Высказывания оптинских старцев о труде. Советы оптинских старцев христианам, живущим в миру

Не ищи любви в других к себе, а ищи ее в себе, не только к ближним, но и к врагам (преподобный Макарий Оптинский).

Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (1 Ин. 3, 15)... Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению (преподобный Амвросий Оптинский).

Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение (преподобный Амвросий Оптинский).

Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба — там гордыня. (а любить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий, даже если он, т. е. образ Божий, в человеке загрязнен, он может отмыться и быть опять чистым). Прошу и желаю, чтобы между вами была любовь (преподобный Никон Оптинский).

Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые (преподобный Никон Оптинский).

От ласки у людей бывают совсем иные глазки (преподобный Амвросий Оптинский).

Первые христиане любили Бога, любили каждого человека, потому что если любишь Родившего, то любишь и от Него, и каждый христианин ведь рожден от него в Таинстве крещения. Святой апостол говорил: Чадца, любите друг друга (Ср.: 1 Ин. 3, 18—19), смиряйтесь, смиряйтесь.

Любовь не точию более нашей молитвы, но и выше всех жертвоприношений... (преподобный Антоний Оптинский).

Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей (преподобный Никон Оптинский).

Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому дьявол мешать не может, а где — только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим [способом] (преподобный Амвросий Оптинский).

Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши (преподобный Амвросий Оптинский).

Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедуй это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать, а когда исповедуешь, враг и отойдет (преподобный Амвросий Оптинский).

Тебя не любят — ты люби их, то, что тебя не любят, не от тебя зависит, а их любить состоит в твоей воле и есть твоя обязанность, ибо Господь заповедал: любить не любящих нас, но врагов (Мф. 5, 44), а когда в нас этого нет, то и кольми паче должны мы смиряться и прогонять гордость и молиться о сем Господу.

(преподобный Макарий Оптинский).

