Петропавловский собор репрезентативная статья. Петропавловский собор петропавловской крепости

Тут похоронены русские императоры, императрицы и многочисленные родственники дома Романовых.

Когда-то он был самым высоким зданием России. Изначально высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого. Затем колокольня стала выше еще на 10,5 метров.

До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 140-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.

На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках. Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8.

Строительство храма началось 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере.

30 мая 1712 года был заложен каменный Петропавловский собор. Он строился таким образом, что деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказу Петра I строительство началось с колокольни. Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году.

Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди только спустя некоторое время. Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I.

Есть старая легенда, что на шпиль собора сверху идет луч очень мощной космической энергии. Чтобы получить эту энергию, нужно встать лицом на восток на пятачок из меди, вмонтированный в пол в преддверии храма. Находится он точно под шпилем.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

Лишь в 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение.

По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра

Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами.

Слева от входа есть гробница Великой княгини Александры Георгиевны. Она умерла молодой в результате несчастного случая. На 8-м месяце беременности прыгнула в лодку и промахнулась. А далее преждевременные роды, сына удалось спасти, а ее нет...

Надгробие Александры Георгиевны не выделяется из печального ряда надгробных монументов других членов императорской фамилии, и в то же время оно уникально. Ее гробница пуста.

В 1939 году по просьбе греческого правительства прах великой княгини Александры Георгиевны был перенесен в Афины. Как утверждает легенда, переговоры были недолгими, Сталин согласился отдать грекам прах великой княгини в обмен на бульдозер.

Царские врата в Петропавловском соборе.

Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722—1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного, резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.

Храм, посвящённый небесным покровителям государя (Петру и Павлу), явно замышлялся как главный собор будущего города. Однако до 1712 г. это была, по отзывам иностранцев, «маленькая, но красивая русская церковь из дерева с красивой остроконечной башней в голландском стиле ».

Деревянный Петропавловский собор (1703-1712)

Строительство каменного собора, взамен деревянного, началось 8 июля 1712 г, сразу же после объявления Петербурга столицей Российского государства. Пётр требовал от Трезини спешить прежде всего с колокольней. Поэтому по воле Петра, первой сооружалась западная часть храма, где из тела собора вырастала четырёхъярусная колокольня с высоким тонким шпилем.

На царя особое впечатление производил шпиль церкви Святого Петра в Риге. По его приказу в Петербург даже были доставлены её чертежи и обмеры. Трезини же никогда не был в Риге, но он хорошо помнил колокольню церкви святого Николая в Копенгагене. Архитектурные мотивы колоколен этих церквей Трезини использовал как основополагающие в проекте Петропавловского собора.


Петропавловский собор (в центре) и его прототипы – церковь святого Николая в Копенгагене (слева) и церковь Святого Петра в Риге (справа)

Колокольня собора была явной антитезой крепости, она противоречила законам оборонительной науки. Но она находилась в полном согласии с законами градостроительства Нового времени. Впрочем, её сооружение началось в период, когда угроза военного нападения на Петербург ушла в прошлое, и город стал развиваться сообразно своей внутренней логике, не боясь вражеского обстрела.

Высокий и тонкий, покрытый медью шпиль колокольни является наибольшей достопримечательностью всего Петербурга.

Проект ангела на шпиле работы Д. Трезини (1722)

Трезиин были хорошо знакомы барочные фасады соборов Рима (по образцу церкви Иль Джезу XVI века). В церкви Святого Петра в Риге главный фасад был одновременно и основанием колокольни. Соединив итальянскую и североевропейскую традицию, Трезини создал новый, но вполне гармоничный архитектурный образ главного фасада Петропавловского собора.

Фасад Петропавловского собора (справа) и его «составляющие» – фасады церквей Ил Джузе в Риме и Святого Петра в Риге

В 1720 г. закончились каменные работы, а в 1725 г. отделали шпиль. Собор строили ещё 9 лет, до 1733 г.

