки огород её песча(1)ый, с довое(2)ых лет ни разу не удобре(3)ый, не давал.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.

2) Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.

3) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.

4) Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.

5) До отхода поезда оставалось всего несколько минут и становилось всё грустнее от предстоящей разлуки.

Ответ:

За полем (1) за-се-ян-ным (2) рожью (3) толь-ко что за-цвет-шею (4) вид-не-лась не-боль-шая де-ре-вень-ка.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ответ:

Рас-ставь-те все знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те цифру(-ы), на месте ко-то-рой(-ых) в пред-ло-же-нии долж-на(-ы) сто-ять за-пя-тая(-ые).

Ап-па-ра-ту-ра для точ-ных из-ме-ре-ний (1) на при-об-ре-те-ние (2) ко-то-рой (3) фирма вы-де-ли-ла столь вну-ши-тель-ные сред-ства (4) яв-ля-ет-ся со-вер-шен-но не-об-хо-ди-мой для даль-ней-шей ра-бо-ты над про-ек-том.

Ответ:

Рас-ставь-те все знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те цифру(-ы), на месте ко-то-рой(-ых) в пред-ло-же-нии долж-на(-ы) сто-ять за-пя-тая(-ые).

Не-ко-то-рые из со-вре-мен-ни-ков А. С Пуш-ки-на го-во-ри-ли о том (1) что (2) когда они смот-рят на его порт-рет кисти О. А. Ки-прен-ско-го (3) то видят от-ра-зив-ши-е-ся на лице поэта (4) «пе-ча-ли жизни».

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Невнимание человека к проблемам экологии может привести к негативным социальным и экономическим последствиям.

2) Достоверность информации нуждается в проверке.

3) Единственное, чему следует учить подрастающее поколение, - это умение добывать информацию.

4) В истории существовало множество различных типов философии.

5) Важно думать о том, чтобы своё мнение было доказано и чтобы оно хотя бы стремилось стать знанием.


(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 15-19 представлено рассуждение.

2) 23 и 24 предложения подтверждают суждение, высказанное в 20 предложении текста.

3) 2 предложение текста содержит описательный фрагмент.

4) В предложении 30 представлено рассуждение.

5) В предложении 7 представлено повествование.


(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания - это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это - удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

(ЗО)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

Ответ:

Из предложения 28 выпишите синоним (один) к слову «эгоизм».


(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(2)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания - это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это - удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

(ЗО)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

(2)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость.


Ответ:

Среди предложений 2-7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(2)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания - это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это - удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

(ЗО)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

(2)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость.


4) цитирование

5) противопоставление

6) восклицательное предложение

7) парцелляция

8) ряд однородных членов

9) вопросно-ответная форма изложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(2)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания - это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это - удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(2)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания - это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это - удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

На нашем пути может встречаться множетсво разных личностей, обладающих глубокими знаниями, способностью говорить и мыслить, способностью рассуждать и полемизировать, отрицать и возводить в культ - но очень трудно определить, кто из этих людей является по-настоящему мудрым.

В чем заключается мудрость? Над этим вопросом предлагает нам задуматься Б.М. Бим-Бад.
Анализируя проблему, автор приводит в пример ситуацию со своим знакомым-директором школы, который кичился тем, что в его учебном заведении дети без подготовки пишут сочинения на сложные, философские темы. Пишут без погружения в тему, без подробного её изучения, без аргументов – просто высказывают свое мнение. Профессор делает акцент на том, что подобное высказывание мыслей нельзя назвать мудростью – в таком мнении отсутствует интеллектуальная честность, отсутствует доля сомнения, отсутствует опора на сторонние мнения, а также аллюзии к творчеству известных мыслителей. Автор обращает наше внимание на то, что мудрость это не пустое высказывание мнения, это не знания, пусть даже и глубокие, в понятии «мудрость» нет места самонадеянности и самоуверенности.

Б.М. Бим-Бад считает, что мудрость заключается прежде всего в осторожности суждений, в умении при обосновании своего мнения опираться на знания, принимая к сведению множество факторов.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что мудрым можно назвать человека, который способен осознать свои ошибки, способен сомневаться в том, что он говорит. Мудрость воплощает в себе и знания, и умение высказывать своё мнение – но знания должны быть разносторонними, глубокими, связанными друг с другом цепью логики, а мнение должно опираться на опыт других людей, на множество факторов, на собственную интуицию и «отвращение к самообману».

