Сочинение «Подвиг преподобного Сергия Радонежского. Сочинение "Сергий Радонежский

Чудотворец преславный и заступник пречудный, Преподобный Сергий РадонежскийПреподобный
Сергий,
игумен
Радонежский, чудотворец родился 3
мая 1314 года в селе Варницы, под
Ростовом
в
благородной
и
благочестивой семье. Родителей его
Кирилл и Мария были знатного
боярского рода. Родившегося сына
назвали они Варфоломеем. Младенец
удивлял всех тем, что соблюдал пост. По
средам и пятницам он отказывался от
молока матери, а также и в другие дни,.
Когда мать употребляла в пищу мясо. В
семилетнем
возрасте
Варфоломей
вместе с братьями Стефаном и Петром
отдали обучаться грамоте. Учение
давалось Варфоломею с большим
трудом. Мальчик молись Богу "о
дарованию ему книжного разумения", и
однажды ему явился Ангел в виде
старца-инока. Старец, по просьбе
мальчика, вознес молитву ко Господу и
благословил отрока, с тех пор
Варфоломей без труда читал и понимал
написанное.

После смерти родителей Варфоломей и Стефан
удалились за двенадцать верст от Радонежа в лес,
где поставили келию, а затем небольшую церковь во
Имя Пресвятой Живоначальной Троицы. Стефан не
выдержал трудностей пустынножительства и
перешел в Московский Богоявленский монастырь, а
Варфоломей принял монашеский постриг 7 октября
1337 года с именем Сергий и положил начало новому
пустынножительству во славу Живоначальной
Троицы. С еще большим усердием он предался
подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось
заветное желание юноши - игумен одного из
близлежащих монастырей Митрофан постриг его в
монашество. Ни одного часа времени преподобный
Сергий Радонежский не проводил в праздности.
Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и
чтение божественных книг, он восходил от силы в
силу, с каждым днем своей жизни все больше
приближаясь ко Христу. Единственным желанием
преподобного Сергия Радонежского было спасение
собственной души. Он хотел жить и умереть в своем
лесном уединении. Вскоре вокруг преподобного
Сергия стали селиться люди, желавшие спасаться
под его руководством. По настоятельному желанию
учеников
Сергий
Радонежский
становится
священником и игуменом основанного им
монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и
ближним
сделали
Преподобного
великим
молитвенником и печальником за землю Русскую
еще во время его земной жизни.
Расскажем о семи подвигах чудотворца подвигов,
укрепляющих веру и вдохновляющих на ее дела.

ПОБЕДЫ НАД БЕСАМИ И ПРИРУЧЕНИЕ ЗВЕРЕЙ

Преподобный Сергий представляется
многим блаженным старцем, святость
которого чувствовали дикие звери,
приходившие «прикоснуться» к ней.
Однако на самом деле Сергий ушел в лес
молодым человеком в возрасте около
двадцати лет. Первое время своего
отшельничества он постоянно боролся с
бесовскими искушениями, побеждая их
горячей молитвой. Бесы пытались
прогнать его из леса, угрожая нападением
диких зверей и мучительной смертью.
Святой же оставался непреклонен,
призывал Бога и таким образом спасся.
Молился он и при появлении диких
зверей, и потому они ни разу не напали на
него. С медведем, так часто изображаемым
рядом с Сергием, святой делил каждую
свою трапезу, а иногда и уступал ее
голодному животному. »Пусть никто не
удивляется этому, зная воистину, что если
Бог живет в человеке и Святой Дух почиет
на нем, то все творение ему покоряется»,
- говорится в житии этого святого.

2.БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОНАХОВ НА ВОЙНУ

Это событие - одно из самых известных и
самых неожиданных в истории СвятоТроицевой Сергиевой лавры. Всем известно,
что монахи и оружие, а тем более война - «две
вещи несовместные», но, как и всякое слишком
широкое правило, и это правило однажды
опровергла жизнь. Двое иноков, причисленных
позднее к лику святых, с оружием в руках
пошли
на
Куликовскую
битву
по
благословению преподобного Сергия. В
единоборстве перед сражением один из них,
Александр
Пересвет,
сразил
татарского
богатыря Челубея, и это определило победу
русского войска. Пересвет погиб при этом сам.
Второй монах, в постриге Андрей (Ослябя), по
преданию, переоделся в доспехи князя
Дмитрия, сраженного в битве, и так повел за
собой войско.
Удивительно, что сам Сергий Радонежский
«отправил» Пересвета и Ослябю на великую
битву
в
подмогу
князю
Дмитрию,
попросившему у святого только духовной
помощи. Перед сражением он постриг монахов
в великую схиму.