Очертания восточной (алтарной) стены собора вторят облику Петровских ворот

29 июня 1733 года состоялось торжественное освящение собора. На его возведение ушло 30 лет. Это произведение архитектора Трезини стало не только главным и самым известным ансамблем Петербурга, но и его лучшим подношением городу.

План
Введение
1 История
2 Императорская усыпальница
3 Изображение собора в культуре

Список литературы

Введение

Петропа́вловский собо́р (официальное название - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла ) - православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.

Ангел на шпиле Петропавловского собора

1. История

Возведён в 1712-1733 годах (архитектор Доменико Трезини) на месте одноимённой деревянной церкви (1703-1704). До 1859 года - кафедральный.

Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом. Зального типа здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. В интерьере помещены копии трофейных знамён (подлинники находятся в Эрмитаже).

Позолоченный резной иконостас исполнен в 1722-1726 году в Москве (архитектор И. П. Зарудный, резьба - Трофим Иванов, Иван Телега; иконы - М. А. Меркурьев, Ф. Артемьев), лепной декор выполнили И. Росси и А. Квадри, росписи - Г. Гзель, В. Ярошевский, М. А. Захаров и другие.

В 1756-1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара; на колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. Повреждённую фигуру ангела в 1830 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов.

В 1857-1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский и П. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции.

В 1864-1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875-1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны; В 1905 году был проведен ремонт колокольного карильона и повешены новые колокола, изготовленные на гатчинском заводе Лаврова. Всего колоколов 103. Из них сохранились с 1757 года - 31 штука.

В 1919 году Петропавловский собор закрыт, а в 1924 году превращён в музей; большинство ценных предметов конца XVII - начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов Петропавловский собор пострадал, в 1952 году отреставрированы фасады, в 1956-1957 годах - интерьеры. В 1954 году здание передано Музею истории города.

С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года - богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит игумен Александр, являющийся также представителем Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам.

На колокольне собора установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.

2. Императорская усыпальница

Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней - супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694-1715). Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.

После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. Всего в усыпальнице находилось 41 захоронение, в том числе ряда великих князей и княжон - детей и внуков императоров. В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами (архитекторы А. А. Пуаро, А. Л. Гун). Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 1887-1906 году: Александра II (из зелёной яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца).

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.

3. Изображение собора в культуре

В селе Сомино Бокситогорского района Ленинградской области находится уменьшенная копия собора. Её также венчает ангел.

Петропавловский собор изображён на заднем плане 50-рублёвой российской банкноты.

Изображение ангела на шпиле Петропавловского собора стало логотипом телеканала «Петербург» с 2001 по 2004 год.

Список литературы:

1. Голландский Петербург: Харман ван Балес.

2. Статья «Дмитрий Иванович Журавский» на сайте Биографии, интервью, истории

3. Возобновление богослужений в Петропавловском соборе (статья на сайте Московской Патриархии)

4. Новости сайта pravoslavie.ru

5. «Карильон Петропавловского собора зазвучит в сопровождении хора» «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на «БИА» 10 августа 2007 года

6. Останки Петра III в собор торжественно перенесены из Александро-Невской лавры только после воцарения его сына Павла I.

Петропавловский собор, расположенный на территории одноименной крепости, является важнейшей достопримечательностью Северной столицы, а его посещение включено во многие обзорные экскурсии по городу на Неве. Построенный в стиле храм возводился по проекту архитектора а его строительство было завершено в 1733 году.

История : величественный и Павла появился на месте основанной в 1703 году деревянной церквушки, появившейся на территории одновременно с созданием неприступных земляных валов. После торжественного освящения в июне 1733 года храм простоял в первозданном виде чуть более двадцати лет, поскольку в 1756 году его здание было повреждено из-за возгорания, причиной которого стал удар молнии. От огня сильно пострадал шпиль собора, а также расположенные на фасаде храма куранты, и только через двадцать лет на здании появились новые механические часы. Их выполнил выдающийся мастер из Голландии О.Красс, а куранты каждый час играли национальный гимн Государства Российского.

