Мартин лютер биография. Мартин Лютер — краткая биография Где родился лютер

Кто такой Мартин Лютер? Что известно об этом человеке? Он перевел Библию на немецкий язык, основал лютеранство. Пожалуй, это все, что может сказать тот, кто не обладает глубокими познаниями в истории. В этой статье приведены не сухие сведения из биографии Мартина Лютера, а интересные факты из жизни богослова, изменившего сознание немцев более пятисот лет назад.

Происхождение

Мартин Лютер родился в 1483 году. Его отец — сын и внук крестьянина — трудился в поте лица, дабы прокормить семью. Ганс Лютер, будучи отроком, перебрался из деревни в город. Начал свой трудовой стаж с работы на медных рудниках.

После рождения сына 23-летний Ганс решил поменять обстановку - вместе с женой и ребенком он уехал в Мансфельд. В этом саксонском городе было немало рудников, но отец будущего реформатора начал жизнь с белого листа. О том, чем занимался Лютер-старший в Мансфельде, точных сведений нет. Но известно, что он сколотил солидное для выходца из крестьян состояние - более тысячи гульденов. Этим он обеспечил безбедное существование своим детям. А главное - смог дать в дальнейшем хорошее образование старшему сыну.

Несостоявшийся юрист

Мартин Лютер окончил францисканскую школу, после чего поступил в университет Эрфурта. К тому времени его отец уже принадлежал к третьему сословию — сословию зажиточных бюргеров. Представители этого социального слоя в начале XVI века стремились дать своим сыновьям неплохое образование и, желательно, юридическое. Не отличался от прочих бюргеров и Ганс Лютер. Сын непременно должен был стать юристом, полагал он.

По тем временам, прежде чем приступить к изучению права, следовало пройти курс С этим Мартин Лютер без труда справился. В 1505 году, после получения степени магистра искусств, он начал изучать право. Но юристом так и не стал. Произошла история, которая радикально изменила его планы.

Монах

Прошло всего несколько месяцев после поступления в университет, и Мартин неожиданно разочаровал отца. Вопреки его воле он поступил в монастырь, расположенный в том же городе, что и университет. Что послужило причиной столь неожиданного решения? Есть две версии.

Согласно первой, молодой Мартин Лютер страдал от ощущения своей греховности, что его в конечном счете и вынудило вступить в Августинский орден. Согласно второй версии, однажды с ним произошел случай, который нельзя назвать невероятным - человек, изменивший историю христианской церкви, попал под обычную грозу и, как ему тогда показалось, чудом выжил. Так или иначе, в 1506-м Мартин Лютер принял обет, а спустя год стал священником.

Доктор теологии

Августинцы не проводили дни и ночи исключительно в молитвах. Это были люди по тем временам очень образованные. Мартин Лютер, дабы соответствовать ордену, в который его приняли, продолжил образование в Виттенбергском университете. Здесь он познакомился с трудами Блаженного Августина - христианского философа, богослова, одного из самых влиятельных христианских проповедников.

Прежде чем получить степень доктора теологии, Лютер занимался преподаванием. В 1511 году он уехал в Рим по поручению ордена. Эта поездка произвела на него неизгладимое впечатление - в Вечном городе он впервые узнал о том, насколько греховными могут быть католические священники. Именно в эти дни будущему доктору теологии пришла в голову идея о реформации церкви. Но до издания знаменитых тезисов Мартина Лютера было еще далеко.

В 1512 году Лютер получил степень доктора, после чего занялся преподаванием теологии. Но ощущение греховности и слабости в вере его по-прежнему преследовало. Он находился в постоянном поиске, а потому беспрестанно читал труды проповедников и кропотливо изучал Библию, пытаясь познать тайный смысл между строк.

Теория Лютера

С 1515 года он уже не только преподавал - под его контролем находилось одиннадцать монастырей. Кроме того, Лютер регулярно читал проповеди в церкви. На его мировоззрение оказало сильное влияние Послание Апостола Павла. Истинную суть этого послания он познал, уже став доктором теологии. Что же он понял из слов "первоверховного" апостола? Верующий получает оправдание благодаря своей вере, божественную милость - такая мысль посетила Мартина Лютера в 1515 году. И именно она легла в основу "95 тезисов". Мартин Лютер разрабатывал свою теорию около четырех лет.

В октябре 1517 года Папа Римский выпустил документ о продаже индульгенции. Составление "95 тезисов" и их обнародование позволили выразить критическое отношение к булле Льва X Мартину Лютеру. Кратко суть его идеи можно изложить так: религиозная доктрина способна погубить веру, а потому католическая церковь нуждается в реформации. С написания этого документа начинается история протестантизма.

Долгое время считалось, что Мартин Лютер вывесил свои тезисы на дверях церкви в Виттенберге. Однако эту версию опроверг немецкий историк Эрвин Изерло.

При написании "95 тезисов" Лютер еще отождествлял себя с католичеством. Он выступал как поборник очищения церкви и защитник римского папы от недобросовестных исполнителей.

