Наглость православных священников. О дерзости, о власти, смелости, честности, о наглости, требовательности, о мнимом лидерстве

Убитого недавно 75-летнего православного священника Павла Адельгейма протодиакон Андрей Кураев назвал «последним свободным священником Московской патриархии». Действительно, в последние годы из лона Русской православной церкви (РПЦ) был изгнан целый ряд священнослужителей, несогласных с политикой руководства. Трагические обстоятельства случайной смерти отца Павла привлекли внимание к другим священникам, критикующим сегодняшнюю церковь. Корреспондент «Нашей Версии» попытался разобраться, как живётся церковным «инакомыслящим».

Некий 27-летний москвич, приехавший в Псков к отцу Павлу, чтобы вонзить в него нож, кричал, что убить священника ему велел сатана, а при задержании ударил себя ножом в грудь. Увы, от встречи с подобными душевнобольными не застрахован никто. Однако в данном случае трагедия особенно символична. Имя Адельгейма было фактически нарицательным в православном мире – известнейший священник, который выступал с резкой критикой иерархов и общего положения дел в РПЦ, при этом не собираясь покидать её.

Будущий епископ писал донос в КГБ

Вся жизнь Павла Адельгейма была примером искренности и принципиальности. Его деда и отца расстреляли в годы сталинских репрессий, мать арестовали. Там, в казахстанской ссылке, он решил стать православным священником. Поступил в Киевскую семинарию, отлично учился, но перед выпускными экзаменами был отчислен за… нескрываемо отрицательное отношение к советской власти. В священники Адельгейма всё же рукоположили, однако спустя пять лет служения, в 1969 году, он был арестован за распространение религиозного самиздата и осуждён за «клевету на государство» на три года лагерей. Спустя почти 40 лет он написал открытое письмо митрополиту Винницкому и Могилёв-Подольскому Макарию, где рассказал о том, что обнаружил в материалах своего уголовного дела донос. Оказывается, Макарий, учившийся с Адельгеймом в семинарии, сообщил органам, что последний «высказывался против исполнения гимна и хвалебных песен в адрес СССР», а исполнявших их лиц «называл хамелеонами, преклоняющимися перед властями». Отец Павел предлагает Макарию в этом письме «в живом общении разрешить сомнения и примириться»: «Бог уберёг меня от озлобления и обид… Храни Вас Бог в мире, здравии и благополучии…»

В тюрьме Адельгейм потерял правую ногу. Отсидев срок, он стал священником Псковской епархии и продолжал критиковать власть – и светскую, и церковную – и в советские годы, и в новые, капиталистические. Его главным трудом стала книга «Догмат о церкви», в которой он заявил о вертикали власти в РПЦ и несоответствии такого порядка вещей церковным канонам. По его мнению, РПЦ должна строиться не на иерархии, а на соборности. У священника потребовали, чтобы он отрёкся от книги и покаялся в клевете. В ответ Адельгейм предложил указать, в чём именно она состоит. Разумеется, реакции не последовало.

По словам Кураева, «у отца Павла была одна тема – удушения общинно-приходской жизни». Библеист Андрей Десницкий пишет о нём: «У него всегда были убеждения, и он их высказывал. Каким он был в молодости, таким и остался до конца. ». Церковная власть за излишнее вольнодумство отобрала у Адельгейма и построенный им храм в Богданове при областной психоневрологической больнице, и приход в Писковичах, и здание школы регентов. Закрыла созданный священником приют для сирот и свечную мастерскую. Наконец, уволила с должности настоятеля псковского храма Святых Жён-мироносиц. Казалось бы, сделано всё возможное, чтобы отец Павел обиделся и перешёл в альтернативную православную церковь – например, Зарубежную или Катакомбную. Ан нет, Адельгейм принципиально не хотел уходить из РПЦ…

Тамбовский диакон вышел из РПЦ в знак протеста

Отец Павел – далеко не первый в последние годы православный священник, вступивший в конфликт со своим руководством. Причём недовольство политикой РПЦ раздаётся со стороны и либеральных священников, и консервативных. Для первых «горячей точкой» стала история с Pussy Riot. Как известно, РПЦ назвала кощунством и «проявлением грубой враждебности к миллионам людей» эту акцию протеста против власти в храме Христа Спасителя, после чего Хамовнический суд осудил каждую из девушек на два года колонии.