Петропавловский собор нередко посещали члены императорской фамилии, а на панихидах зачастую присутствовал даже государь. А внутри храма была создана царская усыпальница, где покоились останки членов императорской фамилии, начиная с Петра Великого. С 1865 года старинные надгробия заменены на однотипные беломраморные саркофаги, на которых высечены золоченые кресты.

С 1924 года величественный Петропавловский собор стал музеем, однако многие ценные предметы, включая редчайшие книги и серебряную утварь, власти передали в другие музейные коллекции. Богослужения в роскошном храме стали вновь проводиться только с 1990 года, однако собор до сих пор не утратил статус музея, а уникальные коллекции для удобства посетителей собраны в его отдельном зале.

Интерьер : Петропавловский собор в Санкт Петербурге привлекает внимание посетителей благодаря роскошному интерьеру, а внутреннее убранство напоминает оформление залов царского дворца. Пилоны, расписанные под натуральный мрамор, разграничивают храма на три отдельных нефа. На стенах здания можно увидеть религиозные картины, выполненные живописцами Г. Гзелем, М. А. Захаровым и А. Матвеевым, над лепным декором работали А. Квадри и И. Росси, но настоящей «жемчужиной» становится резной иконостас.

Он выделяется благодаря изяществу линий и легкости, а также характерной для стиля барокко яркой позолоте. Все иконы для роскошного иконостаса выполнял московский мастер А.Поспелов. А напротив алтаря посетители лучшего храма в городе на Неве могут увидеть прекрасную позолоченную кафедру, которую украшают скульптуры двух ангелочков. Царское место располагается симметрично ей, а для его оформления был использован малиновый бархат, где красуется вышитый и золоченая резная корона.

Колокольня : посещая Петропавловский собор, следует обратить внимание на величественную колокольню высотой в 122,5 метра, которую венчает тонкий золотистый шпиль, украшенный необычной фигуркой летящего ангела. Шпиль высокой колокольни был водружен голландцем Г. ван Болесом, а после повреждения ангела-флюгера в 1829 году во время сильнейшей бури были доверены кровельщику Петру Телушкину.

Чтобы подняться на вершину острого шпиля, мастер использовал только веревку, поэтому император наградил смелого кровельщика за отвагу. Так, ему дозволялось пить абсолютно бесплатно в любом трактире Российского Государства. В 1858 году входящие в состав шпиля деревянные конструкции решили поменять на надежные металлические элементы. По проекту архитектора Журавского конструкция была перестроена в форме усеченной восьмигранной пирамиды, которая связывалась при помощи колец.

Обширные иллюстрации данной статьи "Каунас, Петропавловский собор - Св. Архангела Михаила" можно увидеть здесь:
Есть в Каунасе три больших белых здания, которые придают этому старинному городу свой неповторимый образ, мистически являют его душу, которая формирует сознание его жителей и гостей, уникально и неповторимо вычерчивая нравственную оригинальность их воззрений на окружающий мир: Ратуша («Белая лебедь», XVI в.), Cобор Св. Архангела Михаила (конец XIX в.) и Костёл Воскресения Христа (XX в.). Возвышаясь в центре этой линии, направленной изначально из старого славяно - немецко - еврейского города Кавны по оси с Запада на Восток, Архангельский собор всей своей архитектурной мощью осаживает к земле устремлённые к небу Ратушу и костёл Воскресения Христа. Каунасский Собор ломает собой эту прямую линию и толкает её на северо-запад под углом 60 градусов к стоящему на холме величественному современному костёлу Вознесения Христа.
Замечу, литовцев в конце XIX в. в Ковне проживало не более 6 процентов от 70 тысячного населения города (статистика подробнее здесь:).
Между ажурной старинной европейской ратушей торговых ганзейских времён и современной инфантильной европейской действительностью, стоит массивный византийский собор, олицетворяя собой мощную стать колыбели европейской культуры. Судьба этого Петропавловского собора – собора Архангела Михаила, непроста и не прямолинейна, ибо политики и история трансформировали его формальную сущность, оставляя непоколебимой энергетику его духовной ипостаси. И поэтому этот собор особенно интересен для нас.