Молитва Оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

  • Ад – есть тьма неведения, покрывающая разумную тварь после потери ею созерцания Бога. авва Евагрий
  • Ад и тамошние муки всяк представляет так, как желает, но каковы они, никто решительно не знает. прп. Симеон Новый Богослов
  • Ангелы всюду здесь присутствуют, и особенно в доме Божием предстоят Царю, и все исполнено этих бесплотных сил. свт. Иоанн Златоуст
  • Ангелы не только защищают, но и руководят верующих, чтобы они не преткнулись. свт. Иоанн Златоуст
  • Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в добродетели, почему стараются наполнять нас духовными созерцаниями и содействуют нам во всяком добре. свт. Феодор Едесский
  • Ангелы, сии бестелесные существа, не пребывают без преуспеяния, но всегда приемлют славу к славе и разум к разуму. прп. Иоанн Лествичник
  • Ангелы, соблюдшие свой чин, свободны и пасть, но не захотят этого по причине обилия благ, вкушенных ими от покорности воле Божией. свт. Феофан, Затворник Вышенский
  • Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков. свт. Игнатий Брянчанинов
  • Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений, исполнение очей слезами, умягчение сердца, хранение помыслов укрощение злых духов, обуздание языка, прогнание мечтаний. прп. Иоанн Лествичник
  • Бедность для многих кажется злом, но на самом деле она не такова, а напротив, если кто внимателен и любомудр, она служит даже к истреблению зла. свт. Иоанн Златоуст
  • Бедность – не добро, но доброе пользование бедностью – добро. свт. Иоанн Златоуст
  • Бедность нисколько не служит препятствием к гостеприимству. свт. Иоанн Златоуст
  • Бедность, если угодно, может доставить нам гораздо больше, чем богатство поводов к удовольствию. Почему? Потому что она свободна от забот, ненависти, вражды, зависти, браней и бесчисленных зол. свт. Иоанн Златоуст
  • Безмолвная зависть может стать стрелою. прп. Ефрем Сирин
  • Бесстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудободвижна на зло. прп. Максим Исповедник
  • Бесстрастие есть неподвижность души на худое, но ее можно получить только с помощью благодати Христовой. авва Фалассий
  • Бесстрастие есть совершенное познание Бога, какое мы можем иметь после Ангелов… прп. Иоанн Лествичник
  • Бесстрастие есть та любовь, которую Господь Иисус учил всех иметь. прп. авва Исайя
  • Бесстрастие имеет душа не та, которая не пленяется вещами, но та, которая и при воспоминании о них пребывает невозмущаемою. авва Евагрий
  • Блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие при виде настоящего, но ожидает чаемого; кто о Создавшем нас не возымел недоверчивой мысли. свт. Василий Великий
  • Блажен, кто, вместо всех стяжаний, приобрел Христа, у кого одно стяжание – крест, который и несет он высоко. свт. Григорий Богослов
  • Блажен, у кого помышление всегда о Боге, кто удержался от всего мирского и с Ним одним пребывал в беседе ведения своего. прп. Исаак Сирин
  • Блаженна смиренная душа; любит ее Господь. Выше всех во смирении Божия Матерь, и за то ублажают Ее все роды на земле и служат Ей все силы небесные; и сию Матерь Свою дал нам Господь в заступление и помощь. прп. Силуан Афонский
  • Блаженна та жизнь, в которой уста беззакония, как некий источник грязи, навсегда заградятся и человеческой жизни не будут уже осквернять зловонием! свт. Григорий Нисский
  • Блаженство поставляй не в обильной трапезе, не в веселом пении, не в текущем отовсюду богатстве, но в довольстве малым, в том, чтобы не иметь недостатка в необходимом: первое делает душу рабою, а последнее – царицей. прп. Исидор Пелусиот
  • Бог создал человека свободным, почтив его умом и мудростию, положив пред очами его жизнь и смерть, так что если пожелает по свободе идти путем жизни, то будет жить вечно, если же по злому произволению пойдет путем смерти, то вечно будет мучиться. прп. Ефрем Сирин
  • Бог сотворил человека не для того, чтобы он погиб, но чтобы шествовал к нетлению, так что и тогда, когда Он допустил смерть, допустил ее с тою мыслию, чтобы ты вразумлялся этим наказанием и, сделавшись лучшим, мог опять достигать бессмертия. свт. Иоанн Златоуст
  • Бог сотворил человека с достаточными силами избирать добродетель и избегать зла. свт. Иоанн Златоуст
  • Бог ценит дела по намерениям их. Ибо сказано: «даст тебе Господь по сердцу твоему». … Поэтому кто хочет что-нибудь сделать, но не может, тот считается перед Богом, знающим намерения сердец наших, как сделавший. Это касается как добрых дел, так и злых. прп. Марк Подвижник
  • Бог, соделавшись человеком, соединился с людьми и, приобщившись человечества, преподал всем верующим в Него и показывающим веру от дел причастие Божества Своего. прп. Симеон Новый Богослов
  • Бог, явившийся нам во плоти, по учению благочестивого предания, невещественен, невидим, несложен, был и есть неограничен и беспределен, вездесущ и всю тварь проницает, но в том, что являлось людям, был зрим в человеческом облике. свт. Григорий Нисский