Диакон Тамбовской епархии Сергий Баранов в знак протеста опубликовал в сети Facebook открытое письмо патриарху Кириллу, объявил о «полном и безусловном разрыве отношений с РПЦ». В письме Баранов писал: «Идёт сращивание церкви и государства. Есть и ещё священнослужители в лоне церкви, которые смотрят с таким же скептицизмом».

Публично заявил об этом и настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в деревне Павловское Московской области Димитрий Свердлов, «попросивший прощения за ту бешеную ненависть, которую вдруг часть православного сообщества проявила в связи с событиями в храме Христа Спасителя». Свердлов раскритиковал и нынешнее положение, при котором «финансово и социально независимый священник – это опасность для административной церковной системы, поскольку он не настолько послушен». В ответ отец Димитрий был запрещён в священнослужении на пять лет и выведен за штат за… самовольный отъезд в отпуск.

Консервативных диссидентов в РПЦ больше, чем либеральных

Такая же позиция в отношении Pussy Riot была и у покойного отца Павла Адельгейма: «Из каких бы побуждений женщины ни совершили акцию, их поступок ответил на многолетнее поругание церковных канонов Священным начальством. РПЦ поступает вопреки канонам и традициям. Попран догмат о соборной Церкви, упразднены Поместные соборы, приходы превращены в торговые точки. РПЦ опирается на правовые и силовые структуры РФ, давя несогласных, не считаясь с церковным правом…»

Если церковные либералы призывают к обновлению РПЦ, то консерваторы, напротив, обвиняют церковную верхушку в излишних, по их мнению, уступках духу времени. Фактическим лидером этого крыла стал епископ Анадырский и Чукотский Диомид. Получив свой первый приход на Камчатке в 30-летнем возрасте, он стал единственным священнослужителем в епархии, не бравшим денег за крещение, венчание и отпевание. Жил скромно, ходил в старых кирзовых сапогах и латаной рясе, едва ли не круглый год держал пост. Постоянно публично критиковал духовенство епархии, в том числе и самого епископа, уличая их в корыстолюбии и недостаточном рвении. Уже в качестве епископа Диомид потребовал от церковного руководства отлучить от церкви «содомитов, сторонников абортов, эвтаназии, алкоголиков и наркоманов».

Реакция РПЦ была предсказуема. Епископ был не просто снят с должности, но и вообще лишён сана. Однако подобные настроения среди рядового священства продолжают бурлить. Так, в 2011 году сразу три священника из Удмуртии – иерей кафедрального собора в Ижевске отец Александр и настоятели двух сельских храмов отцы Михаил и Сергий – выложили видеообращение к патриарху Кириллу. В нём они потребовали прекратить всякие контакты с представителями других конфессий и выйти из Всемирного совета церквей, а также обвинили РПЦ в сближении со светской властью и обогащении отдельных приходов. По их словам, «жизнь многих сельских батюшек – на грани нищеты, в то время как немалая часть духовенства, обласканная сильными мира сего, утопает в роскоши». Кадровые решения были приняты на следующий же день после этой акции протеста. Всех трёх священников лишили права проводить богослужения, но не лишили сана.

У либерального и консервативного уклона в РПЦ есть общее – и те и другие говорят о сервильности патриархии по отношению к светской власти и недовольны новым церковным уставом, повысившим роль архиереев в финансовых делах в ущерб роли приходских священников и мирян. Однако в целом консервативно-охранительные тенденции выражены в РПЦ гораздо сильнее, чем либеральные. В этом отличие ситуации в России от Запада. Так считает, например, доцент Центра изучения религий РГГУ Борис Фаликов: «В РПЦ давно сложилась оппозиция патриарху со стороны фундаменталистов. Либеральное православие имеет место быть, но позиции его очень слабы. Поэтому в ближайшее время ждать шагов к модернизации не приходится.

В общественных местах постоянно приходится сталкиваться с различными проявлениями общественной жизни, и хамство, к сожалению, - одно из самых распространённых. Как бы с ним ни боролся, результат всегда тот же: нулевой. Любые способы воздействия на хамящего, как правило, ни к чему, кроме конфликтов, не приводят. Наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона известен своей предельной деликатностью, поэтому задать накипевшие за часы передвижения в городских маршрутках вопросы мы решили именно ему. Как воздействовать на того, кто хамит? По-христиански ли это - «проглатывать» обиду? Отмалчиваясь и уклоняясь от споров, не даём ли мы, таким образом, хамству процветать?

Реагируйте на хамство… юмором

- Владыка, какие, по-Вашему, есть оптимальные способы реагирования на грубость?

Начнем с того, что разные бывают проявления грубости. И реакция, соответственно, может быть разной.

Если хамят лично вам, правильнее будет, на мой взгляд, «уклониться от зла и сотворить благо». Лучше отойти в сторону и не отзываться грубостью на грубость, не увеличивать уже существующее напряжение. Если есть возможность, лучше подобные проявления проигнорировать.

Если нет такой возможности, можно попробовать отнестись с юмором и отреагировать по-доброму. В любом случае, нет ничего хуже, чем отвечать злом на зло: таким образом, мы способствуем его увеличению. Нужно попробовать максимально доброжелательно отнестись к человеку, который вам нахамил. Это будет и по-христиански, по-Божьему.

Расскажу очень показательную историю, которая произошла в Бердянске на одной из конференций нашего Синодального отдела по делам молодежи. Однажды во время экскурсии по городу к нашим священникам пристал человек в нетрезвом виде. Он вёл себя совершенно по-хамски: бранными словами высказывал какие-то претензии, укоры. Всё это раздражающе подействовало на отцов. Когда они сели в ожидающий их экскурсионный автобус, этот человек также зашел в салон и продолжил свой довольно неприятный монолог. Отцы попытались его выставить, что вызвало еще большее недовольство с его стороны.

Ситуацию неожиданно спас участник конференции - мирской человек. Он не был священником, не был облечен саном, но он подошел к этому человеку и буквально двумя-тремя словами успокоил его так, что тот буквально на глазах преобразился: перестал браниться, вдруг заплакал и попросил молиться за его умершую маленькую дочь.

Все, кто при этом присутствовали, были поражены. Отцы спросили потом нашего участника, что же такого он человеку сказал. «Я спросил, как звали его дочку, и пообещал, что эти батюшки за нее и за него помолятся…» - такой был ответ. Вот пример того, как у доброго древа бывают добрые плоды. На мой взгляд, это яркая иллюстрация того, как можно реагировать на хамство.

Конечно, это требует выдержки, рассудительности, взращивания в себе добродетелей. Ведь, к сожалению, наша укоренившаяся, стандартная для общества реакция - ответить тем же. Но все-таки Евангелие учит нас другому. Поэтому если не можешь отнестись с любовью, просто отойди в сторону.

Будьте самокритичны

Не менее важно относиться трезво и с юмором и к себе. Если себя не превозносить, не ставить на пьедестал, соответственно, и какие-то слова и проявления в наш адрес не покажутся нам обидными.

Ведь на самом-то деле мы из себя ничего не представляем - во всех отношениях и, в первую очередь, в духовном. Зная это, любое обличение из уст постороннего человека, любой укор в нашу сторону будем воспринимать не как обиду, а как то, что «достойно по делом моим приемлю». Имея трезвое понятие о своей духовной жизни, понимая, что у меня есть «первое, второе, третье, четвертое, пятое» - грехи, которые никак Господом не обличены и не наказаны, всякое уничижение в свой адрес я буду воспринимать как воздаяние.

Так было с преподобным Ефремом Сирином. В юности он имел довольно буйный характер, но впоследствии пришел ко Христу и стал вести подвижническую жизнь. Однажды, будучи невинно осужден, он попал в заключение и по этому поводу унывал: как, за что, я же совершенно к этому делу, за которое страдаю, не имею отношения. И ему от Господа было утешение и вразумление: «А помнишь, тогда-то ты участвовал в воровстве, это воровство удалось, и за него никто не понёс наказания?» - «Да, помню». - «А помнишь, ты еще участвовал в таком-то беззаконии?» - «Да, помню» - «Что же ты сейчас ропщешь? Ты получаешь то, что не получил тогда».

Действительно, зачастую уничижительное отношение к нам является справедливой расплатой за наши скрытые грехи.

Говорите по-доброму

Если не отвечать, разве этим мы не будем потворствовать грубым людям и дальше вести себя подобным образом - не только с нами, но и со всеми окружающими?

Бывает, что человек стремится как-то исправить хама – сделать замечание, наставить, вразумить, поставить на место. На мой взгляд, всё это совершенно бесполезно. Для того, чтобы вас услышали, вы должны быть хоть каким-то, но авторитетом.

Если всё же есть большое желание или необходимость что-то высказать, необходимо подойти к человеку с расположением, с улыбкой и сказать то, что вы хотите, по-доброму. Причем эта доброта должна быть не где-то глубоко в сердце, а проявляться видимо. Тогда это работает. Важно, чтобы человек не воспринял ваше обличение и наставления как личную обиду.

Из своего опыта скажу. Когда я что-то говорю прихожанам, они ко мне прислушиваются - в силу того сана, которым я облечен. Но когда в городском ботсаду, на территории которого расположен наш монастырь, молодые люди пьют пиво и курят, понятно, что я для них никто – бородатый дядька в рясе. И на мои замечания они могут и не отреагировать.

Я сам прекрасно помню себя молодым человеком. Помню какие-то свои глупые проявления эпатажа или просто непонимания серьезных вещей. Поэтому никакого осуждения и напряжения по отношению к этим людям не испытываю. Я могу подойти к ним и сказать: «Ребята, знаете, здесь все-таки храм. Может, давайте, чуть в сторону отойдите, покурите там». Если говорить по-доброму, то и реакция будет соответствующей. Всегда - исключений не было - услышишь в ответ: «Ой, простите, да, конечно, не вопрос, мы отойдем». Люди видят, что их уважают, относятся к ним по-человечески и указывают на ошибки не грубо или с наездом, а с любовью и расположением. В данном случае обличается не грешник, а грех.

Более сложный вопрос, если хамство проявляется к Церкви, к святыне. Сложно говорить однозначно, как следует поступать. С одной стороны, мы знаем слова Христа: «Кто постыдится Меня, того постыжусь и Я перед ангелами Божиьими». Но с другой стороны, мы знаем слова о бисере и свиньях - перед свиньями бесполезно метать бисер: они затопчут в грязь и его, и вас. Нужно иметь настоящую мудрость, чтобы в таких ситуациях реагировать правильно.

Не считайте себя «совестью нации»

Неоднократно в своих интервью вы говорили, что просите прихожан не делать друг другу замечаний, что это задача настоятеля, братии и духовенства. А как быть в отношении общества? С одной стороны, если мы не будем делать друг другу замечаний, общество никогда не изменится. И так и будут процветать все эти разговоры в маршрутках во весь голос и по телефону, проявления грубости в общественных местах…

Есть смысл что-то говорить, только если человек вас услышит.

Думаю, не прислушаются.

На мой взгляд, противостоять злу, противостоять греху нужно каждому на своем рубеже. Если каждый из нас будет строго к себе относиться, корректно вести себя по отношению к окружающим, это уже будет наш вклад в выздоровление общества.

Ведь как воспринимают безудержных обличителей? В лучшем случае - с юмором, в худшем - со злостью. В Писании есть такие слова: «Кто тебя поставил судьей над нами?» Так и нас никто не уполномочивал быть совестью нации и вершить судьбы.

Кстати, в случае с правдолюбцами все их обличения зачастую являются проявлениями того же хамства, но под прикрытием «борьбы за истину». И почему-то все их наставления также проявляются в хамской форме. Из того, что мне попадалось в интернете, я ни разу не видел попыток исправить ситуацию с любовью, с состраданием, с сочувствием и с расположением к человеку. Обычно всегда наслаивается зло на зло, только увеличивая при этом градус неприязни, царящий в обществе.

Поэтому, если вы видите, что что-то происходит не так, прежде всего, старайтесь работать над собой. Ну и оказывайте влияние на тех, для кого являетесь авторитетом.

Меняйте мир к лучшему там, где вам это под силу

Взять, к примеру, скаутинг. Это удивительное движение. В чем его уникальность в нашем контексте? В том, что несколько человек могут изменить к лучшему огромное количество людей. Скаутских наставников не так много, но делают они большое дело: прививают детям бережное отношение к окружающим, к стране, к природе. Мы знаем, какие плоды приносит скаутинг в западных странах. Бывших скаутов там нет, до старости люди стараются соблюдать все скаутские принципы. Есть даже такая шутка: «ведет себя как скаут» - то есть четко, правильно, корректно, никогда не навредит, всегда готов помочь. Над этим, бывает, подтрунивают, но подтрунивают по-доброму, потому что это добродетели, которые не могут не вызывать уважения.

Поскольку скаутские наставники являются авторитетом для своих подопечных, у них получается прививать принципы доброго сосуществования с окружающим миром и новичкам. Подобным образом родители могут привить детям что-либо, начальствующие своим подчиненным.

При этом главное – воздействовать с любовью и подтверждать своим примером. Личный пример – важнейший педагог. Если текст не сопровождается соответствующей картинкой, он никогда не будет воспринят.

Поэтому только если люди сами будут жить по принципам, которые исповедуют, мир можно будет изменить к лучшему.

Контролируйте свой собственный тон

Вообще же в обсуждаемом нами вопросе важно мыслить трезво и честно. В жизни каждого из нас бывают случаи, когда мы сами хамим. Думаю, нет человека, который бы ни разу не проявил грубости - так или иначе подобное греховное проявление случается практически у всех. В первую очередь, говорю о себе… И происходит это, как правило, по отношению к тем людям, которые смогут нас простить, перетерпеть наше хамство или же просто не могут ответить. Вот это совершенно недопустимо и недуховно.

- Если видишь за собой такой грех - срываться на близких - как с этим бороться?

Тут однозначного ответа нет, разные бывают ситуации.

Случается, человек хамит, потому что привык так жить, и это его обычный, так сказать, способ общения. Бывает, на работе замучили, какие-то проблемы навалились, напряжение скопилось, и вот, человек срывается на ближних - на тех людях, которые его заведомо простят.

Знаю семьи, где терпят такие выбросы энергии, покрывая немощь любовью. То есть близкие видят, что человек замучен, устал, у него какие-то скорби, которые лежат на его душе тяжелым камнем, и с любовью служат неким громоотводом.

Бывает, человек резко заговорит или прикрикнет, и ему от этого легчает. Ближние проявляют мудрость и любовь и не отвечают негативом на негатив, раздражением на раздражение. Они понимают, что это вызвано не плохим отношением лично к ним, а сложностью ситуации, которую человек не может изменить.

Бесспорно, если видите в себе подобные проявления, необходимо их пресекать и блокировать.

О себе могу сказать, что когда чувствую, что могу что-то такое сказануть, притормозить помогает некая пауза в разговоре. За этот перерыв можно успеть прийти в себя и постараться сдержаться, промолчать.

Если ты сумел совершить малюсенький подвиг аскетизма - приглушить свою гневливость и раздражительность, Господь обязательно дает благодатное утешение, мир и спокойствие.

Вас любят. Давайте обратную связь

- А как вести себя тем, на кого кричат?

Если испытываете на себе грубость родного человека, можно попытаться поговорить с ним в таком ключе: «понимаю, что тебе тяжело, но и мне нелегко от твоего крика». Таким или каким-то иным образом постарайтесь помочь ему увидеть причину, по которой он срывается на близких.

На мой взгляд, будет правильно - с терпением и смирением, очень деликатно, дозировано, но в то же время настойчиво давать обратную связь: стоп, стоп, мне больно, мне тяжело, меня это ранит. Ведь наш ближний, даже срываясь в гнев или крик, не перестает любить объект своего хамства, не перестает по-доброму относиться.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

В последнее время в социальных сетях и блогосфере проходит много дискуссий о том, как притормозить вмешательство РПЦ в госуправление, образование, науку. А ведь ещё в 2007 году группа российских академиков в письме президенту России Владимиру Путину выступила против вмешательства Русской православной церкви в сферы общественной жизни . Но это обращение не было услышано.

Григорий Трофимчук , политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития прокомментировал для вопрос о том правы ли были учёные и не пора ли остановить экспансию РПЦ:

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Группа учёных рассчитывает на то, чтобы власть заметила её точку зрения и даже более того - приняла меры по сигналу. Однако всё это бесполезно, пока сами учёные не доведут ситуацию до абсурда, что автоматически привлечёт к проблеме и прессу, и общественное внимание.

Раз клерикализация в РФ дошла до немыслимых ранее высот, то и академикам следовало бы пойти по этому простому пути, утрируя ситуацию до предела. В этом плане в Российской академии наук было бы полезно в массовом порядке открыть места для отправления религиозных обрядов, с учётом конфессиональной принадлежности академиков - и с обязательным приглашением СМИ. Полезно организовать такие религиозные пункты и во всех ведущих институтах страны, в академгородках, в Обнинске, Дубне, Сколкове. Обряды освящения кафедр, кампании по сдаче ЕГЭ должны стать для научного сообщества обычной практикой, нормой жизни.