Покаяние не ограничивается отпущением грехов, оно заканчивается с восхождением в Царствие небесное - такая мысль изложена в одном из первых тезисов. Римский папа, по мнению Мартина Лютера, вправе прощать наказания, но только те, что он наложил своей властью на человека. В иных случаях он должен подтверждать прощение именем Бога. При этом реформатор полагал, что покоряться священнику - это обязательное условие, которое следует соблюдать для отпущения грехов.

Основатель протестантизма оправдывал папу, утверждая, что главные нарушения исходили от епископов и священников. В своей критике он первоначально пытался не задевать интересов папства. Более того, в одном из своих тезисов Мартин Лютер сказал, что тот, кто пойдет против главы католической церкви, будет предан анафеме и проклят. Однако со временем он начал выступать и против папства, за что навлек на себя немало бед.

Вызов католической церкви

Мартин Лютер критиковал христианские аспекты учения, но особенного осуждения с его стороны заслужили, конечно, индульгенции как средство от избавления грехов. Слухи о его тезисах распространились молниеносно. В 1519 году Мартина Лютера вызвали в суд. Незадолго до этого расправу совершили над идеологом чешской реформации Яном Гусом. Несмотря ни на что, Лютер демонстративно выразил сомнения в правильности католического папства.

Лев X, недолго думая, предал его анафеме, что по тем временам было страшным наказанием. Тогда Лютер нанес ответный удар - публично сжег папский документ, в котором говорилось о его отлучении от церкви, и объявил, что отныне борьба с католическими священнослужителями стала главным делом немецкого народа.

Папу поддержал Карл V. Испанский король вызвал Мартина Лютера на заседание рейхстага, где тот спокойно заявил, что не признает авторитета ни соборов, ни пап, потому как они противоречат друг другу. Следует привести знаменитую цитату основателя протестантизма. "На сем стою и не могу иначе" - это слова из речи Мартина Лютера.

Перевод Библии

В 1521 году был издан указ, согласно которому католическая церковь признала его еретиком. Он вскоре пропал и некоторое время считался погибшим. Позже оказалось, что его похищение организовали придворные Фридриха Саксонского. Они захватили реформатора в то время, как он направлялся из Вормса, а после заключили в крепость, расположенную вблизи Айзенаха. Когда Лютер вышел на свободу, он поведал своим единомышленником, что во время заточения к нему являлся дьявол. А затем, дабы спастись от нечистой силы, приступил к переводу Библии.

До Мартина Лютера главная книга в истории человечества доступна была не всем немцам, потому как далеко не каждый умел читать на латыни. Основатель протестантизма сделал Библию доступной для представителей всех социальных слоев.

Проповеди

В биографии Мартина Лютера, конечно, немало белых пятен. Известно, что он неоднократно бывал в Йене - немецком городе, который славится своими университетами. Есть версия, что он останавливался в 1532 году в одной из гостиниц инкогнито. Но подтверждений этой версии нет. Известно лишь, что в 1534-м он выступал с проповедью в Церкви святого Михаила.

Личная жизнь

Мартин Лютер был личностью неординарной. Много лет он посвятил служению Богу, но полагал, что на продолжение своего рода имеет право каждый. В 1525 году он женился на бывшей монахине Катарине фон Бора. Они поселились в заброшенном монастыре августинцев. У Лютера было шестеро детей, но об их судьбе ничего не известно.

Роль Мартина Лютера в истории

Немецкий социолог Макс Вебер полагал, что лютеранские проповеди не только привели к реформации церкви, но и послужили толчком к зарождению капитализма. В историю Германии Мартин Лютер вошел и как основатель протестантизма, и как деятель культуры. Его реформы коснулись образования, языка и даже музыки. В 2003 году в Германии был проведен опрос, согласно результатам которого Мартин Лютер занимает второе место в списке величайших немцев. Первое занял

Стоит сказать, что перевод Библии стал важным вкладом в развитие немецкого языка. Ведь в XVI веке Германия представляла собой раздробленное государство, не имеющее единой культуры. Жители разных земель с трудом понимали друг друга. Мартин Лютер утвердил нормы немецкого языка, тем самым объединил соотечественников.

Исследователи нередко говорят об антисемитизме реформатора. Но понимают историки взгляды Мартина Лютера по-разному. Одни полагают, что нелюбовь к евреям была личной позицией этого человека. Другие называют его "теологом холокоста".

В начале своей деятельности Лютер не страдал антисемитизмом. Один из памфлетов он назвал "Иисус Христос родился евреем". Однако позже в речах Мартина Лютера появились обвинения в адрес иудеев за отрицание Троицы. Он начал призывать к изгнанию евреев и разрушению синагоги. В гитлеровской Германии отдельные изречения Лютера приобрели широкую популярность.

Память

Мартин Лютер умер в 1546 году в Айслебене. О нем написано множество книг и снято немало фильмов. В 2010 году немецкий художник Оттмар Херль создал скульптуру в память о Мартине Лютере. Она установлена на Главной площади Виттенберга.