  • Бога должно чтить не дымом и смрадом, но доброю жизнью, не телесною, а духовною. Не так поступают бесы идолы языческие – они даже требуют себе жертв. свт. Иоанн Златоуст
  • Бога имей пред очами во всяком деле, какое бы ты ни делал. прп. авва Исайя
  • Бога тогда преславно почтишь, когда посредством добродетелей отпечатлеешь в душе твоей Его подобие. авва Евагрий
  • Богатство заключает в себе еще то зло, что неправедно приобретший его, совершая грехи безнаказанно, никогда не перестает совершать их, получает раны неисцельные, и никто из людей не налагает на него узды. свт. Иоанн Златоуст
  • Богатство отнимает Бог у тех, которые употребляют его худо если они не безнадежны для спасения, и тем сокрушает орудие их неправды.свт. Василий Великий
  • Богатство, если имеешь, – расточай, а если не имеешь, – не собирай. прп. Нил Синайский
  • Если ты мужественно переносишь бедность, благодаря Господа, то этот предмет послужил для тебя поводом и случаем к получению венцов; а если ты за нее хулишь Создателя и осуждаешь Промысл Его, то ты употребил ее во зло. свт. Иоанн Златоуст
  • Если ты научишься не говорить ничего лишнего, но постоянно ограждать и мысль, и уста свои беседою из Божественных Писаний, то хранение твое будет крепче адаманта. свт. Иоанн Златоуст
  • Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя бы сначала и без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. прп. Амвросий Оптинский
  • Если ты не в состоянии заградить уста клевещущему на друга своего, то, по крайней мере, остерегись от общения с ним». прп. Исаак Сирин
  • Если ты не знаешь в точности всех дел Господа своего, то за это особенно поклоняйся Ему, – за неизреченное Его величие, за непостижимое Его Промышление, за многообразное и премудрое Его попечение. свт. Иоанн Златоуст
  • Если ты не уверен в благах будущих, то поверь им на основании настоящих, которые уже получил. свт. Иоанн Златоуст
  • Если ты оклеветал кого, если сделался врагом кому-либо, примирись до судилища. Все окончи здесь, чтобы тебе без забот увидеть то седалище (Судии). свт. Иоанн Златоуст
  • Если ты пригвождаешь себя к земле, тогда как тебе предложены блага небесные, то подумай, какое в этом оскорбление для Дарующего их. свт. Иоанн Златоуст
  • Если увидим или услышим, что кто-нибудь в продолжение немногих лет приобрел высочайшее бесстрастие, верь, что такой шествовал не иным путем, но блаженным смирением. прп. Иоанн Лествичник
  • Кто наслаждается благоденствием и чувствует благодарность, тот исполняет должное, а кто терпит бедствия и прославляет Бога, тот приготовляет себе воздаяние. свт. Иоанн Златоуст
  • Кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святого. Дух Святой учит любить врагов так, что будет жалеть их душа, как родных детей. прп. Силуан Афонский
  • Кто не считает себя грешником, того молитва не принимается Господом. прп. Исаак Сирин
  • Кто не чувствует мужества терпеть болезнь то лучше прибегать к лекарям, все же помощи ожидая от Бога, ибо Он вразумляет лекарей. свт. Феофан, Затв. Вышенский
  • Кто ненавидит брата своего, тот пребывает в смерти. прп. Ефрем Сирин
  • Кто ненавидит свои грехи, тот перестает грешить; и кто исповедует их, тот получит отпущение. Невозможно человеку оставить привычку грешить, если не приобретет прежде вражды ко греху, и невозможно получить отпущение греха, прежде исповедания прегрешений. Ибо исповедание согрешений бывает причиной истинного смирения. прп. Исаак Сирин
  • Кто обрел зависть, тот обрел с нею диавола. прп. Исаак Сирин
  • Кто одним воздержанием покушается утолить сию блудную брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, плавая одной рукою. Совокупи с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы. прп. Иоанн Лествичник
  • Кто по собственной воле предается порокам тот достоин не слез, а рыдания. свт. Иоанн Златоуст
  • Кто познал любовь Божию, тот любит весь мир и никогда не ропщет на свою судьбу, ибо временная скорбь ради Бога доставляет вечную радость. прп. Силуан Афонский
  • Кто предпочитает земное духовному, тот лишится и того и другого, а кто стремится к небесному, тот непременно получит и земное. свт. Иоанн Златоуст
  • Матерь блуда есть объядение. прп. Иоанн Лествичник
  • Матерью пороков признавай леность, потому что блага, какие имеешь, расхищает, а каких не имеешь, не допускает приобрести. прп. Нил Синайский
  • Между бесстрастными один бывает бесстрастнее другого. Ибо иной сильно ненавидит зло, а другой ненасытно обогащается добродетелями. прп. Иоанн Лествичник
  • Между человеческими действиями многие добры сами по себе, но бывают недобрыми по какой-либо причине. Например, пост и бдение, молитва и псалмопение, милостыня и странноприимство сами по себе суть дела добрые, но когда делаются из тщеславия, тогда они уже не добры. прп. Максим Исповедник