При этом академики могли бы существенно помочь государству, приступив к детальному изучению религиозной сферы, научно обосновав те явления и процессы, которые не находили объяснения до сих пор. Учёные головы могли бы, наконец, задуматься, почему традиционное, ежегодное обретение главой РЖД сакрального огня до сих пор не подкреплено необходимыми фактами со стороны РАН - ведь где-то же он его берёт. Наука не должна оставаться в стороне от жизни всей России, постепенно превращаясь в секту упёртых фанатиков, которые не желают признавать очевидного. И это в то время, когда даже самого Юрия Гагарина плавно перевели из атеистов в категорию воцерковлённых, отыскав какие-то важные детали в его высказываниях и биографии, на которые коммунисты ранее не обращали никакого внимания.

Пора бы открыть под эгидой РАН и новый институт, в духе времени. Который бы разобрался, наконец, чем плох Великий дух Маниту, по сравнению с традиционными верованиями. Где именно, в конце концов, расходятся католичество и православие, и нет ли здесь противоречий на физическом, молекулярном уровне, раз россияне до сих пор с таким подозрением смотрят на римскую духовность.

Работы в этом направлении - не перекидаешь. А академики всё пишут письма, по старине, когда нет времени на важные научные изыскания. Только одна, любая из вышеперечисленных акций взорвала бы российский интернет, но учёные работают как в позапрошлом веке. Прав был Ливанов, академия устарела, не успевает за временем, не желает идти с ним в ногу. И вообще - воцерковлён ли сам Фортов?

Или что больше всего отталкивает в людях?

Несколько слов о наглости

Признаюсь, я не люблю, когда бесцеремонно и цинично лезут туда, куда не зовут, неделикатно советуют, когда не просят.

Когда беспардонно, не моргнув глазом, рушат устоявшееся годами. Когда перестает мучить совесть находящегося рядом человека. Одним словом: когда у человека ни стыда, ни совести.

С таким персонажем бессмысленно строить какие-либо отношения, вы безнадежно обречены на неизбежное разочарование. Дело в том, что титульное свойство любого нахала – это неблагодарность. И таких сегодня целая каста.

Эти бедные люди считают доброту слабостью (добрые для них – лохи), вежливость относят к лакейству, сострадание для них противоестественно и аномально.

Нынешняя реальность, увы, такова, что наглый (т. е. дерзкий, беспринципный) человек может запросто добиться своего. «Наглость города берёт» – печальная действительность, меняющая исторически устоявшееся выражение.

Неведение – это первое счастье. А вот за второе место постоянно происходит жесткая конкурентная борьба между наглостью, хитростью и беспринципностью.

Еще с детства в памяти закрепилась картинка, олицетворяющая для меня дерзкую наглость: сидящий в автобусе мужчина заигрывает со стоящей возле него незнакомой дамой…

Коллективная галлюцинация

Стремление к лучшему, к совершенству – естественное и правильное желание для любого человека. Но реализация такого стремления не должна быть за счет другого. Казалось бы, какая избитая банальная истина. Человек должен жить по законам морали – и это известно всем. Во всяком случае, верующим людям.

Но жизнь показывает, что некоторым называющим себя верующими этот принцип не знаком. Несмотря на десятилетние походы в храмы, неисчислимое количество прочитанных молитв, бесконечные паломничества по святым местам, которые уже можно прировнять к участию в кругосветном путешествии, если сложить все намотанные километры, они успешно двигаются не в том направлении. В чем дело? Может, виной какая-то коллективная галлюцинация?

Грустно, когда сталкиваешься в храме с усердными искателями лучшей доли, которые грубо наступают тебе на ногу и, не извинившись, уверенно прут дальше, безжалостно расталкивая локтями людей, пробивая себе, как ледоколом, проход к амвону, где потом блаженно слушают проповедь священника о Царствии Небесном, любви к ближнему и духовном совершенствовании…

Или еще привычная картинка: мы мчимся стремглав в церковь, оставив нуждающихся в нашей помощи ближних без внимания, пробегаем через просящих милостыню, быстренько, не поднимая глаз, проскакиваем мимо них, чтобы успеть заработать себе бонус на небесах своим присутствием в храме. Мы мучаемся вопросами, что есть в пост, как разговляться после поста… оставляя без внимания более важные темы.

И главное для многих православных так и остается непостижимой тайной.

Господь нам говорит: «По тому узнают вас, что вы Мои, Христовы, если будете иметь любовь между собой». Он не сказал: «По тому узнают, чего вы добились в этой жизни, как постились, как молились», но сказал: «Как вы любите друг друга». И об этой истине многие православные забывают в погоне за благами земными и небесными.