3. НАСТОЯЩЕЕ ПРИЧАСТИЕ

Свидетельство о том, как причащался
преподобный Сергий Радонежский,
было сокрыто от людей до самого его
успения. Хранил эту тайну Симон,
ученик
святого,
которому
было
видение во время причастия Сергия
Радонежского на литургии. Симон
видел огонь, ходящий по святому
престолу,
озаряющий
алтарь
и
окружающий со всех сторон Святую
Трапезу. «Когда Преподобный хотел
причаститься, то Божественный огонь
свился, как некая пелена, и вошел в
святой потир, и им Преподобный
причастился. Видя все это, Симон
исполнился ужаса и трепета и
безмолвствовал,
дивясь
чуду…»
Преподобный понял по лицу своего
ученика, что тот сподобился чудесного
видения, и Симон подтвердил это.
Тогда Сергий Радонежский попросил
его никому не говорить об увиденном,
пока не заберет его Господь.

4.ВОСКРЕСЕНИЕ МАЛЬЧИКА

Житие святого Сергия рассказывает, что он
однажды своими молитвами воскресил человека.
Это был мальчик, отец которого, набожный
верующий, нес больного сына по морозу, чтобы
святой Сергий исцелил его. Вера того человека
была сильна, и он шел с мыслью: «Только бы мне
донести сына живым к человеку Божию, а там
ребенок обязательно выздоровеет». Но от
сильного мороза и долгого пути больной ребенок
совсем ослаб и умер в дороге. Добравшись до
святого Сергия, безутешный отец говорил:»Горе
мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и
слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь
получить утешение, но вместо утешения
приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы
мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне,
горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше
и страшнее этого?» Затем он вышел из кельи,
чтобы приготовить гроб для своего ребенка.
Сергий Радонежский долго на коленях молился у
умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и
зашевелилось, душа его вернулась в тело.
Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не
умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в
тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со
слов ученика святого.

5.ПОДВИГ СКРОМНОСТИ

Преподобный Сергий Радонежский
мог бы стать митрополитом,
епископом, а отказывался стать
даже игуменом своего монастыря.
Он просил митрополита всея Руси
Алексия назначить игумена в
монастырь, и, услышав в ответ свое
имя, не соглашался, говоря: «Я не
достоин». Только когда митрополит
напомнил святому о монашеском
послушании, тот ответил: «Как
Господу угодно, так пусть и будет.
Благословен Господь вовеки!»
Тем не менее, когда Алексий умирал
и предлагал Сергию стать своим
преемником, тот отказался.
Повторил свой отказ святой и после
смерти митрополита, все с теми же
словами: «Я не достоин».

6.ХЛЕБА ДЛЯ МОСКВЫ

В осажденной Москве многие
православные в один день увидели
совершенно седого старца, ведущего
за собой двенадцать повозок с хлебом.
Никто не мог понять, как эта
процессия
пробралась
через
неприступную охрану и множество
вражеских войск. «Скажи, отец,
откуда вы?» - спрашивали старца, а
тот всем с радостью отвечал: «Мы –
воины из обители Пресвятой и
Живоначальной
Троицы».
Этот
старец, которого одни видели, а
другие нет, вдохновил москвичей на
дальнейшую борьбу и уверил в
победе. А в обители чудотворца
говорили, что появление в Москве
старцев с хлебами было в тот день,
когда
Преподобный
явился
в
монастыре пономарю Иринарху и
сказал: «Я послал в Москву трех
учеников своих, и прибытие их не
останется
незамеченным
в
царствующем граде».

7. ПОДБРОШЕННЫЙ ЦАРЬ

Великий
князь всея Руси Иван
Васильевич и Великая княгиня Софья
имели троих дочерей, но не имели
наследника.
Христолюбивая
Софья
решила отправиться в паломничество -
пешком в Троице-Сергиеву лавру из
самой Москвы, чтобы помолиться о
рождении сыновей. У села Клементьево,
находящегося неподалеку от монастыря,
ей
встретился
благолепный
священноинок с младенцем на руках.
Софья сразу же поняла по облику
странника,
что
перед
ней
-
преподобный Сергий. Далее житие
повествует: «Он приблизился к Великой
княгине – и вдруг бросил ей за пазуху
младенца. И тотчас стал невидим».
Софья дошла до святой обители и долго
молилась там и целовала мощи
преподобного. А по возвращении домой
зачала во чреве дарованного Богом
наследника царского престола, великого
князя Василия, который родился в
праздник Благовещения и был крещен в
Троице-Сергиевой лавре.

