Легенды кафедрального собора барселоны. Легенды собора парижской богоматери Собор легенда

Представляет собой готическое здание, находящееся в английском городе Йорке. Является одним из крупнейших средневековых храмов на севере Европы. Здесь расположена кафедра главы церковной провинции города.

Собор расположен на том самом месте, где крестили короля Нортумбрии Эдвина. Возведение храма было начато в 1220 году и длилось в течение 250 лет. В 1472 году храм был освящён.

Общая длина собора около 160 метров, высота составляет порядка 60 метров. Неф Йоркского собора является самым широким готическим нефом в Англии.

Наиболее древними частями собора являются южный и северный трансепт. В северном находятся знаменитые окна , а южный трансепт украшает огромное круглое окно с фигурным переплетом в виде распустившегося цветка или звезды. На его витражах изображен союз королевских домов Ланкастера и Йорка. Огромное Восточное окно, созданное в начале XV века, является самым крупным средневековым витражом в мире.

В центре собора расположен большой и красивый орган, который был воздвигнут в ХV веке. Рядом с ним находятся статуи пятнадцати королей Англии , от Вильяма I и до Генриха VI.

В соборе расположены Астрономические часы, которые были установлены в 1955 году в память о погибших во время Второй мировой войны английских лётчиках. Часы показывают не только время, но и расположение солнца и некоторых звёзд.

В здании храма находится скульптура Йоркского Епископа Мэттью Хаттона, жившего в 1529–1606 гг.

Под зданием собора находятся крипты, которые остались от стоявших на этом месте древних саксонских строений. Также здесь возможно увидеть фундамент старого англосаксонского храма, на месте которого стоит современный собор. Скульптуры в крипте были созданы примерно в 1100 году. Вначале они были размещены снаружи на западных башнях собора, затем из-за их плохого состояния были перемещены внутрь.

Рядом с собором расположена скульптура императора Константина Великого . В момент провозглашения Константина императором его полк находился на территории города. А на месте, где произошло это историческое событие, позже был возведён Йоркский собор. В честь этого события много веков спустя был установлен памятник.

Продолжаю рубрику легенд. Фантазии наших людей нет предела, некоторые байки и выдумки уходят глубоко в народ, а вокруг популярного места начинают складываться легенды. В этом разделе я буду рассказывать о самых интересных, подвергать их сомнению, что-то опровергать. Внесем долю мистики в серые будни. Сегодня поговорим про Исаакиевский собор.

Легенда о падении дома Романовых.

Легенда похожа на Спас-на-Крови, и тоже связана с лесами. Но тут корни уходят глубже, чем в развал Совесткого Союза. Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году, однако монументальное сооружение даже после официального открытия постоянно нуждалось в ремонте, доделках, в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса стояли неразобранными. За пятьдесят лет петербуржцы к ним так привыкли, что родилась легенда об их связи с царской фамилией. Считалось, что пока стоят леса - правит и династия Романовых. Постоянный ремонт требовал огромных затрат, а средства выделяла царская казна. Фактически, леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте семнадцатого года.

Кстати, есть мнение, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора - лица членов императорской семьи.

Вот такая красивая легенда и второе совпадение с историей. Два самых красивых собора города и две похожих друг на друга легенды. Так и хочется в них поверить.

Легенда о храме на продажу

В 1930-е годы прошел слух, что американцы, восхитившись красотой Исаакиевского собора, чем-то напоминающего им Капитолий, предложили советскому правительству выкупить его. По легенде, храм должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, где собрать снова. В качестве платы за бесценный архитектурный объект американцы якобы предлагали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда.

Как мы видим, Исаакиевский собор стоит на своем месте, значит сделка сорвалась. Вообще же, поводы для появления этой легенды были. Как известно, в 1930-х годах на фоне индустриализации и коллективизации страну охватил страшный голод, унесший по разным оценкам от 2 до 8 миллионов человек. Пока крестьяне умирали от голода, экспорт хлеба увеличивался. По слухам, за границу продавались и музейные ценности - картины, иконы, антиквариат. Такие предпосылки и породили слухи о продаже собора. Мол, таким образом американцы хотят воспользоваться тяжелым положением Советского Союза.

Легенда о пропавших сваях

Храм, до сих пор называют не только художественным, но и инженерным шедевром. Разместить настолько тяжелую постройку на зыбком, болотистом месте, казалось невозможным. Для строительства потребовалось вбить в основание фундамента более 10 000 свай. Под конец, горожане стали шутить на этот счет – мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую – и от нее ни следа. Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!»

Как вы понимаете, никакие мостовые в Нью-Йорке мы не портили. Но легенда шутливая и красивая.

Легенда об утонувшем соборе

Невероятная тяжесть собора поражала воображение современников не меньше, чем поражает нас сегодня. Исаакиевский собор - самое тяжелое здание в Петербурге. Много раз ему пророчили обрушение, но несмотря ни на что он держится до сих пор. Одна из городских легенд гласит, что известный шутник Александр Жемчужников, как-то ночью переоделся в мундир флигель-адъютанта и объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием «наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор ». Несложно представить, какую панику вызвало это извещение.

Впрочем, легенда о том, что Исаакиевский собор постепенно и незаметно оседает под тяжестью собственного веса, жива до сих пор.

Легенда об архитекторе

Храм строился невероятно долго, даже несмотря на объективные причины. Жители уже тогда шутили, что увидеть построенный Исаакиевский не удастся даже их внукам. Существует любопытное объяснение такому долгострою. Рассказывают, что в то время ходили слухи о существовании какого-то провидца, который якобы предсказал Монферрану, что тот умрет сразу после того, как достроит Исаакиевский собор .

Насколько предсказание было точным, судить сложно, но архитектор действительно скончался почти сразу после того, как храм был освящен. Причиной резкого ухудшения здоровья стало будто бы пренебрежительное отношение со стороны нового государя - Александра II. То ли он сделал Монферрану замечание за ношение "военных" усов. То ли самодержцу не по нраву пришелся своеобразный автограф архитектора: в оформлении собора есть группа святых, смиренным наклоном головы приветствующих Исаакия Далматского, среди них - и сам Монферран. Ожидавший заслуженной похвалы архитектор, почти всю жизнь отдавший собору, впал в уныние и "пораженный неприязненным к нему отношением императора, почувствовал себя дурно" и через 27 дней умер.

К слову, Монферран завещал похоронить его в Исаакиевском , но его желание не было исполнено. Гроб с телом архитектора пронесли вокруг храма и вдова увезла его в Париж.

Адрес: Германия, Кёльн
Начало строительства: 1248 год
Окончание строительства: 1880 год
Архитектор: Герхард фон Риле
Высота: 157 м
Святыни: Ларь трёх волхвов, чудодейственная скульптура Миланской мадонны, Крест Геро
Координаты: 50°56"28.7"N 6°57"29.2"E

Содержание:

Краткое описани

Знаменитый Кёльнский собор, построенный в готическом стиле, несомненно, является самым узнаваемым и самым знаменитым храмом во всем мире. Посмотреть на это величественное строение, которое по своей высоте занимает третье место среди всех храмов на нашей планете, считают своим долгом все туристы, прибывшие в Германию .

Собор с высоты птичьего полёта

Кёльнский собор можно назвать памятником всему человечеству , ведь его строительство, начавшееся еще в 1248-м году, продолжается и в наше время, и, наверное, будет закончено еще не скоро, если будет закончено вообще. Существует древняя легенда, связанная с Кёльнским собором, в которой говорится, что когда собор будет окончательно возведен, наступит конец света. Верить в эту легенду, или же считать ее неправдоподобным мифом, дело каждого, однако строительство и реконструкция Кёльнского собора ведется и в 21-м веке, веке технологического прогресса, в котором нет места домыслам, загадкам, мистификациям и легендам.

Высота Кёльнского собора способна ввести туриста, впервые посетившего Кёльн, в состояние немого шока. 157 метров – такова высота архитектурного сооружения, кажущегося на первый взгляд, воздушным и «невесомым», несмотря на его огромную площадь. Возле Кёльнского собора практически в любое время суток можно встретить толпы туристов с фотоаппаратами, которые желают запечатлеть на снимках здание, описанное организацией ЮНЕСКО, как «одно из величественных творений человеческого гения». Кёльнский собор является еще и местом паломничества католиков со всего мира, ведь в нем хранятся не только бесценные реликвии веры, но и покоятся останки многочисленных архиепископов, причисленных к святым.

Вид собора с противоположного берега реки Рейн

Большое количество легенд и тайн, которые окутывают плотной завесой не только Кёльнский собор, но и прилегающую к нему площадь, привлекают в город десятки тысячи исследователей паранормальных явлений и эзотериков. Архитектурное сооружение, выполненное в готическом стиле, довольно часто появляется на широких экранах в кинолентах, снятых в жанре мистики и ужасов. Естественно, ничего страшного в элементах Кёльнского собора нет, скорее всего, он привлекает режиссеров и сценаристов готической атмосферой и легендой о самом дьяволе. Эта легенда заслуживает более детального рассмотрения, поэтому о ней, немного ниже…

Кёльнский собор - святое место

Если подойти к Кёльнскому собору, можно увидеть, что на прилегающей к нему территории ведутся постоянные археологические исследования. Специалисты уж давно доказали, что место, на котором построен Кёльнский собор, считалось святым еще за 600 лет до прихода в наш мир Спасителя. В результате раскопок были найдены руины древних храмов, которые были построены еще в честь языческих богов. Однако и после прихода в Кёльн христиан, на месте Кёльнского собора постоянно строились различные церкви, многие из которых были впоследствии разрушены или сожжены.

Вид собора с площади Ронкаллиплац

Есть данные, что в 500-м году на территории, которая в настоящий момент прилегает к собору, была возведена усыпальница, в которой археологам при раскопках удалось найти два тела: женщины и мальчика. Удивительно, но даже по прошествии огромного промежутка времени и постоянных строительных работ, могила не была разграблена. В ней найдены бесценные экспонаты, выполненные из золота, серебра и драгоценных камней. Естественно, это говорит о том, что похороненные неподалеку от Кёльнского собора люди, относились к одной из правящих династий. По предположению некоторых историков, династии Меровингов. Как уже говорилось выше, церкви на этом месте возводились с завидной регулярностью. Видимо, место, на котором в настоящее время возвышается Кёльнский собор, всегда считалось священным.

Кёльнский собор - строительство и длинная история

Если внимательно изучить историю, строительство Кёльнского собора можно разделить на два этапа. Первый этап начался в 1248-м году . Идея строительства величественного собора, который своими размерами и архитектурными формами должен был превзойти легендарные французские соборы, пришла к архиепископу Конраду фон Гохштадену.

Фасад собор

Правда, история Кёльнского собора начинается еще раньше. Правильнее будет сказать, что готическое архитектурное чудо ведет свою историю с 1164-го года. Тогда еще никто не думал о возведении гигантского здания. В 1164-м году в Кёльн были ввезены останки трех Святых Волхвов. Они были своего рода трофеем, полученным в результате покорения итальянского города Милана . Именно тогда архиепископ Кёльнский задумался о том, что святые мощи должны находиться в достойном для них месте. Изначально за десять лет для них изготовили саркофаг, который и сейчас доступен для ознакомления в Кёльнском соборе. Древние мастера сделали раку для самой драгоценной святыни христианства из чистого золота и благородного серебра, а огромное количество драгоценных камней лишь подчеркивают значимость для верующих мощей трех Волхвов. К слову, во многих туристических проспектах мощи трех Волхвов могут называться мощами трех Королей.

В 1248-м году был заложен первый камень в фундамент Кёльнского собора. Кстати, его форму архитектор Герхард не разработал самостоятельно, а позаимствовал у одного из храмов Франции . Согласно проекту, внутренние помещения здания должны были освещаться естественным светом, именно поэтому сейчас и создается, благодаря стройным пилястрам, ощущения воздушности здания.

Южный портал собора

Арки Кёльнского собора было решено сделать заостренными, что отличало их от арок практически всех французских храмов. Кроме этого, заостренные арки символизируют стремление человека ввысь – к Богу. Первой была построена восточная часть Кёльнского собора. Строительство длилось, согласно сохранившихся до наших дней документам, чуть более 70-ти лет . За это время был возведен алтарь, внутренние хоры, окруженные галереей. Как только строительство хоров было завершено, началось строительство северной части Кёльнского собора. Для этого пришлось снести Старый храм, в котором во время строительства продолжались богослужения.

С 14-го по 15-й век были завершены нефы на южной части собора и построены поочередно три этажа Южной башни. К слову, на этой башне в 1449-м году были установлены колокола, каждый из которых имел свое название «Специоза» и «Претитоза». Кроме этого, в начале 15-го века северная часть собора была накрыта кровлей. Как ни странно, на этом первый этап строительства был завершен, а собор, при этом, стоял недостроенным до 18-го века.

Западный фасад собора

Кёльнский собор - легенда об архитекторе

Из вышесказанного можно сделать вывод, что от архитектора, который разрабатывал план Кёльнского собора, требовались знания, выдержка, терпение. По большому счету, он должен был быть гениален. Существует легенда, в которой говорится о том, что архитектор так и не смог разработать план величественного собора. Он постоянно путался в расчетах и не знал, что дальше делать с чертежами. Он призвал в помощники самого…. дьявола. Он обратился к Сатане с просьбой помочь ему составить план Кёльнского собора. Дьявол ответил, что помогать ему он не будет, а уже принесет готовые чертежи здания, которое в будущем станет самым величественным в мире. За это он попросил лишь одно – душу Герхарда. Обмен чертежа на душу должен был состояться в тот момент, когда прокричит первый петух.

Об этой черной сделке узнала жена Герхарда, она не могла позволить своему мужу променять душу на чертежи собора. Жена архитектора, еще затемно, прокукарекала вместо петуха, тут же явился Сатана и передал чертежи. Когда прокукарекал настоящий петух, чертежи уже были у Герхарда и тот мог не отдавать дьяволу свою душу. Вот такая легенда ходит вокруг главного и первого архитектора Кёльнского собора. Кстати, она еще имеет продолжение. Обманутый Сатана наложил проклятие на собор. Он сказал, что как только собор будет завершен, наступит конец света.

Вид на башни собора

Кёльнский собор - непрекращающееся строительство

До 18-го века великолепный Кёльнский собор, который многие архитекторы того времени называли чудом света, стоял незаконченным . Более того, возведенные хоры уже нуждались в ремонте. Второе по счету грандиозное строительство собора стартовало в 1842-м году. Его лично начал Фридрих Вильгельм IV. Первоначальный проект, разработанный Герхардом, был признан правильным и достойным для собора в Кёльне. В результате этого было принято решение продолжать работы согласно первым чертежам. Уже в 1880-м году строительство башен, высота которых достигла 157 метров, было «завершено». Однако Кёльнский собор продолжали постоянно достраивать и реставрировать: менялись стекла, добавлялись украшения, устанавливались ворота, обновлялся внутренний интерьер. Кроме этого, в 1906-м году пришлось восстанавливать одну из декоративных башен, которая внезапно рухнула.

Вторая Мировая война - неприкосновенный собор

У многих вызывает удивление тот факт, что легендарный Кёльнский собор практически не получил повреждений во время Второй Мировой войны. Объяснения этому пытаются дать современные военные стратеги: они утверждают, что советские, английские, американские и французские летчики не сбрасывали бомбы на собор, чтобы использовать его высокие башни в качестве ориентиров. Все вокруг находилось в руинах, среди них, словно появившись из другого мира, возвышался Кёльнский собор.

Центральный портал западного фасада собора

Если стратегию летчиков объяснить просто, то, как объяснить тот факт, что многочисленные снаряды, выпущенные из дальнобойных орудий, падали куда угодно, только не на готический собор? Видимо, его все же охраняли высшие силы. Естественно, на стенах Кёльнского собора в 1945-м году можно было встретить немногочисленные следы от осколков и пуль, но они были скорее «исключением из правил». Эти «повреждения» стали причиной для новых реставрационных работ. Интересно то, что фирма, отвечающая за восстановление готического храма, по сей день работает у его стен. Туристы и в наши дни могут увидеть неподалеку от собора небольшое служебное помещение этой фирмы.

Кёльнский собор в 21-м веке

Кёльнский собор сейчас является не только архитектурной достопримечательностью, но и местом, где хранятся одни из главных святынь христианства . Вышеупомянутая рака с мощами трех Волхвов, многочисленные захоронения архиепископов, восстановленная Миланская мадонна - лишь малая часть бесценных сокровищ Кёльнского собора. Самые главные святыни, которые невозможно оценить в денежном эквиваленте, выставлены в сокровищнице, построенной на основании здания.

Вид на собор с востока

Она носит название «палата Святынь». Все ценные христианские реликвии – посох Святого Петра, ларь трех Волхвов, дароносица Святого Петра, жезлы и мечи, выполненные из драгоценных металлов и инкрустированные драгоценными камнями, находятся под пуленепробиваемыми стеклами и подсвечены специальными прожекторами. Кроме этого, сокровищница Кёльнского собора славится огромной коллекцией древних рукописей, в которых рассказывается о многочисленных подвигах святых. В Кёльнском соборе также можно увидеть экспонаты, датируемые 500-м годом нашей эры. В нем выставлены предметы, изготовленные из золота, серебра, рубинов, алмазов и мрамора, найденные в «могиле женщины и мальчика».

Особый интерес вызывает у гостей Кёльнского собора Крест Геро , выполненный из дуба. Это было одно из первых распятий во всем Старом Свете . Сделать двухметровый крест из крепкого «вечного» дерева решил архиепископ Геро, который возвратился в 976-м году из Византии. К этому кресту ежедневно приходит огромное количество верующих, чтобы вознести свои молитвы Спасителю. Популярность этого священного экспоната вовсе не в размерах распятия, а в том, как изображен на кресте Иисус Христос.

Фрагмент крыши

По мнению современных специалистов, настолько детально воспроизвести тело человека в те далекие времена было практически невозможно. Иисус Христос изображен на распятии в тот момент, когда его тело умирает, с предельной точностью воспроизведены все мускулы, выпирающие кости и даже сухожилия. Об анатомическом строении человека в первом тысячелетии еще мало кто знал. Это еще одна из многочисленных загадок, которые хранит в себе Кёльнский собор.

Увы, не хватит и сотни материалов, чтобы описать всю прелесть архитектурного сооружения, перечислить все его сокровища и святыни. Большинство туристов, побывавших в Кёльнском соборе, говорит о том, что из храма не хочется уходить, а для того чтобы хотя бы частично ознакомиться с его внутренним убранством, потребуется не меньше недели. Еще больше нужно времени, чтобы прочувствовать ту атмосферу, которой пропитано все даже за пределами здания. Не секрет, что любой человек, оказавшись внутри Кёльнского собора, испытывает чувство благоговения, заставляющее его замирать перед всем тем великолепием, которым славится третий по величине храм на нашей планете.

Фрагмент витража собора

Кёльнский собор и сейчас строится, во многих помещениях идет реставрация, поэтому говорить о конце света, в наши дни рано. К слову, в некоторых источниках говорится о том, что когда достроится собор, наступит не конец света, а в небытие канет Кёльн. Наверное, римско-католическая церковь и многочисленные строительные компании, не торопятся проверять правдивость легенды, связанной с Кёльнским собором и его первым архитектором Герхардом.

Это здание видно почти из любой точки города и из многих других мест: величественный Кельнский Собор словно парит над городскими крышами и трубами. Конечно, благодаря его высоте, собор служит прекрасным ориентиром для жителей и гостей города. Но это больше, чем просто условная точка, это гордость жителей Кельна. С момента своего завершения, а было это еще в 1880 году, гигантский Кельнский Собор доминирует над панорамой города своими устремляющимися ввысь башнями. Высота Северной Башни – 157.38 м, а Южная башня на 7 см выше.

Стоит заметить, что, несмотря на свою высоту, Кельнский собор является вторым по высоте строением города, после телекоммуникационной башни. Занимаемая площадь не менее впечатляет: длина собора 145 м, а ширина – 86 метров. Для сравнения, футбольное поле – это «всего лишь» 100 на 70 метров. Общая занимаемая площадь составляет почти 8000 квадратных метров, здесь могут одновременно разместиться более 20 000 человек.

Согласитесь, в облике Кельнского собора просматривается что-то неземное и мистическое. Не зря его называют Собором дьявола. Про историю создания Кельнского собора есть страшная легенда. Прочитайте ее, и решите для себя, насколько эта жуткая история правдива.

Кельнский собор: история создания

Первый камень в фундамент готического собора был заложен 15 августа 1248 года, на празднование Успения Пресвятой Богородицы. Видимо, старый собор был не достаточно респектабелен для того, чтобы в нем хранились мощи трех почтенных волхвов, которые архиепископ Райнальд фон Доссель вывез в качестве трофея из покоренного им города Милана в 1164 году. Эти страшные реликвии стали причиной массового паломничества в собор верующих со всей Европы. Поэтому и возникла необходимость построить новую, большую церковь, чтобы вместить всех прибывающих паломников.

Кельнский собор: мистическая легенда

В настоящее время Кельнский собор – это третье по величине религиозное строение, выполненное в готическом стиле. Как было уже написано выше, началось великое строительство в День Пресвятой Богородицы в 1248 году, а завершилось только в 1880-ом. На свете не так много найдется завершенных строений, на создание которых ушло более шести веков. Почему строительство растянулось на такой огромный промежуток времени? Причин приводится много: нехватка денежных средств, смена архитекторов. Но перейдем к страшной легенде, согласно которой в истории строительства замешан сам дьявол.

Начнем с самого начала. Когда было принято архиепископом решение о возведении огромной церкви, возглавить строительство было поручено мастеру Герхарду фон Риле. Духовенство выделило архитектору год для предоставления плана строительства. Архитектор был обрадован колоссальному по размерам заказу.

Он сразу преступил к работе, но дело на лад не пошло. Всегда, когда мастеру казалось, что план выполнен без изъяна, обнаруживалась какая-либо погрешность. Мастер исправлял ошибку и вновь создавал «идеальный» проект. Но история повторялась снова и снова.

Поняв, что переоценил свое мастерство, архитектор решил признать, что подобное строительство ему не по силам.

И вот, находясь уже на грани отчаяния, он, гуляя по берегу Рейна, увидел незнакомца в строительной одежде. Незнакомец что-то увлеченно рисовал на огромном камне. Когда архитектор подошел к мужчине поближе, он с удивлением обнаружил, что тот выводил на камне не что иное, как строительные чертежи запланированного им собора.

Герхард стал упрашивать незнакомца уступить ему проект за любую сумму. К удивлению архитектора, долго уговаривать не пришлось, и мужчина быстро согласился. Вот только цена была слишком высока и необычна. Взамен на чертежи дьявол (стоит ли говорить о том, что это был именно он) пожелал получить душу мастера.

Но даже на этом демон не остановился. Архитектору сатана предложил сделку, по которой он построит собор полностью вместо него в течение трех лет. Но за это он захотел взять не только душу мастера, но в придачу получить души его жены и ребенка. Договор заключался ровно на три года. Дьявол пообещал, что если он не успеет завершить строительство до того момента, когда петухи своим криком известят о начале первого дня четвертого года, то он уйдет ни с чем и не побеспокоит архитектора и его семью.

Герхард не стал долго раздумывать, посчитав, что три года – это невозможный срок для подобного строительства, и подписал приготовленные сатаной документы.

Стоит ли говорить, что жизнь архитектора превратилась в настоящую пытку. Он с ужасом наблюдал за быстрыми темпами возведения готического собора.

Жена, видя, что с мужем твориться неладное, стала приставать к нему с вопросами. Мастер набрался мужества и рассказал супруге обо всем.

Женщина, конечно, испугалась, но, вместе с тем, она стала лихорадочно искать выход. И, как ни странно, она его нашла.

Запомнив, что здание должно быть завершено до крика петухов, она стала подражать петушиному голосу. Изо дня в день у нее получалось все лучше и лучше копировать петушиный крик. Наконец, она научилась издавать петушиные звуки настолько хорошо, что на них отзывались соседские петухи.

В назначенный срок женщина задолго до рассвета спряталась около собора, который был практически завершен. Дьявол со своими слугами заканчивал строительство последней башни. И тут раздался крик петуха. На этот крик отозвалось множество петушиных голосов. И хотя час рассвета еще не настал, сатана понял, что его обманули. Но уговор был определен точно – до первых петухов. От беспомощности сатана начал крушить почти построенную церковь.

Несмотря на то, что собор был почти полностью завершен, окончание строительства затянулось на несколько веков. Возможно, потому, что строение было проклято самим дьяволом. Те, кто брались завершить собор, в скором времени погибали или просто отказывались от этого выгодного дела. Но, хотя и потребовалось на это огромное количество лет, Кельнский Собор был завершен.

Кельнский Собор продолжение истории

Итак, согласно легенде, Кельнский собор был почти построен, а Фон Риле почти удалось избежать страшной участи. Почему почти? Потому, что история на этом не закончилась. Одураченный дьявол жаждал мести. Демон придумал еще одну ловушку для архитектора.

И Герхард снова пошел на поводу у дьявола, заложив ему свою душу.