Первый фильм об основателе протестантизма вышел в 1911 году. В 20-е годы в Германии была снята первая кинолента, посвященная Мартину Лютеру. Последняя картина об этой исторической фигуре вышла в 2013-м. "Лютер" - совместный проект США и Германии.

Мартин Лютер Кинг

Истории известен проповедник, чье имя созвучно с именем немецкого реформатора. Однако Мартин Лютер Кинг не имеет никакого отношения к происхождению протестантизма. Этот человек родился в 1929 году в США. Он был сыном пастора баптистской церкви. Свою жизнь Мартин Лютер Кинг посвятил борьбе за права афроамериканцев.

Он при жизни был ярким оратором, после смерти стал иконой американского прогрессивизма - общественного движения, которое зародилась в США в первой половине XX века. В 1963 году он произнес речь, в которой выразил надежду на то, что когда-нибудь белокожие и чернокожие люди будут иметь равные права. Это стало важным событием в истории США. Речь называется «У меня есть мечта». Мартин Лютер Кинг был убит в марте 1968 года.

Существует несколько объяснений этого неожиданного решения. Одно ссылается на угнетенное состояние Лютера вследствие «сознания своей греховности». Согласно другому, однажды Лютер попал в сильную грозу и был так напуган, что дал обет монашества. В третьем говорится о чрезмерной строгости родительского воспитания, которую Лютер не вынес. Причину надо искать, по-видимому, в окружении Лютера и в бытовавшем тогда в бюргерской среде брожении умов. На решение Лютера должно было, по-видимому, повлиять знакомство с участниками кружка гуманистов .

Лютер позднее писал, что его монашеская жизнь была очень сложной. Тем не менее он был примерным монахом и тщательно выполнял все предписания. Лютер вступил в Августинский орден в Эрфурте . За год до этого должность викария Ордена получил Иоанн Штаупитц , впоследствии друг Мартина.

Лютер неоднократно появлялся в Йене . Известно, что в марте 1532 года он инкогнито останавливался в гостинице «Чёрный медведь». Через два года он проповедовал в городской церкви св. Михаила против убеждённых противников реформации. После основания «Салана» в 1537 году , ставшего впоследствии университетом, Лютер получил здесь широкие возможности для проповеди и призывов к обновлению церкви .

Последователь Лютера Георг Рёрер (1492-1557) при своих посещениях Университета и библиотеки занимался редактированием трудов Лютера. В результате была издана «Иенская библия Лютера », находящаяся в настоящее время в музее города .

В 1546 году Иоганн Фридрих Первый сделал заказ мастеру Генриху Циглеру из Эрфурта сделать статую для могилы Лютера в Виттенберге . В качестве оригинала предполагалось использовать деревянную статую, созданную Лукасом Кранахом Старшим . Имевшаяся бронзовая доска на два десятилетия оказалась на хранении в замке Веймара . В 1571 году средний сын Иоганна Фридриха передал её в дар университету .

Последние годы жизни Лютера были омрачены хроническими недугами. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.

Богословские взгляды Лютера

Основополагающие принципы достижения спасения по учению Лютера: sola fide , sola gratia et sola Scriptura (только вера, только благодать и толькоПисание) . Лютер объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком . Единственным путём спасения души для христианина является вера, дарованная ему непосредственно Богом (Гал. «Праведный верою жив будет», а также Еф. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар»). Лютер заявил об отвержении авторитета папскихдекретов и посланий и призвал считать главным источником христианских истин не институциональную церковь, а Библию. Антропологический компонент учения Лютер сформулировал как «христианскую свободу»: свобода души не зависит от внешних обстоятельств, но исключительно от воли Бога.

Одним из центральных и востребованных положений взглядов Лютера считается концепция «призвания» (нем. Berufung ). В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется Божья благодать . Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности, вкладывая в них различные таланты или способности, и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание. В глазах Бога нет труда благородного или презренного .

Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству.

Концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем»

Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они должны лишь направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», - писал Лютер. Он выступает против догмата божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную, церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного Предания и соборов ставил под сомнение.

Согласно Лютеру, «мёртвые ничего не знают» (Эккл. 9:5) . Кальвин возражает ему в своем первом теологическом труде «Сон душ» (1534) .

Историческое значение деятельности Лютера

Лютер и антисемитизм

Почтовая марка ГДР

Лютер осуждал евреев как носителей иудаизма за отрицание ими Троицы, поэтому он призывал изгнать их и разрушить синагоги, что вызвало впоследствии симпатииГитлера и его сторонников. Неслучайно так называемую Хрустальную ночь нацисты обозначили как празднование дня рождения Лютера .

Лютер и музыка

Лютер хорошо знал историю и теорию музыки; его любимыми композиторами были Жоскен Депре и Л. Зенфль . В своих трудах и письмах он цитировал средневековые и ренессансные трактаты о музыке (трактаты Иоанна Тинкториса почти дословно).