Всем нам известны слова Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Это высказывание смело можно причислить к жизненным кредо всех мудрых людей, каким, конечно же, являлся и сам Сократ. В хрониках жизни этого философа написано о том, что он, несмотря на большое количество знаний, на собственное мнение, которое оставило отпечаток в истории, всю свою жизнь потратил на поиск истины. И даже в произведении Э. Радзинского «Беседы с Сократом» автор подчеркивает, что древнегреческий философ был подлинным мудрецом, т.к. он никогда не считал своё мнение истиной, т.к. он всегда подвергал сомнению собственные высказывания и знания.

Мудрым можно назвать и героя романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Платон Каратаев был воплощением народной мудрости: с помощью него Пьер смог обрести новый взгляд на привычные ему вещи, уверенность, внутреннюю свободу, смог приобщиться к народному началу. Мудрость Платона Каратаева воплощена в его мягких, спокойных, размеренных движениях, не сходящей с лица улыбке, ласку и простоту в словах – и это в период войны. Герой буквально разговаривает пословицами, тем самым делая аллюзию к опыту своего народа, в его мировоззрении присутствует христианское милосердие, сострадание и любовь к людям, а также идея жизни по совести и справедливости. Платон Каратаев мудр потому, что не привязан к обыденным вещам и мыслям – он любит все и всех, готов принимать мысли и чувства любого человека и проецировать их на себя. Однако в итоге, исходя из опыта Пьера, все, кто когда-либо встречался с этим народным мудрецом, перенимали именно его философию жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что мудрость нельзя наработать постоянным чтением - знания не делают человека мудрым, мудрость нельзя изобразить, бездумно высказывая собственное мнение – наличие мыслей не является показателем мудрости. Мудрым человек становится тогда, когда он способен критически относиться ко всему, что он говорит и что делает, а также постоянно чему-то учиться.

Текст

(1) Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(2) Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8) Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9) Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (Ю)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания - это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это - удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

(ЗО)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

Сочинение

Мысль, мыслить, мышление… Мы довольно часто слышим эти однокоренные слова и употребляем их в своей речи, не особенно задумываясь над их смыслом. Если обратиться к учебнику психологии, то можно прочитать, что мышление – это особая ступень в процессе отражения сознанием объективной деятельности. А академик Бим-Бад, размышляя о том, как научиться мыслить, дает более доступное определение этого удивительного творческого процесса. По его мнению, мышление – это серьезная работа. Только проверяя и перепроверяя различные гипотезы, выстраивая и удерживая в памяти длинные цепочки рассуждений, можно научиться мыслить – такова позиция автора.

Как не согласиться с академиком? Тем более, что он ссылается на Пушкина и Сократа – «сильных мира сего». Любопытный случай из жизни Сократа напомнил мне другой, связанный с Архимедом. Дело в том, что Архимед так увлекся своей работой, до такой степени, что даже не заметил, как город заняли враги. Когда перед ним встал грозный воин с мечом, сицилиец отмахнулся от него, как от надоедливой мухи, и, не поднимая голову от чертежа, пробурчал: «Не мешай! Я вычисляю!» Вот что значит « удерживать внимание»!

Как научить человека мыслить? Над этим вопросом размышлял французский философ Мишель Монтен. В одном из своих трудов он знакомит с методом обучения Платона, который сначала заставлял говорить учеников, затем уже говорил сам. Таким образом философ активизировал мыслительную деятельность подопечных. В дальнейших своих размышлениях Монтен подчеркивает, что задача наставника – заставлять ученика «как бы просеивать через сито» все, что ему преподносят. Только тогда он перестанет напоминать осла, нагруженного торбами бесполезных знаний.

Умело включает нас в мыслительный процесс Мария Степановна. Она никогда «не вдалбливает нам», учитывая, что лучшего запоминается то, что открыл для себя сам. Благодаря Марии Степановне, мы неплохо анализируем тексты художественных произведений, аргументированно излагаем свою позицию. Выражаясь словами Пушкина, учимся « удерживать внимание долгих дум…»

(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?» (2)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (6)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным. (8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира. (12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации. (15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно. (20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21) Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22) А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум…» (23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания - это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум». (26)И для некоторых людей это - удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг. (28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману. (30)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум». (По Б. Бим-Баду*) *Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком - реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.
И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств - признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя - Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого! »
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли1, Росси2, Кваренги3, Захарова4, Воронихина5. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно: первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии - стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов - и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И - горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами.
«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Все дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще - с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое - пусть и непонятное тебе - родное слово.
Вот эти важнейшие человеческие качества и поможет тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание.