Можно ли плакать по умершему? Плакать по умершему – мера православного плача Надо ли плакать по умершим.

Смириться со смертью близкого человека очень тяжело, особенно, если смерть эта неожиданна и безвременна. Многие считают, что, оплакивая покойника, мы воздаем ему честь и помогаем себе притупить боль утраты. Второе – верно, первое – едва ли. От наших слез умершим плохо. И доказательство тому – моя история, и история, услышанная от знакомой.

Мой двоюродный брат покончил с собой, когда мне было тринадцать. Он был молодым и красивым, так и не успевшим завести семью, детей… На его похоронах я не могла плакать – у меня был шок, когда я смотрела на то, как моя бабушка едва не упала в могилу, пытаясь помешать кладбищенским копачам опускать гроб, как моя сестра не могла говорить от слез, а родители брата ничего и никого вокруг не видели от горя.

Это были посленовогодние деньки, начало января. И каждый день, который был для всех продолжением праздничной поры, нам приносил всё большую горечь. Все просто сходили с ума, а я не могла поверить, что это случилось с моим братом, да и вообще находилась, будто в кошмарном сне, который не хотел кончаться. Это продолжалось несколько месяцев, пока моя двоюродная сестра, которая была погибшему родной сестрой, не пришла к нам и не рассказала свой сон.

Ей приснился брат, он был одет в то, в чём хоронили, но был весь, абсолютно мокрый, просто с ног до головы в воде. Бабушка тогда ужаснулась:

Не гоже нам столько плакать, это всё наши слёзы.

С тех пор каждый раз, как кто-то из членов семьи начинал плакать, ему припоминали сон и слёзы застывали на щеках влажными дорожками. Через некоторое время сестра увидела брата во сне сухим и улыбающимся. На её вопрос:

Как ты?

Он ответил:

Нормально, только курить хочется.

Сестра купила пачку сигарет и оставила ее на могилке брата. С тех пор он больше ей не снился…

Другую историю рассказала знакомая. Повествовать буду от ее лица, для удобства восприятия.

Моя подруга с парнем встречалась довольно долго уже, к свадьбе всё шло. Но случилось так, что её Женьку застрелили. Горевала она по нему очень. Однажды осталась она дома одна. Легла спать, и чувствует будто в кресле кто-то сидит. Испугалась не на шутку: «Кто тут?» – спрашивает. И слышит голос своего Женьки.

Аня, ты по мне не плачь. Я тут не могу жить спокойно и уже никогда не вернусь. Мне тоже тяжело без тебя, но тебе нужно жить дальше.

Она ему говорит:

Почему ты ко мне не подходишь? Подойди, я тебя хоть обниму в последний раз.

А он отвечает:

Не могу к тебе подойти. Ведь мы в каком виде похоронены, так тут и живём. Тут у нас кто задушен, кто после аварии без рук, без ног остался, а у меня вся грудь наизнанку – увидишь, испугаешься. А я хочу всегда оставаться в твоей памяти красивым. Да и отпустили меня не надолго. Ты своим плачем всем нам мешаешь. Я пошел, а ты без дела на могилку мою не бегай, меня не расстраивай.

После истории этой задумалась я: есть наверно всё-таки жизнь после смерти, раз снятся нам они и о ней рассказывают? Раз просят не плакать, когда мы плачем, предупреждают об опасности, когда она грозит, и спрашивают как дела. Значит, и правда, передаётся им наша душевная боль и мешает «жить»?

- С чего начинается человек?
- С плача по умершему, -
ответил философ Мераб Мамардашвили
на вопрос психолога А.Н.Леонтьева.

Фраза, вызывающая, на первый взгляд, недоумение, но если вдуматься…

Человек становится человеком только тогда, когда учится понимать и принимать собственные эмоции, положительные и отрицательные. С положительными эмоциями не нужно справляться, они не про «работу» психики, а про «наслаждение».

А вот переработка горя утраты - это работа, и очень тяжелая работа для нашей психики. Но она необходима. Способность горевать, переживать является неотъемлемой частью формирования здоровой психики человека.

У ребенка, не испытавшего в детстве достаточное количество фрустраций, психика будет формироваться с отклонениями, и эти, казалось бы, незначительные отклонения, в будущем очень сильно влияют на социальную адаптацию, межличностные отношения, формирование пары и многое другое.

Сегодняшнюю статью я хочу посвятить этапам и видам горевания.
А также расскажу о том, как по-разному переживают горе мужчины и женщины.

Начну с притчи про женщину, потерявшую своего горячо любимого сына. Скорбь ее была столь велика, что она была на грани отчаяния и решила пойти к мудрецу, умевшему творить чудеса. Убитая горем мать упала к его ногам и умоляла вернуть ей сына.

Тронутый ее мольбой, мудрец сказал, что воскресит сына, но только после того, как она покажет ему три дома, в которых никто не умирал. Женщине задание мудреца показалось простым, она решительно отправилась искать семью, которую не посещала смерть.

Она зашла в один дом, в другой, третий, и в каждом хозяева ей говорили, что они похоронили близких. Обойдя свой город, женщина отправилась странствовать по другим селениям, надеясь все же отыскать дом, который смерть обошла стороной. Однако сколько она ни ходила, ни одного такого дома не нашла. Тогда постепенно она стала понимать, что смерть близких — это неизбежная сторона жизни, и смогла примириться с потерей своего сына.

Стоит обратить внимание, что понимание и принятие своей утраты к женщине пришло не сразу!

Если присмотреться к этапам горевания, то можно заметить, что ориентировочное время их окончания приходится, примерно, на установленные православием ключевые дни поминовения усопших — девятый, сороковой дни, первую годовщину.

Первый этап - «шок», «оцепенение» - необходим человеку для того, чтобы выжить, не разрушить основательно психику (бывает от семи до девяти дней). В момент шока организм перестраивается/настраивает психику на работу с горем. На первых порах человеку сложно принять, что это произошло именно с ним. В этот период происходит отрицание происходящего, душевное оцепенение, нарушаются физиологические процессы, меняется поведение.

На втором этапе происходит «отрицание» или «отстранение» (по времени частично накладывается на первую и третью стадии). Человек отрицает, что это произошло вообще и с ним в частности. Продолжает вести себя, как будто человек жив, накрывая на стол, ставит чашку и для него, готовит бутерброды на работу, по вечерам выходит встречать умершего с работы. Многие родители приходят в школу/ детский сад, чтобы «забрать ребенка». Это поведение не является отклонением от нормы, на второй стадии горевания как раз это и есть норма!

Следующий этап - это этап признания (продолжается до 6-7 недель). Это самый тяжелый этап во всем горевании. На протяжении первых двух этапов организм человека выстраивает защиты, чтобы не развалиться, к третьему этапу психика готова «принять страдания».

И вот тут эмоции вырываются наружу, человек кричит, рыдает, взывает о помощи всех и вся, ищет «виноватых» и проклинает «виновников». Окружающим на этом этапе труднее всего. В этой ситуации человеку нельзя запрещать плакать и обвинять всех в своем горе, он должен выпустить отчаяние наружу. В этот период психика признает - утрата есть!

Принятие утраты важный этап для того, чтобы двигаться дальше, жить. При неблагоприятном прохождении кризиса человек так и остается жить с иллюзией, что близкий жив. Хранятся вещи покойного, комнаты превращаются в алтари. Живые дети и родственники остаются без внимания. Они умирают в глазах страждущего, будучи живыми, и это для них не менее болезненно, чем потеря человека. У них может развиться «комплекс выжившего», что требует отдельной проработки с психологом.

Пройдя три стадии, приходит четвертая и длится около года. Человек принимает то, что с ним произошло. Горе переходит в тоску, человек вспоминает умершего, но при этом не отрицает его смерти. Начинает себе задавать вместо вопросов «Почему это случилось? За что это? Может быть, это наказание?» вопрос «Как мне жить дальше?». Умерший перестает быть центром жизни горюющего.

И наконец, пятая стадия. Стадия завершения . Образ умершего занимает свое постоянное место в жизни потерпевшего утрату. Человек продолжает жить, храня в памяти умершего.

Все эти этапы должны быть пройдены, и именно в той последовательности, как описано. Если какой-то этап «опущен», он обязательно в будущем даст о себе знать.

Все мы по-разному переживаем одни и те же эмоции. Относится это и к гореванию. То, как будет протекать процесс переживания утраты, насколько он будет интенсивным и длительным зависит от многих факторов. Человек, независимо от того, кого он потерял и как, переживать утрату будет так, как ее переживали в его роду.

Далее по значимости последуют гендерные различия.
Женщины не склонны долго скрывать свои эмоции, они быстрее мужчин переходят с первой на вторую и со второй на третью стадии горевания. Дозволенность социумом интенсивнее проявлять эмоции помогает быстрее выходить из кризиса.

Мужчины «не плачут», а поэтому все переживания несут в себе. Именно поэтому их скорбь имеет чаще длительный или отложенный характер. Мужчины не только прячут свою скорбь, они вынуждены принимать на себя удар взрыва женских эмоций. Мужчины более интенсивно пытаются вытеснить утрату, больше работают, у них появляется хобби, они чаще пытаются уйти за пределы семьи и на более длительное время, начинаются «бесконечные командировки».

Следующие факторы относительно одинаковы и для мужчин, и для женщин. Сюда входят значимость умершего и особенности взаимоотношений с ним, количество и важность не сделанного для покойного, обстоятельства смерти, возраст умершего, культурные традиции отношения к смерти, личный опыт потерь, социальные связи горюющих и много еще чего.

Скорбь становится патологической,
когда „работа скорби" неудачна или не завершена.
(3. Фрейд, «Скорбь и меланхолия»)

Что же происходит, с человеком, который не проходит все стадии горевания? Куда девается горе? Может оно просто растворяется само собой?

Увы, нет. Оно вытесняется, загоняется подальше вглубь. Принимает скрытую хроническую форму и может иметь серьезные негативные последствия. У человека, понесшего утрату, по прошествии определенного времени затаившееся переживание потери все-таки дает о себе знать, чаще в разрушительной форме.

В психологии существует понятие «синдром годовщины». Суть его состоит в том, что непережитое горе и сильная бессознательная идентификация с умершим человеком могут привести к неосознанным «попыткам умереть» в тот же день, месяц, что и значимый умерший.

В истории мы находим такие факты (смерть Симоны де Бовуар, жены прославленного французского экзистенциалиста Ж. П. Сартра - умерла накануне дня его смерти через шесть лет). Вероятно, важную роль играет здесь самопрограммирование человека на повторение элементов судьбы кого-либо из близких ему людей. Копироваться могут не только даты, но и обстоятельства, способы.

Также признаком непрожитого горевания бывает и осознанное планирование. «Доживу, как отец до 35, и умру». В таких ситуациях человек не прошел последние стадии и не принял решение, что он должен дальше жить.

Но чаще такое самопрограмирование проходит неосознанно, а иногда и не без помощи «доброжелателей» - «Дожила твоя мамка до твоего рождения, и померла». Живет такой «запрограмированный» и никогда, сам не понимая почему, не женится или не заводит детей, а бывает, завел и умер. И действительно, он умер в тот же день, что и его мать, с разницей в несколько лет.

В психологической практике встречаются порой удивительные случаи, когда родители, не пережившие утрату ребенка, рассказывают, как ребенок, родившийся позже, рождается в один и тот же день с умершим. И ничего бы не было в этом удивительного, если бы дети рождались в срок, но речь идет о сильно недоношенных или переношенных детях. Далее дети болеют в тот же период, теми же заболеваниями, набивают те же шишки, царапают ту же коленку, ломают ту же руку и в тот же день.

Есть еще и другая сторона: родители разочарованы тем, что другой ребенок не такой, как умерший, не похож на него и, следовательно, не может его заменить. Ребенок становится жертвой обстоятельств.

И это далеко не полный список последствий не пережитого горя.

Рано или поздно тот, кто избегает всей полноты переживаний горя, ломается и впадает в депрессию.
(Джон Боулби, «Привязанность»)

Человек, на долю которого выпала участь потерять близкого и значимого человека, меняется изнутри. Очень важно, чтобы горевание прошло все стадии, в этом случае у человека есть все шансы продолжать жить, видеть и слышать своих родных и близких. Находить применение себе в будущем. Быть любимым и любить. Выдерживать испытания.

Господь, не дает нам большего креста, чем мы можем вынести!

Невероятные факты

Можно ли оплакивать умерших родственников или категорически нельзя этого делать?

Пожалуй, этот вопрос волнует каждого, кто хотя бы раз в жизни терял своего близкого и родного человека.


Можно ли оплакивать умершего

Мнения на этот счет кардинально расходятся. Одни утверждают, что это нормально плакать об усопшем. Другие же говорят: этого делать нельзя! Ведь нашим близким, там, где они находятся, от этого только больнее.

Итак, главный вопрос заключается в следующем: чувствуют ли они с небес то, что мы по ним плачем?

Неужели им грустно видеть то, что близкие их оплакивают? Нередко мы слышим совет не плакать по умершим близким, иначе мы причиним им вред и беспокойства.

Правда ли это?

Это вопросы, которые чаще всего задают экстрасенсам те, кто потерял своих родных и близких.

Ответить на все эти животрепещущие вопросы взялась Фара Гибсон (Fara Gibson), медиум и экстрасенс, которая утверждает, что общается с миром духов, поэтому способна пролить свет на некоторые вещи.

Что делать после смерти близкого

Итак, вот что говорит на этот счёт Фара Гибсон:

Постараюсь честно ответить на эти вопросы. Итак, начнем с темы можно ли оплакивать умерших близких.

Слезы, которые вы выплакиваете по любимому человеку, отправившемуся на Небеса, особенные. Они отличаются от тех, которые мы проливаем в других ситуациях.

Эти слезы не наполнены болью, которую вы передаете своему любимому человеку, находящемуся на небесах. В ваших слезах нет ненависти, гнева, вины, разочарования или любых других негативных эмоций, которые могли причинить боль или вред душам ваших близких.

Ваши слезы –это исключительно слезы любви. Ваша любовь к ним является движущей силой этих слез.


Но, возможно, вы сердитесь на них за то, что они вас покинули или же испытываете чувство вины, связанную с их уходом? И такое возможно... Подобные эмоции нередко испытывал каждый, кто потерял близкого. Однако, в любом случае за ними стоит любовь.

Гнев, разочарование, обида, чувство вины –все эти отрицательные эмоции создает ум человека. Это мысли, чувства и эмоции, которые мы преодолеваем на пути скорби. Но ваши слезы не вытекают из чувства гнева, разочарования или злости.

Ваши слезы это не что иное, как жизнь, которую вы разделили со своими близкими. Ваши слезы олицетворяют моменты, которые вы жаждете разделить с любимыми людьми в физическом мире. Ваши слезы означают моменты, когда вы скучаете по ним здесь, в физическом мире. Ваши слезы представляют собой безусловную, непоколебимую и чистую Любовь, которую вы испытываете по отношению к своим ушедшим близким.

Умер близкий человек

Видят ли ваши ушедшие близкие с небес, что вы плачете? Видят ли они ваши слезы? Ответ на этот вопрос - да. Ваши близкие полностью наблюдают за всем тем, что с вами происходят, включая слезы на вашем лице.

Нет чего-то, что ускользнуло бы от их внимания. Помните, чтобы ни случилось, они всегда на вашей стороне. И когда они видят ваши слезы, стараются послать вам что-то, что вызовет радость и спровоцирует на лице хотя бы незначительную улыбку сквозь эти слезы.

Они знают, что ваши слезы –это показатель той огромной любви, которую вы испытываете. Они также знают, как сильно вы по ним скучаете.

Однако, есть еще один важный момент: ваши любимые и близкие, находясь на Небесах, абсолютно неспособны ощущать негативный посыл, мысль, чувство или эмоции. Это значит, ваши любимые знают, что вы по ним скучаете, однако, они по вам не скучают…


Позвольте разъяснить и этот момент. Поскольку на Небесах нет негатива, они неспособны скучать по вам. Вместо того, чтобы по вам скучать, они вас просто любят. Вот эту истину вам нужно принять и понять.

Там, на небесах они испытывают чистую, безусловную и непоколебимую любовь к тем, кто остался на земле. Они уверены в том, что встретятся с вами, когда вы попадете на небеса. Поэтому скучать по кому-то нет никакого смысла.

Наше время здесь, на Земле, кажется, тянется вечно... На небесах же наша жизнь – это всего лишь мгновение ока....

После смерти близкого человека

Неужели горе и слезы мешают и вредят моим близким на небесах?

"Позвольте мне ответить на этот вопрос как можно яснее... Очень часто ко мне приходят люди, потерявшие близкого человека. Приходят они уже после того, как посетили ясновидящего или медиума, который сказал им, что плакать –это плохо.

Запомните одно: ни один истинный медиум не должен говорить что-то негативное, связанное с небесами. Если экстрасенс, действительно, настоящий, то он никогда не будет способствовать тому, чтобы человек стал испытывать чувство страха."

Кроме того, после разговора с настоящим экстрасенсом, вы должны ощутить некое облегчение, чувствовать себя так, как будто только что у вас состоялся телефонный звонок с Небесами, и вы провели это время, разговаривая со своим близким человеком. Вы должны ощущать мир и покой в душе.


К сожалению, вы ничего не можете сделать, чтобы вернуть близкого человека. Однако, вы должны помнить, что ваши родные продолжают жить в чистом и совершенном мире, наполненном светом и любовью.

Поэтому, если какой-то медиум говорит вам о том, что сейчас ваш умерший близкий человек находится на середине двух миров, что он застрял в подвешенном состоянии где-то, только потому что вы плачете за ним, не верьте этому.

Скорее всего, причина, по которой нечестные лже-медиумы говорят людям подобные вещи, кроется в том, что на самом деле они просто не достаточно осведомлены на тему загробной жизни.

Поэтому они просто наводят на вас страх, утверждая то, что вашим близким плохо от того, что вы проливаете по ним слезы.

На самом деле это не так!


Ваши близкие понимают ваши слезы.

Ведь они также жили той жизнью, которой живете сейчас вы, и прекрасно понимают, что есть вещи, которые очень болезненны, даже если они происходят по причине огромной любви.

Они не просят вас не плакать. Конечно же, они счастливы, когда счастливы вы, когда вы смеетесь и улыбаетесь. Однако ваши слезы никак не вредят им, они не делают их несчастными, как это пытаются навязать нам некоторые лже-медиумы.

Родные после смерти

Еще один вопрос, который волнует многих тех, кто потерял своих родных: пребывают ли они в печали, потому что я плачу? Ответ на этот вопрос –также нет!

Они просто неспособны быть грустными, поскольку живут на Небесах, где нет места негативным эмоциям и чувствам.

Можете ли вы изобразить самое совершенное место, заполнить это пространство большей любовью, а затем умножить получившуюся картину на бесконечность? Только так вы сможете представить, как и где живут души вашим умерших близких. И вы поймете, что там, где они сейчас, им действительно хорошо.

Поверьте, что чувство вины, которое вы испытываете, это совсем не то, что им бы хотелось, чтобы вы испытывали. Душам ваших умерших близких подобные жертвы абсолютно не нужны.

Ваша боль необязательна, чтобы они смогли прочувствовать вашу к ним любовь. Возможно, вы были с усопшим не в самых лучших отношениях при его жизни, и сейчас это вас гложет. Возможно, вы корите себя за то, что вы продолжаете жить на этой Земле, в то время как ваш любимый человек отошел в мир иной.


Перестаньте испытывать чувство вины! Вместо этого вспоминайте те моменты радости и счастья, которые вам удалось пережить вместе во времена земной жизни вашего любимого человека. Эти счастливые мгновения и должны остаться в памяти о ваших близких людях.

Даже если ваши отношения с дорогим человеком были не самые идеальные, это вовсе не означает, что оттуда, с небес, он любит вас как-то меньше.

Пусть ваше прошлое станет для вас уроком, чтобы в будущем избежать тех ошибок, которые вы совершили когда-то по отношению к своему близкому человеку. Возможно, вовремя не сказали ему о том, что вы его любите, или не давали ему достаточно любви и ласки. Не стоит по этому поводу испытывать чувство вины. Оно будет сжигать вас изнутри и портить вам жизнь. Нет ничего хуже, чем сжигающее душу чувство вины.

Вместо этого, примете этот урок прошлого, чтобы улучшить свои отношения в будущем.

Иногда то, что вам казалось препятствием на вашем пути, предназначалось для того, чтобы начать ценить некоторые моменты. Поэтому вы не должны испытывать чувство вины за то, что в прошлом делали что-то не так. Это был урок, который вам нужно усвоить и сделать соответствующие выводы.


Мысленно поблагодарите ушедшего близкого человека за все то хорошее, что вам пришлось пережить вместе.

Они видят, как вы плачете с Небес, и знают, что вы взываете о любви. Они слышат ваши молитвы и слова, когда вы разговариваете с ними. Они даже знают, что вы думаете о них в минуты молчания и видят те сны, которые вам снятся.

В любом случае, они вас любят и гордятся вами. Вся наша жизнь наполнена уроками любви и силы. Больше всего мы развиваемся благодаря нашей борьбе и силе воли.

Уход близкого человека –это самый большой урок любви и самая главная проверка на прочность, которую нам может дать жизнь.

Итак помните о своих близких и плачьте о них, когда вам это хочется. Ваши слезы никак им не вредят. Ведь они являются выражением той глубочайшей любви, которую вы к ним испытываете.

Редакция сайт просит обратить внимание на то, что данная статья является точкой зрения одного из знаменитых экстрасенсов и медиумов Фары Гибсон.

Часто мы видим, как безутешны христиане, потерявшие близкого им человека, словно не христиан хоронят они, словно нет Царства Небесного и не будет всеобщего воскресения. Бывает, наоборот, что смерть близких никак не трогает очерствелые людские сердца.

И то и другое поведение противоестественно человеческой природе, что показал Богочеловек, прослезившись над другом, «образы нам предлагая сердечныя любве». Преподобный Андрей Критский, творец процитированной песни канона, раскрывает её смысл в «Беседе на четверодневного Лазаря»: «Прослезился Иисус. И тем показал пример, образ и меру, как мы должны плакать по умершему Прослезился, видя повреждение нашей природы и безобразный вид, какой дает человеку смерть».

То же и святитель Василий Великий: Христос «в некоторую меру и пределы заключил необходимые страстные движения, предотвращая несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозволяя предаваться скорби и проливать много слёз, потому что это малодушно»

Мы можем сомневаться в чем угодно: будет завтра пасмурно или ясно, будем мы здоровы или заболеем, будем богаты или убоги, но в одном нет никакого сомнения – мы все рано или поздно предстанем пред Богом. Умирание есть «путь всея земли». Но, зная это, при потере близких людей мы все равно испытываем скорбь. И это по человеческому естеству понятно и объяснимо. Ведь даже когда мы просто расстаемся с любимыми на время, мы грустим, печалимся, начинаем плакать по умершему, и уж тем более, когда предстоит последнее расставание в земной жизни. Сам Господь Иисус Христос, когда пришел в дом Своего умершего друга Лазаря, воскорбел духом и прослезился, так Он любил его. Но люди верующие имеют великое утешение, которое помогает им пережить кончину близких, – молитву за своих усопших. И эта молитва, как нить, соединяет нас и мир людей, уже ушедших.

Каждый, кто теряет близкого человека, задается вопросом: «Что я могу еще сделать для своего любимого?» И действительно, когда наши близкие заболевают, мы спешим на помощь, идем в больницу, покупаем продукты, лекарства; если они находятся в какой-нибудь другой беде, тоже помогаем, чем можем. И в этом сочувствии выражается наша любовь, соболезнование им.

Но человек усопший не менее, а может быть, даже более нуждается в нашей заботе.

Человек не исчезает как личность со смертью мозга и остановкой сердца. Кроме тела (временной оболочки) он имеет вечную, бессмертную душу. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (). И именно душа составляет сущность человека. И мы любим (если действительно любим) близкого не за красоту тела и физическую силу, а за качества души. Ум, доброта, характер, любовь – все это качества души нашего близкого, то, что составляет его образ. Тело есть одежда человека, оно стареет, болеет, изменяется, с ним происходят необратимые процессы. Иногда, глядя на останки, лежащие в гробу, мы не можем даже узнать в них знакомый облик, так изменяется покойник. А душа не имеет возраста, она бессмертна. Недаром говорят: «Он молод душой», – а человеку уже давно за 60.

Раз наш ближний бессмертен, он и там, за чертой земной жизни, нуждается в нашей помощи и поддержке. Итак, чего он от нас ждет, и чем мы можем помочь ему?

Ничто земное, конечно, уже не интересует усопших. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее не нужны им. Нужно им только одно – наша горячая молитва о упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов. Сам умерший за себя помолиться уже не может. Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды».

Молиться, каяться в грехах, приступать к таинствам Церкви мы должны в нашей земной жизни, и она дается нам как подготовка к вечной, а когда человек умирает, итог его жизни уже подведен, он не может никак изменить ее к лучшему. Усопший может только рассчитывать на молитвы Церкви и тех, кто знал и любил его при жизни. И по молитвам родственников, друзей Господь может переменить участь усопшего. Свидетельством этому – бесчисленные случаи из Предания церковного и житий святых. В древнем житии святителя Григория Двоеслова описан удивительный случай. Святитель возымел дерзновение молиться о упокоении жестокого гонителя христианства – императора Траяна . Но Траян ведь не только воздвиг гонения на христиан (ибо не ведал, что творил), он был справедливым и милосердным правителем, имел большую заботу о бедных своих подданных. Святитель Григорий узнал, что император защитил вдову в бедственном положении, и принял на себя подвиг молиться за него. От Бога ему было открыто, что молитва его принята. Пример этот (и многие другие) является большим утешением и окрыляет нас в наших молитвах за усопших. Даже если усопший был далек от Церкви, он может получить облегчение своей участи по усердной, слезной молитве близких.

Еще один очень важный момент: если человек, который ушел от нас, не жил церковной жизнью, или мы знаем, что жизнь его была далека от заповедей Божиих, любящие родные должны особенно внимательно отнестись к своей собственной душе. Мы все взаимосвязаны с родными, близкими, как части единого организма: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (). Если какой-то орган бездействует, у человека обостряются другие чувства, другие органы берут на себя дополнительную нагрузку, его функции. И если наш близкий не успел что-то сделать в духовной жизни, мы должны восполнить это за него. Этим мы будем спасать и свою душу и принесем великую пользу его душе. Есть такая военная песня о погибшем летчике, товарищ которого говорит, что он живет на земле «за себя и за того парня». И наша жизнь за других, в память кого-то может выразиться в нашей усердной молитве, в стяжании христианских добродетелей, в щедрой милостыни о поминовении усопшего. Нужно больше молиться нежели плакать по умершему.

Очень часто бывает и такое, что люди, которые очень редко ходили в храм, жили жизнью беспечной, мирской, потеряв близкого человека, приходят в Церковь и становятся настоящими православными христианами. Жизнь их полностью меняется, через скорбь они приходят к Богу. И, конечно, всю жизнь потом молятся за своих усопших родственников. Пути Господни неисповедимы.

Люди верующие и люди далекие от Церкви совершенно по-разному воспринимают потерю близких. Иногда случается присутствовать на поминках нецерковных людей и наблюдать, какое это тягостное зрелище. Однажды я участвовал в отпевании известного врача-нейрохирурга и очень хорошего человека. Господь забрал его еще нестарым, после внезапной скоротечной болезни, на пике его врачебной деятельности. И вот, когда начались траурные речи его коллег, можно было наблюдать, в какую растерянность и онемение повергает таинство смерти людей нецерковных. Почти все считали своим долгом начать слово примерно так: «Какая ужасная несправедливость… Как рано и внезапно покинул нас покойный… Как много он мог еще сделать» и т. д. Понятное дело, что такие речи не могут принести утешения родным и близким усопшего, скорее наоборот, еще более усугубят их скорбь. Даже если ты ни во что не веришь, ведь можно просто сказать добрые теплые слова в адрес друга и сослуживца. Отчего это происходит? Почему люди находятся в таком смятении перед лицом смерти и избегают даже упоминания, даже мысли о ней в повседневной жизни? От страха и неизвестности. Смерть страшит их, они не знают, что их ждет. Есть ли жизнь там? Или мы живем только здесь, в материальном мире? Как готовиться к смерти и относиться к ней, для неверующих – тайна за семью печатями. Даже обычное для официальных речей пожелание: « », – таит в себе подспудный вопрос: неужели это все: тело в землю – и далее ничего?

Со смертью близких люди, далекие от веры, часто впадают в отчаяние, уныние, черную тоску. Все, жизнь кончилась, если моего любимого человека более нет, он перестал существовать, жизнь больше не имеет смысла. Нельзя сказать, что верующие не скорбят о кончине близких, но они относятся к смерти совсем по-другому. Христианская грусть светла, мы знаем, что человек живет вечно, что смерть – это только разлука, что его жизнь продолжается, но в ином качестве. Знаем, что мы связаны с усопшим узами молитвы и любви. Мы не можем сказать: «Был человек – и нет человека». Если мы любили ближнего при жизни, то и по смерти продолжаем любить его. «Любовь никогда не перестает», – говорит апостол Павел (). Когда мне приходилось терять близких людей, у меня всегда оставалось ощущение разлуки, а не конца. Как будто они уехали куда-то очень далеко, но не навечно, не навсегда.

Чрезмерная скорбь еще потому недопустима, что она не только губит нашу собственную душу ( – один из восьми смертных грехов), но и не дает нам молиться за усопших. В душе человека унывающего образуется пустота, вакуум, он вообще не может ничего делать, тем более молиться. А ведь наш близкий так нуждается в нашей помощи! И унынием, депрессией, тоской мы не только не поможем ему, но и, быть может, принесем страдания. Ради близких мы должны взять себя в руки, сколько можно успокоиться и все наши силы вложить в молитву. Особенно до 40-го дня человек усопший нуждается в усердных молитвах. Нужно не плакать по умершему, а усердно молиться за человека.

Душа человеческая, покидая тело, испытывает беспокойство, страх: она привыкла обитать в своем доме долгие годы, она не знает, что ее ждет, куда определит ее Господь. После смерти человек дает ответ за всю свою жизнь, и здесь определяется его дальнейшая участь. И очень важно поддержать душу близкого человека поминовением на Божественной литургии, келейным правилом.

Очень часто родственники покойного думают, что, если они не покажут окружающим свою скорбь, все подумают, что они не любили усопшего, и можно наблюдать иногда просто душераздирающее зрелище с истерикой, причитанием и воем над покойником. Особенно это практикуется в деревнях, где еще сохранились традиции особых плакальщиц. Люди сами доводят себя до полного исступления. Какая уж тут молитва?! Истинное горе, скорбь, как правило, проходят тихо и почти незаметно для других. Бывает, что люди, слишком убивающиеся и рыдающие по усопшему, на самом деле больше жалеют самих себя: какие они теперь бедные, несчастные и одинокие.

Все эти традиции достались нам в наследство от языческих обрядов и, конечно, несовместимы с Православием.

А нам, православным христианам, нужно растворять свою скорбь с христианской надеждой, что если мы будем сами спасаться и спасать своей молитвой наших близких, то, смеем верить, нам предстоит встреча с ними там, в иной жизни. А если они достигнут Царства Небесного, то обязательно будут молиться там за нас.

о. Павел Гумеров, Антоний Поспелов

Терять близких всегда очень тяжело. Трудно справиться с эмоциями, ведь теперь придется что-то менять в жизни, привыкать жить без усопшего. Слезы наворачиваются при одном только воспоминании о нем. Как справиться с собой? Почему нельзя плакать по умершему - мужу, брату, позволять ли себе долго оплакивать покойную жену, тещу или сестру? Не нанесем ли мы вред их душам своими слезами?

Можно ли плакать по умершему

Почему православная религия не разрешает долго плакать по умершему

Большинство православных священников сходятся в мысли о том, что очень долго плакать по умершим нельзя. Церковь дает прямое обоснование этому. Дело вот в чем.

Отношение к смерти у христиан, философское. Душа человека бессмертна, лишь тело заканчивает свое земное существование. Сама смерть - не трагическое событие, а, скорее, радостное. Душа умершего получает второе рождение, переходя в более совершенную жизнь. Священнослужители советуют не тратить свою энергию на слезы по усопшему, а уделить внимание усердным молитвам об упокоении его души. Это хорошо помогает быстрее прийти в себя, после смерти близкого человека и перестать проливать горькие слезы.

Как воспринимают длительный плач по умершему медики и психологи

Длительное депрессивное состояние, когда любое воспоминание об умершем вызывает повышенную слезливость, еще никому не пошло на пользу. Психологи утверждают, что если человек оплакивает умершего родственника более года, у него имеются серьезные психологические проблемы, которые нельзя оставлять без внимания.

Длительная скорбь признак того, что находящийся в трауре потерял смысл жизни, а постоянные его слезы прямой путь к развитию психических и физических болезней. Человеку в этом случае требуется профессиональная помощь. Медики и психологи так же, не рекомендуют долго плакать по умершим.

Как справиться с эмоциями и не плакать по умершему

Боль от утраты порой схожа с физической, настолько трудно сдержать свои эмоции и слезы. Существуют ли способы, которые могут помочь хоть немного привести свои чувства в порядок? Несмотря на то, что противостоять сильному горю довольно трудно, стоит попытаться это сделать.

Во-первых, нужно осознать одну простую вещь: покойному не станет легче, если мы будем кидаться на гроб в истерике. Скорее, наоборот, его душе труднее обрести покой в ином мире. Перед похоронами лучше принять успокоительное лекарство, чтобы легче пережить этот нелегкий процесс. От затяжной депрессии спасет посещение психотерапевта или психолога.

Если в семье кто-то длительное время находится в состоянии печали и скорби, нельзя оставлять этот факт без внимания. Нужно подбирать методы, которые помогут отвлечься, понять, что жизнь не стоит на месте, она продолжается. В конце концов, смерть неизбежна, рано или поздно она настигнет каждого.