Лютер - автор предисловия (на латыни) к сборнику мотетов (разных композиторов) «Приятные созвучия… для 4 голосов» [* 1] , выпущенному в 1538 немецким издателем Георгом Рау. В этом тексте, неоднократно переиздававшемся в XVI веке (в том числе в немецком переводе) и получившем (позднее) название «Похвала музыке» («Encomion musices»), Лютер даёт восторженную оценку имитационно-полифонической музыке с основой на cantus firmus [* 2] . Кто неспособен оценить божественную красоту такой изысканной полифонии, «тот недостоин называться человеком, и пусть слушает, как кричит ишак и хрюкает свинья» [* 3] . Помимо того, Лютер написал предисловие (на немецком) в стихах «Frau Musica» к небольшой поэме Иоганна Вальтера (1496-1570) «Lob und Preis der löblichen Kunst Musica» (Wittenberg, 1538), а также ряд предисловий к песенникам разных издателей, вышедшим в 1524, 1528, 1542 и 1545 годах, где излагал свои взгляды на музыку как исключительно важную, неотъемлемую составляющую обновлённого культа.

В рамках богослужебной реформы ввёл общинное пение строфических песен на немецком языке, позже названных обобщённо протестантским хоралом :

Ещё я хочу, чтобы у нас было как можно больше песен на родном языке, которые люди могли бы петь во время мессы, непосредственно после градуала и после Sanctus и Agnus Dei. Ибо несомненно, что изначально все люди пели то, что сейчас поет только хор [клириков].

Formula missae

Предположительно с 1523 года Лютер принял непосредственное участие в составлении нового обиходного репертуара, сам сочинял стихи (чаще пересочинял церковные латинские и светские прототипы) и подбирал к ним «благопристойные» мелодии - как авторские, так и анонимные, в том числе из репертуара римской католической церкви. Например, в предисловии к сборнику песен для погребения усопших (1542) он писал:

Мы ради доброго примера отобрали красивые мелодии и песни, использовавшиеся при папстве для всенощных бдений, заупокойных месс и погребений и напечатали некоторые из них в этой книжице, но снабдили их другими текстами, чтобы воспевать артикул о воскресении, а не чистилище с его муками и удовлетворением за грехи, в котором умершие не могут почить и найти успокоение. Сами песнопения и ноты [католиков] дорогого стоят, и было бы жаль, если бы всё это пропало втуне. Однако нехристианские и несуразные тексты или слова должны уйти прочь.

Предисловие Мартина Лютера к первому сборнику протестантских хоралов, так называемому «Виттенбергскому песеннику» (1524)

Вопрос о том, насколько велик персональный вклад Лютера в музыку протестантской церкви, на протяжении веков неоднократно пересматривался и остался дискуссионным. Некоторые церковные песни, написанные Лютером при активном участии Иоганна Вальтера , вошли в первый сборник четырёхголосных хоральных обработок «Книжечка духовных песнопений» (Виттенберг, 1524) [* 4] . В предисловии к нему (см. приведённое факсимиле) [* 5] Лютер писал:

То, что пение духовных песен хорошее и богоугодное дело, очевидно всякому христианину, ведь не только пример пророков и царей Ветхого завета (которые славили Бога песнями и инструментальной музыкой, стихами и на всевозможных струнных инструментах), но и особый обычай псалмопения был известен всему христианству с самого начала. Поэтому для начала, чтобы поощрить тех, кто может сделать это получше, я вместе с несколькими другими [авторами] составил несколько духовных песен. Они положены на четыре голоса

500 лет назад монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов. Что доказывал в них родоначальник Реформации? Кем был он сам? И какие последствия это все имело?

1. Мартин Лютер (10 ноября 1483 – 18 февраля 1546 г.) – родоначальник Реформации, в ходе которой возникает протестантизм как одно из трёх (наряду с православием и католицизмом) главных направлений христианства. Название «протестантизм» возникает из так называемой Шпайерской протестации. Это был протест, поданный в 1529 году шестью князьями и четырнадцатью свободными немецкими городами на рейхстаге в Шпайере, против преследования лютеран. По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий – протестантизм.

2. Началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге, где обычно проводились торжественные университетские церемонии, свои знаменитые 95 тезисов . В них пока не было ни отрицания верховной власти римского папы и тем более объявления его Антихристом, ни вообще отрицания церковной организации и церковных таинств как необходимых посредников между Богом и человеком. Тезисы оспаривали практику индульгенций, которая в то время особенно широко распространилась в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме.

95 тезисов Мартина Лютера

3. Доминиканский монах Иоганн Тецель, который был агентом по продаже папских индульгенций и который беззастенчиво ими торговал и тем самым спровоцировал Мартина Лютера, прочитав 95 тезисов, заявил: «Я добьюсь, чтобы через три недели этот еретик взошел на костер и в урне проследовал к небу».

Тецель утверждал, что индульгенции имеют бо льшую силу, чем само Крещение. Про него рассказывают следующую историю: один аристократ в Лейпциге обратился к Тецелю и попросил простить ему грех, который он совершит в будущем. Тот согласился при условии немедленной оплаты индульгенции. Когда Тецель покинул город, аристократ нагнал его и побил, сказав, что именно этот грех он подразумевал.

4. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего преуспевающим горным мастером и зажиточным бюргером. Его отец принимал участие в прибылях, получаемых с восьми шахт и трех плавилен («огней»). В 1525 году Ганс Людер завещает своим наследникам 1250 гульденов, на которые можно было приобрести поместье с пахотными землями, лугами и лесом. Вместе с тем, семья жила очень умеренно. Питание было не слишком изобильным, экономили на одежде и топливе: например, мать Лютера наравне с другими горожанками собирала зимою хворост в лесу. Родители и дети спали в одном алькове.

5. Настоящая фамилия родоначальника Реформации – Людер (Luder или Luider). Уже став монахом он много общался и переписывался с гуманистами, среди которых было принято брать себе звучные псевдонимы. Так, например, Герард Герардс из Роттердама стал Эразмом Роттердамским. Мартин в 1517 году скрепляет свои письма именем Eleutherius (в переводе с древнегреческого – «Свободный»), Elutherius и, наконец, не желая далеко отходить от имени отца и деда, Luther. Первые последователи Лютера называли себя еще не лютеранами, а «мартинианами».

6. Отец мечтал видеть своего способного сына преуспевающим адвокатом и смог обеспечить сыну хорошее образование. Но неожиданно Мартин решает стать монахом и вопреки воле отца, пережив сильный конфликт с ним, поступает в Августинский монастырь. Согласно одному из объяснений, однажды он попал в очень сильную грозу, когда молния ударила совсем рядом с ним. Мартин почувствовал, как он потом сказал, «чудовищный страх перед внезапной смертью» и взмолился: «Помоги, святая Анна, я хочу стать монахом».

7. Отец, узнав о намерении Лютера принять монашеский постриг, пришел в бешенство и отказал ему в благословении. Другие родственники заявили, что вообще не хотят его больше знать. Мартин был в затруднении, хотя и не был обязан спрашивать разрешения отца. Однако летом 1505 года в Тюрингии свирепствовала чума. Два младших брата Мартина заболели и умерли. Затем из Эрфурта родителям Лютера сообщили, что и Мартин стал добычей чумы. Когда выяснилось, что, к счастью, это не так, друзья и родственники стали убеждать Ганса, что он должен позволить своему сыну стать монахом, и отец в итоге дал согласие.

8. Когда была подготовлена папская булла с отлучением Лютера «Exsurge Domine» («Восстань, Господь…»), она была доставлена на подпись папе Льву X, охотившемуся в своем поместье на дикого кабана. Охота была неудачной: кабан ушел виноградниками. Когда расстроенный папа взял в руки грозный документ, то прочел его первые слова, которые звучали так: Восстань, Господь, и Петр, и Павел… на дикого кабана, который опустошает виноградник Господень». Папа тем не менее подписал буллу.

9. На Вормсском рейхстаге 1521 года, где в присутствии германского императора слушалось дело Лютера и от него требовали отречения, он произносит свою знаменитую фразу «Я здесь стою и не могу иначе». Вот его более полные слова: «Если я не буду убежден свидетельствами Писания и ясными доводами разума - ибо я не верю ни папе, ни соборам, поскольку очевидно, что зачастую они ошибались и противоречили самим себе, - то, говоря словами Писания, я восхищен в моей совести и уловлен в слово божье… Поэтому я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На том стою и не могу иначе. Помоги мне бог!».

Лютер в семейном кругу

10. Реформация расколола западный мир на католиков и протестантов и породила эпоху религиозных войн – как гражданских, так и международных. Они длились более 100 лет до Вестфальского мира 1648 года. Эти войны принесли много горя и несчастий, в них погибли сотни тысяч людей.

11. Во время немецкой Крестьянской войны 1524–1526 годов Лютер выступил с резкой критикой восставших, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом. Впрочем, во многом восстания были вызваны реформационным брожением умов, порожденным Лютером. На пике восстания весной-летом 1525 года в событиях участвовало до 300 000 человек. По современным оценкам, количество погибших составило около 100 000 человек.

12. Лютер решительно отверг принудительное безбрачие духовенства, в том числе и на собственном примере. В 1525 году он, бывший монах, в возрасте 42 лет женится 26-летней и тоже бывшей монахине Катарине фон Бора. В браке у них родилось шесть детей. Вслед за Лютером женится и другой лидер Реформации из Швейцарии У. Цвингли. Кальвин не одобрил эти поступки, а Эразм Роттердамский сказал: «Лютеранская трагедия переходит в комедию, и всякие смуты кончаются свадьбой».