  • Мне кажется, что вступившим на путь борьбы оружием слова против врагов истины прилично вооружаться только против тех лживых мнений, кои хоть сколько-нибудь подкреплены вероятностью, а не сквернить слово мертвыми и уже смердящими его мнениями. свт. Григорий Нисский
  • Многие богатые и сильные дали бы дорого за то, чтобы увидеть Господа или Его Пречистую Матерь, но не богатству являет Себя Бог, а смиренной душе Всякий последний бедняк может смириться и познать Бога. Не надо ни денег, ни имений, чтобы познать Бога, но только смирение. прп. Силуан Афонский
  • Ненависть есть отчуждение от неприятного и отвращение от оскорбляющего. свт. Григорий Нисский
  • Ненависть за Бога гораздо лучше любви за Него; когда любят нас для Бога, то мы делаемся должниками Его за такую честь, а когда ненавидят нас, то Он сам делается должником, за которым остается наша награда. свт. Иоанн Златоуст
  • Ненависть не только не терпит рассуждения и научения, а, напротив, спешит на грех и погибель. Такого рода люди суть дети сатаны. прп. Ефрем Сирин
  • Ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия. прп. Макарий Египетский
  • Необуздание языка означает, что он не имеет внутри себя добродетели. прп. авва Исаия
  • Неприязнь и серчание дозволены только тогда, когда предметом их – дурные помыслы и чувства. свт. Феофан, Затворник Вышенский
  • Несомненная истина, что высочайший Промысл Божий простирается решительно на все сотворенное: Бог все предусматривает и обо всем заботится. Это и есть то Божественное отеческое попечение, о котором говорит блаженный апостол Петр: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас». свт. Илия Минятий
  • Нет зла хуже ее зависти. Блудник, например, по крайней мере получает некоторое удовольствие и в короткое время совершает свой грех, а завистливый мучит и терзает себя прежде того, кому завидует, и никогда не оставляет своего греха, но всегда остается в нем. свт. Иоанн Златоуст
  • Нет ничего упорнее этой страсти зависти, и не легко она уступает врачеванию, если мы не будем внимательны. свт. Иоанн Златоуст
  • Нет человека, который бы не скорбел во время обучения; и нет человека, которому бы не казалось горьким время, когда испивает он яд искушений. Без них невозможно приобрести сильной воли многократно испытывая Божию помощь в искушениях, человек приобретает и твердую веру. прп. Исаак Сирин. Слова, 37
  • Нечистые духи усиливают страсти в нас, пользуясь нашим нерадением, и подстрекая их; а уменьшают страсти – святые ангелы, побуждая нас к совершению добродетелей. прп. Максим Исповедник
  • Ни бедность, ни болезнь, ни самое главное из всех бедствий – смерть не могут повредить подвергшемуся им, когда спасена душа; равно как и от самой жизни не получишь ничего доброго, когда душа растлилась и погибла. свт. Иоанн Златоуст
  • Ни в каком деле не ищи земной славы, ибо она угасает для того, кто любит ее. На время она, подобно сильному ветру, обвевает человека, и вскоре, отняв у него плод добрых дел его, удаляется, посмеявшись его неразумию. свт. Геннадий Константинопольский
  • Предай забвению как можно скорее свои добрые дела и заслуги Не записывай своих добрых дел, ибо если запишешь их, они быстро поблекнут, если же забудешь о них, они будут вписаны в вечность. свт. Николай Сербский
  • Предел блуда есть то, когда кто похотствует при виде животных и даже бездушных созданий. прп. Иоанн Лествичник
  • Преисподние темницы представляют странное и страшное уничтожение жизни, при сохранении жизни. свт. Игнатий Брянчанинов
  • Претерпевая бедствия, будем радоваться, потому что это отплата за грехи. свт. Иоанн Златоуст
  • При распалении плоти не касайся тайных членов, чтобы не произвести сильнейшего распаления. прп. Ефрем Сирин
  • Природа наша удобоприемлема и для добра, и для зла, и для Божией благодати, и для сопротивной силы. прп. Макарий Египетский
  • Язык всего пагубнее для людей. Это конь, всегда убегающий вперед, это – самое уготованное оружие. свт. Григорий Богослов
  • Язык дан для того, чтобы ты песнословил и восхвалял Создателя, но, если ты недостаточно наблюдаешь за собой, он становится для тебя причиной богохульства и сквернословия. свт. Иоанн Златоуст
  • Язык есть меч изощренный; но им мы не станем ранить других, а будем вырезывать собственные гнилые язвы. свт. Иоанн Златоуст
  • Язык есть царский конь. Если ты наложишь на него узду и научишь его ходить прямо, то царь спокойно будет сидеть на нем, если же пустишь его бежать и скакать без узды, то на нем будет ездить диавол и бесы. свт. Иоанн Златоуст
  • Язык злоречивый – диавольское ложе. прп. Нил Синайский
  • Язык коль скоро начнет говорить в свое удовольствие, то бежит в речи, как разнузданный конь, и выбалтывает не только хорошее и подобающее, но и нехорошее и зловредное. прп. Никодим Святогорец
  • Язык многих тщеславных довел до гибели. прп. Нил Синайский

Не ищи любви в других к себе, а ищи ее в себе, не только к ближним, но и к врагам (преподобный Макарий Оптинский).

Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (1 Ин. 3, 15)... Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению (преподобный Амвросий Оптинский).

Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение (преподобный Амвросий Оптинский).

Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба — там гордыня. (а любить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий, даже если он, т. е. образ Божий, в человеке загрязнен, он может отмыться и быть опять чистым). Прошу и желаю, чтобы между вами была любовь (преподобный Никон Оптинский).

Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые (преподобный Никон Оптинский).

От ласки у людей бывают совсем иные глазки (преподобный Амвросий Оптинский).

Первые христиане любили Бога, любили каждого человека, потому что если любишь Родившего, то любишь и от Него, и каждый христианин ведь рожден от него в Таинстве крещения. Святой апостол говорил: Чадца, любите друг друга (Ср.: 1 Ин. 3, 18—19), смиряйтесь, смиряйтесь.

Любовь не точию более нашей молитвы, но и выше всех жертвоприношений... (преподобный Антоний Оптинский).

Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей (преподобный Никон Оптинский).

Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому дьявол мешать не может, а где — только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим [способом] (преподобный Амвросий Оптинский).

Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши (преподобный Амвросий Оптинский).

Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедуй это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать, а когда исповедуешь, враг и отойдет (преподобный Амвросий Оптинский).

Тебя не любят — ты люби их, то, что тебя не любят, не от тебя зависит, а их любить состоит в твоей воле и есть твоя обязанность, ибо Господь заповедал: любить не любящих нас, но врагов (Мф. 5, 44), а когда в нас этого нет, то и кольми паче должны мы смиряться и прогонять гордость и молиться о сем Господу.

(преподобный Макарий Оптинский).

Молитва Оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

20. Скорбишь о том, что тебя клевещут напрасно. Вспомни, как клеветали Господа нашего Иисуса Христа, Царя славы! Кто ж мы? Он безгрешен, а мы, хотя в том и невиновны, но в других случаях много повинны пред Богом, а за те-то невидимые грехи попускает Бог клевету ложную, чтобы оною очистить грехи.

21. Кто боится грехов, тот избавится от них, [чувство] безопасности гораздо страшнее.

22. Одно слово «прости», с сердечным сознанием, попаляет врагов и мир дарует.

Борьба со страстями

23. Не в том только состоит дело спасения, что сходить в церковь да сесть за пяльцы, а надобно смотреть за сердцем своим и истреблять страсти: гордость, самолюбие, тщеславие, гнев, ярость, злобу, обжорство, похоть плоти и прочее; в том-то и состоит наша духовная брань - противиться страстям, истреблять их помощию Божиею.

24. Борьба со страстьми необходима: ибо тьма и мгла страстей помрачает душевные наши очи, дабы не видеть Солнца правды, Иисуса...

25. Нам не дают покоя наши страсти, да какой-нибудь случай откроет их нам, то лежащее внутрь нас неустройство смущает, а когда при всяком случае будешь противиться, не делать по страсти, то оные изнемогут. Когда же победишься, то зазри себя, укори и смирись, имей себя хуже всех, яко побеждаемую от страстей, никого из людей не вини, но себя обвиняй, и получишь помощь Божию.

26. Не думай, что можешь скоро научиться духовной жизни; она есть художество художеств; не одна теория, но и практика нужна, а при оной бывает много и преткновения, и восстания.

27. Подвиги против страстей тогда только тягостны бывают, когда гордо и самонадеянно проходим оные, а когда смиренно, призывая Божию помощь и исправления оной приписывая, то они бывают удобоносимы. «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть»*, сказал Спаситель.

28. Когда отнять у нас сию работу, то есть борьбу со страстями, и побеждаться ими, а быть в мнимом безгрешии, то что же будет? Обольщение своею святостью, которое горше грехопадений с покаянием.

29. Надобно опасаться предаваться беспечности греховной в надежде покаяния - это то же, что и отчаяние.

30. Непохвально, что побеждаешься от помыслов и падаешь, но то еще хуже, что отчаиваешься. Мы находимся в борьбе, падаем и восстаем, и мужественнее на брани бываем, но отнюдь не надобно отчаиваться, а смиряться и каяться, хоть и стыдно, но должно.

31. Знай же, отчего бывает сильнее брань и побеждение: от мнения о себе, от осуждения ближних, от излишней пищи и покоя телесного, а еще от сокровения помыслов от отца духовного.

32. Когда смирится, тогда и брань (блудная. - Ред. ) поутихнет - поменьше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не любить украшаться хорошим платьем, хранить очи и уши. Сии все средства суть предохраняющие; еще не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога.

33. Как скоро помыслишь о себе нечто высоко, то и знай, что самым сим ты ниже и хуже других стала, кроме других твоих немощей и поползновений.

34. Возношение, т.е. гордость, так пагубна, что и с высоты добродетелей низвергает в бездну страстей и пороков...

35. Где падение, - хоть в помыслах, - там предварила гордость. Эту-то гидру с семью головами побеждай с помощью Божией.

36. Гордость же, всем известно, есть самый богоненавистный порок, против коего должно поставить Христово смирение и всегда себя иметь худша всей твари...

37. Мы... должны принимать те врачевства с любовию, кои нам от Бога посылаются ко уврачеванию - как гордости, так и прочих грехов, а оные суть: скорби, поругания, укоризны и досады от других, - все это посылается Промыслом Божиим к нашему испытанию и исправлению...

38. Говоришь, что у тебя на душе трудно и беспокойно: это ни от чего другого, как от гордого устроения твоего. Господь успокаивает и утешает смиренных и кротких, а гордые пожинают плоды своего устроения: смущение, немирство, беспокойство и прочее...