Районный конкурс «Солдаты России»,

посвященный дню защитника Отечества».

ПОДВИГ ПРЕПОДОБНОГО

СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Выполнила Васильева Елена, ученица 9»А» класса

МОУ «Коркатовский лицей».

Руководитель Васильев Вячеслав Николаевич-

учитель истории и ОВС МОУ «Коркатовский лицей».

п.Морки

====================================================================

Введение………………………………………………………………………………………….2

Победы над бесами и приручение зверей……………………………………………………3

Благословение монахов на войну…………………………………………………………….4

Настоящее причастие…………………………………………………………………………..5

Воскресение мальчика…………………………………………………………………………6

Подвиг скромности………………………………………………………………………..........7

Хлеба для Москвы……………………………………………………………………………...8

Подброшенный царь…………………………………………………………………………...9

Заключение………………………………………………………...…………………………..10

Интернет-ресурсы…………………………………………………………………………….11

«Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка»
В. О. Ключевский

«Слава Богу о всем и всяческих ради! Слава показавшему нам житие мужа свята и старца духовна; благодарим Бога за премногую Его благость, бывшую на нас, яко дарова нам свята старца, господина преподобнаго Сергия, в земли нашей Рустей, в стране полунощней».

Так начинает свое сказание о житии и подвигах Сергия Родонежского его присный ученик, блаженный Епифаний.

8 октября Православная церковь чтит память преподобного Сергия Радонежского. В 2014 году в России будет широко отмечаться юбилей Преподобного Сергия Радонежского - событие общегосударственного значения. Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому православному человеку. Мы, лицеисты, вспоминаем 7 его подвигов, укрепляющих веру и вдохновляющих на ее дела.

1. ПОБЕДЫ НАД БЕСАМИ И ПРИРУЧЕНИЕ ЗВЕРЕЙ

Преподобный Сергий представляется многим блаженным старцем, святость которого чувствовали дикие звери, приходившие «прикоснуться» к ней. Однако на самом деле Сергий ушел в лес молодым человеком в возрасте около двадцати лет. Первое время своего отшельничества он постоянно боролся с бесовскими искушениями, побеждая их горячей молитвой. Бесы пытались прогнать его из леса, угрожая нападением диких зверей и мучительной смертью. Святой же оставался непреклонен, призывал Бога и таким образом спасся. Молился он и при появлении диких зверей, и потому они ни разу не напали на него. С медведем, так часто изображаемым рядом с Сергием, святой делил каждую свою трапезу, а иногда и уступал ее голодному животному. «Пусть никто не удивляется этому, зная воистину, что если Бог живет в человеке и Святой Дух почиет на нем, то все творение ему покоряется», - говорится в житии этого святого.

2. БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОНАХОВ НА ВОЙНУ

Это событие - одно из самых известных и самых неожиданных в истории Свято-Троицевой Сергиевой лавры. Всем известно, что монахи и оружие, а тем более война - «две вещи несовместные», но, как и всякое слишком широкое правило, и это правило однажды опровергла жизнь. Двое иноков, причисленных позднее к лику святых, с оружием в руках пошли на Куликовскую битву по благословению преподобного Сергия. В единоборстве перед сражением один из них, Александр Пересвет, сразил татарского богатыря Челубея, и это определило победу русского войска. Пересвет погиб при этом сам. Второй монах, в постриге Андрей (Ослябя), по преданию, переоделся в доспехи князя Дмитрия, сраженного в битве, и так повел за собой войско.
Удивительно, что сам Сергий Радонежский «отправил» Пересвета и Ослябю на великую битву в подмогу князю Дмитрию, попросившему у святого только духовной помощи. Перед сражением он постриг монахов в великую схиму.

3. НАСТОЯЩЕЕ ПРИЧАСТИЕ

Свидетельство о том, как причащался преподобный Сергий Радонежский, было сокрыто от людей до самого его успения. Хранил эту тайну Симон, ученик святого, которому было видение во время причастия Сергия Радонежского на литургии. Симон видел огонь, ходящий по святому престолу, озаряющий алтарь и окружающий со всех сторон Святую Трапезу. «Когда Преподобный хотел причаститься, то Божественный огонь свился, как некая пелена, и вошел в святой потир, и им Преподобный причастился. Видя все это, Симон исполнился ужаса и трепета и безмолвствовал, дивясь чуду…» Преподобный понял по лицу своего ученика, что тот сподобился чудесного видения, и Симон подтвердил это. Тогда Сергий Радонежский попросил его никому не говорить об увиденном, пока не заберет его Господь.