Теперь они поспорили на то, что сатана сможет провести воду в Кельн через вырытые под землей каналы. Причем, обязуется он это сделать быстрее, чем мастер успеет завершить строительство собора до конца. Архитектор, зная, что вода не пойдет до тех пор, пока в канале не будут сделаны отдушины, был уверен, что снова выиграет, и согласился.

О споре Герхард вновь поведал жене. И в этот раз он открылся перед женщиной напрасно. Теперь дьявол был начеку и быстро узнал о тайне, которую мастер открыл жене.

В тот момент, когда из-под земли стала бить фонтаном вода, бедный мужчина находился на крыше собора. Поняв, что дело совсем плохо, Герхард кинулся камнем вниз, чтобы сохранить свою душу. Но дьявол изловчился и, обернувшись огромным черным псом, прямо на лету подхватил несчастного мастера.

Как гласит легенда, душа мастера теперь обречена на вечные муки в преисподней.

Кельнский собор остался незавершенным. Говорят, что призрак несчастного ходит по залам своего творения.

Кельнский собор в наши дни

Легенда очень красивая и печальная. Что остается делать нам, потомкам? Думаю, прежде всего, посетить Германию и увидеть воочию мистическое великолепное творение. Оно стоит того, так как это настоящее чудо.

Из России в Германию попасть не сложно и не дорого. Есть перелеты, зачастую цена на них действительно радует, есть автобусные туры. Также до Германии можно добраться на поезде. Но правильнее всего – это отправиться в тур с одним из крупных операторов. Кроме всего прочего, это поможет избежать проблем с оформлением шенгенской визы. К выбору туристического агентства стоит подходить очень тщательно. Компания happytravel.ru уже не первый год организует туры по городам Германии , и делает это весьма профессионально. Кроме осмотра Кельнского Собора и немецких средневековых замков, гиды этой организации предлагают совершить увлекательную экскурсию на лучшие пивоварни Германии. Конечно же, с дегустацией настоящего немецкого, только что сваренного, пива.

Когда в 1880 году после многовекового строительства Кельнский собор наконец-то был закончен, то в течение последующих четырех лет он оставался самым высоким зданием на свете. Возведение третьей по величине готической церкви в мире затянулось на невероятные шесть с лишним веков. А если брать во внимание, что после Второй мировой войны храм пришлось восстанавливать и реставрационные работы с тех пор продолжаются беспрестанно, то второго такого долгостроя, пожалуй, не найти…

Слева на банкноте 1922 года архитектор, справа – сам дьявол.

Немногие знают, что наряду с первыми черно-белыми изображениями этого сооружения на открытках, его контуры появились и на деньгах. Например, на инфляционной банкноте Германии номиналом в 500 тысяч марок 1923 года показан вид на Кельнский собор.

Собор в обмен на душу

Проблем со строительством храма было предостаточно. Часто работа останавливалась из-за нехватки денег. А их требовалось очень много. Примерно до 1530 г. с финансовыми проблемами худо ли бедно, но справлялись. Но с 1530 года к дефициту денежных средств стала примешиваться удивительная апатия властей. В конце концов, интерес к собору и стремление его завершить у людей пропали совсем. С тех пор и вплоть до середины XIX века он простоял «в лесах». Все это подтверждается историческими документами. Но вот дошедшие до нас предания объясняют сей долгострой по-своему. И во всем винят дьявола…

Если верить легендам, именно дьявол наложил проклятие на Кельнский собор. Существует даже поверье, что работы над ним не прекратятся никогда. Ибо если такое произойдет, сразу наступит Апокалипсис…

В 1164 г. кельнский архиепископ Райнальд фон Дассель тайком перевез из Милана в Кельн реликвии трех волхвов. После пышных торжеств в их честь город превратился в место массового паломничества христиан. Тогда-то и родилась идея возвести на месте старого обветшавшего собора новый.