КОВНА - ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА КОНЦА XIX ВЕКА
«Престольный праздник -29 июня.
Расположен на плацу во въездной части города, именуемой "Новый план".
Здание собора - каменное, пятикупольное, заложено 29 июня 1891 года и освящено 17 сентября 1895 года, в римско-византийском стиле. Сооружено на средства военно-инженерного ведомства, - причем строителями храма были военные инженеры: полковник Неплюев и подполковник Лимаренко. Имеет собор три престола: а) главный - в честь Свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла, б) правый - в честь Свв. мучениц: Софии, Веры, Надежды и Любви и в) левый - в честь Святителя и Чудотворца Николая. Вмещает собор до 3 тысяч душ. В состав прихожан собора входят воинские чины всей крепости, не имеющие своих штатных священников. По штату при соборе положены: настоятель - протоиерей, два священника, диакон и два псаломщика. К собору приписана Захарие-Елисаветинская церковь при местном лазарете».

В период с 1879 по 1915 гг. по Высочайшему распоряжению Императоров Александра II, а затем Александра III и Николая II была заложена, строилась, развивалась и постоянно укреплялась система 12-ти оборонительных фортов вокруг города – Ковенская крепость, предназначенная для защиты западных рубежей Российской империи. Именно это военно-оборонительное предприятие России послужило тем огромным импульсом, который вывел из исторической дремоты важный в стратегическом положении город Кавну (заложен славянами лютичами на слиянии двух судоходных рек Немана и Вилии -). После прохода через город Великой армии Наполеона в июне 1812 года на Москву (и возвращении обратно жалких её остатков в декабре 1812 года), этот старинный город совершенно застыл в своём экономическом развитии, отгородившись от мира по суше средневековой стеной, отстоящей на Восток от Ратуши всего на тысячу метров.
Вычерченный русскими архитекторами план Нового города-крепости Ковны предопределил расположение величественного собора в Византийском стиле на расстоянии двух километров от ратуши, на новой восточной окраине города, перед возвышенностью «Зелёная гора». Здесь, поворачивая на Вильну, дорога уходила в сторону железнодорожного вокзала. В 1861 году к Ковне провели ж/д линию от трассы Санкт-Петербург - Вильна – Варшава и вырыли первый большой ж/д туннель в России длинной 1285 метров. От Старого города - Кавны, к этому собору был расчерчен на плане и начал строиться широкий Николаевский проспект длинной в один километр, оснащённый вскоре конным трамваем («конкой»). Невдалеке был возведён целый комплекс административных корпусов военной крепости Ковна: штабы, казармы, госпиталь и т.д.
Император Александра III дал соответствующий указ.
Организаторами и руководителями строительных работ собора Св. Петра и Павла в Ковне были военные инженеры: полковник Владимир Степанович Неплюев и подполковник Константин Христофорович Лимаренко.

Справка (по найденным данным):
Владимир Степанович Неплюев – 1891 г. - полковник, крепость Ковна, 1896 г. - изобрёл коленчатый сквозник, нашедший применение во многих русских крепостях. 1906 г. - Комендант Севастопольской крепости, подвёргся покушению 1908 г. Комендант Ковенской крепости.
Лимаренко Константин Христофорович, (1852-?) - военный инженер. Из потомственных дворян. Окончил 2-е военное Константиновское училище (1875), Николаевскую инженерную академию (1882 - по 1-му разряду). С 1911 - генерал-лейтенант. Судьба после 1917 не известна.