4. ВОСКРЕСЕНИЕ МАЛЬЧИКА

Житие святого Сергия рассказывает, что преподобный однажды своими молитвами воскресил человека. Это был мальчик, отец которого, набожный верующий, нес больного сына по морозу, чтобы святой Сергий исцелил его. Вера того человека была сильна, и он шел с мыслью: «Только бы мне донести сына живым к человеку Божию, а там ребенок обязательно выздоровеет». Но от сильного мороза и долгого пути больной ребенок совсем ослаб и умер в дороге. Добравшись до святого Сергия, безутешный отец говорил: «Горе мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь получить утешение, но вместо утешения приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне, горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше и страшнее этого?» Затем он вышел из кельи, чтобы приготовить гроб для своего ребенка.
Сергий Радонежский долго на коленях молился у умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело. Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со слов ученика святого.

5. ПОДВИГ СКРОМНОСТИ

Преподобный Сергий Радонежский мог бы стать митрополитом, епископом, а отказывался стать даже игуменом своего монастыря. Он просил митрополита всея Руси Алексия назначить игумена в монастырь, и, услышав в ответ свое имя, не соглашался, говоря: «Я не достоин». Только когда митрополит напомнил святому о монашеском послушании, тот ответил: «Как Господу угодно, так пусть и будет. Благословен Господь вовеки!»
Тем не менее, когда Алексий умирал и предлагал Сергию стать своим преемником, тот отказался. Повторил свой отказ святой и после смерти митрополита, все с теми же словами: «Я не достоин».

6. ХЛЕБА ДЛЯ МОСКВЫ

В осажденной Москве многие православные в один день увидели совершенно седого старца, ведущего за собой двенадцать повозок с хлебом. Никто не мог понять, как эта процессия пробралась через неприступную охрану и множество вражеских войск. «Скажи, отец, откуда вы?» - спрашивали старца, а тот всем с радостью отвечал: «Мы – воины из обители Пресвятой и Живоначальной Троицы». Этот старец, которого одни видели, а другие нет, вдохновил москвичей на дальнейшую борьбу и уверил в победе. А в обители чудотворца говорили, что появление в Москве старцев с хлебами было в тот день, когда Преподобный явился в монастыре пономарю Иринарху и сказал: «Я послал в Москву трех учеников своих, и прибытие их не останется незамеченным в царствующем граде».

7. ПОДБРОШЕННЫЙ ЦАРЬ

Великий князь всея Руси Иван Васильевич и Великая княгиня Софья имели троих дочерей, но не имели наследника. Христолюбивая Софья решила отправиться в паломничество - пешком в Троице-Сергиеву лавру из самой Москвы, чтобы помолиться о рождении сыновей. У села Клементьево, находящегося неподалеку от монастыря, ей встретился благолепный священноинок с младенцем на руках. Софья сразу же поняла по облику странника, что перед ней - преподобный Сергий. Далее житие повествует: «Он приблизился к Великой княгине – и вдруг бросил ей за пазуху младенца. И тотчас стал невидим». Софья дошла до святой обители и долго молилась там и целовала мощи преподобного. А по возвращении домой зачала во чреве дарованного Богом наследника царского престола, великого князя Василия, который родился в праздник Благовещения и был крещен в Троице-Сергиевой лавре.

Заключение

Таким образом: Самое главное в жизни преподобного Сергия - всецелое его доверие Богу и всецелая отдача себя Ему. Он уходит в полную безвестность, чтобы стать центром русской истории, средоточием русской святости. Все русские святые - этого рода, самые его родные. Он с детства не имел даже способности научиться читать и писать, но Бог показал, что может совершить благодать, когда человек вверяет себя Ему со всеми своими трудами и скорбями. То, что мы немощны сегодня, то, что кругом все охвачено распадом, не должно нас приводить в растерянность и уныние. Если будет у нас, у каждого по его силе, подлинная устремленность к Христу, все может чудесно измениться. Это единственный путь нашего спасения. Другого не существует. Путь личного спасения и путь служения России - один и тот же путь.