Кто еще не понял, Православие – это о любви, и исполняющийся любовью и есть православный. А исполниться любовью можно только с Божьей помощью, по благодати, которую надо учиться стяжать всю свою жизнь.

Вот именно для этой науки и существует Церковь со своими Таинствами.

А от того, сколько поклонов человек сделал в церкви и сколько акафистов прочел, вовсе не зависит состояние его церковности. Разве это самое главное?

Именно не постигнув главного, бывшие атеисты, комсомольцы с партийными работниками, массово пришедшие в начале 90-х в Церковь, атеистами по сути и остались, прекрасно освоив церковную фразеологию и терминологию,

чтобы продолжать яро и умело вещать и обличать с новых трибун.

Такое «православие» как бесполезная и бездушная музейная реликвия, которую нельзя потрогать руками, потому что может рассыпаться на глазах и оказаться пустышкой и обманом. В таком «православии» нет живого Бога.

Такая версия «православия» не оживляет и не вдохновляет, не дарует любви, свободы и счастья, она мертвит все, что попадается ей на пути.

В формальном православии, для галочки, нет места христианскому милосердию и смирению, а, напротив, культивируются беспощадность и ненависть к врагам и лицемерие как высшая форма проявления человеческого духа.

Как же постигнуть суть, обрести высший смысл бытия?

Уповать на помощь и милость Божью. Но горячее сердце, трезвомыслие и безлимитный кругозор нам при этом точно не помешают.

Наталья Горошкова

Рассуждение О ДЕРЗОСТИ, о власти, смелости, честности, о наглости, требовательности, о мнимом лидерстве.
Всем вам известно слово "дерзость". Дерзкий человек - это человек, который берет на себя им самим присвоенное право или власть что-то требовать, делать или чтобы что-то делали ему. Есть слово "дерзновение" - это другое слово, другое понятие, хотя очень близкое по смыслу, но очень противоположное. Я прошу это различать. Дерзости не должно быть у человека. Если он зачем-то идет к начальнику, дерзит старшим, например, ребенок родителям, учителям, качает права - это дерзость. Дерзких бьют по носу, по шее рано или поздно, что в принципе хорошо, потому что дерзость это плохо. А дерзновение это очень хорошо. Это заработанная смелость. Дерзость это ничем не оплаченная наглость. Дерзновение есть у каждого человека, который сделал что-либо выдающееся. Например, юродивые или великие святые отличались особой смелостью чудотворной в своих молитвах. Почему они себя так ведут и почему вымаливают у Бога все, что ни попросишь? Потому что они оплатили это право разговаривать с Богом смело и требовать от него своими понесенными ради Бога страданиями. Например, мученики - они с великим дерзновением стоят перед Господом и говорят Христу своей жизнью, что Ты умер за нас, а мы умерли за тебя. Мы ради тебя себя не пощадили, нам сделали это, это и это, мы потерпели Тебя ради. Пожалуйста, сделай нам это, мы просим Тебя. Христос никогда не отказывает на просьбу мучеников, потому что они имеют дерзновение перед ним. Это очень великая вещь. Почему мать имеет великую силу молитвы за детей? Потому что она чуть не умерла, когда рожала. Кровь пролила. Фактически она равна воину. В некоторых культурах считается, что рожавшая женщина в нравственном отношении равна тому, кто шел в атаку с оружием в руках. Поэтому известна материнская смелость, когда она за ребенка готова все сделать, материнское дерзновение в молитве к Богу за детей. И следует различать дерзновение и дерзость. Дерзновение это оплаченная смелость трудами. Дерзость это ничем не оплаченная наглость которая рождается от убежденности, что я имею право потому что я имею право. Если вы не имеете дерзновения, если вы ничем никому ни за что не заплатили, ни акими тайными подвигами и никаким терпением, болью, страданием, то наше дело быть кроткими, спокойными, наше дело быть бездерзновенными. Если вы сделали что-то выдающееся, у вас есть право выйти вперед и сказать: "Я требую" - это будет законное дерзновение. Подумайте об этом. Может быть, это заполнит несколько минут вашей жизни полезными размышлениями.

Любая пожертвованная вам сумма - существенный вклад, это, в первую очередь, - моральная поддержка. И для технического обеспечения трансляции программы ежемесячно требуется по 50 тыс.руб.