13. Лютер в 1522 году переводит на немецкий язык и издает Новый Завет, а в последующие 12 лет и Ветхий Завет. Этой лютеровской Библией немцы пользуются до сих пор.

14. Согласно великому немецкому социологу Максу Веберу в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма», Лютер не только положил начало Реформации, но и дал решительное начало зарождению капитализма. Протестантская этика определила по Веберу дух Нового времени.

15. В отличие от Православия лютеранство признает лишь два полноценных таинства – Крещение и Причастие. Лютер как таинство отверг даже покаяние, хотя его «95 тезисов» начинались с требования, «чтобы вся жизнь верующих была покаянием». Также в протестантизме практически с самого начала начались сильные споры о природе евхаристии и способе присутствия в ней Господа.

Лютер по этому важнейшему вопросу сильно разошелся с Цвингли и Кальвином. Последние понимали присутствие Тела и Крови Христа лишь как символические, «возгревающие веру» действия. Лютер же, отвергнув учение о пресуществлении, не смог в полемике с реформатами-швейцарцами отказаться от реального, но невидимого присутствия Христа в хлебе и вине. Таким образом, таинство причащения Лютер допускал, считая, что в нем присутствует Христос, но полагал его как некое специфическое или «сакраментальное единение» материальным хлебом и вином, не конкретизируя природы этого сопребывания. Позже в одном из вероучительных документов лютеранства, «Формуле согласия» (1577), будет выработана такая формула соприсутствия Тела и Крови Христа: «Тело Христово присутствует и преподается под хлебом, с хлебом, в хлебе (sub pane, cum pane, in pane)… этим способом выражения мы желаем научить таинственному единению неизменяемой субстанции хлеба с Телом Христовым».

Сильно разнится и отношение к священству. Хотя Лютер признавал необходимость священства, в вероучительных лютеранских книгах нет ни слова о преемственности пастырского служения, ни об особом посланничестве свыше. Право рукоположения признается за любым членом Церкви (посланничество снизу).

Лютеране также отрицают призывание и помощь святых, почитание икон и мощей, значение молитв за умерших.

(1483-1546) немецкий священник, общественный деятель

Мартин Лютер был немецким священником, который возглавил движение немецких протестантов.

Протестантами называют тех христиан, которые не относятся ни к католической, ни к православной церкви. Это движение возникло в Германии в 1529 году. Оно выражало недовольство самых разных слоев немецкого общества католической церковью, занимавшей в стране господствующее положение.

Предки Лютера были крестьянами, и от них он унаследовал такие черты характера, как сильная воля и упорство в отстаивании своего мнения. Мартин Лютер не только умел говорить с простыми людьми, но и хорошо писал на языке народа, и его перевод Библии на немецкий язык сразу же стал очень популярным благодаря простоте и доходчивости. Вместе с тем он был одним из образованнейших людей XVI века. Вот почему он сумел найти себе союзников и среди широких народных масс, и среди немецкой аристократии.

Свою деятельность Мартин Лютер начал еще монахом. В 1507 году он стал священником и начал преподавать теологию в университете города Виттенберга в Саксонии. 31 октября 1517 года Лютер вывесил на церковных дверях листы, на которых написал 95 возражений против учения католической церкви.

Прежде всего он протестовал против права Папы Римского прощать грехи за деньги. Между тем продажа индульгенций, подтверждающих отпущение грехов, была важной статьей дохода католической церкви. Мартин Лютер также утверждал, что большинство священнослужителей забыли об учении Христа и заботятся только о личном обогащении.

Он также верил, что учение Господа основывается только на Библии и огромное количество богословских книг лишь затуманивает его. Истинный христианин, утверждал Мартин Лютер, должен изучать только Библию, а произносить определенное количество молитв и совершать постоянные церковные обряды вовсе не обязательно. Бог находится внутри каждого человека, и главное - искренне верить в него. Все это означало, что огромная церковная иерархия, существовавшая в католической церкви, не имеет особого значения и лишь мешает верующим.

Священник же мог носить обычную одежду, имел право жениться и ничем в принципе не отличался от обычного человека. По мнению Мартина Лютера, пышные одежды священнослужителей, сложные обряды, золотые иконы лишь отвлекают верующих от их главной задачи - общения с богом. Даже само здание церкви должно было выглядеть просто.

Конечно, все это вызвало гнев католического духовенства и навлекло на Лютера неприятности. Вначале его убеждали отречься от своих взглядов, но он стоял на своем. Тогда Папа перешел от слов к делу. В 1520 году Мартин Лютер был отлучен от католической церкви и объявлен еретиком. Но он не подчинился решению Папы и в присутствии студентов университета сжег папскую грамоту на костре.

В следующем году король Карл V распорядился, чтобы Мартин Лютер предстал перед специальным собранием всех немецких кардиналов в Вормсе. Когда он явился в Вормс, от него вновь потребовали отречься от своих взглядов. Но, несмотря на то, что сам император обвинял его, Лютер не отказался от своих убеждений. Император хотел арестовать его, но на защиту Лютера встали рыцари. Тем не менее священник находился в постоянной опасности, над ним нависла угроза смертной казни.

Однако, к счастью для него, курфюрст Саксонии защитил его, к нему присоединились и некоторые другие немецкие кардиналы. В учении Мартина Лютера они увидели путь к достижению независимости от власти не только Папы, но и короля. Вот почему власти Саксонии не только помогли ему бежать, но и укрыли его от преследователей. Находясь в одном из замков курфюрста Саксонии, Лютер перевел на немецкий язык Библию. Остаток жизни он посвятил тому, что преподавал богословие и писал свои сочинения. Впоследствии он женился и создал большую семью.

Выступление Мартина Лютера было началом Реформации - борьбы за переустройство церкви. В этом движении участвовало множество горожан, крестьян, рыцарей и некоторые князья. Они хотели сократить поборы на содержание духовенства, сделать церковь более дешевой. Феодалы же стремились отобрать богатства и земли у монастырей.

Крестьяне и городские бедняки не только поднимались на борьбу с католической церковью, но и хотели избавиться от всех угнетателей. Это была народная Реформация, и она вскоре переросла в крестьянскую войну. Ее возглавил священник Томас Мюнцер. Но Лютер последовательно призывал к миру и подчинению властям. Он считал, что истинно верующие должны подчиняться любой власти.

Еще при жизни Мартина Лютера его последователи (получившие название лютеране) образовали новую, протестантскую церковь, которая отделилась от католической. Она заняла господствующее положение в Германии, Австрии и странах северной Европы.

470 лет назад умер родоначальник Реформации, изменившей западный мир, – Мартин Лютер

1. Мартин Лютер (10 ноября 1483 – 18 февраля 1546 г.) – родоначальник Реформации, в ходе которой возникает протестантизм как одно из трёх (наряду с православием и католицизмом) главных направлений христианства. Название «протестантизм» возникает из так называемой Шпайерской протестации. Это был протест, поданный в 1529 году шестью князьями и четырнадцатью свободными немецкими городами на рейхстаге в Шпайере, против преследования лютеран. По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий – протестантизм.

2. Началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге, где обычно проводились торжественные университетские церемонии, свои знаменитые 95 тезисов.В них пока не было ни отрицания верховной власти римского папы и тем более объявления его Антихристом, ни вообще отрицания церковной организации и церковных таинств как необходимых посредников между Богом и человеком. Тезисы оспаривали практику индульгенций, которая в то время особенно широко распространилась в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме.

3.Доминиканский монах Иоганн Тецель, который был агентом по продаже папских индульгенций и который беззастенчиво ими торговал и тем самым спровоцировал Мартина Лютера, прочитав 95 тезисов, заявил: «Я добьюсь, чтобы через три недели этот еретик взошел на костер и в урне проследовал к небу».

Тецель утверждал, что индульгенции имеют большую силу, чем само Крещение. Про него рассказывают следующую историю: один аристократ в Лейпциге обратился к Тецелю и попросил простить ему грех, который он совершит в будущем. Тот согласился при условии немедленной оплаты индульгенции. Когда Тецель покинул город, аристократ нагнал его и побил, сказав, что именно этот грех он подразумевал.

4. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего преуспевающим горным мастером и зажиточным бюргером. Его отец принимал участие в прибылях, получаемых с восьми шахт и трех плавилен («огней»). В 1525 году Ганс Людер завещает своим наследникам 1250 гульденов, на которые можно было приобрести поместье с пахотными землями, лугами и лесом. Вместе с тем, семья жила очень умеренно. Питание было не слишком изобильным, экономили на одежде и топливе: например, мать Лютера наравне с другими горожанками собирала зимою хворост в лесу. Родители и дети спали в одном алькове.

5. Настоящая фамилия родоначальника Реформации – Людер (Luder или Luider). Уже став монахом он много общался и переписывался с гуманистами, среди которых было принято брать себе звучные псевдонимы. Так, например, Герард Герардс из Роттердама стал Эразмом Роттердамским. Мартин в 1517 году скрепляет свои письма именем Eleutherius (в переводе с древнегреческого – «Свободный»), Elutherius и, наконец, не желая далеко отходить от имени отца и деда, Luther. Первые последователи Лютера называли себя еще не лютеранами, а «мартинианами».

6. Отец мечтал видеть своего способного сына преуспевающим адвокатом и смог обеспечить сыну хорошее образование. Но неожиданно Мартин решает стать монахом и вопреки воле отца, пережив сильный конфликт с ним, поступает в Августинский монастырь. Согласно одному из объяснений, однажды он попал в очень сильную грозу, когда молния ударила совсем рядом с ним. Мартин почувствовал, как он потом сказал, «чудовищный страх перед внезапной смертью» и взмолился: «Помоги, святая Анна, я хочу стать монахом».