Нынешнее пленение и разорение России не сравнится ни с какими мамаями. Но как в XIV веке, как в начале XVII века - в смутное время, когда преподобный Сергий явился находящемуся в плену святителю Арсению, сказав ему: «Услышаны ваши и наши молитвы. Суд об Отечестве нашем изменен на милость», - точно так же и теперь. В Великую Отечественную войну, когда Лавра, казалось, была навсегда закрыта, и враг снова, как некогда поляки и литовцы, был на подступах к Москве, преподобный Сергий являлся верным людям и утешал надеждой скорой победы. Не закроются врата Троице-Сергиевой Лавры, не угаснет лампада над гробницей преподобного Сергия, пока будут в русской земле те, кто готов всю жизнь свою без остатка принести Богу и людям, и до конца идти по стопам Игумена земли русской. Великий старец не оставил будущим поколениям русских людей писаний и поучений, возможно, их скрыло безжалостное время. Но таким поучение стала вся его жизнь, все его наставления и пророчества. Имя Сергия Радонежского знали в самых дальних уголках Древней Руси, он по праву считался всенародным учителем и наставником. У нас в д.Коркатово строится воскресная школа. Мы с радостью будем посещать занятия в этой школе, которая будет носить имя Сергия Радонежского.

Таким образом, Сергий Радонежский необычайно много сделал для Русской церкви и для государства, а его идеология сформировала новую великорусскую нацию. Мы имеем полное основание именовать преподобного Сергия игуменом всея Руси, и Святая Церковь достойно и праведно величает его возбранным воеводой Русской земли.

Интернет-ресурсы

============================================

http://days.pravoslavie.ru

http://images.yandex.ru

http://www.pravoslavie.ru

http://ru.wikipedia.org

http://ru.wikipedia.org

http://federacia.ru

http://drevo-info.ru

Духовная жизнь Преподобного Сергия Радонежского. Краткая биография С. Радонежского для детей, школьников. Правила жизни Сергия Радонежского.

«Много прекрасных страниц написано лучшими людьми о Благодатном Воспитателе и Заступнике Земли Русской, Преподобном Сергии. Немало и устных преданий хранится в памяти народной, особенно среди странников безымянных; немало и пророчеств и видений, связанных с этим Светоносцем…»

«По древнему преданию Великий Светильник Земли Русской родился в 1314 году в семье именитых бояр ростовских Кирилла и Марии и был наречён Варфоломеем. Несмотря на то, что родители его были «бояре знатные» и Кирилл, отец его, был любимым боярином князей ростовских и часто сопровождал их в путешествиях в Орду, жили они просто, люди были тихие и глубоко религиозные.

Варфоломей с детства всею душой пристрастился к богослужению и изучению священных книг. Оставив сверстников с их развлечениями, он весь ушёл в свой нарождавшийся духовный мир. Рассказы странников, чтения жития Святых, примеры, которым от ранних лет пытался он подражать, ибо он соблюдал не только умеренность во всём, но даже подвергал себя всякого рода лишениям, чем причинял немало забот и опасений своим родителям, — всё это слагало характер будущего великого Подвижника и воспитателя народного духа. Уже к порогу юности ясно наметился в нём будущий отшельник и инок.

После смерти родителей Варфоломей отправляется вместе с братом на трудный подвиг, на «взыскание места пустынного». Братья выбрали возвышенное место в дремучем лесу, носившее название «Маковец», находившееся в 30 верстах от Радонежа. Здесь впоследствии возник славный Троицкий монастырь. Брат Стефан не долго выдержал тяготу пустынного жития и ушёл в монастырь. Варфоломей остался один. Вначале изредка заходил для совершения богослужения старей Митрофан, который затем и постриг его в иноческий чин с именем Сергий. Затем начались дни, месяцы и годы полного одиночества.

Несомненно, это было труднейшее время, требовавшее громадного напряжения духовных и телесных сил. Он не имел учителя в своей духовной жизни, сам находил свой путь, и мужественно и бестрепетно отражал все нападения, все страшные видения единою мощью молитвы сердца. Преподобный сам рассказывал своим ученикам о минувших его видениях. Однажды во время молитвы раздался сильный шум от несущихся сил бесовских, и наполнилась келья его змеями, а полчища бесовские окружили хижину его, и слышен был крик: «Отыди, отыди скорее от места сего! Что хочешь обрести здесь…или не боишься умереть здесь от голода? Вот и звери плотоядные рыщут вокруг тебя, алчущие растерзать тебя, беги немедленно!» Но Сергий остался твёрд и мужественно отражал их молитвою. Внезапно проявившийся необычный свет рассеял полчища тёмных.