39. Сколько же вредна слава человеческая! Хоть бы и точно человек имел что-либо достойное похвалы, но когда услаждается шумом слов оных, то уже лишается будущей славы...

40. Леность есть немалый порок и полагается в числе смертных грехов, то и надобно себя нудить к исполнению наших обязанностей, просить Бога о помощи, не надеяться на свою силу.

41. В отчаянии - все свои немощи и грехи ввергать в бездну милосердия Божия, сокрушаться о них и каяться, но надеяться на помилование, ибо Господь за грешников пролиял пречистую Свою кровь. И хотя бы мы весь закон исполнили, но не должны надеяться от дел своих спасения, а считать себя неключимыми рабами, по слову Господню...

42. А как горька зависть, и изъяснить трудно, и она не от вне, но извнутрь приходит от своего залога; обретый зависть, обрете дьявола, а дьявол тьма и смущение, а где благодать, там свет и мир.

43. Познайте и корень гнева и ярости: он есть гордость; противоположным оному смирением исторгайте его, при помощи от Бога, призирающего на смиренныя.

44. Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурными, то это происходит от нашего устроения.

45. Особенно не осуждайте других, ибо одно это ходатайствует нам всякое осуждение пред Богом.

Добродетели

46. Искание дарований небезопасно, подвержено самомнению, а, напротив, иногда лишение оных низводит пас в бездну смирения. В нашей воле состоит делать добро или сопротивное, а награда состоит в воле Божией.

47. Смирение и одно спасет, а прочие добродетели без смирения никакой нам не принесут пользы.

48. И болезненным нужно смирение, ибо оно сугубо успокоит по таинственного оного силе.

49. Нам должно всемерно стараться о приобретении смирения, потому что имеем брань с гордыми бесами, а смирение на них беструдная победа...

50. Чем же стяжем сие сокровище - смирение? Надобно поучаться в писаниях святых отцов о сей добродетели и иметь во всем самоукорение, а ближних видеть лучшими себя: ни в чем их не укорять и не осуждать, а укоризны от них принимать как посланные от Бога ко уврачеванию наших душевных болезней.

51. Не доверять себе и не следовать своему разуму и воле есть путь ко смирению; без него же, хотя бы и доброе что было нами сделано, - Богу неприятно.

52. Плод благого делания есть любовь и смирение, от коих рождается покой и мир совести.

53. Малые дела ваши, и при всех немощах, когда в оных приносите покаяние и себя зазираете, приняты Богом будут лучше, нежели великие труды и подвиги, совершаемые с высокоумием и мнением о себе.

54. Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том и в другом приносит весьма великий вред.

55. Разум наш угоден Богу со смирением, а с гордостью он отвержен.

56. Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо.

57. Дар смиренномудрия приобретается многим временем, опытом и различными искушениями и скорбями.

Скорби

58. Одно благоденствие в жизни человеку не может быть полезно без потрясений... Одно благополучие вводит человека в высокоумие и в беспечность о душевном своем устроении, и потому Господь смотрительно попущает человеку вкусить горести скорбей, чтобы имел смиренное мудрование и не надеялся на прочность и неизменяемость временного блага, и прибегал бы к Богу в скорбях своих...

59. Чрез скорби и в вере утверждаемся, и славу человеческую ни во что же вменяем. Веровать же надобно твердо, что без воли Божией никакая скорбь нам не приключится... хотя мы видим причиною скорбей наших людей, но они суть только орудия Промысла Божия, действующие в деле спасения нашего, и они только могут сделать нам что Бог попустит...

60. Нам ко спасению нужны не одни вольные скорби, но и невольные, а паче когда в вольных оскудеваем, то невольные нам помогают и спасение устраивают.

61. Пишете, что посещают вас болезни и скорби. Это знак милости Божией к вам: «Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет»*, то и надобно благодарить Господа за Его отеческий о вас Промысл. Скорби нас вразумляют и искусными творят в делах наших, также и очищают от грехов, равно как и болезни.

62. Ты напрасно принимаешь помыслы, будто оставлена от Бога, потому что болеешь; совсем напротив, но Сам Бог лучшее о тебе устраивает ко спасению средство...

63. Пришла болезнь волею Божией и пройдет, силен бо есть уврачевать тебя и каждого недугующего, только если восхощет, и нам будет на пользу.

64. Когда человек оставляется самому себе, то никакой скорби понести не может: все выше силы его, а когда получит помощь от Бога, то скорби делаются удобоносимыми и даже незаметными...

65. Мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хощет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями.

67. Страдает тело, страдает и душа, а если бы душа была укреплена верою, то и тело могло бы получить укрепление при спокойствии духа; смущенный же дух имеет влияние и на телесный состав и болезнь умножает.