Бесспорно, архитектурный проект был типовым, и олицетворял собой т.н. русский стиль, одним из создателей которого был академик архитектуры, председатель Петербургского общества архитекторов (1888-1890 гг.), петербуржский архитектор Д.И.Гримм. Именно после того, как несколько подкорректировав архитектурный замысел, адаптировав его к местности, академик-архитектор подписал архитектурный проект Собора Св. Петра и Павла в Ковне, храм приобрёл известный нам вид. Окончательный проект этого собора утвердил сам Император Александра III.
Православный собор планировалось строить как представительное строение крепости, выражающее богатство и официальность. Выбрана форма церкви в виде базилики, которая должна была смягчить конфессиональные противоречия и вернуться к общим христианским архитектурным истокам. Основной общий объём здания приближается к кубу. Церковь имеет пять куполов: основной - большой и 4 - меньших.
Краеугольный камень церкви был освящён и заложен 29 июня 1891 года. Стены здания возводили мастера из Черниговской губернии. Использовались устойчивые материалы и передовые для того времени строительные технологии. Кирпичи изготавливались на Палемонском кирпичном заводе близ Ковны, управляемом руководством крепости. Пол был выложен цветной метлахской плиткой, а перед алтарём – мраморными плитками.
Шлифованный гранит для цоколя (основы здания) и для ступеней был привезён из Финляндии и уложен в основание собора, скреплённый залитым в промежутки между плитами свинцом. Винтовые лестницы, основание крыши и дверки малых куполов были вылиты из чугуна. Колонны стоят на железных основаниях (литых чугунных круглых плитах). В подвале оборудовано центральное отопление с четырьмя калориферами, привезёнными из Варшавы. При постройке собора впервые в Литве смонтирован железобетонный купол 16,3 м диаметром.
Декоративные работы велись в 1894-95 годах. Художественные работы выполнили члены Общества взаимопомощи русских художников из Санкт Петербурга. Интерьер по рисункам В.В.Грязнова (1840-1909) декорировал художник А.Трей из Вильнюса. Особенно много в декорациях здания изображений греков, или т.н. воинов, а также - мотив креста. Архитектура выдержана в стиле старых православных церквей. Иконостас имел 122 иконы. В 4-х малых куполах находилось 12 колоколов, один из которых был вылит в Кёнигсберге в 1618 году. При строительстве собора было использовано 4,3 млн. кирпичей, а само строительство обошлось в 375 тыс. рублей.
Этот православный собор был освящён 17 сентября 1895 года и назван в честь святых Петра и Павла (Петропавловский собор) и до 17 августа 1915 года (день взятия города германскими войсками) принадлежал военному ведомству Российской империи.
Когда войска немецкого кайзера Вильгельма II в августе 1915 года заняли Каунас, в «русском соборе» (так немецкие оккупанты его называли) проходили службы для солдат исповедовавших католицизм и лютеранство. Немцы вывезли колокола, с малых куполов содрали оцинкованную жесть.
После Первой мировой войны, судьба Петропавловского собора Каунаса сложилась более благоприятно, чем, скажем, судьба собора Св. Александра Невского в Варшаве, строившегося по проекту выдающегося русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа, начиная с 1894 года - открыт в 1912 году, но полностью снесённого польскими властями в 1926 году.
После захвата Вильны отрядами польской самообороны (прообраз Польской военной организации - POW), под командованием генерала В.Вейтко, 31 декабря 1918 года временное литовское правительство, возглавляемое М.Сляжявичюсом, вместе с отступавшими немецкими войсками, переехало из Вильнюса в Каунас. Летом 1920 года Вильна, вновь освобождённая Красной армией РСФСР от польских оккупантов, была передана литовскому правительству. Однако уже осенью 1920 года, после повторного захвата Вильнюса и Виленского края польскими легионерами под командование Ю.Пилсудского и его соратника генерала Л.Желиговского, литовские власти вновь вернулись в Каунас. Переименованный литовцами из Ковны - в Каунас, город стал «временной столицей» Литовской Демократической республики.
Естественно, вся военная инфраструктура, оставшаяся в наследство от царской армии, перешла в ведение командования литовской армией. Поэтому ещё 25 июля 1919 года решением совета министров Литовской Демократической республики «русский собор» был признан собственностью литовского государства и передан военному гарнизону литовских войск – 8 августа 1919 г. был освящён католическими иерархами и назван в честь Св. Архангела Михаила.
В 1934 году собор была отремонтирована на средства Министерства охраны края Литвы. Была закрашены надписи на славянском языке и православные иконы на пилонах, убраны православные сакральные сооружения и т.п. Купола были вновь покрыты жестью. Художник Владас Диджёкас вместе с учениками переписал внутреннюю алтарную часть церкви на сюжет «Христос, добрый пастырь». В 1939 году внутри храма был поставлен орган немецкой фирмы «E. F. Walcker».
После бегства А.Сметоны из Литвы и восстановления советской власти в Литве летом 1940 года, храм перестал быть духовным центром воинов литовской армии и действовал как составное церковное учреждение Каунасской католической епархии.
В течение всей немецкой оккупации с 23 июня 1941 года, по 29 июля 1944 года, и после освобождения города от фашистских захватчиков, вплоть до 1962 года этот католический «собор» продолжал свою религиозную деятельность. Здесь действовал свой приход.
Сразу после того, как советскими властями было объявлено о том, что в подвалах собора «найдено оружие», в 1962 году по решению совета министров Литовской ССР церковь была закрыта, а само здание было передано Художественному музею им. М.-К.Чюрлёниса. Как филиал этого музея - «Галерея витража и скульптуры», здесь, в помещение бывшей церкви, с 1965 года экспонировались произведения литовских художников витражистов и скульпторов. В 1978 году кресты на куполах костёла были заменены круглыми флюгерами с цветным стеклом внутри (светло-жёлтого, зелёного и красного цвета – цвета литовского национального флага, который, кстати, был флагом Литовской ССР до начала 50-х годов). Под руководством архитектора Кястутиса Бубнайтиса были переделаны деревянные галереи – заменены на каменные, закрашены темными красками фрески, остававшиеся нетронутыми внутри храма, также тёмными красками были полностью перекрашены внутренние залы храма, а на фасаде белилами были закрашены лики Спасителя в круглых розеттах над главными и боковыми вратами.
Теперь здесь, в галереи, экспонировалось 1227 произведений искусства, и среди них «Статуя свободы» Юозаса Зикариса (1881-1944, Учился в Рисовальной школе И. П. Трутнева), проходили концерты органной музыки.
По решению Совета депутатов г.Каунаса от 28 марта 1991 года церковь возвращена каунасской архиепископской курии. На куполах церкви 17 сентября 1991 года были установлены вновь кресты, вылитые безвозмездно на каунасском заводе «Центролитас». В первом богослужении, после передачи храма католикам 7 июня 1992 года, принимали участие, кроме священнослужителей, представители военных структур литовской армии. Архиепископ митрополит Сигитас Тамкявичюс 10 августа 1996 года передал храм нуждам литовской армии.
Начались работы по существенной переделки бывшей православной церкви. Была полностью закрашена белой краской («консервирована») старая роспись в византийском стиле. В храм были переданы другие произведения искусства. Висевший 99 лет под сводом герб царской России и современной – двуглавый орёл, - был заменён на белого голубя, олицетворяющего Святой дух. Вновь расписанные своды алтарной части храма, украсили ангелы, крылья которых раскрашены в цвета национального литовского флага, и в алтаре появился государственный флаг Литовской Республики. Внутренне убранство храма приобрело современный вид.
В сентябре 2005 года в подвалах храма начал свою деятельность музей для незрячих: «Катакомбы ХХI века», а в феврале 2009 года была завершена реставрация органа.
Здание «каунасского собора» Св. Михаила Архангела вписано в реестр Недвижимого культурного наследия Литовской Республики.