Слухи о его подвижническом житии скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать Сергия люди, прося назидания и совета во всех делах своих; и никого не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления. Наконец, пришли к нему и желавшие подражать ему в подвиге жизни. Никогда не отказывал искренно искавшим подвига, лишь предупреждал их о трудности пустынного жития и о страхах, обуревавших новичков. С увеличением числа братии начала ощущаться потребность введения более определённых и твёрдых правил. Так, после вечерни не разрешалось братии выходить из кельи и беседовать друг с другом. Каждый должен был упражняться в молитве, в уединённом богомыслии и, чтобы руки их не были праздны, заниматься рукоделием, не давая возможности лености овладеть телом.

Другим правилом Преподобного было запрещение братии ходить из Обители по деревням и просить подаяния, даже в случае крайнего недостатка в пропитании. Он требовал, чтобы все жили от своего труда или от добровольных, не выпрошенных подаяний. Труд в его Учении играл огромную роль. Сам он подавал пример такого трудолюбия и требовал от братии такой же суровой жизни, какую вёл сам.

Известен чудесный случай, связанный с жизнью Обители, много прибавившей к славе Преподобного. Началу его положило недовольство и ропот братии на недостаток воды. Находившийся поблизости небольшой ручеёк со временем иссяк, река же протекала слишком далеко от Обители; и вот среди братии поднялся ропот на игумена, что далеко им ходить за водою. На это Преподобный отвечал: «Я хотел безмолвствовать один на месте сем. Богу же угодно было воздвигнуть здесь Обитель. Но дерзайте, молитесь!» Потом, взяв с собою одного ученика, вышел из Обители и, найдя недалеко в овраге несколько скопившейся воды, воздел руки и обратился к Господу, чтобы даровал Он им, как некогда на молитве Моисея, воду — и на сем месте. Произнеся молитву, Преподобный начертал крест на земле, и тотчас из земли пробился обильный источник чистой, холодной воды, который братия хотела назвать Сергиевым, но он запретил им.

Можно утверждать, что Сергий нашёл путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему. Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение, он умел быть твёрдым и требовательным, но без насилия. Он никогда не жалел себя, и такое качество не было умственным, но сделалось природою, и потому облик его так убеждал.

Так, личный пример, сердечное слово и мудрая забота об учениках сделала из его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники общего блага и творцы нового народного сознания. Сергий стоял у основания русского государства, он закладывал основу духовного облика русского народа, он сеял зёрна, которые дают всходы сейчас, на пороге Нового Мира».

(из материалов журнала «Мир Огненный», №6/1995г)

Предлагаем интересные статьи:

О жизни Сергия Радонежского, иеромонаха Русской церкви, реформатора монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря, известно немногое. Все, что мы знаем о «великом старце», причисленному к лику святых, написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.

Позже житие Сергия Радонежского было отредактировано Пахомием Сербом (Логофетом). Из него наши современники черпают информацию об основных вехах биографии церковного деятеля. В своем жизнеописании Епифаний сумел донести до читателя суть личности учителя, его величие и обаяние. Воссозданная им земная стезя Сергия дает возможность понять истоки его славы. Его жизненный путь показателен тем, что дает понять, как легко преодолеваются любые жизненные трудности с верой в Бога.

Детство

Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.


Их усадьба располагалась недалеко от города – в местах, где впоследствии был возведен Троицкий Варницкий монастырь. У Варфоломея было еще два брата, он был средним. В семь лет мальчика отдали учиться. В отличие от смышленых, быстро схватывающих грамоту братьев, обучение будущему святому давалось с трудом. Но случилось чудо: удивительным образом отрок познал грамоту.


Это событие описывает в своей книге Епифаний Премудрый. Варфоломей, желая научиться читать и писать, подолгу и с усердием молился, просил Господа вразумить его. Однажды перед ним явился старец в черной ризе, которому мальчик поведал о своей беде и попросил, чтобы тот помолился за него и попросил помощи у Бога. Старец пообещал, что с этой минуты отрок будет писать и читать и превзойдет своих братьев.

Они вошли в часовню, где Варфоломей уверенно и без запинки прочитал псалом. Затем они оправились к родителям. Старец рассказал, что их сын отмечен Богом еще перед родами, когда она пришла в церковь на службу. Во время пения литургии ребенок, находясь во чреве матери, три раза прокричал. На этот сюжет из жития святого живописец Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею».


С этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви. С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящает молитве и соблюдает строгий пост. По средам и пятницам он голодает, в остальные дни ест хлеб и пьет воду, молится ночами. Марию беспокоит поведение сына. Это становится предметом споров и разногласий между отцом и матерью.

В 1328-1330 годах семья столкнулась с серьезными материальными проблемами, обеднела. Это стало причиной того, что Кирилл и Мария с детьми перебрались в Радонеж – поселение на окраине княжества Московского. Это были нелегкие, смутные времена. На Руси властвовала Золотая орда, творилось беззаконие. Население подвергалось регулярным набегам и облагалось непосильной данью. Княжествами управляли князья, назначенные татаро-монгольскими ханами. Все это стало причиной переезда семьи из Ростова.

Монашество

В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.


По традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.

В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.


Прошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне. Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий. Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда. Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.


Подвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота. По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси. Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.

Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих. Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира. Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.

Монастыри, основанные Сергием Радонежским

  • Троице-Сергиевая Лавра;
  • Старо-Голутвин близ Коломны в Московской обл;
  • Высоцкий монастырь в Серпухове;
  • Благовещенский монастырь в г. Киржач, Владимирской обл;
  • Георгиевский монастырь на р. Клязьме.

Последователи учений святого основали еще более сорока монастырей на территории Руси. Большая их часть строилась в лесной глуши. Со временем вокруг них появились деревни. “Монастырская колонизация”, начатая Радонежским, позволила создать опорные пункты для освоения земель и развития Русского Севера и Заволжья.

Куликовская битва

Сергий Радонежский был великим миротворцем, внесшим неоценимый вклад в единение народа. Тихими и кроткими речами он находил дорогу к сердцам людей, призывая к послушанию и миру. Он примирял враждующие стороны, призывая к подчинению князю московскому и объединению всех земель русских. Впоследствии это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монголов.


Велика роль Сергия Радонежского в битве на Куликовском поле. Перед боем Великий князь пришел к святому помолиться и попросить совета, богоугодное ли дело воевать русскому человеку против безбожников. Хан Мамай и его громадное войско хотели поработить свободолюбивый, но охваченный страхом, русский народ. Преподобный Сергий дал князю благословение на битву и предрек победу над татарской ордой.


Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Вместе с князем он отправляет и двух иноков, нарушая тем самым церковные каноны, запрещавшие монахам воевать. Сергий был готов пожертвовать спасением своей души ради Отечества. Русское войско одержало поеду в Куликовской битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Это стало еще одним свидетельством особой любви и покровительства Божьей матери на Русской земле. Молитва Пречистой сопровождала всю жизнь святого, его любимой келейной иконой была “Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница). Не проходило дня без пения акафиста – хвалебного песнопения, посвященного Богородице.

Чудеса

Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние. С именем святого связывают чудеса, которые начались еще до рождения. Первое чудо, о котором упоминалось выше, произошло во чреве матери. Крик младенца слышали все, кто находился в церкви. Второе чудо связано с неожиданно раскрывшимися способностями к знаниям.


Вершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец. Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна. Монах упал на колени, а Пречистая прикоснулась к нему и сказала, что услышала молитвы и будет впредь помогать. После этих слов она вновь стала невидимой.


Явление Пресвятой Богородицы было хорошим предзнаменованием для монастыря и всей Руси. Предстояла большая война с татарами, люди находилиь в состоянии тревожного ожидания. Видение стало пророчеством, доброй вестью о благополучном исходе и грядущей победе над ордой. Тема явления Богородицы игумену стала одной из самых популярных в иконописи.

Смерть

Жизненный закат Сергия, который дожил до глубокой старости, был ясным и тихим. Его окружали многочисленные ученики, он был почитаем великими князьями и последними нищими. За полгода до смерти Сергий передал игуменство ученику Никону и отрешился от всего мирского, «начал безмолствовать», готовясь к смерти.


Когда недуг стал одолевать все сильней, в предчувствии ухода он собирает монашескую братию и обращается к ним с наставлением. Просит «иметь страх Божий», хранить единомыслие, чистоту души и тела, любовь, смирение и страннолюбие, выражающееся в заботе о нищих и бездомных. В мир иной старец отошел 25 сентября 1392 г.