68. Вы все еще в болезни телесной и скорбите, видя себя в бездействии. Какого же вы ищете действия? Довольно с вас терпения с благодарением. Бог не требует от болящего подвигов и трудов телесных, но душевное благое устроение всегда надобно наблюдать и иметь попечение о исправлении оного.

69. О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много, вспоминая житие Пимена Многоболезненного: как он не выходил из кельи, и даже не желал выздоровления, и сподобился пострижения от рук святых ангел? Чин болящего и благодарящего велик пред Богом и даже равен сидящему в пустыне в повиновении старца совершенно. Благодари Господа, даровавшего тебе ближайшее средство ко спасению.

70. Ты сам не знаешь, чего у Бога просишь, - чтобы избавил от болезни; ты проси того, что Его святой воле угодно и тебе полезно. Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом: ими и грехи очищаются, и от страстей избавляются.

71. Ищущим спасения и не достигающим оного делами Господь премилосердый восполняет недостаток ваш болезнями и скорбями.

72. Болезни твои вместо подвигов тебе вменятся, а может быть, без них мог бы впадать и в страсти - еще лютейшие болезней.

33. От трудности и множества дел, а также и от недостатков не приходи в смущение, но прибегай к Господу с молитвою, и Он не оставит тебя.

34. Молитовку не оставляй. Если в церковь не можешь ходить всегда, то помаливайся почаще во внутренней клети своей - в сердце своем. Там можно молиться и во время работы. Господь да поможет тебе приучиться к сему.

35. ...Что во время молитвенное смущают вас помыслы, откуда что взять, это просто искушение от врага. Не поддавайтесь этим помыслам, тем паче что среди молитвы ничего дельного не придумаешь. Говорите себе мысленно: «Господь нам помогал и всегда будет помогать». Затем ограждайтесь крестным знамением и со вниманием творите Иисусову молитву.

36. Даруй же тебе Господь такое чувство, чтобы ты искренно сознавала себя хуже всех и молилась бы не иначе как молитвою мытаря*, а не подражала бы фарисею, молящемуся в храме: «Боже, благодарю тебя, что я несмь якоже прочии человецы... или якоже сей мытарь»**.

* Боже, милостив будь ко мне, грешному!

** См.: Лк.18:9-12.

37. Нужно молиться усерднее, как молилась жена хананеянка*. Некоторые говорят: да молимся, но молитвы-то наши не исполняются... Но вы, невзирая ни на что, продолжайте молиться, вопить, как святые апостолы молились: «Господи, спаси нас, погибаем»** или как слепец***. Молится надменный фараон, и услышан... Кольми паче услышан будет молящийся христианин. Не унывайте, а продолжайте молиться.

* Мф. 15:22-28.

** См.: Лк. 8:24.

*** См.: Лк.18:З5-43.

38. Не следует набирать много правил, а должно все делать по силам. И Бог ничего не требует от нас сверх наших сил. Определи себе посильное правило и держись его всегда. Хотя бы то правило было короткое, только старайся совершать его со вниманием.

39. Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет.

40. На языке, говоришь, молитва, а на уме Бог весть что, и потому думаешь, не оставить ли в таком случае молитву. - Нет, не оставляй. Лучше сухим хлебом питаться, нежели оставаться совсем без хлеба.

41. Кто не считает себя грешным, от того Господь и молитвы не приемлет.

42. Правило молитвенное старайся не опускать, а то можно в нерадение придти.

43. ...По болезни в случае нужды можно совершать правило (молитвенное) и без поклонов, даже сидя и хоть и лежа. Проговаривай только молитвы со вниманием и усердием.

44. Понуждай себя чаще творить молитву, вот и приучишься.

45. Без молитвы спать не надо ложиться.

46. Будем же молиться: «Господи, помилуй, Господи, даруй ми смирение и кротость и, имиже веси судьбами, спаси меня, Господи». И Господь по милости Своей помилует и спасет нас всех Своею благодатию.

47. Почаще старайся молитву Иисусову творить, с ней веселее будет работать.

48. Молись сам, как можешь и умеешь, только молись!

Покаяние

49. Господь не ищет от нас безгрешия, а ищет от нас покаяния с сознанием своей греховности и с самоукорением.

50. Каяться не ленись. Если бы и десять раз на день пришлось каяться, все кайся, ибо сказано: «В чем застану, в том и сужу»*.

* Этих слов нет в Новом Завете. Однако Церковь считает их подлинными словами Христовыми. Их сохранил для христианства великий муж апостольский св. Иустин Философ в своем «Диалоге с Трифоном иудеем».