Стали искать архитектора, который бы взялся за столь грандиозное и очень ответственное предприятие. Выбор пал на Герхарда фон Риле, который своему мастерству учился во Франции. На разработку чертежей власти города дали ему ровно год. Но, несмотря на завидное трудолюбие, мастеру никак не удавалось предать свои гениальные идеи бумаге. Каждый раз, когда он уже доводил чертеж до логического завершения, обнаруживалась какая-нибудь ошибка, угрожавшая свести на нет, все его старания. И вот как-то раз, в задумчивости прогуливаясь по берегу Рейна, он остановился у огромного камня, который народная молва окрестила чертовым. Вдруг откуда не возьмись, перед ним появился незнакомец, одетый по моде французских строителей. Чужак стал что-то быстро чертить тростью (в другом варианте мечом) в пыли у самых ног Герхарда. Когда мастер присмотрелся, то был не на шутку удивлен – на земле перед ним красовался завершенный план нового собора. Архитектор спросил незнакомца, что бы тот хотел получить за свой чертеж. На что чужеземец, а это был никто иной, как сам хозяин преисподней, ответил: «Твою душу! А если пообещаешь мне еще и души твоей жены и ребенка, я сам построю новую церковь за три года. Если у меня ничего не выйдет, то ты и впредь будешь наслаждаться жизнью в мире людей. Но если собор будет готов с первыми петухами, оповещающими о начале первого дня в четвертом году, ты и твоя семья – мои!».

Эта сцена и была запечатлена на кельнском нотгельде в 50 пфеннигов 1922 г. Слева, с чертежами в руке, недальновидный архитектор. Справа – дьявол.

Под крики петуха

Мастер Герхард решил, что возвести такое грандиозное сооружение за столь малый срок, будет не под силу даже черту. А потому с легкой руки согласился на дьявольское пари. Сатана и его братия работали похлеще стахановцев. И с каждым днем стены божьего храма становились все выше и выше. А вот барометр настроения Герхарда фон Риле опускался все ниже и ниже. Это не ускользнуло от внимательных глаз его жены, и однажды она все-таки выпытала у него, что же мешало ему радоваться жизни. А когда узнала об условиях сделки, то сначала испугалась, а затем призадумалась.

В один прекрасный день жена архитектора вместе с сынишкой отправилась на рынок. Там мальчик обратил ее внимание на статного каплуна, который на потеху толпы кукарекал во все горло. И когда малец стал передразнивать петуха, женщину вдруг осенила спасительная идея. Теперь она знала, как перехитрить скупщика душ. С тех пор жена мастера ежедневно упражнялась в подражании голосистой птице. И как только на ее кукареканье стали откликаться соседские петухи, вновь обрела душевное спокойствие.

Тем временем строительство Кельнского собора подходило к завершению. И вот наступил день расплаты. В то утро женщина поднялась очень рано и отправилась на стройку. Демоны как раз устанавливали купола башен. Тут-то жена Герхарда и продемонстрировала свое мастерство в подражании. Она кукарекала так искусно, что со всех концов Кельна на ее крики стали отзываться настоящие петухи. Дьявол не заподозрил подвоха, а, издав дикий вопль, стал крушить только что отстроенную церковь. Но, как говорится, уговор дороже денег. И властителю тьмы пришлось убираться восвояси ни с чем. А собор остался стоять недоделанным…

Привидение мастера

А что же мастер Герхард!? К сожалению, у этой истории печальный конец. Через некоторое время сатана вновь предстал перед архитектором. И поспорил с ним, что быстрее проведет из Айфеля (область на западе Германии) в Кельн воду по подземному каналу, нежели тот достроит свою церковь. Мастер тут же согласился, потому, как знал то, чего никак не мог знать дьявол. А именно, что если на протяжении всего подземного канала не делать специальных отдушин, то возникнут проблемы с тягой и вода не потечет по трубе. Об этом он поспешил сообщить своей жене, дабы заручиться ее моральной поддержкой.

Но если в случае с первым пари женщина помогла своему мужу, то на сей раз хитрому демону удалось выведать у нее секрет тяги, и он провел воду по подземному каналу. Рассказывают, что мастер Герхард находился на крыше недостроенной башни, когда увидел внизу бьющий из-под земли дьявольский источник. Осознав, чем ему это грозит, он бросился вниз, дабы спасти свою душу. Но не успел. Обратившись в адского пса, вслед за ним прыгнул и сатана. И прежде чем архитектор долетел до земли, дьявол схватил его и утащил в преисподнюю.

В одной саге о Кельнском соборе говорится, что никто не мог завершить строительство готического храма потому, что этому препятствовал призрак несчастного строителя. Он внезапно появлялся на строительных лесах и пугал рабочих, а то и вовсе сталкивал вниз наиболее упрямых. Поговаривают, что привидение мастера Герхарда еще сотни лет после его смерти блуждало по ночам вокруг церкви, охраняя свое незавершенное творение…