Церковь рождества пресвятой. Храмы рождества пресвятой богородицы

Церковь Рождества Богородицы в Путинках стоит в самом начале Малой Дмитровки. Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, она построена в 1649-1652 годах - одна из красивейших и древнейших церквей, освященных в честь этого праздника, сохранившихся в Москве. В древности здесь располагалось урочище «Путинки»: здесь, у Тверских ворот Белого города, расходились два пути - на города Дмитров и Тверь. Здесь находился тогда Путевой двор для послов и гонцов, к которому вели путинки - по-московски кривые улочки и переулки. Другая версия объясняет название Путинки от слова «паутина» - маленькие улицы и переулки с разбросанными на них маленькими московскими домиками, лежавшие в приходе этой церкви представляли собой «паутинку», окружавшую церковь со всех сторон.

Первоначально, здесь стояла трехшатровая деревянная церковь, построенная в 1625 году. В 1648 году она сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя выделить сумму на постройку каменной церкви. Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров и потому столь значимой для москвичей. Эта церковь - последняя в Москве постройка шатрового зодчества до знаменитого указа патриарха Никона. Тогда он запретил возведение шатровых церквей и потребовал повсеместного перехода к строительству крестово-купольных храмов. Этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.

В том же XVII веке в Москве за Земляным городом близ Зубовской площади возвели церковь с главным престолом, освященным в честь иконы Неопалимой Купины, давшей название переулку - Неопалимовский. Название иконы произошло от видения Моисеем горящего куста терновника - купины - охваченного пламенем и не сгоравшего, символизировавшего приснодевство Пресвятой Богородицы. Поэтому Богоматерь изображена на иконе окруженной пламенем.

И хотя по легенде возведение этой церкви не было связано с основным бедствием старого деревянного города - многочисленными московскими пожарами, у чудотворной иконы молились и искали спасения именно от огня, не раз бушевавшего в Москве и оставлявшего горожан погорельцами.

А легенда такова. Список иконы Неопалимая Купина находился в кремлевской Грановитой палате. Конюх царя Федора Алексеевича Дмитрий Колошин усердно перед ней молился, и когда невинно попал в царскую опалу, стал просить о помощи и защите. Тогда во сне царю явилась Царица Небесная и открыла ему, что этот человек невиновен. Конюх был освобожден государем от суда и в благодарность построил в честь иконы Неопалимая Купина храм в Новой Конюшенной слободе, выпросив у царя чудотворный список. С тех пор, когда в Москве были пожары, эту икону обносили вокруг домов прихожан церкви, и они уцелели от огня. Москвичи замечали даже, что в Неопалимовском приходе пожары случались крайне редко и были очень незначительными, хотя вся местность, отдаленная от центра города, была застроена многочисленными деревянными домами. (Неопалимовская церковь была снесена в советское время.)

Малоизвестная, но замечательная своей историей домовая церковь Рождества Богородицы в доме князя Голицына (Волхонка, 14, за зданием Музея частных коллекций) ныне разрушена и не действует.

В историю Москвы этот храм вошел главным образом тем, что здесь Пушкин собирался венчаться с Натальей Гончаровой, но получил отказ митрополита Филарета. Почему это произошло, до сих пор остается загадкой для историков. Только бракосочетание тогда состоялось в приходском храме невесты, в Большом Вознесении у Никитских ворот.

Сама Рождественская церковь была домовой и располагалась на втором этаже в правом крыле существующего ныне здания. Она была напрямую связана с историей этого дома и домовладельцами, а также с теми событиями, которые здесь происходили.

История дома Голициных восходит к 30-м годам XVIII века, когда ими был приобретен участок земли за Колымажным двором во владение. Проект дома был исполнен петербургским архитектором С.Чевакинским, автором знаменитого Никольского военно-морского собора в северной столице, у которого учился Василий Баженов. В работах над строительством голицынского дома в 1756-1761 г.г. ему помогал молодой архитектор И.П.Жеребцов, будущий строитель прекрасной колокольни московского Новоспасского монастыря. В 1766 году в правом крыле дома была построена и освящена церковь во имя Рождества Богородицы. А вскоре в доме поселилась сама Екатерина Великая.

Дом Голицыных передавался из поколения в поколение. Когда владельцем стал М.М.Голицын-сын, Екатерина II обратилась к нему с просьбой найти ей в Москве хороший и удобный дом. Только что был заключен Кючук-Кайнарджийский мир в русско-турецкой войне, и императрица собиралась в Москву на празднества по этому случаю. В Кремле же она не любила останавливаться, считая его для себя плохо приспособленным. Голицын немедленно предложил государыне свой собственный дом.

И тогда архитектора Матвея Казакова пригласили перестраивать голицынский особняк в Пречистенский дворец. Постройка была готова к Новому году, в декабре 1774 года. Стены скромной усадьбы помнят блестящую свиту Екатерины Великой - императрица приехала в Москву с двором и сыном Павлом I.

Однако она осталась недовольна жильем: было тесно и печки плохо отапливали помещение. Соседство с Колымажным двором и конюшнями создавали не самый свежий воздух, люди замерзали немилосердно, и очень путаны были коридоры. «Прошло два часа, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет», - жаловалась Екатерина в одном из писем, называя свой дворец «торжеством путаницы». Потом деревянные постройки этого дворца были перенесены на Воробьевы горы и там сгорели.

По легенде, в Рождественской церкви дома Голицыных хранились две иконы, подаренные (или оставленные здесь) Екатериной II в память о своем браке с князем Потемкиным, видимо, венчальные. Вероятно, что эта легенда и осталась в московской памяти связанной с пребыванием в голицынском дворце самой Екатерины. Или думали, что она оставила хозяевам царский подарок за гостеприимность.

В 1779 году Голицыны вновь вернулись в свой особняк на Волхонке. Когда хозяином стал С.М.Голицын, попечитель Московского учебного округа, он открыл здесь аристократический салон. Его посещал Пушкин и однажды в начале лета 1830 года танцевал здесь на балу. Пушкин в то время уже был помолвлен с Натальей Гончаровой, и есть свидетельство о том, что он собирался венчаться с ней именно здесь. Во-первых, говорят историки, в домовой церкви оплата была меньше, что было выгодно стесненному в средствах Пушкину. Во-вторых, внимание великосветского общества к свадьбе было бы не таким пристальным.

И тем не менее разрешения на брак в домой церкви Голицыных дано не было. Есть версия, что венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, тем более лицам, не имеющим к ним никакого отношения, «с улицы», просто запрещалось. И бракосочетание состоялось в приходской церкви невесты.

Во второй половине XIX века здесь жил другой С.М. Голицын, владелец картинной галереи, старинной библиотеки и коллекции древностей. Все это собрал его отец, мечтавший об открытии собственного музея, но не успевший осуществить свое желание до смерти.

В память об отце на первом этаже своего особняка в 1865 году Голицын открыл музей, который называли «московским Эрмитажем». Здесь были представлены такие редкости, как вазы из слоновой кости, принадлежавшие Марии Антуанетте, книги из библиотеки маркизы Помпадур, картины Рафаэля, Рубенса, Пуссена, мраморные канделябры из Помпеи. А посетителей встречал швейцар в мундире лейб-гусара.

Музей был открытым для общественности, однако сохранились любопытные свидетельства о том, как происходил осмотр. По желанию хозяина полюбоваться его коллекцией могли лишь те, кто приходил на воскресную службу в его домовую Рождественскую церковь. По окончании все шли в княжескую столовую на воскресный чай, на котором присутствовал хозяин, а оттуда уже в музей.

Однако всего лишь через двадцать лет после открытия музея Голицын, охладевший к делам по его содержанию, продал свою коллекцию с аукциона. Большую ее часть за 800 тысяч рублей выкупил петербургский Эрмитаж. Примечательно, что все сокровища голицынского музея остались на родине.

В 1877 году Голицын сдал первый этаж своего дома под квартиры. Музейные залы были перестроены под меблированные комнаты для сдачи в наем, а после перестройки левого флигеля в 1892 году здесь они получили название «Княжий двор». В голицынском особняке открылась комфортабельная московская гостиница.

В октябре 1877 года в этом доме поселился А.Н. Островский, который провел здесь последние годы своей жизни. Когода писатель оформлял договор о найме, смотритель дома серьезно стал объяснять его жене, что перед тем, как сдать квартиру, он всегда собирает справки о нравственных качествах будущего квартиранта. Островский в шутку решил сообщить ему «некоторые из своих достоинств - что я не пьяница, не буян, не заведу в квартире азартной игры или танцкласса».

В этом доме из-под пера Островского вышли «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Сердце не камень». В гости к нему часто приходили друзья - И.С. Тургенев, Д.В. Григорович, П.И. Чайковский. В этом же доме на Волхонке жили М.И. Чайковский, В.И. Суриков, Б.Н. Чичерин, И.С. Аксаков, который здесь скончался.

В 1902 году Рождественская церковь обновлялась. Один из лучших московских архитекторов того времени, К.М. Быковский отделал ее в готическом стиле, а иконостас - в полуклассическом.

Этот год стал последним в истории пребывания Рождественской церкви домовым храмом Голицыных. В следующем 1903 году дом был куплен Московским художественным обществом и потом стал принадлежать различным учреждениям. Достаточно упомянуть о Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского, который работал здесь в 1909-1911 г.г. до переезда в собственное здание на Миусской площади.

В советское время бывшую усадьбу Голицыных заняла Коммунистическая Академия под руководством историка М.Н. Покровского. Тогда была закрыта Рождественская церковь, а ее иконостас был разобран и передан в церковь села Алексеевского.

В настоящее время здесь находится научное учреждение - Институт философии Академии наук.

В Москве существует и Рождественский монастырь, который основала в 1386 году княгиня Мария Кейстутовна, мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского. Великолепный собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1501-1505 годах - это один из древнейших храмов Москвы. Стройную колокольню возвел в 1835 году архитектор Н.И.Козловский - одна богатая москвичка пожертвовала на нее свои средства в память о рано умершем любимом сыне.

В этом монастыре в 1525 году была насильно пострижена в монахини Соломония Сабурова, супруга великого князя Василия III. Они прожили 20 лет, но их брак оказался бездетным, а князь хотел иметь наследника престола. Он задумал жениться вновь - развод тогда был запрещен, и Соломонию уговаривали добровольно уйти в монастырь, но она сопротивлялась. Тогда ее постригли насильно в Рождественском монастыре. По старинной московской легенде этому предшествовало видение великим князем Василием птичьего гнезда на дереве, когда он расплакался о своей бездетности. «Государь! - сказали ему бояре: - Неплодную смоковницу посекают и удаляют из винограда.» Когда он обратился за благословением на развод к греческим патриархам, иерусалимский предстоятель, Марк, предостерегал его: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Русские решили обойтись без помощи иноземцев и предложили Соломонии добровольно постричься в монастырь. Когда же она отказалась, ее постригли насильно. Тогда, по легенде, она прокляла будущий брак великого князя и предрекла: «Бог видит и отмстит моему гонителю!» От нового брака Василия III и Елены Глинской родился будущий царь Иван Грозный. По преданию, в минуту его рождения, 25 августа 1530 года, в 7 часов вечера, один за другим последовали три раската грома при ослепительной вспышке молнии.

Соломония же, постриженная под именем Софьи, пробыла монахиней более 17 лет и умерла в 1542 году. Есть страшное предание о том, что якобы только что постриженная супруга великого князя оказалась от него беременной «к ужасу и раскаянию» ее бывшего мужа. Она родила сына, назвала его Георгием и воспитывала его с мечтою о мести: «В свое время явится он в могуществе и славе». С его именем связаны все легенды о знаменитом разбойнике Кудеяре, который то наводил на Москву крымского хана во время правления Ивана Грозного, то будто бы, напротив, спасал жизнь своего царственного брата.

Этот монастырь был не разграблен во время наполеоновского нашествия, хотя французы заходили в него. По легенде, они хотели сорвать богатый оклад с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Один из солдат бросился к образу, но тут же сильно поранился и больше не мог сдвинуться с места. Пораженные этим, остальные захватчики побежали вон из монастыря.

Угол кирпичной монастырской стены на бульваре художник В.Г. Перов изобразил в картине «Тройка».


Первый известный деревянный храм на этом месте построил в своих владениях боярин Никита Романов, последний представитель нецарственной ветви Романовых. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был поставлен в деревне Бутырки на Дмитровском тракте, после чего и село стало называться Рождественским. В 1646 году село отошло к казне, а в 1682 году в него водворили солдат 2-го Московского выборного полка солдатского строя. Это был старейший из регулярных полков в России, сформированный в 1642 году по указу царя Михаила Фёдоровича. По названию слободы полк получил имя Бутырского.

„В Бутырском полку число офицеров простиралось до 43, а нижних чинов до 1200. Солдаты поселились в Бутырской слободе в устроенных от казны дворах, и им было предоставлено право на отведённой земле разводить огороды, заниматься различными промыслами, держать лавки и другие торговые заведения, не платя торговых пошлин. Они получали, сверх того, жалованье и провиант из казны, но были обязаны служить, обучаться немецкому строю и стрельбе из мушкетов, держать городские караулы вместе со стрельцами и участвовать в торжественных встречах и церемониях.” - так написано о расквартированном полке у И. К. Кондратьева в «Седой старине Москвы» .

Полк просуществовал под различными названиями вплоть до 1918 года, последнее время нося имя «Царя Михаила Феодоровича 13-й лейб-гренадерский Эриванский Его Величества полк».

1. В 1682-84 годах в слободе строится большой соборный храм в честь окончания тяжёлой войны с Османской империей и Крымским ханством. Как и предшествующий деревянный, новый храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Внутри разместилось полковое знамя 1680-х годов, трофейные знамёна шведов, турок, персов.

2. К двустолпному пятиглавому храму в стиле барокко с запада была пристроена широкая пятистолпная трапезная, вмещавшая 2 тысячи человек. На красной линии Дмитровской дороги высилась отдельно стоящая шатровая колокольня с проездными воротами. На втором ярусе колокольни разместили икону Спасителя (точную копию иконы со Спасской башни). По бокам от колокольни при храме были построены одноэтажные богадельни, справа мужская, слева женская.

3. Территория храма простиралась на целый квартал городской застройки. Рядом находилось Миссионерское Алтайское и Сибирское подворье. При подворье существовал магазин изделий сибирских монастырей, странноприимный дом, богадельня, музей, церковь Святой Троицы, приходская школа. Изящное двухэтажное здание снесли в 1970-е годы. За ним видны корпуса богаделен по правую и левую руку от колокольни, а в самой левой части снимка - деревянный дом священника.

4. По декрету 1918 года весь комплекс был признан выдающимся произведением русской культуры, охраняемый государством и не подлежащий уничтожению. Богослужения в храме продолжались до 1920 года. Рассматривался вопрос о признании его кафедральным вместо Елоховского. Здесь могли бы интронизировать Патриархов Московских нового времени. Не случилось.

5. В 1935 году храм со всеми постройками передали заводу № 132 Глававиапрома, а в 1942 году здесь обосновался Московский машиностроительный завод «Знамя». Храм приспособили под цех, сломали главы, разбили внутреннее пространство на этажи, во внешних стенах прорубили новые окна и двери, а старые, наоборот, заложили. К храму осуществили обширную пристройку, а колокольню лишили шатрового завершения, обрубив её до второго яруса. В 1970 году сломали трапезную, и на её месте, между храмом и колокольней, построили высокий заводской корпус. Основной объём храма получил новый адрес, по Новодмитровской улице, проходящей позади завода. В результате статус памятника архитектуры остался только у остатков колокольни, сохранившей адрес по Дмитровскому шоссе. Только это и спасло её от окончательно уничтожения, но о ней речь пойдёт в конце.

6. Таким храм дошёл до наших дней. При акционировании завода умудрились приватизировать и цех-храм, и только в 2000 году здание передали к верующим.

7. За все годы советской власти храм ни разу не ремонтировался. Штукатурка со стен полностью осыпалась, обнажив фигурную кирпичную кладку. Видимые на снимке окна были прорублены в 1930-е годы. Над средним окном виден киот, в котором помещалась икона.

8. В 2006 году православная община привела в порядок несколько комнат внутри храма, после восьмидесятилетнего перерыва возобновились богослужения, началась реставрация здания.

9. Окна выступающих алтарных апсид были украшены замысловатой рамкой. Сейчас вместо этого окна прорублена дверь - главный вход в храм.

10. Сразу за дверью лестница наверх, поражающая своим видом.

11. Тут и там со стен глядят очищенные от побелки лики святых.

12. Многие фрески были разрушены при строительстве лестницы и перекрытий. От некоторых образов сохранились лишь фрагменты.

13. Восстановленный лик Святого Лаврентия Римского, архидиакона христианской общины Рима в III веке.

14. Фреска почти не пострадала: лестницей была обрублена лишь часть левой стопы святого. Образ был нарисован на столпе - одной из опор сводчатого потолка. Справа за фреской видна поздняя деревянная перегородка.

15. С другой стороны колонны до сих пор располагается грузовой лифт. С другой стороны к нему прилегает помещение, где ведутся службы, и трапезная.

16. Благодаря гостеприимству служителей храма, мне удалось совершить экскурсию по помещениям бывшего цеха.

17. В обширной пристройке к храму располагался литейный цех.

18. Уходя отсюда, завод забрал на металлолом огромные котлы, оставив только груды силикатного кирпича.

19.

20.

21.

22.

23. Сквозь полутораметровые стены собора были пробиты проходы, соединяющие пристройку с храмом. Сейчас здесь всё завалено хламом.

24. Но стоит лишь поднять глаза, и видишь очищенные от побелки старинные фрески.

25. Когда стены во время литья горячего металла разогревались, лики проступали сквозь побелку, а при остывании постепенно пропадали. Фантастическое, страшное зрелище...

26. Вместе со служителем выбираемся на крышу пристройки.

27. В стене храма видны пробитые окна, а под сохранившейся нишей для иконы сохранились остатки окантовки окна.

28. На крыше установлена мощная вентиляция литейного цеха.

29. Место одной из глав храма заняла вытяжка.

30. Вид на храм с того же ракурса в 1925 году. На переднем плане видна трапезная.

31. Так красиво был оформлен вид в трапезную.

32. Сейчас на месте трапезной торчит этот огрызок цеха.

33. На третьем этаже находился цех гальванопластики. Когда-то это место было на большой высоте, под самыми сводами храма.

34. Все росписи были закрыты многочисленными слоями краски, которая теперь снимается реставраторами.

35. В толстых стенах были прорублены окна.

36. В центре фрески сохранились довольно хорошо, но в дальней части, где стояли котлы с электролитом, краска со стен была стравлена окончательно, до голой кладки.

37. Но в основном фрески сохранились, что не может не радовать.

38. Работа движется, и есть все основания считать, что через некоторое время мы сможем лицезреть храм в первозданном виде.

39. А пока можно показать фотографии сохранившихся фресок.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47. А что же колокольня? Вплоть до конца 1960-х годов она стояла в окружении бывших богаделен.

48. Но в 1970-е годы заводу потребовалось для расширения возвести новые корпуса, и всё пошло под снос. Сохранились лишь первые ярусы колокольни, долгое время бывшие достопримечательностью округи. Внутри была дворницкая, хранились мётлы, лопаты и другой инструмент.

49. Колокольня была возвращена верующим в 1998 году, и в ней успели освятить отдельную церковь, в честь благоверного князя Дмитрия Донского.Такой, всю в лесах, я застал колокольню в мае 2012 года.

50. Полным ходом шло её восстановление. Строительный материал окупался за счёт именных кирпичей.

51. К декабрю колокольня была приведена в первозданное состояние. Хотя это уже не только колокольня, а уникальный для Москвы храм.

Фото 51 и 52 взяты с сайта храма.

52. На колокольню были подняты новые купола. Следует обратить внимание, что на большом колоколе - изображение императора Александра I.

Территория бывшего завода «Знамя» теперь превратилась в бизнес-центр «Стрелецкая слобода». На своём сайте они пишут, что «здесь органично соседствует прошлое и настоящее, а реставрация храма во внутреннем дворе (какая наглость!) идёт полным ходом. Работы планируется закончить в ближайшие несколько лет, чтобы вернуть храму вид, какой он имел в 1682-1684 годах». Они забыли упомянуть, что для придания собору первозданного вида потребуется к чёртовой матери снести всю их «Стрелецкую слободу». Но временщики из «АЕОН-Девелопмент» не имеют другого «бога», кроме денег.
Паршивые корпуса завода, разрубившие пополам памятник русской истории, должны быть уничтожены!

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (также церковь Параскевы Пятницы на Торгу) – храмовый ансамбль в городе Старице, построенный в 1740–1825 гг. и сочетающий в себе мотивы позднего классицизма и барокко. Одна из визитных карточек города.


Комплекс храма Рождества Богородицы, более известный как церковь Параскевы Пятницы, считавшейся покровительницей торговли, находится на левом берегу реки Волги рядом с древним старицким городищем. Когда-то он располагался на Торговой площади Старицы и вместе с множеством торговых рядов Гостиного двора перекликался с ансамблем Успенского монастыря, расположенного на другом берегу Волги. Горожане часто называют комплекс женским монастырем. Однако это не монастырь, это великолепный ансамбль храма, построенный в XVIII–XIX вв. И даже в наши дни, несмотря на плачевное состояние, церковь Рождества Богородицы является одной из достопримечательностей и визитных карточек города.

В 1728 г. по указу архиепископа Тверского Феофилакта вместо деревянного храма Параскевы Пятницы началось возведение каменной церкви Рождества Богородицы с приделом, посвященным древнему храму. Пятницкий придел был освящен в 1740 г., а освящение главного престола состоялось только спустя 10 лет, в 1750 г., при священнике Василии Алексееве. Позднее к белокаменной барочной церкви с невысокой колокольней с северной и южной сторон были пристроены два придела в виде ротонд в стиле позднего классицизма. Придел во имя Нила Столбенского построен в 1806 г., святой Мученицы Параскевы Пятницы – в 1825 г.

Сложную, но строго упорядоченную композицию ансамбля Богородицкой церкви с востока дополнила белокаменная колоннада с двумя часовнями и лестницами, спускающимися от ротонд к берегу Волги. Множество куполов – разных по форме и расположенных на разных уровнях – делают живописный облик храма очень камерным и уютным.

В Клировых ведомостях Старицкого уезда 1828 года указано, что каменная Рождественская церковь с приделами Великомученицы Параскевы (еще не освященным) и преподобного Нила чудотворца (освященным) построена в 1784 г. Земли пахотной и сенокосной при церкви не имелось, в 115 приходских дворах (в Старице и деревнях Федурнове и Коньковской слободе) числилось 315 душ мужского пола и 385 женского. В храме в это время служили: священник Космин Василий (32 года, священником с 1821 г.), диакон Иванов Илия (55 лет, диаконом с 1793 г.), дьячок Феодоров Петр (25 лет, дьячком в Старицкой Богородице-Рождественской церкви с 1825 г.), пономарь Кириллов Михаил (68 лет, пономарем с 1784 г.).

Согласно данным за 1901 г., Богородице-Рождественская церковь в Старице, построенная в 1784 г., имела три престола: Рождества Пресвятой Богородицы и Нила Столобенского (в теплой), мученицы Параскевы Пятницы (в холодной). В храме служили: священник Казанский Михаил Антонович (41 год, священником с 1883 г.), псаломщик Борисоглебский Петр Иванович (28 лет, псаломщиком с 1899 г.). Прихожан в Старице и в деревнях: Ново-Старкове, Коньковской слободе, Федурнове – 159 дворов (1 006 человек – 457 мужчин и 549 женщин). Под алтарем церкви в 1791 г. была устроена каменная часовня в честь Рождества Богородицы.

В 1914 г. служили: священник Казанский Михаил (53 года), псаломщик Смирнов Иоанн (46 лет). Прихожан в городе Старице и деревнях Старково, Федурково, Коньково – 998 человек (481 мужчина, 517 женщин).

В 1970-х гг. храм Рождества Богородицы был отреставрирован, но к началу 2000-х гг. он снова уже нуждался в реставрации.

Архитектура

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к характерному для XVIII столетия типу храма «восьмерик на четверике». Храм одноглавый с примыкающей к нему с востока грузной полукруглой апсидой. Углы четверика декорированы лопатками, окна – барочными наличниками с кокошниками. Колокольня, примыкающая к храму с запада, завершена высоким шпилем. Словно венком храм окружен кольцом построек разного времени. Особенно интересен придельный храм, выстроенный в 1825 г. в стиле позднего классицизма и представляющий собой ротонду, с фасадов украшенную фронтонами с неглубокой лоджией в ризалите. Купол, венчающий храм, окружен пологими куполочками.

Из других сооружений храмового комплекса до нашего времени сохранились часовня, две нарядные башни, увенчанные куполом со шпилем, дом причта и торжественная колоннада, представляющая собой галерею со спаренными колоннами тосканского ордера, объединяющую все постройки в единый ансамбль. Башни-ротонды когда-то использовались как лавки.

Постройки, в убранстве которых широко использован местный белый камень, образуют очень живописную группу. Авторы комплекса на редкость органично соединили в единое целое разновременные постройки, в декоре которых сочетаются мотивы позднего классицизма и барокко.

Высотные дома, автомобильные пробки на дорогах, пешеходы на улицах, озабоченные повседневными делами. Машины и обыватели носятся в пространстве мегаполиса под названием Москва. Как в клетке мечутся людские тщеславные желания в стенах из стекла и бетона. Стоп! Настало время отбросить житейские заботы. Пора остановиться и пообщаться с Богом. Ровно в 12 километрах от московского Кремля находится уголок спокойствия и тишины. На Крылатских холмах есть место, где царят благодать и умиротворение, и называется оно Храм Рождества Пресвятой Богородицы.

История церкви

Почти пять столетий существует церковь в Крылатском. Неоднократно разрушенная, она вновь восстанавливалась. Уже нет села Крылатского, есть район большого города, а Храм Рождества Богородицы и по сей день служит москвичам.

Деревянная летопись

Упоминается село Крылатское в завещании сына Дмитрия Донского князя Василия, датированном 1423 годом. Иван Четвёртый любил здешнюю природу и останавливался на отдых в Крылатском при возвращении в Москву. В очередное посещение села царём в 1554 году состоялось освящение местной церкви. Достоверно не выяснено, была ли это новая постройка, или здание капитально отремонтировали.

В начале 17 века подмосковные сёла серьёзно пострадали от польско-литовских оккупантов. «Смутное время» заставило крестьян прятаться в лесах. Село Крылатское пришло в запустение, церковь обветшала. Однако после изгнания захватчиков поселение, принадлежавшее боярам Романовым, быстро восстанавливается. К концу века в благополучном селении стояла перестроенная по приказу княгини Марфы деревянная церковь.

Новый храм Рождества Пресвятой Богородицы недолго служил прихожанам. Пожар уничтожил строение. По указу и на деньги царевны Софьи Алексеевны возводится новое здание. Осенью 1713 года церковь сгорела. Зимой службы проводились во временной часовне, куда поместили уцелевшие иконы и утварь. В следующем году отстраивается деревянная церковь. Через три года пристраивается придел во имя Николая Мирликийского. В 1751 году здание ремонтируется и перестраивается.

В 1784 году очередной пожар оставляет жителей Крылатского без церкви. Новым строительством руководит приходский священник Григорий Иванов. Во время нашествия наполеоновских войск здание церкви избежало участи предшественников и не сгорело в огне пожаров. Однако требовался капитальный ремонт и наполнение новой церковной утварью, взамен похищенной французскими солдатами. В январе 1813 года возрождённый храм был вновь освящён.

К середине 19 века помещение церкви было уже не в состоянии вместить прихожан. Настоятель Пётр Орлов обращается к московскому митрополиту с прошением о пристройке каменной трапезной к деревянному зданию. После продолжительного рассмотрения вопроса градостроители принимают решение о строительстве нового кирпичного храма. Подготовить проект и составить смету поручается Рафаилу Водо.

К 1868 году возведение церкви и трапезной завершилось. Здание оказалось ненамного вместительнее, а внутреннее пространство недостаточно освещалось солнечным светом. Строительство колокольни и перестройку храма поручили А. Н. Стратилатову. Под руководством архитектора пристраиваются два придела - во имя Казанской иконы Богоматери и святителя Николая. Иконостас, перенесённый из деревянной церкви, отремонтировали и очистили. Внутренние стены украшены изображениями из священных книг. К началу 20 века село Крылатское имело обустроенный храм.

В 1922 году Советская власть под лозунгом помощи голодающим Поволжья изъяла драгоценное храмовое имущество. В 1925 году часть населения Крылатского подписывают с большевиками договор об использовании местной церкви. Соглашение ущемляло прихожан в правах , но отодвинуло время разграбления храма.

Наступление немецко-фашистских дивизий на Москву заставило красноармейцев разобрать крышу церкви с куполами и колокольню. Советское командование опасалось, что высокое здание послужит ориентиром для германских артиллеристов и лётчиков. После войны помещение храма использовалось как склад.

В 1989 году верующие люди начали возрождение церкви в Крылатском. Храм Рождества Богородицы переходит в ведение Московской епархии, протоиерей Николай Морозов становится настоятелем. После восстановления колокольни и четверика церкви возобновились ежедневные богослужения.

Святыни храма

Реликвиями храма считаются:

  • Икона Богоматери «Рудненская».
  • Икона Святителя Николая.
  • Мощи святого Иова Анзерского.
  • Икона и ковчег с мощами святого мученика Вонифатия.

Рудненская икона Божией Матери

Своё название образ получил от места обретения - деревни Рудня. В 1687 году священник по имени Василий отнёс икону в киевскую Печерскую обитель. С 1712 года икона хранилась во Фроловском монастыре.

В середине 19 века список с иконы обретён жителями деревни Крылатское. В сенокосную пору, отдыхая у ручья, крестьяне обнаружили деревянную доску с изображением лика Богоматери. Позже на этом месте прихожане построили часовню, а находку поместили в местный храм. Перед Рудненской иконой служили молебны и освящали воду, привезённую из родника. В 1917 году на святом источнике провёл богослужение Патриарх Московский Тихон.

В 1936 году, когда церковь закрыли и разграбили, женщины села сшили платья из служебных облачений священников. Одна из осквернительниц святого места разбила и сожгла икону Богоматери. Кара небесная в прямом и переносном смысле постигла богохульницу. Во время налёта фашистской авиации женщина погибла.

В церкви сохраняется святой образ, принадлежавший Параскеве Мухиной. Икона создавалась в начале 20 века. В 1990 году внучка и наследница Мухиной Лидия Груздева подарила семейную реликвию Храму Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском . День памяти иконы отмечается 25 октября.

В прошлом столетии икона Святителя Николая располагалась над воротами ткацкой мануфактуры Сакса в Кунцеве. После прихода к власти большевиков святой лик забросили в сарай, откуда её забрал и увёз домой крестьянин деревни Крылатское. Потомки благочестивого селянина передали образ Николая Чудотворца в восстановленный храм.

Святитель Николай почитается в России с древнейших времён. Нет ни одного храма, в котором бы не хранился список иконы мирликийского Чудотворца. Российские флотоводцы считают его покровителем мореплавателей. В трудных житейских ситуациях прихожане ищут помощь у небесного заступника.

Мощи преподобного Иова Анзерского

Будучи духовником Петра Первого, преподобный Иов был оклеветан. По царскому указу отец Иов отправился в ссылку в Соловецкий монастырь. Многие годы инок, давший обет безмолвия, жил в Анзерском ските. Подвижническая жизнь в северных краях и основание отшельнического скита снискали уважение архангельской братии. В день кончины святого монаха келья озарилась божественным светом. Молитвы, обращённые к Иову, избавляют от печали и дают духовные силы преодолеть гонения и поношения. Старинная литография и частицы мощей Иова подарены храму иеромонахом Евлогием.

Реликвии святого Вонифатия

Живший в 3 веке римлянин Вонифатий отправился в малоазиатский город Тарс, чтобы выкупить у язычников мощи мучеников. Став свидетелем истязания христиан , он открыто заявил о вере в Иисуса Христа. Палачи усекли Вонифатия мечом. В 2010 году благотворители Н. Мезенцева и К. Мирейский преподнесли в дар храму икону и частицу мощей святого. Молитвы к мученику и зажжённая свеча способствуют исцелению от недугов, в особенности от наркомании и алкоголизма.

Целительный источник

Святой источник, возле которого явилась «Рудненская» икона, славился в древнем Московском государстве. Воду из ручья доставляли в Кремль для нужд царского двора Ивана Четвёртого. В нынешнее время вода в роднике считается самой чистой на территории Москвы. Люди, искренне верящие в силу Божью, получают в этом месте исцеление от заболеваний. Ежегодно в престольный праздник, в Крещение и в день памяти Рудненской иконы крестный ход спускается к роднику для молебна и совершения обряда освящения воды.

Особенности архитектуры

По проекту архитектора Водо в здании храма сочетаются древнерусские формы зодчества с элементами классицизма. В традициях древней Руси выполнен основной квадратный куб церкви с симметричным пятиглавым куполом. Прямоугольные лопатки делят стены фасада на три части. Орнаментальная кирпичная кладка украшает карниз. В классическом стиле выполнены большие окна и не украшенные декором стены. Световой барабан отсутствует.

При восстановлении в конце прошлого века возведена новая трёхъярусная колокольня с шатровой звонницей. К восточной части церкви пристроена полукруглая апсида. Переход от колокольни в храм расширен. Наружные стены, выкрашенные в нежно-голубой цвет, оттеняются белыми колоннами, карнизами и оконными рамами. Новый иконостас выполнен в стиле барокко. Роспись внутренних стен соответствует нормам древнерусской живописи.

Богослужения и требы

Каждый день прихожанам открывает двери церковь в Крылатском . Расписание служб следующее:

  • В рабочие дни литургия начинается в 9 часов, вечерня и утреня - в 17 часов.
  • В воскресные и праздничные дни начало ранней литургии в 7 часов, поздней литургии - в 10 часов, всенощного бдения - в 17 часов.

На странице официального сайта предлагается информация для людей, желающих посетить храм в Крылатском. Расписание богослужений на месяц указывает имена святых, почитаемых в дни службы. По представленным номерам телефонов приходские священники отвечают на вопросы и дают консультации.

Храм в дневное время открыт и закрывается в 20.00.

Социальная жизнь обители

В храме проходят не только богослужения . При церкви открыта воскресная школа «Родник», в которой работают:

  • Музыкальный класс.
  • Художественная студия.
  • Клуб единоборств.
  • Кружок творческого рукоделия.

Для взрослых открыт центр психологической поддержки и курсы по изучению православных дисциплин. Приходская библиотека располагает обширным собранием литературы по истории церкви, богословию, трудам святых отцов. Одиноким и пожилым прихожанам волонтёры помогают в ведении домашнего хозяйства. В церкви работает пункт приёма и выдачи одежды.

Из станции метро «Крылатское» нужно выйти к торговому центру «Бульвар». В 700 метрах на восток находится регулируемый пешеходный переход через улицу Крылатские Холмы. Отсюда олимпийская велосипедная трасса вдоль лесополосы приведёт в церковь.

К Храму можно дойти пешком от остановки «Церковь» на улице Крылатской. От метро «Молодежная» к этой остановке ведут автобусные маршруты № 732, 829; от метро «Кунцевская» - маршрут № 733; от метро «Полежаевская» - маршрут № 271.

Если поездка совершается на автомобиле, то транспортное средство придётся оставить на парковке на улице Крылатские Холмы или на улице Крылатская, а оставшийся путь преодолеть своим ходом.

Словно птица Феникс из пепла, возрождался храм на крылатских холмах. Раз за разом строился и перестраивался земной дом Царя Небесного. Уютнее и красивее становится место, где страждущие прихожане находят защиту и покровительство у Спасителя нашего. Верующие люди обретают помощь и поддержку, утоляя духовную жажду у источника живительной влаги. Здесь человек, живший от зарплаты до зарплаты, начинает отсчитывать время по вехам церковного календаря.

Построена в 1509 г. на месте деревянного храма, который был первоначально возведён в 1370 г. преподобным Сергием Радонежским и его племянником Феодором, епископом Ростовским, как храм небольшого мужского монастыря. В 1380 г. монахом этого монастыря был преподобный Кирилл Белозерский. На предполагаемом месте его келий до 1917 г. существовал памятный камень. В 1998 г. на этом месте восстановлен памятный крест. Около деревянного храма находились захоронения героев Куликовской битвы 1380 г. - монахов Свято-Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета и Андрея Осляби, погибших в единоборстве с татарами. Гробницы их были затем устроены в новом храме (описание гробниц известно с 1660 г.).

В XVII в. монастырь упразднен, храм стал приходским. В 1703 г. на северо - востоке от храма построена отдельно стоявшая деревянная теплая трапезная с храмом святителя Николая Чудотворца (в 1734 г. перестроена). В 1785-87 гг. coopужена новая, каменная, трапезная и колокольня (перестроена в 1849-55 гг.). В 1870 г. в приделе преподобного Сергия Радонежского установлено чугунное надгробие Пересвета и Осляби. В 1894 г. расписан главный храм. Главный престол — Рождества Пресвятой Богородицы, приделы — преподобного Кирилла Белозерского (в правой алтарной части, известен с 1792 г.), благоверного князя Димитрия Донского, в трапезной — преподобного Сергия Радонежского (северный), святителя Николая Чудотворца (южный). Храм выстроен в русско-византийском стиле. Четырехугольный, бесстолпный, однокупольный с луковичной главой.

В 1927 г. церковь закрыта. В 1930-х гг. обезглавлена. Надгробие героев Пересвета и Осляби отправлено на лом. В стенах пробиты окна и двери. В здании разместилась компрессорная станция завода «Динамо». В 1932 г. снесена колокольня. В 1980-х гг. церковь передана Историческому музею. С 1980 г. реставрировалась добровольцами, к 1988 г. отгорожена от завода. В 1989 г. возвращена РПЦ. В 1991г. рядом с храмом построена каменная звонница.

Святыни: особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери (находилась в Историческом музее), резная Влахернская икона Божией Матери, святые мощи преподобного Александра Пересвета и Андрея Осляби (под спудом).



На территории храма находится мраморный памятник святым Пересвету и Осляби работы скульптора В. М. Клыкова, ранее находившийся в трапезной. Автор надгробия - московский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. На задней стороне черного обелиска прикреплена большая бронзовая доска со словами из "Задонщины": "Положили вы головы свои за святые церкви, за землю за русскую и за веру за христианскую".
Звонница рядом с церковью сооружена в 1991 г.