7. Отец, узнав о намерении Лютера принять монашеский постриг, пришел в бешенство и отказал ему в благословении. Другие родственники заявили, что вообще не хотят его больше знать. Мартин был в затруднении, хотя и не был обязан спрашивать разрешения отца. Однако летом 1505 года в Тюрингии свирепствовала чума. Два младших брата Мартина заболели и умерли. Затем из Эрфурта родителям Лютера сообщили, что и Мартин стал добычей чумы. Когда выяснилось, что, к счастью, это не так, друзья и родственники стали убеждать Ганса, что он должен позволить своему сыну стать монахом, и отец в итоге дал согласие.

8. Когда была подготовлена папская булла с отлучением Лютера «Exsurge Domine» («Восстань, Господь…»), она была доставлена на подпись папе Льву X, охотившемуся в своем поместье на дикого кабана. Охота была неудачной: кабан ушел виноградниками. Когда расстроенный папа взял в руки грозный документ, то прочел его первые слова, которые звучали так: Восстань, Господь, и Петр, и Павел… на дикого кабана, который опустошает виноградник Господень». Папа тем не менее подписал буллу.

9. На Вормсском рейхстаге 1521 года, где в присутствии германского императора слушалось дело Лютера и от него требовали отречения, он произносит свою знаменитую фразу «Я здесь стою и не могу иначе». Вот его более полные слова: «Если я не буду убежден свидетельствами Писания и ясными доводами разума - ибо я не верю ни папе, ни соборам, поскольку очевидно, что зачастую они ошибались и противоречили самим себе, - то, говоря словами Писания, я восхищен в моей совести и уловлен в слово божье… Поэтому я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На том стою и не могу иначе. Помоги мне бог!».

Лютер в семейном кругу

10. Реформация расколола западный мир на католиков и протестантов и породила эпоху религиозных войн – как гражданских, так и международных. Они длились более 100 лет до Вестфальского мира 1648 года. Эти войны принесли много горя и несчастий, в них погибли сотни тысяч людей.

11. Во время немецкой Крестьянской войны 1524–1526 годов Лютер выступил с резкой критикой восставших, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом. Впрочем, во многом восстания были вызваны реформационным брожением умов, порожденным Лютером. На пике восстания весной-летом 1525 года в событиях участвовало до 300 000 человек. По современным оценкам, количество погибших составило около 100 000 человек.

12. Лютер решительно отверг принудительное безбрачие духовенства, в том числе и на собственном примере. В 1525 году он, бывший монах, в возрасте 42 лет женится 26-летней и тоже бывшей монахине Катарине фон Бора. В браке у них родилось шесть детей. Вслед за Лютером женится и другой лидер Реформации из Швейцарии У. Цвингли. Кальвин не одобрил эти поступки, а Эразм Роттердамский сказал: «Лютеранская трагедия переходит в комедию, и всякие смуты кончаются свадьбой».

13. Лютер в 1522 году переводит на немецкий язык и издает Новый Завет, а в последующие 12 лет и Ветхий Завет. Этой лютеровской Библией немцы пользуются до сих пор.

14. Согласно великому немецкому социологу Максу Веберу в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма», Лютер не только положил начало Реформации, но и дал решительное начало зарождению капитализма. Протестантская этика определила по Веберу дух Нового времени.

15. В отличие от Православия лютеранство признает лишь два таинства – Крещение и Причастие, которые оно понимает лишь как символические действия, «возгревающие веру». При этом лютеране в Евхаристии видят в хлебе и вине напоминание о Голгофской жертве, но пресуществление Святых Даров отрицают. Они говорят только о невидимом присутствии Спасителя в Таинстве Евхаристии «в хлебе, с хлебом и под хлебом» (Лат.in pane, cum pane et usb pane, «Формула согласия»).

Сильно разнится и отношение к священству. Хотя Лютер признавал необходимость священства, в вероучительных лютеранских книгах нет ни слова о преемственности пастырского служения, ни об особом посланничестве свыше. Право рукоположения признается за любым членом Церкви (посланничество снизу).

Лютеране также отрицают призывание и помощь святых, почитание икон и мощей, значение молитв за умерших.

Как пишет протоиерей Максим Козлов в книге «Западное христианство: взгляд с Востока»,«Лютер имел намерение освободить верующих от духовного деспотизма и произвола. Но, отвергнув авторитет папы, он в силу логической необходимости, отверг и авторитет римско-католической иерархии, а затем святых отцов и Вселенских соборов, то есть отверг все вселенское Священное Предание. Отвергнув же во имя личной свободы весь авторитет Церкви, Лютер тем самым дал полный произвол в делах веры, что привело к разделению и отпадению от Римской Церкви. Дав народу Библию на немецком языке, немецкий реформатор считал, что Священное Писание ясно само по себе и что всякий человек, не закоснелый во зле, будет правильно понимать его без руководства Преданием Церкви. Однако он ошибся: даже ближайшие сподвижники его различно толковали одно и то же библейское место.

На заставке картина Антона фон Вернера. Лютер в Вормсе: «На сём я стою…».