51. Каждый вечер перед сном выскажи Богу Сердцеведцу все свои погрешности, соделанные в деле, слове, в помыслах. И верь, что Бог принимает твое сердечное покаяние...

52. Надежда на милосердие Божие - плод покаяния, а где смущение и отчаяние, то там не истинное покаяние.

53. Покаяние тогда истинно, когда после него всеусиленно будешь стараться уже жить как должно. А без этого оно мало действительно, если каешься, лишь бы поговорить о грехах, а жить по-старому.

Как избавиться от грехов

54. Грех сам не войдет, если мы его не впустим...

55. Начать исправление надо иметь осмысленное твердое решение, без саможаления или себялюбия.

56. Если ты приятелей своих будешь постоянно выдавать, то они волей-неволей отстанут от тебя, - то же и с грехами: объявляй их усердно отцу твоему духовному, выдавай их с ненавистью к ним, борись с ними, и они отойдут от тебя.

57. Вначале будет трудно бороться с грехом, а потом легко будет.

58. Проси помощи Божией, помни всегда смерть свою и муку и, Бог даст, мало-помалу исправишься.

59. Когда видишь, что не исправляешься, а только прилагаешь грехи ко грехам, то надо стараться приносить в них покаяние. Спеши открывать язвы душевные пред Господом и ищи разрешения и прощения. И если по прощении паки в то же впал, паки прибегай к покаянию, - и так до конца. И Бог, видя твой труд, твое покаяние, не оставит тебя без Своей помощи и милости.

60. Надо иметь страх Божий и помнить, что не утаится от Бога ни един помысл, и надо понуждать себя чаще творить молитву Иисусову.

61. Если люди будут укорять, то это ничего, только надо переносить с терпением и не обижаться на людей, а просить прощения. Чрез это и исправишься.

62. Без искушения и без греха нельзя прожить, но надо каяться, и Господь простит.

63. В чем совесть укоряет, от того надо охраняться, как от огня.

Борьба со страстями

64. От одних грехов нам бывает тяжело, а когда от них будем избавляться, то не только получим облегчение в текущей жизни, но и еще надежда на милость Божию возвеселит наши души.

65. От страстей терпением и трудом излечиваются, а наипаче помощью Божией, которая ниспосылается смиренным. Но помнить надо, что не вдруг страсти исторгаются, но требуется на это труд и время, и поэтому не надо смущаться при восстании в нас страстей, но молиться, приносить покаяние Богу, просить помощи и более всего смиряться.

66. Нельзя сразу измениться к лучшему, а потому и смущаться на свое духовное несовершенство не следует. По пословице: «В мутной воде рыбу ловят» - и враг нападает на неразумных смущением, чтобы легче уловлять их в свою волю.

67. ...Не усилия наши, не труды, не время избавляют нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным. Сие всегда помни и никогда не полагайся на себя, хотя бы и много лет не тревожила тебя страсть, ибо и чудотворцы, и великие постники были побеждаемы и низвергаемы страстью. Но всегда между страхом и надеждой провождай свое жительство, призывая на помощь Господа и смиряя себя всячески.

68. Что страсти не отступают, то сие по смотрению Божию. ...Страсти и падения смиряют человека, приводят его в сокрушение сердечное и тем привлекают ему Божие милосердие. Конечно, надо всеми силами бегать и удаляться греха, ибо если мы будем сами по своему нерадению впадать в грехи, то заслужим только большее осуждение. А в случающихся невольно или по нашей немощи да будем очищаться покаянием.

69. От рассеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовой, а от уныния спасайся плачем о грехах.

71. За осуждение, укорение, злопамятность и за гордость никто не будет наследником Царствия Божия. Если не исправится таковой, то не миновать ему геенны огненной.

72. Леность ходатайствует душе муку.

73. ...За нерадение Бог наказывает внезапной смертью.

74. ...От шуток и насмешек тоже удерживайся, а то и от них страсти восстают.

75. Воздержание чрева смиряет и язык.

76. Против блудной страсти надо быть осторожну даже до смерти...

77. Считайте себя худшими всех на свете, и с помощью Божией угаснет похотно-блудный огонь.

78. Часто размышлять нужно, какие томления смертные Христос претерпел на кресте, и тем отгонять от себя блудные помыслы.

79. Не деньги виноваты, а пристрастие к деньгам. Мало ли было царей и князей, которые жили в богатстве. Но так как они не имели пристрастия к богатству, то и оказались в лике святых... Можно жить и в крайней бедности и в то же время иметь пристрастие, или сердечную привязанность, к богатству, и чрез это одно душа может погибнуть, если человек при жизни не раскается в этом грехе.