Память

После кончины троицкие монахи возвели его в ранг святых, называя преподобным, чудотворцем и святителем. Над могилой святого был построен каменный собор, названный Троицким. Стены собора и иконостас расписывала артель под руководством . Старинные росписи не сохранились, на их месте в 1635 г. были созданы новые.


По другой версии канонизация Радонежского состоялась позже, 5 (18) июля, когда были обретены мощи святого. Мощи по сей день находятся в Троицком соборе. Его стены они покидали только при сильнейшей угрозе – во время пожаров и наполеоновского нашествия. С приходом к власти большевиков мощи были вскрыты, а останки хранились в Сергиевском историко-художественном музее.

Скромный радонежский игумен обрел бессмертие в памяти последователей, всех верующих и в истории государства. Святого считали своим заступником и покровителем московские цари, посещавшие богомолья в Троицком монастыре. К его образу обращались в тяжелые для русского народа времена. Его имя стало символом духовного богатства России и народа.


Датами памяти святого является день его кончины 25 сентября (8 октября) и день прославления святых иноков Троице-Сергиевой Лавры 6 (19) июля. В биографии святого есть множество фактов самоотверженного служения Богу. В его честь построено множество монастырей, храмов и памятников. Только в столице 67 храмов, многие строились в XVII-XVIII в. Есть они и за границей. Написано множество икон и картин с его образом.

Чудотворная икона «Сергий Радонежский» помогает родителям, когда они молятся о своих детях, чтобы те хорошо учились. В доме, где есть икона, детки находятся под его покровительством. К помощи святого прибегают школьники и студенты, когда испытывают трудности в учебе и во время сдачи экзаменов. Молитва перед иконой помогает в судебных делах, защищает от ошибок и обидчиков.


Сергий Радонежский () - основатель и игумен Троицкого монастыря, преобразователь монашества в Северной Руси.


В литературе встречается несколько различных дат рождения. Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года. Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.


Однажды Варфоломей вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника. Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Отрок просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец благословил мальчика, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания. О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. Там старец поведал, что после его ухода «отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И что отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет основателем обители Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.




Стремясь к «строжайшему монашеству», он оставался здесь недолго и, убедив брата Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки, на холме посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы.


Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, плотничал. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек ».


В основанной Сергием лесной обители царило равенство. Игумен и монахи вкушали одну и ту же пищу, вместе творили молитву и сообща трудились. Сергий тихими и кроткими словами смягчал даже самые ожесточенные сердца. Он мирил враждующих и и утешал несчастных, подбадривал слабых и укрощал строптивых, наставлял заблудших и вразумлял малоумных. В отчаявшихся вселял надежду, не в меру возомнивших о себе избавлял от гордыни. Его доброты и терпения хватало на всех.


Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.




Четыре великих дела Сергия Радонежского 1 дело: Создание и распространение нового типа монастырей. 2 дело: Начало освобождения от татаро- монгольского ига. 3 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице. 4 дело: создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице-Сергиевой лавры.


Всего преподобным Сергием и его учениками основано около 70 монастырей. Это явилось решающим условием в деле сплочения Руси, оздоровления ее нравственности и послужило просвещению народа, обогатило Русь книгами, иконами. Москва окончательно утвердилась как столица Руси.


Апофеозом деятельности Преподобного было его историческое благословение на страшную битву великого князя Дмитрия. Он знал, какое следствие будет иметь его слово, и принял на себя эту ответственность. И следствием этого вдохновения и ободрения была великая победа. Победа эта явилась поворотным пунктом в истории молодого Московского Государства; она настолько укрепила веру народа в свои силы, настолько подняла дух его, что Московское Государство смогло укрепиться, чтобы с течением времени развиться в Великую Державу Всероссийскую. Иди, не бойся. Бог тебе поможет. И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь».



После 78 лет жизни, после 55 лет монашества, и после 48 лет игуменства Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 г., Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»


Открыто людям Божье Слово. Окончен путь земной Святого, И Преподобный в вечной жизни О нашей молится Отчизне. Угодника нетленно тело - Живет его святое дело. Он всем нам показал дорогу, Которая приводит к Богу. Памятник Сергию Радонежскому в селе Радонеж Храм-памятник Преподобному Сергию Радонежскому на поле Куликовом. Построен в 1913–1919 гг.


«В лице Преподобного Сергия русский народ сознал себя, своё культурно- историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил право на самостоятельность.» Павел Флоренский Святой Сергий глубочайше русский, глубочайше православный. Б.Зайцев