При храме действует воскресная школа, работает приходская Старосимоновская библиотека. На церковной территории находятся часовня во имя преподобного Кирилла Белозерского, памятный камень в честь знаменательного события 1397 года (явления Кириллу Богородицы), а также символическая могила композитора Александра Алябьева. Место реального захоронения Алябьева находится недалеко от церкви Рождества Богородицы, под зданием ДК ЗИЛ. Поэтому памятный крест решили установить здесь, у стен одного из древнейших московских храмов, где располагался известный московский некрополь. На дорожке, ведущей к храму, вдоль бетонного забора выставлены обломки могильных плит, от просто старинных до белокаменных древнерусских. В стену церкви вмурованы осколки разбитых в 1930-е гг. колоколов. На колокольне, воссозданной в 2006 году, установлен колокол «Пересвет» — дар Брянской области.

Задуманный и заложенный храм Успения Богородицы в Ново-Симоновском монастыре по тяжелым обстоятельствам того времени не мог быть сооружен скоро, он строился 26 лет. Заложенный в 1379 году, он был окончен и освящен в 1404 году. Все время, пока он строился, иноки, переселившиеся на жительство в новое место, не могли прервать своего общения с прежним храмом Рождества Богородицы и постоянно должны были ходить к Богослужению в этот храм. По окончании постройки Успенского храма церковь Рождества Богородицы сделалась скитскою, около нее ютились монастырские службы, да несколько небольших келий тех немногих старцев, которые не пожелали покинуть своего первоначального места уединения.



Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове церковь (Восточная улица, дом № 6).

Храм является частью некогда существовавшего на этом месте первоначального Симонова монастыря. Вокруг храма располагалось монастырское кладбище. В северо-западной части трапезной под спудом покоился прах святых иноков Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, по благословению преподобного Сергия Радонежского участвовавших в Куликовской битве. Согласно местному преданию, у алтаря в двух могилах были погребены останки 32 князей и воевод - сподвижников святого благоверного князя Димитрия Донского, павших на Куликовом поле. В память всех погребенных вблизи храма ныне установлен деревянный крест.

В 1509 г. возвели существующее доныне каменное церковное здание. В середине XVII века Старый Симонов монастырь был упразднен, храм Рождества Пресвятой Богородицы стал приходским. В конце XVIII века к нему пристроили трапезную, которую в 1849-1855 гг. заменили новой, более обширной, с левым приделом преподобного Сергия Радонежского. Одновременно возвели колокольню. В конце XIX в. в ходе реставрации храм был вновь расписан, замурованные ранее окна вновь пробили, восстановили наружный каменный декор. В 1870 г. над могилами Пересвета и Осляби устроили сень - шедевр чугунного каслинского литья, - покрытую золотом и увенчанную тремя крестами, символизирующими Святую Троицу. Каменные плиты с описанием подвига иноков были заменены чугунными.

В 1929 г. храм закрыли, церковная глава была уничтожена, колокольня разобрана, надгробные плиты монастырского кладбища распилены на бордюрные дорожные камни. В 1989 г. храм вернули общине верующих. 16 сентября 1989 г. были освящены приделы преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая, выстроена каменная звонница. Художник О.Б. Павлов на северной и южной стенах выполнил росписи в технике термофосфатной живописи - Рождество Пресвятой Богородицы и образ Божией Матери «Оранта». Росписи и внутреннее убранство были восстановлены. В левом приделе преподобного Сергия Радонежского над могилой святых иноков Пересвета и Осляби установили надгробие, выполненное скульптором Вячеславом Клыковым. Исторический музей вернул в храм чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери. 3 июня 1993 г. освятили главный престол в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В алтаре ныне также возобновлен придел преподобного Кирилла Белозерского.

К этой церкви приписана часовня во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при Центре лечения и социальной реабилитации наркологических больных.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Старом Симонове.

В 1370 г., согласно желанию великого князя Димитрия Донского, здесь возник монастырь. Владение землею в этой местности прежде было связано с именами Симона Головина и Григория Ховрина. Первым игуменом был св. Федор, племянник преп. Сергия. Когда в 1379 г. монастырь был перенесен на нынешнее его место, при прежнем храме оставлена была малая обитель, зависевшая от главной и называвшаяся «Рождественскою, что на Лисьином пруде». Церковь стала приходскою приблизительно с 1646 г., когда окладные деньги вносили уже белые священники, а не монастырь.

Вместо деревянной, в 1509 г. построена каменная церковь, составляющая главную часть ныне существующего храма. Ее стиль чисто русский, она напоминает Владимирские церкви, а также ранние Московские, с поясом каменной резьбы вокруг всего храма и с такими же входными арками, как при Ризположенской в Кремле церкви (1486 г.). Особенностью является бесстолбность, глухой закрытый купол, отсутствие окон верхнего света, деревянные связи сводов в алтаре. В южном предалтарии устроен придел во имя св. Кирилла Белозерского, первоначально бывший особою деревянною церковью. Стенопись неоднократно возобновлялась и не сохранила древнего вида.

Трапезная и Никольский придел, вместо прежних, выстроены были деревянными же в 1734 г. В 1660 г. упоминаются каменные палатки над гробницами Пересвета и Ослебяти, похороненных здесь героев Куликовской битвы. Нынешняя западная часть всего храма, заключающая в себе трапезную с этими двумя гробницами, колокольню и приделы: новый - преп. Сергия и старый - Николая чудотворца, воздвигнута в 1849-55 гг.

Нынешние чугунные надгробия над Пересветом и Ослебятею сооружены в 1870 г. Сохранились замечательные древние иконы Николая чудотворца, Господа Вседержителя и др.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.